С целью же благоустроения церковной жизни приходов Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской Церкви в 1958 г. было решено учредить финляндское благочиние Патриарших приходов. Указом Московской Патриархии за от 15.08.1957 г. благочинным был назначен настоятель Никольской Большеохтинской церкви г. Ленинграда протоиерей Михаил Славнитский. Назначение благочинного, а не его выборы членами приходов, вызвало серьезные нестроения среди членов Покровской общины. Так как у Уставе общины ничего не говорилось о благочинном, то староста А.Я. Башмаков обратился за разъяснениями в Министерство просвещения, на что получил ответ, в тех случаях, где Устав общины некомпетентен, «дополнительно можно пользоваться уставом официальной Церкви, по которому благочинный проходит через выборы» .  В январе 1958 г. прот. М. Славнитский посетил Финляндию и 10 января при встрече с Башмаковом услышал следующее: «Мы не можем признать Ваше назначение благочинным законно. Благочинный должен пройти через выборы, а не по назначению. Мы Вас, конечно, примем, потому что знаем, если бы это было другое лицо или таковое будет после Вас, мы его не примем» . На 15 января о. Михаилом было назначено общее собрание Церковных советов двух общин, однако Башмаков и члены Покровской общины, сославшись на подготовку годового отчета, на собрание не прибыли.  Несмотря на данную неприятность, в программу первой поездки благочинного, помимо посещения приходов в Хельсинки, входил и обязательный визит архиепископу Герману в Куопио, как и посещение епископа Александра (Карпина). В августе того же года епископ Берлинский и Германский Михаил (Чуб) писал митрополиту Николаю (Ярушевичу) о нестроениях в Патриарших приходах в Финляндии из-за «недостаточного внимания» Патриархии и советовал как можно быстрее командировать в Финляндию благочинного протоиерея Славнитского . Нестроения заключались в следующем: Покровская община ходатайствовала перед главой Западноевропейского Экзархата русских православных приходов Вселенского Патриархата митрополитом Владимиром (Тихоницким) о принятии ее под свой омофор и, получив отказ, с той же просьбой обратилась к Первоиерарху РПЦЗ – митрополиту Анастасию (Грибановскому) .

http://bogoslov.ru/article/5418350

Сей достопамятный обряд совершился в Дрогичине, и Князь Галицкий с того времени именовался Королем, а папа написал грамоту к Богемскому, Моравскому, Польскому, Сербскому и другим народам, чтобы они вместе с Галичанами под знамением креста ударили на Моголов; но как от безрассудного междоусобия Христианских Государей сие ополчение не состоялось, то Даниил снял с себя личину, отрекся от связи с Римом и презрел гнев папы, Александра IV, который (в 1257 году) писал к нему, что «он забыл духовные и временные благодеяния Церкви, венчавшей и помазавшей его на царство; не исполнил своих обетов и погибнет, если с новым раскаянием не обратится на путь истины; что клятва церковная и булат мирской готовы наказать неблагодарного». В надежде смирять Моголов Посольствами и дарами новый Король Галицкий, богатый казною, сильный войском, окруженный соседами или несогласными или слабыми, уже смеялся над злобою Папы и, строго наблюдая уставы Греческой Церкви, доказал, что мнимое присоединение его к Латинской было одною государственною хитростию. Обращаясь к путешествию Карпина, предложим сказанное им о свойстве, нравах и вере Моголов: сии известия также достойны замечания, сообщая нам ясное понятие о народе, который столь долгое время угнетал Россию. «Татары (повествует Карпин) отличны видом от всех иных людей, имея щеки выпуклые и надутые, глаза едва приметные, ноги маленькие; большею частию ростом не высоки и худы; лицом смуглы и рябы. Они бреют волосы за ушами и спереди на лбу, отпуская усы, бороду и длинные косы назади; выстригают себе также гуменцо, подобно нашим Священникам. Мужчины и женщины носят кафтаны парчовые, шелковые и клееношные или шубы навыворот (получая ткани из Персии, а меха из России, Болгарии, земли Мордовской, Башкирии) и какие-то странные высокие шапки. Живут в шатрах, сплетенных из прутьев и покрытых войлоками; вверху делается отверстие, чрез которое входит свет и выходит дым: ибо у них всегда пылает огонь в ставке. Стада и табуны Могольские бесчисленны: в целой Европе нет такого множества лошадей, вельблюдов, овец, коз и рогатой скотины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Сия честь стоила недешево: Даниил, пробыв 25 дней в улусах, выехал оттуда с именем слуги и данника Ханского. – Далее откроется, что сей Князь, лаская Моголов, хотел единственно усыпить их на время и думал о средствах избавить отечество от ига. Между тем Государи соседственные, устрашенные его дружественною связию с Ордою, начали оказывать к нему гораздо более уважения. Незадолго до того времени Король Бела имел с ним новую вражду. Ростислав Михайлович, зять Королевский, предводительствуя Венграми, осаждал Ярославль; с обеих сторон изъявляли остервенение и казнили знатнейших пленников; в том числе Россияне умертвили славного гордостию Полководца Венгерского, Фильнию, и в кровопролитной битве одержали верх. Боясь, чтобы Моголы, как покровители Даниила, вторично не явились за горами Карпатскими, Бела предложил ему тесный союз и выдал меньшую дочь, именем Констанцию, за его сына, Льва, чему способствовал Митрополит Кирилл, избранный Даниилом и Васильком на место Иосифа; он ехал ставиться в Константинополь через Венгрию, говорил с Белою и ручался своим Князьям за искренность сего Монарха. Утвердив вечный с ним мир, Даниил жил согласно и с Поляками. Конрад умер его другом: Болеслав Мазовский также. Последний, женатый на дочери Александра Бельзского, Анастасии, в угодность Даниилу отказал Мазовию брату своему, Самовиту. Описав случаи времен Ярославовых, мы должны упомянуть о любопытном путешествии Иоанна План-Карпина, Монаха Францисканского, в Татарию к Великому Хану. Европа, приведенная в ужас нашествием Батыевым, еще трепетала, взирая на развалины Польши и Венгрии: ибо Татары могли возвратиться. Немецкий Император писал ко всем Государям, чтобы они собрали войско для спасения Царств и Веры. Беспокойство, волнение было общее; народ постился; Духовенство день и ночь молилось в храмах. Один Св. Людовик, мужественный Король Французский, не терял бодрости и спокойно ответствовал матери, что он, в надежде на Бога и меч свой, смело встретит варваров. Но Папа, Иннокентий IV, желая миром удалить бурю, отправил к Хану Монахов с дружелюбными письмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Съезд констатировал в качестве основного довода в пользу сохранения имеющегося статуса ФПЦ следующее: «Прошедшие с того времени (1923 г.) десятилетия в жизни нашей Церкви являлись периодом богатого и ценного созидательного труда» . В Резолюции же съезда говорилось, что «Съезд духовенства единодушно выражает убеждение, что намечаемые инициативы с целью изменения теперешнего канонического положения нашей Церкви не дают повода ни к каким мероприятиям» . В то же время было принято решение развивать дружеские отношения с разными Церквями, в том числе и с Русской Православной Церковью. Но самыми важными стали предложения иеромонаха Павла (Ольмари): «ФПЦ стоит попросить прощение у РПЦ за прошлый неправильно сделанный поступок, не изменяя при этом своего канонического положения» и священника Дмитрия Тарвасахо: «Самим провозгласить автокефалию Православной Церкви в Финляндии» . С февраля 1955 г. официальный вестник ФПЦ «Aamun Koitto» заявил, что прекращает публикацию материалов о монастырях и канонических вопросах по причине их неактуальности, так как якобы ответ Патриарха Афинагора исчерпывает всю их проблематику. В то же время в газете «Хельсингин Саномат» 14-16 августа 1955 г. была опубликована статья нотария Церковного Управления П. Тулехмо, посвященная истории православия в Финляндии, в которой в частности говорилось, что «с визитом митрополита Григория началось новое нападение Русской Церкви на финляндскую епархию», а приезд епископа Михаила может рассматриваться как «один из вариантов Киприановского времени» . VI Собор Финляндской Православной Церкви, на котором должен был решиться вопрос о ее воссоединении с Русской Православной Церковью, открылся в Куопио 17 августа 1955 г. Ему предшествовали два очень важных заседания Церковного Управления. На заседании 21-22 марта 1955 г. архиепископ Герман сообщил, что им подано президенту Финляндии прошение о выходе на пенсию. Также он пожелал, чтобы Духовное Управление при выборах его преемника сообщило приходам о его личном одобрении кандидатуры епископа Хельсинки Александра (Карпина) . На заседании Церковного Управления 23-24 мая того же года было решено на основании Обращения делегации священнослужителей ФПЦ, возглавляемой священником Вилхо Хоккиненом, просить архиепископа Германа отозвать свое прошение о выходе на пенсию. В Обращении говорилось: «Принимая во внимание, что архиепископ Герман пользуется среди членов Церкви большим уважением, а также то, что и в правительственных кругах, как стало известно делегатам Церковного Собора, проявляется беспокойство за дальнейшее развитие Церкви особенно сейчас, когда выборы нового архиепископа могут вызвать обострение внешнеполитической обстановки, выражаем пожелание, чтобы архиепископ Герман отказался от своего намерения уйти на покой» . Можно предположить, что решение уйти на покой было специально высказано накануне воссоединения с Московской Патриархией, чтобы избежать единогласного его одобрения.

http://bogoslov.ru/article/4540972

Карпина Зинаида Александровна, уроженка села Себина В Себине блаженная Матрона жила около церкви. Храм был во имя Успения Божией Матери, а второй престол на Дмитриев день. Приход был на семь-восемь деревень. Храм очень красивый. Матрона всегда стояла в храме за входной дверью. Мать ее ищет, а она в церкви. Матрона никогда ни с кого ничего не брала, но кто что принесет и на том спасибо. Потом ее стали преследовать власти. Моя мама, как только едет в Москву к Матроне, ей изо всех деревень пишут записочки, и она на них отвечает. Я была тогда еще маленькой, моя мама рано осталась вдовой, пять человек было детей. Ее стал сватать директор винного завода, а она ему ответила: «Через месяц я дам Вам ответ», и поехала к Матроне за советом. Матрона ей сказала: «Дуня, ты не должна этого делать, а идти по Божьему пути». Мама ее послушала и отказала жениху. У моей мамы в Москве был брат. Она спрашивает у Матронушки: «Я еще ночку ночую?», а Матрона говорит: «Тебе надо уезжать, а то тебя обкрадут». Мама не послушалась, как приехала – узнала, что нас обокрали. Я уехала в Москву в шестнадцать лет, в общежитие к сестре, которая была старше меня на четырнадцать лет. Через два с половиной года меня стали сватать за человека, которого я ни разу не видела. Мама моя мне писала: «Дочка, даже если знаешь человека два дня, но если Матронушка благословит, ты иди. Москва – темный лес, это не дома, где знаешь за несколько деревень». И вот я поехала на Сходню. Нашла ее домик, где она жила, а когда я ехала, то не нарочно думала, лезло мне в голову: «Ничего она не понимает». В дверях меня встретила – потом я узнала – ее прислужница. Я не сказала, откуда я. Она мне говорит, что Матрона сегодня больше принимать не будет. Я сразу решила, что вот, я ехала, думала о ней плохо, вот она меня не принимает. Одна комната совсем закрыта, а другая на один палец открыта. И только я повернулась уйти, как слышу ее голос из комнаты: «Татьяна Ивановна, пропусти, это дочка Дунина из Себино приехала», и Татьяна Ивановна меня пропустила. Она мне не дает говорить, и сразу сказала, не успела я сказать, с чем пришла: «Это не твой жених, он всякими делами занимается, ты скоро выйдешь замуж, и выйдешь вперед своей сестры». Еще сказала, что я к ней скоро приеду и правда, через два месяца я к ней приехала, и она мне сказала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В разделе «Помогите мне выпустить песню на свободу» собраны рассказы для старших школьников и взрослых. Талант Никифорова-Волгина раскрывается здесь в разных жанрах: ироничного очерка, лирической думы о навсегда ушедшей старине, глубокого рассказа о святых и грешниках, которые живут среди нас. «Горе родине твоей» — собрание рассказов о трагической судьбе России в годы кровавой революции, Гражданской войны, гонений на Церковь. Пронзающие душу истории о человеческих страданиях окрашены надеждой. Смирение и вера невинных жертв нередко приводит жестоких мучителей к искреннему покаянию. Ключи заветные от радости Васька и Гришка На заднем дворе, поросшем крапивой и чертополохом и загроможденном керосиновыми и селедочными бочками купца Данилова, с Гришкой Гвоздевым лежим на крыше старого приземистого сарая и греемся на солнышке. С большого двора, кругом застроенного старыми трухлявыми домами, к нам не умолкая доносится протяжный шум с разнообразными оттенками и отголосками. Раздаются звонкие заливистые голоса ребят. Неистово визжит на кого-то еврейка Фрина. Истошным плачем заливается еврейчик Апке. Грохочут машины в типографии Мельникова. Дворник дядя Давыд кого-то разносит — «нет чего хуже»: «Окаянник!.. Смущанник!.. Раздуй тебя горой, идола эфиопского…» — черными птицами носятся его слова в знойном воздухе. Из подвала жестянщика Шмоткина бегут частые, торопящиеся звуки постукиваемой жести. У Шмоткина мы недавно с Котькой Ежовым с окна кисель стянули. Съели мы его на заднем дворе, а тарелку из-под киселя обратно на окно поставили. Шмоткин меня почему-то не любит и называет «посадским». Из окон пивной несется пьяный нестройный гул, стоны расстроенного баяна, и где-то раздается пронзительный свисток городового. И поверх всех этих звуков, так режущих ухо, окрашивая наш двор в какие-то пыльные тона, плыла из мастерской сапожника Карпина дружная песня мастеровых под дробный аккомпанемент молотков, постукивающих кожу. Словно золотая искра, носится песня в воздухе и окрашивает наш шумный, дурно пахнущий двор в яркие золотые цвета…

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Стиль, техника и вся фактура указывают, по-видимому, на грузинское, не прямо византийское происхождение, но мастер, видимо, вполне знал все приемы и свойства византийского искусства и лишь слегка ослабил эти последние, отчасти ради самого металлического дела; отсюда округлые лица, округлая борода, мелкая шраффировка волос. Грузинский характер проявляется наиболее ясно в ликах евангелистов, по их неправильности наиболее напоминающих грузинскую работу. Орнамент состоит из вариантов византийского вотридиона (лозы). Этот современный рукописи киот относится, стало быть, к концу XII или самому началу XIII столетия. Его необыкновенная сохранность (в двух местах отпали части рельефа) обязана тому, что при вкладе рукописи в монастырь, она, вместе с киотом вложена была в другой серебряный же киот, раскрывающийся на одной стороне, а для этого последнего устроен еще кожаный мешок. Самый интересный пункт оказывается в данном случае с другой стороны. Киот этот есть единственный, доселе сохранившийся экземпляр того, что византийцы могли называть в собственном смысле библиотекой – βιβλιοθκη. Слово θκη в составных названиях имеет значение киота, ковчежца и т. д. И если в древности вивлиофикою называли ящик для свитков, то мы имеем перед собой византийскую тэку. Поэтому выражение theca persica не могло означать переплета, крытого персидской материю, но ящика, крытого таким образом для книги, тогда как самая книга могла иметь оклад металлический. Возможно поэтому, предполагать, что евангелие наше было назначено или для украшения престола, или для библиотеки, следовательно, для чтения, и как таковой подносный экземпляр, оно было и в тексте изукрашено особенно богато. Живописная роспись книги, миниатюры, заставки, инициалы и рамки канонов, действительно, отличаются превосходным исполнением чистого византийского типа (что доказывается всею манерою и подтверждается приписью, свидетельствующею, что рукопись написана была близ Константинополя). Выходная миниатюра представлять внутри арки киворий с сферическим верхом, и под ним Евсевия и Карпина, одного пишущим, другого со свитком. С 3 листа 4 заставки канонов, любопытные по обилию декоративных подробностей: сверху источники живой воды в виде богато разделанных фонтанов под портиками, к воде слетают птицы и сбегаются животные, слон и лев, шакалы и волки, грифон и кентавр с гитарой, вол и пантера и пр., погонщик с верблюдом; по сторонам Самсон раздирает льва, и вожак колет пикою медведя. Капители и базы украшены фигурами месяцев в след. порядке: Март – воин, Апрель – юноша несет свинью, Май – Сарацын пьет из красного кубка – стеклянного, Июнь – жнец, Июль– веет, Август – есть гроздь, Сентябрь – несет корзину, Октябрь– с соколом, Ноябрь – двузубыми вилами роет землю, Декабрь – сеятель, Январь – пирует, Февраль – греется у огня в бурке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Бурцева Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1810. Адрес: Россия, Новгородская область, Маловишерский район, деревня Бурцева Гора, в одном километре от села Карпина Гора Координаты: 58.633425, 32.498109 Проезд:Из Малой Вишеры автобусом на Лопотень Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о «Погосте Покровском на реке Хубце» есть в писцовой книге Обонежской пятины 1582-1583 гг. А Карпина Гора как поселение упоминается в старинных летописях за 1692 год и может, видимо, считаться прямой и устойчивой наследницей погоста «Хубецъ». Сами же погосты могли возникнуть около 947 года во время похода по Мсте княгини Ольги, которая отправилась к Новгороду и установила погосты и дани. И уже при Ольге на погостах могли строить храмы. Церкви стояли и в XV веке, но со временем требовали замены. Так на Покровском погосте деревянная церковь Покрова Богородицы построена в 1794 году, а каменная в 1837 году. Есть также сведения о церкви Живоначальной Троицы на погосте Хубец у Карпиной Горы 1810 года. Покровская церковь, частично сохранившаяся до наших дней, свидетельствует об истинном мастерстве зодчих. Величественные стены, высокие купола и башенки, внутренне убранство – все говорит о желании строителей сделать храм красивым и служащим не одному поколению прихожан. История строительства храма окутана тайной. Ведь по традиции храмы возводились на высоких, видных со всех сторон местах. А Покровская церковь построена внизу, в долине реки Хубы. По этому поводу существовала легенда о неком провидении. Поначалу хотели ее поставить на высоком месте, даже к делу приступили, но тут вмешались таинственные силы – вечером строители уходили ночевать, а наутро весь строительный материал оказывался около реки. Днем его водворяли обратно, но на следующее утро все повторялось. В конце концов, церковь стали строить там, где указывало провидение. Но чем бы ни руководствовались строители храма, место его все равно замечательное, ибо видно его среди разросшихся деревьев и с высоты горы и при приближении. Сейчас вокруг церкви расположено сельское кладбище, а когда-то рядом была деревня Хубец, теперь совсем исчезнувшая.

http://sobory.ru/article/?object=10654

Надкопанье. Церковь Рождества Христова. Пашский погост Приход храма Рождества Христова в дер. Надкопáнье. Бывшая церквно-приходская школа; ныне – почта («ОС Надкопанье») и «Карпинский сельский клуб. Филиал Пашского ЦСДК». Вид с юго-востока Н. и Е. Андрущенко 23 июня 2008 Приход храма Рождества Христова. Источник в честь свв. блгвв. кн. Бориса и Глеба. Расположен на пути от автостанции «Паша» к Христорождественской церкви. Координаты: N60.39785 E33.00066 Н. и Е. Андрущенко 21 июня 2008 Карта и ближайшие объекты В 1582 году упоминается каменная церковь Рождества Христова в Пашском погосте. Церковь каменная с таковою же колокольней, построена в 1822 году. Престолов 5: Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Пророка Илии и Святителей Николая Мирликийского и Ионы Новгородского Чудотворцев. К церкви приписаны 10 десять часовен. В 1899 году в приходе состояли Пашский погост и деревни Надкопанье, Обои, Подбережье 1-е, Ерофеева, Пучнина, Карпина, Насонова, Подбережье 2-е, Якшина, Медведева, Бендевиншина, Славникова, Семеновщина, Рязановшина, Кашина, Прилука, Исаева, Шутова, Усть-Обоя, Усадище, Курицына, Князева, Герцогшина, Вишнеков посад, Бармина, Крекачев посад, Сергеевшина, Ручьи, Устеева, Баландина, Рачевшина, Папоротня, Исакова, Карпина, Мартынова, Мапихина, Песчаницы, Сонина, Чутки (680 дворов, 1521 мужчина, 1764 женщины). Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1884. С. 170-176; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 417-418; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. Пятипрестольный каменный храм возведен в 1822-1829 годах по проекту архитектора А.И. Мельникова. Известно, что на ее месте в XVI веке был выстроен каменный храм с приделом св. Пророка Илии, разобранный в 1814 году. Главный престол нового храма был освящен в честь Рождества Христова, а его приделы - во имя Благовещения Богородицы, Пророка Илии, святителя Николая Чудотворца и святителя Ионы Новгородского. Храм не действовал с 1937 года. В 1941 году он был закрыт. С 1994 года в возвращенном Епархии храме начаты восстановительные работы и проводятся богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01268

статист. опис. Твер. губ.», I, 96; “Извл. из отч. Об.-Пр. св. Син.», 1840 г., 92 (наделен пахат. землею); 1844 г., 96 (надел. землею); 1884 г., 238 (училище); “Твер. губ. в.», 1848 г., 12 (краткое опис.); 1849 г., 11 (о происхожд. названия Калязииа); 1850 г.; 11 (древние антиминсы); 1854 г., 50 (грамота); 1865 г., 9 (посещ. в 1767 г. м-ря Имп. Екатериною); “Ярослав. губ. вед.», 1853 г., 12 (Архим. Феофан † 1852 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 189, 362; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1860–61 г., I, 16 (Запис. о г. Калязине); “Сказания соврем. о Дм. Самозв.», 1837 г., I, 154; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 448, 1; “Акты Археогр. Эксп.», I, 68 (Ж. гр. 1461 г. Твер. В. кн. Бориса Андр. на село Сергиевское), 213 (Окружн. грам. 1547 г. митроп. Макария на Вологду и Белооз. об установл. празднов. новым Русск. свят.), 284 (соборн. постановл. 1572 г.; игум. Феодорит), 308 (соборн. приговор 1581 г.; игум. Игнатий); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; игум. Левкий); III, 168 (Гр. 1626 г. Твер. архиеп. игум. Евфимию о молебствии по поводу привез. в Москву Ризы Господ.), 225 (Ц. гр. 1633 г. игум. Ионе о сборе даточн. людей); IV, 55 (Ц. тамож. гр. 1652 г.), 73 (Патриар. гр. 1654 г. об изготовл. келий, служб и запасов к приезду цар. Марии Ильинич. и ц. Алекс. Мих.), 74 (Гр. 1654 г. келарю Иринарху о пропуске в заставы м-ря служилых людей), 75 (Гр. 1654 г. о мерах предосторожн. при получении отписок из мест, поражен. моров. поветрием), 124 (Ц. гр. архим. Сергию о поднесении Государю и развозе к боярам и всяких чинов людям хлебов, капусты и кваса в субб. первой недели вел. поста); “Акты истор.», II, 208 (Отписка 1609 г. игум. Феодосия Сапеге о приходе царск. ратн. людей к м-рю и о поражении их Самозванц. воеводами), 252 (Отписка 1609 г. целовальн. Карпина о приезде его в Вологду), 255 (Договор. запись 1609 г. кн. Мих. Шуйского со швед. воеводою Христ. Зоме о приводе ратн. людей в Калязин), 278 (Отписка 1610 г. Устюж. воев. Стрешнева); “Дополн. к Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010