Но зачем нужны басни, и фригиец, и грозди, и такое внушение? «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ), и: «Не обманывайтесь: ни идолослужители, ни лихоимцы, ни пьяницы Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Это не басня, завлекающая слух, завораживая его, и примешивающая к вымыслу назидание, очарованием своим призывая и смягчая непослушание и неудержимость пристрастия к вину – ведь он не выносил владычний приговор, устрашающий державной властью, но то были всего лишь наставления человеческого и человеколюбивого помышления. А кто выносит только что приведенные предписания? Павел, тот возвышенный человек, чьим учением нельзя пренебрегать, если перед тем не отбиться от христианского стада, Павел – уста Христовы, столп Церкви, учитель вселенной, и весь сонм учившихся у него святых, которые, восхищаясь общим законодателем, усвоили и заповедь и, возлюбив ее, обратили страх в высшую любовь. Посему разве тот, кто наполняет свою жизнь тем, что эллинские басни, и священные речи апостолов, и все деяния святых объявляют причиной неотвратимого наказания и неизбежной погибели, не надевает на себя петлю еще при жизни и не заслужит тем самым последнюю кару на судилище воздаяния? Вот такими и подобными словами уговаривая своего, как ты называешь и считаешь, друга, а прежде всего, представив ему самого себя в качестве священного и прекрасного примера, как призыв [последовать] наставлению, ты, если отвратишь его от пьянства, спасешь его, а если нет – во всяком случае, спасешься сам и освободишься от угрозы, которая налагает горькую кару на тех, кто не оповестит о мече, идущем на брата их. В остальном же будь здоров в Господе. 2 На полях одной из рукописей стихотворение: Но почему и ныне дети до отцов И раньше старцев умирают отроки, Естественным, но все ж нелепым образом? 3 Схолия в той же рукописи: Что же, или чтобы Адам исправился, изведав на сыне горечь смертного наказания, или чтобы для ада и смерти заложены были шаткие основания, ради этого праведный умирает насильственно и до срока, и несправедливо терпит сокращение жизни? И почему он хотя бы не умер естественной смертью от болезни? Разъясни нам и это, мудрец.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В начале актов составители прямо называют мученичество Поликарпа «сообразным с Евангелием» (Dress. P. 393, cap. 1). «Он, Поликарп, — говорят акты, — ожидал, когда предан будет, как поступил Господь, и мы должны быть подражателями Господа» (Dress. Ibid). В конце актов повторяется та же мысль не без ударения: «Поликарп, — говорят акты, — и учитель был превосходный, и мученик преславный; его мученичество было сообразно с Христовым Евангелием; все желаем подражать ему» (Dress. P. 405, cap. 19). Вообще, эта мысль повторяется в актах не менее четырех раз, очевидно, не без особенного намерения. С очевидным намерением опровергнуть неистинные взгляды на мученичество писатели вставляют акты в рассказ об отступнике по имени Квинт, родом фригиец (припомним, кстати, что монтанизм — порождение Фригии). Квинт, который сам вызвался на мучения, но потом потерял твердость и мужество и отрекся от Христа. Акты при рассказе об этом событии замечают: «Поэтому братия, мы не одобряем тех, которые добровольно ищут мученической смерти; не так учит Евангелие» (Dress. P. 395, cap. 4). Акты этим рассказом о Квинте хотят вразумить мечтательных христиан, находившихся под влиянием монтанизма. Они хотят дать понять, как опасно напрашиваться на мучения; как легко, вместо того чтобы принять венец мученический, сделаться отступником от Христа. Нужно ожидать своего часа, который назначен Богом; так поступил Поликарп. С точки зрения монтанизирующих, конечно, самые предатели, т.е. лица, выдавшие и донесшие, что такой-то или такой-то человек есть христианин, суть добрые орудия и пособники мученичества; не так судят акты. Они решительно осуждают слуг Поликарпа, предавших своего господина. «Предатели его, — замечают акты, — достойны жребия Иуды» (Dress. P. 395, cap. 6). Составители актов с большим вниманием останавливаются на описании чудес, сопровождавших смерть Поликарпа. Они говорят о том, что пламень не коснулся плоти Поликарпа, образуя как бы свод вокруг его тела: далее, когда он был усечен мечом, кровь его затушила пламень; вокруг костра распространилось благоухание, подобно ладану.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Правители областей в большинстве случаев уступали, отдавая приказ разыскивать христиан. Но были случаи, когда они противились толпе. Так, например, в Малой Азии правитель-проконсул Серенний (Сельваний) Граниан сделал запрос по этому поводу императору Адриану (117—138 годы), который запретил принимать во внимание «громкие требования и крики толпы». По-видимому, это был исключительный правитель. Обычно они проявляли мало желания и мужества, чтобы защищать христиан от языческой ненависти.    Жертвой этой ненависти сделался и святой Поликарп. В Смирне были языческие празднества. Народ собрался в цирке. Праздничное возбуждение обратилось против христиан. Сперва были брошены на съедение зверям в цирке двенадцать христиан-филадельфийцев. Исключительное мужество одного из них — Германика — поразило и вместе возбудило толпу. Народ стал требовать преследования и розыска христиан, особенно святого Поликарпа как главы христиан Азии. «Смерть безбожникам», «взять безбожников», «искать Поликарпа», — кричали в цирке проконсулу. Среди этого крика, при виде зверей один христианин, Квинт Фригиец, по ревности к вере сам себя предавший властям, испугался и отрекся. Смирнские христиане по этому случаю замечают: «...мы не одобряем тех, кто сам себя предает: Евангелие этому не учит» (см.: у Евсевия). Наоборот, в святом Поликарпе они видят мученика, поступающего во всем согласно с заповедями Евангельскими.    Когда решено было разыскивать христиан, святой Поликарп, которому больше всех в Смирне грозила опасность, не смутился. Он хотел даже остаться в городе, но потом, уступив убеждениям окружающих, удалился в одну недалеко отстоявшую от Смирны деревню. Днем и ночью он бодрствовал здесь, как обычно, молясь о Вселенской Церкви. На молитве он усмотрел видение — изголовье его постели сгорело. Прийдя к своим близким, он сказал: «Я буду сожжен живым». Это произошло за три дня до того, как его взяли.    Святой Поликарп, предупрежденный о приближении искавших его, переменил убежище. Ничего не найдя, сыщики схватили двух молодых рабов, из которых один под пыткой предал его и согласился быть проводником целому отряду вооруженных, конных и пеших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( 73 , 1) Некоторые любители легенд передают, будто первые мудрецы происходят от неких дактилей с Иды. Именно им приписывается изобретение Эфесских письмен и музыкального ритма, и их имя будто бы носит дактилический размер в музыке. Дактили эти были варварами из Фригии. (2) Геродот повествует, что Геракл был гадателем, изучающим естественную философию, а столпы мира вручил ему Атлант, фригиец и варвар. Легенда эта намекает на происхождение науки о небесах.  (3) Гермипп из Берюта называет мудрым кентавра Хирона. Автор Титаномахии  , что он первый … род смертных на праведный путь направляя, им заклятья открыл и обряды, и созвездья Олимпа. (4) Он был наставником Ахиллеса, сражавшегося под Троей. Гиппо же, дочь кентавра, выйдя замуж за Эола, научила его созерцанию природы, науке, узнанной ею от отца. (5) Еврипид  говорит, что Гиппо … постигла первой тайну предсказанья, в оракулах являя волю бога, согласно восхождению светил. (6) Одиссей по взятии Трои пользовался гостеприимством именно этого Эола. Запомним эти даты, дабы сравнить их со временем Моисея и периодом расцвета древнейшей, современной ему, философии. XVI Bce остальные науки также изобретены не греками ( 74 , 1) Варвары были изобретателями не только философии, но и почти всех других наук и искусств. (2) Так, наука астрологии зародилась среди египтян и халдеев. Египтяне же первыми изобрели лампы, разделили год на двенадцать месяцев и запретили сношения с женщинами в храмах. В действительности, они запретили даже входить в храмы без предварительного омовения после совокупления. Им же принадлежит честь изобретения геометрии. (3) Жители Карии славились предсказаниями будущего по звездам. (4) Фригийцы первые стали наблюдать полет птиц. У этрусков и других народов Италии в совершенстве было развито искусство прорицать по внутренностям животных. (5) Исавряне и арабы открыли искусство прорицания по полету птиц, а телмисяне умели предсказывать будущее через истолкование снов. Этруски изобрели трубу, а фригийцы — флейту, потому что и Олимп, и Марсий сами были фригийцами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

75 Он был любовником гетеры Лаиды, как утверждает Сотион во второй книге «Преемств». Тем, кто осуждал его, он говорил: «Ведь я владею Лаидой, а не она мною; а лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им». Человека, который порицал роскошь его стола, он спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» – «Конечно, нет», – ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение» 209 . Сим, казначей Дионисия, – был он фригиец и человек отвратительный – показывал Аристиппу пышные комнаты с мозаичными полами; Аристипп кашлянул и сплюнул ему в лицо, а в ответ на его ярость сказал: «Нигде не было более подходящего места». 76 Когда Харонд (а по другому мнению, Федон) спросил: «Кто это такой пахнет духами?» – он ответил: «Это я, несчастный, а еще несчастнее меня персидский царь. Но подумай, ведь если все другие живые существа не становятся хуже от благовоний, то и человек тоже. А развратники, из-за которых добрые наши притирания пользуются дурною славою, пусть погибнут злою гибелью!» На вопрос, как умер Сократ, он сказал: «Так, как и я желал бы умереть». 77 Однажды к нему зашел софист Поликсен и, увидев у него женщин и роскошный стол, начал всячески бранить его. Аристипп, подождав немного, спросил: «А не можешь ли нынче и ты побыть с нами?» – и когда тот согласился, то сказал: – «Что же ты ругаешься?Как видно, не роскошь тебе претит, а расходы!» Как сообщает Бион в «Диатрибах», однажды в дороге у Аристиппа утомился раб, который нес его деньги. «Выбрось лишнее, – сказал ему Аристипп, – и неси, сколько можешь». В другой раз, когда он плыл на корабле и увидел, что корабль этот разбойничий, он взял свои деньги, стал их пересчитывать и потом, словно ненароком, уронил в море, а сам рассыпался в причитаниях. Некоторые добавляют, будто он при этом сказал, что лучше золоту погибнуть из-за Аристиппа, чем Аристиппу – из-за золота. 78 На вопрос Дионисия, зачем он пожаловал, он ответил: «Чтобы поделиться тем, что у меня есть, и поживиться тем, чего у меня нет». Другие передают его ответ так: «Когда я нуждался в мудрости, я пришел к Сократу; сейчас я нуждаюсь в деньгах и вот пришел к тебе». Он осуждал людей за то, что при покупке они проверяют, хорошо ли звенит посуда, и не заботятся проверить, хорошо ли живет человек. Впрочем, другие приписывают это замечание Диогену 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

3, (1) Много злоумышлял против них диавол: но 1131 , благодарение Богу! всех он не одолел. 1132 Мужественнейший Германик подкрепил их и робости своим терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул 1133 , желая уговорить его, сказал: «Пожалей о своем возрасте», – то он натравил на себя зверя 1134 , желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни. (2) Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!». 4, (1) Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые предают 1135 себя самовольно, ибо Евангелие не так учит. 1136 5, (1) Дивный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе. Но поскольку большинство просило его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился по обычаю своему за всех и за все Церкви в мире. (2) За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Он видел, что подушка его горела огнем. Тогда, обратись к [бывшим 1137 ] с ним, он сказал 1138 : «Надлежит мне сгореть живому». 6, (1) Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились 1139 искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчнков-рабов 1140 , из которых один принужден был под пыткой признаться. 1141 (2) Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние. 1142 Иринарх 1143 , получивший 1144 то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на ристалище, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды. 1145 7, (1) Итак, взяв с собой этого мальчика-раба, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника. 1146 Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: «Да будет воля Божия!». 1147 (2) Итак, услышав, что они пришли, Поликарп спустился и стал говорить с ними, так что присутствовавшие дивились, видя возраст его и спокойствие, и 1148 [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему час помолиться беспрепятственно. (3) Когда они согласились, то он, встав 1149 , молидся, исполнившись благодатию Божиею так, что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Кроме того, дерзновенно приказывать во Христе Павлу позволяло его положение апостола в языческом мире. Что должно указывает на то, что надлежит сделать христианину Филимону в обстоятельствах, связанных с Онисимом. Павел не углубляется в подробное описание этих обстоятельств. Он отмечает только, что мог бы решить этот вопрос приказанием. 9 Вместо этого он находит для своей просьбы (греч. parakalo) другое основание, а именно – любовь Филимона. Это понятие в предыдущем фрагменте дважды использовалось для обозначения любви Филимона по отношению к святым, поэтому здесь наиболее естественно понимать его в таком же смысле, а не считать, что речь идет о любви как принципе или даже о любви Павла. Именно потому, что Павел знает о великодушии Филимона, он может не приказывать, а умолять, предвидя, что любовь его друга проявится снова, на этот раз – по отношению к Онисиму. За этой просьбой стоит тот, кто является «посланцем» (перевод, представляющийся более точным, чем старец) и узником Иисуса Христа, то есть тот, кто уже ныне разделяет Христовы страдания. 10 Только теперь Павел излагает свою просьбу, а значит, и причину, побудившую его написать это послание. Просьба обращена к Филимону, а не к общине (местоимение в единственном числе) и касается Онисима – человека, обращенного Павлом во время заключения и ставшего ему очень дорогим. Представление о духовном отцовстве использовалось также в отношении коринфян ( 1Кор. 4:15 ), Тимофея ( 1Кор. 4:17 ) и Тита ( Тит. 1:4 ), которые были обращены посредством благовестия. 11 Как фригиец – а их ненадежность и вероломство вошли в поговорку, – Онисим был прежде негоден для Филимона. Но произошли великие изменения, представленные противопоставлением. Это чудесное превращение произошло при обращении Онисима к Христу, и теперь его можно назвать годным – определение, точно соответствующее его имени, ибо «Онисим» означает «полезный», «пригодный». 12 С сопроводительным письмом Павел посылает к Филимону того, кто стал ему очень дорог. Действительно, Павел настолько привязался к Онисиму, что говорит о нем как о своем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Варвары, решившиеся возмутиться в таком месте, где не было достаточной силы к защите народа, по числу своему показались ужасными людям безоружным и ничем не охраненным. Истребляя убийственной рукой побежденных, они лишили области их жителей. Дошло до того, что римляне столько же ужасались имени скифского, сколько скифы – уннского. Очень немногие города спаслись и еще остаются в целости по причине их стен и укреплений. Страна большей частью разорена и вследствие этой войны остается необитаема и неудобна к проездам. Как скоро дошел до царя слух об этих несказанных бедствиях, он заключил с персами необходимый мир. Он упрекал сам себя и раскаивался в принятии скифов в свои владения. Кипя гневом против них, он готовился всеми силами к войне. Для удержания варваров он послал вперед саракинскую конницу 191 . Варвары уже делали набеги до Константинополя и, обступив стены, тревожили их. Не видя нигде противников, по наглости своей, они предавались всяким неистовствам. Однако счастье, судя по тогдашним обстоятельствам, хорошо вело военные дела. Отрывок 44. Suidas, Πρβολος. Царь принял их и дал им землю, надеясь иметь в них мужественных и несокрушимых защитников против нашествий уннов. Отрывок 45. Ехс. De sent. Mai. P. 270; Mul. 44; Nieb. 76. Маркиан был человек, который мог служить совершенным образцом всех добродетелей. Отрывок 46. Suidas, Μ σνιος. Мусоний жил при императоре Иовиане. Всякое достоинство кажется малым в сравнении с его достоинствами, в сравнении с тем глубокомыслием, которое в нем соединено было с деятельностью. Он объехал приморские области Азии, везде уважаемый по достоинству. Тамошний проконсул, хотя занимал высшее звание, уступал ему место. Мусоний, в несколько дней объехав те страны, покрыл море приношениями Азии. Никто не жаловался на такие поступки, не считал их несправедливыми. Для приносивших деньги это бы-ла игрушка. Ритор Эвнапий, фригиец, имел надзор за этим делом 192 . Ехс. De sent. Mai. P. 270, 271; Mul. 45; Nieb. 76. Мусоний, любитель всего прекрасного и похвального, привлекал к себе всякого, как магнит – железо. Не нужно было расспрашивать о ком-либо, что он за человек; если только он был другом Мусония, то всякий мог быть уверен, что это хороший человек. Когда все было готово к войне, Мусоний сел на коня и выехал из Сард. Феодор призвал к себе автора этой истории и в его присутствии плакал об отъезде Мусония. У этого человека, вообще твердого и нечувствительного, обильно текли по щекам слезы. Вот надгробие, сочиненное Феодором на Мусония: «Здесь лежит мужественный Эант; здесь – Ахилл; здесь – Патрокл, равный богам в благоразумии; подобный тем трем героям душой и кончиной, здесь лежит герой Мусоний».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из известных нам раннехристианских документов на латинском языке первыми по времени являются «Деяния скиллитанских мучеников», сухой протокольный отчет о состоявшемся в Карфагене судебном процессе над двенадцатью христианами из маленького городка Scillium в проконсульской Африке. Все обвиняемые были осуждены и 17 июля 189 г. казнены. Жанр «деяний мучеников» (acta martyrum) имеет прецеденты в языческой литературе. Это – рассказы о «кончине знаменитых людей» (exitus illustrium virorum), встречающиеся, например, в исторических сочинениях Тацита. Содержащиеся в «Деяниях скиллитанских мучеников» мотивы: отказ от политеистических культов, обличение идолопоклонства, отстаивание христианской духовности – вскоре получат развитие в раннехристианской апологетике, в первую очередь в творчестве Тертуллиана . Тертуллиан Величайший латинский апологет и создатель языка христианского богословия Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. в Карфагене, в семье военного. Получил неплохое образование: изучал юриспруденцию, риторику, философию. Одинаково хорошо писал по-латыни и по-гречески. Некоторое время жил в Риме, занимаясь адвокатской деятельностью. По признанию самого Тертуллиана , молодость его была довольно бурной. Приблизительно в 194 г. Тертуллиан , вернувшись в Африку, обратился в христианство . К обращению его побудили героизм христианских мучеников и чтение Писания. Потом в течение ряда лет он был пресвитером в Карфагене (Иероним. «О знаменитых людях», 53). Суровость и нетерпимость, свойственные Тертуллиану , приводят его к монтанизму, к которому он начал склоняться задолго до своего официального разрыва в 213 г. с Церковью . Основателем секты монтанистов был фригиец Монтан, начавший проповедовать в конце 150-х гг. Предсказывая близкий конец мира, он требовал от своих последователей абсолютного нравственного ригоризма, отказа от брака и добровольного мученичества. Однако с монтанистами Тертуллиан , в конце концов, порывает и создает свою секту «тертуллианистов», существовавшую до начала V в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно и иначе – мистерии у тебя означают «охотничьи басни» – стоит лишь переставить звуки. Ведь мифы, пусть и другие, но подобные этим, охотятся на самых невежественных их фракийцев, самых неразумных из фригийцев, самых суеверных из эллинов. Пусть погибнет положивший начало этому людскому заблуждению, будь то Дардан, научивший мистериям Матери богов, или Ээтион, установивший оргии и посвящения самофракийцев, или тот фригиец, Мидас, научившийся у одриса, а затем распространивший среди подданных искусно созданное ложное учение. Меня никогда не прельстит киприот Кинир, дерзнувший перенести с ночи на день распутные оргии Афродиты, считая для себя вопросом чести обожествить блудницу-согражданку. Другие говорят, что Мелампод, сын Амитаона, перенес из Египта в Элладу праздник Деметры – прославление скорби. Я, пожалуй, скажу, что эти отцы нечестивых мифов и гибельного суеверия – зачинщики зла, посеявшие в нашей жизни мистерии – семена порока и смерти. § XIV. О мистериях Афродиты    Пришла пора сказать, что сами оргии ваши полны обмана и небылиц. Если вы посвящены, то будете смеяться больше других над этими чтимыми у вас мифами. Я открыто поведаю о сокровенном, не стыдясь говорить о том, чему вы не стыдитесь поклоняться. «Пенорожденная» и «Кипророжденная», подружка Кинира (я говорю об Афродите Филомедее , ибо из детородного органа возникла, того самого, отсеченного от Урана, похотливого, обесчестившего волну после своего отсечения), родилась как плод, достойный распутной части тела. При приобщении к таинству этого морского сладострастия посвящаемым в развратное искусство вручается символ рождения – крупинка соли и фаллос. Посвящаемые же приносят Афродите монету, словно любовники гетере. § XV. О мистериях Деметры, Аттиса, Кибелы и корибантов    Мистерии Деметры суть страстные соития Зевса и матери его Деметры и гнев ее (не знаю, впрочем, что сказать, как матери или как жены), из-за которого, говорят, она именуется Бримо, «Страшная», и Зевсовы мольбы с масленичными ветвями, и питие желчи, и извлечение сердца, и церемонии, невыразимыми словами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010