Обновленческое Могилёвское ЕУ в 1923 г. назначило уполномоченным по Мстиславскому у. свящ. Андрея Якишенко, настоятеля Свято-Троицкой ц. в Мстиславле. С этого времени начался массовый переход храмов уезда в раскол, во 2-й пол. 20-х гг. XX в. здесь действовало ок. 40 обновленческих общин. Сопротивление распространению раскола оказали насельницы Мазоловского Вознесенского женского мон-ря. На съезде обновленческого духовенства Мстиславского у. 24 мая 1924 г. было принято решение об учреждении в Мстиславле епископии. Кафедра была создана после того, как обновленческий Белорусский синод возглавил «Могилёвский митрополит» Иосиф Кречетович. Первый епархиальный съезд прошел 25 мая 1926 г. в Кричеве под председательством «митрополита» Иосифа. Участникам съезда был представлен «Мстиславский архиерей» - бывш. «Витебский архиепископ» Гавриил Свидерский. У Свидерского возник конфликт с духовенством и верующими в Мстиславле, в первую очередь с общиной Николаевского собора. Вслед. конфликта община собора в сент. 1926 г. вернулась из раскола в правосл. Церковь. Свидерский уехал из Мстиславля, в 1927 г. был назначен «архиепископом Гомельским и Стародубским». На Мстиславскую кафедру поставили бывш. «Самарского архиепископа» Сергия Добромыслова, в том же году он был переведен на Полоцкую епархию. В окт. 1927 г. под председательством Якишенко в Свято-Троицкой ц. прошел съезд обновленческого духовенства Мстиславской епархии, на котором приняли решение о ликвидации Мстиславской кафедры и о присоединении приходов к обновленческой Оршанской епархии. В авг. 1929 г. под председательством «Оршанского архиепископа» Феодора Турбина прошел съезд духовенства и мирян Мстиславского р-на, на котором обсуждались вопросы церковной жизни. К тому времени 26 обновленческих священников епархии оставили служение, 9 священников ушли из епархии, 9 иереев были арестованы (в 1929 были рукоположены 4 чел.). К 1931 г. обновленцам принадлежали в Мстиславском р-не 4 действующие церкви, в т. ч. Свято-Троицкая и Александро-Невская в Мстиславле.

http://pravenc.ru/text/2564304.html

Павел (Фокин), митр. Ханты-Мансийский. Фотография. 2018 г. (Фокин Павел Семенович; род. 9.01.1956, с. Кучеровка Глуховского р-на Сумской обл. Украинской ССР), митр. Ханты-Мансийский и Сургутский. Из семьи зам. начальника железнодорожной станции. В 1973 г. окончил кучеровскую среднюю школу. В том же году поступил на дирижерско-хоровое отделение Сумского муз. уч-ща. В 1974-1976 гг. проходил срочную военную службу. После увольнения в запас продолжил обучение в музыкальном училище, которое окончил в 1980 г. С 1981 г. работал регентом детского хора и хора педагогов кучеровской средней школы. В 1985 г. переехал в Ленинград, нес послушание чтеца и псаломщика в Преображенском соборе. В 1989 г. по рекомендации прот. Н. М. Гундяева поступил в ЛДС. В 1992 г. окончил ЛДС и поступил в ЛДА. В 1996 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Мальтийский орден и его историческое развитие». 21 сент. того же года Костромским и Галичским архиеп. Александром (Могилёвым ; ныне митрополит) рукоположен во диакона и 27 сент.- во иерея. 8 окт. того же года пострижен в монашество, наречен в честь прп. Павла Обнорского, Комельского. 31 окт. утвержден в должности наместника Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был одним из инициаторов передачи Костромской епархии всех зданий, расположенных на территории музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Этот процесс вызвал конфликт епархии и музея. После вмешательства федеральных властей было принято решение о передаче зданий Церкви. Во время служения в Костромской епархии нес послушания члена епархиального совета, благочинного церквей г. Костромы, председателя епархиального суда, настоятеля Иоанно-Богословской ц., руководил строительством храма во имя прор. Илии в пос. Ильинском Костромского р-на и обл. С 1996 по 2003 г. преподавал гомилетику в Костромской ДС. 17 окт. 1997 г. возведен в сан игумена и 21 мая 1998 г.- в сан архимандрита. С 16 окт. 2002 по 15 янв. 2003 г. нес послушание помощника руководителя Русской духовной миссии в Иерусалиме , совмещая послушание с управлением монастырем. 26 дек. 2003 г. освобожден от должности наместника Ипатиевского монастыря и назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Сан-Франциско в США. 21 авг. 2007 г. переведен на должность настоятеля Свято-Никольского ставропигиального прихода г. Рима.

http://pravenc.ru/text/2578507.html

После первого раздела Речи Посполитой (1772) по рекомендации еп. Игнатия Массальского имп. Екатерина II назначила Б.-С. католич. епископом на вошедших в состав Российской империи землях (1773). Помимо белорус. приходов ему были подчинены приходы на территории империи, не входившие в др. католич. еп-ства, т. е. в С.-Петербурге, Москве и др. рус. городах. В ходе переговоров с папой Римским, в к-рых участвовал папский нунций Джованни Андреа Аркетти , Екатерина II взамен нек-рых уступок по отношению к греко-католикам на территории Российской империи выдвинула требования о признании Могилёвской кафедры: Б.-С. становится архиепископом Римско-католической Церкви в России, ему дается право ношения паллиума и придается коадьютор, назначаемый лично императрицей. 15 июля 1778 г. Б.-С. получил офиц. подтверждение прав на управление всеми католич. церквами на территории Российской империи. В 1781 г. папа Пий VI признал Могилёвскую кафедру архиепископской, дозволив ее главе ношение паллиума, но отверг назначение Б.-С. архиепископом. Указом от 17 янв. 1782 г. Екатерина II самовольно учредила Могилёвское архиеп-ство. В результате напряженных дипломатических переговоров папа Пий VI отправил нунция Аркетти с миссией в С.-Петербург, где тот издал от имени папы буллу о признании этих преобразований (19 дек. 1783) и вручил паллиум Б.-С., утвердив его в сане архиепископа Могилёвского. Сторонник политики Екатерины II, тот содействовал изменению статуса католич. Церкви в России, добиваясь ее полной адм. независимости от власти папы. С переездом в С.-Петербург в 1797 г. Б.-С. возглавил департамент римско-католич. дел Юстиц-коллегии. Имп. Павел I присвоил ему титул митрополита всех римско-католич. церквей в России (1798), выхлопотал для него кардинальское одеяние (без сана) и возвел в звание командора Большого креста Иоанна Иерусалимского. В 1800 г., по-видимому, из-за конфликта с иезуитами, Б.-С. был выслан из С.-Петербурга в имение Буйничи Могилёвской губ. В 1801 г., при Александре I, вернулся в С.-Петербург и был назначен председателем римско-католич. Духовной коллегии, созданной для управления католич. Церковью в России.

http://pravenc.ru/text/149629.html

Могилёвская область (храмы) Материал из Азбука паломники Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) [ править править код ] Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) В 1903 году произошла торжественная закладка первого камня нового храма во имя трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Строительство проходило по проекту и под наблюдением надворного советника, губернского архитектора П. Калинина. Возведение собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1913 году. Храм был освящен 1 декабря того года. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915-1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли колокольню, купола, кресты и основали здесь клуб завода " Строммашина " . В помещении под музыку духового оркестра стали устраивать танцевальные вечера, а потом загремела городская дискотека " Резонанс " . 25 декабря 1989 года храм снова был освящен и начал действовать. Адрес: Белоруссия, 212000, г. Могилев, ул. Первомайская, 75 Александро-Невский собор (Мстиславль) [ править править код ] Александро-Невский собор (Мстиславль) Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. В 1727 году в Мстиславле на пожалования хорунжего витебского Ивана Гурко был основан бернардинский монастырь, на месте которого ранее находилась древнейшая православная церковь в городе — Афанасьевская церковь, перенесённая на Замковую гору. В монастыре имелся возведённый в том же 1727 году костёл Рождества Богородицы с пятью деревянными алтарями. В 1775 году костёл был заменён на новый, уже каменный храм. Монастырь, закрытый в 1831 году, отдали православному ведомству, при этом храм — для прихожан Афанасьевской церкви. Здание храма сгорело в 1858 году. После этого для костёла разрабатывались различные варианты приспособления «по ветхости» (проекты датируются 1864 и 1866 годами). Было принято решение о непрочности конструкций католического храма, что привело к решению его разобрать и построить новый, уже православный храм. Сама церковь была возведена в 1870 году из кирпича.

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёвская_об...

Мужчина, как известно, не очень стремится разделить с женщиной обязанности по дому. Так, например, мужчины проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии — воспитании своих детей. Еще менее охотно они подключаются к домашнему труду. Таким образом, нагрузка у женщин с годами возрастает, а у мужчин — уменьшается. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Православная семья сегодня — какая она? Как традиции русские традиции присущи этой ячейке общества? Об этом рассуждает архиепископ Александр (Могилёв). Православная семья   Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) Еще год назад тема «Православные традиции российской семьи» в определенной степени показалась бы мне новой. Безусловно, у каждого священнослужителя, тем более, у каждого епископа, имеющего определенный опыт церковной деятельности, есть представления о проблемах семьи, сформировавшиеся на практике. Но говорить о них со знанием дела, профессионально, может далеко не каждый. Я не стремлюсь показаться профессионалом, но лишь скажу, что в прошедшем году эта тема стала мне особенно близка. Это связано с тем, что минувшей осенью в старинном русском городе Галиче и в самом областном центре — г. Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синодальный отдел по делам молодежи осуществил масштабный проект — был npobeдeh II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 короткометражных фильмов, представленных авторами из 48 городов 28 регионов России и стран ближнего зарубежья. И в процессе подготовки, и, конечно же, на самом фестивале велись оживленные дискуссии, высказывались различные представления о месте православной семьи в современном мире, обсуждались пути и перспективы формирования у подрастающего поколения православных семейных ценностей. Во многих дискуссиях пришлось принимать участие и мне. С большим вниманием участники фестиваля ознакомились с прекрасными, а в ряде случаев, и высокохудожественными кинофильмами, призванными утверждать в обществе традиционные православные семейные ценности — радость отцовства и материнства, нравственную красоту благочестивого супружества и идеал крепкой многодетной семьи.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-tradicii-...

Гомель Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.42416; 31.014281 Беларусь, Гомель Гомельская область Беларусь Александро-Невский храм, Гомель Гомель (белор. Гомель) — город в Белоруссии, административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения (521 452 человека на 1 января 2016) город в стране. Расположен на юго-востоке республики на реке Сож в 302 км на юго-восток от Минска, в 534 км на восток от Бреста, в 171 км на юг от Могилёва, в 237 км на запад от Брянска, в 111 км к северу от Чернигова, в 567 км на юго-запад от Москвы. Содержание Православие в Гомеле [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия».

http://azbyka.ru/palomnik/Гомель

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Лукашенко понадобилось дело «Белого легиона»? 04.12.2017 1246 Время на чтение 6 минут 30 ноября на пресс-конференции в Могилёве глава Следственного комитета Белоруссии Иван Носкевич сообщил, что резонансное уголовное дело в отношении белорусских националистов, известное как «дело боевиков», прекращено за отсутствием состава преступления. Автор этих строк, пожалуй, последний человек, которого можно заподозрить хоть в каких-то симпатиях к местечковым националистам, однако и он вынужден признать, что криминала в данном конкретном случае не было. Указанное дело носило сугубо пропагандистский характер. Старт «делу боевиков» дал самолично президент Белоруссии Александр Лукашенко 21 марта сего года. Точнее, это был даже не старт, а фальстарт. Тогда белорусский лидер, отвечая на вопрос о причинах активизации в последнее время оппозиционных структур, заявил: «Как показала действительность, они не спали, они потихоньку готовились на случай, выбирали момент. Мы уже несколько десятков задержали, которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря - в Украине . По-моему, ещё в Литве или Польше (не буду утверждать, но где-то там). Деньги шли через Польшу и Литву к нам. Мы буквально в эти часы задержали пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием». В действительности задержания начались уже после слов Лукашенко - вечером того же дня. Первыми в СИЗО были доставлены лица, связанные с ультранационалистической организацией «Белый легион», никак не проявлявшей себя с начала 2000-х годов, и бобруйским военно-спортивным клубом «Патриот». Вскоре к ним присоединились националисты из организации «Молодой фронт». Всего набралось 35 человек. Сначала основанием для задержания называлось появившееся в социальных сетях сообщение от имени «Белого легиона» с призывом принять участие в ежегодном мероприятии белорусской оппозиции - «Дне воли» 25 марта. В сообщении также говорилось: «На помощь нам приехали наши боевые друзья из России и Украины, и мы готовы с оружием в руках показать властям, кто настоящий хозяин в стране». Сами «легионеры» назвали эту запись «фейком и провокацией».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/5/zac...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Георгий (Конисский), святитель Свт. Георгий (Конисский) (1717-1795) —  архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, богослов, писатель, поэт, общественный деятель, защитник веротерпимости, обличитель социальной несправедливости, пороков духовенства, просветитель, блестящий оратор. Безусловно, одна из самых примечательных личностей в Русской Церкви XVIII века. Происходил из казачьего рода. Закончил Киевскую Академию «с особенною похвалой». Преподавал пиитику, философию и богословие. В 1752 году стал ректором Академии. Через три года становится могилевским епископом. Тогда Белоруссия была частью Речи Посполитой, из-за чего одной из главных обязанностей епископа была, как сказали бы сейчас, «защита прав» православных. На этом поприще свт. Георгий сделал очень много. По мимо разного рода политических действий, защищал идею равенства граждан независимо от их конфессиональной принадлежности. Также отличился всемерной поддержкой просвещения в своей пастве и клире, в частности организовал семинарию и типографию. После разделов Польше, предложил организовать там новую епархию, что и было выполнено. Церковь всегда находится в каких-то конкретных культурных условиях и каждый раз ее проповедь принимает иную форму, сообразную данной культурной среде. Творения Св. Отцов имеют один характер в Антиохии, другой — в Александрии, третий на латинском Западе, четвертый у славян и т. д. и т. д. Георгий (Конисский) жил в XVIII веке, веке Просвещения и христианская весть в его исполнении становится чем то вроде «православного рационализма» (в смысле просвещенческого рационализма). Например, Просвещение мыслило материю вечной и субстанцией всего. Свт. Георгий, в свою очередь, учил своих студентов: «материя никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться в будущем». Этот философский жест понятен: философский принцип («вечность» материи и материя как субстанция) принимается; но он принимается в более широком контексте христианского богословия — вводится идея о Творце и тварном; это тварное отождествляется с материей. Нисходя от умозрения к дольнему, приведем другой пример «просветительства» Георгия. Наука в XVIII  beke встала на перовое место — святитель в Киевской Академии рассказывает об астрономии, объясняет как понимать многие феномены с помощью естественных причин. Также святитель поддерживал мысль Просвещения о счастье как цели жизни, о том что, если жизни не мешать, она естественным способом станет счастьем.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/geo...

Почему православные так долго молятся? Есть ли «норма молитв» для мирян и как определить свою меру 14 апреля, 2016 Есть ли «норма молитв» для мирян и как определить свою меру Пустой тратой времени считают многие нецерковные люди посещение богослужений и длительные молитвы. Как объяснить неверующему, зачем православным столько трудностей – поклоны, посты, стояния? Как сочетается молитвенная нагрузка с необходимостью обычных дел: работы, учебы, домашнего хозяйства, семейными и светскими праздниками? Говорят священник Петр Пацкан, общественный деятель Людмила Станиславенко и богослов Фарес Нофал. «Душа не пообщается с Богом, если она будет разряжена» Протоиерей Петр Пацкан, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в городе Могилёв-Подольский – Есть ли для православного мирянина норма молитв в обычный день, воскресенье или церковный праздник, в дни поста и, в первую очередь, Великого? – Сам Спаситель показал нам явный пример молитвы и поста. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1-2). Православному христианину нужно подражать нашему Спасителю и Учителю, который нам показал, как нужно молиться. Другое дело, сколько нужно молиться. Тут для каждого мера определяется индивидуально. Потому что потребность в молитве человек должен чувствовать по зову своей души и совести. Невозможно ограничить верующего определенной молитвой – одному нужно больше, другому – меньше. Человек приходит в церковь, и никто ему не назначает, сколько часов, минут и секунд он должен стоять и молиться. Церковь совершает богослужения по уставу и канонам, а мирянин – их добровольный слушатель и участник, который стоит на молитве, но может и выйти из храма. Его никто за это не накажет, потому что никто его не принуждает молиться. Молитва – это добровольное пожертвование себя Господу. Протоиерей Петр Пацкан Никто не заставит человека прийти в церковь, и никто его оттуда не выгонит. Только в период Литургии оглашенных некрещеные и неправославные люди должны покинуть храм и выйти в притвор. А все остальные периоды богослужения человек имеет право быть его соучастником – он и сам молится, и принимает участие в общецерковной молитве .

http://pravmir.ru/pochemu-pravoslavnyie-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. 1955 г. Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. 1955 г. (Могилёвский Феодосий Никифорович; 27.03.1877, с. Комиссаровка Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ.- 25.10.1955, Алма-Ата), священноисп. (пам. 26 авг., 12 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Из семьи псаломщика (впосл. протоиерея). В 1892 г. окончил Екатеринославское ДУ и поступил в Екатеринославскую ДС. По окончании семинарии был назначен 7 авг. 1898 г. на должность псаломщика к Свято-Духовской ц. с. Самарского Ростовского округа обл. Войска Донского, однако 25 сент. того же года его перевели на должность учителя второклассной церковноприходской школы в с. Васильево-Петровское того же округа. С 18 сент. 1901 г. учитель, с 11 янв. 1902 г. старший учитель второклассной церковноприходской школы с. Романкова Екатеринославского у. и губ. С течением времени у Феодосия Могилёвского окрепло давно обдумываемое намерение принять монашество. 10 февр. 1904 г. он поступил послушником в Нилову Столобенскую в честь Богоявления мужскую пустынь на оз. Селигер. Исполнял разные послушания: носил воду, рубил дрова, был кассиром на пассажирском пароходе, перевозившем паломников, потом стал наставником в подготовительной школе для иноков, готовящихся к принятию священного сана. 6 дек. 1904 г. принял монашеский постриг с именем Николай. 27 мая 1905 г. рукоположен в Богоявленском храме Ниловой пуст. Тверским архиеп. Николаем (Налимовым) во диакона, 9 окт. того же года Старицким еп. Александром (Головиным) в Твери - во иерея. С 1906 г. исполнял обязанности благочинного Ниловой пуст. В 1907 г. поступил в МДА, во время учебы исполнял обязанности благочинного академического духовенства. В июле 1909 г. был участником состоявшегося в Троице-Сергиевой лавре съезда монашествующих как представитель Ниловой пуст. В 1911 г. окончил академию с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Учение аскетов о страстях». 1 авг. того же года назначен на должность помощника инспектора МДА. 10 дек. 1912 г. стал инспектором Полтавской ДС с возведением в сан игумена. 4 апр. 1915 г. переведен с сохранением должности инспектора в Черниговскую ДС. 10 окт. 1916 г. назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией и одновременно настоятелем Князь-Владимирского мон-ря, при к-ром размещалась семинария; был возведен в сан архимандрита. 12 июня 1917 г. избран учебной корпорацией ректором Черниговской ДС, одновременно являлся настоятелем Елецкого Успенского мон-ря в Чернигове. Как представитель духовных учебных заведений участвовал во Всеукраинском православном церковном Соборе 1918 г. в Киеве.

http://pravenc.ru/text/2565924.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010