( 66 , 1) Такова хронология древнейших эллинских мудрецов и философов. О том же, что большинство из них не были греками по происхождению и учились не у греков, нет необходимости более распространяться, ведь известно же, что Пифагор происходил из Этрурии, или Тира, Антисфен был фригиец, Орфей происходил из Одриса или Фракии. Многие считают, что Гомер был египтянином.  (2) О Фалесе говорится, что он родом был из Финикии и находился в близких отношениях с египетскими жрецами, равно как и Пифагор, который даже подвергся обрезанию ради того, чтобы быть допущенным в их храмы и получить возможность изучать таинственную египетскую философию. Известно также, что он общался с величайшими из халдеев и магов. А его общий стол (omakoeion) hanoмuhaem то, что ныне нами называется церковью. (3) Платон не отрицает того, что все наиболее прекрасное в его философии он заимствовал у чужеземцев и признает, что путешествовал в Египет. В Федоне же он прямо говорит, что философ не должен гнушаться никакими источниками познания: «Эллада велика, Кебет, отвечал Сократ, и в ней есть много добрых людей, много и варварских племен». ( 67 , 1) Таким образом, Платон признает, что и у варваров есть свои философы, противореча в этом Эпикуру, который полагает, что только среди эллинов возникла и процветает философия.  (2) В Симпозиуме же он хвалит варваров за их внимание к законам, говоря следующее: «… и в разных иных местах, у греков и варваров, не одно святилище воздвигнуто за таких детей».  (3) Действительно, известно, что варвары часто окружали своих законодателей и наставников величайшими почестями, даже обожествляли их. (4) Они думали, согласно Платону, что добродетельные души, «оставив заоблачные селения»  , сходят на землю, словно в Тартар, и здесь, облекшись в тело, разделяют с людьми все бедствия этой земной жизни, имея поручение заботиться об их судьбах с самого рождения. Именно они установили законы и научили людей философии, «этому величайшему из всех благ, какие когда–либо от богов роду человеческому были ниспосылаемы и еще будут посылаться».  ( 68 , 1) Мне кажется, что именно по причине уяснения того великого значения, которое несет людям мудрость, брамины, одры, геты и народы Египта славили этих людей и, придав философии официальный статус, изучали их слова как священные тексты. То же было и у халдеев, и у арабов, и у всех народов, населявших Палестину, и у большинства персов, и у многих других народов. (2) Платон все время весьма ясно выражает свое уважение к варварам, помня, что и он сам, и Пифагор большую и лучшую часть своих учений заимствовали у них.  (3) Потому он и говорит о «чужеземцах», зная, что среди них также были философы. В Федре он показывает, что египетский царь был даже мудрее, чем Тот (которого он знал как Гермеса).  А из того, что говорит он в Хармиде, видно, что известны ему были и некоторые фракийцы, которые верили в бессмертие души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

При этом оказывается утерян энтузиазм апостольского века. Многие с этим не согласны и выступают против «бюрократизации» и «заорганизованности» христианского движения. Одним из средств борьбы с такого рода тенденциями в жизни христианского сообщества стало хилиастическое учение. Многие из «протестантов-еретиков» той эпохи подобного плана прибегали к этому учению, обосновывая необходимость возврата к принципам апостольской церкви. Одним из них был некий фригиец Монтан, основавший движение, получившее название от имени своего вождя. Монтанисты называли себя «новое пророчество», утверждали, что с явлением Монтана исполнилось обещание Христа (Иоанн 12:12–13). Имелись у них и свои книги. Сам Монтан выдавал себя за пророка; приводил себя в экстатическое состояние, говорил, что в нем говорит сам Бог . Его изречениями были: «Я – господь Бог, пребывающий в человеке»; «После меня не будет уже пророчицы, но будет кончина». Монтан установил весьма жесткие нравственные принципы среди членов своего движения, призывал их к отказу от собственности, к аскетизму, длительным постам и «умерщвлению плоти», запрещал повторный брак. Принявшие «новое пророчество» называли себя «пневматиками» («духовными»), а оставшихся при Новом завете – «психическими» («душевными»). Учение Монтана, по свидетельству церковного писателя IV в. Евсевия, пользовалось успехом прежде всего среди «бедных, сирот и вдов» и имело распространение в Малой Азии, Северной Африке, Риме, Галлии, на Балканах. Многие епископы вставали на сторону Монтаны и призывали свою паству бросать все, раздавать имущество, расторгать браки. Сторонником Монтана стал известный христианский писатель и священнослужитель Тертуллиан , благодаря свидетельству которого достаточно хорошо известны взгляды Монтана. Центральное место среди них занимала идея близкого наступления конца мира, вследствие чего Монтан и восставал против всяких послаблений. Время брака миновало, объяснял он; ввиду скорого конца света люди не должны размножаться. Жизни вообще приходит конец.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

При подготовке этого курса была сделана попытка разработать более богословски ориентированную классификацию, в которой все тоталитарные секты делились на две группы, условно названные “гностической” и “катарской”. Первая ориентирует адептов на приобретение некоего спасительного знания, а вторая уповает на приносящую спасение активную деятельность. Первым сектантом-гностиком был сам сатана, использовавший при разговоре с Евой типичные приемы сектантской вербовки. Мы видим обман при вербовке: “Подлинно ли сказал Бог: Не ешьте ни от какого дерева в раю?” И ложное обещание: “Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и выбудете, как боги, знающие добро и зло” (Быт 3:1–5). Ключевое слово тут — “знание”. Это и есть характеристика “гностических” сект — они обещают знание, обладая которым, можно “стать как боги” и обойтись без Самого Бога. Обладая этим знанием, человек приобретет громадные силы, при помощи которых можно манипулировать либо людьми вокруг себя, либо правительством, либо Небесными Силами, либо Самим Богом, но чаще всего — и одним, и другим, и третьим. К таким сектам относятся, например, сайентология, “Гербалайф”, мормоны, “ивановцы”, теософские, антропософские и рерихианские группы и др. “Катарские секты” также претендуют на спасение собственными силами. Они считают, что можно спастись, практикуя определенные добродетели, качества или упражнения. По их мнению, в “Церкви” нет места для слабых и немощных грешников: она должна состоять лишь из чистых и сильных. Конечно, следует отметить, что “чистота и сила” здесь понимаются весьма своеобразно и уж во всяком случае отлично от их понимания Православной Церковью. Первая в истории “катарская секта” — секта монтанистов во IV веке. Фригиец Монтан, возмутившись падением нравов в Церкви, предложил создать собственную церковь — общину чистых, сильных, секту негрешников, избранных. Он утверждал, что мразь человеческая недостойна того, чтобы быть в Церкви, а спасутся только избранные. Как правило, такие секты имеют сильный апокалиптический подтекст: мы спасемся, мы доживем до конца света и переживем его. Отчего происходит конец света — у каждой секты свой вариант, но главное здесь — избранничество. И в этой категории первым был Люцифер, в гордыне своей посчитавший, что, обладая громадной силой, он вполне может обойтись без Бога. К этой группе относятся такие секты, как ЦХ, иеговисты, неохаризматики, различные восточные учения, предлагающие медитативные практики, БЦ и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Содержание Предисловие    Христос не отвергает ни раба, ни господина, приходящих к Нему. Ибо один Господь всех — Он, а больше Отец. И это видно как из многих других, так и из этого послания, в котором Филимон — господин, а Онисим — раб: оба, чтобы не сказать больше, возлюбленные Павла. Филилон с самаго начала был замечательнейшим мужем: Фригиец по происхождению, верный по образу жизни, помогающий святым в нуждах и творящий милостыни. Онисим — сначала бежавший невольник: он украл деньги из дома Филимона и бежал. Будучи в Риме, он услышал (проповедь) Павла и от него, находящагося в узах, оглашенный и крещенный, сам сделался достойным удивления человеком. Посему апостол, считая не полезным, чтобы Филимон печалился по случаю дурного поступка и бегства Онисима, и желая залечить рану его сердца, которую он получил от раба, посылает Онисима к нему с этим одобрительным посланием. Некоторые, однако, говорят, что не следует причислять это послание к прочим, так как оно касается маловажнаго дела; но посмотри, сколько пользы от него. Во-первых, оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: «да не презрите единаго от малых сих» (Матф. 18:10). Во-вторых, что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаяваться за себя и особенно тем, которые выросли на свободе. В третьих, не должно под предлогом благочестия отторгать рабов от господ, если они не желают. В четвертых, не должно с презрением относиться к рабам добродетельным и не стыдиться их, когда Павел называет чадом своим Онисима. Посему, кто же не удостоит причислить к прочим посланиям и это, заключающее в себе столько полезнаго. Фил.1:1. Павел узник Иисус Христов.   Тотчас с самаго начала научает господина не стыдиться своего раба, сделавшагося сорабом. Ибо ради Христа все прекрасно, даже узы, которым и сам он радуется, так что и называется по ним. Этим он сильно упрашивает, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2961...

Священномученик Поликарп надолго пережил своего друга Игнатия Богоносца и вообще своих современников. Общавшийся в юности с апостолами, которыми и был поставлен на Антиохийскую кафедру, и в особенности с «возлюбленным учеником» Господа Иоанном, он пострадал за Христа в середине II столетия, вероятно в 155 году, при Антонине Пие. Поликарп составил несколько посланий, адресованных соседним со Смирной азийским Церквям, но сохранилось из них лишь одно, обращенное к филиппийцам. Оно написано было в ответ на просьбу филиппийских христиан прислать им все имевшиеся у него послания святого Игнатия. И Поликарп, откликаясь на эту просьбу и высылая послания незадолго до этого растерзанного в Риме зверями мученика, сопровождает их своим собственным письмом, сохранившимся в переводе на латинский язык: «Послания Игнатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы отправили к вам… Вы можете получить из них великую пользу. Ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем. Что вы узнаете верного о самом Игнатии и его спутниках, сообщите нам». Как известно из Послания Смирнской Церкви к христианской общине в Филомелии Фригийской, казни Поликарпа предшествовали языческие празднества в Смирне. Для развлечения горожан на растерзание зверям были брошены 12 приговоренных к смерти христиан из Филадельфии. Один из них, Квинт Фригиец, сам себя выдавший властям, увидев зверей, устрашился и отрекся от Христа, зато другой из схваченных, Германик, поразил зрителей своим героическим бесстрашием: «Проконсул хотел переубедить его: указывал на его возраст, старался, ссылаясь на его расцветающую юность, возбудить в нем жалость к себе, но юноша немедля с готовностью привлек на себя зверя, дразнил его и натравливал, лишь бы поскорее избавиться от этой жизни с ее неправдой и беззаконием». Возбужденная кровавым зрелищем толпа потребовала предать смерти предстоятеля Смирнской Церкви. Раздались крики: «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!» Поликарп по настоянию своей паствы скрылся в близлежащей деревне.

http://pravoslavie.ru/34890.html

Вопрос этот и сложный, и щекотливый… Речь идет о том, что некоторые православные, нестойкие в вере отцов, увлеклись харизматическим движением, практикуют «иные языки», руковозложения, молитву в кругу и другие практики и явления, совершенно несовместимые с Православным вероучением. При этом лживо отвергают все обличения и изобличения в свой адрес, забывая сказанное в Писании: «Всякая неправда есть грех…» ( 1Ин.5:17 ). Рассмотрим вопрос об иных и ангельских языках, о которых говорится в новозаветных текстах и которые пытаются имитировать псевдоправославные харизматы. Прежде всего надо обратить внимание на то, что ангельские языки как таковые ничего общего не имеют с так называемыми глоссолалиями.  «Глоссолалия – практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т.д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков. Сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалии имеют сходство с лепетом, бормотанием» 26 . Глоссолалии – достаточно древнее явление, которое проявляется у шаманов, чревовещателей и спиритов. У спиритов глоссолалии называются языками мертвых. Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глоссолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря травы наркотического действия или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке. Сохранилось свидетельство об экстатическом проявлении глоссолалий во время языческих мистерий в Египте II века до Рождества Христова. В мире эллинистического язычества этим странным психическим феноменом обладали дельфийские жрицы-прорицательницы, и прорицательницы-сивиллы в состоянии экстаза от вселения в них демона тоже говорили невнятными языками. Входили глоссолалии и в дионисийские обряды пьяных оргий в эллинском мире. Многие маги и колдуны проявляли схожий дар чревовещания, о чем рассказывается в Книге Деяний 16-я глава с 16-го по 18-й стихи. Фригиец Монтан провозгласил себя во второй половине II века сосудом Духа Святаго, полагая, что его миссия заключается в подготовке Церкви ко Второму Пришествию. В прошлом Монтан был жрецом Кибелы, похоже, что там он и научился технике глоссолалий. В общинах монтанистов глоссолалии считали обязательным даром, сопутствующим так называемому «крещению Духом Святым». «Это движение , – как пишет профессор Болотов, – распространилось с значительною быстротою и охватило всю Фригию» . Церковь осудила монтанистов и на Соборе Иконийском (вторая четверть III века) постановила обращающихся из монтанизма принимать в Церковь не иначе как через перекрещивание. 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1). Далее в послании описываются гонения на христиан в Смирне: мученики держались столь стойко, что являли себя как бы не просто людьми, «а уже Ангелами» (гл. 2). Примечательно, что в этом сочинении не одобряются те христиане (например фригиец по имени Коинт), которые сами себя предавали в руки преследователей, ибо «Евангелие так не научает» (гл. 4), т.е. здесь осуждается «мученический фанатизм», чуждый, как и всякий фанатизм, духу христианского Благовествования. Св. Поликарп, наоборот, проявил чисто евангельскую мудрость и благоразумие: он сначала, по увещанию своей паствы, скрылся от гонителей в убежище, днем и ночью молясь «о всех людях и церквах во вселенной» (гл. 5). Но когда преследователи настигли его, то епископ мужественно принял свой крест, сказав: «Да свершится воля Божия» (гл. 7). Перед судьями, потребовавшими, чтобы он произнес поношения на Христа, старец заявил: «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне никакого зла ( ουδν με δικησεν). Как же я могу хулить Царя моего, спасшего меня?» (гл. 9). Епископа осудили на сожжение и в приготовлении костра для мученика особенно усердствовали ( προθμως) иудеи, «как это обычно они делали» (гл. 13). Когда зажгли костер, то пламя не коснулось мученика, но надулось «наподобие паруса», окружив его, привязанного к столбу. Тогда один из палачей («конфектор») пронзил св. Поликарпа копьем. После этого кости его сожгли дотла, чтобы избежать почитания мученика, хотя небольшие остатки мощей смирнским христианам все же удалось собрать. Так описывается кончина св. Поликарпа. В послании приводится и молитва его, с которой он перед смертью обратился к Богу. Целесообразно привести ее всю целиком, ибо в ней отчетливо проявляется во всей своей чистоте дух первохристианства: «Господи, Всемогущий Боже, Отец Твоего возлюбленного и благословенного Отрока ( του παιδς σου), Иисуса Христа, через Которого мы получили ведение ( πγνωσιν) о Тебе, Боге Ангелов, Сил [небесных], всякой твари и всего рода праведных, живущих пред лицем Твоим! Благословляю Тебя за то, что Ты удостоил меня сего дня и часа, дабы я стал причастником в сонме мучеников чаше Твоего Христа и воскрес для вечной жизни и телом, и душой, в нетленности Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1). Далее в послании описываются гонения на христиан в Смирне: мученики держались столь стойко, что являли себя как бы не просто людьми, " а уже Ангелами " (гл. 2). Примечательно, что в этом сочинении не одобряются те христиане (например фригиец по имени Коинт), которые сами себя предавали в руки преследователей, ибо " Евангелие так не научает " (гл. 4), т.е. здесь осуждается " мученический фанатизм, " чуждый, как и всякий фанатизм, духу христианского Благовествования. Св. Поликарп, наоборот, проявил чисто евангельскую мудрость и благоразумие: он сначала, по увещанию своей паствы, скрылся от гонителей в убежище, днем и ночью молясь " о всех людях и церквах во вселенной " (гл. 5). Но когда преследователи настигли его, то епископ мужественно принял свой крест, сказав: " Да свершится воля Божия " (гл. 7). Перед судьями, потребовавшими, чтобы он произнес поношения на Христа, старец заявил: " Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне никакого зла (ου ε ε). Как же я могу хулить Царя моего, спасшего меня? " (гл. 9). Епископа осудили на сожжение и в приготовлении костра для мученика особенно усердствовали (ο) иудеи, " как это обычно они делали " (гл. 13). Когда зажгли костер, то пламя не коснулось мученика, но надулось " наподобие паруса, " окружив его, привязанного к столбу. Тогда один из палачей ( " конфектор " ) пронзил св. Поликарпа копьем. После этого кости его сожгли дотла, чтобы избежать почитания мученика, хотя небольшие остатки мощей смирнским христианам все же удалось собрать. Так описывается кончина св. Поликарпа. В послании приводится и молитва его, с которой он перед смертью обратился к Богу. Целесообразно привести ее всю целиком, ибо в ней отчетливо проявляется во всей своей чистоте дух первохристианства: " Господи, Всемогущий Боже, Отец Твоего возлюбленного и благословенного Отрока (ου ου), Иисуса Христа, через Которого мы получили ведение () о Тебе, Боге Ангелов, Сил [небесных], всякой твари и всего рода праведных, живущих пред лицем Твоим! Благословляю Тебя за то, что Ты удостоил меня сего дня и часа, дабы я стал причастником в сонме мучеников чаше Твоего Христа и воскрес для вечной жизни и телом, и душой, в нетленности Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/112/...

Глава 3 1 Много злоумышлял против них диавол: но, благодарение Богу! всех он не одолел. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул, желая уговорить его, сказал: " Пожалей о своем возрасте " , - то он натравил на себя зверя, желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни. 2 Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: " Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа! "   Глава 4 1 Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит (Мф. 10:23; Ин. 7:1).  Глава 5 1 Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе. Но поскольку многие просили его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за всех и за все Церкви в мире, как-то поступал он обыкновенно. 2 За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к бывшим с ним, он сказал: " Надлежит мне сгореть живому " .  Глава 6 1 Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов, из которых один принужден был под пыткою признаться. 2 Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние (Мф. 10:36). Иринарх, получивший то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды.  Глава 7 1 Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника (Мф. 26:55). Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: " Да будет воля Господня! " (Деян. 21:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Маркион, грек, христианин, богатый судовладелец из Синопа (малоазийский порт на берегу Черного моря). Около 140 г. прибыл в Рим, желая реформировать церковь . Когда ему это не удалось, то в 144 г. основал особую общину и изложил свою версию христианства, которая быстро распространилась во многих областях обширной Римской империи. В своем учении он следовал таким положениям системы христианских гностиков, как антииудейство, дуализм и докетизм. Маркион полагал, что материальный мир является творением некоего низшего Бога, представленного в Ветхом Завете. Христос же снизошел от высшего Бога, сотворившего все. Но Маркион всегда подчеркивал общность своих взглядов с доктриной церкви, свою близость к церкви и ее богослужебной практике, принимал значительную часть евангельско-христианской письменности. Он не признавал Ветхий Завет , так как находил в нем множество противоречий, противопоставлял Бога Ветхого Завета (немощный, не обладает всеведением, всемогуществом и благостью, справедливый, но суров и излишне жесток) Богу Нового Завета (Бог благой). Маркион по сути дела первым составил Писание христиан, включив в него десять Посланий ап. Павла (лишь Павла он считал истинным апостолом, а остальных ложными) и Евангелие от Луки (поскольку Лука ученик ап. Павла, его Евангелие наиболее греческое и наименее иудейское). Следуя своим путем, Маркион намеревался восстановить, как он считал, первоначальный текст Евангелия от Луки и посланий Павла, удалив из них все, что так или иначе напоминало о Ветхом Завете, и то, что не согласовывалось с его пониманием Павловых посланий. К числу других факторов, наряду с гностицизмом и маркионизмом, способствовавшим, как часто пишут, «отвердению» канона Нового Завета, следует отнести влияние монтанизма, апокалиптического движения, начавшегося во второй половине II в. и претендующего на роль религии св. Духа. Вернее сказать, на становление новозаветного канона оказал влияние не столько сам монтанизм, сколько реакция на него. Зачинатель этого религиозно-мистического течения фригиец Монтан, который, как считают многие церковные писатели, до принятия крещения служил богине Кибеле («идолослужитель») и был оскоплен («изуродованный и кастрированный»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010