Напротив того, другие полагали, что после шести тысяч лет будут воскрешены одни умершие святые, чтобы они наслаждались тысячу лет удовольствиями и славою на той земле, где им приходилось терпеть мучения, а уже после этого наступит общее воскресение и праведных, и грешников. Церковь не принимает этих толкований, а потому излишне и говорить о них. И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они «яко ангели Божии на небеси суть» ( Мф. 22:30 ), и слов апостола, что «несть Царство Божие брашно и питие» ( Рим. 14:17 ), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия. Потому что нет необходимости, как мы говорили об этом ранее, считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: «муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его» ( Песн. 8:11, 12 ), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь – совершенный плод веры. И после этого придет «человек беззакония, сын погибели» ( 2Сол. 2:3 ), да, по апостолу, «суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившие в неправде» ( 2Сол. 2:12 ), и по слову Господа, сказавшего: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» ( Ин. 5:43 ). сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Тогда сатана, освобожденный из своего заключения, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения диавола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог – возвышение или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Некоторые ученые считают, что смещение коры земного шара можно делать и искусственным путем. Делается направленный взрыв под водой в тех местах, где эти огромные пласты соединяются, и, где надо, искусственно организуются ужасные цунами и землетрясения. Может происходить все что угодно. Сейчас против нашей страны идет бактериологическая война. Импортные продукты, которые приходят в нашу страну, содержат в себе всевозможные добавки. Это – настоящая бактериологическая война. Люди вкушают эти продукты, результат наступает не сразу, но постепенно образуются раковые клетки, другие заболевания. То есть, мы все находимся в фазе третьей мировой войны. И это уже некая такая апокалипсическая реальность, которую невозможно не замечать. Сейчас в этом мире никто не чувствует себя защищенным. В Таиланд на Новый год съехались очень богатые люди, туда путевка очень дорого стоит, но они оказались совершенно не защищенными, эти обеспеченные люди. Никто сейчас не может сказать, что он полностью защищен и у него есть гарантия от всевозможных трудностей. Отверзшиеся небеса, открытое небо – вот для нас залог духовного спокойствия. «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда…» Андрей Кесарийский поясняет: «Словами “взойди сюда” повелевается слушателю отрешится совершенно от земных помыслов и обратиться к небесному». Давайте и мы сейчас по возможности отрешимся от земных помыслов для того, чтобы обратиться к небесному, потому что Господь хочет показать через Книгу Откровения то, чему надлежит быть вскоре. И мы читаем 2 стих 4 главы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:2 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Услышав голос, исполненный духа, я увидел престол, которым обозначается Божье успокоение во святых, и Он почивает на них как на престоле». Когда Господь восседает на престоле – это значит, что Господь совершил некое действие. Вот если мы с вами откроем Книгу Бытие, 2 главу, во втором стихе здесь сказано следующее: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт.2:2 ). Вот это слово «почил» можно воспринять как «воссел на престоле», то есть когда Господь совершает некий этап в судьбах мира, в судьбах вселенной, в судьбах всего духовного космоса, Он почиет, Он восседает на троне славы, на престоле славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(Местность Армагеддон принято идентифицировать как область, расположенную на территории Обетованной земли, в районе горы Мегиддо (во времена Ветхого Завета эта земля не раз орошалась кровью участников боевых столкновений: в период судей «у вод Мегиддонских» сыны Израиля одолели войско Сисары ( Суд.5:19–20 ); в период царей в долине Мегиддонской царь евреев Иосия потерпел поражение от войск фараона Нехао ( 4Цар.23:29 )). Комментируя этот (второй) фрагмент Апокалипсиса ( Откр.16:12–16 ), святой Андрей Кесарийский нашёлся сказать: «По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из скифских пределов – места Гога и Магога, как об этом говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведёт на людей телесную и душевную смерть: на одних за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость» с. 144–145]. Примечательно, что даже и гибель третьей части людей не образумит оставшихся в живых, не заставит остановиться, погасить безрассудную, братоубийственную вражду, не подвигнет раскаяться в делах рук своих. Подавляющее большинство людей того времени продолжат утопать в грехах и пороках, вязнуть в мерзости, поклоняться бесам и идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр.9:20–21 ). Очевидно, Андрей Кесарийский допускал считать Армагеддонскую битву за одну с той, что произойдёт при участии полчищ Гога и Магога. Сам Тайнозритель даёт основание полагать, что это сражение станет последним в истории войн: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Откр.9:18 .  От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; Откр.9:19 .  ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. Я думаю, что «кони» указывают на женонеистовых и скотоподобных людей или на покоренных демонами и находящихся в их власти; «всадники» – на управляющих ими, потому что они обыкновенно не только пользуются взаимными услугами, но злыми людьми как орудиями в наветах на сродных людей. «Огненные, гиацинтовые и серные брони», как я полагаю, указывают на воздушное существо и опустошающую деятельность лукавых духов, на убийственное зверство которых указывается львиными головами. Исходящий из уст с дымом и серою огонь, который истребит третью часть людей, означает или грехи, пожирающие сердечные плоды ядом внушений и соблазнов, или опустошения городов и кровопролития, производимые варварами по Божию попущению, от чего, как мы знаем, погибла третья часть людей. Правильно сказано, что «ушибы» (хвосты – Ред.) их подобны змеям, имеющим головы, ибо конец бесовских наущений – ядоносный грех и смерть души. Откр.9:20 . Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. Откр.9:21 .  И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. «И прочии от человек, иже не вреждени быша». Это вполне согласуется со сказанным раньше, так как, сказав, что этими тремя язвами будет истреблена третья часть людей, он добавляет далее, что тому же подвергнутся и все те, кто, удостоившись пощады, сего не претерпели, но остались нераскаянными, не отказавшись от идолослужения, убийств, блуда, воровства и чародеяний. Итак, отсюда видно, что грех распространится по всему миру, так как среди народов, не познавших истины, господствуют и неистовствуют самые разнообразные заблуждения: одни из них поклоняются идолам, другие – твари вместо Творца, а иные, исповедуя Бога на словах, в делах своих удаляются от Него и, имея примеры благочестия, не следуют им, а служат мамоне своим сребролюбием, которое апостол порицает, говоря: «лихоимание... есть идолослужение» ( Кол. 3:5 ). Да не услышим же мы, свидетельствующие о чистоте и искренности веры в Бога своими делами, того страшного голоса, который говорит: «аминь глаголю вам, не вем вас» ( Мф. 25:12 ), и далее: «отступите от Мене, вси делателие неправды» ( Лк. 13:27 ), но да услышим блаженный и вожделенный голос: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф. 25:34 ) по благодати, щедротам и человеколюбию Христа, Бога нашего, добровольно претерпевшего Крест нас ради; Ему со Отцем и Животворящим Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Это блудодеяние царей земных с современным Вавилоном, с современной Вавилонской блудницей, сидящей на звере багряном. И мы читаем далее, 4 стих: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» ( Откр.17:4 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Облечена жена в порфиру и багряницу – символы и признаки власти над всеми, поэтому же она и украшена драгоценными камнями и бисером». Вот такое толкование Андрея Кесарийского . Далее сказано: «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото на заманчивость его». Итак, вавилонская блудница хочет выглядеть очень привлекательной, соблазнительной, очаровательной. И вы знаете, как многие сейчас в России очарованы этим западным миром. Особенно Америкой, а теперь и объединенной Европой. Очарование это происходит из-за тех чар, которые западный мир насылает на них. Это делается очень современными методами, с помощью так называемой рекламы. Когда человек постоянно видит одну и ту же картинку, это выстраивает некую иерархию ценностей в его сознании. А я вам уже говорил о том, что есть и такие диверсии против нашего подсознания – когда человек не видит какую-то информацию, но через пульсирующий экран, выбрасывающий на нас световые потоки, на наше подсознание идет воздействие. И такие манипуляции с нашим сознанием стали обычным явлением. Вот эта золотая чаша, как мы прочитали у Андрея Кесарийского , указывает на сладость зла, сладострастие. Когда людям показывают сильную, сытую, богатую Америку, современный нам Вавилон, они очаровываются и они все хотят отождествлять себя с таким образом жизни. Посмотрите, как это делается. То все начинают бегать за джинсами, так было одно время. Детям подсовывают какие-то чупа-чупсы, подростки не могут жить без кока-колы, и все это наслаивается, наслаивается, наслаивается, и человек уже весь заражен этим западным образом жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Правдоподобно, что и чувственная пустыня спасет убегающих от наветов отступника и антихриста в горах, пещерах и пропастях земных, как прежде спасала мучеников. Три с половиною года – срок, в течение которого будет господствовать отступление. От него да избавимся мы благостию великого Подвигоначальника, не попускающего быти искушаемыми сверх сил ( 1Кор. 10:13 ), и да получим от Него крепкий помысл, неослабный и непреодолимый кознями вражиими, чтобы, противоборствуя законно начальствам и властям тьмы, украситься нам венцами правды и получить за победу почести и награды. Ибо Ему, обращающему в бегство сильных князей воздушных чрез немощных, подобает победа и Царство со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Статья тридцать четвертая О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны Откр.12:7 . И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, Откр.12:8 .  но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. Это можно относить и к первому низвержению диавола из ангельского чина за гордость и зависть, и к поражению его Крестом Христовым, когда, по слову Господа, «князь мира сего» был осужден и лишен прежнего владычества ( Ин. 12:31 ). Архистратиг Михаил и Ангелы, не терпя его гордости и тщеславия, прежде всего справедливо изгнали его из своего общества, как подтверждает это Иезекииль: он был низвергнут Херувимами из «среды огненных камней» ( Иез. 28:16 ), то есть, я думаю, из среды чинов ангельских, за беззакония и неправды. В пришествие же Христово подчиненные ему Ангелы, после искушения Христа, снова возгнушались им, как обесчещенным рабом. Но пусть будет известно, что после создания чувственного мира, как думают святые отцы, он был за зависть и гордость низвержен, но так, что ему, как говорит апостол, вверено было прежнее начальство воздушное ( Еф. 6:12 ). Так, Паппий говорит: «Некоторым из них, то есть из прежних ангелов, дозволено владеть и управлять устроением земли и поручено начальствовать хорошо», но, говорит дальше, «случилось, что чин свой они обратили ни во что».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Древние христиане «…каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу…» ( Деян.2:46 ). Мы должны запасаться благодатью, источаемой от Евхаристической трапезы. Потому что, наступят времена, когда люди будут ходить, как сказано у пророка Амоса, от моря до моря и не смогут найти слово Божие. Тем более, они не найдут, где исповедоваться, где причащаться. Но в те времена «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Если человек хочет исповедоваться, но не может, конечно, Господь понимает эти обстоятельства. Следовательно, само призывание имени Божьего в те времена будет означать то, что человек освобождается от власти зверя, антихриста и избирает Владыкой над собой Бога и подчиняется теократическим принципам. Теократия – власть Бога. Андрей Кесарийский поясняет: «Десять рогов с диадимами и семь голов указывают, что дьявол и антихрист – одно и то же, ибо и выше это отнесено к нему же». Вы, наверное, помните в Евангелии, когда апостолы говорили Иисусу Христу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Христос ответил: «столько времени Я с вами… Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:8,9 ). Так вот, видящий антихриста будет видеть дьявола, он будет постигать характер дьявола, потому что характер и манера поведения антихриста – это будет именно характер дьявола, он будет выполнять волю своего отца. И мы читаем далее: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Вы видите? Дракон, дьявол, передает своему сыну антихристу власть и престол свой, возможность самостоятельно господствовать на земле. «Зверь, которого я видел, был подобен барсу» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Барсом называется царство греческое». То есть, управление антихриста будет напоминать эллинский беспорядочный мир. Эллинскую греческую культуру, языческую культуру, которая сыграла ужасную роль в судьбе Западной Церкви в период так называемого «Возрождения», европейского Возрождения, которое по сути дела являлось восстановлением языческих норм морали, а именно – безнравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Огонь везде один – это Божий огонь, как пишут святители Василий Великий и Андрей Кесарийский . Но как по-разному воспринимается он, как трансформируется в людях: для одних это благость, для других – действительно, крематорий. Получается, что люди сами, через свои грехи, погружают свою душу в крематорий своей собственной совести. Ведь, когда после смерти человек узнает, что есть Бог, – не просто поверит – узнает, – когда после смерти он увидит, как живут святые в Раю, когда будет все показано, как говорится в книге 3 Ездры: «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных» ( 3Ездр.7,51–54 ). И вот, когда люди окажутся в аду, который создали своей неправедной земной жизнью, у них будет страшная тоска. Святые Отцы говорят, что это будет страшное вожделение о Рае, они будут страшно ревновать святых. Я думаю, что в молодости многие из вас испытывали чувство ревности и помнят, как оно гнетет человека. А там ревность будет совсем другая, все будет намного сильней. Они поймут, что их душа могла оказаться невестой, церковью, на мессианском пиру Христа, Жениха, и вдруг они – во тьме кромешной. И там они узнают, что сами, своими делами, поступками, словами, помыслами построили для себя персональный ад. Каждый для себя свой ад. Это будет ужасно. Поэтому, когда говорят о каких-то там клещах, о сковородках, крюках – это мусульманские сказки. Это вычитали некоторые из Корана, давно уже это идет, с VI века странная такая происходила трансформация в учении об аде. А святые Отцы говорят, что главные мучения – это мучения совести. Она будет попалять человека, а огонь-то – один. Источник всей энергии только Господь. И вот мы видим, что чаша употребляется здесь вместо наказания, как говорит Андрей Кесарийский . Далее святой Андрей пишет: «Когда она была вылита Ангелом, появились гнойные раны, означающие скорбь, происходящую в сердцах отступников и мучащую их, как бы сердечное нагноение, потому что наказанные Богом посланными язвами не получат никакого облегчения от антихриста, которого они признают за Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Откр.22:14 . Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться «на древе жизни» – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. «Вратами» апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною ( Ин. 10:9 ), не «прелазя инуде» ( Ин. 10:1 ), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни. Откр.22:15 . А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на «свою блевотину» ( 2Пет. 2:22 ). За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу Откр.22:16 . Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Я есмь корень и потомок Давида, Христос – «корень» Давида, как Бог, как происшедший от него, есть «род» его. звезда светлая и утренняя. «Звезда утренняя и денница». Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день. Откр.22:17 . И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! «Невеста» – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ), и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: «да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

А дальше продолжает: «И Павел ясно свидетельствует, говоря: «Чаяние бо твари, откровения сынов Божиих чает: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю, на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления» и т. д. ( Рим. 8:19–21 ). И ранее этого святой Давид, воспевая Господу, сказал: «послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс. 103:30 ). И Исаия говорит: «Будет... небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней» ( Ис. 65:17, 18 ). И верно, что они в преизбытке бесконечной радости от множества наград забудут о страданиях, борьбе и болезнях, бывших при их подвигах! Он же говорит в другом месте: «Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною... тако станет семя ваше и имя ваше» ( Ис. 66:22 ). Итак, бывшая ради нас тварь изменится к лучшему с нами вместе, не переходя по смерти, как и мы, в небытие. Откр.20:12 . И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. «Мертвецами» называются или все люди, умершие телесно, или же умерщвленные прегрешениями. «Великие и малые» они или по возрасту, как сказано выше, или же потому, что будут наказаны неодинаково, но сообразно с числом своих мертвенных дел. Или же великие суть праведные, а малые – грешники, и непотребные по скверности и малоценности души ради своих грехов. «Раскрытые книги» суть совесть и дела каждого. А одна из них – «книга жизни» с написанными в ней именами святых. Откр.20:13 . Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. Из чего сложилось каждое тело, из того же и будет составлено вновь и отдано, было ли оно предано земле, или морю. Смерть и ад не живые животные, как думают некоторые, но «смерть» есть разлучение души от тела, а «ад» – невидимое нами и неизвестное место, куда идут отходящие отсюда наши души.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010