Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест. Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе.

http://sedmitza.ru/lib/text/437306/

Некоторым ориентиром при определении состава общепочитаемых в этот период святых могли бы послужить рукописные месяцесловы XVI-XVII вв., но они остаются малоизученными (см., напр., 2 ркп. РНБ. Кир. Бел. 516/773; Погод. 637). Голубинский отмечает, что пополнение месяцеслова зачастую было делом справщиков Печатного двора. Этот произвол, а также отсутствие для большинства русских святых документов о К. привели Голубинского к заключению, что основным критерием установленного церковного почитания должна служить не месяцесловная запись, а свидетельства об отправлении церковной службы святому ( Голубинский. 1903. С. 261-264). Тем не менее рукописные святцы остаются важным источником по истории почитания святого, особенно для определения местных традиций. Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Первым официальным печатным изданием месяцеслова в Русской Церкви явились святцы, опубликованные (в виде самостоятельной книги, а не в качестве дополнения к др. богослужебным книгам) Московским Печатным двором в 1646 г. Святцы 1646 г. (это были Святцы «с летописью», т. е. с краткими биографическими сведениями) по объему значительно превосходили месяцесловы, которые являлись вспомогательной частью других богослужебных книг. В 30-50-х гг. XVII в. происходит заметное пополнение церковного календаря новыми русскими памятями, увеличивается количество служб русским святым в Служебных Минеях, появляются новые русские статьи в Прологе, создаются Четьи-Минеи свящ. Иоанна Милютина , значительно расширенные за счет русских житий (особенно княжеских). В сравнении с предшествующими изданиями богослужебных книг (Святцы Бурцова (М., 1639), Устав (М., 1641) и Псалтирь с восследованием (М., 1642)) Святцы 1646 г. содержали новые памяти: прп. Иосифа Волоцкого (9 сент.), свт. Киприана Московского (16 сент.), прп. Сергия Обнорского (7 окт.), мч. Меркурия Смоленского (24 нояб.), свт. Филиппа Московского (23 дек.), кн. Георгия Всеволодовича (4 февр.), прп. Кирилла Новоезерского (4 февр.), свт. Арсения Тверского (2 марта), свт. Варсонофия Казанского (26 марта), прп. Александра Ошевенского (20 апр.), прп. Корнилия Комельского (19 мая), прп. Игнатия Вологодского (19 мая), сретения образа прп. Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей кнн. Василия и Константина Ярославских (8 июня), прп. Александра Куштского (10 июня), прп. Андроника Московского (13 июня), прп. Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей прп. Зосимы и Савватия Соловецких (8 авг.), перенесения мощей прп. Феодосия Печерского (14 авг.).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

† 1429, 18 июля Прп. Леонтий Кариховский, Новгородский (3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1429 (?) Св. прмч. Савва, игумен железноборовский (11 апреля; 23 января – Собор Костромских святых). † 1429 (?) Св. прмч. Вениамин игумен, Железноборовский (11 апреля; 23 января – Собор Костромских святых). † ок. 1429 г. Св. блгв. кн. заозерский Димитрий, Вологодский (26 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † ок.1429–1439 гг. Св. блгв. кнг. заозерская Мария, Вологодская (26 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Св. блгв. кн. Феодор, в Вологде (1 сентября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † до 1430 г. Прп. Андрей иконописец, Рублев, Московский (4 июля; 13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1431, 2 июля Свт. Фотий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (27 мая). † не позднее 1434 г., 2 марта Прп. Савватий Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1434, 11 ноября Св. блж. Максим, Христа ради юродивый. Московский (13 августа). † 1435, 27 сентября Прп. Савватий Соловецкий (8 августа). Прп. Игнатий архим., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 декабря). Прп. Евфимий Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † 1437, 1 июня Прп. Дионисий Глушицкий (12 октября). † 1437, 9 июня Прп. Александр Куштский, Вологодский. (6 марта). Святые преподобномученики иноки желтоводской Троицкой обители, от казанских татар убиенные (25 июля). † 1440, 22 сентября Св. блгв. кн. галицкий и бежецкий Димитрий Красный (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). Прп. Тарасий Глушицкий (12 октября). XIV-XV вв. Прп. Феодосии Глушицкий (12 октября). † 1442, 24 января Св. сщмч. Герасим, еп. Великопермский (29 января). †1442, 11 апреля Прп. Иаков Железноборовский (5 мая). †1442, 30 сентября Прп. Григорий Пельшемский. Прп. Варфоломей келарь, строитель Симоновский, Московский (25 августа). Прп. Иоанн Златый, Симоновский, Московский (24 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Спасо-Каменном мон-ре Д. Г. ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть к-рых, возможно, была получена из К-поля или из южнослав. земель. О контактах обители с Балканами в кон. XIV в. свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в к-рой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный мон-рь, где «держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352, список 1435-1447 гг.). В годы настоятельства Д. Г. в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский . 12 июля 1418 г. Д. Г. был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского вместо умершего 5 мая 1416 г. свт. Григория (точная дата хиротонии приведена в Типографской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180), часть летописи, в к-рой читается данное известие, восходит к московскому своду, летопись не называет святителя греком). В Софийской II и Львовской летописях известие о поставлении Д. Г. в 1418 г. сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич «поставиша его себе нужею» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 46-47; Т. 20. Ч. 1. С. 232). (По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», хиротония Д. Г. во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного мон-ря Д. Г. назначил «ученика своего Илариона». В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Д. Г. в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону «Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем» и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также «вся потребнаа на устроение пустынное». Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова , Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 117, 154). В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Д. Г. на освящение ц. во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (Там же. С. 110, 112-113). Согласно 1-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Д. Г. упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178453.html

В Житии прп. Александра Куштского говорится, что в Сянжемской пуст. Е. построил ц. Покрова Пресв. Богородицы (в Житии 1747 г. уточняется, что она была деревянной), «велию и прекрасну и украси ю иконами и книгами чудне», после чего «поживе преподобный Евфимий лета довольно, с миром почи о Господе». Житие 1747 г., написанное по агиографическому канону, содержит дополнительные сведения. В частности, в нем рассказывается о том, что к святому приходили миряне и монахи, желавшие жить в пустыни, о том, что Е. возделывал землю, рубил лес, пек хлеб, об искушениях, которым подвергался святой, о его предсмертной беседе с учениками, о его кончине и о погребении. Преставился Е., согласно Житию 1747 г., 20 янв. (день памяти прп. Евфимия Великого), агиограф XVIII в. предполагает, что это произошло «прежде за неколико лет» до кончины прп. Александра Куштского. Имеющаяся в дореволюционной лит-ре дата кончины Е.- 1465 г.- не подтверждается агиографическими памятниками и восходит скорее всего к рукописным месяцесловам (см. перечень их в труде еп. Сергия (Спасского) ). Также из месяцесловов заимствованы сведения, приводимые в агиографических сочинениях и богослужебных изданиях кон. XVII - нач. XXI в., об ученике Е., 2-м игумене Сянжемского мон-ря - Х., преставившемся 11 апр. 1509 г. Мощи святых почивали под спудом в Сянжемской обители. В Житии 1747 г. говорится о том, что по преставлении Е. «действуют многие чудеса, и исцеления различная подаются и до сего дне», приходящие в мон-рь припадают «ко святому... гробу многоцелебных мощей» и целуют образ святого (Х. в Житии не упом.). Мон-рь был закрыт в 1764 г., собор, перестроенный к тому времени в камне и освященный в честь Вознесения Господня, был обращен в приходскую церковь (погост Ефимов Монастырь Кадниковского у. Вологодской губ.). В наст. время постройки бывшего мон-ря находятся в руинированном состоянии. Святым написаны тропари и общий канон (ИРЛИ (ПД). Древл. Оп. 23. 322. Л. 1-13). Общерусская канонизация Сянжемских преподобных, по Е. Е. Голубинскому , совершилась в период между Собором 1549 г. и учреждением Святейшего Синода (1721). Имена Е. и Х. включены с общим годом кончины - 7017-м (1509) - в «Описание о российских святых», известное в списках XVIII-XIX вв. (С. 128), в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ ОР. МДА. 201. Л. 310, 303 об. («вологодские чудотворцы», пам. Е. под 20 янв., Х.- под 28 сент.)) и в др. святцы. Канонизация Е. и Х. подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) . В агиографических трудах и месяцесловах XIX - нач. XX в. общая память Сянжемских преподобных часто указывалась под 11 апр. (день кончины Х.).

http://pravenc.ru/text/187778.html

Характер редактирования текстов ТМ до сих пор точно не определен. Все собранные Жития иером. Герман стремился дополнить новейшими Чудесами святых. Так, Житие прп. Корнилия Комельского в майской Минее (РГБ. Троиц. 676) сопровождается подборкой чудес, неизвестной по другим источникам ( Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 240). В июньской Минее (РГБ. Троиц. 677) помещена особая редакция Жития прп. Александра Куштского, содержащая в дополнение к остальным известным вариантам текста чудо 1599 г. ( Семячко С. А. Житие Александра Куштского//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 236). Тот же принцип, т. е. дополнение Жития новейшими чудесами, характерен и для подготовленной иером. Германом редакции Жития прп. Сергия Радонежского (вне Миней, в особом сборнике РГБ. Троиц. 699). «В основу редакции положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуде о победе над литовцами у Опочки» ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 224). Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Вологодская обновленческая епархия входила в состав Северо-Западного митрополитанского округа. Ее возглавляли: Корнилий Попов (кон. 1922-1923), «архиепископы Вологодские и Кадниковские» Иоанн Миртов (1923-1926), Александр Лавров (1926-1928), Александр Шубин (1927-1930), Павел Громов (1931-1933), Владимир Злобин (1933-1934), «епископ» Александр Самонов (1934-1938). В обновленческой епархии действовало Тотемское вик-ство. В годы Великой Отечественной войны в органы власти Вологодской обл. поступали многочисленные просьбы об открытии храмов. В 1942 г. в области открылась 1 церковь, в 1943 г.- 2, в 1945 г.- 3, в 1946 г.- 5 церквей. В 1945 г. на Вологодскую кафедру был назначен архиеп. Иустин (Мальцев). На территории епархии действовали 17 храмов. Жизнь в епархии активизировалась в 1949 г., когда Вологодским епископом стал Гавриил (Огородников) , укрепивший клир епархии за счет приглашения священнослужителей с высшим духовным или светским образованием и многолетним опытом церковной деятельности. Проводилась планомерная работа по подбору и направлению молодежи в духовные семинарии. Учащиеся в духовных семинариях помимо установленной стипендии получали регулярную материальную поддержку. Священнослужители выезжали в села, совершали богослужения, распространяли церковную лит-ру, организовывали беседы на религ. темы. В апр. 1956 г. еп. Гавриил через Патриарха ходатайствовал перед Советом по делам Русской Православной Церкви об открытии на территории Вологодской обл. еще 21 церкви. 1988-2005 гг. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Активное возрождение церковной жизни на Вологодчине началось в 1988 г., открывались храмы, духовенство стало принимать участие в общественной жизни области. 3 июля Вологодский архиеп. Михаил (Мудьюгин) совершил местное прославление блж. Николая Рынина. 17 июня 1990 г. состоялся общегородской крестный ход. 29 янв. 1991 г. определением Свящ. Синода возобновилась монашеская жизнь в Спасо-Прилуцком мон-ре. В февр. того же года вышел в свет 1-й номер епархиальной газ. «Благовестник», издававшейся в 1991-1992 гг. совместно с вологодским отд-нием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . 29 апр. 1988 г. из запасников Вологодского музея-заповедника РПЦ были переданы мощи прп. Феодосия Тотемского, в 1994 г. они были перенесены в Свято-Троицкий храм Тотьмы, в 2003 г.- в храм Рождества Христова Тотьмы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Так, напр., В. О. Ключевский говорил о некоем одном тексте Жития Михаила Ярославича Тверского в составе Тулуповских Миней ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 170. Примеч. 1), впосл. же Кучкин продемонстрировал наличие в этих Минеях 2 самостоятельных редакций Жития, Пространной и редакции ВМЧ, известных в рукописной традиции задолго до Тулуповских Миней ( Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 43, 47). Текстологическое исследование Жития свт. Филиппа, митр. Московского, известного в т. ч. и в переписанном Германом (Тулуповым) агиографическом сборнике РГБ. Троиц. 694, показало, что подобная редакция текста существовала в рукописях до Германа ( Лобакова. 2006. С. 5. Примеч. 8). В то же время Житие прп. Александра Куштского представлено в Тулуповских Минеях особой редакцией ( Семячко С. А. Житие Александра Куштского//Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 243-244). Редакторскую работу Германа (Тулупова) над текстом Жития прп. Варлаама Хутынского Л. А. Дмитриев охарактеризовал как «выборку отдельных эпизодов из полного состава Распространенной редакции Жития» ( Дмитриев. 1973. С. 89). И. Милютин, также связанный с Троице-Сергиевым мон-рем ( Понырко Н. В. Иоанн Иванов Милютин//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 65-69), работу над составлением Миней-Четьих (вместе с 3 сыновьями) начал уже по выходе из мон-ря. Тулуповские Минеи были одним из его источников. Кроме того, он обращался к ВМЧ, печатному Прологу 1643 г., Степенной книге и др. В конце Минеи на каждый месяц (наст. место хранения - ГИМ. Син. 797-808) Милютин помещал послесловие (опубл.: Там же. С. 67-68), к-рое в той части, где декларированы принципы работы редактора (с начала текста и до слов «и тако спастися»), списано с предисловия к Соборнику Нила Сорского (опубл.: Нил Сорский, Иннокентий Комельский. Сочинения/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 254, 256). Иногда он включал несколько агиографических (а иногда и литургических) произведений, посвященных одному святому, взятых из разных источников.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Фрагмент иконы прп. Александр Куштский с житием Другой прославленный новгородский инок - преподобный Александр Куштский (ок. 1372 - 1439), выходец из Вологды, - пустынничал неподалеку от Спасо-Каменной обители. Далее к северу, на реке Ваге, основал Иоанно-Богословский монастырь преподобный Варлаам († 1462) - прежде богатый новгородский посадник Василий Своеземцев, оставивший мир и все «тленные сокровища» его. Наконец, в окрестностях самого Новгорода еще одну обитель - в честь Вознесения Господня - создал преподобный Савва Вишерский († 1461), уроженец г. Кашина, из дворянского рода Бороздиных. Приняв постриг в родных местах, в одном из местных монастырей, Савва в дальнейшем отказался от игуменства, которое предлагала ему тамошняя братия, и ушел на Святую Гору Афон, где постепенно и перенял духовный опыт внутренней «умной» молитвы. По возвращении оттуда преподобный поставил на реке Вишере по обычаю крест, рядом - хижину и стал вести отшельнический образ жизни. Он стремился к полному уединению, отличался совершенным равнодушием к внешней физической стороне своего бытия и жаждал лишь постоянного «пребывания в Боге». О таком устроении его личности дает ясное представление один из фрагментов жития преподобного, повествующий о встрече подвижника с Новгородским архиепископом. «Случилось одному из новгородцев, - рассказывает его жизнеописатель, - проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве неподвижный; лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до местного архиепископа Иоанна III (возглавлял кафедру с 1388 по 1415 г. - д. Г.М. ) дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в епархии без благословения». Савва же велел передать ответ: «Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не пастыря, которого молитв и благословения жажду». Иоанн тогда отправился к нему и, встретившись с Саввой на пути и впервые видя этого покрытого рубищем человека, велел ему проводить себя до кельи Саввы. «Беседа же во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву прежде, чем узнал его. Перед кельей своей Савва назвал себя по имени, и архиепископ с живейшей радостью любви благословил его» . И впоследствии владыка всячески помогал созданной Саввою обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010