Патриарх Сербский Ириней поклонился святыням Санкт-Петербурга 21 июля 2013 г. 16:55 20 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней , посещающий с визитом Русскую Православную Церковь, поклонился святыням северной столицы России. В путешествии Его Святейшество сопровождали члены официальной делегации Сербской Православной Церкви , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва , настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний , ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. Предстоятель Сербской Церкви посетил Исаакиевский собор, где поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Тихвинская». Затем Святейший Владыка поднялся на колоннаду собора и осмотрел город с высоты. Экскурсию по храму провел заместитель директора государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Е.Н. Корчагин. Патриарх покинул собор через западные врата, которые открываются только в особо торжественных случаях. Святейший Патриарх Ириней также посетил мемориальный собор Спаса-на-Крови. После этого делегация Сербской Православной Церкви во главе с Патриархом Иринеем направилась в Александро-Невскую лавру . У входа в Свято-Троицкий собор Его Святейшество встречали наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители. Высокий гость и члены сопровождающей его делегации поклонились мощам святого благоверного князя Александра Невского и иконе Божией Матери «Млекопитательница» — списку чудотворного образа, пребывающего в Хиландарском монастыре на Афоне. Прозвучало приветственное слово епископа Кронштадтского Назария. В память о пребывании в лавре он преподнес Святейшему Владыке панагию с изображением иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница», изготовленную к 300-летию обители, отмечаемому в нынешнем году. Его Святейшество поклонился чудотворному образу «Невская Скоропослушница». Патриарх Ириней сказал, что просит молитв о сербском народе и о сохранении святынь Косова и Метохии. «Нас постигло особое тяжкое искушение: великие мира сего пожелали отнять святыни у сербского народа», — сказал он, выразив надежду, что по молитвам всех подвижников, просиявших на Косовской земле, православные сербы сохранят свои святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/3113338.ht...

Служители храма святого Александра Невского и представители Российского центра науки и культуры в Белграде, также выступившие по видеосвязи, рассказали о почитании русского святого в Сербии. Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский выступил с сообщением о почитании святого в Санкт-Петербурге и области в XX-XXI веках. В начале ХХ века в регионе было много храмов, посвященных святому. Были они и во многих городах Европы, причем в основном строились по проектам петербургских архитекторов. Связь этих храмов с городом на Неве сохранилась даже в безбожную эпоху: так, в 1964 году в реставрации Александро-Невского храма в Софии участвовали и ленинградские специалисты. Было много упоминаний о святом в дореволюционной топонимике города, его имя носило множество учреждений и организаций, в том числе знаменитое Александро-Невское братство. Многие писатели и художники посвятили князю Александру свои произведения. Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн в детстве жил рядом с лаврой и посещал гробницу святого - возможно, это подвигло его на создание знаменитого фильма. Почитание святого в лавре сохранилось даже после ее закрытия и изъятия его мощей, которые первоначально были перевезены в Москву. В Свято-Троицком соборе в годы Великой Отечественной войны был устроен своеобразный " мавзолей " князя: вход в собор был свободным, там располагалась выставка, посвященная князю, а над местом, где некогда покоились его мощи, было создано подобие сени. В Санкт-Петербурге и области пять памятников святому, в этом году планируется открыть еще два. Орден его имени был учрежден трижды: в 1725, 1942 и 2010 годах. Проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин зачитал фрагмент приветствия ректора СПбДА епископа Петергофского Силуана . В нем отмечено, что духовная академия на Неве - единственное высшее учебное заведение, связанное с именем святого. В этом году исполняется 300 лет духовному образованию в Санкт-Петербурге и 75 лет его возрождению.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Все это касается и Балканских православных стран. В XX столетии появляются грандиозный триконх — собор Св. Александра Невского в Софии, а также более современный, но менее величественный собор Святителя Саввы Сербского в Белграде. Византийский стиль органично перетекает в сербско-византийский или неовизантийский. Последнее направление в церковном зодчестве не чуждо сегодня и Русской Православной Церкви: например, Сретенский храм на Муринском ручье в Петербурге выполнен именно в этом стиле (24, 370–371). Таким образом, архитектурно-художественный опыт Афона, его уникальный ритм богослужебной жизни активно влияют и на архитектурные традиции Православных Церквей Восточной Европы, позволяя не только сохранить древние ценности храмостроения, но и создавать новые замечательные образцы церковного искусства. Афон и Православные Церкви Восточной Европы: литургические и певческие контакты Интерьер церкви в честь Преображения Господня на вершине Святой Горы. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Святые отцы всегда понимали Божественную Евхаристию как средоточие и источник всего богословия, как великое Таинство Церкви и как путь вхождения в Царствие Божие. Действительно, Евхаристия, как Тело Христово, есть символ Царства, а Божественная литургия есть содержание этого символа. Многие богословы указывали на эсхатологический характер Евхаристии, на то, что «Церковь принадлежит будущему веку. И хотя она живет в этом мире, ее подлинным назначением… является свидетельство о “последнем”. Литургическое богословие поэтому становится раскрытием Таинства: «…в этом мире “последнее” может быть выражено только богослужебно» (30, 70–72). Согласно русским преданиям, красота христианского богослужения сыграла решающую роль в принятии русскими евангельских истин. Как повествует летопись прп. Нестора, когда посланцы князя Владимира посетили в храме Святой Софии греческое богослужение, они были поражены его блистательностью и величием: «Мы не можем описать словами то, что пережили. Не знаем, на земле мы находились или на небе» (24, 395).

http://pravoslavie.ru/31856.html

24. Собор Покровский, что на Рву, или церковь Василия Блаженного. Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани, освящен 29 июля 1557 года; зодчими были Барма и Постник Яковлев. В верхней церкви девять престолов: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Св. Троицы, 3) Входа в Иерусалим, 4) Григория Армянского, 5) Александра Свирского , 6) Варлаама Хутынского, 7) Иоанна Милостивого, 8) Николая Чудотворца, 9) Адриана и Наталии. Внизу в 1588 году устроена церковь Василия Блаженного, а в 1680 году придел Рождества Богородицы. Нынешняя колокольня, а также два крыльца при верхнем храме и третье при нижнем пристроены в XVII веке. В XVIII веке надстроена палатка в северовосточной части нижней церкви. Главный храм имеет иконостас, перенесенный из разобранного в 1770 году собора Черниговских Чудотворцев, а придел Входа в Иерусалим из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. 25. Рождества Христова, что в Палашах. Тверская, Палашевский переулок. Главная церковь построена в 1573 году, но значительно переделана в XVII веке и после 1812 года. Колокольня XVII века, трапезная 1836 года. Приделы: 1) «Взыскания погибших», 2) Николая Чудотворца. 26. Гребневской Божией Матери, на Лубянской площади. Построена неизвестно когда, обновлена в 1711 и 1850 годах. Колокольня упоминается под 1619 годом. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. Придел Иоанна Нового Белградского устроен в 1635 году. Другой придел Преподобного Сергия. 27. Вознесения Господня. Никитская, угол Чернышевского переулка. Обыкновенно называется «Малое Вознесение». Построена в 1584 году. Купол церкви – XVIII века. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Прокопия Устюжского. 28. Трифона Мученика, что в Напрудной. Трифоновская улица, угол 3-ей Мещанской. Главная церковь построена неизвестно когда; сложена из тесаного камня. В 1895 г. выстроена нынешняя обширная трапезная с куполом и двумя приделами: 1 ) Николая Чудотворца, 2) Филарета Милостивого. Нынешняя колокольня построена в 1890 г. архитектором П.П. Зыковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

епископ Аляски – Алексий, в миру Пантелеев Александр Аполлонович, 1874 г. рождения; протоиерей Метропольский Николай Николаевич, 1886 г. рождения; юрисконсульт митрополии Аркуш Ральф Мондгомери, 1887 г. Рождения. Эта делегация выехала из Нью-Йорка 16 января с.г., с последующим перелетом в Москву также по маршруту Аляска-Сибирь. В связи с тем, что формально данная делегация участвовать в работах Поместного Собора не может и переговоры с ними Московская патриархия будет вести по окончании Поместного Собора, патриарший местоблюститель митрополит Алексий просил Совет обеспечить прибытие в Москву указанной делегации от митрополита Феофила после окончания заседаний Поместного Собора. Совет согласен с мнением митрополита Алексия и предполагает, по прибытии делегации в г. Красноярск, отправить ее в Москву поездом. 6) От Сербской православной церкви Московской патриархией приглашен на Поместный Собор митрополит Скоплянский Иосиф, являющийся заместителем Сербского патриарха Гавриила, интернированного немцами в глубь Германии. Митрополит Иосиф сообщил, что синод Сербской православной церкви принял решение направить в Москву делегацию в составе нижеследующих 12 человек: митрополит Скоплянский Иосиф; епископ Нишский Иоанн; представитель русской (эмигрантской) церкви протоиерей Иоанн Сокаль; представители Патриаршего Управного Комитета: Добрица Меткович – бывший губернатор и Григорий Тедич – адвокат; профессора теологического факультета архимандрит доктор Филарет Гранич и протоиерей Стева Дмитриевич; представитель от вероучителей средних школ доктор Драгомир Марич; представители от приходского духовенства протоиереи Мирко Максимович и Душан Васич; представители от военных священников протоиерей Евстатий Караматиевич и иерей Блажо Маркович. Митрополит Иосиф заявил офицеру советской военной миссии в Белграде, что вышеуказанная делегация желает ознакомиться не только с русскими церковными делами, но и вообще с Советским Союзом, для того, чтобы, по возвращении в Югославию, рассказать всю правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Троицкий Сергей Викторович (1878–1972 гг.) – ведущий кантонист того времени. Окончил СПб археологический институт (1900) и параллельно СПб ДА (1901). В 1913 защитил магистерскую диссертацию по каноническому праву, был чиновником особых поручений при Св.Синоде, преподавал каноническое право в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище, в 1919 году – в Новороссийском ун-те. Был членом Всероссийского Поместного и Всеукраинского Соборов 1917–1918. В 1920 эмигрировал в Югославию, где преподавал канонику; с 1920 профессор Белградского ун-та, с 1948 сотрудник Сербской академии наук. Читал курс церковного права в Свято-Сергиевском Православном богословском ин-те в Париже. Живя за рубежом, всегда оставался членом Русской Православной Церкви и вел активную борьбу против «карловацкого» раскола. Неоднократно посещал Советский Союз и консультировал священноначалие РПЦ МП. В 1947–1948 был профессором МДА, членом ОВЦС, работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». На заседании 18 декабря 1961 года ученый совет МДА присудил профессору С.В. Троицкому ученую степень доктора церковного права. Скончался в Белграде. 11 «Узнал от митрополита Вениамина, что окончательно отпали как Анастасиевцы 6 человек: архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Иероним (Чернов), архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Феодосий (Самойлович) Южно-Американский, епископ Вениамин (Гаршин), уехавший в Японию. 12 Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). 13 П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. 15 В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Богослов, историк Русской Церкви. Родился в Харьковской губернии. Окончил Харьковскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию. Кандидат богословских наук. Гласный Петербургской городской думы, член Петербургской городской управы, член Петербургского городского комитета Союза городов, заведовал Петербургской пенсионной кассой. Основатель Братства приходов Петрограда и Епархии. Эмигрировал в Константинополь. Товарищ председателя совета Союза православных русских общин в Константинополе. Преподавал на Богословско-пастырских курсах (1921–1922). Участник Карловацкого Зарубежного церковного съезда (1921). Переехал в Белград, затем во Францию, с 1923 жил в Париже. Член Учредительного комитета Богословского института, преподавал в нем гомилетику и церковнославянский язык (1930–1939), состоял секретарем приходского совета Сергиевского подворья. Входил в состав Комитета по сооружению Сергиевского подворья (1924–1925). Исполнял обязанности члена ревизионной комиссии приходского совета Свято-Александро-Невского собора в Париже. Член Учебно-просветительного комитета. Член комитета Общества «Зарубежная Казна» (с 1928). Сотрудничал в «Церковном вестнике» и др. журналах и газетах. В 1936 г. издавал журнал для русского юношества «Русь». В 1930-е гг. член кружка «К познанию России», витязей (НОВ), почетный витязь. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Махароблидзе Ексакустодиан Иванович (ок. 1880–1960) – делопроизводитель Предсоборной комиссии, работник канцелярии Собора. Окончил духовную семинарию и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. До 1918 г. – начальник канцелярии протопресвитера военного и морского духовенства, с 1919 г. – руководитель канцелярии ВВЦУ. В 1920–1930-х гг. секретарь зарубежного ВЦУ после его упразднения управляющий канцелярией Архиерейского Синода за границей. Редактировал журнал «Церковный вестник». В 1940-х гг. переехал в Западную Германию. В 1950-х гг. – секретарь епархиального управления Германской епархии. 268

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помоги нам, Боже и святой Лесендро! Если будешь нам святой помощник, будем славить мы тебя до века. С этой песней они ринулись в бой и победили. Во времена коммунизма всё это было несколько подзабыто, но в 1990-е началось духовное обновление, и традиции окрепли. Была отреставрирована церковь, построенная воеводой Васой, и снова началось почитание святого Александра Невского в этих краях. - Имя страстотерпца царя Николая тоже имеет особое значение для всех сербов, и с вашей епархией также оно связано. В какой мере почитается память Романовых? - Все балканские и другие православные народы были во время турецкого ига под защитой русский царей. Нужно видеть храмы, которые были воздвигнуты с русской помощью от Палестины до нашего Никшича! Памятник императору и страстотерпцу Николаю II в Белграде. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Вклад русских царей в сохранение Православия очень велик, но святой царь Николай особенно почитаем у сербов. Он защитил наш народ во время Первой мировой войны. Он был главной личностью, вдохновившей наш народ на военное объединение для того, чтобы дать достойное сопротивление австро-венгерской силе. Сам военный союз между Сербией и Черногорией утверждался тогда с поддержкой России, с известными гарантиями, данными Россией. Когда произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию Когда Австро-Венгрия оккупировала Сербию, царь Николай лично вмешался в происходящее и поставил союзникам условие: если они срочно не окажут помощь и не выполнят свои обещания в отношении сербов, то он разорвет с ними отношения. Это имело большое значение. Конечно, мы благодарны и другим народам, помогшим нам в тот момент, но сербский народ никогда не забудет, что из-за нас Россия вошла тогда в серьезные испытания, и когда в ней произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию. Собор свт. Василия Острожского в Никшиче, в возведении которого участвовали два Российских императора. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

(2007) Религиозно-философские кружки, братства и общества Ленинграда в 1920-х годах//Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. Т. 8. Вып. 2. С. 247-252. (2007) Религиозная жизнь блокадного Ленинграда по новым документальным источникам//Битва за Ленинград: проблемы современных исследований. Сборник статей. СПб. С. 171-189. (2007) Церковная жизнь 15-го казачьего кавалерийского корпуса в Югославии 1943-1945 годы//Токови ucmopuje. Часоник Института за hobujy ucmopujy Cpбuje. Белград. 4. С. 23-42. (2007) Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны//Вестник церковной истории. 3. С. 221-262. (2007) Русская Православная Церковь и власовское движение//Вестник церковной истории (II). 1. С. 219-248. (2007) Албанская Православная Церковь в годы Второй мировой войны//Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. 3. С. 132-142. (2007) Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии//Вестник русского христианского движения. Париж. 192. С. 247-269. (2007) Русская Православная Церковь в Греции//Новый журнал. Нью-Йорк. Кн. 249. С. 276-297. (2007) Григорий (Постников), митрополит//Большая Российская энциклопедия. Т. 7. С. 748. (2007) Григорий (Чуков), митрополит//Большая Российская энциклопедия. Т. 7. С. 748. (2007) Гавриил (Петров), митрополит//Большая Российская энциклопедия. Т. 6. (2007) Монастырь преподобного Иова Почаевского//Новый журнал. Нью-Йорк. Кн. 246. С. 267-288. (2007) Духовенство 15-го казачьего кавалерийского корпуса в Югославии//Диаспора: Новые материалы. Т. 8. СПб.-Париж. С. 659-677. (2007) Подворье Санкт-Петербургского Воскресенского женского монастыря в поселке Лисино-Корпус//Православный летописец Санкт-Петербурга. 29. С. 81-91. (2007) Шкаровский М.В. и Л.К. Александрова-Чукова. Митрополит Григорий (Чуков): возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. С. 134-147. (2007) Николо-Богоявленский собор в годы гонений//Православный летописец Санкт-Петербурга. 31. С. 25-31.

http://bogoslov.ru/person/302151

Всё это касается не только России, но и Греции, и Балканских православных стран, где наряду с реконструктивными мероприятиями в старых монастырях (для XIX в. – это кафоликон монастыря Св. Павла на Афоне и Рыльский монастырь в Болгарии, имеющий теперь собор усложнённого афонского варианта с дополнительной парой апсид- " певниц») в XX столетии появляются грандиозный триконх – собор Александра Невского в Софии, а также более современный и не менее величественный храм-тетраконх – собор Свт. Саввы Сербского в Белграде. Если для России между началом и концом XX в. существовал перерыв в регулярном храмостроительстве (за исключением отдельных примеров трудов русской эмиграции за рубежом), то для других названных стран «византийский стиль» органично перетекает в «сербско-византийский» или «неовизантийский» (для Греции, Кипра и храмов греческой церковной традиции в других регионах). Последнее направление в церковном зодчестве не чуждо и современной эпохе Русской Православной Церкви как одного из возможных путей её храмостроительства (например, строящийся Сретенский храм на Муринском ручье в Петербурге, также с апсидами- " певницами», арх. Г. Челбогашев). Также следует отметить особо тщательное отношение афонских мастеров к осуществлению иконографических программ в храмовых росписях. В целом, продолжая традиции композиционных решений в храмовой живописи средне– и поздневизантийского времени, афонский храм имеет сильные пространственные акценты в северной и южной конхах, где, как правило, размещаются, соответственно, образы Воскресения Христова (как композиция Сошествия во ад) и Преображения Господня. Активное присутствие в стенописи афонских храмов и литургической тематики роднит её с монументальной живописью Сербии и Македонии. Интерьеры афонских церквей имеют устойчивую иконографическую структуру – с некоторыми местными особенностями, как в храмах с древней стенописью (Ватопедский монастырь, Хиландар, Дионисиат), так и с недавно обновлённой (монастырь Симонопетра). Архитектурно-художественный опыт Афона, его уникальный опыт духовной и богослужебной жизни вкупе с пребыванием там величайших святынь и богатейших сокровищ ризниц и библиотек активно влияют на нынешнюю жизнь Церкви, сохраняя древние ценности храмостроения и церковного искусства и создавая новые. Всё это важно видеть в свете необходимости укрепления практических связей между церковными традициями священной земли Православной Эллады и стран-наследниц Святой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010