поиск:   разделы   рассылка Филоненко Александр Семенович Общение и благодарение в евхаристической антропологии митрополита Сурожского Антония Источник:  Принято считать, что православная мысль XX века отличается напряженным отношением софиологической традиции и традиции неопатристического синтеза. Митрополит Антоний был биографически связан с представителями обеих традиций, но определяющие темы его мысли не связаны прямо ни с одной из них. Александр Филоненко предлагает набросок третьей линии православного богословия XX века, в контексте которой богословские темы митрополита Антония прочитываются наиболее непосредственно. Митрополит Антоний Сурожский и евхаристическое богословие общения. Для того чтобы определить место трудов митрополита Антония и их значение в контексте православной мысли XX века, нужно начать с отрицательного суждения. Принято представлять этот контекст через напряженное отношение софиологической традиции и традиции неопатристического синтеза. Но темы митрополита Антония не сводятся ни к одной из них, хотя духовно он был связан и с отцом Сергием Булгаковым, возмущение выступлением которого привело его в четырнадцать лет к встрече со Христом, и с кругом христианских социалистов (Георгий Петрович Федотов и мать Мария Скобцова), воспитывался Владимиром Николаевичем Лосским, воспринял пастырские уроки отца Георгия Флоровского, был наставником отца Александра Шмемана и отца Иоанна Мейендорфа. Несмотря на то, что в современном академическом богословии преобладает неопатристика, отношения между этими двумя традициями нельзя описывать лишь в логике исторической преемственности или отталкивания. Дело не в линейном разворачивании богословской мысли, но в сосуществовании нескольких продуктивных линий свидетельства, не только не сводимых друг к другу, но скорее находящихся в отношении дополнительности. Очевидна плодотворность неопатристики. На наших глазах происходит возрождение интереса к софиологии. Но мой первый тезис заключается в том, что, хотя митрополит Антоний был биографически связан с представителями обеих традиций, – а их труды чрезвычайно важны для понимания того, что такое его богословское наследие, –оказывается, что определяющие темы его мысли не связаны прямо ни с софиологией, ни с неопатристикой. Мне хотелось бы представить в докладе набросок третьей линии православного богословия XX века, в контексте которой богословские темы Владыки Антония прочитываются наиболее непосредственно. Я решусь назвать эту традицию евхаристическим богословием общения и постараюсь оправдать такое именование.

http://religare.ru/2_90841.html

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым – одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений. Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. – многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием. В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206–221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1881-й год Наша переписка за этот год начинается следующим письмом о. Павла: «Честь имею поздравить вас с новым годом. Новое лето да благословит Господь успехом ваших трудов, здравием и благоденствием. 30-го числа вечером был у меня Игнатий Александрыч с писарем Антония Шутова, Леонтием Трофимовым, который порешил идти вслед сотоварища своего Егора Антоныча, уже не быть слугою Антония, но присоединиться ко св. Церкви. Помолитесь, чтобы споспешил Бог исполнить благое намерение его. Он предполагает написать коротенькое письмо Шутову, – поблагодарить его за бывшие его милости и потом высказать, почему дальше не может пользоваться этими его милостями». Через день, 2-го января, о. Павел снова писал мне: «Леонтий Трофимов написал прощальное письмо к своему бывшему «владыке Антонию, где, поблагодарив его за бывшие благодеяния, изъявляет, почему более не может ими пользоваться. Прежде подачи оного письма Антонию, мы рассудили послать его к вам на исправление, так как может-быть впоследствии оно угодит в печать. Простите меня, в таких недосугах ваших не дающего вам покоя. Эта смелость от уверенности в вашей любви к пользе церковной». Собственноручно написанное Леонтием Трофимовым письмо к Антонию было составлено очень хорошо. Причину своего перехода в церковь он указал в том, что, находясь в канцелярии Антония, сам видел совершенно напрасные старания его и главного при нем раскольнического богослова Онисима Швецова – ответить на многочисленные поданные ему вопросы: Егора Антонова, Ивана Федорова и др., то есть оправдать раскол за его отделение от Церкви и доказать законность белокриницкой иерархии, особенно же ясно убедился в невозможности оправдать раскол и австрийскую иерархию из последней сделанной Швецовым попытки к тому, – из придуманного им странного учения о безнародной церкви. 3-го января я отвечал о. Павлу на оба письма его: «Благодарю вас за поздравление с новым годом. Взаимно приветствую и вас, желая вам в новом лете новых милостей от Творца времен и Подателя всех благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Шмеман. Исторический путь; Мейендорф. Введение; Meyendorff. The Orthodox Church; Chadwick; Runciman. Byzantine Civilization; Quasten. 1. Мы уже не раз упоминали монашество и монахов, что и естественно, ибо в эпоху великих догматических споров монашество играло значительную, если не ключевую роль. Поговорим о его возникновении. Монашеская жизнь появилась, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монашество появилось в то время, когда завершились гонения и христианство стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом «официальному христианству». Жители христианской империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего. Основная черта монашества - его фундаментально библейский характер. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи. Немного позже монашество вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там... 2. Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы. I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Великого, чье житие написал сам св. Афанасий Великий. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христианской семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греческим языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной». Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от человеческого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. Первый период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/434727/

Антоний (Амфитеатров). Биография и библиография Основные даты жизни 1815 – рождение 1832 – поступление в Калужскую семинарию 1835 – поступление в Киевскую духовную академию 1839 – бакалавр греческого языка в Киевской академии 1840 – пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха 1841 – инспектор Киевской духовной семинарии 1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит 1848 – издание «Догматического богословия» 1851 – ректор Киевской духовной академии 1858 – епископ Чигиринский 1859 – епископ Смоленский 1866 – епископ Казанский 1867 – архиепископ Казанский 1879 – кончина Первые годы жизни Архиепископ Антоний (в миру – Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15-го октября 1815 года. Он происходил из благочестивой семьи, подарившей Русской Церкви замечательных тружеников, прославившихся на ниве служения Церкви и духовной науке, из которых самым известным является митрополит Киевский Филарет (1778–1857). Благодаря ему фамилия Амфитеатровых получила широкую известность. Отец Якова, Гавриил Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета и всегда сопутствовал ему даже в тяжелые дни его жизни. Когда митрополит Филарет, тогда еще архимандрит, должен был уехать в Уфу, Гавриил Егорович нес послушание у него в качестве келейника, затем преподавал в Уфимской семинарии немецкий язык. В Уфе Гавриил Егорович женился на дочери местного священника Григория Несмелова Татьяне. Детей в семье Амфитеатровых было пятеро: три сына – Павел, Яков (Иаков), Сергий, и две дочери – Вера и Александра. Когда Гавриил Амфитеатров принял священный сан, то был назначен священником в город Миасс, где начиналось строительство новой церкви во имя апостолов Петра и Павла. Старший сын священника Гавриила родился на момент закладки, а рождение и крещение Якова пришлось сразу после освящения нового храма Божия. В 1819 году архимандрит Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и вызвал своего брата к себе. В 1820 году, когда Якову исполнилось 5 лет, его семья приехала в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Архив Пн В праздник Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского 26 октября 2015 г. 16:14 26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь  г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин  передал  чудотворный образ Русской Православной Церкви. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Антония (Севрюка)  во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Тверской и Кашинский Виктор ;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  архиепископ Петергофский Амвросий ;  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Александр Агейкин , настоятель  Богоявленского кафедрального собора  г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/4256100.ht...

" Врач, которого Бог даровал Египту " , - так описал святого Антония Великого (251-356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду Святой Антоний - прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного " аввы " или духовного наставника. Многие из слов и советов, которыми святой Антоний врачевал своих братьев христиан, дошли до нас - обработанные и в большей или меньшей мере изданные - в его Житии, составленном святым Афанасием, и в Апофтегмах, или Словах отцов пустынников Однако позаботился ли сам святой Антоний о том, чтобы записать свое духовное учение - и сохранились ли эти записи? Житие сообщает нам, что он " не знал грамоты " , но и при этом он вполне мог бы диктовать то, что считал нужным, своим ученикам. И в действительности, семь посланий, авторство которых традиционно относят к святому Антонию, сохранились. Их аутентичность оспаривалась, но к настоящему времени большинство исследователей признает их подлинными. (Существует, кроме того, еще двадцать посланий, которые определенно сомнительны). Если эти семь посланий действительно принадлежат святому Антонию, изначально они должны были быть написаны на коптском, родном языке местных египетских христиан. Часть этого коптского теста сохранилась; существует сирийский перевод первого послания и полная версия всех семи на грузинском и латинском. Насколько мне известно, в настоящем издании эти семь посланий впервые появляются на английском. Их переводчик, священник и доктор богословия Дервас Читти (1901-1971), посвятил жизнь изучению раннего египетского и палестинского монашества, собрав плоды своих сорокалетних разысканий в замечательном труде Гражданство Пустыни Настоящий перевод посланий он подготовил для собственного пользования, не для публикации; и хотя он подарил нескольким своим друзьям машинописные копии перевода, без сомнения, он захотел бы пересмотреть этот текст прежде, чем отдавать его в печать. Я внес в него несколько незначительных поправок, во избежание некоторых неясностей. В качестве вступления мы включили в это издание небольшую статью, подготовленную о. Дервасом для журнала Соборность Она перепечатывается с любезного разрешения издателя журнала. Я снабдил ее сносками и расширил библиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Закрыть itemscope itemtype="" > А в душе – улыбка Памяти сурового на вид архимандрита Антония (Гулиашвили) 11.02.2021 737 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru 9 февраля 2021 года в храме Святого Александра Невского в Тбилиси отпели любимого многими и у нас, в России, архимандрита Антония (Гулиашвили) . Для нас он был и остается не только носителем лучших традиций православной Грузии, но и наследником псково-печерских старцев, – 40 лет батюшка окормлялся у отца Иоанна (Крестьянкина). Новопреставленного вспоминает Иоанн Шевчук, послушник московского Сретенского монастыря, где часто гостил отец Антоний. Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Доли секунд – и ты новый Я келейничал у отца Антония, когда он приезжал в Москву на лечение. Батюшка всегда был такой статный, что поначалу я даже несколько его побаивался. Он – важный, серьезный, а я скорее веселый человек. «Ну, – думаю, – услужили батюшке». Разве ж я знал, как мы потом и дурачиться будем… Он много потом и сам смешного рассказывал, да и не прочь был какой-нибудь семинарский анекдот послушать. Но все равно благоговение рядом с ним ты ощущал всегда. Батюшка и сам к тебе, даже мальчишке, был подчеркнуто уважителен, пусть и не без юмора. Помню, когда меня приняли послушником в обитель, и я вернулся к нему в наши больничные «казематы» (у него было какое-то такое восприятие) уже в подряснике, с монашеским поясом, он закидывал голову и с серьезным видом, вперяясь остановившимся взглядом, произносил: «О, Иван – пан». Я несколько бываю рассеян. Отец Антоний мне кричит: «Иван, Иван…». А меня нету, где-то в облаках витаю. Потом подхожу с таким видом, что по-прежнему «в непонятках». Другой бы отругал, – у человека в немощах, говорят, душа обнажается, всё его нутро, каков он есть, и часто начинают разматываться клубки страстей: гнев, раздражение, обидчивость, – а батюшка так смешливо улыбается: «Ох, Иван-Иван Рассеянный с улицы Бассейной», – возвращал меня батюшка на землю. А то иногда потом и ввернет при всех: «Вот этот рассеянный… Он меня терпеть не может», – а сам косится, смотрит на реакцию… У тебя душа полное обновление переживет за эти доли секунд. А он – уже улыбается.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/11/a_v_du...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Зла больше, но все равно побеждает добро» Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили) 03.02.2015 558 Время на чтение 18 минут Архимандрит Антоний (Гулиашвили) родился в 1939 году в Тбилиси. По окончании Мцхетской семинарии в 1965 году был рукоположен во диакона, в том же году во иерея Патриархом Ефремом II. Служил и был настоятелем различных храмов в Грузии, с 1998 года - клирик храма Александра Невского в Тбилиси. Своими духовными наставниками отец Антоний считает Патриарха Ефрема и архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чей огромный духовный опыт он много лет старается передать людям. Портал «Православие. Ru» уже публиковал беседы с архимандритом Антонием, рассказывающие о его жизненном пути, о тех удивительных людях, встречи с которыми посылал ему Господь и которые силой своего духа и жизненным примером укрепляли его в священническом служении. В 2014 году издательство Сретенского монастыря выпустило книгу архимандрита Антония (Гулиашвили) « " День священника " и другие грузинские рассказы» . О жизни Церкви в советской Грузии, об отношении к Православию грузинских деятелей искусства и культуры, о том, как сохранить веру в тяжелых обстоятельствах и многом другом мы беседуем сегодня с отцом Антонием. - Для большинства русских людей, особенно для старшего поколения, советская Грузия - это лучшие в СССР здравницы, отборные вина, гостеприимный народ, всегда танцующий и поющий. Но ведь была и обратная, вероятно, не столь радужная, сторона медали - жизнь Церкви, о которой я и прошу вас рассказать. - Мне вспоминаются слова знаменитого грузинского мыслителя Платона Иоселиани, который в эпиграфе к своей книге «История Грузии» написал: «Времена проходят, люди и события меняются, а храм Божий несокрушим и вечен». Я помню, как к Патриарху Ефрему приходили высокопоставленные лица, просили благословения съездить в превращенный в музей Шио-Мгвимский монастырь и помолиться там На Грузию православную советские годы не очень подействовали, она всегда оставалась православной. В течение девяти лет я был келейником Святейшего Патриарха Ефрема и помню, как к нему приходили высокопоставленные лица, просили благословения съездить в Шио-Мгвимский монастырь и помолиться там, хотя обитель закрыли и превратили в музей, но сторожем в нем был оформлен иеромонах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монастырский музей как «инфраструктура» памяти К 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря 28.10.2019 686 Время на чтение 4 минуты В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свой 500-летний юбилей. Одной из визитных карточек юбилея станет музей. О готовящихся к открытию выставках и собрании древностей рассказал пресс-секретарь монастыря Денис Данилов. - На официальной страничке монастыря в Facebook появилась статья о том, что на территории обители в скором времени будет открыт музей… «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере», «Потаенные Соловки», виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской». На приходах епархии действовали и действуют немало музейно-образовательных проектов. Это как правило небольшие экспозиции, плоскостные выставки, онлайн – галереи. Сийский монастырь сделал заявку на музей. Планка поднята высоко, удастся ли ее удержать? Удалось, очень давно и не нам. Сам по себе Антониево-Сийский монастырь, его древние стены в некотором смысле, есть неповторимая архитектурно-ландшафтная экспозиция - ансамбль древних памятников, органично сосуществующий с окружающими природными объектами: Михайловское озеро, исток реки Сия, необъятная лесная даль. Каждый сезон, каждый день монастырь разный. Так что большую часть работы выполнили наши предшественники и созданная Богом северная природа. На сегодняшний день сложились все основные направления классической музейной деятельности. Работает церковно-археологический кабинет и архив. Их возглавляет «память монастыря» - Александр Юрьевич Карушев. На хранении более 2000 экспонатов. Это уникальное собрание старопечатных книг кирилловского и гражданского шрифта XVII – начала XX века, коллекция памятников древнерусской живописи и современных икон, картины, фотографии, произведения церковного декоративно-прикладного искусства. Кроме того - небольшая этнографическая коллекция: орудия труда, утварь, инструмент… Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010