И св. Апостолы наказывали зло. Так, ап. Павел, отлучив от Церкви Коринфского кровосмесника, «предал его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор. 5:1–5 ). Он же предал сатане Именея и Александра, «чтобы научились не богохульствовать» ( 1Тим. 1:20 ). Мы уже знаем, как ап. Павел говорит о начальнике: «не напрасно носит он меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). В книге Деяний читаем об ап. Павле, «тысяченачальник, повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать по какой причине так кричали против него. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: «разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (22:24–30). На суде у лживого Феста ап. Павел заявляет: «если я не прав и сделал что–либо достойное смерти, то не отрекаюсь умереть, а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может меня выдать им. Требую суда Кесарева. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: «ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься» ( Деян.25:10–12 ). В той же книге Деяний читаем: что ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших часть из цены проданного имущества ( Деян. 5:1–5 ). Кто может после стольких примеров из учения и жизни Христа и св. Апостолов утверждать, что военная служба и война совершенно не дозволительны, что христианин не должен бороться со злом? Это может сказать только тот, кто не понимает или намеренно искажает Св. Писание, кто, прикрываясь словом Божьим, потворствует злу и не желает исполнить долг гражданина и сына своего отечества. Св. отцы и учители Церкви не считали военную службу несовместимой с званием христианина, ибо многие воины за свое христианское благочестие удостоены Церковью прославления, как святые. Св. Василий Великий говорит в своем 13 правиле: «убиение на брани отцы наши не вменяют за убийство». Св. Афанасий Великий , указывая на существенное различие между произвольным убийством и убийством на войне, говорит: «потому то великих почестей сподобляются доблестные в брани, и им воздвигают столпы (памятники), возвещающие превосходные их деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И чтобы сын наложницы не восхищал наследства у сына свободной, Сарра сказала Аврааму: «выгони эту рабыню и сына ея» (21:10). Ибо несправедливо сыну рабыни получить наравне наследство с сыном обетования» 316 . «Сарра поступила в этом случае не несправедливо, а очень справедливо, и так справедливо, что сам Бог одобрил ее слова. А праотец, будучи любвеобилен и благорасположен к Измаилу, с неудовольствием принял слова Сарры (21:11). Он не об Агари заботился, но имел сострадание к отроку, уже бывшему на возрасте... Но когда Господь увидел, что и негодование Сарры на равночестие детей есть чувство обыкновенное, свойственное человеческой природе, и что Авраам не может равнодушно перенести изгнание Измаила и рабыни, тогда Он, с свойственным Ему человеколюбием, желая укрепить союз единодушия супругов, говорит Аврааму: «не огорчай ее ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ея, ибо в Исааке наречется тебе семя»; (21: 12) 317 «и от сына рабыни я произведу (великий) народ потому что он семя твое» (21:13). После того как и сам Господь подтвердил просьбу Сарры, Авраам с готовностью послушного раба снабдил Агарь и сына ее хлебом и водой и отпустил от себя. Агарь заблудилась в пустыне, прилегающей к Вирсавии. По истощении запаса воды, Агарь, истомленная жаждой и зноем, отчаялась в спасении и, не желая видеть смерти своего сына, положила его под кустом, а сама села поодаль и начала горько плакать. Тогда, как и в первое ее скитание, явился ей Ангел Господень, указал колодезь с текучей водой и повторил обетование, что от сына ее произойдет великий народ. Чудесно избавленный от смерти, Измаил поселился в пустыне и сделался «стрелком из лука». Бесплодием отличались все жены патриархов. Выясняя это обстоятельство, бл. Феодорит так рассуждает: «Бог, восхотев произвести израильский народ, показывает, что многочадие приобретается не по естественному порядку, но по щедрости благодати. Таковой же Божией попечительности предметом был народ сей потому, что от него имел произойти по плоти Единородный Божий Сын, Владыка Христос» 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо был день, в который совершилось все это, днем скорби и радости.. Скорби, ибо допустил Бог нам такое искушение за бесчисленные грехи наши; веселья же, ибо со славою спасены были от врагов наших. За это исповедуем Тебя, Боже, в веках, в родах возвестим хвалу Тебе. Кто же расскажет о силе Твоей, Христос, опишет всю славу Твою? В смирении нашем вспомнил Ты нас, Господи, спас от нападающих на нас, и за то хвалим Тебя более всяких слов, благословим, поклоняемся, поем и превозносим невыразимое Твое милосердие. Пресвятой царь всего видимого и невидимого, даруй силу и власть верным рабам Своим, благочестивым князьям нашим. Ибо в древности, братья, блаженным великим князем Александром Ярославичем и сыном его князем Дмитрием, также и зятем его, здесь вспоминаемым блаженным князем Довмонтом, много раз спасаемы были города наши – великий Новгород и Псков – от нашествий язычников и безбожных иноплеменников. О них же говорит Писание: «Если князья праведные бывают в стране, многие согрешения прощаются земле той» 104 . Как и в древности было в дни Исайи-пророка: разве не ради одного Езекии огражден был Иерусалим от нападения Сеннахирима, царя Ассирийского? Так и здесь сохранил Господь город наш Псков от разорения язычниками по молитвам раба Своего, блаженного князя Гавриила чудотворца и заступничеством благочестивого князя Тимофея-Довмонта, который всегда в молитвах своих призывал на помощь от нападений безбожных латинов святого князя Гавриила. О них же говорит Исайя-пророк: «От лица Господня поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников 105 , чтобы быть тебе святым во всех концах земли». Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: «Цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя. Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» 106 . Бог великий и вечный, Который «ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. И попрут их ноги кротких и смиренных, и путь благочестивых прям, и ровна стезя праведника, путь Господня суда 107 ». Так и этот благочестивый князь Тимофей решил идти путем прямым в Господе, что и совершил. Многие и другие победы одержал над язычниками, которые не записаны здесь. Это же было написано, чтобы не забылись дела Божий славные, которые сотворил Он рабам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из последующей истории особенно славен царь Давид, великий воин и великий молитвенник. Он происходил из племени одного из двенадцати сыновей Иакова-Израиля, Иуды. Вся жизнь его прошла в войнах и бедствиях. Бог обещал, что именно из его племени произойдет грядущий Спаситель мира. Его сын Соломон был мудрейшим из всех людей, при нем земля была в мире. Он построил храм в Иерусалиме. После Соломона царство Израильское распалось, и верность Богу сохранили только потомки Иуды. С этого времени Богоизбранный народ стал также называться Иудейским. Последняя тысяча лет до Рождества Христова прошла по схеме: когда народ отступал от Бога, ему посылались бедствия от врагов; когда приходил в себя, Бог посылал избавление. Одним из самых страшных бедствий считается семидесятилетнее Вавилонское пленение, когда цвет народа был переселен завоевателями в междуречье Тигра и Евфрата. Свободу народ получил, когда Персы сокрушили Вавилонское царство. После возвращения из плена народ претерпевал от греков, когда они под предводительством преемников Александра Македонского завоевывали восток. Потом попал под власть римлян, когда они стали вытеснять греков. На протяжении всего этого времени Бог посылал Своему народу пророков, которые обличали беззаконие, предсказывали времена гнева Божия, и времена милости. А главное, все пророки так или иначе говорили о грядущих временах, когда придет «Мессия», «Христос», что значит Помазанник Божий, Царь, из потомства Давида, Спаситель народа и всего мира. И вот, когда настали времена, тоже предсказанные пророками, это и произошло: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца», – продолжает Иоанн Богослов. Бог Слово стал человеком, не перестав быть Богом Словом. Итак, Он пришел. Пришел Свет, Который и «в мире был, и мир чрез Него начал быть», «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». И что же? «И мир Его не познал»! Мало того: «Пришел к Своим», к Своему избранному, особо опекаемому и обучаемому народу, и эти «Свои Его не приняли»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Из Святого Евангелия мы знаем, что Спаситель Христос во время Своей земной жизни не раз говорил учениками своим о Втором Пришествии и о кончине мира. Смущенные изображением Страшного Суда Господня, апостолы спрашивали своего Божественного Учителя: рцы (скажи) нам, когда сия будут? и что есть знамение твоего пришествия и кончина века? ( Мф.24:3 ). Подобно святым апостолам, и мы грешные, размышляя, читая и слушая о Втором славном Пришествии на землю Сына Божия, когда совершится в мире такой великий переворот и когда на веки вечные решится собственная участь наша, – и мы грешные с трепетом сердца задаем себе вопрос: когда это будет? И по каким признакам узнать, что время то приближается? Не указал Господь дня Своего Второго Пришествия апостолам, не дано об этом знать и нам. О дне же том и часе (пришествия Сына Человеческаго), вещает сам Спаситель Христос, никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 ). Даже святые небожители, и те не знают, когда наступит великий день Судный: и от них сокрыл тайну эту Царь Небесный. Неведом, неизвестен день всеобщего Суда Божия; значит, всегда нужно быть готовым к нему, чтобы не застал он нас врасплох. Приидет же день Господень (день Страшного Суда) яко тать в нощи, то есть нежданно-негаданно: так говорит о Втором Пришествии Христовом святой апостол Петр ( 2Пет.3:10 ). Смотрите за собою, поучает нас Сам Грядущий судити живых и мертвых, смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (день суда) не постиг вас внезапно… Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого ( Лк.21:34–36 ). Вот как мы должны проводить жизнь, готовясь на суд Божий. Самого дня Второго Пришествия своего на землю Господь не указал, а открыл только некоторые признаки (приметы), по которым люди могут догадаться, что день этот близок. Не радостны, не утешительны для нас признаки эти: время пред наступлением Страшного Суда, по словам Самого Спасителя Христа, будет весьма печальное ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Исх.32:29 .  Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение. Исполненное левитами без послаблений, без изъятий, основанных на личных отношениях к тому или другому из виновных, дело наказания было делом служения Господу, делом священным. Поэтому Моисей и сказал им «посвятите сегодня руки ваши Господу». Своим поведением сыны Левия заслужат благословение от Господа «да ниспошлет Он вам благословение». Исх.32:30 .  На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. Восхождение Моисея на гору Синай и 40-дневное пребывание на ней в посте и молитве ( Втор. 9:9 ) имело своею целью заглаждение совершенного народом великого греха. О своем намерении Моисей предваряет народ. Предварение могло иметь большое значение и для народа, и для самого Моисея. В первом оно возбуждало сознание греха и раскаяние в нем и тем облегчало ходатайство пророка, чем больше нашлось бы людей, сердечно кающихся в грехе, тем скорее могли быть услышаны мольбы Моисея о прощении греха. Исх.32:31 .  И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; Исх.32:32 .  прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея ( Исх.32:11–13 ) Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство ( Исх.32:26 ), грозившее им со стороны Бога полным отвержением. Ввиду этого Моисей и молит: «прости грех их». Если прощение не может быть даровано, то он предлагает в жертву свою жизнь: «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (ср. Пс.55:9 , Дан. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудиф.4:6 а великий священник Иоаким, бывший в те дни в Иерусалиме, написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрилона, на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму, 6 . Первосвященник Иоаким – по некоторым спискам носит имя Елиаким ( λιακεμ). «Ветилуя» – Βετυλοα, Βατυλα, Βαιτουλα, Вульг. Bethalia, – местность, кроме этой книги нигде более не упоминаемая. Трудно отождествить ее и с известными местностями. Эта неопределенность и неизвестность Ветилуи давала некоторым основание заподозрить и ее существование и признать здесь чистую фикцию, однако и Модин, куда скрылся Маттафия, также не упоминается нигде более в Библии и нелегко может быть найден среди известных ныне местностей, и между тем объяснить здесь все фикцией было бы совсем неубедительно. Некоторые подробности Библии в описании Ветилуи помогают несколько определить, хотя приблизительно, ее положение. Она была смежна с Израилем и Дафаимом ( Иудиф. 4:6, 7:3 ), находилась на горе, при подошве которой был источник ( Иудиф. 6:13, 7:12 ); из нынешних местностей значительнее других может подходить к этому определению Шейк-Шебель. «Ветомесфем» – Βαιτομεσθαμ, упоминаемый также в Иудиф. 15:4 . Иудиф.4:7 чтобы они заняли восходы в нагорную страну, потому что чрез них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек. Иудиф.4:8 Сыны Израиля поступили так, как велел им великий священник Иоаким и старейшины всего народа Израильского, пребывавшие в Иерусалиме. 8 . «Старейшины, всего народа Израильского» – γερουσα, упоминаемые еще далее – Иудиф. 11:14, 15:8 . Некоторые хотели видеть здесь указание на Синедрион, и, так как последний не существовал ранее плена, то и самую историю Иудифи относили ко временам, более или менее значительно позднейшим плена. Это, однако, малоосновательно, ввиду того, что γερουσα здесь представляет просто перевод часто встречающегося в Библии выражения «старейшины Израиля». Иудиф.4:9 И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.7:11 .  После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. О воскрешении наинского юноши сообщает только евангелист Лука. «Наин» – город, лежавший недалеко от Назарета, к юго-востоку. Ныне это маленькая деревня. «Учеников» – в широком смысле этого слова ( Лк.6:13 ). Лк.7:12 .  Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. «Выносили умершего». Обыкновенно гробницы у евреев устраивались за городами в утесах (ср. Мф.8:28 ). Лк.7:13 .  Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Лк.7:14 .  И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Одр – по-гречески σορς – нечто вроде открытого ящика или просто носилки. Покойники у евреев клались не в гробах, а прямо в нишу, сделанную в утесе и скале, и носилки, очевидно, служили только для перенесения тела на место погребения. Господь «прикоснулся» к этому одру, для того чтобы заставить несших остановиться. Лк.7:15 .  Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. Лк.7:16 .  И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. «Великий пророк восстал между нами». Все-таки, следовательно, наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию, Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию. Появление Христа, по их мнению, есть только признак наступления мессианского времени. Лк.7:17 .  Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. «По всей Иудее», т.е. по всей Палестине (ср. Лк.4:44 ). «И по всей окрестности», т.е. и по соседним странам, ближайшим к Иудее. Почему об этом чуде не упоминает евангелист Матфей? Может быть, его не было при совершении этого чуда (Эдершейм, с. 702), а может быть, потому, что он упомянул о других чудесах воскрешения мертвых ( Мф.11:5 ) и чудо воскрешения наинского юноши не представляло для него чего-либо необыкновенного в деятельности Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в котором мы, быть может, не привыкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель – спасения души человеческой. Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить перед людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь хвалиться и скорбями ( Рим. 5: 3 ), ибо терпение… должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак. 1: 4 ) (83: 94, 95. См. ст. «Всемогущество спасительной благодати»). «... Смерть побуждает людей к нравственному усовершенствованию: она вещает о ничтожестве земной жизни и заставляет думать о загробной; побуждает готовиться к ответу на Страшном Суде, который у каждого из нас не за горами; она муками умирающего человека дает нам некоторое представление о загробных страданиях не покаявшегося грешника» (200). «Но ведь этот смертный приговор вынес Отец Небесный, любящий всякое Свое создание! Понимание, во-первых, справедливости воздаяния за грех и, во-вторых, его своевременности и необходимости и в Священном Писании, и в творениях святых отцов прослеживается четко: Каждому дает Господь время на покаяние: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня ( Пс. 117: 18 ), – извлекает урок из вразумления Господнего псалмопевец Давид. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам ( Пс. 102: 8–10 )» (111: 156, 157). Свт. Василий Великий говорит о смерти как об избавлении от бессмертного недуга (греха – П. Д.). Свт. Григорий Богослов отмечает, что смерть является пресечением греха, чтобы зло не стало бессмертным. Свт. Иоанн Златоуст учит, что за грех Господом благодетельно установлена смерть. По мнению св. Ефрема Сирина , Бог по милосердию Своему сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших (93: 25). По словам свт. Кирилла Александрийского , «Законодатель смертью останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие…» (цит. по 41: 141). Прп. Антоний Великий пишет, что смерть «избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей» (цит. по 99: 73). Свт. Николай Сербский полагает, что: «... Ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя, спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил, что смерть» (145: 243).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Не бойся Георгий, Я с тобою. Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал: — Радуйся. И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же Ангел исчез, сошел с колеса сам мученик, отрешенный от колеса Ангелом и исцеленный им от ран. И стал святой Георгий невредим телом и призывал Господа. При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение и возвестили о случившемся царю, который тогда присутствовал в капище на совершении нечистой службы идолам. Последовал за воинами и святой Георгий и предстал царю в капище. Царь сначала не верил, что пред ним святой Георгий, но думал, что это кто-нибудь похожий на него. Окружавшие царя пристально смотрели на Георгия и убедились, что это именно он, да и сам мученик громким голосом возвестил: — Я — Георгий. Ужас и недоумение надолго сковали уста всем. Два же мужа, находившиеся там, Антоний и Протолеон, почтенные преторским саном, которые уже ранее были оглашены в христианской вере, видя сие дивное чудо, совершенно утвердились в исповедании Христа и воззвали: — Един Бог великий и истинный, Бог христианский! Царь тотчас велел схватить их, без допроса вывести за город и предать усекновению мечом. Царица Александра, также присутствовавшая в капище, видя чудесное исцеление мученика и услыхав о явлении Ангела, познала истину. Но когда она хотела со дерзновением исповедать Христа, епарх ее удержал и прежде, чем узнал сие царь, повелел отвести ее во дворец. Злодейственный же Диоклитиан, не способный творить добро, повелел Георгия ввергнуть в обложенный камнем ров с негашеною известью и ею засыпать мученика на три дня. Ведомый ко рву, святой так велегласно молился Господу: — Спаситель скорбящих, прибежище гонимых, надежда безнадежных, Господи Боже мой! Услышь молитву раба Твоего, призри на меня и помилуй меня. Избавь меня от коварств супротивного и дай мне соблюсти до конца моей жизни исповедание имени Твоего Святого. Не оставь меня, Владыка, за мои грехи, чтобы не сказали мои враги: «Где Бог его?» Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли мне Ангела, хранителя меня недостойного, — Ты, претворивший печь вавилонскую в росу и сохранивший Твоих отроков невредимыми (Дан.3), ибо Ты благословен во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010