В благодарность к Богу за покорение Казани, Царь Иоанн Васильевич в 1554 году, на Казанские деньги поставил здесь обетный храм Покрова Богоматери, освященный Митрополитом Макарием, того же года Сентября 30. На другой год летом сия деревянная церковь была разобрана и вместо ее заложена каменная о девяти верхах, Покрова Божией Матери и Св. Троицы с разными приделами. 1090 О построении этой церкви скажет нам сама летопись: «Государь велел заложить церковь каменну Покров о девяти верхах, который тогда был преже древян, о Казанском взятье у Флоровских ворот надо рвом придел той же церкви Живоначальныя Троицы, Николу Чудотворца Вятцкова; а преже того за два года заложена едина Троица, и Государь велел прибавить к той же церкви храм Покрова Богоматери и приделы и поставити церковь древяну Св. Николы Вяцтково и с его образа написати в новый храм Покрова, и свяща ю Митрополит Июля в 29 день». 1091 Через семь лет после того, «Октября 1 священы приделы в новом городе у Флоровских ворот, что ставлены о Казанском взятии и Астраханском, Живоначальная Троица, да Вход во Иерусалим, да Никола Великорецкой, Кипреан и Устина, Варлам Хутынский, Александр Свирский , Григорий Епископ Арменский, Александр, Иван и Павел, новые Патриархи Цареградские; а были тут Царь, Царица, Царевичи. А большая церковь средняя Покров тогда не совершена». Из последних слов видно, что церковь Покровская и в семь лет еще не отстроилась и, как предполагать надобно, не прежде совершена, как в конце XVI века. Когда же гроб Василия Блаженного прославлен был разными чудесами и, по сказанию летописца, «мнози от различных недугов исцелишась» 1092 тогда в 1588 году сын и преемник Иоаннов Феодор I повелел воздвигнуть над св. его мощами каменный храм и уставить день празднования новому Московскому чудотворцу 2 Августа. 1093 К нему в 1589 году, Июля 3, присоединены мощи другого подвижника, Иоанна юродивого, прозванного водоносцем и большим колпаком от того, что он носил воду для других и надевал на голову большой железный колпак. Подвизаясь в юродстве и в тяжких веригах, он предсказал бедствие Годунову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.В. Каширина Скачать epub pdf В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников. Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (17631849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века. Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри. Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания , так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии» 1 . Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Верхний Рубеж. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая Рубежская церковь при больнице Мариинского канала. Основана в 17 веке монахами Муромского монастыря и оставалась приписной к Муромскому монастырю до монастырской реформы. В 1764 году Муромский монастырь потерял самостоятельность и приписан к Александро-Свирскому монастырю. Рубежская пустынь также стала приписной пустыней Александро-Свирского монастыря. В 1813 году при открытии Мариинского канала пустынь упразднена, церковь передана Министерству Путей Сообщения (МПС). Теплая деревянная церковь в одной связи с колокольней построена насельниками Рубежской пустыни в 1711 году. Престол один – Святой Троицы. Здание церкви находилось в густой березовой рощице (деревья были посажены в 1835 году по личному распоряжению главноуправляющего путями сообщения генерал-адъютанта графа Толля). В 1813 году здание церкви поставлено на каменный фундамент, покрыто тесом и оштукатурено внутри, пристроена паперть с колокольней и дощатое входное крыльцо, прорублены 11 окон. В 1876 году церковь передали Министеству Внутренних Дел. Новые владельцы окружили церковную территорию деревянной оградой, побелили церковь снаружи, поставили железную печь, настелили новый пол, покрасили его охрой, оклеили стены, обновили престол. В 1881 году церковь снова передана МПС, а в 1883 году – в ведомство Олонецкой епархии. В 1890 году сделан капитальный ремонт: построены взамен обветшавших новая бревенчатая паперть с колокольней, железную печку заменили две кирпичных, иконостас 1830 года заменен новым. В ХХ-м веке усердием священника Рубежской церкви Варлаама Леонтиевича Пидьмозерского построена на пожертвования благотворителей и церковные деньги новая деревянная просторная церковь. В приходе четыре деревянные часовни. Три часовни построены Правлением 2-го округа Путей Сообщения: 1809 год - часовня апостолов Петра и Павла в 1 версте от церкви при Петровском шлюзе. 1860 год - часовня иконы Божией Матери «Тихвинская» на кладбище. 1885 год – часовня святителя Николая Мирликийского в 6 верстах от церкви при Николаевском шлюзе. Четвертая часовня построена после 1890 года. В этом году в Вытегорской городской думе решался вопрос о сооружении часовни на водоразделе, постановили: открыть при управе подписку и ассигновать на строительство 300 рублей из городских денег.

http://sobory.ru/article/?object=23624

Виктор Афанасьев „Ерема ты, Ерема, сидел бы ты дома...“ Если Господь не благословит – не станешь, как ни желай того, насельником Скита Оптиной Пустыни. Оттого всякий, идущий за благословлением к старцу (а через него и возвещается воля Божия), переступал заветный порог с благоговением такого рода, как бы входил он в самый уже рай… „Се покой мой... Зде вселюся...“ – таяли в замирающем сердце входящего псаломские слова. Его встречала тишина – тишина глубокого молитвенного покоя. Не всякий инок-скитянин начинал свой монашеский путь прямо со Скита... Вот один из них, в миру сын петербургского купца Матвей Яковлевич Грузинов, вступил на эту дорогу в Александро-Свирском монастыре, где был в 1826 году пострижен в мантию с именем Макария. Далеко лежит от Оптиной Александро-Свирский монастырь, но там в это время подвизался будущий Оптинский старец. Отец Макарий стал келейником при нем и учеником верным. Когда Старец перешел в Площанскую пустынь, а потом в Иоанно-Предтеченский Скит при Введенской Оптиной Пустыни (это произошло в апреле 1829 года), то и о. Макарий последовал за ним. Он продолжал нести келейное послушание, живя в том же домике на скитской пасеке, что и Старец с несколькими учениками, также пришедшими с ним сюда. Через какое-то время из-за жалоб некоторых братий на то, что слишком много мирских людей, в том числе и женщин, ходит к старцу Льву (не сразу принято и понято было даже в монастырях подобное старческое делание, на Руси только начавшее возрождаться), – Старец перемещен был с пчельника, находившегося за северной оградой Скита, в самый Скит, где могли его посещать уже почти только одни монахи и редкие из мирян. А весной 1836 года был он переселен и в монастырь. Келейник его о. Макарий также пошел туда, не желая оставлять забот о Старце. А келейником о. Макарий был особенным. На такой хлопотливой должности он старался нести подвиг молчания. Из своей келлии никогда не выходил без зова. Бывало, соберутся другие келейники Старца на ужин или на келейное бдение, – а о. Макария нет... Если забудут позвать, он так и не выйдет, сидя у себя с четками. Но его все же звали, тем более что он был лучшим из них чтецом, и Старец часто благословлял его читать канон на келейных бдениях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Горка. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1690. Год утраты:приблизительно 1942 (между 1942 и 1943) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, д.Горка Координаты: 60.648431, 33.20151 Проезд:От Александро-Свирского монастыря (п. Старая Слобода) идёт грунтовка в южном направлении - до д.Горка 19 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До 1917 года Горский Никольский погост с прилегающей деревней Горка и другими приходскими деревнями находились в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии на правом берегу реки Свирь, близ впадения её в Ладожское озеро. Еще с дохристианских времён на западном краю д. Горка, рядом с большим Ильинским камнем (валун сохранился до нашего времени), лежащем на правом берегу реки Свирь, было священое, культовое место - языческое капище у древних жителей этого края. Согласно местной легенде, Илья-пророк, взявший на себя роль могучего славянского языческого бога Перуна, переправлялся в этом месте на камне через Свирь. В 1556 году на месте языческого капища был основан Ильинский Свирский Великорецкий мужской монастырь. Этот монастырь помимо Ильинской церкви включал в себя шатровую трехъярусную колокольню (позже перестроенную) с кладовым амбаром, монашеские келии с чуланами, амбары, конный двор, ригу с гумном и монастырский скотный двор с сараем. Самая первая церковь на этом месте, освящённая в честь Илии пророка была построена из дерева на позже середины XVI века. Из писцовой книги Обонежской пятины 1563 года: " В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем церковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца " . В 1690 году взамен старой в монастыре была построена новая деревянная тёплая церковь с тем же освящением и одним престолом. В 1739 году монастырь значился уже приписанным к Александро-Свирскому монастырю, а в 1764 году, после выхода Манифеста о секуляризации монастырских земель, который подписала Императрица Екатерина II, монастырь был упразнён. Его постройки и другое имущество были переданы Государственной Коллегии экономии, а фактически отданы крестьянской общине деревень Горка и Ковкиницы (сейчас она называется Ковкеницы). Ильинский монастырский храм приписывают Горскому погосту, расположенного в 400 м к востоку от стен Ильинского монастыря. В приходском Ильинском храме богослужения проходили только во время зимы, начиная от Димитриевской субботы и до дня Св. Пасхи, т.к летним храмом на погосте была Никольская церковь. В 1848 году Ильинская церковь прошла обновление - были заменены подгнившие брёвна, а сам храм " оделся " новым тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=57767

«Да соберет храм в стенах своих множество благочестивого народа…» Участники конференции Так возвестил в своем благословении Иоанновскому монастырю в день его освящения всероссийский пастырь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летие со дня преставления которого мы отметим в скором времени (2 января 2009 года). Этой дате была посвящена прошедшая во второй половине мая III Международная конференция сообщества «ДелоРус» на тему «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», в которой приняли участие более 250 человек практически из всех регионов России, а также из Белоруссии и Украины. Собравшиеся на этой встрече имели не только возможность принять участие в деловой части конференции – пленарных заседаниях и «круглых столах», но и время для неформального общения, а молитвенная атмосфера вносила соборный дух. Уже по сложившейся традиции работа конференции проходила на борту теплохода, следовавшего из Ярославля в Санкт-Петербург с заходом в монастыри и другие святые места русского севера. А отправлялись в паломничество как раз из Иоанновского монастыря, явившегося, по определению отца Иоанна, «чудом на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы-реки». Там, в монастыре, в первый же день прошел молебен у святых мощей батюшки Иоанна. И лишь затем поездом участники конференции отбыли в Ярославль, где их ожидал теплоход. Паломнический маршрут выглядел так: Толгский, Кирилло-Белозерский, Александро-Свирский монастыри и прошедшие там молебны у мощей святых, дивный остров Валаам с его неповторимыми гранитными крестами, уединенными среди высоких сосен и скал храмами, общей молитвенной обстановкой, сложившейся за много веков… И снова Санкт-Петербург, молебен в Александро-Невской лавре, посещение храма во имя преподобного Серафима Вырицкого. Последний пункт оказался, можно сказать, прямо по теме, ведь преподобный Серафим был до принятия монашеского пострига известным петербургским купцом и благотворителем; потом, избрав путь монашеского жития, он повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, простояв в молитве на камне тысячу дней и ночей. Будучи предпринимателем, он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг; он высоко оплачивал труд своих работников и заботился о них, кормил тысячи нищих… Это ли не достойный пример для подражания современным предпринимателям?!

http://pravoslavie.ru/1363.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Феофан (Шкобо): «По возвращении на Родину я буду рассказывать о русских монастырях» Участники V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства посетили русские обители 08.05.2010 406 Время на чтение 3 минуты С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы " Александр Невский - имя России " прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед» , посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года. Конференция проходила в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Участники конференции посетили несколько монастырей. 4 мая паломники посетили Феодоровский мужской монастырь в городе Городец, где епископ Друцкий Петр, возглавляющий паломничество в сослужении духовенства отслужил молебен перед началом конференции-круиза. 6 мая, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца паломники посетили Горицкий, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, в последнем была отслужена архиерейским чином Божественная литургия, многие паломники причастились Святых Даров. 7 мая паломники побывали в Александро-Свирском монастыре, где у мощей преподобного Александра Свирского владыка Петр возглавил Акафист и молебен преподобному. 8 мая паломники завершили свой путь в Александро-Невской Лавре, где у мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского епископы Петр и Назарий, наместник Лавры, отслужили благодарственный молебен. Затем у могилы генералиссимуса Александра Суворова была отслужена панихида генералиссимусу и всем вождем и воином на поле брани за Веру и Отечество убиенным, а многие паломники посетили могилу митрополита Иоанна (Снычева), где помолились у могилы приснопоминаемого владыки. Один из участников конференции клирик Сербской Православной Церкви, кандидат богословских наук игумен Феофан (Шкобо) в интервью «Русской народной линии» поделился своими впечатлениями от посещения России, русских храмов и монастырей:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/8/igu...

«Когда я был послушником и стоял за свечным ящиком, то поддался однажды искушению и сомнению относительно освященного маслица с миром от мощей преподобного Александра. Думал: «Мы столько лет уже разбавляем маслице, а новое миро не добавляем». Ну, и тому подобное… И вот как бы в ответ на моё недоумение и смятенное состояние души, подходит к прилавку, за которым я стоял, очень старенькая бабушка, как она сказала, ей было 83 года. И просит дать ей много бутылочек с маслом, как больших глиняных, так и маленьких простых, за бабушкой выстроилась целая группа паломников в очередь, так как обслуживал я медленно, учился. Я, находясь под воздействием маловерия, насчёт маслица спрашиваю бабушку: «Зачем вам так много надо, возьмите пару бутылочек и хватит». А она мне отвечает: «Я, сынок, живу уже 83 года, последние 20 лет была полностью слепа на один глаз из-за катаракты, год или 2 назад (не помню точно её слова) я узнала о преп. Александре Свирском и о чудесах от его мощей, мне подарили его иконочку, житие и маслице. С верой и мольбой я обратилась к преподобному и помазала глаза маслицем и прозрела, да так что читаю теперь без очков. А маслице я теперь и в пищу добавляю и вот родственникам своим беру». Вся группа, стоявшая за бабушкой подивились её рассказу, прославили Бога действующего во святых своих и преп. Александра. А я остался с двумя чувствами: со стыдом в сердце перед Богом за своё маловерие и конечно с радостью, что сомнения мои были напрасными. А вот ещё одно чудо и тоже про маслице. Как-то звонит мне моя мама и просит выслать ей по почте или передать с паломниками из Украины , маслице от мощей преп. Александра Свирского и акафист ему. И рассказала, что у одной девушки из их прихода были какие-то проблемы с вынашиванием ребенка, и она чуть его не потеряла. Она очень плакала, переживала и молилась Богу о сохранении плода. И вот однажды в послеобеденное время когда она прилегла отдохнуть, в тонком сне явился ей преп. Александр и сказал: «Я преподобный Александр Свирский, читай мне акафист и мажься моим маслицем, и всё у тебя будет хорошо, родишь сына, назови его в честь меня». Так всё и случилось, я передал маслице и акафист, а когда родился здоровенький мальчик, то счастливая мама назвала его Александром.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/13/...

Марьинское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Двухэтажный Покровский храм был построен в 1904 г. на средства помещицы села Марьинское Екатерины Ильиной. До великолепной настоящей церкви, в селе существовала деревянная, построенная в XVIII веке. Клировые ведомости сохранили имена строителей. Так, в ведомости за 1856 год написано, что Покровская церковь «построена в 1781 году июля 2 дня тщанием прихожан помещиков бригадира Николая Леонтьева Воронина, майорши Анисии Игнатьевой Хотяиновой, и поручика Стефана Симеона Ильина. Зданием деревянная с таковою колокольнею, крепка. Престолов в ней один во имя Покрова Богородицы». В 1815 году колокольня церкви пришла в негодность и была разобрана. Позже была возведена новая тщанием местного помещика коллежского советника Андрея Ивановича Веревкина. До 1853 г. имением в Марьинском владел поручик Александр Стефанович Ильин и его жена Татьяна Ивановна. После их смерти (Александр Стефанович умер 12 мая 1847 года, Татьяна Ивановна – 10 октября 1856 года) имение наследовала дочь Екатерина Александровна (родилась в 1819 году). Получив наследство, она решила построить новый каменный храм, и в 1859 году обратилась с прошением к святителю Филарету Московскому, где, в частности писала: «Будучи наследницей имения после моих умерших родителей, состоящего в Коломенском уезде, в селе Марьинском, где существует деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, я желаю в сем селе устроить на свое иждивение новую каменную церковь с тремя престолами по прилагаемому при сем плану и фасаду неподалеку, в нескольких саженях от существующей Покровской церкви. Престолов я желаю устроить: 1. В честь Покрова Пресвятой Богородицы. 2. В честь преподобного Александра Свирского. 3. В честь мученицы Татьяны. При сем, принимая во внимание, что существующая Покровская церковь, по причине своей ветхости, если по сооружении новой церкви будет упразднена, то я желаю, чтобы вся ее утварь была перенесена в новую. Почему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дозволить мне при помощи Божией произвести предлагаемое сооружение храма, и о сем моем прошении учинить свое архипастырское решение».

http://sobory.ru/article/?object=09246

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010