Ведь и сам Христос когда-то в беседе о благочестивом сотнике сказал, что к Нему придут народы с востока и запада ( Мф.8:11 ). Духовного гения в этот момент занимали мысли, в некотором смысле сродные с теми, какие когда-то пронеслись в голове гения политического. Если Александр Великий, стоя на пепелище знаменитой Трои и основывая на нём новый город, предавался мечте о том, как бы объединить все народы и восточного и западного мира в одну всеобъемлющую монархию, в которой бы под главенством единого царя настали мир и благоденствие на смятенной земле, так теперь великий апостол, стоя на том же историческом пепелище и смотря на корабли, отплывающие на далёкий запад или возвращающиеся с него, не мог не предаваться возвышенным думам о том, как бы объединить все эти народы в одно духовное братство и составить из них одно всеобъемлющее царство, именно царство Господа Христа, Искупителя нашего, от рабства греху и смерти. По своему обычаю, ап. Павел, конечно, не ограничился саморазмышлением, а осматривая город и его достопримечательности, беседовал с разными лицами и расспрашивал бывалых людей об этих интересующих его странах западного мира, и таким образом в его душе могла подготовиться почва для бывшего ему видения, которое и решило его намерение двинуться в этот новый мир, с великим благовестием о спасении. О видении этом автор книги Деяний рассказывает следующее: «И было ночью (в Троаде) видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» ( Деян.16:9–10 ). Это место в высшей степени замечательно, потому что в нём в кратких словах сообщается о величайшем всемирно-историческом событии, и сообщается именно так, как свойственно величайшим историкам, обладающим чудесной способностью двумя-тремя чертами, как молниеносными зигзагами озарить глубочайший процесс всемирно-исторического развития. Св. Лука, при свойственной ему поразительной сжатости слога, как во многих других местах, так и здесь, делает только, так сказать, исторические штрихи, предоставляя самому читателю воспроизвести по ним всю историческую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-apo...

И когда Александрова дружина вступила в сражение с неприятелями, тогда избито было их великое множество, а св. Александр сам ранил в лицо короля шведскаго; и все пораженные шведы в малом числе обратились в постыдное бегство. Таким образом благоверный князь, Божиею помощью и Богоматери и св. мучеников Бориса и Глеба, одержал славную победу и освободил от врагов ижорскую страну и Великий Новгород, и от этой победы прозван Невским. О прочих победах его теперь не будем говорить, чтобы не продлить слова. Слава Богу, даровавшему России такого чуднаго в вере, мужестве, мудрости и благочестии князя, воителя и победителя неустрашимаго! Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленнаго толстовскаго учения, не противься злу, следуя которому сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военныя суда – в постыдный плен со всем инвентарем. Какой славный учитель для всего русскаго воинства и для всех военных и других властей св. благоверный великий князь Александр Невский! Но кто из интеллигентов читает ныне о подвигах его и кто верит сказанным чудесам? Вот от этого неверия и от своего гордаго, кичащагося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякия поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, неверующей в Бога, и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в правящаго судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Аминь. Слово X. В неделю 15 по Пятидесятнице Евангелие ньшешняго дня начинается так: «Один из фарисеев, законник, искушая Иисуса Христа, спросил Его: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:35–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

. И когда он будет попран и сокрушен, то посмеется над ним дева, дочь Сиона, и покачает головой своей дочь Иерусалима 42 , говоря: Кого ты порицал и поносил? И на кого возвысил голос свой? Ты поднял глаза свои ввысь на Святого Израилева. Чрез вестников твоих ты порицал Господа. Вот смотри, пало кольцо на ноздрю твою и удила на рот твой. И, придя с сердцем надменным, возвратишься ты с сердцем сокрушенным 43 . И [Господь] убил [Сеннахирима] рукой друзей его. Низвергнут был он в месте надежном, и пал пред богом своим 44 . Необходимо было, возлюбленный мой, чтобы стал он закланием и жертвой [свидетельствующей] против того бога, на которого уповал он. И на месте, где поклонялся он, его мертвое тело стало обличением его идола. 5. Еще возвысился и превознесся овен, он бодал и к западу и к северу и к югу. Он подчинил многих зверей, и не могли они устоять против него, пока с запада не (193) пришел козел и не поразил овна и не сломил ему оба рога и он весьма унизил овна 45 . Овен же есть царь Мидийский и Персидский – Дарий, а козел – Александр Македонский, сын Филлипов. Даниил увидел овна, когда был на востоке, перед вратами дворца Суз в области Эламской у реки Улая; он бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него 46 . Козел же вышел из страны греков и возвысился перед овном, поразил его и сломил оба его рога – великий и малый 47 . Почему [Даниил] сказал, что [козел] сломил оба рога [овна], если не потому что тот покорил оба царства, которыми правил [овен]: малый [рог] – [царство] мидян, а великий – персов. Ведь когда пришел грек Александр, то убил Дария, царя Мидийского и Персидского, ибо так сказал ангел Даниилу, объясняя видение: Овен, которого тыг видел – царь Мидийский и Персидский, а козел – царь греков 48 . От того времени, когда были сломлены оба рога овна и до сего дня – шестьсот сорок восемь лет. 6 . И вот, сломлены рога овна (196), но хотя и были сломлены его рога, он возвысился и превознесся против четвертого зверя, крепкого и сильного, с

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: «Я знаю кто вы и что вы». В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: «когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их». О. Иоанн ответил Царю, что это оттого, что он пришел прямо после совершения Таинства Евхаристии за ранней обедней. О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь не предал праведную душу свою Богу. У многих вероятно напрашивается вопрос: почему ж столь великий чудотворец, как о. Иоанн, не мог исцелить обожаемого народом Царя? Один глубоко верующий и праведной жизни протоиерей академик, пробывший 20 лет инспектором семинарии и священствующий 25 лет, высказал мне, что потому о. Иоанн не исцелил своими молитвами Царя, что кончина его была решена в предвечном Совете Пресвятой Троицы. К этому могу добавить, что не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла. Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны – жала в плоть, но Господь сказал ему: «довольно для тебя благодати Моей». Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея? Здесь, в подтверждение слов упомянутого протоиерея, приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что о. Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни Царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина. Генерал Абациев был Флигель-адъютантом Государя Императора Александра III, когда Царь умирал. О. Иоанн жил в Ливадии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Старец испугался, думая, что священник сказал ему это в насмешку. Священник же повторил: «Радуйся, брат, ибо Бог помиловал вас и великий чудотворец Николай и ваш начальник избавил вас от гнева нашего боярина и от великих бед!» Евсевий же спросил священника: «Скажи мне, отче, правду». И стал ему священник подробно рассказывать, как по уходе игумена боярин вышел на предсенье горницы своей и взывал, отыскивая противника ошевенским чернецам, в особенности же Евсевия; как он, воззвав на второй и третий день, не получил желаемого, еще более разъярился, созвал слуг своих ближних и, напоив их, вечером накануне сего дня сговорился с ними причинить зло святому тому месту; из этих слуг он выбрал самого свирепого мужа и велел ему утром ехать в монастырь, с великим бесчестием схватить Евсевия, наложить на него оковы, привести и посадить его в темницу и крепко сторожить, пока не придумает, что с ним делать. Но в ту ночь совершилось боярину некое Божие явление, как он сам сказал священнику. После совета со слугами боярин опьянел от сильного пития, лег спать и уснул крепко. Потом, пробудившись, он почувствовал себя трезвым. Когда он опять уснул легким сном на своей постели, явился ему Николай чудотворец, как некогда царю Константину, имея некое оружие обнаженное в руке своей, и сказал: «Если не покаешься, то без милосердия умрешь». С ним явился преподобный Александр, который также грозил боярину, говоря: «Если не послушаешь святого Николая и меня, то не будешь жив, но скоро умрешь!» Видя страшное сие чудо и слыша грозное запрещение святых мужей и узнав из них только Николая чудотворца, по образу его, боярин испустил стон, горько заплакал и начал молиться: «О, великий архиерей Божий Николай, не погуби меня за грехи мои. Другого же святого мужа я не знаю имени, как назову его в святых молитвах!» Николай же сказал: «Неужели ты не знаешь сего мужа, богосозданную обитель которого ты хвалился разорить и Богом собранное стадо учеников которого хочешь разогнать? Это преподобный Александр, начальник обители той. И вот он, соблюдая монастырь трудов своих, пришел остановить тебя, взял он с собою и меня, ибо мне также повелено Богом хранить место то, потому что там есть церковь во имя мое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Таким образом, мы видим у Василия специфически школьный подбор тем из «Тимея»: трехчастное строение души; συγγνεια; θανασα; οκεαι τροφα; μοωσις θε, прямое устроение человека как свидетельство его божественной природы. Большая часть этих мотивов относится к той части диалога, которую Дэвид Руния назвал «протрептической» (89e–90d) 28 . «Протрептическая» мощь этот отрывка была замечена в III в. Ямвлихом, который использовал его в своем «Протрептике». В небольшой выжимке из «Тимея» мы видим все те же мотивы, что и у Василия: трехчастное строение души (30.13–15 ≈ Tim. 87e5–b5) 29 , «сродность» высшего начала в человеке небу и образ «небесного растения»; причастность бессмертию путем упражнения разумного начала; «подобающее питание» для каждой части души; уподобление созерцаемому. Но едва ли можно говорить о том, что Ямвлих является источником знаний Василия о платоновской космогонии: Ямвлих, например, ничего не говорит о «четвероногих». Не будем забывать и про «Шестоднев», для которого «Тимей» является одним из важнейших источников. И все же следует признать, что подбор тем из «Тимея» достаточно тенденциозен для того, чтобы говорить об определенной традиции чтения диалога, связывающей тему самопознания с представлением о двух этапах, или аспектах, создания человека. 2. Александрийцы: экзегетика Традиционно «Внемли» включается в число экзегетических гомилий. Формальным поводом для произнесения ее является текст, читанный на литургии, Втор.15:9 : берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех. Но, строго говоря, мы не находим в гомилии никаких указаний на контекст, из которого она заимствована. Текст Второзакония нужен Василию лишь как источник цитаты, которая уже у Филона Александрийского и Климента рассматривается как библейский аналог дельфийского изречения. Так, во второй книге «Стромат» Климент говорит: «Моисей, передавая смысл изречения „познай себя“ более отчетливо, часто повторяет: „внимай себе“» 30 . Сам Климент, вероятно, заимствовал этот ход у Филона Александрийского, который пишет в трактате «О переселении Авраама»: «Человек должен повелевать, а не подчиняться телу, познавая себя непрестанно, как и «Моисей повсюду учит: πρσεχε σεαυτ» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ты потряс землю, разбил ее: Исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, Напоил нас вином изумления. Даруй боящимся Тебя знамя, Чтобы они подняли его ради истины, Чтобы избавились возлюбленные Твои; Спаси десницею Твоею и услышь меня!       ( Пс. 59 ) По мере углубления в степи Александру Ярославичу все чаще приходилось встречать многочисленные стада, под присмотром лихих татарских наездников и наездниц, непрерывно упражнявшихся в стрельбе, селения из круглых юрт, сплетенных из хворосту и крытых войлоком. Впрочем, постоянных поселений на Волге у татар еще не было. Обыкновенно хан или значительный мурза указывал место для поселения, и немедленно вырастал подвижной город из бесчисленного множества кибиток, перевозимых на телегах с места на место. По прошествии более или менее значительного промежутка времени – новый приказ сниматься и укладываться. Огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженных лошадьми и волами, двигался в другое место, в сопровождении бесчисленных стад и конских табунов. В таких поселениях Александру и его спутникам, разумеется, не раз приходилось останавливаться во время пути. Громкая слава предшествовала ему. Татары с невольным чувством уважения смотрели на доблестного русского князя, поражавшего их своим величественным видом. – Молчите! – говорили, унимая плакавших детей, «жены моавитские». – Вот идет великий князь Александр! Приходилось Александру Ярославичу встречать среди татар и своих соотечественников, томившихся в рабстве. Сострадательное сердце его наполнялось жалостью, но помочь им он был не в силах... Наконец, показалась в виду и ставка самого хана 199 . «Сам Батый, – пишет Плано Карпини, – живет на берегу Волги, имея пышный, великолепный двор и 600 000 воинов, 160 000 татар и 450 000 иноплеменников, христиан и других подданных. В пятницу Страстной недели провели нас в ставку его между двумя огнями для того, как говорили татары, что огонь есть чистилище для всяких злых умыслов, отнимая даже силу у скрываемого яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

114. Правильно ли отнести к запретам 6-й Заповеди участие человека б войне? «Господь Сам пойдет пред Тобою, Сам будет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя; не бойся и не ужасайся« ( Bmop. XXXI, 8 ). »Спрашивали его, также и воины: а нам что делать? И сказал им: ни кого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лk. III, 14 ). Ветхозаветная история много раз изображает войны за правое дело или наоборот – войны неправыя. Равноап. Константин Великий сражался за правое дело с язычником Максентием, тоже святой вел. кн. Александр Невский и Дмитрий Донской, императоры Александр I и Николай II, сербский король Александр. История наполнена и неправыми, напр., захватническими войнами. Поэтому и война может быть делом правым или защитным или вынужденным. Грех – на зачинщик неправой войны. Участие же в войне воинов, поражение врага при одновременном принесении себя в жертву, весьма отличается от убийства. Каждый участник должен в себе, как пред ликом Божиим, решить: за Божие ли дело мы ведем войну и соответственно ли с заповедями мы ведем себя на войне. 115. Как следует судить о поединках (дуэлях) в свете 6-й Заповеди. Поединок унаследован от Средних Веков, когда мечи рыцарей должны были во всем служить делу веры. Такой дух заставлял отдавать на «Суд Божий» и личные споры. Теперь, некоторыя общества удерживают обычай поединика, который заключается в состязании оружием при свидетелях и при равенстве шансов. Однако оценка в свете нашей веры душевных побужденш противников приводить к осуждению поединка: злоба, хотя скрытая, руководить участниками; гордость является двигателем людей, решившихся на поединок; забыв о прощении, они идут каждый одновременно на убийство и самоубийство. Это организованное кровопролитие соединяет в себе грехи: мщение, злопомнение, самолюбие, своеволие, небрежение к ближнему. Вместе, это складывается в нарушение заповеди «не убий». " Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» ( Лk. XVII, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог. Народ. Писание В Священном Писании дважды описывается довольно странная и таинственная картина: Господь вручает Своему проповеднику книжку и повелевает ее съесть. В первый раз такой эпизод встречается в книге Иезекииля. Пророк видит перед собой книжный свиток, исписанный внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе " (Иез. 2, 10). Далее он слышит повеление: съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву… напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе (Иез. 3, 1-3). А затем прибавляет: и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3, 3). Второй раз мы встречаем подобный образ в Откровении Иоанна Богослова. Ангел подает тайнозрителю некую раскрытую книжку и говорит: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9). Пророк съедает книжку и действительно чувствует сладость на устах, но горечь во чреве. Что все это означает? Конечно же, вкушение книжки в общем символизирует призвание к пророческому служению. Отныне пророк будет говорить не свои слова, но Божии. Причем для Иоанна с этого момента начинается новый этап служения. Раньше он только записывал видения (см. Отк. 1, 11), а теперь соединяется со словом Божиим всем своим существом. Толкователи дают и другое осмысление вкушения книги: принять разумение увиденного (свт. Андрей Кесарийский), запомнить то, что было показано (свщмч. Викторин Петавийский), переработать в себе содержание книжки и усвоить его. ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/Авторская ...

Можно ли поститься в одиночку? – протопресвитер Александр Шмеман Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей 4 марта, 2015 Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей Можно ли поститься частным образом или все же Великий пост – это дело всей Церкви? Протопресвитер Александр Шмеман в сегодняшнем нашем чтении на каждый день поста объясняет, почему мы не можем обойтись без руки помощи. Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту Новую Жизнь , от которой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом: как мы можем искать Царства, о котором мы не имеем понятия? Церковное богослужение с самого начала и до сих пор есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, «чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Пасха есть самый Центр этой богослужебной жизни, ее сердце, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо уже наполняющих всю вселенную: «Смерти нет». Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу , который в то же время есть и начало , концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/mozhno-li-postitsya-v-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010