27. Святые отцы и учители Церкви От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, не признанные святыми, называются учителями Церкви Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия, в трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями были защитниками Православия и в своей жизни оставили высокий пример для подражания. В особенности IV век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианскою ересью. Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (297–373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий образование свое получил под ближайшим руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра и закончил у основателя египетского монашества Антония, которому в юности прислуживал. Основательно изучив Священное Писание , творения отцов и древних классиков. Он занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью. Как ближайший сослужитель и доверенный архиепископа Александра, Афанасий сопровождал его на первый Вселенский собор и здесь обратил на себя общее внимание: никто так сильно не возражал против Ария, никто не превосходил его силою красноречия. Не прошло и года после собора, как молодой архидиакон Афанасий возведен был на кафедру Александрийского арихиепископа. Несмотря на сравнительную молодость (28 лет), архиепископ Афанасий твердо взял в руки управление обширною областию, ему подведомою: посетил все церкви своего округа, сблизился с епископами, посвятил Фрументия во епископы для утверждения Церкви в Абиссинии, посетил иноческие обители, широко раскинувшиеся в Фиваиде и других областях Египта, был у наставника своей юности преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Александр Ткаченко , психолог. Вечно молодой, вечно пьяный? или Как не спиться в ожидании старости . Фото Игоря Мухина и Mr. Insulation//Фома. – - – сентябрь 2014. - С.26-29. - (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). Нужно ли готовиться к старости ? [Пять мнений]. Подготовила Дарья Баринова //Фома. - – сентябрь 2014. – С. 30-31. - (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). На вопрос отвечают: Юлия Бредун , пресс-секретарь фонда «Старость в радость». Девиз от бабушки . – С.30; Константин Мацан , главный редактор портала «Views & Values» (vvpost.com). Старость начинается сейчас. – С.30-31; Матвей Масальцев , главный редактор электронного журнала о благотворительности «Филантроп». Инвестиция в любовь . – С.31; Алексей Токарев , писатель, блогер. Стать Человеком сегодня . – С.31; Антон Макарский , актер. Старики мечты. – С.31. Антоний , митрополит Сурожский . Научитесь быть. Духовные вопросы пожилого возраста. Текст печатается по книге: Митрополит Сурожский Антоний. Научитесь быть. – М.: Духовный щит, 2013. Фотоработы Mr. Insulation//Фома. - – сентябрь 2014. – С.32-37. – (рубрика « Тема номера. Старость ждёт »). ВЕРА (раздел). – С.38-53. Дмитрий Володихин , доктор исторических наук. Как святые меняли историю . [По результатам круглого стола, проведенного в августе 2014 в Арзамасе фондом «Фома Центр»]. Ил.: Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1890. Репродукция предоставлена издательством «Белый город»; Святая равноапостольная княгиня Ольга; Княгиня Ольга посещает Константина VII Богрянородного. Книжная миниатюра. Византия, XII в.; Святой равноапостольный князь Владимир; Крещение великого князя Владимира. А. И. Иванов. 1829; Труды преподобного Сергия. М. В. Нестеров. Центральная часть триптиха. 1896; Преподобный Сергий Радонежский; Святитель Филипп; Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я. П. Турлыгин (1857-1909); Алексей Михайлович и патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко (1835-1890); Преподобный Серафим Саровский; Император Александр I у преподобного Серафима Саровского (с картины нач. ХХ в.). При реализации проекта использованы средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 - – сентябрь 2014. – С.38-45. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-137-...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виктор Афанасьев Веселие и радость Одна девица из высшего светского круга, Екатерина Александровна Поливанова, с отроческих лет почувствовала в себе призвание от Господа к духовной жизни и взирала на все земное как на временное пустое зрелище, но, не находя поддержки такому своему душевному настроению, как бы поневоле принимала участие в том, что по обычаю делалось в обществе, в котором она возросла. Познакомившись со старцем Антонием, она всецело предалась его духовному руководству. Божие призвание сразу же стало сильнее говорить в ней, она стала еще более стремиться к уединению, воздержанию, хранению целомудрия. Ей не удавалось оставить свою среду и уйти в монастырь, но посещения Оптиной Пустыни давали ей в это время великое утешение. Она подолгу жила в гостинице и встречалась со старцем Антонием, присутствовала при богослужении, читала святых отцов. Вставала ночью при звуке колокола и шла к утрене. Старец Антоний воспитывал ее строго. Она хотя и жила возле Оптиной, но более чем раз в неделю он ее не принимал. В другие дни, при встрече с ним, она могла взять у него благословение – и только. Она сама потом говорила, что если нарушала этот порядок и приходила к Старцу в неурочное время, то потом не чувствовала покоя в душе. А если соблюдала – то испытывала усладительную тишину. Четыре года она была духовным чадом преподобного Антония: с 26-ти лет до 30-ти, а в тридцать – скончалась. „С весны и все лето, – писал о. Антоний, – Екатерина Александровна как свечка горела и каждый день таяла, то есть оскудевала в силах. Любимый разговор ее был всегда о переходе в вечность. Ежедневно готовилась к смерти своей, как некая невеста к брачному венцу – с светлым лицом и радостным сердцем. Июля 27-го была особорована елеем и после того чрез каждые два дня приобщалась Св. Христовых Таин, или даже через день, а последнюю неделю ежедневно. Со дня особорования ее ежедневно под руки водили ко мне, потом на стуле носили, а потом уже я ежедневно ходил к ней на гостиницу по два и по три раза в день. После облечения Екатерины Александровны в ангельский образ, поздравляя с оным, я спрашивал ее при посещениях:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 6. Недоброжелательство, а затем и явное восстание некоторых непонимавших жизни духовной оптинских монахов и мирян против старца о. Леонида, хотя без особенно худых последствий. Соприкосновенный сему рассказ новоначального брата Александра (впоследствии иеросхимонаха Антония Киево-Печерского), в описываемое время принятого Старцем в Скит на жительство Не напрасно говорят свв. Отцы, что кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, и что всякому доброму делу искушение или предшествует, или последует. Слова печерского летописца, что иноческие обители воздвигаются молитвенным потом и слезами, могут быть отнесены и к введению в Оптиной Пустыни старчества – основы иноческого жития. Оно введено и упрочено здесь со многими трудами и скорбями. Согласно удостоверяют свв. Отцы, что враг рода человеческого не любит не только самого откровения помыслов, но даже и шума слов сего откровения; ибо знает, что чрез это разрушаются все его козни и коварства. Посему неудивительно, что он не замедлил против этого, в особенности ненавистного ему, иноческого пути употребить разные свои козни и за великое дело введения в обители старчества воздвиг сильное гонение против старца о. Леонида. И тем удобнее враг-искуситель мог злокознствовать против Старца и старчества, что не всякий мог правильно судить о сем, как и сам Старец впоследствии писал своим духовным детям, когда в 1836 г. против него уже сильно стали распространяться разные толки и хульные порицания. «О жизни высокой, – так писал он, – монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно неочищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у св. Симеона Нового Богослова главы 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского...» 67 Согласно с св. Симеоном Новым Богословом и иные свв. Отцы учат, что люди обыкновенные, не имеющие духовного рассуждения, не могут правильно судить о душевном устроении людей духовных, как и св. апостол говорит: духовный (человек) судит о всем, а о нем судит никто не может ( 1Кор. 2, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Глава XII. 1852–1853 гг.; я сделан управляющим монастырем; являюсь к владыке; его разговор со мной об учреждении общежития на Угреше; сочувствие этому преобразованию; П.М. Александров; приезд викария преосвященного Алексия; советы Троице-Сергиевского наместника – архимандрита Антония; открытие общежития и посвящение меня во игумена; продолжение рассказа об Александровых Проводивши отца игумена, отправившегося на покой в Пешношский монастырь, два дня спустя, то есть ноября 22, я поехал в Москву к владыке с донесением о принятии мной монастыря. Он принял меня в 10 часов утра, взял от меня бумаги, и ничего на них не сказавши мне, приказал мне явиться к нему снова в 4 часа того же дня. Эти часы ожидания, с утра и до вечерень, были для меня томительным временем. Я воображал, что владыка станет меня в подробностях распрашивать о принятии монастыря. На деле вышло совершенно иначе. Когда в 4 часа я к нему явился, он принял меня и тотчас же приказал мне сесть, чего прежде никогда не бывало. Минуты с две продолжалось молчание, я сидел и с трепетом ожидал вопроса. Владыка пристально глядел на меня, потом сделал мне вопрос для меня неожиданный: – А можешь ли ты открыть у себя в монастыре общежитие? Я поклонился и отвечал: «Ежели Богу будет угодно и Вашему Высокопреосвященству, я готов стараться». – Что касается до меня, буду помогать во всем, что от меня зависит, – сказал владыка. О принятии монастыря не было и речи. Вышедши от владыки, я немедленно поспешил к Павлу Матвеевичу, чтобы передать ему о желании владыки. Павел Матвеевич, выслушав мой рассказ, весьма обрадовался и со слезами сказал мне: «Ну, стало быть, Богу угодно, чтобы исполнилось давнишнее мое желание устроить общежитие». Прежде чем стану говорить далее, скажу о том, что предшествовало и почему Павел Матвеевич так обрадовался сказанному владыкой. Более чем за год до этого, во время зимы 1851 года, как-то раз я был у Александрова, и он сказал мне: «Какое бы мне доброе дело сделать? Подумай хорошенько и в следующий раз, как ты у меня будешь, скажи мне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог не может быть источником зла 27.09.2012 554 Время на чтение 7 минут Архимандрит Александр (Федоров), настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви Св. Екатерины в Академии художеств, рассказал «НВ» об отношении христианства к опасностям этого мира - Отец Александр, перед грозными проявлениями природы человек чаще всего бессилен, но огромное число опасностей создаются самими людьми. Если христианство не опасно и другие вероучения тоже стремятся к доброте и любви, то где рождаются опасности? - Если говорить о нашей стране, то опасность в безответственности, воспитанной в наших соотечественниках не в каком-то историческом прошлом, а в ХХ столетии. Думается, что ответственному и грамотному человеку легче стать «безопасным» христианином, чем опасным атеистом. - Бог, создатель всего живого, добр и всемогущ. Почему некоторые люди, искренне верующие в Бога, боятся Его? - В святоотеческой традиции принято отмечать три стадии духовного роста в отношениях личности к Богу: как раба, как наемника и как сына. На первой стадии доминирует страх наказания, на второй - желание получения благ, на третьей - истинная любовь к Богу, которая искореняет страх. - Представим такую ситуацию - интеллигентный православный молодой человек (или девушка) в темном дворе натыкаются на пьяную хулиганствующую толпу, приближающуюся к нему (к ней) с явно агрессивными намерениями. Что делать в такой ситуации? Молитвенно взывать о помощи к Богу, позорно убежать или сжать кулаки и зубы и приготовиться дать бой, который еще неизвестно, чем закончится? - Отвечу пересказом слов митрополита Сурожского Антония, возглавлявшего епархию Русской православной церкви в Англии. Владыка рассказывал, что однажды проводил занятия в одном колледже и некий студент демонстративно хотел покинуть аудиторию. На вопрос о причине, тот ответил: «Вы не христианин... Вы не пацифист». Владыка Антоний спросил этого «пацифиста»: «А если на твою невесту нападут хулиганы?» «Буду молиться, - ответил студент». «А если за это время насилие все же осуществится?» «Буду молиться, чтобы из плохого Господь сделал что-то положительное». «Это, конечно, последовательный подход, - заключил владыка, - но я не хотел бы быть твоей невестой». И тут же митрополит Антоний привел мысль нашего известного богослова, жившего в ХХ веке во Франции, Владимира Николаевича Лосского, о том, что бороться за свои права, может быть, низко, но не бороться за права другого, нуждающегося в этом, подло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

(Краснопёров Михаил Платонович; 30.07.1868, с. Вятское Сарапульского у. Вятской губ.- 17.02.1921, г. Петропавловск, ныне в Республике Казахстан), сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Петропавловский. Род. в семье псаломщика. Окончил Сарапульское ДУ и Вятскую ДС. В 1890 г. определен на должность надзирателя Сарапульского ДУ. 22 окт. 1891 г. Сарапульский еп. Афанасий (Пархомович ; впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Назначен священником Тихвино-Богородицкой ц. в с. Паздеры Сарапульского у. С 19 февр. 1896 г. сверхштатный священник в Вознесенском соборе в Сарапуле, одновременно был заведующим и законоучителем в городской Никольской церковноприходской школе. Овдовел. В 1898 г. уволен с должностей в связи с поступлением в КазДА. Общение с ректором академии еп. Антонием ( Храповицким ; впосл. митрополит) склонило его к решению принять монашество. 11 февр. 1900 г. пострижен еп. Антонием в мантию с именем Мефодий. Был назначен благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». 16 авг. того же года назначен помощником смотрителя Уфимского ДУ. 5 июля 1903 г. стал инспектором Александровской миссионерской ДС (бывш. Ардонское ДУ) близ Владикавказа и членом Ардонского отд-ния епархиального училищного совета. В 1905 г. назначен исполняющим обязанности ректора Александровской ДС. 20 нояб. 1906 г. назначен ректором Уфимской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1907 г. постоянный член Уфимского епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва, с 1908 г. редактор неофиц. части «Уфимских епархиальных ведомостей», в том же году стал старшим членом просветительского отдела уфимского епархиального братства Воскресения Христова со званием помощника председателя братства. М. был известен в Уфимской епархии как одаренный проповедник, ему часто поручали произносить проповеди в уфимском кафедральном соборе. Был одним из активных участников открывшегося в 1909 г. в Уфе пастырско-проповеднического кружка. По его инициативе было положено начало регулярным беседам в городском ночлежном доме, в к-рых он принимал самое деятельное участие: посещал его вместе с учениками семинарии, совершал здесь молебны, всенощные, раздавал книги и брошюры религиозно-нравственного содержания. 13 нояб. 1911 г. в Уфе при участии М. было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Активно трудился в Уфимском епархиальном комитете Православного миссионерского об-ва и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГРИЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) (празд. 28 июля), чудотворный образ, один из наиболее почитаемых в Костромском крае. И. и. обретена в 1620 г. в 15 верстах к югу от Костромы, вблизи совр. дер. Песочной (Костромской р-н). По меньшей мере с 1-й пол. XVI в. в Игрицах (Игрицы, или Игрищи,- название находящегося рядом с погостом урочища, где с незапамятных времен ежегодно 29 июня устраивались игрища) существовал церковный погост во имя свт. Николая Чудотворца (Великорецкого). В 1571 г., после эпидемии чумы, строения погоста были заброшены. В рукописной повести 1665 г. «Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне» говорится, что 12 июня 1620 г. пастухи из соседней дер. Савинской, зайдя в полуразрушенную Никольскую ц., «зело престаревшую, яко разрушения еже и углом разпадшимся», увидели в ее алтаре на престоле образ Смоленской иконы Божией Матери, сияющий красками «яко новописан» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 117; не опубл.). После водосвятного молебна перед И. и. произошло исцеление бывшего 5 лет слепым местного помещика, «болярского сына» Емельяна Ивановича Исаева (по тексту некоторых списков повести, Савина). К И. и. началось паломничество окрестных жителей. Вскоре на месте обретения образа поселились костромичи Потапий, Григорий, Карп и Андрей, позднее принявшие монашеский постриг. По благословению патриарха Филарета в 1624 г. посадским человеком Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывш. погоста был основан Богородицко-Игрицкий мужской монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери, ставший через неск. лет большой и благоустроенной обителью. По сведениям писцовой книги 1627-1628 гг., в центре обители высился деревянный клетский «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом.

http://pravenc.ru/text/293521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010