Аршакиды (Арсакиды) – название парфянской (см.: парфяне), а затем армянской династии, власть которой в Армении пала уже в 428 г. В византийских исторических источниках более позднего времени арсакидами именуются армяне, находившиеся на службе Империи. Асикрит (асекретис) – секретарь, писец, чиновник тайной канцелярии византийского императора (термин возник в VI в.). А. служил для разных поручений, в том числе и дипломатического характера; входил в верхушку императорской канцелярии, ведомство протоасикрита; занимал положение выше нотариев. Аскет – человек аскетического поведения, разделяющий идеи аскетизма. Особенно много А. было среди монахов. Аскетизм – от греч. аскетес – «упражняющийся»; отказ от мира и даже от своих близких, подавление желаний, ограничение в пище и сне, плотское воздержание, причинение себе физических страданий с целью соучастия в страданиях Христа и для искупления грехов. По емкому определению Аврелия Августина , одного из прославленных Отцов Церкви V в., А. – это любовь к Богу, доведеная до презрения к себе. Родоначальником византийского А. был Ориген , известный писатель, Отец Церкви (III в.). Аскитр – носильщик свечей в похоронной процессии. Запас этих свечей хранился в аскитирионе при кафоликоне и выдавался бесплатно для организации похорон. Асоматос – с греч. «бестелесный», ангел. Аспр – 1) монета из сплава золота и серебра (электра), треть иперпира (перпера) (после реформы 1092 г.); 2) низкопробная разменная поздневизантийская монета. Чеканилась после правления василевса Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) из серебра с большой примесью меди и олова; основной номинал в Трапезундской империи. Ассарий – плоская медная монета, тонкая и широкая, появившаяся в обращении в правление василевса Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.) вместо медного тетартерона. Асти – термин, каким ромеи иногда обозначали поздневизантийский город. Астикои – поздневизантийское городское население. Астрагал – плюсна кости барана или овцы около копыта. Сточенный с двух сторон, представлял собой костяную «биту» для игры в «бабки», заключавшуюся в том, что играющие метали ее так, чтобы накрыть А. противника и забрать его себе. Считался выигравшим тот, кто забрал большинство А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2011] 271 Plut. I, 56 (т. наз. Евангелие Рабулы) [Bernabò et al. 2008] 12, 34, 87, 89–102 Plut. V, 9 (Пророки) [Lowden 1988] 275–276 Plut. V, 38 (Восьмикнижие) [Bernabò et al. 2011] 214–215 Plut. VI, 7 (апракос) 273 Plut. VI, 14 (Евангелие) [Bernabò et al. 2011] 273 Plut. VI, 18 (Евангелие) [Bernabò et al. 2011] 270 Plut. VI, 23 (Евангелие) [Bernabò et al. 2011] 261–262 Plut. VII, 32 (Григорий Наз.) [Leonardi et al. 2000] 224–225 Plut. IX, 28 (Козьма Индикоплов) [Kominko 2012] 106–108, 118 Plut. LXXIV, 7 (Гиппократ) [Bernabò et al. 2010] 278–279 Дополнительная библиография Джурова А. Д. и др. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската библиотека. София, 1985 Добрынина Э. Н. О двух рукописях «Мастера арабескового стиля» (ГИМ, Син. греч. 63 и Wien, Theol. gr. 240)//Хризограф. 3. 2009. С. 42–61 Добрынина Э. Н. и др. Деяния и Послания апостолов: греческая иллюминированная рукопись 1072 г. из собрания Научной библиотеки Московского университета. М., 2004 Захарова А. В. О некоторых особенностях иконографии миниатюр Трапезундского Евангелия//Образ Византии: Сборник статей в честь О. С. Поповой/Ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 191–210 Лебедева И. Н. Российская национальная библиотека: Греческие рукописи III–XX века. СПб., 2006 Лихачева В. Д. Византийская миниатюра: памятники византийской миниатюры IX–XV вв. в собраниях Советского Союза. М., 1977 Мокрецова И. П. и др. Материалы и техника византийских рукописей. М., 2003 Овчарова О. В. Образ и стиль в миниатюрах круга Гомилий Иакова Коккиновафского//Образ Византии: Сборник статей в честь О. С. Поповой/Ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 319–334 Орецкая И. А. Гомилии Григория Назианзина – греческая иллюстрированная рукопись IX в.: взаимоотношение образов и текста//Искусство христианского мира. 6. 2002. С. 16–22 Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX в.//Византийский временник. 61. 2002. С. 151–171 Орецкая И. А. Миниатюры рукописи Гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного исторического музея//Византийский временник. 70. 2011. С. 236–247

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

2000] 274 Vat. gr. 1156 (апракос) [D " Aiuto 1999] 236–237 Vat. gr. 1158 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1159 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 274 Vat. gr. 1162 (Гомилии Иакова мона- ха) [von Euw et al. 2001] 240–248 Vat. gr. 1231 (Кн. Иова) [Papadaki- Oekland 2009] 285 Vat. gr. 1522 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1613 (т. наз. Минологий Васи- лия II) [D " Aiuto et al. 2008] 226–232 Vat. lat. 3225 (Виргилий) [Wright 1993] 44–47 Vat. lat. 3226 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. lat. 3867 (Виргилий) [Wright 2001] 47–48 Vat. lat. 3868 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. slav. 2 («Летописец» Манасия) [Джурова и др. 1985; Velmans 1986] 288 Biblioteca Valliceliana Е.24 (Псалтирь) [Zanichelli 2001] 151– 152 F.17 (Евангелие) [Moretti 2004] 274 S. Paolo fuori le mura s.n. (Библия) [Cardinali 2009] 115 прим. 1, 183–185 Россано Museo Archivescovale s.n. (Евангелие) [Lowden 1999] 34, 55 прим. 2, 84–90 Санкт-Петербург Российская Национальная библио- тека Араб. Н.Ф. 327 (Послания ап. Пав- ла) [Leroy 1974] 120–121 Греч. 21 (т. наз. Трапезундское Еван- гелие) [Захарова 2008] 152–154 Греч. 53 (Евангелие) [Durova 2011] 273 Греч. 67 (Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 Греч. 72 (Евангелие) [Попова 2010] 273 Греч. 98 (Евангелие) [Nelson 1980] 273 Греч. 101 (Евангелие) [Лихачева 1977] 273 Греч. 105 (т. наз. Карахисарское Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 F.I.5 (т. наз. Угличская Псалтирь) [Попов 2009] 138, 140, 142, 144, 145 прим. 2, 146 прим. 2, 148 прим. 2, 258 прим. 1 Сиена Biblioteca Comunale X.IV.1 (апракос) [Bonfiolio 2002] 273 Синай М-рь Св. Екатерины Греч. 3 (Кн. Иова) [Bernabò 2004] 3, 62 прим. 1 Тбилиси Институт рукописей Q 908 (т. наз. Гелатское Евангелие) [Саминский 1989] 259–260 Турин Biblioteca nazionale B.I.2 (Пророки) [Lowden 1988] 34, 115 Флоренция Biblioteca Medicea Laurenciana teca.bmlonline.it/TecaRicerca/ Amiatino 1 (В. Завет) [Gorman 2003] 103–105 Conv. Soppr. 160 (Евангелие) [Yota 2007] 20 Med. Pal. 244 (апракос) [Bernabò et al.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Он выбрал тех, кого они видели подписавшими, но которые переменили мнение и противодействовали, как [митрополит] Ираклийский. О нем он [т. е. великий протосинкелл] знал, что тот подписал против воли и не был в облачении на провозглашении единства, так же как и [митрополит] Анхиальский и другие. Затем из ставрофорных архонтов они отвергли великого сакеллария как пожилого, неблагообразного, с дурным голосом и неподходящего для чтения Евангелия: довольно ему и попечения о священных сосудах, ведь именно он заботился о них. Также [отвергли] и великого скевофилака как слишком подвижного, шутливого и смеющегося, к тому же в настоящее время сильно кашляющего и харкающего. «А великий хартофилак, – сказал он, – и великий экклезиарх – благоговейные и почтенные люди и хорошо носят облачение. Пусть служат и некоторые из следующих за ними и подобных им архонтов». Весь его замысел был в том, чтобы [митрополиты] Ираклийский и Анхиальский и мы двое не имели возможности к избавлению [от обязанности литургисать]. 7. Итак, император повелел, и написали список тех, кого великий протосинкелл избрал. Потом он повелел, и собрались в императорской резиденции избранные архиереи и великий хартофилак вместе с ними. Император рассказал, как дож сообщил и просил, чтобы наши послужили в храме Св. Марка: «Это показалось делом хорошим, и мы выбрали вас, чтобы вы служили. Итак, знайте об этом уже сейчас и готовьтесь, чтобы завтра служить». Тогда [митрополит] Ираклийский сказал: – Я не смогу служить и прошу твоего снисхождения. – Ты будешь служить, – ответил император, – ради твоего спасения. – Я немощен и не могу. – Ты сможешь. Я прошу тебя, чтобы ты служил. – У меня болит голова, и если я оставлю ее непокрытой, то сразу заболею. – Служи и будь с покрытой головой. – Не подобает такому быть в присутствии дожа и латинян, которые внимательно наблюдают и порицают таковое. – Нужно, чтобы ты служил, и ты будешь служить. – Какая необходимость, когда я в немощи? Пусть служит [митрополит] Трапезундский или другой, кто здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще будучи здесь, он часто говорил, что «я там буду другим, и мою власть, какая мне подобает, возвращу». Когда же он услышал о целовании ноги, то был совершенно поражен, однако пошел, и в первой половине дня мы достигли Феррары и встали напротив замка рядом с мостом. К полудню пришли шесть епископов. Они передали Патриарху приветствие папы и рассказали, как подобает воздавать приветствие папе, которое все ему воздают по обычаю. Патриарх ответил, что «я не должен ему этого целования, но поскольку мы братья, то надо обняться и облобызать друг друга по-братски». Патриарх сказал об этом еще несколько слов, посланники папы на них ответили и удалились. Таким вот пренебрежительным было это первое приветствие. Патриарху не учинили встречи, когда он был еще далеко, не послали кардинала, как это диктует обычай даже при встрече кардиналов, ни даже большой делегации епископов. 32. Патриарх, призвав к себе архиереев и нас, сказал: «Вы слышали, что нам советует папа? Он хочет, чтобы мы приложились к его ноге». На это [митрополит] Трапезунда ответил: «Ты это нам предписываешь сейчас? А что ты нам говорил в Константинополе о том, что всё мы там хорошо устроили, что нас примут с великой честью и любовью, и мы найдем всякую заботу и отдохновение у папы и латинян?» «Но как я мог такое представить?» – сказал Патриарх. Трапезундский [митрополит] продолжал: «Это и многие подобные вещи надо было там обдумать и решить. Когда мы спрашивали и хотели знать, как и на каких условиях мы отправимся к латинянам, ты говорил: «Приготовьтесь только, чтобы идти, и там найдете всё хорошо приготовленное и согласованное». Мы думали, что не осталось ничего из необходимого, что не было бы невыяснено и несогласовано. Также Христофор много говорил там о месте представителя папы. Если не из-за чего другого, то уж из одного этого подобало думать твоей великой святости о своих правах». Затем он и все остальные заявили, что «это не является справедливым, и не должно, ибо не в наших интересах, чтобы это случилось, что бы за этим ни последовало».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочие согласились, а [митрополит] Трапезунда сказал: «Не могу я идти, прости меня». Просил его Патриарх, говоря: «Во имя твоего спасения, не отделяйся от этого сообщества». Тот же говорил: «Мне препятствует болезнь ног моих, так что я едва смог прийти сюда». Вновь сказал ему Патриарх: «Потрудись хоть немного, да спасен будешь. Дай твое усердие, и даст тебе Бог силу. Прошу этого и я, в качестве просьбы: пусть так будет, да спасен будешь». Итак, мы там договорились, что после трапезы встречаемся и идем к императору. Но тот, о ком шла речь выше [т.е. император], [сам] пошел к Патриарху и пребывал с ним до вечера. 7. На следующий день архиереи пришли к Патриарху и спросили, передал ли он императору то, о чем они договорились. Тот ответил, что «мы говорили о других вещах. Император сказал мне, что вчера собирались его архонты и пришли примерно к тому же решению, так что император готов к этому». Тогда мы сказали Патриарху: «Так нужно было бы твоей великой святости сказать, о чем и мы договорились». Он же ответил: «Это не показалось мне правильным. Лучше, чтобы вы пошли и сказали это сами, ведь император, таким образом, увидит устремление многих». «Из того, что ты говоришь, – сказали мы, – мы понимаем, что вы говорили о том, что мы обсуждали, так что излишне нам идти к императору». «Мы говорили лишь о части, – сказал Патриарх, – не обо всем, так что хорошо, если вы пойдете и скажете все сами. Итак, сделайте это после трапезы». И вновь, как и прежде, Патриарх обращался с просьбами к [митрополиту] Трапезундскому, чтобы он обязательно пошел вместе с нами. 8. Мы пошли и передали сказанное выше императору во многих и красивых словах и просили его обратиться к благосостоянию и помощи Городу, что будет возможно лишь через наше возвращение, поскольку мы видим, что не будет у латинян никакого исправления их ошибок. Император, готовый, по словам Патриарха, к помощи, оказался весьма разгневанным и полным ярости на говорящих такое, в первую очередь – на первых архиереев, и сказал сурово: «Разве для этого мы сюда пришли, чтобы возвратиться без результата? Сколько речей наши произнесли? Еще ничего не сказали об учении, – и вы через такие речи и за такое время хотите исправить разделение стольких лет? Не должно вам было такое говорить, но если бы вы услышали это неразумие от других, то вам следовало бы упрекнуть и прервать говорящих». И после таких прискорбных и оскорбительных слов император всех отослал. Архиереи же весьма опечалились из-за Патриарха, поскольку предполагали, что это произошло с его участием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Васильев A.A. Готы в Крыму//ИГАИМК. – 1927. – Т. 5. – С. 217; Лопарев Хр. М. Византийские жития святых VIII–IX вв.//ВВ. – 1910. – Т. 17. – С. 166, 167; Соколова И. В. Клад херсонесских монет середины IX в.//ТГЭ. – 1971. – Т. 12. Нумизматика. – С. 22; Alekseenko М.А. Un tourmarque de Gothie sur un sceau inedit de Cherson//REB. – 1996. – T. 54. – P. 273. В последний раз Херсон в сочетании с выражением «тамошние климата Готфии» (tes Chersonos kai ton ekeise klimaton Gotthias) упоминается в источниках применительно к событиям около 1225 г., в «Синопсисе чудес св. Евгения», покровителя Трапезунда, составленном скевофилаксом – «хранителем священных сумм» Иоанном Лазаропулом в период 1340–1363 гг., по-видимому, до того, как он стал трапезундским митрополитом по имени Иосиф ( Пападопуло-Керамевс А. Сборник источников по истории Трапезундской империи, I//Записки историко-филол. ф-та им п. СПб. ун-та. – 1897. – Т. 44. – С. 117–118). Подробный анализ возможности и смысла употребления термина «климаты» по отношению к Таврике почти одновременно и независимо друг от друга проделали К. Цукерман и В.Е. Науменко. Результаты их исследований позволяют достаточно уверенно заключить, что этот термин использовали в IX–X вв. для обозначения региона, где лежали Херсон и Крымская Готфия: в широком смысле под ним понимали области, местности, земли (chora) Таврики, входившие в состав Византийской империи или находившиеся под ее влиянием, ограниченные территориально крепостями: Херсоном с запада и Боспором с востока, а в совсем узком значении – административные единицы, округа, «дистрикты», «архонтии» Готфии, обладающие каждый своим архонтом (откуда название archontiai) и крепостью (kastron) или городком (polismaton), на которые делилась эта территория (впервые эта мысль была высказана: Vasiliev A.A. The Goths in the Crimea. – P. 61; ср.: Zuckerman C. Shot Notes. Two Notes on the Early History of the Thema of Cherson. – P. 219; Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 317–320; Цукерман К. Венгры в стране Леведии... – С. 675; Науменко В.Е. Общеполитическая ситуация в Северном Причерноморье в IX в .... – С. 59; Науменко В.Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике. – С. 692–698).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он меня сильно отругал. Я пошел к Амилку и говорю ему: — Протосингел меня сильно отругал. Он отвечает: — Иди сюда. Амилк берет меня и ведет наверх, к архиепископу. Тогда архиепископом был Трапезундский Хрисанф. Было это в 1940 году, когда началась албанская война. Блаженнейший меня спрашивает: — Какое у тебя образование? — Ваша светлость, у меня нет образования, — отвечаю. — Читать я научился в пустыне. — До которого класса ты учился в школе? — До первого класса начальной школы. Он посмотрел на профессора. — Да… Господин профессор, там рядом Омония, что же нам делать? Как бы люди не поняли нас неправильно. — Я хочу, чтобы был именно он, — настаивает Амилк. — Каким образом? Архиерей спрашивает меня: — Геронда мой, ты умеешь петь? — Умею, на практике. — Послушай, детка мое, — говорит мне, — мы хотим поставить туда образованного клирика, который бы проповедовал, потому что там — центр растления и там должен быть тот, кто будет беседовать, учить людей. Но господин профессор желает, чтобы был ты. Я бы мог сказать, что ты необразован, но твой облик, твои слова лучше доходят до сердца людей, чем проповедь какого–нибудь богослова, который использует ораторские приемы. Сохрани хотя бы этот добрый уровень. Я отвечаю: — Ваша светлость, вашими молитвами! На этом мы и расстались. Я положил ему поклон и ушел. Профессор остался с Блаженнейшим. На другой день у нас была литургия. Я снова нажил себе неприятностей, потому что совершил панихиду без письменного разрешения. Долгая история… Узнав об этом, отец Гервасий рассердился, Но я пережил это спокойно. Меня все это не беспокоило. Непреодолимой оказалась другая трудность, о которой я вам расскажу позже. Я очень полюбил святого Герасима, полюбил и больных. Действительно, я не оставлял никого, посещал всех. После Божественной литургии я обходил все палаты. Когда утром у меня не было Божественной литургии, я исповедовал тех, кто ожидал меня. Потом ходил по больным. Там я прожил тридцать три года, которые пролетели как один день. Жизнь была благодатная. В поликлинике я настолько был неизвестен и незаметен, что когда в обед, несмотря на сильную усталость, я оставался там и не уходил домой, так как до вечера было еще много работы, то никто не придавал этому никакого значения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2363...

Икона Кандид Трапезундский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Кандид Трапезундский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Кандид Трапезундский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-2117] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Кандид Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-2117-forum

Икона Валериан Трапезундский, мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Валериан Трапезундский, мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Валериан Трапезундский, мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1346] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Валериан Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1346-forum

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010