Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) ; создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Биография Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре . В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Уздринская пустынь в Шенкурском уезде при Шенкурском Свято-Троицком монастыре. Уздринская, иначе называемая Уздренгская, женская пустынь находится в Липовской волости; в 112 верстах от города Шенкурска на юго-запад. Она расположена в довольно красивой местности при впадении реки Уздры в реку Тую. Основание этой пустыни относится к XVII веку, а точнее – к 1646 году, когда упоминается строитель ее Сергий. При введении монастырских штатов в 1764 году пустынь была упразднена. В настоящее время она приписана к Шенкурскому Св.-Троицкому монастырю. В ней имеется один храм в честь рождества св. Иоанна Предтечи. Вологодская губерния Обителей мужских 28, женских 5. Мужские обители Александро-Куштский Успенский монастырь в Кадниковском уезде. Александро-Куштский монастырь находится в 43 верстах от уезднаго города Кадникова и в 8 верстах от Спасо-каменного монастыря на восток. Он расположен на правом низменном берегу реки Кушты в 2 верстах от впадения ее в реку Кубену. Местность здесь луговая и болотистая, окаймленная густыми хвойными лесами, среди которых в безмолвном уединении приютилась Куштская обитель. Время основания монастыря относится к XV веку. Обитель возникла стараниями, неусыпными трудами и горячими молитвами прп. Александра Куштского, долгое время подвизавшегося здесь (ск. в 1439 г.). Деятельную поддержку новооснованная обитель нашла в лице князей Димитрия и Симеона, владевших Заозерской вотчиной вокруг Кубенского озера. Тем не менее, по причине своего неблагоприятного местоположения, монастырь никогда не отличался материальным благосостоянием. Поэтому при учреждении монастырских штатов в 1764 г. он был закрыт и обращен в приходскую церковь . А в 1833 году он был приписан к Спасокаменному монастырю, в ведении которого состоит и поныне. Храмов в обители два. Один древний деревянный храм, в честь Успения Божией Матери, построенный в половине XVI в., после пожара, истребившего почти все монастырские строения. В высоком старинном иконостас находится много древних икон. Рядом с этим храмом находится двухэтажная церковь : вверху во имя прп. Александра Куштского, внизу – во имя Николая Чудотворца. В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотафий) над мощами прп. Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На нижнем этаже Знаменской ц. Свято-Духова мон-ря был устроен придел во имя И. В 1876 г. в С.-Петербурге был изготовлен мраморный иконостас для этого придела. В нем находилась храмовая икона, писанная масляными красками на цинковом листе «Прп. Иоасаф Каменский и мч. Александр» (во имя святого был назван покойный А. П. Засецкий, вдова к-рого оплатила сооружение иконостаса). С возобновлением островной обители на Кубенском оз. в кон. XIX в. получили распространение варианты изображения И. с др. святыми, подвизавшимися в Спасо-Каменном мон-ре: икона «Преподобные Василий и Иоасаф Каменские с обителью» (частное собрание; см.: Дом Спаса: Вологодские каменные Кижи. Вологда, 2008. С. 69), хромолитография «Преподобные Иоасаф и Василий Каменские, Александр Куштский», на которой И. представлен в остроконечной схиме (кон. XIX - нач. ХХ в., частное собрание; см.: Там же. С. 189). На раке прп. Феодосия Тотемского находились 8 каменных образков XIX в. с 3-лопастным килевидным завершением с поясными фронтальными изображениями святых. И. в остроконечной схиме, со свернутым свитком в левой руке; в надписи, расположенной на фоне по сторонам фигуры 2 вертикальными колонками ошибочно поименован как «    » . И. изображен в ряду подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи нач. ХХ в. на юж. стене ц. прав. Лазаря в Вологде И. представлен в легком повороте влево, правая рука прижата к груди, левая - на уровне пояса. Образ И. помещен на иконах, созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве), а также на ее рисунке в лицевых святцах рус. святых на 10 сент. (после 1959 г., частное собрание; Juliania (Sokolova), nun.

http://pravenc.ru/text/578044.html

9. Четверг. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прав. Алексия Московского . Прп. Александра, игумена Куштского. Служба свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, в соединении со славословной службой прп. Кирилла, игумена Белоезерского, и службой Октоиха (Б) , и порядок совершения полиелейной службы прав. Алексия Московского (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный...», «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-22/

У Д. В. и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрей (в иночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Д. В. унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном мон-ре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот мон-рь. Д. В. почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии к-рого излагаются сведения о благочестии Д. В., говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Д. В. было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря (ЯИХМЗ. 15585. Л. 142, 1656 г.). Память Д. В. местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 183). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... которая известна под названием Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 122-123; ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Т. 27. С. 345; ДДГ. 35. С. 91, 94, 96, 99; РИИР. Вып. 2. С. 12, 28-29, 31, 77, 102, 104; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Вып. 6. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. С. 95-106; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 325, 331-333; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 103; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 54, 56-57, 109, 145-146, 248, 249, 265-266, 282-283.

http://pravenc.ru/text/178193.html

Местное празднование прп. Иосифу установлено в 1578 г. и подтверждено в 1589 г. Общецерковное празднование установлено 1 июня 1591 г. Мощи преподобного почивали под спудом в соборной церкви его обители. Сентябрь 10 Иоасаф Каменский, преподобный Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его — владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой († 1299; память 19 сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень богатый, Заозерье находился на северо–восточном берегу Кубенского озера, близ устья реки Кубины, впадающей в озеро. Столица Заозерского княжества представляла собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь своего небесного покровителя, да деревню Чирково, которая была приходом при этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь, и княгиня были очень благочестивы. Особенно почитали они иноческий чин. Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В соседстве с их княжеством на небольшом островке Кубенского озера стоял древний Спасо-Каменный монастырь. Когда из этого монастыря вышли два основателя новых обителей в окрестностях Кубенского озера — преподобные Дионисий Глушицкий (память 1/14 июня) и Александр Куштский (память 9/22 июня), князь Димитрий и его супруга содействовали и помогали подвижникам в устроении их пустынных обителей. К прп. Дионисию на реку Глушицу князь послал плотников и обильную милостыню, пожертвовал монастырю села и деревни. Княгиня Мария также благотворила прп. Александру, жертвовала в храм монастыря иконы и книги, братии посылала припасы, а по кончине князя Димитрия дала обители деревню на помин его души. У князя Димитрия Васильевича было три сына — Симеон, Феодор, Андрей — и одна дочь — София. Княжич Андрей, в иночестве Иоасаф, был самым младшим в семье. Когда он родился, точно не известно. В 1429 г. князь Димитрий Васильевич Заозерский был убит в Ярославле казанскими татарами во время их набега на приволжские города. Княжич Андрей был в то время, вероятно, грудным ребенком. Благочестивая мать его княгиня Мария занялась воспитанием своих детей. Семи лет Андрея начали обучать грамоте. Учился он охотно, с любовью погружался в глубину Божественных Писаний, как дорогой бисер собирал богооткровенные слова Писания и слагал в своем младенческом сердце. Первых детей своих княгиня Мария успела устроить. Старший ее сын Симеон был женат, дочь София Димитриевна выдана замуж за князя звенигородского Димитрия Шемяку. Феодор же и Андрей женаты не были.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

М., 2006. С. 156-161, 247. Кат. 31), происходящая из Старого Симонова мон-ря - места подвижничества К., где случилось это чудесное событие. Однако изображенный на иконе архитектурный ансамбль соответствует облику Нового Симонова мон-ря в 3-й четв. XVII в. (икона воспроизводит более ранний образец); надпись в клейме: «Явися Пресвятая Богородица преподобному архимандриту Кирилу, показующему где быть пресловущему чесные обители Кирилову манастырю». К. не только изображен в сцене явления, но и присутствует в группе предстоящих Богоматери преподобных. Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) С кон. XV в. образ К. начали писать в деисусном ряду иконостаса, как правило напротив прп. Сергия Радонежского,- напр., в небольшом чине работы московского мастера кон. XV - нач. XVI в. из Преображенской ц. Гуслицкого мон-ря (ГРМ; возможно, происходит из кремлевской ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского; см.: Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//ДРИ. 1989. С. 123-131). Целый ряд подобных икон находился в вологодских и сев. храмах и мон-рях: сер. XVII в. из деисусного чина Покровского Глушицкого монастыря, XVII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте, кон. XVII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (все в собрании ВГИАХМЗ), нач. XVIII в. из церкви дер. Согиницы Подпорожского р-на Ленинградской обл. (ГЭ; см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 37, 108. Кат. 23). Образ К. с поднятыми в молении руками (реже со свитком) помещали в правой или левой части Деисуса в зависимости от программы всего комплекса, иногда писали почти фронтально (икона XVIII в. из Успенской ц. Александрова Куштского мон-ря, ВГИАХМЗ). Эта традиция, характеризующая К. как одного из наиболее чтимых рус. преподобных, сохранялась и позднее (деисусный образ из собора Феодоровской иконы Божией Матери, сооруженного и украшенного «в русском стиле» в память 300-летия Дома Романовых в С.-Петербурге, ок.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Ист.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 233 [тропарь Е. и Х.]; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-рь и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 234-244, 263-264, 299-311; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 121-134; см. также: С. 5-24. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 96; Строев. Списки иерархов. Стб. 758; СИСПРЦ. С. 95, 240; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 35-36; Верюжский И., свящ. Ист. сказания о святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 359-362; Зверинский. Т. 2. 1159. С. 325-326; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 191-192; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 80-81; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 60-62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104-105; Голубинский. Канонизация святых. С. 150, 152-153; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 179, 198, 213; Семячко С. А. Проблема изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 123, 133-135; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1401-1402. В. И. Галко Иконография История создания первых образов Е. и Х. и их единоличные иконы неизвестны. Иконописные подлинники XVII-XIX вв. (4 авг. для обоих святых, 19 янв. для Е. и 11 апр. для Х.) уподобляют внешний облик Е. изображениям свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского или прп. Иоанна Кассиана Римлянина, а Х. сравнивают с прп. Сергием Радонежским или прп. Кириллом Белозерским. Е. «сед, брада доле Власиевы, на концы вдвоем повилась, аки Касьяна Римлянина»; Х. «рус, брада Сергиева кругла, власы просты» (посл. треть XVII в.; РНБ. Погод. 1930. Л. 130, в перечне Вологодских чудотворцев без указания дня памяти Е. назван Евмением?). Е. «подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах»; Х. «подобием надсед исчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобническия и схима на плечах» (XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66; аналогичные описания в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 201 об.). В подлиннике кон. XVIII в. к описанию Е. добавлено: «...а инде рус аки Василий Кесарийский», а про Х. сказано: «...на плечах схима» (БАН. Строг. 66. Л. 134). В рукописи 20-х гг. XIX в. Е. «рус, брада аки у Василия Кесарийского, риза преподобническая»; Х. «в черне сед, брада шире и доле Кириловой Белозерскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 98 об., 137 об.).

http://pravenc.ru/text/187778.html

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

В Макариевом Желтоводском мон-ре в 1785 (1786) г. в одной из башен был устроен храм во имя Г. (ныне действующий). С кон. XVIII в. в г. Кадникове Вологодской обл. известна часовня во имя Г. (вновь освящена во имя преподобного в 2002). Ист.: ВМЧ. Сент., дни 25-30. Стб. 2268-2296; Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры/Под ред. А. И. Пономарёва. СПб., 1896. Вып. 2. Ч. 1. С. 28-30 [проложная редакция Жития]; Описание о российских святых. С. 119-120; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 147-180 [Житие Г.], 117-118 [Житие прп. Дионисия Глушицкого], 11-68 [вступительная статья]; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 117-118, 155-156, 181, 196-197, 209 [Житие прп. Дионисия Глушицкого]. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 21-23; СИСПРЦ. С. 81-82; Ключевский. Древнерусские жития. С. 196-198; Верюжский И. Прп. Григорий Пельшемский, основатель Лопотова мон-ря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879; он же. Вологодские святые. С. 279-298; Барсуков. Источники агиографии. С. 138-139; Строев. Словарь. С. 326-327; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 171-175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 80-81; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1894. С. 63-75; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 60-64; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 203-205; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 33-40; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 303, 338; Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951. С. 195-196; Martinov I. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus editus anno millenario sanctorum Cyrilli et Methodii slavicae gentis apostolorum. Brux., 1963. P. 238; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 177-181; Соколова Л. В. Житие Григория Пельшемского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 255-257; Минеева С. В. Наблюдения над месяцесловом четьих рукописных сборников XVI-XVII вв.: (Жития рус. подвижников)//Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 422; Семячко С. А. Проблемы изучениярегион. агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 122-142; она же. К истории текста Жития Григория Пельшемского//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 617-632.

http://pravenc.ru/text/166551.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010