В качестве желательных преобразований указывались и смена настоятелей, и слияние двух приходов в один. Но на деле, в целях улучшения взаимоотношений, было решено весной 1960 года обратиться к архиепископу Карельскому и Финляндскому Герману (Ааву) «с братской просьбой дать указания одному из епископов Финляндской Православной Церкви совершить рукоположение диакона Покровской общины Николая Старостина в сан иерея» [x] . Предстоятель Финляндской Православной Церкви архиепископ Герман ответил согласием на данную просьбу в мае того же года, духовником ставленника был назначен настоятель Покровской общины священник Борис Павинский, который 9 сентября опросил, исповедал и привел к присяге диакона Старостина, а опросный лист и присягу передал местоблюстителю архиепископа – епископу Гельсингфорсскому Александру (Карпину) [xi] .  Епископ Александр сообщил в июне о. Борису Павинскому, что посвящение Старостина будет проходить не в храме Покровской общины, как предполагалось, а в Успенском соборе города Хельсинки, а также что в связи с летним периодом и отпусками «необходимого и нужного персонала хиротония откладывается до августа, а так как в августе ожидается очередной Собор Финляндской Православной Церкви, то вероятнее всего рукоположение состоится не раннее сентября» [xii] . Несмотря на это, в письме митрополита Николая архиепископу Герману от 3 июня 1960 г. мы читаем следующее: «Имея духовную потребность, дорогой Владыко, примите Вашему Высокопреосвященству от нас сердечную благодарность за Ваше постоянное внимание к нашим просьбам и за Ваше и Ваших Преосвященных иерархов отеческое отношение к клирикам наших приходов в Хельсинки» [xiii] . В Успенском соборе 11 сентября 1960 г. епископом Гельсингфорским Александром (Карпиным) священник Борис Павинский был возведен в сан протоиерея, а диакон Николай Старостин рукоположен в священнический сан [xiv] . Это была первая из немногих хиротоний священнослужителя Русской Православной Церкви архиереем Финляндской Православной Церкви. Большую роль в сближении Русской и Финляндской Православных Церквей оказали совместные богослужения. Еще в конце 1950-х годов с финской стороны сохранялась некоторого рода настороженность к более активному взаимодействию с Патриаршими приходами. Так, на предложение благочинного Патриарших приходов в Хельсинки прот. М.Славнитского о совместном богослужении в Успенском соборе г. Хельсинки епископ Александр (Карпин) ответил: «К сожалению, за последнее время очень много разговоров не в пользу нашего объединения и главным образом с Вашей стороны. Не принимается никаких мер к прекращению резких выпадов против нашей Церкви. В недалеком будущем от Вас должна приехать делегация и по вероятности будет возглавлена епископом, вот тогда мы и устроим торжественное богослужение в нашем храме» [xv] .

http://bogoslov.ru/article/5102206

После присоединения галицкого княжества к владимирскому, знаменитый папа Иннокентий III в 1204 г. или 1205 г. засылал посла к Роману Мстиславичу с предложением покровительства и королевской короны, под условием принятия латинской веры. Когда посол заявил, что Папа посредством меча Петрова может наделить его областями и сделать великим государем, то гордый Роман, обнажив собственный меч, спросил посла: «такой ли то меч Петров у Папы? Если такой, то может раздавать города; а я, имея свой при бедре, не хочу куповати, ино кровию, якоже отцы и деды наши размножили русскую землю». – Когда, по смерти Романа, при малолетстве сыновей его Даниила и Василька, венгры овладели Галицией, 20 Папа писал то к королю, то к поставленным им в Галиче наместникам, убеждая их искоренить схизматическую веру и насадить латинскую. Галичане просили Андрея, чтобы он дал им в короли сына своего Коломана и чтобы этот принял восточную веру. Андрей сына дал, а о греческой вере сказал, что Коломан примет оную тогда, когда в возраст придет; а между тем для утверждения его на княжении послал своего латинского – стригонского архиепископа. Пришедшее с ним латинское духовенство обращало православные церкви в латинские. Господствуя именем малолетнего Коломана в Галиче, угры неистовствовали до тех пор, пока новгородский князь Мстислав Удалый не взял в плен Коломана вместе с обрученной его невестой, дочерью краковского князя Лешка. Мстислав условился с королем Андреем, что последний даст в князья Галиции другого своего сына Андрея, а этот вступит в супружество с дочерью его Марией. Папа Гонорий III объявил этот брачный договор недействительным; притом же Андрей скоро умер, а Даниил положил конец смутам, прогнав угров из Галиции. – В 1246 г. папа Иннокентий IV предложил Даниилу свой союз и покровительство, требуя, чтобы он подчинился его власти. В то же время он препоручил архиепископу прусскому, как своему легату в Ливонии, поставлять епископов в Руси и посылать монахов-доминиканцев, чтобы они жили неотлучно при дворе короля Даниила. – Осенью того же года папский посол Иоанн Карпин, проезжая чрез Мазовию к хану, познакомился с братом Данииловым Васильком, отправился с ним в его столицу Владимир, беседовал с русскими епископами и вручил им письма от Папы с убеждением присоединиться к латинской церкви, но князь и епископ отвечали, что они в отсутствии Даниила не могут ничего сказать. – В 1250 г. Даниил возобновил сношение с Папой по политическим расчетам и получил от него королевский венец (1255 г.): но до конца жизни был и остался православным, так что преемник Иннокентия IV папа Александр IV укорял его в неблагодарности, велел ольмюцкому и бреславскому епископам проклясть его и восстановлял против него литовского князя Миндовга, которому также послал королевскую корону. Жена сына его Льва, Констанция, дочь венгерского короля Белы, ревностная католичка, отправила в Львов доминиканов для распространения там латинства. Дочь ее Святослава скончалась (1304 г.) в чине монахини св. Клары.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но это положение не касалось вопроса официальной переписки и делопроизводства приходов и монастырей Финляндской Православной Церкви, которые с 1923 г. должны были вестись исключительно на финском или шведском государственных языках. Проблемы возникали в основном с монастырями, где финский язык знали единицы (в отношении Валаамского монастыря подобное имело место еще в 70-е гг. XX века) . Обычно если официальное письмо или рапорт, подлежащие хранению в архивах, поступали в Церковное Управление на русском языке, то они возвращались без рассмотрения с припиской: «Возвращено обратно. Нужно послать на финском языке. См. отношение Церковного Правления от 3.05.1923» . В частных же письмах архиепископ Герман русский язык употреблял довольно часто. Хотя официальный переход ФПЦ на новый стиль произошел еще в 1924 году, каждый приход имел право сам определять, какому стилю следовать. Об этом свидетельствуют, например, дебаты на VI Церковном Соборе в 1955 г., вызванные предложением Церковного Управления о праздновании по новому стилю праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Крестителя. Спор пришлось решать голосованием: 17 делегатов выступило за сохранение старого стиля, а 13 поддержало инициативу Управления . Архиепископ Карельский Герман (Аав) и епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин) в выборах участвовать оказались.      Первые 15 лет архиерейского служения владыки Германа (Аава), с 1924 по 1939 гг., можно охарактеризовать как годы церковного строительства. Епископ проводил длительные визитации приходов, заботился об обновлении и строительстве храмов, повышении образовательного уровня священнослужителей. Его внимание простиралось и на состояние приходских и монастырских ризниц. В статье «Православной энциклопедии», посвященной архиепископу Герману, можно прочесть: «На проводившихся с 1926 г. по инициативе Германа съездах духовенства принимались решения по переводу надписей на иконах с церковнослав. на фин. язык; изменению внешнего вида облачений священнослужителей по греко-католич. образцам; отмене обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного «русского» креста, вместо к-рого был введен четырехконечный крест, крепившийся на цепочке, составленной из соединенных между собой свастик; духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды, женатым клирикам разрешалось ношение обручальных колец на левой руке; при строительстве правосл. храмов предписывалось брать за образцы лютеран. кирхи или придерживаться визант. стиля и др.» .

http://pravoslavie.ru/72242.html

87 Монахиня Мария — Анна Александровна Танеева-Вырубова. Её имя вновь очерняется в связи с выходом в 1928 г. в издательстве “Ориент” (Латвия) дневника, якобы принадлежащего её перу. Этот лжедневник, очерняющий царя и царицу, включал в себя и сокращённый вариант её подлинных воспоминаний. Поскольку “Дневник” стал перепечатываться, то с публичным опровержением его подлинности пришлось выступить самой Вырубовой. В 1930-х гг. Анна Александ­ровна многократно просила финляндского гражданства, что дало бы ей социальную помощь, но получала отказы. 88 В 1926 г. на Валаам из Парижа приехал князь Алексей Мещерский, вскоре принявший монашество с именем Сергий. На старом монастырском кладбище Валаама сохранилась его могила. 89 Возглавлявший Финляндскую Православную Церковь архиепископ Герман (Аав Герман Васильевич, 1878–1961). 90 Игумен Павлин (Мешалкин, 1866–1935) был настоятелем монастыря с 1918 по 1933 гг. Уволен на покой из-за разногласий с местным Церковным управлением, незадолго до смерти принял схиму с именем Павел. Консервативно настроенные Валаамские старостильники роптали на игумена Павлина и обвиняли его в содействии навязанной местными властями календарной реформе. Однако его келейник иеромонах Памва (Игнатьев) вспоминал о покаянной жизни и праведной кончине настоятеля, свидетелями которых он был. См.: Народный архив республики Карелия. Ф. 762. Оп. 2. Д. 16 (Дневник иеромонаха Памвы). 91 В 1933 г. игумена Павлина сменил игумен Харитон. Финляндское Церковное управление в 1930-е гг. пыталось поставить под жёсткий контроль монастырские финансы, и братство волновалось, как справится с этой проблемой новый настоятель. Игумен Павлин поддерживал стремление отца Ефрема к ежедневному литургисанию. 93 Деление Финляндской Православной Церкви на две епархии — Выборгскую и Карельскую — было учреждено финляндским правительством 29 декабря 1923 г. Но за неимением подходящих кандидатов Выборгская кафедра пустовала. На эту должность был избран настоятель Аннантехтасского прихода, благочинный 4 го округа и вице-председатель Церковного управления протоиерей Александр Карпин. Хиротония его состоялась 22 сентября 1935 г. См.: Утренняя заря. 1935. 7. С. 51–52; 8–9. С. 69; “Юбилейный”. С. 90.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Правительство Финляндии стремилось к автокефалии, за которой обратилось к Константинопольскому Патриарху. В июле 1923 года Патриарх Мелетий IV принял Финляндскую Церковь в свою юрисдикцию в качестве епископии с правом широкой автономии. В 1924 году архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) был отстранен властями от управления Церковью, а в 1925 году главой Финляндской Церкви стал епископ Сортавальский Герман (Аав) с титулом Архиепископа Карельского и всей Финляндии. В 1935 году Выборгская епархия была восстановлена. Но по результатам Советско-финской войны с 1940 года Выборг вместе с Карельским перешейком отошел к СССР, войдя таким образом в состав Ленинградской епархии. Даже после эвакуации Выборгского епархиального управления епископ Александр (Карпин) носил титул «Выборгский», измененный после 1945 года, по окончании Великой Отечественной войны. В 1944 году Выборг окончательно вошел в состав СССР. Тогда в городе образовалась небольшая группа людей, которые в августе 1946 года подали прошение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой возобновить службы в сохранившемся, но опустошенном соборе. С марта 1948 года выборгский Спасо-Преображенский собор стал утешением для верующих всего Выборгского района Ленинградской области и даже одним из мостов дружбы, связывающих народы двух соседних стран. 19 июля 1962 года решением Священного Синода был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской епархии. С 1976 года в течение 10 лет свое архипастырское служение как епископ Выборгский, викарий Ленинградской епархии, совершал Преосвященнейший Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Первым епископом Выборгским и Приозерском стал Преосвященнейший Игнатий (Пунин). Полный титул архиерея «Выборгский и Приозерский» указывает на связь не только с Выборгской и Финляндской епархией, но и со старинной Корельской (Кексгольмской) кафедрой.

http://patriarchia.ru/db/text/4985738.ht...

В связи с этим в ноябре 1958 г. протоиерей Славнитский снова отправился в Финляндию. Сразу же по приезду в Хельсинки, 4 ноября, на собрании Церковного совета Покровской общины А.Я. Башмаковым сразу поднял вопрос о функциях и обязанностях нового благочинного. Когда отец Михаил сообщил, что в сферу дел благочинного входит и административная деятельность, то ему было заявлено о нарушении в данном случае Устава общины, оставляющего всю административную и хозяйственную работу за Церковным советом . В итоге произошел небольшой скандал, на котором сторону старосты Башмакова особенно поддерживала член Церковного совета Л.Г. Мавропуло. В декабре 1958 г. во время очередной поездки в Финляндию протоиерей Славнитский еще более убедился в окончательной оппозиции к нему как к благочинному старосты А.Я. Башмакова. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы на всенощной староста полностью игнорировал о. Михаила: не подошел к помазанию, отказался идти с тарелкой по храму. Благочинному стало известно и о запланированной поездке части прихода к митрополиту Анастасиею (Грибановскому) для перехода под юрисдикцию РПЦЗ . Стоит отметить, что это было разрешено финским законодательством: группа из 20 граждан Финляндии уже могла создавать частную религиозную общину. Епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин), зная о неприятии Покровской общиной назначенного благочинного, занял очень взвешенную позицию. «Башмаков очень вежлив, но в той же мере настойчив. Я решил поколебать его настойчивость. Собрал соответствующий материал, думаю побывать в Министерстве просвещения – разрешить некоторые вопросы Устава Русской Православий Церкви в Хельсинки, насколько Башмаков правильно их понимает» , – говорил он протоиерею Славнитскому. Чем бы разрешилась данная ситуация, непонятно, если бы осенью 1958 г. финская пресса не обратила внимание на некоторые факты, ставшие известными ей на пресс-конференции, организованной отделом печати Советского посольства в ГДР для немецких и иностранных корреспондентов, а в частности на факт использования антисоветской организацией «Народно-трудовой союз российских солидаристов» жены А.Я.

http://bogoslov.ru/article/5418350

Отмечалось, что еще до 1957 г. в Покровской общине совершались требы и для новостильникам, равно как и в храмах Финляндской Церкви не отказывали в духовных нуждах прихожанам Патриарших приходов. На факты «просто резких выпадов против нашей Церкви»  и одобрения этого со стороны настоятелей общин новому благочинному намекал и епископ Александр (Карпин), отговаривая его по данной причине от желания побыстрее начать совместные богослужения. На фоне вышеописанных событий в конце ноябре 1958 г. гостями Финляндской Православной Церкви, отмечавшей 40-летие своей автономии, стали митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в сопровождении первого благочинного Патриарших приходов в Хельсинки протоиерея Михаила Славнитского. Известно, что Советом по делам РПЦ рассматривался и другой состав делегации: епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов), ректор Московской Духовной Академии протоиереи К.И. Ружицкий и М.В. Славнитский . Программа пребывания делегации Русской Православной Церкви в Финляндии насчитывала 6 дней (24-30 ноября). Помимо посещения Хельсинки и Куопио, гости должны были побывать в городе Иисалми и селе Пиелавеси, где предполагался осмотр недавно построенных храмов и часовен, а также в программу входило и соборное богослужение в Успенском соборе г. Хельсинки 30 ноября. В целом программа была достаточно скромной: все встречи с архиепископом Германом не превышали двух часов, не было даже общего обеда хозяев и гостей. От Патриарха Алексия митрополитом Николаем на торжественном акте 25 ноября было зачитано особое приветствие, где в частности говорилось: «Нам отрадно знать, что Финляндская Автономная Православная Церковь, духовно окрыляемая Вселенской Патриархией, свято хранит и всячески оберегает чистоту нашей православной веры, заботится о ее распространении в сердцах пасомых и укрепляет узы любви, соединяющие в одну семью все поместные Православные Церкви» . Стоит упомянуть, что на торжествах был и представитель Вселенского Патриархата – митрополит Мелитский Иаков (Кукузис), «человек честолюбивый и бестактный» .

http://bogoslov.ru/article/5418350

мои, простите, но неверно у Вас написаны - великопостные искушения, наверно. Вот эта сноска:      иеромонах Силуан, Москва 13 марта 2015г. 22:59 Уважаемая Лидия Константиновна, благодарю Вас за замечания!  Позвольте на них ответить: 1.Сведения о Соборе ФПЦ 1950 г. я беру из материалов ГАРФа (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 863).  К сожалению из данного материала  о позиции епископа Александра во время этого Собора мало известно, в отличие от позиции прот. Рюттюляйнена (по письмам Дмитрия Фринстедта митрополиту Григорию (Чукову). Буду Вам очень благодарен если Вы восполните данную лакуну. 2. Отношению архиеп.Германа (Аава) к братии Валаамского монастыря отнюдь не так однобоко как часто представляется в современной нам церковно-исторической науке. Хотя бы взять тот факт, что Герман (Аав) оказал помощь тем из насельников Валаамского монастыря, пожелавших покинуть Финляндию в 1957 -1958 гг. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 222. Л. 226), не говоря уже о его письмах в Управление Валаамского монастыря об улучшении трапезы для братии и т.п.. О помощи епископа Александра братии Коневского монастыря советую Вам посмотреть в его переписке с князем Алексеем Васильевичем Оболенским или же ознакомиться с ГАРФ. Ф. 6991. Оп.2. Д. 121.  3. Нельзя ставить на одну доску заинтересованных в общении митрополитом Григорием Валаамских насельников и епископа Александра. Для валаамских отцов возведение в сан игумена было радостным событием, а для Александра (Карпина), любой его неосторожный шаг мог бы стать поводом для соблазнов его духовенства и паствы. Очень рад буду ознакомиться с Вашим докладом (на подобную же тему я защитил магистерскую диссертацию) и прошу прощения за безграмотную ссылку. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей.

http://bogoslov.ru/article/4466982

Александр (Карпин), еп.Гельсингфорский Окончил СПб Духовную Семинарию· Сведений о датах хиротонии во епископа и прохождении службы до епископства не имеем. Известно, что он, как вик.епископ Гельсингфорский, вместе с архп.Германом (Аав) Финляндским в октябре 1945 года вел переговоры с представителями Русской Церкви митрополитом Григорием и др. о воссоединении Финляндской Церкви с Русской. Тогда он определенно высказал свое желание о скорейшем объединении Церквей. В октябре 1946 года на приглашение Свят.Патриарха Алексия приехать ему в Москву для переговоров, он ответил отказом, сославшись на свою болезнь. 7.V.1957 он вместе с архп.Германом восстановил каноническое общение с Русской Православной Церковью. + 13 октября 1969 в Хельсинки. Литература: «ЖМП» 1945, II, стр.5· 1951, II, стр.40. - " - 1952, 3, стр.19. 1957, 6, стр.17. 1959, I, стр.60. 1960, 6, стр.16. Заметки и дополнения Е.М. 10. Некролог ЖМП, 1969, 12. Geboren 1883 im Dorf Soujarvi (Finnland), stammt aus einer estnischen Familie. 1911 Priesterweihe, er diente als Priester in Annantechdas bis 1935. Von 1914 bis 1935 war er auch Dekan; ein Jahr lang dozierte er Dogmatik am GS. 1935 zum В von Vyborg durch die Kirchensynode der Orthodoxen Kirche in Finnland gewählt. 1940 wurde sein Sitz nach Hel­singfors verlegt, seitdem trug er diesen Titel. ZMP 1969,12,42 (Nekrolog). Werke : «Vor den Pforten des Glaubens» (finn.) 2 Teile. 1968 u. 1969. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Состоялись соборное богослужение и собрание духовенства Португалии 23 января 2024 г. 11:09 20 января 2024 года, в праздник Собора Иоанна Крестителя, в храме прихода святого Иоанна Предтечи в Лиссабоне было совершено соборное богослужение. Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор , управляющий Испанско-Португальской епархией . Митрополиту Нестору сослужил епископ Кафский Петр , викарий Патриаршего экзархата Западной Европы. В числе сослуживших также были протоиерей Иоанн Гербовецкий, благочинный Португальского церковного округа, настоятель прихода протоиерей Андрей Чобану, иеромонах Николай (Борский), протоиерей Олег Кябуру, протоиерей Вячеслав Власенко, протоиерей Иоаким Малакиаш, протоиерей Александр Торик, иерей Алексий Забелин, иерей Александр Пискунов, иерей Антоний Тейшейра, иерей Филипп Малакиаш, иерей Павел Сергеев, иерей Константин Палади, иерей Леонид Карпин, иеродиакон Иероним (Томаз), секретарь Испанско-Португальского епархиального управления диакон Глеб Заика, диакон Педру Мота, диакон Георгий Воловей и диакон Григорий Боблиенко. На малом входе управляющий Испанско-Португальской епархией удостоил иерея Антония Тейшейру правом ношения камилавки, иерея Филиппа Малакиаша — правом ношения набедренника. По заамвонной молитве был совершен чин славления перед образом Крещения Господня, затем митрополит Нестор обратился к участникам богослужения со словом назидания, сообщает пресс-служба Корсунской епархии . По окончании богослужения и братской трапезы в храме Иоанно-Предтеченского прихода состоялось собрание духовенства Португальского благочиния, на котором обсуждались вопросы, связанные с жизнью и развитием приходских общин на территории Португалии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010