И потом ты, епископ, прикажи ему войти и спроси его, раскаивается ли он, и если он достоин быть принятым S 20/СА II.17///(обратно) в церковь , то определи ему дни поста 179 , сообразно греху его, две недели или три, или пять, или семь и разреши. его так, чтобы он мог вступить в нее, сказав ему все, относящееся к наставлению и научению. Укори его и скажи ему, чтобы он пребывал в смирении и во дни поста своего просил и молил, дабы быть ему достойным отпущения грехов, как написано в книге Бытия: «Ты согрешил, будь спокоен; вникни в себя, и ты будешь над ним (над грехом) господствовать» 180 . Также и к. Мариам, сестра Моисея, когда она говорила против Моисея и потом почувствовала раскаяние, и показала себя достойной прощения, было сказано Господом: «Если бы отец ее плюнул ей в лицо, то она должна была бы устыдиться; семь дней должна пребывать отлученной вне стана и лотом войти» 181 . Так должны поступать и вы относительно тех, которые заявляют, что они обращаются от грехов своих: удаляйте их из церкви сообразно их греху, а потом снова принимайте, как милосердные отцы. ///Но если в личности и самого епископа есть какой-нибудь порок 182 , как может он приступить и исследовать преступление кого-либо, или укорять его и произнести от себя какое-либо решение, именно из-за покровительства или ради подарков, которые принимают либо он, либо диаконы, ибо они не имеют чистой совести? Они не могут в качестве помощников епископа успешно бороться, ибо должны бояться, что от какого-нибудь дерзкого мужа услышат то слово, которое написано в Евангелии: «Что смотришь ты на сучек в глазу брата твоего и не замечаешь бревна в собственных очах? Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» 183 . Итак, епископ вместе со своими диаконами должен S 21/СА II. 18///остерегаться, чтобы не услышать слово Господа от согрешающего подобно тому, как и от дерзкого мужа. Ведь он не знает, насколько пагубно, когда кто-нибудь возражает против епископа и через это/возбуждает соблазн, ибо тот, кто имеет привычку грешить, владеет малым разумом и не щадит даже самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

И так как в этот день совершалось бдение в церкви, то блаженный епископ, человек истинно Божий, хорошо известный мне еще со времени моего пребывания в Фиваиде, задержал нас там на два дня. Как я уже упоминала раньше, этот блаженный епископ, в прошлом монах, воспитанный с раннего детства в келии (монастырь), и поэтому был праведной жизни. С этого места мы смогли уже отпустить солдат, которые, согласно римскому закону, нас охраняли пока мы путешествовали по опасным местам. Теперь же наш путь лежал через пределы Египта, по которым проходила открытая (безопасная) дорога из Фиваиды в Пелусий, через город Аравию, а поэтому необходимости в военной защите больше не было. Отсюда наш путь лежал по земле Гесем среди виноградников, производящих вино, бальзамовых плантаций, мимо огородов, богато возделанных полей и многочисленных садов, расположенных вдоль берегов Нила. Дорога проходила мимо многочисленных поместий и селений, некогда принадлежавших сынам Израилевым. Я думаю, что я никогда не видела страны более красивой, чем земля Гесем. Целых два дня мы шли из города Аравии через землю Гесем пока не прибыли в город Тафнис, место рождения Моисея. 66 Город Тафнис был раньше столицей фараона. И несмотря на то, что эти места, через которыя проходили сыны Израилевы на своем пути из Рамесси к горе Господней, священному Синаю, были мне уже хорошо знакомы еще со времени моего путешествия в Александрию и в Фиваиду, я хотела снова вернуться, чтобы познакомиться с ними более тщательно. И потому я вернулась вторично в землю Гесем, а также и в Тафнис. Покинув Тафнис и путешествуя по знакомой мне уже дороге, мы достигли Пелусия. 67 Из Пелусия, останавливаясь в тех же ночлегах, что и на пути сюда, мы прибыли в пределы Палестины. Проведя некоторое время в путешествии по Палестине, я возвратилась в Аэлию, то есть в Иерусалим. Глава вторая. Путешествие на гору Нево Иордан По прошествии некотораго времени у меня опять появилось желание двинуться в путь, и на этот раз, если Господу будет угодно, то достичь Аравии, горы Нево, на которую Господь повелел Моисею взойти, сказав ему: «Взойди на гору Аработ (Аварим), гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо что делает епископ, исключая рукоположения, чего не делал бы пресвитер? Не следует думать, что иная церковь в Риме, а иная во вселенной. И Галлия, и Британия, и Африка, и Персия, и Восток, и Индия, и все варварские народы одному поклоняются Христу, одно соблюдают правило истины. Где бы епископ ни был, в Риме ли, в Евгубии, или в Константинополе, или в Регии, Александрии, или Танисе, всюду имеет одинаковое достоинство, одинаковое и священничество. Могущество богатства и смирение бедности не делает епископа ни высшим, ни низшим. Все они равно преемники апостолов. Плакал некогда Самуил о Сауле, потому что раскаялся Господь, что помазал его в цари над Израилем ( 1Цар. 15:35 ); и Павел к коринфянам, слыша о любодеяниях между ними, и таком любодеянии, какого не было и между язычниками, обратился с трогательным увещанием, говоря: чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали ( 2Кор. 12:21 ). Если пророк и апостол, сами ничем не запятнанные, делали это по снисходительности сердечной ко всем: то не тем ли более я, сам грешник, должен делать это в отношении к тебе грешнику, который не хочешь вставать после падения, не поднимаешь и глаза к небу, но, промотав имение Отца, находишь удовольствие в свинных рожцах ( Лк. 15:16 ), и, всходя на крутизну гордости, стремительно низвергаешься в бездну? Вместо Христа ты хочешь иметь богом своим чрево. Раб похоти, ты тщеславишься своей плотию и стыдом, откармиваешь себя как тучную жертву на смерть, и подражаешь жизни тех, чьи мучения не страшат тебя; ты не знаешь, что благость Божия призывает тебя к покаянию. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева ( Рим. 2:5 ). Или потому ожесточается сердце твое, как у Фараона, что поражение следует не тотчас, и наказание долго откладывается? И для него была отсрочка, и он вытерпел десять ударов как бы не от Бога, который разгневался, а от отца, который увещевал, пока, отвергая всякое раскаяние, не последовал в пустыню за народом, который отпустил, и не осмелился вступить в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Какие признаки истинной любви? Она, прежде всего, простирается до самопожертвования. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ) ... Добрые христиане такую любовь и стараются воспитывать в сердце своем. Поразительна была в этом отношении любовь первых христиан. Епископ Киприан Карфагенский 131 свидетельствует, что когда в Александрии появилась страшная болезнь – чума и жители от страха бежали от мертвецов, одни только христиане ухаживали за больными и хоронили умерших, и этим самопожертвованием приводили в удивление язычников, которые невольно начинали прославлять Бога христианского. Всегда ли будет самопожертвованием, если кто из-за ближнего и ради ближнего лишает себя жизни? Да, если кому-либо угрожает смерть, и ты жертвуешь своею жизнию, например, спасаешь утопающего, бросаешься в огонь, чтобы спасти горящего,– это все проявления высокой любви христианской, простирающейся до самопожертвования. Но вот, если влюбленный лишает себя жизни от неудачи, невозможности брака и т. п. и другого вовлекает туда, якобы ради вечной любви, то это будет не самопожертвованием, а самоубийством и гнусным убийством другого. Вот если бы ты все меры употребил спасти от подобного замысла человека, хотя бы тебе было необычайно трудно,– то была бы настоящая любовь, простирающаяся до самопожертвования. Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается. Господь, раз возлюбив мир, не перестает его любить. Человек пал; кажется, оставалось его только истребить; но Господь Своего Единородного Сына посылает на спасение наше. И добрые христиане такую непрестающую любовь и возгревают в сердцах своих. Недавно нам пришлось быть свидетелями этой любви. Был в Москве добрый пастырь о. Валентин 132 . При жизни он многих привлек к себе, ибо помогал нуждающимся, утешал скорбящих, приводил к покаянию грешников. Теперь он умер. Кажется, можно было бы и забыть о нем. А нет: любящие его духовные чада продолжают ходить на его могилку и жить доброю памятью о нем. В этом любовь непрестающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как Царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: " осанна Сыну Давидову! " (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ тем же языком кричал: " распни, распни Его! " (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда, по принятии Святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви-забываем все: и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодия, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть и не кричим другому: " Распни! " , сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи! Епископ Феофан Затворник (107, 92-93). По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас-сосуд Божественного Таинства, каждый из вас-храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (111, 77). Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения- поддерживай усыновление, поддерживай единение. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 104). ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. 5, 14-15). Помазую тебя святым елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Святого Духа, чтобы ты через совершение этого таинства, через помазание святым елеем и нашу молитву, силою Святой Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие. Святитель Григорий Двоеслов, из молитвы (113, 622). Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: " Господь Сил " и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (то есть обращающиеся к волхвованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне " . Святитель Кирилл Александрийский (113, 622).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.   Канонические установления Церкви о посте Развернуть таблицу Где установлено Установление Иерусалимский Апостольский Собор (ок. 49–51 гг.) Правило, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15:29 ). Апостольские правила Постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц. Апостольские правила, Пято-Шестой (Трулльский) Собор (691–692 гг.) и Гангрский Поместный Собор (середина IV b.) 66е Апостольское правило, 55е правило Трулльского Собора и 18е правило Гангрского Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

Наконец, должно сказать и то, что, если не мог столь возвышенно учить богомудрый Ап. Павел, то кто же иной мог? На это не даст ответа никто из недоумевающих; между тем древнее церковное предание ясно свидетельствует о подлинности сего послания. О том же свидетельствует и всеобщее церковное употребление сего послания. Так, св. Иустин Мученик неоднократно приводит слова 15-го стиха 1-й главы послания сего. Св. Ириней, епископ Лионский, говорит о 21-м ст. 1-й гл. и 14-м ст. 4-й главы, как находящихся в послании Апостола к Колоссянам. То же свидетельствует Климент Александрийский о 9–12, 26–28 стихах 1-й гл., 8-м ст. 2-й гл., 18-м ст. 3-ей гл. и 1-м ст. 4-й главы. Св. Иоанн Златоуст и другие последующие отцы и учители Церкви писали разного рода толкования на послание к Колоссянам, причем никто из них не упоминал о том, чтобы было сомнение в подлинности послания, хотя Евсевий Кесарийский и относит его в особый разряд священных писаний. Церковные чтения из послания к Колоссянам бывают в Православной Церкви в следующие дни: Гл.1, 1–2 и 7–11 во вторник 21 недели в субботу 31 недели. « воскресенье 28 недели. » среду 21 недели. « четверток 21 недели. » пяток 21 недели. на Обрезание Господне. в понедельник 22 недели. 20–23 и во вторник 22 недели. в воскресенье 29 недели. « воскресенье 30 недели. 17–25 и в среду 22 недели. » четверток 22 недели. « пяток 22 недели. 5–9, 14 и 18 св. Луке Евангелисту. Послание к Колоссянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат 451 , 2. находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 452 . Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас 453 , 4. услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым 5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования 454 , 6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине 455 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Наконец, мы знаем,что Христос поставил в Церкви не только Апостолов, но и пастырей «к совершению святых» ( Еф. 4:11 ). а святыми люди делаются тогда, когда очищаются от грехов благодатью Св. Духа в таинстве Покаяния. Если бы епископам и пресвитерам Церкви не принадлежало право отпускать грехи, потому что слова: «кому простите грехи, тому простятся» сказаны одним Апостолам, то не имели бы епископы и пресвитеры права и учить, крестить и совершать преломление, ибо только Апостолам сказал Христос: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19); только им одним сказал Господь о Причащении Тела и Крови Христовой: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Но из св. Писания мы видим, что учить, совершать крещение, преломление и суд над грешниками составляло не только право, но и обязанность преемников св. Апостолов: «Епископ, говорит ап. Павел, Должен быть учителем» ( 1Тим. 3:2 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22:16 ); Филипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян. 8:38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8:1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира: «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20:11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5:19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

обычая древних христиан и насколько нарушили переданное святыми апостолами. Ни одного из этих заблуждений у католиков не было, пока они находились в единении с св. Православною Церковью и были в братском общении с православными христианами. Тогда католики и о Духе Святом учили правильно и причащались подобно православным, и миропомазывались вслед за крещением, и пап своих не считали владыками всех церквей и непогрешимыми в делах веры. Все католические измышления появились уже впоследствии, а это, братия, яснее всего свидетельствует о том, что начало им дано не Христом, апостолами и первыми христианами, а самыми последующими католиками. Как же должно нам после этого смотреть на католиков? Считать ли их истинными христианами или отвращаться от них как от нарушителей Священного Предания? Ответ даст святой апостол Павел: «Если бы даже мы, или Ангел с неба,– пишет он,– стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И далее: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). 3. Православные христиане! Католики обвиняют нас за то, что мы не почитаем их папу и не считаем его своим владыкой. Они говорят, что все христиане обязаны подчиняться папе и признавать его власть. Правильно ли утверждают католики? Нет, не правильно. Во времена святых Вселенских Соборов, когда Церковь Христова сияла чистотой веры и жизни христианской, христиане также не признавали папу верховным владыкой всех Церквей, а считали его одинаковым и равным по власти со всеми патриархами. Так смотрели христиане на пап не самовольно, а потому что следовали святым Вселенским Соборам, поставившим пап наравне с прочими патриархами. Последнее мы и докажем. Первый Вселенский Собор 6-м правилом постановил: «Да хранятся древние обычаи, принятые и в Египте, и в Ливии, и в Пептаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Он всегда ставил других выше себя» Памяти епископа Кисумийского и Западнокенийского Афанасия († 4.01.2019) Монах Силуан (Браун) Епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий. Фото: Orthodox Africa В начале декабря минувшего года мы просили молитв о тяжко болящем епископе Кисумийском и Западнокенийском Афанасии из Александрийской Православной Церкви, который к тому времени уже три недели находился в отделении реанимации больницы святого Винсента (Викентия) города Вустер штата Массачусетс (США). Как только появилась новость о болезни епископа Афанасия, социальные сети наводнили воспоминания многих верующих и слова похвалы в адрес владыки, который, по общим отзывам, был искренним и смиренным пастырем своих духовных овец. Миллионы людей во всем мире молились о его здравии. Но, как оказалось, не было на то Божией воли, чтобы архипастырь получил исцеление, и 4 января преосвященный епископ Афанасий отошел ко Господу. Причиной смерти стала редкая форма рака крови. Монах Силуан (Браун), основатель «Православной Африки» – организации, спонсирующей различные православные миссии, приюты и школы на африканском континенте, был лично знаком с почившим владыкой и поделился своими воспоминаниями о нем. Вечная память владыке Афанасию! «Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 4: 8–15). Первой моей реакцией на болезнь епископа Афанасия была молитва, и, как только я начал молиться, мне на ум пришла приведенная выдержка из книги Премудрости Соломона. Эти стихи всегда поражали и поражают меня: возможно, из-за опасностей, с которыми мне приходится сталкиваться в жизни, или ввиду желания «быть взятым от среды нечестия». Так или иначе, меня всегда особенно привлекает этот отрывок. Могу с точной определенностью сказать, что за всю свою жизнь не встречал никого, кто бы так полно воплотил в себе эти слова, как владыка Афанасий.

http://pravoslavie.ru/118648.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010