После столь обстоятельной разработки темы Мелхиседека автор Евр. делает вывод: 1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек ( Евр. 8:1–2 ). В этих кратко разобранных главах Евр., где говорится о вечном, непреходящем и единственном священстве Христа, содержится та богословская база, которая лежит в основе христианского (новозаветного) понимания священнического служения. Священник христианской Православной Церкви – никак не посредник между народом и Богом, а лишь тот, кто видимым образом актуализирует «здесь и сейчас», в данном собрании, в данной Церкви, вечное и единственное первосвященство Христа. Прежде всего это касается тех, кто так и именуется – первосвященниками, или, по-гречески, архиереями, а также священников (иереев). Церковные Таинства совершает единственный Первосвященник Христос, но это совершение «озвучивает», видимым образом являет конкретный служитель (епископ или вместо него священник). Конечно, на этом функции епископов и священников не ограничиваются. Ведь не говоря даже о внетаинственных аспектах их служения (пастырство, учительство и т.п.), в самих Таинствах имеет место и молитва Церкви ко Христу, которую также озвучивает епископ или священник – на этот раз не как видимый образ Христа, а как предстоятель (но не посредник!) Церкви. Другой вопрос, что ветхозаветное понимание священства, в высшей степени естественное для земной человеческой природы, т.е. духовно и психологически «удобное» понимание как жреческого посредничества между «простыми смертными» и Богом, прочно удерживается христианским (во всяком случае, православным) массовым сознанием. Гораздо комфортнее ощущать себя за спиной конкретного священника, например, «заказав» ему за определенное пожертвование молебен, чем предстоять рядом с ним, составляя тем самым собрание вокруг единственного Первосвященника Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Скачать epub pdf Историко-археологическое изложение притчи Притча о неверном управителе считается настолько трудной для толкования, что многие интерпретаторы Нового Завета совсем отказывались от ее толкования, подозревая искажение текста. Но оказывается, смысл этой замечательной притчи почти очевиден, и он становится особенно понятен и актуален в наше время безудержной погони за деньгами – это притча о неправедном доходе, который дает частная собственность. Мы приводим удивительное толкование этой притчи, автором которого является архиепископ Лоллий (Юрьевский) (1875–1935). Сведения об авторе Лоллий (Леонтий) (Юрьевский Александр Иванович ), выпускник казанской духовной академии (1901), с 1921 г. епископ Могилевский, викарий Подольской епархии, составитель известного 12 томного жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков (по месяцам), глубокий знаток Древнего Востока периода ранней Церкви. Недавно издана книга его статей (Лоллий, архиепископ (Юрьевский). Александрия и Египет. Серия: Александрийская библиотека. Египет. СПб. Нева, Летний сад 2001г. 496 с.). Публикация выполнена по изданию: Православный Церковный календарь на 1995 г. С-Пб.: Сатис. 1995. – с. 145–152. I. Лк. 16, 1–9 : «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал 100 мер масла. И сказал ему: возьми расписку твою и садись, скорее напиши: 50. Потом сказал другому: а ты сколько должен? Он отвечает: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми расписку твою и напиши: 80. И похвалил господин управителя своего, что догадливо поступил: ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Старчество в православном понимании не обозначает возраст человека, а свидетельствует о его духовной зрелости и возрасте ума. Плоды старчества – смиренномудрие, богомудрие, прозорливость и прочие. Даруются они по благодати Духа Святого. Но венцом в этом дивном букете духовных качеств является всепрощающая любовь, которая, по слову апостола Павла, «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Старческое служение – это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», – так рассуждает первоверховный апостол Павел о духовных дарованиях ( 1Кор.13:1–2 ). Благодать же Божия дается исключительно за смирение, и это проверено многовековым опытом православного подвижничества: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – назидает всех ищущих Господа апостол Петр ( 1Пет.5:5 ). Старчество – это и великая школа опытного богословия: «Молитва с духовным рассуждением – земля обетованная; в ней подобно молоку и меду льется знание причин Промысла и Суда Божия...» – говорит святой Максим Исповедник с. 5]. А апостол Иаков описывает истинную духовную мудрость: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:17–18 ). В течение многих лет учился отец Варнава у своих духоносных наставников хранить внутренний мир и достиг на этом пути истинного преуспеяния. Руководство преподобного Варнавы Гефсиманского , приобщение к церковной традиции и опыту святых отцов послужили как бы кратчайшим и удобнейшим путем его восхождения по ступеням духовного совершенствования к старчеству. Вот сила двух тысячелетней духовной преемственности Святой Православной Церкви! Всего два года минуло с той поры, как вступил отец Варнава на путь иночества, а за советами и окормлением к нему уже обращалась большая часть лаврской братии и даже видные деятели и иерархи Церкви – наместник Лавры, епископ Петергофский Николай (Ярушевич) и руководитель Александро-Невского братства, епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов), архимандриты Гурий и Лев (Егоровы). Своих советов отец Варнава никому не навязывал, но и не оставлял вопрошающих без ответа. Кроткий иеромонах всегда умел терпеливо выслушать и успокоить всех, кто приходил к нему со своими недоумениями. Отвечал же неспешно, с истинным духовным рассуждением. Тянулись к отцу Варнаве и миряне, ибо одним своим видом вызывал он доверие и сердечное расположение даже у людей, которые видели его впервые. Сам Господь помогал через иеромонаха Варнаву обретать им истину в поисках всеблагой и всесовершенной Своей воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Таким образом, Господь только тем, которых Сам избрал из среды верующих, т.е. апостолам, дал право научать все народы Его учению, установил, как и другие, таинство крещения для вновь вступающих в общество верующих в Него и, наконец, завещал им учить других соблюдать все, что Он повелел им. «Слушающий вас, Меня слушает, сказал Господь, и отвергающий вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). И этим указал, что Церкви Его есть те, которых должно слушаться, как Самого Господа, – и есть те, которые должны слушаться, т.е. пастыри и пасомые. В течение 40 дней Господь являлся ученикам Своим и беседовал с ними об устроении царствия Божия на земле ( Деян.1:3 ). А потому все, что передали нам Апостолы, есть несомненно то, что говорил им и о чем дал повеление Сам Господь Иисус Христос. Поэтому то так и сказал ап. Павел христианам: «если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, анафема да будет» ( Гал.1:8 ). Так строго Апостолы относились к благовествованию и заповедям Божиим. Облеченные силою свыше, апостолы со многими знамениями, с помощью Божией, проповедовали Слово Божие ( Мк.16:20 ), основали многие церкви ( 1Кор.1:2 ) и заповедали верующим не оставлять собрания своего под опасением отлучения от Церкви и вечной погибели ( Евр.10:25 ). Данную же им от Господа власть – учить, священнодействовать и управлять они передали своим преемникам – епископам, из которых известны: Климент, епископ Римской Церкви, Марки, епископ Александрийской Церкви, Симеон – еп. Иерусалимской Церкви, Тит – Критской и Тимофей – Ефесский. Таким образом составленное и так устроенное общество верующих во Христа и составляет ту Церковь Божию, о которой Господь Иисус Христос сказал: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Этой именно Церкви Он дал власть суда над всеми согрешающими членами ее: если брат твой не слушает тебя или других двух, или трех свидетелей, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ), т.е. прекрати с ним всякое общение. Ясно, что Господь представляет нам Церковь Свою уже существующею и действующею. Такого же характера устройство Своей Церкви Иисус Христос изобразил нам и в притче о добром Пастыре. Я есмь Пастырь добрый, говорил Он, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышать глас Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У архиепископа Иоанна был замечательный викарий - епископ Нектарий (Концевич), духовный путь которого начался еще в старой Оптиной пустыни, где он окормлялся у старца Нектария. Эти архиереи были одного духа, по большей части не понимаемые и не принимаемые падшим миром, но жившие миром вышним. С помощью епископа Нектария и соборного духовенства владыка Иоанн открыл Богословские курсы. Евгений по нескольку раз в неделю в течение трех лет посещал лекции, читаемые на русском языке. Как только Евгений прослушал все курсы, они и закрылись. Похоже, блаженный епископ Иоанн и организовал их ради него - Евгений был главной целью и плодом этого предприятия Владыки, ставшего в эти годы его духовным отцом. Владыка Иоанн настаивал все время, чтобы Евгений писал статьи для епархиального журнала «Православный благовестник» - непременно по статье в каждый номер. Святитель выращивал в нем православного писателя, который - придет время - повлияет на жизни многих людей, многих приведет к Церкви, к монашеству, ко спасению. Это деяние владыки Иоанна видится нам теперь как одно из великих чудес его жизни и как свидетельство его прозорливости и усердия о Боге. Гонения мира на праведников. Святые бывают гонимы отступническим миром: гоним был миром Христос, гонимы и христиане. Сказал Господь ученикам Своим: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19), «будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы (...) за имя Мое; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк. 21, 12 и 17). Предана была в темницу богоборчества Православная Россия в начале XX века, гонимы и все верные сыны ее. Многие святые оклеветываемы и по смерти своей. Оклеветываемы, потому что и память о них мешает богопротивным делам безбожного мира. И больше всех из современных христиан был гоним - гоним до смерти и оклеветан святой Русский Царь Николай II Александрович и вся его святая Семья. Оклеветан при жизни, подвергся и подвергается оклеветанию и по смерти. Много клеветы досталось и близким ему людям.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

Хочешь и другого примера? В Деяниях апостольских Павел так говорит к священникам одной церкви: внимáйте ýбо себе и всемý стáду, в нéмже вáс Дýх святый постáви епископы, пасти цéрковь Гóспода и Бóга, юже стяжá kpóbiю Своéю ( Деян. 20:28 ). А чтобы кто-нибудь не заспорил, утверждая, что в одной церкви было много епископов, выслушай и еще свидетельство, в котором очевиднейшим образом утверждается, что епископ и пресвитер одно и тоже. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель ( Тит. 1:5–7 ). И к Тимофею: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (Тим. 4:14). И Петр говорит в первом послании: пресвитеры (стáрцы) иже в вáс молю, яко сопресвитер (стáрец) сый и свидетель Христóвым стрáстéм, иже и хотящей слáве явитися óбщник: пасите éже в вáс стáдо Бóжие, посещáюще не нýждею, но вóлею и по Бóзе ( 1Пет. 5:1–2 ). В греческом это (посещающе) выражено яснее – πισχοπου ντες, т.е. «надзирая»; откуда заимствовано и имя епископа. Мало тебе кажется свидетельств стольких мужей? Звучит труба евангельская, сын грома, которого Иисус любил преимущественно, который лил потоки учения от персей Спасителя: пресвитер (старец) – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине ( 2Ин. 1:1 ). И в другом послании: пресвитер (старец) – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине ( 3Ин. 1:1 ). А что в последствии избран один и поставлен начальником над остальными, – это сделано для устранения раскола, чтобы, всякий к себе привлекая, не разрывал Христовой церкви. Ибо в Александрии со времени евангелиста Марка даже до епископов Геракла и Дионисия, пресвитеры всегда выбирали одного из среды своей, и, возведши его на высочайшую степень, называли епископом (так точно, как войско делает императором); а диаконы из своей среды выбирают такого, который известен им за человека рачительного, и называют архидиаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

18 . А о третьем звере [Даниил] сказал: Он похож на барса, на спине у него четыре птичьих крыла, и четы г ре головы г были у зверя сего 127 . Этот третий зверь – Александр Македонский, ибо он был силен как барс; четы г ре кры г ла и четыре головы были у зверя 128 – [сказано] потому, что он передал царство четырем своим друзьям, которые правили после него. И когда он пришел, то убил Дария и воцарился вместо него. (220) 19. А о четвертом звере [Даниил] сказал: Он страшны г й и мощны г й и весьма сильный; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 129 , – это царство сыновей Исава. По воцарении Александра Македонского, явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый [зверь] – един. И процарствовал Александр двенадцать лет, и было после Александра семнадцать греческих царей, чьи годы [правления] составляют двести шестьдесят девять лет от Селевка Никанора до Птолемея; а [затем] были кесари: от Августа до кесаря Филиппа – двадцать семь царей, чьи годы [правления] составляют двести девяносто три года, и восемнадцать лет [правления] Севера 130 . 20. Вот сказал Даниил: Я увидел десять рогов на голове зверя 131 . Ведь десять рогов суть десять царей 132 , которые правили до Антиоха. И еще сказал: Вышел между ними еще небольшой рог, и три пали перед ним 133 . Ведь когда стал Антиох править царством, то подчинил (221) трех царей 134 . Он превознесся над святыми Всевышнего и над Иерусалимом 135 , и осквернил Святилище. Была прекращена жертва и приношения на седмину и половину седмины 136 – [то есть на] десять с половиной лет. Он ввел блудниц в дом Господень 137 и отменил предписания Закона 138 . Убил праведников и оставил [их] птицам небесным и зверям земным. Так исполнилось в его дни слово, сказанное Давидом: Боже! Язычники пришли в наследие Твое; осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их 139

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

1Мак.10:1 . И в сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха, Епифан, и взял Птолемаиду, где и приняли его, и воцарился там. 1Мак.10:2 . И услышал это Димитрий царь, и собрал весьма многия рати, и вышел против него на войну. 1Мак.10:3 . И послал к Ионафану Димитрий письма с предложениями мирными, так что величал его. 1Мак.10:4 . Ибо говорил: поспешим заключить с ним мир, прежде нежели он заключит его с Александром против нас: 1Мак.10:5 . Тогда он припомнит все озлобления, какия мы причинили ему, и братьям его, и народу его: 1Мак.10:6 . И дал ему власть собирать рати, и готовить оружия, чтобы быть ему споборником его, и велел отдать ему заложников, что в Акре. 1Мак.10:7 . И пришел Ионафан в Иерусалим, и прочел письма в слух всех людей и Акрян. 1Мак.10:8 . И устрашились страхом великим, когда услышали, что царь дал ему власть собирать рати; 1Мак.10:9 . и выдали Акряне Ионафану заложников: а он отдал их родителям их. 1Мак.10:10 . И водворился Ионафан в Иерусалиме, и начал устроять и обновлять сей город. 1Мак.10:11 . И сказал производителям работ, чтобы они строили стены вокруг горы Сионской для твердости из камней четвероугольных; и они делали так. 1Мак.10:12 . Тогда ушли инородцы, бывшие в крепостях, кои построил Вакхид. 1Мак.10:13 . И оставил каждый место свое, и ушел в землю свою. 1Мак.10:14 . Только в Вефсуре остались некоторые из покинувших закон и повеление Божие, ибо он служил им убежищем. 1Мак.10:15 . И услышал царь Александр о тех обещаниях, какия Димитрий послал Ионафану; при том разсказали ему о битве и доблестях, кои он совершил с братьями своими, и о трудах понесенных ими, 1Мак.10:16 . и сказал: не найти нам такого мужа! сделаем же его ныне другом и споборником нашим. 1Мак.10:17 . И написал ему письма, и отправил их к нему, высказавшись сими словами: 1Мак.10:18 . «Царь Александр брату Ионафану обрадование. 1Мак.10:19 . Услышали мы о тебе, что ты муж крепкий силою и способный быть нам другом. 1Мак.10:20 . Посему мы теперь поставили тебя сего дня первосвященником народа твоего, так чтобы ты назывался и другом царя, (и послал ему порфиру и золотой венец), и помышлял о наших выгодах, и хранил дружбу с нами»,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.11:10 . Ибо я раскаялся, отдав ему дочь мою, потому что он искал смерти моей. 1Мак.11:11 . А обвинял его, потому что сам домогался царства его. 1Мак.11:12 . И отняв у него дочь, отдал ее Димитрию, и изменилось лице Александра, и обнаружилась вражда их. 1Мак.11:13 . И вошел Птоломей в Антиохию, и возложил два венца на голову свою, Азийский и Египетский. 1Мак.11:14 . Александр же царь был в Киликии в те дни, потому что возстали жители тех мест. 1Мак.11:15 . И услышал Александр, и пошел сразиться с ним, 1Мак.11:16 . И вывел Птоломей рать, и встретил его рукою крепкою и разбил его. 1Мак.11:17 . И убежал Александр в Аравию, чтобы укрыться там: царь же Птоломей возвысился. 1Мак.11:18 . Но отсек Завдиил Аравитянин голову Александра, и прислал ее Птоломею. 1Мак.11:19 . И царь Птоломей умер в третий день, а бывшие в крепостях его истреблены жителями крепостей. 1Мак.11:20 . И воцарился Димитрий в сто шестьдесят седьмом году. 1Мак.11:21 . В те дни собрал Ионафан жителей Иудеи, дабы отвоевать Акру, что в Иерусалиме, и уставил подле нея много машин. 1Мак.11:22 . Но пошли некоторые ненавистники народа своего, мужи законопреступные, к царю, и поведали ему, что Ионафан осаждает Акру. 1Мак.11:23 . И он услышав разгневался, и как только выслушал, поспешным ходом пришел в Птолемаиду, и написал Ионафану, чтобы он не осаждал Акры, а явился бы к нему в Птолемаиду, как можно скорее, для соединения с ним. 1Мак.11:24 . Когда же услышал сие Ионафан, приказал осаждать, и собрал совет из старейшин израильских и священников, а сам подверг себя опасности. 1Мак.11:25 . И взяв серебро и золото и одежды и иные дары многие, отправился к царю в Птолемаиду, и приобрел благоволение у него. 1Мак.11:26 . И жаловались на него некоторые законопреступники из его же народа. 1Мак.11:27 . И поступил с ним царь, как поступили с ним предшественники его, и возвысил его пред всеми друзьями своими. 1Мак.11:28 . И утвердил за ним первосвященство и все другия почести, какия он имел прежде, и поставил его между первыми друзьями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

( < < back) назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большей части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная; они представляли собою вообще царедворцев вельмож, и имели большое влияние на государей и управление страною. Константин Великий стал назначать их на низшие должности и тем ограничивал их влияние; но при Констанции — евнухи приобрели сильное значение при дворе. ( < < back) стих этот читается так: Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили в след тех, которые не помогают. Здесь от имени Господа пророк Иеремия изобличает священников, правителей и пророков Израиля, позабывших милости Бога и отступивших от Него. Жизнеописатель святого Афанасия Александрийского в переносном смысле относит эти слова к Констанцию и арианствующим епископам, которые отступили от истинной веры во Христа Бога. ( < < back) Makcuм III, патриарх иерусалимский, занимал кафедру с 333 по 350 г. Он пострадал за имя Христово и был исповедником. Когда на Тирском соборе ариане требовали от православных епископов, чтобы они подписали беззаконный приговор об Афанасии, то Пафнутий, епископ города Таиса, в верхней Фиваиде, исповедник, пострадавший в царствование Makcuмuaha II, взял за руку Максима, вывел его из собрания и сказал: «нам, исповедникам, неприлично принимать участие в таком соборе». — Память св. Максима совершается в греческой церкви 17-го ноября. ( < < back) Александр, патриарх Константинопольский, управлял кафедрою с 325–340 г. Константин Великий, обманутый притворным исповеданием веры Ария, приказал Александру принять ересиарха в церковное общение в храме св. Ирины. Св. Александр, тогда (в 336 г.) почти уже столетий старец, не желал этого и в течение нескольких недель молился со своею паствою об отвращении сего угрожающего зла. Накануне принятия Ария, Александр вошел в церковь св. Ирины, пал ниц пред св. престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Известно, что Арий внезапно умер, когда на другой день торжественно шел в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010