Я подъехал к дому, где жил предводитель Кахран Бей. Он вежливо принял меня. Но в тот же час приехали и двое грузин, один из которых был членом большевистского комиссариата. Этот грузин искал способ и добивался, чтобы Трапезунд стал грузинским к концу войны. Ради этого он попытался послать нескольких грузинских солдат, служивших в русской армии для охраны пушек Боз Тепé (Серого холма), но эти его попытки не увенчались успехом, поскольку я уже договорился с Председателем большевистского комиссариата и послал туда около ста молодцеватых греческих юношей, закончивших Гимназию Трапезунда, среди которых находился и мой племянник Георгий Тасудис. Как только им выдали военную форму и оружие, они день и ночь охраняли пушки и всю территорию Боз Тепé. Одновременно они под командованием двух русских офицеров учились использовать эти орудия. И вот, кто знает, с какими намерениями приехал сейчас этот грузинский офицер на встречу с предводителем Кахран Беем, но он вновь встретил препятствие — меня. Я попросил личной встречи с Кахран Беем и описал ему те опасности, которые заключались в скоропалительном наступлении цетов и турецкой армии. Он понял, что в моих словах заключается истина и пообещал мне сообразовать с ними свои действия. В то же время, я попросил его, чтобы цеты прекратили нападать на невооружённые деревни, поскольку другие деревни вооружил я для их безопасности и защиты. Кахран Бей описал мне неистовство защищающихся греческих крестьян и то, как многочисленные вооружённые греки под предводительством некоего Леонтида над деревней Карлик сдерживают цетов. Речь шла о человеке по имени Николай Леонтид, председателе Организации, с которым Кахран Бею пришлось пойти на соглашение… На следующий день после этой встречи я вновь присутствовал на большевистском совете, на котором выступил и тот грузинский офицер. Драматическим тоном он начал обвинительную речь против меня по поводу моей личной встречи и разговора с Кахран Беем… Я без всякого волнения выслушал его обвинение и ответил, что я обязан защищать греческий народ, действуя любыми способами, раз русская армия не защищает греков, и что именно это сподвигло меня к посещению и договорённости с главарём цетов, которые опустошают и уничтожают беззащитные греческие деревни… Создание полка греческой жандармерии

http://pravmir.ru/xrisanf-trapezundskij-...

Миссис Эшли спокойно занималась шитьем, покуда не нужно было аккомпанировать дочери. Репертуар мистера Малколма отличался от репертуара Лили, но ничего рискованного в нем не было. Пел он громко, приятным сочным баритоном. Голос Лили обычно звучал не в полную силу, но в этот вечер она обнаружила, что может петь и громко. Он пел о том, как созревают арбузы на бахче, она о том, как Маргарита нашла у себя шкатулку с драгоценностями. Он пел о храбрых ребятах из роты Б, она о Диноре, в лунную ночь танцующей со своей тенью. На этажерке в гостиной дрожали морские раковины; соседские собаки откликались заливистым лаем. Мисс Дельфина Флеминг, учительница математики, сказала: — Лили, спойте, пожалуйста, арию из «Мессии». Миссис Хопкинсон захлопала в ладоши. — Да-да, душенька. Спойте непременно. Лили кивнула в знак согласия. Она выпрямилась и устремила в пространство строгий взгляд, требуя полной тишины, как ее учила мисс Дубкова. Наконец оглянулась на аккомпаниаторшу и начала: «Я знаю, жив Спаситель мой». Пела Генделя двадцатилетняя девушка из пыльного иллинойского захолустья, не слыхавшая ни одного настоящего певца, кроме как в механической записи. Мисс Дубкова слушала, и у нее дрожали руки. Поистине все в этом доме исполнено было значения. Лили унаследовала красоту матери, была так же свободна от всякого налета провинциализма или пошлости, но к этому в ней прибавилась отцовская внутренняя гармония, непринужденность бытия. То был голос веры, истой и бескорыстной. Джон Эшли и его предки, Беата Келлерман и ее предки — десятки поколений, переселившихся в мир иной, — своей творческой силой, инстинктом свободы, в них заложенным, создали это чудо. В половине десятого миссис Эшли встала, сославшись на поздний час. Мисс Дубкова молча поцеловала Лили на прощанье. Она видела, как та поблагодарила мистера Малколма за его музыку и пожелала ему доброй ночи. Принцесса Трапезундская милостиво разрешила дотронуться до ее руки, улыбнулась сияющей улыбкой и побежала по лестнице наверх. Он стоял и смотрел ей вслед будто громом пораженный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

К Л. Р. относят также итал. торговые фактории, возникшие благодаря договорам Генуи и Венеции с местными правителями. Генуэзцами были основаны крупные фактории: Пера в Галате близ К-поля (1267-1453), Каффа в Крыму (ныне Феодосия, 60-е гг. XIII в.- 1475), сеть поселений на побережье Крыма (генуэзская Газария) и на всех берегах Чёрного и Азовского морей, включая Трапезунд (ныне Трабзон) и Тану (ныне Азов). В ходе торговой и военной экспансии генуэзцы захватили также о-в Хиос и г. Фокею (ныне Фоча; 1346-1566), г. Фамагусту на Кипре (1384-1464). Генуэзская семья Гаттилузио правила греческими островами Лесбос (1355-1462), Тасос (1427-1462), Лемнос (1453-1462), Имброс (1409-1456; см. ст. Имбросская и Тенедосская митрополия ). Венеция и после падения Латинской империи в 1261 г. сохранила ряд кварталов в К-поле, а затем основала фактории в Трапезунде (1319-1461) и Тане (1332-1475). Подчинение различных территорий лат. завоевателям было сопряжено с национальным и религ. угнетением, с появлением новых, нередко тяжелых форм личной зависимости, порождало сопротивление населения. На территории Л. Р. укореняются серваж и феодальные формы крестьянской зависимости. Венецианская и генуэзская колонизация в факториях на «чужой» территории (Золотой Орды, Трапезундской империи, затем Османской империи) носила в основном торговый характер. Повсеместно в Л. Р. среди населения распространялась уния правосл. и Римско-католических Церквей, утверждался примат Римских пап и устанавливался в разных формах контроль над местным духовенством, поощрялась деятельность францисканского, доминиканского и иных католич. монашеских орденов. В течение XIII в. территории Л. Р. были постепенно отвоеваны возрожденной Византийской империей династии Палеологов. В XV-XVI вв. почти все территории, еще принадлежавшие Л. Р. (кроме Крита и Корфу), были захвачены Османской империей. В Л. Р. складывался синкретический тип культур, вобравший в себя разные компоненты местных традиций, а также привнесенные завоевателями и колонистами эстетические каноны и культурные обычаи. Этот процесс сближения христ. культур Зап. и Вост. Европы был прерван османскими завоеваниями. Значение Л. Р. заключается и в том, что она служила мостом передачи образцов античной и визант. культуры на Запад, создавая условия для развития итал. Ренессанса . Именно с территории Л. Р. греч. рукописи, произведения искусства, различные предметы художественного творчества были перевезены во мн. города и центры Зап. Европы. Пребывание западноевропейцев на территории Л. Р. способствовало росту интереса к греч. культуре и языку, к историческим и археологическим памятникам греч. Востока на Западе.

http://pravenc.ru/text/2463173.html

В 1844 г. Н. самовольно покинул Афон и вернулся в Стамбул, где продолжил борьбу за болгарскую церковную автономию, получив поддержку влиятельной при дворе Абдул-Меджида I польск. эмиграции. Ее лидер М. Чайковский видел в К-польской Патриархии опору политики России в Османской империи и стремился ослабить ее влияние. Меморандум, составленный Н. совместно с Чайковским и адресованный султану, содержал развернутый план по предоставлению церковной автономии болгарам. План предполагал поставление на местные кафедры архиереев-болгар, введение образования и издание книг и газет на болг. языке, возможность судебной защиты от произвола архиереев-греков и прямого обращения болг. населения к султану. Общение с поляками и проживание в миссии ордена лазаристов в Стамбуле стали поводом для распространения греч. духовенством слухов о переходе Н. и его соратника Илариона (Михайловского ; впосл. митрополит Тырновский) в католичество, поэтому меморандум Н. в 1845 г. не получил поддержки болг. представителей в созванном османским правительством Народном собрании. Деятельность Н. способствовала усилению в болг. землях конфликтов местного населения с греч. архиереями, поэтому под предлогом назначения митрополитом Трапезундским он был вызван в К-польскую Патриархию и вновь заточен в Великой Лавре на Афоне, затем - в Хиландаре, где и скончался. Во время заточения Н. написал ряд писем и ярких патриотических произведений, сохраненных его учеником диак. Григорием (Немцовым ; впосл. митрополит Доростольский и Червенский), в т. ч. «Плач бедной Матери-Болгарии», «Просвещенный европеец, полумертвая мать-Болгария и сын-болгарин» и др. произведения в форме диалогов и разговоров между вымышленными и реальными персонажами - стамбульскими и тырновскими болгарами, грекофилами и др. Н. оставил незавершенными биографию С. Вогоридиса, собственное краткое жизнеописание и богатое эпистолярное наследие. В сочинениях он развивал идеи церковно-культурной автономии болгар под протекторатом султана в противовес засилью греков-фанариотов.

http://pravenc.ru/text/2564986.html

В 1885 году Болгария присоединила к себе Восточную Румелию, а в результате восстания населения острова Крит в 1887 году, поддержанное Грецией, остров Крит получил автономию. В ходе I Балканской войны в 1912 г. объединенные силы Греции, Болгарии, Сербии и Черногории лишили Турцию ее европейских территорий, за исключением Константинополя и части Фракии. Однако Болгария тут же выступила против своих союзников (2-я Балканская война 1913 г.), к которым присоединились Турция и Румыния и потерпела поражение, лишившись недавних приобретений, а Турция несколько усилила свои позиции. В первой мировой войне Турция, оставаясь последовательным противником России, выступила вместе с Болгарией на стороне Австро-Германского блока. В ходе ряда операций на Кавказском фронте (Сарыкамышская 1914 г., Алашкертская и Хамадинская 1915 г., Эрзерумская и Трапезундская 1916 г., от турок были очищены обширные территории Западной Армении, Каппадокийской и Понтийской Греции - линия фронта проходила от Трапезунда и Эрзинджана до озера Ван). Катастрофа 1917 года и в этой связи распад Кавказского фронта позволил туркам в 1918 году захватить Южный Кавказ и выйти на Северный Кавказ, нещадно проливая армянскую, русскую и греческую кровь. Трагедия исторического момента заключалась в том, что туркам удалось в течение нескольких месяцев огнем и мечом пройтись по кавказской земле. И только ожесточенное сопротивление воинских соединений армянского полководца и генерала русской армии легендарного Андраника Сасунского помешало турецким войскам в 1918 году полностью оккупировать весь Кавказ и выйти в Поволжье и Среднюю Азию. Брестский мир по существу отдал Кавказ на откуп Турции и ее старшего партнера Германии. Большевики, " во имя мира " , демонстративно вышедшие из Первой мировой войны на ее завершающем этапе, практически сразу же оказались союзниками Турции. Однако дружбе с младотурками суждено было в скором времени перерасти в " братское единение " с кемалистами. Мечтая о реванше мировой революции после ее провала на Западе, на Востоке, большевики большие надежды возлагали на Турцию, которая, якобы, должна была стать знаменосцем их идей в тюркоисламском мире.

http://pravoslavie.ru/5113.html

Согласно Маттео Виллани (ed. Muratori. T. XIV. Р. 567–568), Дидимотих впервые был взят уже в 1359, ,а окончательно в ноябре 1361 г. У Панарета Трапезундского (ed. О. Lampsidis. 1958. Р. 74.15) Адрианополь в византийском владении в последний раз фигурирует в марте 1362 г. Ср. Иречек в: Archiv für slavische Philologie 14 (1892). S. 260 и BZ 18 (1909). P. 582–583. Бабингер ( Babinger . Beiträge. S. 46–47) сдвигает взятие Дидимотиха к 1360 г., а Адрианополя – к 1361 г., что, впрочем, с учетом вышеприведенных сведений источников, по моему мнению, затруднительно. Лёнерц ( Loenertz R.-J. Études sur les chroniques brèves byzantines//OCP 24 (1958). P. 155–164) относит падение Адрианополя даже к 1360 г. (р. 159), опираясь при этом на одну венецианскую хронику и краткую хронику 36 из издания Ламброса-Амандоса. Впрочем, оба источника очевидным образом содержат ошибки и перепутанные сведения. Относительно краткой хроники 36 это отмечает сам Лёнерц; относительно венецианского источника см. замечания С. Чирковича в: С . Срби и турци XIV и XV века. Београд, 1960. С. 445–446. – Нелепым является мнение А. Бурмова (Кога е завладан Одрин от турците?//Изв. на Бълг. истор. дружество 21 (1945). С. 23 сл.) о том, что Адрианополь пал только после битвы на Марице в 1371 г. Это мнение, которое прежде всего опирается на позднейшие сербские источники, было обоснованно опровергнуто М.Н. Тихомировым (Вопросы истории. 1948. Вып. 6. С. 91–92) и Бабингером (REB 7 (1950). S. 205). 1247 См.: Meyendorff J . Projet de Concile Oecumenique en 1367: un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul//DOP 14 (1960). P. 147–177, где публикуется сообщение современника о переговорах с образцовым комментарием в предваряющем исследовании. Правда, это интересное и важное сообщение очевидным образом принадлежит стороннику Кантакузина. См. тж.: MeyendorffJ . Jean-Joasaph Cantacuzène et le projet de Concile Oecuménique en 1367//Akten des XL Intern. Byzantinisten-kongresses. München, 1960. P. 363 sv. 1249 Это правильно подчеркивается в: Halecki .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вост. художественный металл достигал Новгорода, Готланда, Аландских о-вов, материковой Швеции (обнаружение в Волжской Булгарии и на Руси лишь бронзовой утвари объясняют переплавкой серебра). На Русь приходило огромное количество украшений: серебряные поясные наборы, стеклянные и каменные (из сердолика, горного хрусталя, аметиста) бусы, раковины каури с берегов Персидского зал., художественный металл и наборные пояса из Хорасана и Ср. Азии. В 1-й пол. Х в. экономика Саманидов зависела от торговли с Европой, и волжская навигация активно работала. Вост. торговля была необходима и Др. Руси: ее знать нуждалась для личного пользования и для одаривания дружины в монетном серебре и редких товарах (чеканные накладки для поясов и конской сбруи, оружие, драгоценности, шелк, пряности, благовония). Церкви нужны были дорогие ткани, благородные металлы, драгоценные камни, араб. ладан, сырье для красок и т. д. Шелковые ткани даже реэкспортировали в Польшу, Чехию, Германию, Францию. Зонами-посредниками транзитной торговли в Евразии были земли Юж. Прикаспия, Хазарский каганат и исламизированная Волжская Булгария, к-рая, установив прямые сношения с Багдадом, обеспечила расцвет волжско-каспийской навигации. От Булгара был проложен путь в Киев; др. дорога, из Киева на Восток, вела через Причерноморье и Крым. За пределы Др. Руси вост. товары (сердоликовые, хрустальные, аметистовые и золотостеклянные бусы, бронзовые и стеклянные сосуды, шелковые и шерстяные ткани) могли уходить по Зап. Двине через Ладожское оз., а также - по Неве и Финскому зал. на о-в Готланд, на Аландские о-ва, в Швецию и в Данию (но не исключен по крайней мере для части товаров и обратный путь движения вост. товаров, из Сев. Европы на Русь). Св. Прокопий. Резная иконка. X-XI вв. Херсонес (ГИМ) Св. Прокопий. Резная иконка. X-XI вв. Херсонес (ГИМ) Волга была главной артерией азиатской торговли для Волжской Булгарии, Владимиро-Суздальской Руси и Новгорода. Существовал и морской путь, связывавший страны араб. Средиземноморья и Др. Русь по Чёрному м., затем по Днепру и далее на север («путь из варяг в греки»). Когда в кон. XI в. было создано Иерусалимское королевство, позволившее рус. паломникам посещать Палестину, путь по Днепру обрел новый смысл. C крестовыми походами оживилась торговля через Сугдею (Сурож), Херсонес (Корсунь), Тмутаракань и Синоп (Трапезундская империя), т. о. арм. купцы были вовлечены в восточноевроп. торговлю. Их колонии появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. Богатое арм. купечество Киликии имело тесные связи с Закавказьем и араб. странами, Зап. Европой и Причерноморьем, что подтверждают находки серебряных и бронзовых изделий из Армении и Киликии в Херсонесе, Приазовье, Прикамье, Киеве. В XII-XIII вв. этим путем в Др. Русь попадала стеклянная посуда Египта и Сирии, иран. и среднеазиат. фаянс, др. художественная керамика и визант. нательные крестики из бадахшанского лазурита, к-рые находят в Москве, Ст. Рязани и др. городах.

http://pravenc.ru/text/180421.html

20 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Вера Киселева 24 февраля 2021, 22:27 Здравствуйте. Интересуюсь своей родословной,в которой был ПАЛЛАДИЙ НАФАНАИЛОВ псаломщик в Тамбовской губернии в начале 19 века.По непроверенным документально данным этот ПАЛЛАДИЙ был грек...Как это проверить? И вообще могло быть такое,что грек был псаломщикоми и дьяком в России? Александр Ромей 24 февраля 2012, 20:17 Я имел ввиду изначальное происхождение династии Комнинов, до того как они взошли на Трапезундский престол, только с этого времени началось тесное сотрудничество с Грузией. Елена, Гаврас в том числе, степень его влияния трактуется по разному на этот счет нет единого мнения у историков. Ольга Балытникова 22 февраля 2012, 22:58 Елена, Ваши предки именно бежали или переселились? И когда? Судя по словам " из Византии " , это было еще до падения Константинополя в 15 веке? Греческие колонии существовали в Крыму с античных времен, соответственно, там всегда существовало довольно значительное по численности греческое население. Как и в Понте, в Крыму сформировался, по сути, отдельный этнос - крымские румеи, со своим языком (диалектом греческого), обычаями и т.д. После присоединения Крыма румеев переселили на берега Азовского моря. Возможно, именно оттуда Ваши предки попали в Рязань (специально в Рязань греков не переселяли). Думаю, Вам стоит попробовать связаться с греческими обществами Азова (например, с мариупольским обществом), может быть, они смогут Вам помочь. elena 21 февраля 2012, 11:12 Уважаемый Константин! Не так давно узнали-таки что наши предки, со странной фамилией Качармин и греческими именами, бежали из Византии в Крым, и потом были Екатериной отправлены в Рязань после присоединения Крыма. Оттуда все и пошли. Очень хочется узнать историю рода. Есть ли в Турции какие-то следы информации или все утрачено и если в семье не сохранили историю то искать бесполезно? Всего доброго, елена, италия Ольга Балытникова 21 февраля 2012, 10:23

http://pravoslavie.ru/51680.html

Имелся и свой " ахмед закаев " : в 1862 году в Лондоне и Париже появился некто Измаил-Баракай-Ина-Дзиаш, представитель " Черкессии " , " присвоивший " , как говорят документы того времени, " себе исключительную роль дипломата " , и который по возвращению на Кавказ заявил, что " Европа расположена оказывать нам помощь " . Как видим, прав был Н. Данилевский в своем анализе двойных стандартов Европы: " Будет ли Шлезвиг и Голштейн датским или германским, он все-таки останется европейским; державность Европы от того не потерпит; надо быть снисходительным между своими… Но как дозволить распространяться влиянию чуждого, враждебного, варварского мира? (славянского, конечно) - Не допускать до этого - общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка (сегодня читай - чеченского террориста) взять в союзники и даже вручить ему знамя цивилизации " . ХХ век с его борьбой тоталитаризма и демократии заслонил неизменность мировых реалий, но от этого они не стали менее постоянными и лишь заставляют еще дороже расплачиваться за их игнорирование. О планах перекройки Кавказа в начале Первой мировой войны свидетельствуют посулы младотурок, которые они раздавали российским народам в надежде на то, что " на Кавказе восстанут против русских татары, грузины и горцы " . В случае успеха и " изгнания русских " младотурки обещали " на северо-западе создать автономную Грузию в пределах Кутаисской, Тифлисской, Батумской и части Трапезундской губерний " , в северо-восточной части " выделить автономную мусульманскую область в составе Дагестана, Бакинской и части Елизаветпольской губерний " . В одном документе рейхсканцлера Германии накануне Первой мировой войны фон Бюлова тот витийствует, что " в войне с Россией… мы должны в конечном счете оттеснить Россию от обоих морей - от Балтийского и от Понта Евксинского, на которых и зиждется ее положение мировой державы. " Фактически эту цель двух германских " Дранг нах Остен " ХХ века в точности повторили англосаксы. Союзники России по Антанте сразу воспользовались большевистской революцией и временным распадом страны.

http://pravoslavie.ru/5114.html

Монах – дословно с греч. «одинокий», пустынник (анахорет) или член монастыря, живущий по его правилам и посвятивший всего себя Богу. Стать М. мог выходец из любого слоя общества, даже бывшие раб или рабыня. Мужчина, принимающий монашеский обет и совершающий святое таинство пострига, не должен был быть моложе 10 лет, а женщина – 17 лет (см.: схима). Монашество возникло в IV в. в восточных провинциях Римской империи, Египте, Сирии, откуда быстро распространилось на Западе. М. отличает следование концепции одиночного житья (моназеин), уход от мира, отречение от мирских соблазнов, семейной жизни, богатства и соблюдение главных монашеских обетов – послушания, терпения, смирения, бедности и целомудрия (безбрачия). М. могли жить отшельниками (анахоретами) или селились общинами в монастырях (лаврах, киновиях), где царили строгие правила, регулировавшие жизнь братии, однако в Византии они не объединялись в монашеские ордена, свойственные католичеству. Соотношение М. и монахинь, вероятно, соответствовало 1:5. Монашеские степени – низшая (рясофор, дословно с греч. «носящий рясу», повседневное длиннополое одеяние – туника с широкими рукавами и шапочка-камелавкий); средняя (мантия или малая схима – дословно с греч. «форма», «образ»); высшая (великая схима, которая отличается более строгими обетами). Священники из М. называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. М.-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами. Они носят аналав, крест на крест перевязывавший спину и грудь, и прикрывают голову и плечи куколем (кукулием). См.: Антоний Великий , назарей, преподобномученик. Монголы – термин, обозначавший вначале одно из племен, затем стал собирательным, подразумевающим всю монгольскую народность вместе взятую. В XII в. представляли кочевое общество на степных просторах Монголии, базировавшееся на родовых кланах и племенных объединениях – улусах во главе с ханами. Справившись с родо-племенной враждой, М., руководимые Чингисханом, создали в 30-х гг. XIII в. монгольское государство – орду и совершенную систему вооруженных сил. Они начали широкомасштабные завоевания, в ходе которых вторглись в северный Китай, Среднюю Азию, Иран, разбили волжских булгар, пересекли Кавказ, опустошили Грузию, Азербайджан, дунайский регион, разорили Крым, княжества древних русов и надолго покорили Русь. Болгария, Трапезундская империя, Румский султанат селджуков в Малой Азии стали вассалами М. Центр созданного ими государства – Золотая Орда находился в междуречье Волги и Дона. В начале XV в. монгольское владычество распространилось до владений султана османов Баязида, который в 1402 г. был разбит монгольским правителем Тимуром (Тамерланом), подчинившим себе Золотую Орду. Однако Тимур не смог закрепить свои завоевания и Монгольская империя перестала существовать. Правители улусов остались один на один с порабощенными народами, которые со временем покончили с монгольским владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010