Положено: Означенное распределение занятий между гг. директорами, заведующими тюремным замком, и изложенный в сем журнале порядок исполнения сих обязанностей утвердить с тем, чтобы комиссия руководствовалась прежними распоряжениями комитета по хозяйственной части и озаботилась составлением проекта инструкции для эконома замка. Что же касается предположения комиссии о заведении в тюремном замке работ, то ожидать по сему предмету представления комиссии, а предположение ее о заимствовании сведений при постройке новой тюрьмы от иностранных корреспондентов принять к сведению. Причем комитет положил о настоящем распределении обязанностей гг. директоров, заведующих тюремным замком, и об учреждении в замке особой книги для замечаний посещающих тюремный замок заявить всем гг. директорам выписками из сей статьи журнала. Выписки эти напечатаны и сообщены всем директорам, которых, кажется, что-то около 40 человек; но деятельное участие в судьбе арестантов принимают только 14 человек. Вот список гг. вице-президентов и директоров комитета общества попечительного о тюрьмах, принявших на себя ходатайство об ускорении производства арестантских дел, с показанием, кто из них какое место принял. По правительствующему сенату — вице-президент, сенатор А. А. Волоцкой, у Поцелуева моста, дом барона Фитин-гова; по губернским присутственным местам и у должностных лиц — вице-президент князь Г А. Щербатов, в Моховой ул., собственный дом; по 2-му департаменту управы благочиния — директор В. Н. Спасский, у Семеновского моста, на углу Казачьего пер., д. Вьюшина; по городовому магистрату — Н. И. Гвоздаво-Голенко, у Владимирской, д. барона Фридерихса; по 1-й адмиралтейской части — князь В. П. Мещерский, по Большой Морской, д. Карамзина; по 2-й адмирал. части — И. И. Шамшин, на Васильевском остр., по 1-й лин., д. Сазонова; по 3-й адмирал. части — П. С. Лебедев, в Моховой ул., д. Имзе-на; по 4-й адмирал. части — И. А. Хрыпов, по Екатерингофскому пр., собствен. д.; по Московской части — А. Д. Крылов, между Кокушкиным и Вознесенским мостами, д. графа Стенбок-Фер-мер Эссена; по Нарвской части — Г С. Попов, у Владимирской, д. Маслова; по Рождественской и Каретной частям — А. О. Табаровский, на углу Пантелеймоновской ул., д. Глазунова; по Литейной части — П. С. Юнеев, по Большой Садовой, собст. д.; по Васильевской части — Д. М. Сольский, на Васильевском остр., по 2-й линии собств. д.; по Выборгской и Петербургской частям — А. А. Лазарев, в Надеждинской ул., д. Гусева».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.) были изучены практически все фонды, содержащие сведения по избранной теме (всего более 50). Поиски облегчались тем, что автор работает ведущим научным сотрудником этого архива. Большая часть выделенных материалов содержалась в пятнадцати фондах. Следует отметить, что епархиальные власти лишь несколько лет назад получили возможность создавать собственный полноценный архив, документов до 1943 г. в нем почти нет, и поэтому источники, содержащиеся в ЦГА СПб., являются уникальными. Значительная доля их ранее была засекречена и закрыта для исследователей, другая находилась в свободном доступе, но практически не вовлекалась в научный оборот. В ЦГА СПб. содержатся, в основном, материалы государственных учреждений, регулирующих деятельность религиозных организаций в Петроградской губернии и Ленинградской области. Наиболее крупный комплекс документов хранится в фонде Ленгорисполкома (ф. 7384), в описи дел городской комиссии по делам культов. Это, прежде всего, дела по наблюдению за деятельностью храмов северной столицы с 1917 г.: исторические справки, инвентарные описи, анкеты и списки членов двадцаток, священнослужителей, протоколы приходских собраний, переписка, планы, фотографии церковных зданий и т. д. Значительную ценность представляют данные об открытии и закрытии храмов, проведении религиозных празднеств, регистрации различных религиозных обществ. Имеются в материалах комиссии и дела по изъятию церковных ценностей, содействию властей захвату обновленцами руководящей роли в епархии в 1922 г.; уничтожению колоколов, разрушению церквей, арестам и высылке священнослужителей в 1930–40-е гг. Аналогичные сведения по другим городам Ленинградской области содержатся в документах Леноблисполкома (ф.7179). Обширное собрание материалов за 1918–1923 гг. хранится в фонде Петроградского губернского отдела управления (ф. 1001) – протоколы заседаний и отчеты о деятельности столов регистрации, сводки об общем, политическом, административном состоянии районов города в период изъятия церковных ценностей, переписка с епархиальным советом, митрополитами, обновленческим епархиальным управлением (ЛЕУ). Здесь же, а также в документах Ленгорисполкома имеются стенограммы, протоколы епархиальных собраний и съездов обновленцев, списки и анкеты членов ЛЕУ. Материалы районных столов регистрации сохранились далеко не полностью. Лучше они представлены в фонде Петроградского (ф. 151), Московско-Нарвского (ф. 104) и Центрально-городского (ф. 56) райисполкомов, в них имеются и малоизвестные циркуляры вышестоящих инстанций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И узнали в Пскове, что литовский король Стефан уже пришел под пригород Остров, за пятьдесят поприщ от Пскова, и по Острову-городу бьет из орудий. Узнав об этом, государевы бояре и воеводы не дрогнули сердцем и не устрашились, но возложили надежду на Бога. Государевы же бояре и воеводы без устали занимались своими делами: для орудий готовили места и расставляли орудия там, где они должны стоять. Также государевы бояре и воеводы всю Окольную стену в Пскове разделили между собой и указали, какому воеводе в каком месте быть. Каждый у себя распределил согласно чину и поставил на места детей боярских, голов стрелецких и стрельцов, затем всех псковских посадских людей, и нарвских стрельцов, и всех остальных псковичей. По всей стене расставили воинов и простой народ, приготовили пушки, пищали, и ручницы, и всякие укрепления против государева врага. Так и вершилось все, как здесь описано. С южной стороны богохранимого града Пскова поднялся дым темный – то литовская сила черная пошла на псковские белые каменные стены, но и вся литовская земля не смогла бы их окружить. Этот дым, литовские воины, остановился в пяти поприщах от Пскова. В том месте, на реке Черехе, были в засаде государевы дети боярские, чтобы известить о приходе литовских людей. Увидев их на реке Черехе, они прибежали в Псков и возвестили государевым боярам и воеводам, что первые литовские отряды уже пришли на Череху. Государевы же бояре и воеводы повелели звонить в осадный колокол, поджечь все посады за рекою Великою, чтобы не было врагам жилья. Так началась осада богоспасаемого града Пскова в год 7089-й (1581), 18 августа, в день памяти святых мучеников Фрола и Лавра. Потом начали литовские войска переправляться через реку Череху, и под городом начали появляться их полки. Государевы бояре и воеводы совершили вылазку против них. И литовские воины обратились в бегство, и тем положили начало своим несчастьям, к городу же приблизиться не осмеливались. И вот, как дикий вепрь из пустыни, пришел и сам литовский король со всем своим огромным войском того же месяца августа в 26 день, на память святых мучеников Андреяна и Натальи. Этот неутолимый лютый зверь пришел, чтобы насытить свою алчную голодную утробу, и, увидев великий град Псков, словно огромную гору, на которую трудно взойти и невозможно скоро обойти вокруг, так велико ее основание, распалился умом и велел войскам своим окружить и осадить град Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буссов К. Московская хроника Глава XVII. Об Александре-Иосифе Лисовском, военачальнике Димитрия II над несколькими тысячами казаков, и о том, как он с ними слишком далеко зашел в глубь страны и враг отрезал ему обратный путь в лагерь, а также о том, как он по этой причине был вынужден отступить к Суздалю и, наконец, сделав большой обход, вышел к Пскову К оглавлению   В это самое время господин Лисовский решил предпринять одну военную хитрость в отношении отпавшего города Ярославля. Он без остановок пошел туда и остановился в трех милях от этого города. Он хотел выдать себя за Скопина и Понтуса и попытаться таким образом захватить город врасплох. Но он получил срочное донесение, что Скопин и Понтус уже взяли Ярославль, мимо которого он должен был пройти, чтобы снова попасть в свой лагерь. Это не только помешало его намерению относительно города, но когда он в ту же ночь собрался снова вернуться в свой лагерь, то обнаружил, что люди Понтуса после взятия крепости выступили уже против него в поле. Таким образом, дорога назад к Троице была отрезана для него, и если бы он не получил в плен одного боярина, от которого он узнал, что большинство немцев Понтуса еще позади и только через несколько часов подойдет с Давыдом Жеребцовым, ему пришлось бы очень плохо. Он не захотел дождаться их прибытия, свернул в сторону к Суздалю и укрепился там частоколами как только мог лучше. Там он действовал всю зиму, временами выезжал, нападал на соседние города и монастыри и привозил хорошую добычу. Когда же он получил сообщение, что правление его государя Димитрия второго кончилось, а все его войско перешло к польскому королю, он снова выступил весной 1610 г., пошел далеко в обход по стране и вышел, наконец, к Пскову. Там псковичи не только очень хорошо приняли его, но даже просили и убеждали остаться у них на некоторое время и оказать им помощь против немцев, которые из Нарвы (она принадлежит Шведскому королевству и расположена на лифляндском рубеже) ежедневно нападали и налетали на них. Он охотно так и поступил и не только очистил псковский рубеж от нарвского войска, но тайными хитростями и переговорами добился того, что 500 англичан и 300 ирландцев откололись от них и примкнули к нему, после чего нарвское войско оставило псковичей в полном покое.

http://sedmitza.ru/lib/text/439117/

Кроме того, по предложению о. Протопресвитера на братском собрании 19 мая 1898 г. было принято решение из добавочного, за десять лет службы в военном ведомстве, жалованья отчислять 2 % на воспитание и образование сирот – дочерей священно-церковно-служителей. В Духовных академиях сыновья военного духовенства получали образование при значительном пособии из сиротского капитала, назначаемого по усмотрению Духовного правления или же из средств Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской Духовной академии, председателем которого с 1897г. был о. Желобовский. Будучи с 1891 г. почетным членом училищного совета при Святейшем Синоде, А. А. Желобовский не только способствовал Обществу вспомоществования недостаточным студентам, но и лично назначал стипендии студентам. В память 25, 30, 35 и 40 лет его служения были учреждены стипендии в Белозерском духовном училище, в Новгородской Духовной семинарии, в С.-Петербургской Духовной академии и для воспитания сироты, дочери одного из священно-церковно-служителей военного и морского ведомства, в каком-нибудь из женских духовных училищ. Таким образом, став Протопресвитером военного и морского духовенства, Желобовский смог организовать ведомственные благотворительные учреждения таким образом, что они в значительной степени существовали как самостоятельные, финансируемые за счет собственных мелких производств и адресных взносов. Вслед за П.Я. Озерцковским он продолжал неустанно заботиться об укреплении кадров военного духовенства за счет высокообразованных молодых людей, в том числе и детей военных священников. В отличие от большинства своих предшественников, Желобовский уделял внимание и дочерям священников, стремясь обеспечить им образование. Вообще, о. Желобовский уделял заботе о детях большое внимание. Еще одно общество, членом которого был о. Протопресвитер, – Общество попечения о бедных и больных детях (общество «Синего креста», «Синий крест») 8 . Оно было образовано в 1882 г. по инициативе А.С. Балицкой и Ф.И. Базилевского, пожертвовавших на открытие общества 1300 руб. Общество специализировалось на помощи детям с ортопедическими заболеваниями и слабыми умственными расстройствами, а также на защите детей «от злоупотреблений со стороны других лиц». В течение 1882 г. были организованы Василеостровские, Московско-Нарвские, Литейно-Рождественские и Коломенско-Адмиралтейские отделения Общества. Основу каждого отделения составляли участковые попечители, которые лично обследовали условия жизни семей, подавших прошение о помощи, и передавали сведения Комитету, который принимал решение о ее формах и размере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Где-то Василий прав, но русские православные - это люди, которые, в числе прочего, очень любят свою родину и не могут молчать. Но вот вопрос: почему подобной статье место нашлось только на православном ресурсе. Почему подобных статей нет на Коммерсанте, Ведомостях, РБК. Не пишу об этом «Аргументы и Факты», «Культура» и другие топовые российские печатные и интернет-издания. Топовые блогеры больше пишут про распилы, куда пойти потусоваться и как уехать на запад (буду рад, если ошибаюсь). А это интервью наполнено любовью к России. При чем, любовью не слепой: и вопрошающий и отвечающий видят беды и недостатки и не собираются о них умалчивать. Но это ни как не умаляет любви к Родине - столь естественному чувству, которое из русских людей вытравливали начиная с Петровских времён. Будучи патриотами, они не могут не писать о своей боли и не пытаться опубликовать не просто мнение о бедах, а взвешенное описание причин этих бед и предложения по их исправлению (что мы и имеем в приведенном интервью). Именно таких статей не хватает сейчас нам. Вот только кто его опубликует, если Православие.Ru будет проповедовать только Христа? Сергей 28 октября 2015, 10:42 Глупо Вася Н. такое писать, статья ведь о другом.. Был в Эстонии и бываю, наши православные , русские , наслушавшись новостей о России -оккупанте, помешаны и грустно слушать от них:,, Я люблю Россию и не уважаю! Зачем Вы Крым забрали ! ?? " и т.д.... Полностью поддерживаю автора. Елена Киев 28 октября 2015, 09:53 Согласна с Василием Н. Яло 28 октября 2015, 09:27 Были и в Нарве, и в Ивангороде как туристы, пересекали границу. Нарва по сравнению с другии городами Эстонии бедный город, особенно удручаюше он смотрится зимой. Но наш Ивангород... это такая разруха, которая по внешнему ужасу может соперничать со всей Лениградской областью. В нарвский замок можно легко попасть, а в Ивангородский даже дороги нормальной нет, не подступиться, хотя из него можно было бы сделать одну из главеых достопримечательностей страны. К 28 октября 2015, 09:05

http://pravoslavie.ru/87123.html

«А всё это, по мнению епископа, и должно доказывать необходимость уничтожения самодержавия в России, введения конституции и ответственности правительства перед парламентом. Дальше идти в подобной богословской эквилибристики едва ли возможно, и при чтении ее многим, вероятно, придет в голову не раз ущипнуть себя, чтобы удостовериться, не находятся ли они в мире грез и действительно ли «усваивают и переваривают» статью под заглавием «Православие и 17 Октября с подписью: Антонин, епископ Нарвский». 164 Здесь мы уже не будем разбирать, насколько сами разъяснения епископом «интуитивного смысла Божьего откровения троичности» согласны с православным его пониманием 165 . Но возникает вполне естественный вопрос, почему же епископ Антонин, убежденный в противоречии самодержавия в России догматам троичности и искупления, из которых вытекает справедливость конституции, до сих пор молчал об этом и только уже после 17 октября решился поведать о своих созерцаниях в области мирового закона, руководящего жизнью. Высказать высшую правду, да еще такую, которая едва ли кому-нибудь другому и приходила в голову, составляло долг епископа, как служителя Божия. Если же о высшей правде говорится только задним числом, уже как в оправдание существующему и, может быть, под влиянием господствующих течений, то ведь все это не только не внушает доверия, а, в виду прежних опытов жизни, вызывает недоумение и подозрение в неискренности при старом или при новом строе. Ведь и при самодержавии большинство русского духовенства старалось разными способами оправдывать прежние порядки русской жизни, как выражается сам епископ, нести солдатскую охрану государственного режима, но только вместо указания в этом греха самого духовенства епископ, к удивлению, считает это «невольным грехом православия», очевидно, смешивая по обыкновению многих понятие православного духовенства с понятием православия, которое, как мы уже обращали внимание, никогда не только не признавало такие действия духовенства правильными, но в лице некоторых открыто их осуждало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Что было сделано? Издано несколько летописей, коими нельзя было пользоваться по отсутствию всякой отчетливости. Написано несколько историй, удовлетворявших потребностям своего времени; но они не помогали, а увеличивали работу, приводя ученого в сомнение своими прибавлениями и заставляя отыскивать их источники. Объяснено несколько древних памятников, но без необходимых строгих доказательств. Положено прочное основание разрешению одного вопроса – о происхождении Руси, – и Шлецер только что указал, как надо приниматься за летописи, напечатав первую часть своих толкований из Нестора. Вот в каком положении находились до Карамзина приготовительные труды для русской истории. Прибавьте наконец, что сам он не имел классического образования, не знал древних языков и не занимался никогда исторической критикой. Если бы Карамзин в 1803 году сказал знаменитому Шлецеру, что он намерен писать русскую историю, с каким негодованием великий критик прервал бы его смиренное объявление и изрек ему суд! С какой язвительной улыбкой изъявил бы он после пред своею братией сострадание о русском невежестве! И все ученые, пожав плечами, воскликнули бы за ним в один голос, что предприятие дерзко, безрассудно невозможно и доказывает только совершенное отсутствие в русских писателях понятий о требованиях современной науки, неготовности их к ученым трудам. Как не согласиться с такими справедливыми отзывами? Карамзину надо было бы запереть все библиотеки, и ... и мы не имели бы «Истории государства Российского» вследствие самых основательных причин и самых убедительных доказательств! Правда – намерение писать русскую историю в 1803 году было дерзко и ни с чем несообразно, неисполнимо; успех точно казался невероятным, – но разве вероятнее был успех Суворову, когда он понесся на измаильские стены или пошел брать Очаков? Разве Петру, после Нарвского поражения, вероятнее была Полтавская победа?.. Это дух всей русской истории, это дух всей русской жизни, это дух не Карамзина, не Ломоносова, не Петра, не Суворова – это дух русского человека, тот самый дух, пред которым понижаются Альпийские горы, заравниваются кавказские пропасти, которого ничто не устрашает, которому нигде не бывает препон, тот дух, который мы, ученые, полуученые и больше всего недоученые, всеми силами погасить стараемся в латинских формах и немецких формулах и который, однако ж, все еще жив, потому что живущ, а Бог милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Из этого усматривается, что вышеозначенные правила, 18 августа 1905 г., очевидно, не были своевременно преподаны старообрядческим и сектантским духовным лицам к руководству, вследствие чего переход в старообрядчество и сектантство изъят из общего порядка регистрации, и вероучениям этого рода как бы предоставлены в отношении принятия православных известные преимущества перед другими признанными законом исповеданиями. В виду этого и озабочиваясь единообразным ведением регистрации вероисповедных перемен православных без различия, к какому из признанных вероучений они ни примыкали бы, прошу Ваше Превосходительство, во первых, незамедлительно предложить утвержденным в законном порядке проповедникам, наставникам и иным духовным лицам, находящихся в пределах вверенной Вам губернии старообрядческих и сектантских обществ, общин и согласий неуклонно соблюдать при принятии ими в свои учения православных порядок, установленный в п.п. 1–3 вышеназванного циркулярного распоряжения Министерства от 18 августа 1905 г. и, во-вторых, установить неослабное наблюдение за тем, чтобы в гражданских документах лиц, отпавших от Православия в старообрядчество и сектантство, отметки о сем делались не иначе, как по удостоверению подлежащею властью в соблюдении указанного порядка. Подлинный подписал: Министр Внутренних Дел, Статс-Секретарь Столыпин. Скрепил: Директор, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора А. Харузин. Заверил: Чиновник Особых Поручений Павлов. С подлинным верно: За Делопроизводителя Черкасов. Настоящая копия циркуляра препровождается для сведения и неуклонного руководства всем Уездным Исправникам, Полициймейстерам, Мещанским и Городским Старостам, Городовым Ратушам, Нарвского Податного Управления, Городским Управам, Наставникам (или Советам) старообрядческих и сектантских общин. 30 октября 1909 года. Советник Демьянович. За Делопроизводителя Черкасов. О переходе из одного вероисповедания в другое. В приказе С.-Петербургского градоначальника, от 13 июля, напечатано циркулярное разъяснение Председателя Совета Министров П. А. Столыпина по делам о переходе из одного инославного исповедания или вероучения в другое, такое же, а равно из старообрядчества в инославие и обратно. Приводим заключительную часть:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В генваре 1558 года вступило русское войско из Пскова в Ливонию и страшно опустошило ее на пространстве 200 верст, везде побивая немецкие отряды, выходившие к нему навстречу. Погостивши месяц, с огромною добычею возвратились ратные люди назад. Курбский, находившийся в числе воевод, говорит: «Земля была богатая, а жители в ней гордые: отступили они от веры христианской, от обычаев и дел добрых праотеческих, ринулись все на широкий и пространный путь, на пьянство, невоздержание, на долгое спанье, лень, на неправды и кровопролитие междоусобное». По словам ливонских летописцев, разврат в их стране в это время дошел до такой степени, что его не стыдились, но гордились им, правители подавали пример подчиненным. Оставивши Ливонию, царь Шиг-Алей, царевичи, бояре и воеводы послали к магистру грамоту, в которой писали: «За ваше неисправление и клятвопреступление государь послал на вас войну; кровь пролилась от вас; если же хотите пред государем исправиться и кровь унять, то присылайте к государю с челобитьем, а мы все станем за вас просить». Магистр прислал за опасною грамотою для послов и получил ее; царь велел прекратить войну. Но жители Нарвы не хотели прекратить ее и продолжали стрелять на соседний, только рекою Нарвою отделяемый от них Ивангород. Воеводы новгородские дали знать об этом царю и послали сказать жителям Нарвы, что они нарушают перемирие; те отвечали: «Князец стреляет, нам его не унять». Получивши от царя приказ начать неприятельские действия, воеводы с Ивангорода открыли сильную пальбу: Нарва не могла ее выдержать более недели, и 9 апреля, в Великую субботу, выехали нарвские начальники и били челом воеводам, чтоб государь показал милость, взял их в свое имя, от магистра и всей земли Ливонской они отстали и за князьца не стоят: воровал он на свою голову. Они дали воеводам заложников, двоих лучших людей, а в Москву послали депутатов. Когда последние явились во дворец, то Алексей Адашев спросил их, о чем они приехали бить челом, какое государево жалованье хотят на себе видеть? Депутаты отвечали, что они приехали просить позволения не отставать от магистра, а в прочем чем их государь пожалует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010