1843 1 января. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения великой княгини Елены Павловны. Проповедь произнесена священником церкви свт. Антипия Пречистенского сорока Иваном Федоровым (МВ. 1843. 3. С. 19). Письмо M. М. Тучковой: «Что Е[вфросиния] старается увлечь от вас некоторых сестер – о том не скорбите. Расположенные жить у вас в мире и единодушии не пойдут. А которые пойдут – те не таковы, и следственно не нужно удаление их почитать потерей, а действием провидения Божия, вас облегчающего и общество ваше очищающего. Если же и благорасположенная увлечется прельщением, то может раскаяться и возвратиться с большим смирением» (Письма к игумении Марии. С. 65–66. 49). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Письмо сие доставит Вера Алексеевна Муравьева, знаемая князю Александру Николаевичу и в скорбной ее жизни получившая от него христианское подкрепление и утешение. Побеседуйте с нею о душевной пользе и утешении и споспешествуйте, чтобы ее пребывание в Лавре приобрело ей благословение Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 286. 358). 2 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову по поводу литографированного перевода Св. Писания: «Поскольку на главный предмет доноса свидетелей нет, то к открытию истины не представлялось инаго средства, как тщательное выспрашивание прикосновенных обстоятельств и умножение подробностей, которыя бы могли быть поверены посредством других лиц и некоторых документов и которыя бы согласием и сообразностию во всех частях показывали некоторый признак правды или несообразностию обличали неправду показуемаго. Совещание сие осталось словесным; и прикосновенных к делу положено призывать порознь пред самым вопрошением, дабы устранить всякое приготовление и взаимное соглашение» (Донесения и письма. 1891. С. 19). 3 января. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного о пожаре в церкви села Подберезников: «Предписать благочинному, чтобы убеждал священника и прихожан исправить повреждения в храме, и, когда сие исполнено будет приличным образом, тогда, по освидетельствовании благочинным, по освящении воды и окроплении оною всего храма и по прочтении молитвы, положенной на обновлении, возобновить священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9787).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

IX. Игуменья Антония и современное ей светское общество в их взаимоотношениях Круг и характер отношений игуменьи Антонии к современному ей светскому обществу определяется тремя главными обстоятельствами ее жизни: происхождением ее, жизнью в Бородинском монастыре при игуменьи Марии и занятием ею важного поста – настоятельницы Московских иноческих обителей. Игуменья Антония происходила из среды богатого Московского купечества, той среды, многие представители которой, будучи истинными сынами православной церкви, издавна являлись, являются и до настоящего времени щедрыми поддержателями церковного благосостояния, покровителями и благотворителями как приходских храмов, так и иноческих обителей. Еще во время прохождения Александрой Троилиной послушнического искуса в Бородинском монастыре известные московские коммерсанты братья Иван, Тимофей и Константин Прохоровы, из которых последний был мужем ее родной сестры, считались щедрыми благодетелями Бородинской обители, входили во все нужды сестер и помогали монастырю во всем касательно хозяйственных дел и необходимых потребностей общежития, а Иван Васильевич получил и особое наименование от сестер «родного благодетеля» 36 . Поставленная настоятельницей московских обителей, сначала Страстного монастыря, а потом Алексеевского, игуменья Антония нашла эти обители в неустроенном виде. И много ей пришлось употребить и сил и средств на приведете этих обителей в надлежащей порядок. Знакомое и родное ей московское купечество было хорошим помощником ей в этом деле. Когда же служила матушка в Алексеевском монастыре, имевшем кладбище, то московские купцы, хороня здесь своих родных, делали немалые вклады на содержание как монастыря, так и монастырского духовенства Бородинская игуменья Мария, происходя по отцу из рода Нарышкиных, а по матери от князей Волконских, бывшая в замужестве за генералом Тучковым, имела кроме этих фамилий многочисленную титулованную родню (например, князей Голицыных, графов Шереметьевых и других), со многими из которых поддерживала близкие отношения до самой своей смерти, посещая их и принимая у себя в монастыре. Недюжинное дарование и хорошее образование, при выдающейся кротости, которыми обладала любимая послушница игуменьи Марии, Антония, часто сопровождавшая игуменью во всех ее поездках, скоро обратили на себя внимание титулованных родственников игуменьи Марии. Этим было положено основание отношениям игуменьи Антонии к аристократическому обществу, отношениям, впоследствии все более и более развивавшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  разделы   рассылка  распечатать Иерей Александр Шалимов Исцеление врачей 17 мая произошло объединение двух православных церквей Источник:  Русская жизнь После визита в Москву в ноябре 2003 года делегации Русской православной зарубежной церкви во главе со светлым и благодушным архиепископом Марком Берлинским и Германским случилось чудо. Некогда непримиримые противники, Русская православная церковь и РПЦЗ захотели молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши, ибо только это может привести к исцелению многочисленных ран. Вспомнили, наконец, о том, что две части русской церкви вышли из одного материнского лона. Пока в 1917 году анархисты рвали бомбы в рюмочных, страна сотрясалась от хлебных бунтов, а эсдеки требовали справедливого распределения " общественного продукта " , рядом со всем этим вершилась судьба русской церкви. Всероссийский поместный собор впервые за 200 лет избирал Патриарха. Собор заседал долго, больше года. Патриархом стал митрополит Тихон. Его избрание было неожиданным. О трех кандидатах в патриархи говорили как о трех богатырях: самый умный – архиепископ Антоний, самый строгий – архиепископ Арсений, самый добрый – митрополит Тихон. Жребий в самое лютое время указал на самого доброго. Хотя вначале внушительный перевес был на стороне другого митрополита – Антония (Храповицкого). Впоследствии митрополит Антоний писал, что Господь избрал лучшего, так как он сам, ввязавшись в политическую борьбу на стороне белых, не смог бы должным образом отстаивать интересы церкви. Октябрьский государственный переворот церковь встретила с готовностью нести свою миссию при любом кесаре. Но в 1918 году началась гражданская война, огромные территории – Украина, Кубань, Сибирь, Дальний Восток – потеряли связь с высшим церковным управлением. Там, откуда уходила Белая армия, многие епархии оказывались без правящих архиереев и священников. Те покидали Россию вместе с отступающими военными частями – начинался знаменитый Бег. В этой ситуации 5 (18) мая 1920 года Патриарх Тихон и Священный Синод издают совместное постановление за номером 362. Епархиальным архиереям в случае прекращения связи с центром предписывалось решать все церковные дела на местах само­стоя­тельно. Каждый из них фактически становился " сам себе патриархом " . С исторической дистанции мы можем утверждать, что именно так появилась на свет Русская православная зарубежная церковь. Произошло это в 1921 году в небольшом местечке Стремские Карловцы. И постановление 362 служило единственным церковно-правовым аргументом в пользу ее " законнорожденности " . Этот документ стал выходом из канонического тупика, которым воспользовались седовласые архиереи-беженцы, получившие го­рячее благословение у самого сербского патриарха.

http://religare.ru/2_42270.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Иона возглавили торжества в честь 15-летия открытия московского представительства Православной Церкви в Америке Код плеера Livejournal Liveinternet Код плеера Livejournal Liveinternet 7 декабря 2009 г. 16:12 7 декабря, в день попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы и день памяти святой великомученицы Екатерины, в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье состоялись торжества, посвященные престольному празднику и 15-летию открытия московского представительства Православной Церкви в Америке . Накануне Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады , прибывший в Москву 5 декабря , совершил в храме святой Екатерины всенощное бдение. В самый день праздника Божественную литургию на подворье Православной Церкви в Америке возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Предстоятелям Русской и Американской Православных Церквей сослужили: архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Проватский Антоний, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Закхей (Вуд), представитель Американской Православной Церкви в Москве, настоятель храма святой великомученицы Екатерины на Всполье; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве; протоиерей Михаил Дудич, капеллан Польской Православной Церкви, благочинный сухопутных войск для православных воинов Войска Польского; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Александр Абрамов, исполняющий обязанности представителя Московского Патриархата в США; священник Игорь Якимчук, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межправославным отношениям; клирики храма святой великомученицы Екатерины, московское духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/960429.htm...

архим. Палладий Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий , Пахомий Великий , Феодор Освященный, Макарий Египетский , Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке 1 . Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны. В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные. Между тем в библиотеках европейских и более всего в монастырях египетских скрывались коптские документы по истории египетского монашества. В течение последнего десятилетия много этих документов напечатано и переведено на французский язык членом французской археологической миссии в Каире Амелино (отчасти в мемуарах этой миссии, отчасти в Annales du Musée Guimet) 2 . На два тома этих документов, из которых один (о св. Пахомии и его общежитии) имеет чрезвычайную важность, с восторгом указал профессор А. П. Лебедев в своих статьях в Богословском Вестнике за 1892 г. (январь и апрель). Он критически разобрал и мысли французского комментатора об этих документах и их значении. Другие два тома, кажется, не были отмечены в нашей литературе. Первый из этих томов: Annales du Musée Guimet, tom. XXV, – Monuments pour servir à lhistoire de lÉgypte chrétienne. Histoire des monastéres de la Basse-Egypte. Paris 1894. Здесь помещены жития Павла Фивейского, Макария Великого , Макария Александрийского , Максима и Дометия, Иоанна Колова и изречения старцев об Антонии Великом и Макарии Великом (о последнем две статьи, кроме его жития, составленного Серапионом, епископом Тмуи). – Другой том этих документов: Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique française au Caire, tom. IV, deuxième fascicule – Monuments pour servir à lhistoire de lEgypte chrétienne, Paris 1895. Здесь много отрывков из жизни препод. Пахомия Великого , мелкие жития различных подвижников, панегирик Макарию, епископу Ткоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Аттард. Домовая часовня Георгия Победоносца при Президентском дворце Святого Антония Падуанского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1876. Адрес: Мальта, г. Аттард, ул. Джузеппе Портелли, д. 24 G. Portelli Street 24, Attard, Malta Координаты: 35.896308, 14.446458 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Русская православная часовня Святого Георгия Победоносца в президентском дворце Сант-Антон В 1996 году в мэрию г. Ярославля обратилась В. Терешкова с просьбой найти художников, которые могли бы выполнить проект росписи православной часовни президентского дворца Сант Антон, являющейся единственным православным «храмиком» в этой католической стране. История появления часовни на острове связана с дочерью Александра II, которая будучи женой католического короля, при рождении у неё наследника решила окрестить его в православной традиции. Для этого события специально и была выстроена данная часовня, представляющая собой небольшую классическую ротонду в традициях русской архитектуры конца XVIII - начала XIX веков. Роспись было предложено выполнить на семиметровой поверхности купола. Прежде чем Н. Мухин приступил к работе, вице-президент острова приехал в Ярославль для знакомства с выполненными Школой росписями в Толгском монастыре. После этого художникам было предложено изготовить эскизный проект. Сюжетную разработку оставили на усмотрение Мухина, который выбрал «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, херувимами и серафимами. 15 августа художники приехали на Мальту с готовым проектом, даже не предполагая, что именно 15 августа Мальта почитала «Богоматерь Знамение» (в память о чудесном освобождении в этот день острова английским флотом). Проект росписи был принят своеобразным знамением и по исполнению (за достаточно короткий срок – 10 дней) живопись привлекла к себе всеобщее внимание и интерес. Вкупе с выставленными в часовне религиозными полотнами мальтийского художника XIX века часовня приняла законченный вид и стала своеобразным православным центром на Мальте. Синтезировав традиции европейской настенной живописи раннего Возрождения с приемами древнерусского искусства, Н. Мухин (автор проекта) композиционно организовал пространство купола в своеобразную розетку, в центре которой оказалось изображение «Богоматери Знамение».

http://sobory.ru/article/?object=46145

Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия Россия сильно волновалась тяжелыми событиями, разыгрывавшимися на Балканском полуострове. Зверства турок в южнославянских землях волновали сердца русских, желавших придти чем-либо на помощь страждущим братьям-славянам. Находясь в тяжелом, можно сказать, боевом положении, южные славяне не могли должным образом благоустроить свою жизнь; лишены были они, конечно, возможности и насаждать собственными силами просвещение в своих странах. С целью удовлетворения последней потребности, они стали отправлять своих детей для получения образования в иноземные государства и из них преимущественно в родную им по крови Россию. Но недостаточно, конечно, отправить детей за границу, нужно их там содержать, а средств у славян, живших под тяжелым турецким игом, без сомнения, не было. Тут им пришло на помощь доброе русское сердце. В России образовалось славянское благотворительное общество, взявшее на себя заботы о содержании и обучении в России южнославянской молодежи. Приняли в этом деле участие и представители русского церковного управления. Решено было, между прочим, отдавать южнославянских девочек на попечение женских монастырей. В Москве из настоятельниц женских монастырей было остановлено внимание, как на наиболее подходящей для этого дела, на игуменьи Антонии. При переводе игуменьи Антонии из Страстного в более обеспеченный средствами Алексеевский монастырь имелась в виду и эта цель, именно, поручение ей воспитания южнославянских девочек. Согласно сему предначертанию игуменьею Антониею в первый же год службы в Алексеевском монастыре, именно осенью 1871 года, был открыт приют для южнославянских девочек. Всего было за время существования сего приюта два выпуска. Принятые в 1871 году двенадцать девочек, были выпущены через шесть лет, а на место них были набраны еще двенадцать девочек, также пробывшие в приюте шесть лет. Приютянки пользовались от монастыря полным содержанием; монастырь же озаботился и обучением их по программе начальных городских училищ. Закон Божий преподавали священники, а по остальным предметам вели преподавание сестры монастыря, среди которых были имевшие учительские дипломы и даже некоторые и с педагогической практикой. Главное заведывание делом обучения и воспитания приютянок было поручено игуменьею Антониею поселившейся в монастыре бывшей классной даме Московского Николаевского института, Екатерине Васильевне Ушаковой, сестре Московского Викария Преосвященного Леонида. Обучение в школе-приюте шло очень успешно. На экзаменах в приюте бывали нередко некоторые знатные лица, принимавшие участие в судьбе девочек, – как например Московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, член славянского благотворительного общества Нил Александрович Попов и другие и все они находили необходимым благодарить и восхвалять матушку за отличные успехи в занятиях девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Введение. Евагрий, как духовный наставник История древнего монашества повествует о целой плеяде ярких, незаурядных личностей – начиная с преподобного Антония Великого , чьё Житие, составленное святителем Афанасием Александрийским , открывает изумлённому читателю мир первых насельников египетской пустыни. 1 Особое место среди «отцов-пустынников» занимает Евагрий Понтийский , которого мы избрали в духовные наставники. 2 Евагрий принадлежит к третьему поколению монахов; его духовным учителем был преподобный Макарий Великий , ученик Антония Великого . Поэтому духовное учение Евагрия, помимо его собственного богатейшего опыта, отражает чистое и неискажённое предание. В литературном отношении он, вероятно, был первым автором, записавшим изречения святых отцов. В его произведениях их можно встретить очень часто. Наряду с Макарием Великим к тайнам монашеской жизни его приобщил преподобный Макарий Александрийский . 3 В личности самого Евагрия удивительным образом сочетались аскетичность, богословская глубина и исключительная творческая плодовитость. Чтобы полнее представить его духовное учение, проследим общую канву его жизни. В своих сочинениях он ничего не сообщает о самом себе, единственным источником сведений для нас является «Лавсаик» Палладия Еленопольского . На протяжении долгого времени Палладий был его учеником и близким другом, поэтому достоверность сообщаемых им сведений не вызывает никакого сомнения. Увы, оригинал этого произведения считается утраченным 4 , а многочисленные разночтения в греческих рукописях показывают, что на протяжении веков к его тексту приложили руку многочисленные редакторы, чаще всего неблагосклонные к Евагрию и его окружению. Много важных сведений об этом можно найти в подстрочных комментариях к академическому изданию, подготовленному Доном Батлером. 5 Полный вариант Жития Евагрия дошёл до нас лишь в коптском синаксаре, если не считать пространного греческого фрагмента и многочисленных упоминаний, которые мы встречаем в «Церковной истории» Сократа Схоластика . У исследователей нет окончательного мнения относительно того, следует ли упомянутую греческую рукопись считать сокращённым и «очищенным» переводом этого Жития. В определённом отношении жизнеописание Евагрия разделило участь его творений, которые в большинстве своём оказались либо утраченными, либо дошли до нас в виде разрозненных фрагментов. Некоторые из них уцелели только потому, что долгое время переписывались под чужим именем и лишь недавно были «возвращены» их подлинному автору 6 ; другие из них доступны лишь в сирийском и армянском переводах, их текст нередко носит следы позднейших редакторов. Таким образом, историку буквально по крупицам, опираясь на эти membra disjecta, приходится воссоздавать образ одного из известнейших отцов пустыни и его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010