Нужно быть близоруким, чтобы не видеть тех благотворных перемен в Минской семинарии, которые произвёл о. Афанасий» 29 . Далее Дмитрий Булгаковский с тёплым чувством обрисовывал заслуги покойного перед Минской духовной семинарией, заканчивая свой некролог словами: «Дай Бог , чтобы побольше было таких деятелей в здешнем крае, но дай Бог, чтобы они за свои заслуги получали лучшую благодарность!» 30 Так ученик заступился за своего почившего ректора, отдав ему дань благодарности от лица всех воспитанников. Очень рано в Дмитрии стали пробуждаться писательский талант и тяга к изучению народной жизни – культуры, быта, традиций. Ещё учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» статью «Белорусские песни. Волочебные» 31 , собранные им в Борисовском уезде в бытность преподавателем Зачистского училища. Волочёбными песни назывались потому, что крестьяне пели их, переходя от одной хаты к другой, «волочась» по селу, а сами любители таких песен назывались волочёбниками. Пелись эти песни обыкновенно в первый день Пасхи, после вечерни в продолжение всей ночи, а иногда даже и на другой день праздника, после утрени. Пение волочёбных песен было чем-то вроде рождественских коляд, когда группа селян, не менее 15 человек, ходила от дома к дому, исполняя свои песни за какое-нибудь вознаграждение. Песни пелись под окнами домов, и только в том случае, когда окна не выходили на улицу, во дворе дома. Обычной платой за пение были кварта водки, сыр, несколько яиц и до 15 копеек денег. Водка волочёбниками выпивалась в присутствии хозяев, а остальные даяния забирались с собой и делились поровну уже после окончания хождения. Начавшись на ученической скамье, литературная деятельность Булгаковского впоследствии уже не ослабевала. В июне 1869 года Дмитрий Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс по первому разряду успеваемости с почётным званием студента 32 . Вскоре он подал новому Минскому епископу Александру (Добрынину) прошение о своём желании принять священный сан. «Не ищу и не желаю другой должности, – писал он, – как только должности священника, к которой я с юных лет своей жизни чувствую и призвание, и любовь. Благоволите мне, Преосвященнейший Архипастырь посвятить все силы сему священному служению и честно в нем трудиться» 33 . Вместе с тем он просил владыку выдать ему «билет», то есть разрешение на женитьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Ныне же хочу покаяться в том, что, поступив в своё время в институт и познакомившись с однокурсником, которому его 128 килограммов никоим образом не мешали быть первым, лёгким, как пёрышко, танцором на всех дискотеках и гитаристом в самодеятельном ансамбле, тотчас же прозвал его Крошкой. Так его по сию пору зовут все наши институтские, и даже их жёны и мужья. А он и не обижается… А вот в Москве, как свидетельствует статистика, самыми популярными именами остаются Насти, Маши и Даши, однако москвичи стали называть детей и необычными именами. Если за весь 2007 год в Москве родилась только одна девочка с именем Ассоль, то за первые три месяца следующего года им были названы уже две малышки. Но самые популярные имена в первопрестольной, представьте, не изменились — это Анастасия, Мария, Дарья, Инна, Полина, Екатерина, Ксения, Виктория, Елизавета и Софья. Мальчиков же жители столицы по-прежнему предпочитают нарекать Александрами, Иванами, Максимами, Артёмами, Михаилами, Никитами, Данилами, Егорами, Дмитриями и Алексеями. Но вот какая незадача — некоторые родители выбирают для своих малышей двойные имена, как например, Анна-Мария, Анна-Елизавета; однако такие имена всё же очень редки, потому как непопулярны. И слава Богу! Случаются, однако, и курьёзы, которые язык не поворачивается назвать забавными. Так, среди странных имён у мальчиков, родившихся в 2010 году в Москве, Ершей Покровитель, Лука Счастье Сом-мерсет Оушен (это имя одного человека), Огнеслав, Мононо Никита, Архип Урал и Кит, а у девочек — Радость, Океана и Алёша Каприна. В Нижнем Тагиле выдали свидетельства о рождении России, Милиции, Приватизации и Прахладе. Последний, к слову, мальчик… А вот в соседней Украине в последние годы, оказывается, наметилась заметная тенденция перемены собственных фамилий, таких как Козёл, Писюк, Могила, на куда как благозвучные русские Путин, Романов, Медведев… В России же растёт популярность «президентских» и старославянских имён — мальчиков стали чаще называть не только Дмитриями, но и Добрынями. Ну и хорошо, всё по-русски! Человек или «Гражданин Абстракция»?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Обращаясь к современности,  нужно сказать о таких представителях направления витязей-поэтов, как Игорь Тальков, комбриг Алексей Мозговой, и кобзарь Триединой Руси Василий Жданкин. Да, их совсем немного, потому что культурологических водителей народа не может быть много. Возможно, также и по этому поводу сказано Апостолом: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). Но, они – Игорь Тальков, витязь-поэт Мозговой, и кобзарь Василий Жданкин, заслужили это звание – культурологические водители народа. А потому, как древние три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они, находясь ныне на небесном дежурстве, непоколебимо стоят на страже таких важных основ в искусстве, как проповедь доблести, чести, отваги и верности. Непоколебимо стоят на страже таких основ благородного искусства, как подвиг и поэзия соединенные воедино. А, это есть главные основы любого искусства, потому что вспомним, Бог-Творец переводится на греческий как – Поэт, а один из титулов Христа звучит как – Подвигоположник. Именно потому, жанр рыцарского искусства, где поэзия и подвиг соединены воедино, должен получить положенное место в современной литературе. Ибо, еще с древних времен, проповедуя благородные принципы, бояны, барды и скальды готовили в сердцах народов почву для принятия христианства. Доклад, прочитанный на «Богатырском конгрессе» во Владимире, 18 июня 2022 г. Александр Степанович Сороковиков , писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vi...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 15. Правка Русского протокала в соответствии с правилами Русского языка и Русской идеологии. Уважаемые члены Русской линии. Предлагаемый протокол сырой и не соответствует чаяниям порабощённого инородцами Русского народа и Русскому Духу. Он нуждается в общественном обсудении, а для этого его надо закрепить на видном месте и активно продолжить обсуждение. Почему постеснялись опубликовать мои предложения ? Для вас это слишком круто ? Тогда опубликуйте и посмотрим что скажет на это Русский народ. Кждый пункт обсудим и вы выскажетесь сами по каждому пункту. И что скажет по каждому пункту Русский народ. С уважением, Василий Александрович. 14. Без комментариев Это наш 5-тыс.давности Русский язык. 13. Без комментариев А почва она разная, где глинистая, где песчанная, где каменистая, а где и болотистая. 12. Читать надо внимаиельно. Это просто ответ Hyuga , котрый и " лишил " Добрыню русскости. Но откуда взяться внимантельности, когда всё внимание занято поисками " чистой крови " - на западный лад? 11. Ответ на 1, Hyuga: Странная затея. Защита русских - это я за, но при чём тут защита граждан Российской Федерации, ведь русский это национальность, а не принадлежность к государству. Государство было и Российской империей, и СССР и граждане назывались советскими, а русский человек он русским и остаётся (а бурят или чукча он же не русский, а российский). Ныне государство озабочено стабильностью и у государства более чем достаточно нахлебников на эту тему и добровольные помощники ему ну уж явно не нужны. Верно. Это простое непонимание Русских проблем и задач нерусскими авторами. Но задумка отличная. Подобное решение было раньще осуществелно Севастьяновым А.Н. в вялой форме. Он начинал публиковать список: " Не друзья Русского народа " . Тогда ещё не было убито столько миллионов Русского народа, как даже Гитлеру не удалось с его танками и пушками.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/01/ru...

1984 В. В. Виноградов не заметил разницы между языком Аввакума и Епифания, с одной стороны, и языком образованных староверов, таких как дьякон Федор, Никита Добрынин и Спиридон Потемкин, с другой. Язык Евфросина был следующим шагом в развитии языка, используемого старообрядцами, и стал переходной фазой между языком первого их поколения и языком произведений староверов XVIII века, в частности, выговской школы. 1985 Однако, необходимо заметить, что значение многих слов в сочинениях Аввакума, которые для нашего уха звучат неприлично или как ругательства, имели в то время совершенно иной смысл. Слова " блядь» и «блядство», например, в то время означали, скорее, " ересь» и " еретический», а не просто моральную распущенность, как для нас. 1986 Характерный пример использования разговорного языка в историческом повествовании можно найти в " Повести об Азовском осадном сидении», особенно, в ее поэтической версии. См.: Воинские повести Древней Руси. М.–Л., 1949. С. 59–81, 216–226 (комментарии А.Н. Робинсона о языке и стиле " Повести...»). 1987 О диалектизмах в " Житии» см.: Черных П.Я. Очерки по истории и диалектологии северно-великорусского наречия. С. 95. Постпозициональные артикли в сочинениях Аввакума первым проанализировал В.С. Иванов в статье, оставшейся мне недоступной (Иванов В. Об употреблении члена в сочинениях протопопа Аввакума//Русский филологический вестник (Варшава). 1898. 1–2. С. 160–173). 1989 Первая теоретическая попытка отнести те или иные литературные жанры к " высокому» (основная черта которого заключалась в широком использовании церковнославянского) и к " низкому» (состоящему в основном из элементов разговорного языка) стилям, была предпринята в первой русской работе по риторике, так называемой " Философской книге», чьим автором был, по всей вероятности, епископ вятский Макарий (после 1619 г. архиепископ новгородский). См.: Бабкин Д.С. Русская риторика начала XVII века//ТОДРЛ. Т. 8. 1951. С. 340–344, 347–349. Однако лишь в XVI-XVII веке М.В. Ломоносов предложил хорошо продуманную теорию " высокого», " среднего» и «низкого» стилей, принятую русскими писателями его времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

2087 Официально организованных школ староверов до конца XVIII века было мало, но элементарное образование могло быть получено дома и в монастырях от священников и наставников. В 1870 г. Н.И. Костомаров писал в своей работе " История раскола у раскольников»: " Раскол был крупным явлением народного умственного прогресса», вызвав за собою " такие духовные нужды, которые вводили русский народ в чуждую ему до того область мысленного труда... пришлось тогда думать, пришлось многому поучиться. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека» (см.: Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. 12. М., 1872. С. 347–348). То же мнение выражено многими исследователями раскола (включая миссионеров государственной церкви), такими как П.И. Мельников, А.С. Пругавин, А.П. Щапов , В.И. Кельсиев и В.В. Андреев. В северных районах России – Архангельске, Вологде, Олонце, Костроме и т.д. – где староверы были особенно многочисленны, число образованных было значительно выше, чем в центральных и южных районах. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 6. СПб., 1897. С. 547–548. 2088 Костомаров Н.И. История раскола у раскольников. С. 383–384; Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904. С. 97; Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М., 1912. Вып. 1. С. 26–42; Щапов А.П. Русский раскол старообрядства...//Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 229–231. 2089 Преследования староверов были инициированы царем Федором в 1670-х гг. и продолжены царем Алексеем. Протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний были заживо сожжены в Пустозерске, а поп Никита Добрынин (прозванный Пустосвят) тогда же был казнен в Москве. Многие менее известные вожди староверов были казнены в других городах. 2090 Единственной важной конструктивной идеологической работой староверов XVII века было сочинение " Ответ православным», написанное дьяконом Федором при участии Аввакума, Лазаря и Епифания. Этот " ответ» оставался очень малоизвестным и никогда не был опубликован полностью. См.: Дружинин В.Г. Пустозерский сборник (Памятники первых лет русского старообрядчества. III)//ЛЗАК. 1914. Т. 26. (Далее – ЛЗАК).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

И друзья протопопа, и его враги были глубоко поражены той неукротимой духовной силой, которая сделала его самым уважаемым и чтимым, равно как и самым опасным вождем староверов. Его духовная честность и горячая вера восхищали даже царя Алексея Михайловича, который в 1667 г. был вынужден окончательно утвердить приговор церковного собора Аввакуму 1915 . Во времена царствования Алексея Михайловича внимание русских было поглощено церковным расколом. Религиозная борьба стала меньше волновать жителей Московской Руси лишь к концу века, когда бурное регентство царевны Софьи, войны со Швецией и Турцией, а затем реформы и секуляризация русской жизни при Петре Великом отвлекли внимание русских людей от раскола церкви. Со временем, пропасть между сторонниками господствующей церкви, которые составляли большую часть верхушки русского общества, и православными традиционалистами, которые остались в меньшинстве – экономически сильном и многочисленном, но не имевшем политического влияния, – еще более углубилась. Староверы, как называли этих традиционалистов, стали изолированной, особой группой нонконформистов, отделенной от государственной церкви и западной культуры. Заклейменные церковью как опасные бунтовщики и гонимые императорской властью, которая не признавала за ними права объединяться в общины, раскольники были полностью отделены от основной части русского общества. Намеренно избегая контактов с никонианами 1916 , староверы не принимали секуляризированную культуру императорской России и продолжали жить в духовной изоляции, сохраняя культурную традицию XVII века. Прозападное русское общество, в свою очередь, практически не обращало внимания на староверов и до конца XIX века почти ничего о них не знало. Писания вождей раскола – таких, как протопоп Аввакум, дьякон Федор, священник Никита Добрынин и братья Денисовы, – тайно хранились в старообрядческих домах и были совершенно неизвестными вестернизированному русскому обществу, за исключением немногих историков и церковных администраторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Так в оригинале — вместо «Такыр». Ошибка; верно — Александровна. Так в «Записных книжках» обозначено слово Господь. Выделенное курсивом зачеркнуто автором. Так же. Феликс Дзержинский. Хуже, когда сегодня Рой Медведев пишет (на этот факт указала Наталья Дужина в статье «„Постоянные идеалы“ Андрея Платонова во второй половине 1930х годов»): «К сожалению, в компанию по восхвалению Кагановича включился и такой выдающийся писатель, как Андрей Платонов. Автор „Котлована“ и „Чевенгура“… оказавшийся в немилости и получивший теперь отказы от журналов и издательств, Платонов опубликовал в конце 1936 года рассказ „Бессмертие“, который нельзя оценить иначе, чем подхалимский по отношению к Кагановичу». Так, с ошибкой, в стенограмме. По мнению Н. В. Корниенко, «репертуар хора затейников — кажется, самое грустно-смешное и точное описание многотрудных акций секции музыкальных драматургов по созданию песен радости, которые робко „бормочет“ и под которые вслед за затейниками мучается „ради радости“ платоновский народ. Не случайно советские писатели так не любили рассказ „Фро“, уникальную энциклопедию литературной жизни 1935–1936 гг.». И — хотя, разумеется, это уж точно случайное совпадение — он ушел ровно тогда, когда состоялся переход М. А. Булгакова из МХАТа в Большой театр. В русской культуре не иначе как начались «Юрьевы дни». Имеется в виду очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин», впервые прочитанный ею на своем вечере в Париже 2 марта 1937 года; после вечера она писала В. Н. Буниной: «Никто не понял, почему Мой Пушкин, все, даже самые сочувствующие, поняли как присвоение, а я хотела только: у всякого — свой, это — мой ». — Прим. ред. Ср. в письме жене: «Он как ямщик и человек — среднего качества». Опера-фарс «Богатыри» на музыку А. П. Бородина была поставлена в 1936 году А. Я. Таировым, основателем Камерного театра; либретто написал Д. Бедный, точнее, переработал старое либретто В. А. Крылова (Бородин и Крылов в 1876 году создали комическую оперу «Богатыри» как пародию на оперные штампы и заимствования у итальянской оперы); Д. Бедный перенес действие из удельного Куруханского княжества в Киев, трех былинных богатырей, Илью, Алешу и Добрыню, представил бесшабашными пьяницами, которых можно обратить в любую веру, и ернически прошелся по Крещению Руси, желая, видимо, угодить партии. Партия ответила незамедлительно: в «Правде» 15 ноября 1936 года вышла статья П. М. Керженцева «Фальсификация народного прошлого (О „Богатырях“ Демьяна Бедного)»; «Богатыри» как пасквиль на русскую историю были запрещены, а Бедный исключен из рядов ВКП(б). В Испании уже шла гражданская война с примеркой внешних сил, репетиция назревающей большой войны, в которой никто не сомневался, и понадобились исторические герои и настоящие примеры, словом, «петух клюнул». — Прим. ред.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

В чистом поле никто не живёт. Растёт там трава ковыль. Не зелёная, а седая. Седая оттого, что много в чистом поле горя, много богатырей там убито; то тут, то там лежат их кости. По одну сторону чистого поля простирается Русская земля. По другую — земля враждебная. Случается, над полем почернеет небо. Это не туча заходит, а летит, заслоняя солнце, змея Горыныч. Из своих Сарацинских гор, из-за Почайны-реки летит змея в Русскую землю. Уносит она людей, держит их взаперти в подземных норах, ест живьем. С ней-то и сражаются богатыри в чистом поле. Но никому победить её не удаётся. Лифимьи Александровна не раз говорила сыну: — Не езди к Сарацинским горам. Нс купайся в Почайне-реке. Одни ты у меня. На кого меня оставишь? Не послушался Добрыня. Поехал. Долго он ехал чистым полем. Не один день, не одну ночь. Когда белые богатырские кости видел, останавливал коня, снимал шлем, склонял голову. Наконец доехал до Почайны-реки. Река как река, одни берег низкий, другой берег крутой. Водяные струн текут, не торопятся. Повёл Добрыня коня к воде, чтобы напоить. А конь узду из рук рвёт, от реки пятится. «И впрямь злая река, да я всё равно искупаюсь!» — подумал Добрыня. Воткнул копьё в землю. Привязал к нему коня. Снял доспехи, одежду, вошёл в воду. У берега вода горячая, как в котле. Но поплыл Добрыня. На серёдке полетели из воды искры. У другою — крутого — берега пламя над волной поднялось, дым повалил. Выскочил Добрыня на крутой берег и сквозь дым видит — стоит на четырёх лапах змея Горынище, крыльями по земле чертит, тянется к Добрыне семью головами. Ух и велико страшилище! Всё в холодной чешуе. Рты у змеи жадные, зубы острые, как железные гвозди. «Вот и смерть моя, — подумал Добрыня. — Нет у меня с собой ни меча, ни копья». — Что, богатырь? — говорит змея. — В норе тебя запереть? Или сейчас съесть? У меня седьмой рот нынче ничего не ел. — Твоя воля, — отвечает Добрыня. — что ж мне в норе подземной томиться? Ешь сейчас. Об одном жалею: видел я тебя, змею, только спереди, разреши перед смертью посмотреть с хвоста.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

Итак, при Петре производство вещей потеснило производство слов. В известном смысле это означало упадок литературы. Естественным было ухудшение стиля, макаронизм, изобилие варваризмов. Все это связано с необходимостью называть все новые и новые вещи. Но апофеоз вещи и борьба со словесным этикетом связаны с упразднением многих запретов как в бытовом поведении, так и в искусстве. Апофеоз вещи имеет прямую связь со свободой сюжетной конструкции. Это был продуктивный феномен, поскольку он позволял культуре осваивать новые, прежде заповедные области. О ТОПИКЕ КУЛЬТУРЫ (вместо заключения) Описанная в предшествующих главах ситуация — это ситуация культурного переворота. В эпохи скачков старина и новизна демонстрируют взаимную враждебность и настаивают на несовместимости. Иногда победители доходят до крайностей, как те христиане, которые сожгли Александрийскую библиотеку или уничтожили письменность майя. В других случаях имеет место забвение (именно об этом сокрушался Никита Добрынин: «На всех забвение пришло») [Румянцев, 226]. Но ставить на него опасно не только для выморочной, но и для молодой культуры: новизна перестает быть новизной и тоже подвергается забвению. Как сказал Симеон Полоцкий, Слава яко ветр скоро прелетает, яко дым, в гору идущь, исчезает. 152 Ему и его ученикам силлабические стихи казались музыкой. Для Симеона его вирши — «гусль доброгласная… усердием уструненная, бряцалом пера биенная» [Полоцкий, 108]. Слово carmen он переводил как «рифм» (т. е. ритм), стихи, вирши — и песнь  . Карион Истомин предлагал царевне Софье читать его сочинения как партитуру: Изволи милость сотворити мнейшу рабу вашему монаху худейшу, Не положите своего ми гневу, послушающе немаго напеву. 431 Полвека спустя Кантемир, тоже силлабик, нашел такое сравнение для поэтов–предшественников, которые «песнь пели»: Как немазанны двери скрипели Ветчиною. 261 Для Кантемира силлабики первых поколений — такая же «старина», как протопоп Аввакум, «самая безмозгая, буйная и упрямая голова» (это сказано в «изъяснениях» к сатире IX) [Кантемир, 188]. Всем суждено кануть в Лету, потому что забвение Кантемир считал неким правилом петровской и послепетровской культуры с её установкой на обязательную новизну. Этому правилу поэт подчинял и свои стихи: Когда уж иссаленным время ваше пройдет,

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010