Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ, АЛЕВТИНА И ХИОНИЯ [Греч. Παλος, Αλεβτνα (?) κα Χιονα] († нач. IV в.), мученики (пам. 16 июля). В сочинении Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» (гл. 8) есть рассказ о Еннафе, Валентине и Павле (см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла ), чья память указана под 10 февр., однако во многих византийских и нек-рых зап. Синаксарях она отмечена также под 15, 16 и 18 июля. Кроме расхождения в днях памяти при ее перенесении в Синаксари и Минологии наблюдается также искажение имен мучеников, что привело к почитанию неск. дружин: Еннафы, Валентины и Павлы (Павла) - 10 февр., П., А. и Х.- 16 июля и Павла, Валентины и Феи - 18 июля. Имя Валентина в сирийском переводе сказания об этих мучениках получило форму Алевтина. Имя Еннафа связано с именем древней семит. богини Анат, культ к-рой был распространен на Ближ. Востоке, в т. ч. в Палестине; в сказаниях, помещенных в визант. Синаксарях под 15, 16 и 18 июля, эта мученица названа Феа (Θα), т. е. «богиня» по-гречески. В славянских источниках помимо 10 февр. закрепилась также память Еннафы, Валентины и Павла под 16 июля, причем под этим числом приводится правильное имя Павел (а не женское имя Павла, как под 10 февр.), однако вместо имени Валентина взято искаженное Алевтина. Остается непонятным, каким образом сир. форма попала в слав. агиографические собрания. В ВМЧ митр. Макария под 16 июля помещена память Павла, Елентии и Феонии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 315 (2-я паг.)). Вероятно, имя Феа на каком-то этапе было заменено слав. переписчиком на имя Феония, а позже стало употребляться в более распространенной форме Хиония. Т. о. под 16 июля в календаре РПЦ оказалась дружина П., А. и Х. В греч. печатных минеях закрепилась память Павла, Валентины и Феи под 18 июля. Однако очевидно, что существовала только 1 дружина, в к-рую входили Еннафа, Валентина и Павел; единственным источником сведений о ней является сочинение Евсевия Кесарийского. Ист.: ActaSS. Iul. T. 6. P. 163-166; Eusebius Caesariensis. History of the Martyrs of Palestine/Ed. E. W. Cureton. L., 1861. P. 26-31; Delehaye H. Eusebii Ceasariensis «De martyribus Palestinae» longioris libelli fragmenta//AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 113-139; PG. 117. Col. 544 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 455-456, 822-826, 829-830, 1026; MartRom. P. 330; MartRom. Comment. P. 305-306, 519; MartHieron. Comment. P. 379; ЖСв. Июль. С. 603. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 65; Sauget J.-M. Paulo, Valentina, Thea (Ennata) e compagni//BiblSS. Vol. 10. Col. 310-313. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578539.html

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики 98-102 ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос 102-104 ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии 104-108 108-109 109-110 110-113 113-115 115-116 116-118 118-120 120-122 ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) 122-130 130-131 131-132 ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские 132-137 ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка 137-138 138-144 144-145 ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) 145-148 ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 148-149 ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) 149-152 ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель 152-153 153-156 ПАВЛИН (Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия, еп. Медиоланского

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Впрочем, сложностей в продвижении идей по возвышению Вселенского Престола хватало и без русских. Греческий мир тоже переживал бурные политические и, как следствие, церковные пертурбации. Возглавивший русское зарубежное духовенство митрополит Антоний (Храповицкий) весной 1921 г. описывал их Патриарху Тихону следующим образом: «Вселенский патриарх Герман уже около 3-х месяцев назад (видимо, здесь ошибка переписчика, правильно не месяцев, а лет. – свящ. А.М.) вышел за штат, а в декабре 1920 г. умер. Но синод до сего дня не избирал нового Патриарха, питая несбыточную надежду на предварительное политическое объединение Фракии с Элладой. Умер и местоблюститель престола Митр[ополит] Дорофей в Лондоне сею весной, а новый местоблюститель Николай, М[итрополит] Кесарийск[ий], обещал устроить избрание патриарха сею весною, но вот и лето наступает, а дело не двигается. Патриарх Иерусалимский (Дамиан. – свящ. А.М.), которого святогробские архиереи совсем было низложили, одолел их с помощью англичан, и теперь там, по-видимому, водворился мир. Митр[ополит] Афинский Мелетий низложен вместе с Венизелосом, и там снова прежний М[итрополит] Феоктист (опечатка, правильно Феоклит. – свящ. А.М.) " 33 . Другой видный русский зарубежный иерарх – архиепископ Анастасий (Грибановский) – в докладе о своей поездке в Палестину, направленном Патриарху Тихону осенью 1921 г., дополнительно сообщал, что Александрийский Патриарх Фотий находился вне общения с Патриархом Иерусалимским Дамианом, и замечал: «Он более, чем кто-либо, проникнут византийскими идеалами, ожившими ныне под влиянием греко-турецкой войны (...). Притом он не может забыть, что мы дважды помешали ему в свое время быть Иерусалимским патриархом, к чему он стремится доныне» 34 . Неудивительно, что столь падкий на интриги Восток привлекал особое внимание разного рода авантюристов из охваченной Гражданской войной России, в первую очередь сепаратистов с ее национальных окраин. Они искали поддержки своим устремлениям у Фанара, который давал им понять, что готов действовать в их пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

три изъяснения Евсевия Кесарийск., который или а) первые 69 седмин, начиная их от возвращения иудеев из Вавилона в Иерусалим при Кире, доводит до смерти первосвященника и царя Александра Яннея и нашествия на Иудею Помпея (536–64 г. до Р.Х.), или б) те же 69 седмин, начиная их от 2 года Дария Истаспа или 520 г. до Р.Х., простирает до Рождества Христова; или с) последнюю седмицу понимает как период времени в 70 лет и считает её от времени страданий и воскресения Христа; 3 . изъяснение Ипполита, который первые 7 седмин относил ко времени пред возвращением иудеев из плена, затем 62 седмины от возвращения иудеев до рождества Христова, полагая при этом седмины более, чем в 7 лет, и наконец, последнюю седмину относил к будущему при конце мира времени антихриста; 4 . изъяснение Аполлинария Лаодикийского, который началом седмин полагал год рождества Христова и сообразно этому, ожидал пришествия спустя около столетия после себя, антихриста и конца мира в последнюю седмину; 5 . изъяснение Климента Алекс., который, вопреки всякой хронологии, 70 седмин считал от первого года царствования Кира до 2-го года царствования римского императора Веспасиана (от 560 г. до Р.Х. до 70 г. по Р.Х.); 6 . изъяснение Оригена , который, отказываясь от возможности дать какое-либо точное счисление седмин, из 49 годов делает 4.900 и считает их от Адама до разрушения Иерусалима через Тита; наконец 7 . изъяснение Тертуллиана , который насчитывал от рода Дария Нота (признаваемого им за одно лицо с Дарием Мидянином) до рождения Христа 437½ годов и от рождения Христа до разрушения Иерусалима 52½ года, таким образом всего 490 лет или 70 седмин. Что же касается самого блаж. Иеронима, то он в счёт седмин следует Юлию Африк. (Oper. Hieron. t. v, Comm, in, ргорн. Dan. 501–504). Мнения Юлия Африк. держались и Златоуст, Феодорит, Исидор Пелусиот , Евфимий Зигабен , вообще большая часть позднейших толковников восточной Церкви, за исключением немногих, например, Кирилла Иерусалимского , который 70 седмин считает от 6-го г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

1757 . Невская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Новгородской губ., Демянского у., при болоте Невий мох, в окрестностях погоста Налючей. Существововала уже в 1677 г.; в 1681 г. значилась приписною к Новгород. архиер. дому и упразднена до 1764 г., так что в 1808 г. были от нее лишь одни следы. “Ист. Росс. Иер.”, V, 140; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписп. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят. м-рей”, 128. 1758 . Нектариев или Нехтарьев, мужской, ныне погост Нектарьев, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-зап. от Твери, на прав. берегу р. Тьмы. По преданию, основан в XV ст. преп. Нектарием, братом Саввы и Вар­сонофия, настоятелей Тверск. Саввинского м-ря. Несомненно уже существовал в 1540 г., когда имел во владении несколь­ко поселков и вотчин. Упразднение его последовало задолго до издания штатов, и, как видно из документов Николаев­ского-Малицкого м-ря, он еще в цар­ствование Алексея Михаиловича приходил в запустение, а в 1693 г. приписан к Твер. архиер. дому. Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 37 (описание со списком грамот 1676 г.); Иером. Феофилакт Виноградский, “Опис. Никол. Малиц. м-ря”, 12; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 473, 25; Жизневский, “Опис. Твер. музея”, 45, 60 (икона Василия Кесарийск.); Калачов, “Писц. кн. ст.”, изд. И. Р. Геогр. Общ., 1877 г., I, Отд. 2, 253 (вотч. в волости Шестка), 258 (в вол. Чаглов). 1759 . Низкиничский, мужской, ны­не село Низкиничи, Волынской губ., Вла­димирского у., в 16 вер. к юго-зап. от Владимира. Основан около 1643 г. Ада­мом Григор. Киселем, воеводою Киев­ским, и супругою его Анастасиею Богушевичевой, в память их предков, по­гребавшихся около Низкинической цер­кви. С 1690 г. м-рь претерпевал при­теснения от униатов и затем ими захвачен. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 8. 1760 . Никитский, вероятно женский, Московской губ., Богородского у., где ныне погост Никитский, в 29 вер. к юго-вост. от Богородска. При перечислении селений, принадлежавших Покровскому Суздальск. жен. м-рю, в несудимой грамо­те 1623 г. между прочими значится: «да в Московском уезде, в Быкове стане, село Взлошки, да того же села монастырек Святый Великий Мученик Христов Никита». “Акты истор.”, III, 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

—485— рым и в стремлении дать ему практическое осуществление и заявило истерически свое существование папство. Мысль о видимом, единоличном главенстве во вселенской Церкви римского папы католические богословы стараются навязать еще отцам и учителям Церкви первых 3-х веков и ссылаются в этом случае как на восточных отцов и учителей, напр.: Игнатия Богоносца , Климента Александрийского , Оригена , Фирмилиана Кесарийск., Евсевия и др.; так и западных: Иринея, Тертуллиана , Киприана и др., употребляя при этом не совсем чистые приемы, как, напр., искажение, подлоги и неправильное толкование, без связи с контекстом речи, тех мест их сочинений, в которых говорится о важности рим. церкви и её епископа, или о первенстве ап. Петра. Но все эти ссылки католических богословов на творения отцов и учителей первых трех (3) веков христианства не могут служить подтверждением их мысли. «Ни в одном из письменных памятников христианской древности (до I Вс. соб.), говорит арх. Никанор, 2084 мы не находим мысли, что римский епископ есть глава Церкви, что от него, как от главы, все епископы получают благодать и полномочие (ordienem jurisdictionem). Молчат об этом отцы и учителя первой христианской древности даже тогда, когда некоторые из них, напр., Поликарп Смирнский , Киприан Карф., Фирмилиан Кесар., прямо восставали против римского главенства; когда против этих противников главенства другие, современные им епископы, если бы верили в главенство, должны были бы всеми силами отстаивать это основание веры и церкви христианской; такое молчание равняется решительному отвержению учения о главенстве». Можно сказать по этому, что до IV века ни на востоке, ни на западе не было не только ясного учения о видимом, едином главенстве в Церкви, но даже и мысли об этом, и это можно сказать даже относительно самих римских епископов этого времени, за исключением только некоторых из них, в которых —486— действительно сказались тенденции, характерные для папства. История сохранила и отметила имена этих римских епископов, предвозвестников папства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14 . Откр.20:6 . «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . Иов.14:12 . «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27 ; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3 ; Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35 , откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19 ; Пс.106:14 . В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23–24 . О воздаянии каждому по делам Откр.20:12:15 . «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Имя «Христос» обозначает не природу, а – ипостась. Всякая ипостась может включать в себя как одну, так и несколько природ, смотря по тому, что с ее именем соединяется. В имени «Христос» соединяется Бог и человек: эти две природы в Нем и должны считаться неизменно существующими. Логос, будучи по природе тожествен с Отцем, соединил καθ πστασιν с Самим Собою природу человека, не переставая быть Богом 1288 . Отдавая во всем предпочтение св. Кириллу и преимущественно пользуясь им в своих сочинениях, Иустиниан не забывает и других богословов-писателей: цитаты из них повсюду встречаются на страницах его трудов. Имена этих, цитируемых Иустинианом, авторов почти тожественны с таковыми же у нашего Леонтия. Из восточных отцев ссылки делаются более всего на Афанасия Александр., Насилия Кесарийск., Григория Назианз, Григория Нисского , Флавиана Константинонол. и др.: из западных: на Льва Римского, Августина Иппонского, Амвросия Медиоланского и др. 1291 . Если рассмотреть самое содержание этих отеческих извлечений у Иустиниана и сравнить с подобными же у Леонтия, то без труда найдем совершенно одинаковый у них обоих. В особенности указывают на пять таких выдержек 1292 из сочинений Иустиниана, сходственных с цитатами у Леонтия и заимствованых обоими из св. Кирилла. Можно указать и из других отцев более или менее сходные цитаты в сочинениях Иустиниана и Леонтия, как напр. из св. Амвросия 1293 , Григория Нисского 1294 , Григория Богослова Назианзского 1295 . Сличая данные цитаты у обоих наших авторов, мы убеждаемся, что при некотором сходстве они далеко не тожественны. Так, напр, цитаты из Григория Назианз. и Григория Нисск. у Леонтия очень кратки и не точны по сравнению с подлинником, у Иустиниана же они полнее и точнее, и местонахождение их указано определенее. У Леонтия сказано, напр., просто из: « Γρηγοου το Θεολ γου " 1296 . у Иустиниана же так: » ν γοις Γρηγιος Θεολγος ν τ πρς Κληδνιον πρτ λγ γρφων ο τως " 1297 . Это ясно показывает, что как Леонтий, так и Иустиниан приводят свои извлечения независимо один от другого и пользуются для своей цитации различными источниками. У Иустиниана очень много таких выдержек, каких у Леонтия не находится ни в целом виде, ни по частям. Так Иустиниан приводит места: из сочинений св. Афанасия Великого выдержку из его речи о жизни св. Антония 1298 , из трудов: св. Василия Великого , из речи его на слова: «в начале бе Слово» 1299 ..., св. Григория Нисского , из рассуждения о человеке 1300 , Кирилла Александр., из послания к монахам в Фуа 1301 и др. Нельзя сказать, что эти выдержки были не нужны для нашего автора, так как он все таки занимался, хотя и не специально, опровержением оригенизма 1302 , но он ни этих, и вообще никаких других авторитетов не привлекает в своей полемике с оригенизмом, чем и дает очень ясно понять, что он в этой полемике никак не был связанн с Иустинианом, и еще вернее, что он в противоположность императору сравнительно мало интересовался и занимался оригенизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

  001     002