Льву против собора с. 1841В), затем, следуют выдержки из сочинений монофиситских вождей: 42, Севира, подделывавшего свои слова под авторитеты еписк. Юлия и Амвросия (с. 1841В); его же из книги против Иоаина Грамматика (4 цит. с. 1841С – 1845С), из письма к Солону (с. 1845D); против Иоанна Грам. (с. 1848А); к Сергию Грам. 3 цит. (с. 1848ВС); против Иоанна Грам. (2 цит. с. 1848D, 1849А); 43, Тимофея Элура: из письма к Александру Колониму (с. 1849ВС). В опровержение монофиситского учения приводятся места из православных отцев: 44, Кирилла Александ. (6 цит. из 2-го письма с Сукенсу с. 1853ВС; толков, на послание к евр. с. 1853D; письма к Сукенсу с. 1856С, к Акакию с. 1857С, 1860А; из ответов на недоумения с. 1861В). Наконец, в обличение мыслей, пропагандируемых аполлинаристами чрез подложную литературу, приведены выдержки: 45, из Григория Нисского (против Аполлинария с. 1876В), и 46, Кирилла Александр, (из письма к Сукенсу с. 1876В). Всех святоотеческих цитат в этом самом богатом флорилегии собрано 92, не считая многочисленных выдержек из монофиситских писателей 1171 . Всматриваясь пристальнее в состав авторов, цитируемых Леонтием в этих флорилегиях, мы не можем не видеть, что он пользуется для своих целей писателями как восточными, так и западными, богословами как александрийского, так и антиохийского направления. У него не заметно предубеждения, нет предвзятости против тех или других авторов, лишь бы сочинения их представляли из себя соответствующий доказательный материал. В этом отношении за Леонтием нельзя не признать права на всестороннюю широту в знании и на полную свободу в пользовании святоотеческой литературой. Против такого признания могут говорить разве лишь два факта, обращающие на себя невольное внимание читателя трудов Леонтия: это – преимущественные ссылки на Кирилла Александрийского и отсутствие цитат из сочинений Льва, папы Римского. Цитат из Кирилла во всех флорилегиях у Леонтия насчитывается 63, т. е. ровно четвертая часть всех вообще цитат (252). Для нас теперь уже очень ясно, чем руководился Леонтий в такой обильной цитации из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

352 Tom. 3 Epiph. diac. «Не сказал: примите я идите " образ тела моею... Нигде Господь или апостолы или отцы не признавали образом бескровной жертвы приносимой священником... по освящении веруем, что это тело и кровь Христова и они действительно таковы» ( και πιςεονται και εισι) 354 Тоже: св. Киприан Ер. 63. Св. Ефрем de nat. Dei curiose поп scrutanda. Амвросии bened. Petr. c. 9. In ps. 118. serm. 8. § 48. C06. трульск. пр. 28. 358 Киприан: Calix dominicus sic bibentes inebriat, ut sobrios faciat, ut mentes ad spiritualem sapientiam redigat, ep 63. Тертул. de praeser. haer. c. 36. 359 Златоуст 24 бес. на 1. посл. Кор. 10. гл.: «сия трапеза есть укрепление нашего спасения, твердость для ума, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь». Киприан: ad hoc fit eveharistia, ut possit accipientibus esse tutela. Ep. 54. 360 Собор трульский «идущий и пиющий Христа преобразуется по всему для жизни вечной, участвует в оной душею и телом, освящаемый благодатию». Прав. 101. Кирилл александ. in Joh. 4, 36. 361 Св. Игнатий, «совокупляетесь во едино, преломляя единый хлеб, который есть врачевства безсмертия, противоядие, чтобы не умереть, а жить в Боге Иисусом Христом». Посл. Ефес. чл. 20. Тоже Ириней 4, 18. § 4. 5. Климент Paedag. 2. 2. Григорий нисский orat. Cathech. 38. Дамаскин о правосл. вере 4, 14. 362 Мы не предлагаем и не разрешаем здесь вопроса: каким образом хлеб и вино становятся телом и кровью Христовою? Все подобные вопросы – плод излишнего любопытства, которое ни к чему не ведет, кроме как к потере времени и нескончаемым спорам. Откровение не отвечает нам на подобные вопросы конечно потому, что не нужно отвечать. Довольно знать из откровения, чтобы верить искренно, что хлеб и вино силою Божией становятся в евхаристии истинным телом и истинною кровью Христовою. «Если ты спросишь, говорит св. Дамаскин, каким образом хлеб бывает телом Христовым и вино кровью Христовою? Довольно для тебя если скажу: нисходит Дух Святый и творит неизреченное и недомыслимое:- τατα ποιει τα υπρ λογον κai ννοιαν. Более же ничего не знаю». О прав, вере 4. кн. гл. 14. стр. 216. Споры папистов с протестантами, из которых первые думали решить вопрос своим варварским словом – transubstantiatio, а последние подобным же cлoboм-in et coexistentia, impanatio – на опыте показали, что после стольких трудов и споров в разрешение вопроса ничего не сказано. Одного достигали спорами – вражды, столько противной духу Христовой вечери. Древние отцы церкви для того, чтобы выразить мысль откровения: хлеб и вино в евхаристии есть тело и кровь Христова, говорили о хлебе и вине: γνοντατ, ισ σρξ κα ιμα τ X ρις μεταβλλονται, μεταποι ν– ται ις τ σμα κα ςμα Χρις. (См. слова их выше). Но они не трудились над решением вопроса как это бывает?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наутрие 20 числа Строгонов уехал восвояси, в станицу Курмоярскую, а рассмотревшие истину св. церкви собрались ко мне и просили присоединить их к святой церкви. Я, сообразившись с обстоятельствами времени, не стал более отлагать сие благое дело. Итак, по милости Божьей, присоединилось ко св. церкви мужского пола 32, женского 24, всего 56 человек. В первую неделю поста, все присоединенные ко святой церкви, помолившись Господу Богу и поговевши, исповедались и причастились св. таин тела и крови Господни, запасными дарами. У них в хуторе было две часовни: одна запечатанная с 1866 года, а другая, в которой старообрядцы обыкновенно отправляли свои службы. Так как дети строителей запечатанной часовни присоединились к св. церкви, то они и обратились к преосвященнейшему Александру с просьбой ходатайствовать о распечатании часовни с тем, чтобы обратить ее в церковь , на чтó и последовало разрешение. Потом новоприсоединенные ко св. церкви общим советом избрали из среды себя бывшего их уставщика Афанасия Прокофьева Чуреева, принадлежащего к обществу торговых казаков, во священники и послали его, снабдив прошением, вместе со мной и одним депутатом в Черкасск к преосвященнейшему Александру, дабы рукоположил избранного ими во священника. Преосвященнейший Александ принял прошение их милостиво. Я опасался, не было бы какого препятствия со стороны войскового начальства на поступление торгового казака в духовное звание; но, по ходатайству преосвященного и милостью господина наказного атамана, Н.А. Краснокутского, все устроилось в четыре дня, и 26 марта, еще в мою бытность в Черкасске, Чуреев был посвящен в сан диакона; а депутат купил для новоустрояющейся церкви святые сосуды, дароносицу, приобрел колокол и прочие священные принадлежности. Во время этого пребывания моего в Новочеркасск некоторые старообрядцы, принадлежащие к австрийской иерархии, пригласили меня побеседовать, – приняли с любовью и довольно поговорили с миром, за чтó приношу им мою благодарность. Потом, получив прощение и благословение от преосвященнейшего Александра, я отправился восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Последний апокриф, указываемый Леонтием в De sectis, есть свидетельство Ерехтия. Имя этого мужа никогда не было известно между отцами, говорит Леонтий, ибо когда Тимофей писал против собора и процитировал Ерехтия, то его домашний пресвитер Кир написал ему: «не хотелось бы мне тебя исправлять, но имя Ерехтия не слышно между отцами» 1249 . Леонтий и ограничивается только таким кратким сообщением об апокрифе Ерехтая, не упоминая даже об его содержании. Мы можем несколько дополнить нашего автора сообщением, что об Ерехтии знал и на него ссылался Ефрем, патр. Антиохийский. Этот факт ясно доказывает, что Ерехтий – не мисическая личность и что Леонтий, если не заимствовал литературного материала у Ефрема 1250 , то был знаком с этим автором. Сохранился даже фрагмент одной гомилии Ерехтия, бывшего епископом Антиохии Писидийской, по своему содержанию христологический и, стало быть, вполне подходящий к той эпохе патр. Константинопольского Прокла, современника св. Кирилла Александ, к какой он принадлежит по своему надписанию 1251 . Центральное место этого фрагмента: ο γρ δο φεις, λλ σαρκοθντα Θεν Πρθενος μυστικς πεκησεν, если оторвать его от контекста, легко может быть истолковано и в монофиситском смысле. Им, вероятно, и пользовались аполлинаристы, дабы причислить Ерехтия к своему лагерю. Слабое освещение Ерехтиева апокрифа и как бы некоторая обойденность в критике его Леонтием говорить нам о том, что и в трудах нашего автора-специалиста вопрос о подложной литературе не рассмотрен с исчерпывающей полнотой. По-видимому, дело обстояло так, что в каждый известный момент христологических движений были в ходу свои апокрифы, наиболее отвечавшие полемическим целям еретиков. В эпоху Леонтия особенным распространением пользовались подлоги с именем отцев: Афанасия, Григория Чудотворца и Юлия. На них наш автор и сосредоточивает все свое внимание. Об остальных же апокрифах, как уже устаревших, или потерявших всякое доверие в публике, он ограничивается одним упоминанием. Так поступает он в отношении указанного свидетельства из Ерехтия, так же поступает и в отношении «изложения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

653 Александр александ. Ер. ad. Alexandr. Const. Феодорит Η. E. 1. 4. Никейск. пр. 8. Констант, пр. 7. Сардииский собор так приветствовал епископов: «епископам сущим всюду и сосдужителям кафолической и апостольской церкви». 657 De praescr. c. 29. Тоже о значении апостольской церкви Климент алекс. strom. 7, 15. 17. Августин cont. adv. leg. 1 § 39. lib. 2. cont. Petit. c. 28. De unit. eccl. c. 2. Иларии comm. in Matth c. 10 § 9. 10. Амвросии De incarn. c, 5. § 54 De praescr. c. 7. § 33. 658 Св. Василий в. в каноническом послании своем, говоря о тех, которые давно отделились от церкви, пишет: «оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Первые из отступивших получили посвящение от отцов и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но потом отторженные стали мирскими, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Духа Св., от которой сами отпали» пр. 1. Св. Епифаний: «как возможно, чтобы поставил в пресвитера тот, кто не имеет ни какого права поставлять возложением рук? Haer. 75. 659 Хотя Лютер и лютеране удержали символ никео-константинопольский: но вы нигде не найдете, чтобы лютеранин говорил о необходимости преемства даров апостольских. В других случаях, пока кое-как могли хотя и с противоречием себе, прилагать к своему обществу признаки истинной церкви, прилагали; – а здесь довольствуются решительным молчанием. См. Герикке (жаркого защитника лютеранской стороны) Comparative Symtolyk. § 70. s. 630. 1845. 664 Климент рим. «апостолы, прияв повеления, первых верующих, по духовном испытании, поставляли в епископов и диаконов... Получив совершенное предведение, поставили помянутых и назначили преемство пастырства,– дабы когда почиют одни, другие испытанные мужи принимали на себя служение их» 1Кор. 42, 44 . Ириней: «мы можем перечислить тех, которые поставлены апостолами в епископы церквей и преемников их до нас». Adv. haer. 3. 3. n. 1, Киприан: «отселе по ряду времен и преемств нисходит порядок епископов и церкви, так что церковь устрояется епископами и всякое действие церковное управляется теми предстоятелями». Epist. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19-го ч. в 6 час утра выехал я в сопровождении Кафедрального протоиерея Гр. Петр. Первухина, в село Ильгоши Бжецкого уезда, для освящения храма. По мере принижения моего к цели своего путешествия, т. е. к селу Ильгощам, мне чаще и чаще приходилось объезжать толпы народа, стремившегося туда же на богомолье по случаю предстоящего на другой день освящения храма. Когда же приехал я в Ильгощи, то нашел там уже многие сотни и тысячи богомольцев. По первому удару колокола ко всенощной новоустроенный храм довольно обширный, был уже полон народа, а еще более оставалось богомольцев вне храма. На другой день прилив богомольцев был еще больше, так что по приблизительному исчислению находившаяся тут Полицейского Чиновника, стечение народа простиралось тысяч до 15-ти. И что особенно достойно примечания, в столь значительной массе народа, ни накануне, ни в самый день освящения храма, не было замечено почти ни одного нетрезвого человека. От собравшихся на это торжество соседних священников и от присутствовавшего тут Помощника Исправника я с утешением узнал, что в этой местности народ вообще религиозный, простой, трудолюбивый экономный и потому зажиточный – и все эти добрые качества в здешнем народе объясняются именно тем, что местность эта удалена от городов (село Ильгощи от уездного города Бежецка в 78 верстах) и что народ никуда не отлучается на заработки» 741 . В газете «Новое Время» от 20-го июня, 2265, напечатано присксрбное известие о том, что живший в Московском Чудове монастыре присоединившийся в 1865 г. из раскола к православию иеромонах Пафнутий (в расколе епископ Коломенский) взял заграничный паспорт, отрекся от православия и удалился в Турцию. – О том же см. письмо N. Москвы в Церковного Вестника 1882 г., а также в 182 Моск. Вед. и Душеп. Чт.. сентябрь. 29-го ч. получена мною из Сергиева Посада от ректора Моск. акад. прот. С. К. Смирнова телеграмма следующего содержания: «В Москву назначен Экзарх Грузии 742 , душевно благодарю за послание. Скоро буду писать». 29-го ч. скончался в С.-Пб. Вас. Александ. Прохоров, известный археолог, этнограф, преподаватель истории древнего искусства в академии художеств, писатель (род 28 февр. 1818 г.) – Извстны мне следующие его издания: 1) Христианские древности и 2) Материалы для истории русских одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 12 ч. пили чай с тульским пряником. Из-за такой плохой погоды у братика моего дорогого какоето нервное, неопределенное состояние. Вроде начинается головная боль. Поэтому он перед обедом поехал покататься. Время идет. Скоро 4 часа. Есть хочется страшно, а их все нет. Поела салатику, который Любовь Александровна поставила перед моим прибором. Нога как будто лучше немного. Вспомнила, что на днях я долго играла на пианино. 3 часа. Может, от этого заболела нога с непривычки. Оказывается, что Владыка заезжал к о. Игорю и просил его прийти ко мне поисповедовать. Завтра у нас в Крестовой церкви будет заупокойная Литургия… В 9 ч. началась Божественная Литургия. Пели антифоны. Я щеголяла перед Е. А. своим знанием их и пела наизусть. Вообще, всем щеголяла. Особенно мантией. Думаю, что изза этого лучше ее не надевать. Но потом поняла, что нечего щеголять. Раз мантия мне дана в постриге, то надо ее надевать. Так я и сделала. Божественная Литургия шла несказанно. Понятно было, что херувимы и серафимы не могут зреть на эту Тайну, а крыльями закрывают лица. Спели мы в конце радостное переславское «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века». …Прочитала сегодняшнее правило с каноном свв. апостолам и св. Николаю. Скоро я услышала знакомое шуршание плаща и тихое ступание ног. И пришла Ел. Александровна. Мы долго беседовали. Я ей передавала содержание бесед о покаянии, что, стоит только сказать «грех», и он будет прощен. Помню я, как не любил Владыка Гурий слез при исповеди. Вероятно, потому, что слезы вовсе не обозначают глубину покаяния и совсем к нему не относились. А простое изложение грехов было уже достаточным покаянием… …С упоением читаю беседы о покаянии. Вечером пришла Ел. Александ. У нас началась беседа. Она принесла выписки из о. Иоанна Кронштадтского о невозможности соединения церквей. Мы долго говорили и об этом. Говорили о Почаеве. Она принесла стихотворение о Почаеве. Много рассказывала о Владыке Гурии, о матушке. Даже поплакала. Ушла Ел. Ал. в 22.30». « Эли страдает от отеков, от боли в суставах, – пишет митрополит Иоанн, – едва ходит, но продолжает всем интересоваться и восторгаться красотой и цветами быстротекущего лета». «Отеки у меня очень большие. Не знаю, почему Ел. Ал. ничего от них не назначает. Наверное, потому, что не помогут лекарства. Когда я сказала Елиз. Ал., что мне бы очень хотелось съездить опять в Фергану, она сказал, что не в этом году, а в будущем. Я поняла, что до будущего года я, вероятно, не доживу. Она поохала, что повязка моя промокла от язвочки на ноге. Ноги у меня, как у слона. А она говорит, что все пройдет. Назначила мне разгрузочный день: 5 стаканов молока один день в неделю. Никуда сегодня не ездили изза того, что каждое движение мне очень больно. Так и пролежала на кровати весь день…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

692 Объяснение этого места см. 36 стран. Руководства для бесед, протип. Д. И. Владыков вып 1913 г. 694 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. 696 В такой форме это слово употребляется, вероятно, в соответствии с арамейским shabbathah , от котораго оно происходит. Мухин Н. Посл. св. ап. Павла к Колоссянам. Опыт исагогико-экзегетич. исследования. 1897 г., стр. 195). Форма множеств. числа σββατα при значении числа единствен. возникла или из подражания арамейскому shabbathah , или же образовалась по аналогии с названиями других праздников, как τ ζυμα опресноцы ( Мк.14:1 ), τ γκανια, праздника обновления ( Ин.10:22 ). Рыбинский В. Цитов. сочин., стр. 12. 714 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 725 Блаж. Феофилакт. Толк. на соб. посл. 1906 г., стр. 76; ср. объясн. на стр. 96, 97 Руковод. для бесед, протоп. Д. И. Владыков, вып. II, 1913 г. 739 Мытарство – τελωνα (τλος – конец, окончание, исход, νομαι – покупать, брать на откуп, откупаться), взимание пошлин, податей, мытарство. Подобно тому, как мытари позволяли себе разного рода ухищрения, придирки, бесчисленные злоупотребления, так и демоны уличают души человеческие не только в действительно совершенных ими грехах. но и в таких, каким они никогда не подвергались. Они прибегают к вымыслам и обманам, чтобы вырвать душу из рук ангельских. Отсюда воздушные судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них – мытарями. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. 1914 г., стр. 151. 740 Учение о мытарствах подробно изложено в слове св. Кирилла Александ. о исходе души. Это слово обыкновенно печатается в Следованной Псалтири. 743 Малиновекий Н. прот. Правосл.-Догм. Богосл., т. 4:1909 г., стр. 453–456. См. Макарий митр. Моск. Правосл.-Догм. Богословие, т. II. 1895 г., § 250., стр. 529–538. Сильвестр Еп. Опыт Правосл.-Догмат. Богосл., т. 5. § 162. 1897 г., стр. 85–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

29-го ч. скончался в С.-Пб. Вас. Александ. Прохоров, известный археолог, этнограф, преподаватель истории древнего искусства в академии художеств, писатель (род. 28 февр. 1818 г.). – Известны мне следующие его издания: 1) Христианские древности и 2) Материалы для истории русских одежд. 6 июля был у меня, мимоездом из С.-Пб., профессор Киевской дух. академии Александр Дм. Воронов, мой ученик по Моск. академии. Он обедал у меня и отправился на свою родину в село Грузины, Новоторжского уезда. В 2288 газ. „Новое Время“ напечатано, что князь Ив. Серг. Гагарин, род. в 1814 г. и 12 авг. 1843 г. присоединившийся к Иезуитскому Ордену, ум. в Париже 8-го июля. Мне известны были по Москве отец его князь Сергей Иванович, сконч. 4-го дек. 1862 г. и мной отпетый по чину Православной Церкви, и сестра Мария Сергеевна, бывшая в супружестве за генералом Бутурлиным. Из Киева писал мне от 15-го числа профессор тамошней академии, недавний мой гость. А.Д. Воронов: „Долгом и удовольствием поставляю принести Вашему Высокопреосвященству искреннейшую и усерднейшую благодарность за ваше доброе радушие, любезное внимание и —652— 1882 г. угощение, оказанные Киевскому страннику Тверской губернии 6 июля. Ваш столь благорасположенный приём надолго останется для меня одним из самых светлых воспоминаний моего нынешнего путешествия. Другие впечатления моего путешествия более печального, чем приятного свойства. Среди своих родственников я видел много горя, слёз, нужды беспомощной. А вот и ещё нечто из впечатлений туриста. В Торжке я случайно встретился с агентом Английского Общества распространения книг Св. Писания. Оказался он рьяным Редстокистом и Пашковцем, или лучше, чистым протестантом, усердно проповедующим оправдание верой, ратующим против почитания святых, икон, мощей и под. „суеверий“. К прискорбию оказалось, что этот протестант-малоросс из Чигирина. Сообщал он, что его однажды поколотили, другой раз арестовали, тем не менее он хочет пронести свою проповедь даже раскольникам. Вот каковы у нас агенты распространения книг Св. Писания! Следовало бы обратить на них внимании: под благовидной шкурой это, кажется, волки для православия. С Св. Писанием они распространяют и английские книжки в русском переводе – тоже нечуждые протестантских идей (я получил их несколько и притом даром!).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в ряду не относящихся к делу свидетельств, приведённых Усовым, есть и такие, в которых говорится о 8 пр. Эти свидетельства он взял у Иеронима, Аристина, о. Ильинского, издателя синтагмы Матв. Властаря, у архимандрита Иоанна, впоследствии еписк. Смолен. и из пращицы, которые и разберём. 219 Составитель пращицы не такой авторитет, чтобы можно было сказать, что всё у него верно и нет ошибок, если даже святые и прославленные мужи впадали в ошибки, как напр. Ириней лугдунский, Мефодий патар., Дионисий александ., Феодорит и др. И он действительно, не вникнув в суть постановления собора и доверившись толкованию Аристина, – впал в ошибку, сказав: «I вс. соб. св. отцы пр. 8-м повелеша наватиан мазать св. миром», (о. Алекс. стр. 23). – Свидетельства же, взятые Усовым у о. Ильинского и у архимандрита Иоанна, есть одно и тоже, потому что о. Ильинский в подстрочном примечании (Синт. стр. 19) привёл слова архим. Иоанна, несколько переделав их, чего Усов якобы не приметил, выдав одно и тоже свидетельство за два, хотя о. Ильинский и сослался на Иоанна смолен. (о. Алекс, разб. о мироп. священно-служ. стр. 22 и 23). Такова-то скудость у Усова в свидетельствах. Но в приведённом Усовым месте арх. Иоанн, а следовательно, и о. Ильинский, передаёт только мнение Аристина, а не своё, так говоря: «один из толкователей правила (8), Аристин разумеет здесь миропомазание», (о. Алек. 23). Когда же он сам толкует это правило, то говорит совсем иное. «При обращении их (наватиан) к православной церкви он (I соб.) повелел требовать от них только письменного отречения от своих мнений и обещания во всём последовать учению и правилам церкви», (там же стр. 25). Таким образом оказывается, что Усов напрасно сослался на еп. Иоанна и на о. Ильинского, которые не только не подтверждают мнения его, но наоборот опровергают оное. Затем Усов сослался на Иеронима и Аристина, из коих первый, в объяснение выражения: «по возложении на них рук», говорит, что здесь разумеется миропомазание. (Там же стр. 22). Аристин же так говорит: «токмо св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010