Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Воеводин Григорий Дмитриевич, 6.01.1869, г. Луга С.-Петербургской губ., по др. данным, С.-Петербург - 17.12.1937, г. Боровичи Ленинградской, ныне Новгородской обл.), архиеп. Полоцкий и Витебский. Из мещанской семьи. В детстве прислуживал в алтаре храма Михаила Архангела - нижнего храма ц. Воскресения Христова и Рождества Христова (Малоколоменской) в С.-Петербурге. В 1890 г. окончил 8-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1894 г.- СПбДА со степенью канд. богословия. На выбор жизненного пути Г. большое влияние оказала встреча со св. Иоанном Кронштадтским в июне 1890 г.; впосл. Г. неоднократно посещал его в Кронштадте. 13 февр. 1893 г. он был пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. По окончании ДА весной 1894 г. посвящен во иеромонаха и назначен преподавателем Владикавказского ДУ; в 1895 г. перемещен в Александровскую миссионерскую семинарию в с. Ардоне (Осетия), с 21-26 авг. 1896 г. преподаватель гомилетики Могилёвской ДС; с 18 июля 1898 г. инспектор Полтавской ДС. С 27 июня 1901 г.- в сане архимандрита настоятель уфимского Успенского мон-ря, а также член Уфимской Духовной консистории. По прошению 6-26 марта 1908 г. перемещен в распоряжение Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) для зачисления в состав братии одного из мон-рей епархии. 27 авг. 1908 г. назначен настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря и начальником новооткрытого Житомирского уч-ща пастырства, 20 июля 1910 г.- также настоятелем Тригорского Преображенского мон-ря в Житомирском у. В кафедральном Преображенском соборе Житомира 25 июля 1910 г. архиеп. Антонием в сослужении 4 епископов хиротонисан во епископа Острожского, 3-го викария Волынской епархии с оставлением в должностях начальника Житомирского уч-ща пастырства и настоятеля 2 мон-рей; 27 окт. установлен круг его полномочий. С 28 февр. 1913 г. 2-й викарий той же епархии. Награжден орденами св. Владимира 4-й (1909) и 3-й (1912) степени, св. Анны 1-й степени (1914).

http://pravenc.ru/text/161287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686, Вильно), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686). Принадлежал к правосл. шляхетскому роду, к-рый вел свое происхождение от брянских бояр. Родителями К. были Адам Тризна и Евдокия-Елизавета (дочь кн. Федора Григорьевича Бурневского и кнж. Марины Александровны Вишневецкой)). Они владели имениями Лебеда и Голдово в Лидском повете (совр. Лидский р-н Гродненской обл., Белоруссия). В 1633 г. в Голдове иждивением Александра Тризны, брата Адама, при правосл. храме был создан мон-рь. В 60-х гг. XVII в. К. унаследовал оба имения. К 1673 г. К. принял монашеский постриг. 22 нояб. того же года трибунал Великого княжества Литовского обязал К. выплатить гродненскому подстолию И. Глядовицкому и его жене 10 тыс. злотых долга и штраф более 30 тыс. злотых. В документе К. назван «законником рекгулы светого Базилего» (АВАК. Т. 15. С. 339). В 1677 г. К. являлся настоятелем виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь ), главой Виленского Свято-Духовского братства и ректором братской школы, наместником Киевского митрополита в Великом княжестве Литовском. В авг. 1677 г. К. пригласил в Вильно известного к тому времени проповедника черниговского Успенского кафедрального собора иером. св. Димитрия (Савича (Туптало)) , к-рый произнес в Свято-Духовом храме 2 проповеди. На сейме в Гродно в дек. 1678 - февр. 1679 г. К. был предложен в качестве кандидата на правосл. Могилёвскую епископскую кафедру, в юрисдикции которой состояли все православные на белорус. землях (кафедра была вакантна после кончины в 1678 еп. Феодосия (Василевича) ). Был подготовлен привилей, датированный 25 февр. 1679 г. От К. потребовали произнести на сейме католич. исповедание веры, он отказался, после чего документ был аннулирован. По-видимому, в том же году К. был избран православными на Могилёвскую кафедру, его поддержали нек-рые литов.

http://pravenc.ru/text/1841371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 19.02.1851, с. Спасское Рузского у. Московской обл.- 19.01.1932, Москва), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества , обновленческий «митрополит» Орловский. Сын священника. После 4-го класса Московской ДС поступил в Александровское военное училище в Москве, откуда был выпущен в 1874 г. прапорщиком. Участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., отличился при осаде Плевны, переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем. Награжден орденами св. Анны 4-й и 3-й степени, св. Станислава 3-й степени. В 1887 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1892 г. поступил вольнослушателем в СПбДА. Во время учебы в академии, 29 июня 1893 г., принял монашеский постриг с именем Леонид. 4 июля того же года рукоположен во диакона, 11 дек. 1894 г.- во иерея. В 1896 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 25 сент. того же года назначен смотрителем Тульчинского ДУ (Подольской епархии), с 8 апр. 1901 г. ректор Литовской ДС и настоятель виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , 23 апр. того же года возведен в сан архимандрита. С 5 сент. 1903 г. настоятель пензенского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 9 июня 1906 г.- новгород-северского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 24 февр. 1909 г.- Пустынского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (Могилёвской епархии), с 28 мая 1910 г.- Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне муж. мон-ря , с 30 сент. 1914 г.- кашинского димитриевского мон-ря, с 22 сент. 1916 г.- астраханского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря. С марта 1918 г. был настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж. мон-ря . 8 февр. 1919 г. назначен управляющим московским в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужским монастырем (до июля того же года). По замечанию современников, будучи настоятелем мн. обителей, Л. «нигде не мог установить спокойного течения монастырской жизни».

http://pravenc.ru/text/2463447.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Боровик Онисим; 1769 - 20.04.1828), еп. Вологодский и Великоустюжский (1814-1827), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1827-1828). Род. в Могилёвской губ. в семье представителя духовного сословия «из малороссов». Учился в Могилёвской ДС, к-рой покровительствовал Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. По окончании семинарии Боровик женился на племяннице архиеп. Георгия и 9 июня 1788 г. был рукоположен архиепископом во иерея к могилёвской Воскресенской ц. Овдовел через неск. месяцев после свадьбы, переведен в кафедральный собор и назначен настоятелем в семинарии. В 1789 г. свящ. О. Боровик подал прошение о поступлении в полковые священники и получил назначение в Козловский мушкетерский полк. В составе корпуса под рук. ген.-поручика гр. Б. П. Меллина принял участие в сражениях русско-польск. войны 1792 г., а также в подавлении восстания Т. Костюшко (1794), в т. ч. в битве под Миром (31 мая 1792), в сражении под Щекоцинами (26 мая 1794), в сражении при Мацеёвице (29 сент. 1794) и в штурме Праги (24 окт. 1794), вместе со своим отрядом совершал изнурительные переходы по болотам и речкам. Он получил высокую оценку своей службы во время военных действий и в 1796 г. был возведен в сан протоиерея. В 1800 г. прот. О. Боровику был пожалован наперсный крест, в 1801 г. он переведен в Апшеронский мушкетерский полк и в том же году назначен благочинным; в 1804 г. награжден камилавкой. В составе полка, входившего в армию М. И. Кутузова, прот. О. Боровик принял участие в русско-австро-франц. войне 1805 г., в т. ч. в битве при Кремсе (30 окт.). Во время отступления к Ольмюцу, куда прибыл имп. Александр I Павлович, чтобы возглавить рус. армию, прот. Онисим был представлен императору и имел у него аудиенцию. 15 янв. 1806 г. ген. Кутузов обратился к имп. Александру I с просьбой выделить протоиерею единовременное денежное вознаграждение, т. к. тот лишился имущества после битвы под Аустерлицем, отмечая «примерное его житие и особенное усердие к службе» ( Жмакин. 1905. 14. С. 582-583).

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Дмитрий Григорьевич (4.10.1876, мест. Кричев Чериковского у. Могилёвской губ.- 1947 (?), Москва), преподаватель МДА. Род. в крестьянской семье, за 2 года окончил полный курс Кричевского народного училища (1885-1887), в 1889 г. поступил в 3-й класс Мстиславского ДУ, завершив обучение в 1891 г. В 1897 г. К. окончил Могилёвскую ДС, в июне 1901 г.- МДА, первым по списку со степенью кандидата богословия и получил право защищать магист. диссертацию без новых испытаний. Его кандидатское соч. «Учение св. Кирилла Александрийского о Лице Богочеловека и значение его в христологических движениях V и VI вв.» было признано одним из лучших в истории МДА. 16 нояб. 1901 г. К. был исключен Могилёвской казенной палатой из крестьян, как окончивший высшее учебное заведение (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1791. Л. 12). По окончании академического курса К. был оставлен при академии профессорским стипендиатом, причем его прочили на «вакантную кафедру греческого языка и его словесности» (БВ. 1902. 11. С. 372). Но К. не изучал в академии греч. язык, поэтому Советом МДА был отправлен на осенний семестр 1901/02 уч. г. на историко-филологический факультет Московского ун-та, а на весенний семестр - на тот же фак-т С.-Петербургского университета. Слушал лекции профессоров С. И. Соболевского , В. К. Ернштедта и др. 9 сент. 1902 г. К. прочитал в академии 2 пробные лекции - «Мимиамбы Герода как памятник бытового реализма греко-александрийской поэзии» и «Κοιν διλεκτος (происхождение и характер)»; 15 сент. того же года утвержден в звании исполняющего должность (и. д.) доцента кафедры греч. языка и словесности. Но основная сфера научных интересов К. не совпадала с тематикой занимаемой кафедры. Впосл. он продолжал заниматься русским сектантством, привлекшим его внимание еще в студенческие годы при написании семестрового соч. «О русском хлыстовстве». К. изучал рукописи не только из архивов центральных городов, но и из окружных судов и духовных консисторий Европейской и Азиатской России. Кроме того, К. старался проводить полевые исследования. Изучение рус. сектантства убедило К. в необходимости получения углубленных знаний в области нервных и душевных болезней, и в 1903/04 уч. г. он по ходатайству Совета МДА слушал лекции на медицинском фак-те Московского ун-та и работал в нервной и психиатрической клиниках у профессоров В. К. Рота и В. П. Сербского (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5097. Л. 7-9).

http://pravenc.ru/text/1841946.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Военным трофеем Суворова стали книги По указу Екатерины II в Россию привезли уникальную польскую коллекцию 07.12.2020 540 Время на чтение 5 минут Императорская публичная библиотека Фото: ФОТО РНБ/EXPOSITIONS.NLR.RU Богатейшее книгохранилище России, впоследствии ставшее Императорской публичной библиотекой, а ныне именуемое Российской национальной библиотекой, основано по указанию Екатерины Великой 27 мая 1795 года (сегодня эта дата отмечается в нашей стране как Общероссийский день библиотек). Что интересно, данный факт напрямую связан с именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, 290 лет со дня рождения которого исполнилось в ноябре. Польша на протяжении столетий активно вела завоевательные войны, направляя вектор своей экспансии преимущественно на восток и юговосток. В Смутное время поляки даже сумели захватить Москву и посадили своих ставленников на русский престол. Планам полного захвата русских земель и подчинения их Речи Посполитой в XVII веке не суждено было осуществиться, хотя значительная часть русских земель была ими захвачена. К примеру, более трёх веков в составе Речи Посполитой существовало Русское воеводство со столицей в городе Львове. Однако в эпоху правления Екатерины II большая часть земель, захваченных поляками, оказалась у них отторгнутой, агрессивность польской элиты была подавлена. Более того, сама Польша прекратила существование как самостоятельное государство, её поделили Австрия, Пруссия и Россия. В результате так называемого первого раздела Речи Посполитой (1772 год) в состав России вернулись территории современных Псковской и Смоленской областей, значительная территория нынешней Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Мстиславль, Могилёв, Гомель, Орша, Динабург) и Даугавпилсский край Латвии. Инвентарь рукописей Залуских, принятых на хранение в «Депо манускриптов» Резня в Варшаве Второй раздел (1793 год) был связан с попыткой шляхты аннулировать результаты поражения двадцатилетней давности. Сейм бесцеремонно увеличил численность армии до 100 тысяч солдат и провозгласил право проводить самостоятельную политику. Как говорится, не навоевались. Россия в результате успешной Русско-польской войны 1792 года освободила от польского влияния земли Центральной Белоруссии (сегодня Витебской, Минской, Гомельской областей) и Правобережной Украины (Ровенской, Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Кировоградской областей). Договор о результатах войны был ратифицирован сеймом в 1793 году. Австрия и Пруссия, нужно признать, получили земли, населённые преимущественно коренными поляками. Польше предстояло сократить армию, однако вместо выполнения соглашений в марте 1794 г. страна вероломно восстала.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/07/voenny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора Александр Лукашенко и Генпрокуратура Белоруссии жёстко отреагировали на реплику главы Информационного отдела Белорусского экзархата 19.11.2020 2875 Время на чтение 7 минут Генеральная прокуратура Белоруссии объявила предупреждения главе Информационного отдела Белорусского экзархата протоиерею Сергию Лепину и вспомогательному епископу католической архиепархии Минска-Могилёва Юрию Кособуцкому о недопустимости нарушения закона, пишет «Коммерсант». Ранее эти деятели опубликовали в соцсетях заявления по поводу демонтажа и переноса стихийного мемориала в память об погибшем оппозиционере Романе Бондаренко. «В заявлениях в заведомо безапелляционной агрессивной тональности используются определенные термины и обороты ( " глумление над портретами убиенного " , " зачем это сатанинское попрание лампад и иконок " и др.), сознательно повышающие уровень напряженности в обществе, разжигающие ненависть к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, и, как следствие, вражду в отношении указанных социальных групп населения», - сказано в комментарии Генпрокуратуры в Telegram. В сообщении отмечено, что заявления этих религиозных деятелей «недопустимы и неприемлемы», так как не отвечают роли религии в достижении взаимного понимания, терпимости и согласия в обществе. В Генпрокуратуре считают, что такие высказывания «побуждают граждан к агрессии, противоправным действиям, решению возникающих вопросов неконституционным путем». Провокаторы пытаются разжечь в Белоруссии религиозную рознь, втянуть в конфликт верующих, заявил председатель палаты представителей Владимир Андрейченко на ее заседании в четверг, сообщает «Интерфакс». «Кампания по дискредитации государственных символов привела к гибели человека. Но провокаторам и этого мало. Они уже пытаются втянуть в конфликт верующих и разжечь религиозную рознь», - приводит слова Андрейченко госагентство БелТА. «Организаторы беспорядков активно толкают людей на все более радикальные, необдуманные действия», - отметил спикер, добавив, что изначально организаторы сделали ставку на «раскол власти, оказав жесткое психологическое давление» на представителей многих госорганов, в том числе и парламентариев.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/19/pr...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1917 год 1го января. Воскресенье День простоял серенький, тихий и тёплый. В 101/2 ч. поехал с дочерьми к обедне. После завтрака сделал прогулку вокруг парка. Алексей встал и тоже был на воздухе. Около 3 ч. приехал Миша, с кот[орым] отправился в Большой дворец на приём министров, свиты, начальников частей и дипломатов. Всё это кончилось в 5.10. Был в пластунской черкеске. После чая занимался и отвечал на телеграммы.  Вечером читал вслух. 2го   января. Понедельник Мороз снова усилился. Погулял недолго. Принял Григоровича, Риттиха и нового управл[яющего] мин.[истерством] путей сообщения Войновского-Кригера. Обошёл весь парк с дочерьми. В 6 ч. у меня был Протопопов, затем Танеев. Занимался вечером после прощания с Алексеем. 3го января. Вторник Утром у меня был Воейков. После небольшой прогулки принял Шуваева, кот[орый] уходит, и Покровского. После завтрака просидел полтора часа наверху у зуб[ного] врача Кострицкого, приехавшего из Ялты. Погулял с дочерьми. Мороз стоял порядочный. В 6 ч. принял Шаховского. Обедал Линевич (деж.). Вечером говорил с ним. Читал вслух. 4го   января. Среда Утром приехал Алек по случаю награждения тройным портретом на груди. Погулял. В 11 ч. принял Добровольского и затем кн. Голицына-Муравлина. После завтрака провёл полтора часа у Кострицкого. Сделал прогулку в полутьме. В 6 час. у меня был Щегловитов. Занимался. Вечером почитал вслух. 5го   января. Четверг Утром принял кн. Голицына. В 11 час. поехали к обедне с водосвятием. После службы о. Александр окропил все наши комнаты. После завтрака опять посидел у зуб[ного] врача и погулял с Татьяной и Марией. До чая принял ген. Шильдера, директора лицея. Перед обедом принял Гурко, кот[орый] приехал из Могилёва на 3–4 дня. Занимался недолго. 6го января. Богоявление Поехали к обедне, кот[орую] служил митр. Питирим, скоро и благолепно. После завтрака был у Кострицкого долго. Погулял с Татьяной и Марией. Было солнечно и морозно — 10°. До чая принял А. С. Боткина, а в 6 час. кн. Ширинского.  Много читал и всё окончил. Вилькицкий (деж.) обедал. Вечером читал вслух.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Григорович), архиеп. Олонецкий. Гравюра. XIX в. (РГИА) (Григорович Василий Иоаннович; 26.12.1784, г. Рогачёв Могилёвской губ.- 7.12.1850, Петрозаводск), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье прот. Иоанна Григоровича, мать, М. Р. Конисская,- племянница Белорусского архиеп. св. Георгия (Конисского) , один из братьев - прот. Иоанн Григорович - историк, археограф, издатель «Актов Западной России» и др. документов. В раннем детстве Василий был приписан сержантом в батальон Рогачёвской крепости и поставлен на довольствие, т. к. семья была небогатой. С 1797 г. обучался в Могилёвской ДС, позднее в Александро-Невской ДА (1804-1808), затем служил учителем риторики в Могилёвской семинарии. С 1809 г. продолжил образование в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра. В авг. 1814 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором и профессором богословских наук Могилёвской ДС. 25 апр. 1815 г. возведен в сан архимандрита, получил в управление Кутеинский оршанский в честь Богоявления Господня мон-рь . В сент. 1821 г. переведен на должность ректора в Калужскую ДС с управлением Пафнутиевым боровским мон-рем. С 31 авг. 1829 г. ректор Вифанской ДС. С 4 нояб. 1831 по 8 июня 1833 г. ректор СПбДА, ординарный профессор догматического богословия, редактор академического ж. «Христианское чтение» , сохранял за собой настоятельство в Пафнутиевом боровском мон-ре. 11 июня 1833 г. В. был хиротонисан во епископа Ревельского, вик. С.-Петербургской епархии, с назначением настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой пуст . В течение 9 лет был ближайшим помощником в управлении епархией престарелого С.-Петербургского и Новгородского митр. Серафима (Глаголевского) . В нач. 40-х гг. рассматривал дело о выпуске студентами СПбДА тиражом ок. 300 экз. литографированного перевода Библии с евр. языка на русский, выполненного под рук. проф. академии Г. П. Павского (бывш. однокурсник В.). Разбор дела закончился разысканием и уничтожением большего числа литографий.

http://pravenc.ru/text/150211.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010