После окончания войны с 1944 по 1946 г. иеромонах Павел исполнял обязанности регента в приходе Йоэнсуу, на Новый Валаам в Паппиниемми он уже не вернулся. Этому есть несколько объяснений: ужасная теснота в монастыре и его неожиданное возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии в 1945 г. В то время будущий архиепископ, по-видимому, испытал духовный кризис и в конце 1946 г. перешел на должность бухгалтера (конторского служащего) в акционерное общество «Савитеоллисуус» в Мюллюкоски (завод «Глиняная промышленность Мюллюкоски»), где, как следует из его послужного списка, также «был духовным пастырем переселенцев» . По некоторым сведениям, он даже подумывал об отказе от монашества и о женитьбе . Однако любовь к валаамской монашеской традиции и чувство обязанности ее сохранять владыка пронес через всю свою жизнь. В 1955 г.он был избран викарным епископом в помощь престарелому архиепископу Герману (Ааву), а в 1960 г. стал вторым предстоятелем ФПЦ. Если Сортавальская духовная семинария так или иначе позволяла готовить необходимые кадры для занятия священнических и псаломщических вакансий в приходах двух епархий — Карельской и Выборгской, то вопрос с замещением архиерейских вакансий ФПЦ стоял и продолжает стоять достаточно остро. Так, всем хорошо известно избрание на Сортавальское викариатство гражданина Эстонии, протоиерея Германа Аава в 1922 г. Из местного духовенства подходящих вдовых кандидатов не имелось, а насельники Валаамского, Коневского и Печенгского монастырей не рассматривались по причине отсутствия у них финляндского гражданства. Вопрос о замещении Выборгской епархии и вовсе не мог решиться 10 лет: с 1925-го, когда архиепископ Серафим (Лукьянов) был отправлен на пенсию, по июнь 1935 г., когда на очередном Церковном Соборе прошли выборы нового епископа, которым стал незадолго перед тем овдовевший протоиерей Александр Петрович Карпин, настоятель Аннантехдасского прихода в местечке Суоярви на границе Финляндской Карелии и России.  Причину столь долгого вдовства Выборгской епархии исследователи понимают по-разному.

http://bogoslov.ru/article/5505512

Василий Михайлов – с 1776 года (из запрещенных священников). С 1831 года: Иван Драницын – (1793–1835 г.). Сергий Прозоров – (1817–1836 г.). Иван Папоротский – (1831–1864 г.). Семен Перов – (1835–1837 г.). Иван Колосов – (1836–1860 г.) умер в 1864 году. Стефан Воробьев – (1838–1839 г.). Александр Леонтьев – (1839–1856 г.). Андрей Чужбовский – (1856–1865 г.). Лев Георгиевский – студент новгородской семинарии; в 1860 году определен дьячком на Большую Охту; ныне диакон Благовещенской церкви на Васильевском острове. Яков Ужинский (1861–1877 г.), – отсюда переведен к Песковской Рождественской церкви. Федор Троицкий – из окончивших курс в новгородской семинарии – (1865–69 г.). Арсений Вешняков – (1865–1868 г.). Владимир Карпин – в 1866 году рукоположен в диакона к Выборгскому собору; в 1869 году переведен к Большеохтенской церкви, с оставлением на причетнической вакансии, где и умер в 1876 году. Матфий Высочанский – (1876–1882 г.) из диаконов гезовского уезда, на причетнической вакансии. В настоящее время причт составляют: Священник Измаил Спасский – кандидат с.-петербургской академии; в 1859 году наставник Тверской семинарии, в 1861 году александроневского училища и в 1864 году рукоположен во священника к сей церкви. Священник Дмитрий Муретов – кандидат здешней академии; в 1865 году, посвящен во диакона к Единоверческой Дмитриевской церкви, а в 1876 году – во священника к сей церкви. Священник Флор Малиновский – кандидат здешней академии; в 1873 году – преподаватель олонецкой семинарии; в 1875 году рукоположен во священника к церкви при больнице св. Ольги и определен законоучителем Александро-Невского училища, и в 1880 году перемещен священником к сей церкви. Состоит членом общества распространения просвещения в духе православной церкви и говорит в местной церкви прихожанам вне-богослужебные беседы. Протоиерей Иоанн Братолюбов – студент здешней семинарии; в 1845 году рукоположен во священника в Щирский погост, лугского уезда; в 1867 году перемещен священником к церкви при исправительной тюрьме; в 1881 году дозволено ему временно совершать богослужение при Большеохтенском кладбище до воспоследования указа святейшего синода о закрытии сего кладбища. Он вместе с священником Малиновским участвует во вне-богослужебных беседах с прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Положение в приходах характеризовалось теми же чертами, которые были присущи им практически с основания, – это натянутые отношения как между самими общинами, так и между их настоятелями и Церковными советами, внутренние неурядицы, интриги, разногласия между отдельными священниками, казенное отношение должностных лиц к делу и т.д. Все это приводило к постепенному упадку церковной жизни, пассивности прихожан и уменьшения их количества. Решение Синода Русской Православной Церкви о восстановлении молитвенно-канонического общения с Финляндской Церковью духовенство и прихожане обоих приходов встретили холодно, а некоторые даже с обидой. Последние заявляли: «Мы пережили большие тяготы и гонения, но сохранили чистоту веры и преданность Русской Церкви, но нас может постигнуть участь монахов Валаамского монастыря, которых Московская Патриархия так легко отдала реформаторам» . Настоятели приходов – протоиереи Георгий Павинский (Никольская община) и Владимир Волков (Покровская община), сами не являясь сторонниками сближения с Финляндской Православной Церковью, в своей повседневной работе не разъясняли своим прихожанам значение решений Синода и не пресекали разговоров и выпадов, наносящих вред отношениям между Русской и Финляндской Церквами. Руководители Никольской общины даже составили и направили в Москву доклад, в котором пытались «теоретически» доказать нецелесообразность сближения двух Церквей. Протоиерей Михаил Славнитский отмечал, что клирики патриарших приходов «очень плохо настроены по отношению к официальной Православной Церкви и делу молитвенного общения Русской Православной Церкви и Финляндской» . Соответствующим было и отношение к общинам со стороны Финляндской Православной Церкви. Так, Гельсингфорсский епископ Александр (Карпин) в адрес клириков Патриарших общин в 1957 г. говорил следующее: «Я старик, и у меня кроме основной работы есть кружки молодежи. Ваши священники лентяи: никакой просветительской работы не ведут. Особенно стыдно Павинскому Георгию, человеку с высшим богословским образованием. У меня все священники занимаются просветительский работой» . Протоиерей М. Славнитский также отмечал полный упадок просветительско-преподавательской деятельности Покровской и Никольской общин .

http://bogoslov.ru/article/5418350

Протокол заседания Священного Синода РПЦ от 30 апреля 1957 г. был отправлен архиепископу Герману 25 мая, уже после поездки митрополита Николая. Одновременно с протоколом было отправлено и приглашение священноначалию Финляндской Православной Церкви посетить Советский Союз. «Достойным продолжением нашего столь счастливого возобновления общения будет пребывание у нас в качестве наших дорогих гостей Вас, Ваше Высокопреосвященство, с двумя спутниками или тех лиц, коих пошлете к нам как представителей Церковной общественности братской Церкви Финляндии» , – сообщалось в тексте приглашения. И архиепископ Герман и второй финляндский архиерей – епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин), сославшись на преклонные лета, болезни и долгий утомительный путь, сами ехать отказались, но отправили официальную делегацию. В нее вошли: викарный епископ Йоэнсууский Павел (Олмари) , ректор православной Духовной семинарии священник Иоанн Сухола и судья Симо Хяркенен (последние двое являлись членами Церковного управления). Советское посольство в Финляндии 20 июня 1957 г. запросило помощи Совета по делам Русской Православной Церкви в спешной выдаче въездных виз в СССР для данной делегации . Финские гости, целью которых было «установление общения между Русской и Финляндской Православными Церквями» , в период с 27 июня по 10 июля должны были посетить Москву, Ленинград, Киев и Одессу. Сохранилась беседа неизвестного нам инспектора Совета по делам Русской Православной Церкви и сопровождавшего делегацию переводчика П.И. Кувало, из которой мы узнаем много интересных подробностей о членах делегации и о самой поездке. Так, епископ Павел характеризовался как человек скрытный, умный и хитрый. Он фактически руководил Финляндской Православной Церковью и, до 1921 г. живший в Петербурге, позиционировал себя как финн . Иоанн Сухола, как и Павел, держит себя очень осторожно, выяснилось только то, что он окончил филологический факультет Хельсинкского университета и читает лекции в Духовной семинарии. Судья Хяркенен, наоборот, живо интересуется всеми сторонами советской жизни, хорошо материально обеспечен, любит выпить и быстро хмелеет. Он окончил юридический факультет в Хельсинки, женат на преподавательнице музыки, имеет троих детей . Все они не ожидали столь хорошего приема в Советском Союзе и были очень рады большому количеству полученных подарков.

http://bogoslov.ru/article/5418350

Сей достопамятный обряд совершился в Дрогичине, и Князь Галицкий с того времени именовался Королем, а папа написал грамоту к Богемскому, Моравскому, Польскому, Сербскому и другим народам, чтобы они вместе с Галичанами под знамением креста ударили на Моголов; но как от безрассудного междоусобия Христианских Государей сие ополчение не состоялось, то Даниил снял с себя личину, отрекся от связи с Римом и презрел гнев папы, Александра IV, который (в 1257 году) писал к нему, что «он забыл духовные и временные благодеяния Церкви, венчавшей и помазавшей его на царство; не исполнил своих обетов и погибнет, если с новым раскаянием не обратится на путь истины; что клятва церковная и булат мирской готовы наказать неблагодарного». В надежде смирять Моголов Посольствами и дарами новый Король Галицкий, богатый казною, сильный войском, окруженный соседами или несогласными или слабыми, уже смеялся над злобою Папы и, строго наблюдая уставы Греческой Церкви, доказал, что мнимое присоединение его к Латинской было одною государственною хитростию. Обращаясь к путешествию Карпина, предложим сказанное им о свойстве, нравах и вере Моголов: сии известия также достойны замечания, сообщая нам ясное понятие о народе, который столь долгое время угнетал Россию. «Татары (повествует Карпин) отличны видом от всех иных людей, имея щеки выпуклые и надутые, глаза едва приметные, ноги маленькие; большею частию ростом не высоки и худы; лицом смуглы и рябы. Они бреют волосы за ушами и спереди на лбу, отпуская усы, бороду и длинные косы назади; выстригают себе также гуменцо, подобно нашим Священникам. Мужчины и женщины носят кафтаны парчовые, шелковые и клееношные или шубы навыворот (получая ткани из Персии, а меха из России, Болгарии, земли Мордовской, Башкирии) и какие-то странные высокие шапки. Живут в шатрах, сплетенных из прутьев и покрытых войлоками; вверху делается отверстие, чрез которое входит свет и выходит дым: ибо у них всегда пылает огонь в ставке. Стада и табуны Могольские бесчисленны: в целой Европе нет такого множества лошадей, вельблюдов, овец, коз и рогатой скотины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Как показали дальнейшие события, уже весной 1954 г. Церковное Управление ФПЦ снова изменило свое отношение к воссоединению. В марте 1954 г. епископ Михаил (Чуб) по телефону сообщил митрополиту Григорию (Чукову), что «в процессе подготовки приезда в СССР делегации ФПЦ появились неожиданные осложнения, меняющие все дело» , и что для разрешения сложившейся проблемы необходим его приезд в Москву. Патриарх Алексий данный приезд одобрил, но сократил время пребывания до Вербного Воскресения, хотя епископ Михаил выдвигал обоснования о нежелательности для пользы дела воссоединения своего пребывания в Финляндии на Пасху. В рапорте, направленном им на имя митрополита Николая (Ярушевича) от 24 марта 1954 г., было отмечено, что архиепископ Герман по-прежнему предпочитает тактику затягивания переговоров о воссоединении и, самое главное, охарактеризовал деятельность П. Контконена как его личную инициативу, не поддерживаемую Церковным Управлением. Относительно приглашения в СССР делегации Финляндской Православной Церкви Герман сказал, что он «формально возражать не будет» , но считает это несвоевременным. В конце данной беседы архиепископ сообщил принципиально важные сведения – о минимальной возможности реализации плана П. Контконена: «По сути ФПЦ имеет автономию такого свойства, что она равняется автокефалии и едва ли в 1955 г. найдется много сторонников изменения установившегося положения» . Епископ Михаил видел в изменении позиции архиеп. Германа влияние его ближайшего окружения – иеромонаха Павла (Ольмари) и протодиакона Льва Касанко. Епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин) так же, как и архиепископ Герман, ссылаясь на болезнь, отказался ехать в СССР, но проявил живой интерес к состоянию богословского образования в Русской Православной Церкви. Наиболее приемлемой кандидатурой для возглавления планируемой делегации был назван хельсинский протоиерей Владимир Богоявленский . В то же время имелись сведения, что Церковное Управление приняло постановление о возможности поездок духовенства и членов церковных советов за пределы Финляндии лишь по специальному разрешению Управления .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Лишь один раз в архивных документах удалось встретить свидетельство сухого приема, оказанного новому благочинному Патриарших приходов протоиерею Евгению Амбарцумову (весной 1963 г.). Впрочем, объяснением этому может служить не личное отношение владыки Александра к гостю, а его внутреннее состояние предельной сосредоточенности, так, весьма показательным кажется то, что во время этого приема владыка поделился с отцом Евгением своими эсхатологическими взглядами. Осенью же 1964 г. прием был совсем иным: «Епископ Александр был очень сердечен, расположен ко мне. Он очень откровенно говорил о своем мистическом настроении, о том, что мистической основой Церкви является вся масса верующих, а не только руководители» . Из записей о. Игоря Ранне, с которым владыка был очень откровенен, можно узнать, что после очередных теплых воспоминаний о своей учебе в Санкт-Петербурге епископ Александр поделился желанием снова посетить этот город и вместе с тем опасением, что данная поездка будет ему не под силу . Свое желание вновь побывать в Петербурге владыка подтвердил и в мае. Его особенно интересовала судьба мощей св. блгв. князя Александра Невского, имя которого он носил. Несмотря на то, что епископ Александр был моложе архиепископа Германа (Аава) всего на 5 лет, последний все же видел своим преемником на должности главы Финляндской Православной Церкви именно владыку Александра. На заседании Церковного Управления 21-22 марта 1955 г. архиепископ Герман (Аав) сообщил, что им подано президенту Финляндии прошение о выходе на пенсию. Также он пожелал, чтобы Духовное Управление при выборах его преемника сообщило приходам о его личном одобрении кандидатуры епископа г. Хельсинки Александра (Карпина) . Однако Собор 1955 г. упросил архиепископа остаться на своем посту и одобрил избрание ему помощника - викарного епископа, которым стал иеромонах Павел (Олмари). 17 июня 1960 г. на Предсоборном совещании Финляндской Православной Церкви епископ Александр был выбран заместителем ушедшего на покой архиепископа Германа . Собор для избрания нового Предстоятеля был намечен на 18 июля, основным кандидатом на место архиепископа был викарный епископ Йоэнсууский Павел (Олмари). Вторым кандидатом являлся епископ Александр, которому в то время было уже 77 лет и который сам желал избрания архиепископом владыки Павла. По свидетельству о. Лаури Миитронена, часть духовенства, в том числе и епископ Александр, ожидая исхода выборов, уже имела определенную стратегию: если епископ Павел выбран не будет, владыка Александр снимает с голосования свою кандидатуру и, за неимением подходящих кандидатов в Финляндии, членам Собора придется или повторить голосование за епископа Павла или же обратиться в Константинополь с просьбой прислать своего кандидата. Последний вариант был заведомо неосуществимым - президент вряд ли согласился бы утвердить грека в должности архиепископа Финляндского . В итоге ожидания епископа Александра оправдались: архиепископом был избран Павел (Олмари).

http://pravoslavie.ru/77869.html

Во время своего визита в Финляндию в декабре 1961 г. епископ Киприан (Зернов) решил послужить совместно с епископом Александром (Карпиным) в Успенском соборе. Сначала было высказано желание просто помолиться за всенощной накануне Рождества Христова по новому стилю (25 декабря). Епископ Александр сразу спросил: «Вы хотите служить?», на что был получен ответ: «Как Вам угодно. Я приеду к началу и, если Вы пожелаете, с удовольствием послужу с Вами, а если почему-либо Вы найдете это для себя неудобным, я просто помолюсь в алтаре» . Из слов старосты собора владыка Киприан понял, что епископ Александр против его служения. На всенощной владыка Александр сообщил, что служение епископа Русской Православной Церкви, не признающего новый стиль, может вызвать среди прихожан ненужные разговоры . Стоит отметить при этом, что в дальнейшем сослужение священников Русской и Финляндской Православных Церквей владыка Александр охотно благословлял и нередко предстоятелями на них были благочинные Патриарших приходов , сам же он, несмотря на приглашения, в Патриарших общинах не служил. Однозначно можно утверждать, что у епископа Александра не было особых симпатий к греческой православной традиции и ее усилению в жизни православных приходов Финляндии. Это выражалось в отсутствии особого пиетета по отношению к греческим гостям. Так, несмотря на свою осторожность и деликатность, епископ Александр не мог выдержать вызывающего поведения митрополита Мелитского Иакова (Кукузиса), «человека честолюбивого и бестактного» , прибывшего в 1958 г. на празднества по случаю 40-летия самостоятельности ФПЦ, и сделал ему, хотя и в шутливой форме, но серьезное замечание, сравнив его поведение с «наглостью и высокомерием Римского Папы» . Позиция владыки относительно дальнейшего развития Финляндской Православной Церкви была очень схожа с взглядами доктора Пааво Контканена, сыгравшего очень важную роль в нормализации отношений с Московской Патриархией. Их также объединяла антипатия к наметившемуся среди клириков и прихожан стремлению к более тесному взаимоотношению с Вселенским Патриархатом и к введению греческих богослужебных традиций. Будучи по должности членом Церковного Управления, епископ Александр в 1960 г. очень хотел, чтобы П. Контканен также был введен в состав Управления , но это не осуществилось.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Для нас определение происхождения епископа Александра важно потому, что в настоящее время мнение о наибольшей активности именно карельского духовенства в процессе «финнизации» жизни православных приходов в Финляндии является необычайно устойчивым. Ср.: «Карелы, наиболее реакционная часть финского населения, и именно они наиболее рьяные поборники всего финского, против русского и шведского» . Признание же эстонских корней владыки наводит на мысль, что весь епископат Финляндской Православной Церкви до 1956 г. состоял из эстонцев (эстонцем был и архиепископ Карельский и всей Финляндии Герман (Аав)), что так или иначе свидетельствует об отсутствии русского элемента среди руководства Финляндской Православной Церкви, а следовательно, и о возможности отстаивания традиций Русской Церкви. У владыки Александра был брат - Николай (1884 - 1958), - долгое время служивший псаломщиком Суоярвской Троицкой церкви, и сестра Зоя (1893 - 1964), вышедшая замуж за Василия Марова (Вильо Сааренне), впоследствии ставшего военным священником и настоятелем приходов Петсамо и Тиурула . Как и практически все дети духовенства, Александр Петрович получил типичное для сына священника духовное образование. Известно, что какое-то время Александр Петрович обучался в Олонецкой духовной семинарии вместе с будущим митрополитом Григорием (Чуковым) . В 1904 году он по II разряду окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, затем некоторое время обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1911 году Александр Петрович вступил в брак и по рукоположении в священный сан был назначен на место своего отца священником Петропавловского храма Суоярвинского прихода. Супругой Александра Петровича стала Мария Павловна Трофимова (1893-1932), происходившая из православной карельской семьи. Ее предки еще с начала XVIII века проживали в Суоярви. Стоит указать, что ее дед по отцу - Трофим Максимович - сменил свою карельскую фамилию Хоме (Home ) на русскую - Трофимов. В браке у отца Александра было две дочери: Лидия (29.03.1913 - 03.04.1927) и тяжело болевшая Вивея (07.05.1918 - 12.04.1976).

http://pravoslavie.ru/77869.html

Несмотря на почтенные годы, епископ Александр до 1969 г. единолично управлял Гельсингфорсской епархией. Лишь за год до смерти ему был дан викарий с титулом «Лапландский». Им стал молодой архимандрит Иоанн (Ринне), впоследствии и сменивший владыку на Гельсингфорсской кафедре. О кончине Преосвященного Александра также можно узнать из слов протоиерея Игоря Ранне. Утром 13 октября 1969 г. отец Игорь позвонил владыке, от которого получил благословение на служение в храмах Гельсингфорсской епархии и приглашение навестить его в ближайшее время. Из разговора стало понятно, что епископ спешит на заседание Церковного Управления, которое началось в 10.00 утра. В отчете отца Игоря можно прочитать: «Около 13.00 дня, в перерыве между заседаниями, Владыка скоропостижно скончался, сидя в кресле своего кабинета. Позже появились слухи, что епископ Александр ушел с заседания очень взволнованным и что, возможно, ему было предложено уйти на покой» . К этому можно добавить лишь то, что владыка предупредил членов правления, что во время обеденного перерыва сходит к доктору. Когда в 13.00 началось заседание, и епископ Александр не появился, юрист Симо Хяркинен решил сходить к нему на квартиру. Дворник открыл дверь, и пришедший С. Хяркинен увидел тело владыки в кресле. Немедленно был вызван врач, который и констатировал смерть. Тело было перенесено на кровать, собравшиеся члены церковного правления пропели «Вечную память». Вскоре после этого духовенство Успенского собора облачило Владыку, положило в белый гроб и отслужило панихиду . В этот день всенощное бдение в храме Покровской общины возглавил епископ Иоанн Лапландский. По окончании богослужения он отслужил литию по новопреставленному епископу Александру, при этом в своей речи епископ Иоанн сказал, что на нем надета панагия русской работы - подарок новопреставленного владыки, который «всегда стремился к упрочнению дружеских связей между Финляндской Православной Церковью и Русской» . Тело владыки 14 октября было перенесено в кладбищенский Ильинский храм г.

http://pravoslavie.ru/77869.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010