Епископ Александр не понимал, когда представители Русской Православной Церкви во время пребывания в Финляндии говорили о положении Церкви в Советском Союзе только хорошее. Он считал, что Господь не простит явной лжи, сказанной на соблазн многим людям. В беседе с протоиереем Евгением Амбарцумовым, он как-то сказал, что однажды чуть даже не подрался с митрополитом Николаем (Ярушевичем) из-за этого. В то же время сам владыка не боялся говорить своим русским гостям, что «советская власть, конечно, сменится» . Епископ Александр (Карпин) не любил помпезных архиерейских служб, а всегда говорил: «Это Бого-, а не архиереослужение» . Он считал необходимым использовать при богослужении наряду с финским и церковнославянский язык, что было связано с большим количеством русскоязычных прихожан. Так, богослужения в Успенском кафедральном соборе г. Хельсинки совершались на церковнославянском языке, только в дни государственных праздников они проходили на финском. Его духовный сын - ныне покойный архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин) - говорил о владыке как о человеке, имеющем четкое представление о важности сохранения русских традиций в Финляндской Церкви. Это подтверждается сохранившимися описаниями служб, возглавляемых владыкой Александром. «Весь склад богослужения абсолютно русский, греческого не видно , - отмечал епископ Киприан (Зернов), присутствовавший за Литургией в Хельсинкском приходе в 1961 г. - Если бы не бритые лица духовенства, небольшой акцент и крест на митре епископа, дарованный ему Вселенским Патриархом Афинагором, можно было бы подумать, что стоишь в храме где-либо в центре нашей страны» . В отношении литургической жизни епископ Александр был очень благоговеен и консервативен. Так, он принципиально отказался участвовать в хиротонии своего викария, епископа Лапландского Иоанна (Ринне), узнав, что богослужение будет транслироваться по телевидению . Владыка был человеком гостеприимным и радушным. Иногда он любил попотчевать гостей бокалом шерри. Однажды в связи с этим произошел забавный случай: угощая благочинного Патриарших приходов прот. Игоря Ранне (февраль 1969 г.), епископ, открыв бутылку испанского шерри, обнаружил вместо вина обычную воду. Поначалу крайне смутившись, он впоследствии много смеялся над этим «превращением вина в воду» . В повседневной жизни его постоянными отличительными чертами была скромность и простота. Из воспоминаний покойного архиепископа Дюссельдорфского Лонгина (Талыпина) можно узнать, что «нередко можно было встретить Владыку, одиноко идущим из магазина с сумкой» .

http://pravoslavie.ru/77869.html

Современники отмечали высокий богословский уровень знаний епископа Александра и, наряду с сильной волей, его аскетический и непритязательный характер. Его характеризовали как «мистика, глубоко мыслящего человека, который чувствовал себя хорошо там, где говорили о вере и философии. Он не любил лишних движений и придерживался старых традиций» . Владыку очень интересовали новости богословской науки. Дмитрий Фринсдтет в своем письме митрополиту Григорию (Чукову) дает очень своеобразные замечания о Гельсингфорсском епископе: «В прошлом чуть не догматик-спирит, к христианству подходит чисто интеллектуально, думаю, ему ближе и более понятен стоицизм Марка Аврелия нежели христианство Христа Спасителя» . Особенно в последние годы жизни владыку интересовали вопросы эсхатологии. В беседе с благочинным Патриарших приходов протоиереем Евгением Амбарцумовым 28 мая 1963 г. он крайне отрицательно высказался в адрес энциклики папы Иоанна XXIII «Pacem in Terris», находя, что в ней «совершенно ошибочно сбрасывается со счета всякое ожидание апокалиптических событий и Страшного Суда» . Тяжелую болезнь и предсмертное состояние папы епископ Александр считал наказанием Божиим. Стоит сказать, что Преосвященный относился очень недоверчиво к Римо-Католической Церкви и ее заявлениям периода II Ватиканского Собора. По его мнению, «Запад себя изжил и не сможет сказать в плане веры ничего нового. Новый же свет веры воссияет с Востока» . Известно, что владыка основал фонд «по культурным делам Финляндской Православной Церкви» . Он также написал несколько книг духовного содержания на финском: «У врат веры» (1968), «Окно в вечность» (1970), «Аспекты канонов церковных соборов» - и на русском: «Отрывки из моей частной переписки» (1938). В архиве Ново-Валаамского монастыря поныне бережно хранятся его черновики и заметки. Сложно говорить об отношении епископа Александра к Русской Православной Церкви. С одной стороны, видна его несомненная любовь к общей истории России и Финляндии, трезвая оценка положения финляндских православных приходов в Российской империи, очевидно, что у него сохранялся постоянный интерес к церковным новостям в Советском Союзе, но, с другой стороны, посетить его, несмотря на многократные приглашения, он так и не осмелился. К примеру, епископ Михаил (Чуб) отмечал, что епископ Александр (Карпин), так же, как и архиепископ Герман (Аав), ссылаясь на болезнь, отказался в 1955 г. ехать в СССР, но проявил живой интерес к состоянию богословского образования в Русской Православной Церкви. Особой любовью владыки пользовался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) , оставивший благодарную память в Финляндии как мудрый и опытный архипастырь, сторонник использования финского языка при богослужениях.

http://pravoslavie.ru/77869.html

60 Линтульский монастырь — первый женский монастырь в Финляндии. Основан в 1894 г. тайным советником Ф. П. Нероновым в приобретённой для этой цели усадьбе Линтула. В 1905 г. общине присвоен статус монастыря. В 1939 г. в связи с началом советско-финской войны все 40 монахинь переехали вглубь Финляндии. В 1946 г. линтульские монахини переехали в с. Паллоки (Финляндия), где в 1973 г. была освящена новая церковь Пресвятой Троицы. 61 В 1945–1948 гг. была реальная возможность возвращения Финляндской Православной Церкви в Московский Патриархат. Но так как она состояла в каноническом подчинении Константинопольской Патриархии, без разрешения Константинопольского Патриарха такой переход не мог осуществиться. Ожидаемые переговоры не состоялись, и обсуждение условий воссоединения приобрело характер политической конъюнктуры. 62 Архиепископ Герман (Аав Герман Васильевич, 17.06.1922 г. на соборе Финляндской Православной Церкви избран на должность викария архиепископа Финляндского; после утверждения правительством в этой должности 8.08.1923 г. хиротонисан Вселенским Патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского помимо воли правящего архиерея Серафима (Лукьянова); фактически управлял Финляндской архиепископией с 1.01.1924 г. 63 Епископ Александр (Карпин,†1969), уроженец Финляндии. В 1925 г. Православная Церковь в Финляндии была разделена на две епархии: Карельскую и Выборгскую, но последняя долго оставалась вдовствующей из-за того, что в Церковном управлении не могли подобрать подходящего кандидата. В ней было 12 приходов. Только в 1935 г. на кафедру в Виипури (Выборг) был хиротонисан овдовевший Александр (Карпин), с 1940 г. епископ Гельсингфорсский. 64 Несколько членов делегации от Финляндского Церковного управления отказались ехать в Москву в последний момент, ввиду этого поездка не состоялась. 65 См. Иеродиакон Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединённых. Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 291. 66 Игумен Харитон (Дунаев). Автобиография защитника исихазма//Полный Валаамский патерик. Русский паломник. 2004. 30. С. 81–100; Валаамский патерик. В 2-х тт. Т. 1. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2003. С. 103–128.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 .08(09.09).1945–01(14).01.1961: Иосиф Орехов Воронежская (григ.) –1932: Митрофан Русинов, в. у. –1933: Виссарион Зорнин Евлогий Воронежская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 12(25).03.1923–07(20).(11).1923: Пётр Сергеев 05 .1923–1924: Алексий Шербаков, в. у. 1923–04(17).07.1926: Тихон Василевский, паки 10(23).07.1926–1926: Василий Павлов, в. у. 09(22).09.1926–08(21).06.1935: Корнилий Попов 1926–1930: Василий Павлов, в. y., паки 1934–27.12(09.01).1935: Тихон Попов 1935–1936: Александр Медведев 09(22).04.1936–05(18).06.1937: Иоанн Острогорский 1937–1937: Михаил Князевский 1937–1942: 03 .1942–1942: Корнилий Попов, паки Ворошиловградская см. Луганская Ворошиловградская (григ.) см. Луганская (григ.) Ворошиловградская (обн.) см. Луганская (обн.) Воскресенская 1927–20.02(04.03). 1931: Иоанн Василевский Восточно-Американская (заруб.) Виталий Максименко Воткинская 1924–1924(?): Амвросий Казанский –1925(?): Георгий Анисимов, в. у. 04(17).08.1924–03.1926: Иоанн Братолюбов 1925–: Трофим Якобчук, в. у. 13 (26) .04.1926–12.1927: Онисим Пылаев 1926–: Виктор Островидов, в. у. 1928–02.1930: Николай Ипатов 1930–1933: 05(18).10.1933–1933: Димитрий Поспелов Воткинская (обн.) 1932–1932: Палладий Бельтюков 14(27).03.1932–27.09(10.10).1933: Димитрий Красильников Второй викарий Ленинградской епархии (без наим. по каф. городу) (обн.) 05(18).02.1927–13(26).03.1931: Николай Соболев Выборгская 21 .10(03.11).1935–1940: Александр Карпин Вытегорская Василий Дохтуров Вытегорская (обн.) 1924–22.01(04.02).1924: Николай Сахаров Вышегородская 23 .10(05.11).1934–05(18).02.1935: Сергий Гришин Вяземская 1918–1919: Павел Ивановский 1919–1921: 07(20).03.1921–1927: Венедикт Алентов 1927–1929: 1929–29.07(11.08).1932: Владимир Горьковский 21 .03(03.04).1933–08.1933: Никон Пурлевский, в. у. 11(24).08.1933–11.1936: Модест Никитин Вяземская (обн.) 1930–1931: Сергий Андреев 11 .1932–05.1933: Пётр Горбатов Вязниковская 1921–1926: Корнилий Соболев 1926–1927: Василий Преображенский 2 1927–1927: Нифонт Фомин 09 .1927–21.04(04.05).1928: Николай Никольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР [фин. Aleksanteri] (Карпин; 24.09.1883, Суоярви, Выборгская губ., ныне Республика Карелия - 13.10.1969, Хельсинки, Финляндия), еп. Гельсингфорсский автономной Финляндской Православной Церкви . Род. в карел. семье; отец А.- правосл. свящ. Петр Карпин. А. закончил СПбДС и нек-рое время был студентом СПбДА. В 1911 г. рукоположен во диакона и иерея. В 1911-1935 гг. настоятель Аннинского прихода в Суоярви (Аннантехдас) (с 1911 по 1918 в составе Финляндской епархии РПЦ). С 1914 по 1935 г. исполнял обязанности благочинного. В 1935 г. стал епископом Выборгским, в 1940 г. в связи с переводом епархиального управления в Хельсинки (бывш. Гельсингфорс) - епископом Гельсингфорсским. В 1918-1925 гг. избирался делегатом на Поместный Собор, с 1930 г. член Церковного управления и Церковного Верховного суда, в 1933-1934 гг. преподаватель догматического и пастырского богословия в ДС в Сортавале. В 60-х гг. XX в. стал известен как духовный писатель и проповедник. Неоднократно печатал в журналах проповеди и статьи на богословские темы. Всю жизнь А. хранил любовь к РПЦ. С радостью воспринял офиц. посещение автономной Финляндской Православной Церкви в сент.-окт. 1945 г. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) , положившим начало восстановлению нарушенных в июле 1923 г. канонических отношений автономной Финляндской Православной Церкви с РПЦ. А. поддерживал этот достаточно сложный процесс и способствовал воссозданию мира между Церквами, наступившего в апр. 1957 г. 16 окт. 1969 г. в Успенском кафедральном соборе Хельсинки архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении с еп. Лапландским Иоанном совершили отпевание А. Почивший был погребен на правосл. кладбище Хельсинки. Соч.: Uskon portilla. Helsinki, 1968; Ikkuna jäisyyteen. Helsinki, 1970. Лит.: Некролог//ЖМП. 1969. 12. С. 42. Ю. Лойма Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984)

http://pravenc.ru/text/64258.html

24 апр. 1887 г. Выборгским епископом был назначен ректор СПбДА архим. Антоний (Вадковский) , хиротония состоялась 3 мая 1887 г., 16 янв. следующего года он был переименован в 1-го викария С.-Петербургской епархии с сохранением титула. Еп. Антоний, много времени уделявший СПбДА, трудился над укреплением Православия в Финляндии. В июле 1888 г. он предпринял длительную поездку по Финляндии для обозрения правосл. мон-рей и приходов, 15 окт. 1889 г. освятил после перестройки Преображенский собор в Выборге. 24 окт. 1892 г. В. в. было преобразовано в Финляндскую и Выборгскую епархию , кафедральным городом к-рой стал Выборг. В 1935-1944 гг. существовала Выборгская епархия Финляндской автономной православной Церкви , образовавшейся в 1923 г. с центром в г. Сортавала. Епархию возглавил еп. Александр (Карпин) , избранный на епархиальном Соборе и хиротонисанный 22 сент. 1935 г. 18 окт. 1936 г. еп. Александр освятил новопостроенную каменную ц. во имя Всех святых на выборгском правосл. кладбище в Ристимяки. Во время советско-фин. войны 1939/40 г. Выборг (Виипури) был взят Красной Армией, население Карельского перешейка и Сев. Приладожья эвакуировалось в глубь Финляндии. В 1941-1944 гг. Выборг принадлежал Финляндии, 20 июня 1944 г. был занят советскими войсками. В 1945 г. еп. Александру, покинувшему к тому времени Выборг, был усвоен титул «Гельсингфорсский» (в Т. 1. С. 495, в статье о еп. Александре неточно указан 1940 г.), он взял на себя устройство церковной жизни беженцев из Выборгской епархии на новых местах поселения. К кон. 1940 г. были закрыты все храмы на землях, перешедших по мирному договору 1940 г. из Финляндии в состав СССР (Виипурский (Выборгский) и Кякисальмский (Приозёрский) р-ны), большая часть церквей была разрушена в ходе последовавших военных действий. После заселения региона выходцами из СССР удалось открыть только Преображенский собор в Выборге (освящен 18 марта 1948, накануне подписания Договора о дружбе между СССР и Финляндией). 19 июля 1962 г. Свящ. Синод РПЦ определил быть викарием Ленинградской епархии с титулом епископа Выборгского прот. Николаю Фомичёву по пострижении в монашество. Хиротония была совершена 25 авг. 1962 г., 27 авг. еп. Никону (Фомичёву) было поручено временное управление Рижской епархией, 16 нояб. того же года он был перемещен на Лужское вик-ство . Затем в продолжение 14 лет В. в. не замещалось. 3 марта 1976 г. Выборгским епископом был назначен ректор ЛДАиС архим. Кирилл (Гундяев) , хиротония к-рого совершилась 14 марта 1976 г., 2 сент. 1977 г. он был возведен в сан архиепископа. Архиеп. Кирилл оставался на Выборгской кафедре до 26 дек. 1984 г., когда был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Новых назначений на В. в. не последовало. В наст. время в С.-Петербургской епархии имеется Выборгское благочиние, насчитывающее 15 храмов, 2 часовни.

http://pravenc.ru/text/161053.html

По мнению протоиерея М. Зернова , в 1960 г. сменившего протоиерея Славнитского на должности благочинного Патриарших приходов в Хельсинки, Герман (Аав) «за долголетнюю свою службу сумел воспитать в духовенстве подозрительность ко всему русскому и расставить соответствующих лиц на ключевые посты» . Данное обвинение архиепископа в непотизме (якобы его зятья как раз и занимали многие видные должности в Финляндской Церкви) легко опровергнуть: лишь один зять архиепископа – муж его дочери Тамары – Михаил Касанко был настоятелем прихода Хельсинки. Данная неприязнь и осторожность епископата Финляндской Православной Церкви, несомненно, обусловлена обстоятельствами визита митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1945 г., когда финляндские православные епископы были вынуждены подписать протокол о способствовании воссоединения с Московской Патриархией. Как это происходило, отчасти можно узнать из воспоминаний самих участников. Митрополит Григорий писал следующее: «Долго колебался архиепископ Герман, но в конце концов должен был сказать, что принципиально не встречает препятствий к воссоединению; сам желает и будет проводить этот вопрос на Соборе, но было бы скорее и менее сложно, если бы Московская Патриархия непосредственно обратилась к Константинопольскому Патриарху» . Архиепископ Герман совсем по-другому оценил характер данных переговоров: «Он [митрополит Григорий] приезжал, как диктатор – напыщенный, холодный, жестокий. Я его в беседе спрашиваю: " А можем мы пользоваться вашим свечным заводом? Для нас это проблема " . Он жестко ответил мне: " Сначала раскайтесь, а потом мы будем с вами разговаривать " . Я ему сказал о нашей бедности, а он ответил: " Зачем бежали с Карельского перешейка? " Я ему ответил, что и вся моя паства бежала, и ваши архиереи бежали с Юга России…Тон митрополита Григория бал крайне властный и недружеский» . Об крайне отрицательных последствиях визита митрополита Григория вспоминал и второй правящий архиерей Финляндской Православной Церкви – епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин): «Ошибка митрополита Григория была очень большая. Он привез с собой нажим, насилие, требование. Он не учитывал нашей психологии. До сих пор эмоциональные чувства довлели над канонической правдой, теперь стало просыпаться каноническое сознание» . В то же время в 1947 г. в беседе с сотрудником советского посольства в Хельсинки тов. Сысоевым епископ Александр говорил прямо, что в Церковном управлении лишь два человека за воссоединение: он сам и секретарь Алексей Перола .

http://bogoslov.ru/article/5418350

- СПб.: ИКЦ “Русская эмиграция”, 2003. С.12 Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 246. Подобные цепи для наперсных крестов и панагий были в употребление в Финляндской Православной Церкви в период 1929-1945 гг. См. Valamon luostarin arkisto. Aktit v. 1929. Ea: 92. Дело о награждении братии сего монастыря. S. 33. Ведерников А.В. Горькие плоды церковного разделения//Журнал Московской Патриархии. 1951. 12. С. 39. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 316. Комментарии ( 2): Лидия Константиновна Александрова-Чукова 13 марта 2015г. 14:00 Ваше преподобие,  простите, но в Вашей статье много неточностей, вот некоторые из них:  1.Вы забыли  упомянуть Собор ФПЦ 1950 г. и позицию еп.Александра на нем,  2.  Вы пишете: " В ведении епископа Александра находились и два монастыря: Линтульская Свято-Троицкая женская обитель и братия Коневского монастыря, в жизни которых владыка принимал самое активное участие. " Валаамский и Коневский монастыри с 1946 г. находились в юрисдикции РПЦ МП под управлением митр.Григория. Как  относились еп.Александр и архиеп.Герман к насельникам в этот период - это никак Вы не освещаете. 3. Это довольно забавно - мотивировать нежелание прибыть в Россию для урегулирования статуса отношений  боязнью  нарушить  диету, «нарушение которой в Москве угрожало бы ему сложной операцией». Для ясности  поясню, что  когда  о.о. Иероним в 1948 г. и Нестор  в 1952 г. приезжали в Л-д для возведения в сан игумены " напыщенный, холодный, жестокий " митрополит Григорий поселял их в " Астории " , где с питанием все было нормально.  В сентябре будет 70 лет со дня  поездки владыки Григория в Финляндию, и надеюсь опубликовать здесь на портале мой доклад на последних Валамских Чтениях, там максимально подробно освещена десятилетняя история " присоединения "   и позиция Финляндского епископата.  Кстати, сноска 47 у Вас не открывается, да  ф.и.о.

http://bogoslov.ru/article/4466982

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010