19 дек. 1679 г. И. начал новое вторжение в Ласту. 16 янв. 1680 г. он одержал крупную победу над повстанцами на равнине Гош-Маугия, но это не привело к прекращению мятежа. В военных походах И. стал использовать отряды галласов (оромо), положив начало их постепенной христианизации. 17 окт. 1681 г. по жалобе конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос И. созвал в Аринго очередной Собор, в ходе к-рого прения вели родные братья авва Николай и авва Акала Крэстос. Выступив от имени сторонников соединения, Николай провозгласил тезис о том, что «прославилась плоть соединением» во время соединения Слова с плотью во чреве Богоматери; его оппонент указал, что плоть прославилась, «когда была помазана Духом Святым и стала Сыном по природе». И. принял т. зр. Николая и покарал его противников: Акала Крэстос и его единомышленники, присутствовавшие на Соборе, были отлучены от Церкви, а все «помазанники» были изгнаны из своих мон-рей. Так возникло дело о «годжамских изгнанниках», к-рое пришлось решать наследнику И. 3-му гондарскому царю Иясу I Великому (1682-1706). И. скончался после непродолжительной болезни в новом царском дворце Цада (Цадда), только что возведенном в Гондаре. В дек. 1683 г. Иясу I, следуя завещанию отца, перенес его прах на о-в Мэцраха на оз. Тана, где были погребены его мать и нек-рые дети. Там образовалась фамильная усыпальница т. н. гондарской династии. Офиц. хроника И. осталась незавершенной: события последних месяцев его царствования и его кончина в ней не отражены. Эфиопская Церковь канонизировала И. в лике праведных: в заслугу ему были поставлены изгнание «франков», распространение христианства среди племен агау, а также борьба с теми, кто приписывали Иисусу Христу два естества. О каких именно дифизитах здесь идет речь, остается неясным; возможно, сторонники доктрины соединения называли так своих противников. Сохранилось синаксарное Житие И., к-рое детально проанализировал Б. А. Тураев. Ист.: Duensing H. Liefert das äthiopische Synaxar Materialien zur Geschichte Abessiniens?: Für den zweiten, die Monate Magâbît bis Pâguemn enthaltenden Teil des Synaxars untersucht: Diss. Gött., 1900. S. 43-46 [нем. пер. синаксарного Жития И.]; Annales Iohannis I, Iyâsu I, Bakâffâ/Ed., interpr. I. Guidi. P., 1903. Vol. 1. P. 1-55 [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 1-56 [лат. пер.]. (CSCO; 22-23. Aeth. Ser. altera; 5-6); Эфиопские хроники XVII-XVIII вв./Введ. и заключ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 4-63.

http://pravenc.ru/text/469790.html

Бетэ-Мэркоревос (          ; ц. св. Меркурия), 2-я по величине (ок. 23×18 м) после Бетэ-Мэдхане-Алем церковь в Л., 5-нефная. Здание сильно повреждено и местами перестроено (оригинальные проходы заложены блочной кладкой), колоннада юго-зап. внешнего двора частично обрушилась. Свод наоса поддерживают 12 массивных прямоугольных столбов 5-метровой высоты, небольшое 3-частное алтарное пространство отделено от зала полуциркульными арками. Бетэ-Амануэль (        ; ц. Еммануила; 17,5×11,6 м; максимальная высота 11 м). Внешние и внутренние стены оформлены имитацией традиционной для аксумской архитектуры кладки ростверком. Это чередование деревянных связей и выбеленных стукко слоев кладки тесаного камня создает профилированный ритмический рисунок тонких и широких горизонтальных полос. Здесь, как и в ц. Йэмрэханна-Крэстос (XII в.), отсутствуют т. н. обезьяньи головы - декоративные элементы, характерные для архитектуры Аксума. Узкий подземный туннель соединяет церкви архангелов Гавриила и Рафаила, Еммануила и св. Меркурия. Прямой проход к ц. Еммануила из храма св. Меркурия в наст. время заложен. Церковь Бетэ-Абба-Либанос в Лалибэле Церковь Бетэ-Абба-Либанос в Лалибэле Бетэ-Абба-Либанос (            ; ц. св. Ливания; 9,6×6,8 м; высота стен 7,6 м) - сооружение, отсеченное от скалы с 4 сторон, но соединенное со скальным массивом на уровне крыши. Подобного типа более поздние храмы известны в областях Ласта и Тыграй (Зоз-Амба, скальная ц. Марьям Дэбре-Цион в Геральте). Бетэ-Лыхем (Вифлеем; букв. «Дом хлеба») - так в эфиоп. традиции называют расположенное неподалеку от церкви здание, где приготавливается хлеб для Евхаристии. Часть скалы полукруглой формы выступает к центру обходного туннеля. Внутри нее находится круглое помещение с небольшими окошками и со спуском в узкий подземный ход, ведущий к ц. св. Меркурия. Лепаж и Мерсье определяют Бетэ-Лыхем как одну из башен оборонительной системы комплекса Л. Бетэ-Гийоргис (        ; ц. св. Георгия) находится в стороне от обеих групп храмов, на зап. берегу Иордана. В плане представляет собой равноконечный крест. Происхождение такой формы ряд исследователей связывают с нек-рыми деревянными манбарами, а Лепаж и Мерсье предполагают, что храм имел значение обетного креста и места коронации. К храму ведет проход через узкий туннель с запада. С юж. стороны к туннелю примыкает небольшое помещение, высеченное в стене двора. Сейчас оно используется как помещение для певчих, а ранее, возможно, служило гостиницей для паломников. На крыше храма вырезано изображение креста, также служащее декоративно оформленным желобом для отвода дождевой воды. Внутреннее пространство разделено полуколоннами с консольными капителями, поддерживающими арки. Над алтарной частью вырезан купол со вписанным в него крестом.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (15.07.1273 - 15.09.1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан , один из наиболее почитаемых в Эфиопской Церкви святых (пам. эфиоп. 18 маскарама (15 сент.), 15 тахсаса (11 дек.)). Сведения о Е. содержатся в его Житии, а также в Житиях его многочисленных учеников. Житие Е., судя по стилю, было составлено в XV в. В европ. собраниях известно 5 его рукописей: 4 из Британской б-ки и 1 из Ватиканской. Эти списки представляют собой 3 редакции: пространную, изданную Б. А. Тураевым (Lond. Brit. Lib. Orient. 704 и 705), краткую из рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 703 и краткую из рукописей Lond. Brit. Lib. Orient. 702 и Vat. Aeth. 46. Редакции различаются в основном наличием и последовательностью ряда эпизодов и числом посмертных чудес Е. Житие имеет ярко выраженную полемическую направленность в защиту евстафианства и отличается обилием риторики, панегирических (нередко стихотворных) отступлений и библейских цитат (включая, согласно эфиоп. пониманию Свящ. Писания, апокрифы и псевдоэпиграфы), однако излагает немало подлинных событий. Существует также краткое синаксарное Житие Е. Е. род. в Цэре, на востоке обл. Тигре (Тыграй), близ того места, где впосл. им был основан мон-рь Дэбрэ-Цэраби. Его отец Крэстос Моа, происходивший, по преданию, из знатного («княжеского») рода, и мать Сэна Хэйват были праведны и отличались милосердием. Много лет у них не было детей, из-за чего Сэна Хэйват сильно печалилась, пока Господь не послал к ней арх. Михаила, и тот обрадовал ее вестью о скором рождении первенца, к-рый «своими учениями умудрит неразумных, источив реки премудрости и ведения из двух сосцев духовных - из Моисея мед и из Евангелия млеко ведения…» ( Тураев. 1902. С. 296). В этом стандартном агиографическом эпизоде нашел отражение характерный для Е. интерес к ветхозаветным предписаниям. При рождении мальчик был наречен Маэкаба Эгзиэ ). В раннем детстве, ок. 1280 г., его отправили на воспитание к брату матери Даниилу (в монашестве Захария), настоятелю мон-ря Дэбрэ-Марьям, расположенного на горе Коркор в р-не Гэральта (на юге Тигре). Еще в отроческом возрасте он был рукоположен во диакона, в 15 лет принял монашество с именем Евстафий, а затем был поставлен иереем.

http://pravenc.ru/text/187440.html

Эти выступы соответствуют 2 центральным травеям нефа и боковым компартиментам нартекса и макдаса, в результате чего углы здания приобретают облик башен, а зап. фасад (ныне заслоненный поздним притвором) может трактоваться как 2-башенный. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Внешний облик храма и техника кладки следуют традиции аксумских дворцовых сооружений, повторенных в первом 5-нефном Аксумском Соборе Богоматери Сионской . Кроме того, композиция церкви Д.-Д. имеет очевидные параллели в архитектуре Нубии VII в. ( Leroy. 1973. Р. 111), копт. Египта (перекрытие центрального алтаря куполом, впервые осуществленное, как считается, ок. 910 г. в ц. Богоматери (аль-Адра) мон-ря Дейр-эс-Суриани в Вади-эн-Натрун, Месопотамии (композиция вост. части) и Сирии (базилики с 2-башенными фасадами типа Кальб-Лузе; ок. 450). По образцу церкви в Д.-Д., вероятно, были построены церковь размещенного в гроте монастыря Йемреханна-Крэстос (Йемраха; XII в.) к востоку от Лалибэлы , а также ц. Бетэ-Лехем (Вифлеемская), стоящая на недоступном нагорье Дэбрэ-Табор к востоку от оз. Тана (XII-XIII вв.; построена из каменных блоков, имеет купол не только над центральной частью макдаса, но и над средокрестием; позже «скрыта» внутри нового, круглого в плане здания). В неск. модифицированном виде план базилики Д.-Д. был положен в основу скальных храмов Лалибэлы (XII-XIII вв.). В старом храме Д.-Д. сохранились замечательные скульптурные произведения. Фризы нефа и алтаря состоят из 60 небольших квадратов с геометрическими композициями, ни разу не повторяющимися. Кессонированный потолок нартекса (из древесины оливы) - уникальное произведение средневековой эфиопской скульптуры. В каждой из 39 ячеек находится деревянное барельефное изображение: сохранились 6 кессонов c растительным орнаментом и 28 с изображениями животных. Композиции отличаются высокой техникой и живостью исполнения, восходят к позднеантичной, в т. ч. раннехрист. традиции. Исследователи связывают появление анималистических изображений также со строгим запретом на скульптурные изображения людей в Эфиопской Церкви.

http://pravenc.ru/text/180788.html

В Гибе И. разгромил племена галласов и освободил из плена христиан. Он также выбрал и утвердил наместника обл. Эннарья, к-рая с XIII в. считалась отдельным «царством» омотоязычных племен и была частично христианизирована. В правление И. впервые после ликвидации иезуитских миссий в Эфиопии (1632) активизировались ее контакты с католическим Западом. В 1699-1700 гг. при дворе И. в Гондаре жил французский врач Ш. Ж. Понсе, который лечил царя и должен был убедить его завязать дипломатические отношения с Францией и допустить в страну католич. миссионеров. Обе цели были выполнены: вместе с Понсе во Францию был отправлен посол с письмом от И. к Людовику XIV, а незадолго до этого Римский папа Иннокентий XII (1691-1700) направил в Эфиопию францисканскую миссию с посланием И. Царь ответил его преемнику Клименту XI письмом (в целях конспирации на араб. языке) с признанием правоверия Римско-католической Церкви, хотя вряд ли имел серьезное намерение принять унию. Понсе оставил воспоминания об И. и о своем пребывании в Эфиопии (впервые изд. в Париже в 1704). Весной 1705 г. И. заболел и удалился на о-в Антония на оз. Тана, назначив своего сына и наследника Такла Хайманота бехт-вададом. Опасаясь, как бы И. не объявил наследником одного из сыновей своей недавно умершей любимой наложницы Кэддэста Крэстос, мать Такла Хайманота Малакотавит организовала заговор. В февр. 1706 г. Такла Хайманот был неожиданно вызван к царю, но заговорщики убедили его не ехать и немедленно возвели на трон. 8 марта сын выступил в поход против отца, но тот вновь заболел и 16 марта отрекся от престола. Свергнутый монарх был заключен во дворце на о-ве Чыкла-Мэнзо на оз. Тана. Спустя неск. месяцев, опасаясь, что сторонники И. из Годжама могут его освободить и вернуть на престол, брат Малакотавит Павел и его сообщник Дэрмэн с воинами прибыли на остров, расстреляли И. и бросили его тело в костер. Священники и монахи похоронили останки И. в фамильной усыпальнице на о-ве Мэцраха. В 1708 г. отцеубийца Такла Хайманот I, прозванный в народе Проклятым, был убит. По приказу нового царя - Феофила (1708-1711), брата И., во 2-ю годовщину его гибели Малакотавит, Павел, Дэрмэн и убийца Такла Хайманота были казнены. Пространную хронику правления И. начал составлять придворный историограф Хаварья Крэстос. 4 мая 1700 г. он погиб от рук галласов, разгромивших царское войско, и его должность занял придворный свящ. За-Вальда Марьям. Во время похода 1704 г. За-Вальда был отослан из стана, и события похода фиксировал один из младших писцов. Последние 2 года правления И. освещены лишь в соответствующих разделах кратких хроник ( Basset. 1881; B é guinot. 1901; Perruchon. 1901; Raineri. 1992). Известно также пространное Житие И. ( Conti Rossini. 1942). И.- 1-й эфиоп. монарх, описания печати к-рого в источниках и даже ее оттиск сохранились.

http://pravenc.ru/text/1237987.html

Для ряда церквей Л. (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Дэбрэ-Сина) характерны общие черты: базиликальный план, 3-частное внутреннее пространство: нартекс, наос и алтарная часть. Эти помещения отделены друг от друга стенами с дверными проходами в аксумских рамах (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Амануэль) и триумфальной аркой. В комплексе Дэбрэ-Сина алтарные части открыты. Алтарная часть состоит из 3 смежных комнат (северная и южная имеют проходы в боковые нефы наоса (кроме ц. Бетэ-Абба-Либанос)). Наос делится на 3 нефа, в Мэдхане-Алем - на 5. Полуциркульный свод центрального нефа в этих храмах повышен над боковыми (кроме ц. Дэбрэ-Сина). Он декорирован аксумским фризом из ложных окон в профилированных рамах, выше фриза проходят чередующиеся с ложными световые окна 2-го яруса (в тех церквах, где он есть). Своды боковых нефов, как правило, плоские. В Бетэ-Марьям, в рукавах Бетэ-Гийоргис своды декорированы рельефными равноконечными крестами. В Дэбрэ-Сина рельефные кресты сводов имеют разнообразную форму. Второй ярус (хоры), к-рый полностью выполнен только в церквах Бетэ-Марьям и Бетэ-Амануэль, занимает пространство над боковыми нефами и нартексом. Подъем на него традиционно вырублен в сев.-зап. части нартекса. В ц. Бетэ-Абба-Либанос на этом месте остался нетронутый массив скалы; в Бетэ-Мэдхане-Алем работы не были завершены. Назначение 2-го яруса в эфиоп. церквах до сих пор вызывает споры ученых. Сейчас помещения 2-го яруса используются как хранилища. В архитектуре Л. прослеживаются аксумские черты. Это ступенчатый цоколь (Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина, Бетэ-Гийоргис), традиц. расположение 3 дверей в зап., сев. и южной стенах наоса. В нижнем ярусе, как правило, окна в аксумских профилированных рамах с имитацией решеток в форме крестов или с двойными прорезями, напоминающие декор церквей Дэбрэ-Дамо, Йэмрэханна-Крэстос, Зарема-Гийоргис. Форма окон др. типа соответствует силуэту аксумских стел (в некоторых случаях с килевидным завершением - Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль, Бетэ-Гийоргис, где они дополнены еще растительными рельефными орнаментами и небольшими крестами). Аксумского происхождения также пилястры (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос) и карнизы (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям), создающие горизонтальное членение фасадов. Общей чертой для церквей Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль являются 2-скатные крыши.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I [Йоханнэс; эфиоп.  ], царь Эфиопии (17 окт. 1667 - 19 июля 1682), св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 15 хамле (9 июля)). Сын царя Василида (1632-1667) и царицы Эхэта Крэстос, имя Иоанн получил при крещении. Провозглашен царем в день кончины отца в г. Гондаре , сразу же коронован и наречен царским именем Аэлаф Сагад (       букв.- «тысячи поклонились»). Столь быстрым воцарением И. был обязан Малька Крэстосу, приближенному сановнику Василида, к-рый носил титул «бэлатен-гета» (начальник царской прислуги). Малька Крэстос опасался возведения на трон Давида, старшего сына царя, из-за того что заключил его в 1666 г. в тюрьму для царских родичей на горе Вахни, когда тот выступил против отца. Всеобщее признание и поддержку И. получил еще и потому, что после смерти Василида подданные стремились избежать междоусобицы. Первые меры, принятые И.- помилование заключенных (19 окт.) и отмена налога на коров (26 окт.),- были призваны укрепить его положение на троне. 26 дек. 1667 г. И. короновал свою супругу Сабла Вангель (      ), происходившую из старинного воинского рода Мадабай. 7 авг. 1668 г. Малька Крэстос получил должность бехт-вадада (т. е. министра двора и 1-го министра), и т. о. И. положил начало формированию собственной администрации. В условиях продолжавшегося в Эфиопской Церкви раскола, вызванного богословским спором о соединении и помазании , И. как защитнику веры пришлось проводить активную церковную политику. 5 окт. 1668 г. он созвал Собор в Гондаре для обсуждения вопросов, которые должны были найти поддержку у противостоящих сторон: о запрете браков с сестрами жены и братьями мужа (повторных), с крестными родителями и крестниками, о недопущении совместного проживания с христианами мусульман и фалашей и об изгнании из Эфиопии «франков» (амхаризированных потомков солдат-португальцев). Принятые Собором решения стали проводиться в жизнь: близ Гондара появились Эслам-Бет (мусульм. квартал) и Кайла-Меда (долина кайла, т. е. фалашей), к-рые впосл. вошли в городскую черту, а «франкам», поселившимся на земле Такуса, пришлось покинуть Эфиопию без оружия, что означало их неминуемую смерть или обращение в рабство на подвластных мусульманам землях.

http://pravenc.ru/text/469790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ За-Микаэль Арагави, взбирающийся при помощи змея на гору Дамо. Фрагмент картины. Худож. Илия. Фотография. 1906 г. (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) За-Микаэль Арагави, взбирающийся при помощи змея на гору Дамо. Фрагмент картины. Худож. Илия. Фотография. 1906 г. (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) За-Микаэль Арагави [эфиоп.      ] (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви , один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.)). Практически единственным источником сведений о З.-М. А. является его пространное Житие, в к-ром много хронологических и географических несоответствий (самая ранняя из сохранившихся рукописей - XVI в.). Согласно Житию, З.-М. А. происходил из «римского» (т. е. визант.) имп. дома. Его благочестивых родителей звали Исаак и Эдна (  ), а старшего брата - Феодор. При рождении ребенка якобы нарекли араб. именем Абд аль-Масих (      ), причем тут же приводятся его эфиоп. соответствие - Габра Крэстос (раб Христов) и перифраз - Габра Амлак (раб Божий) - явный анахронизм эпохи Соломонидов (после 1270), когда в Эфиопии появилось много переводов с арабского. Мальчик изучал Свящ. Писание, «вырос и окреп в Духе Святом», поэтому, когда его хотели женить на знатной девице, он отказался, твердо решив стать монахом. Для этого он отправился к прп. Пахомию Великому. Вопреки общеизвестным фактам агиограф поместил его вместо Египта в Грецию. Юноша был подвергнут испытаниям, успешно их выдержал и был принят в монашескую общину. В эту же обитель прибыли 7 благочестивых ромеев, к-рые позднее вместе с З.-М. А. распространяли христианство в Аксумском царстве : Ликанос, Йэмата, Цэхма, Губба, Афце , Панталевон ( Пантелеимон ), Алеф . В Житии подчеркивается, что с ними не было 9-го монаха, Исаака Гаримы . После кончины прп. Пахомия во главе общины были поставлены Феодор и Орсисий (  ), под рук. к-рых подвижники 7 лет совершенствовались в монашеской жизни. В эти годы З.-М. А. навестила его мать.

http://pravenc.ru/text/182549.html

Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV-XV вв. складывались сложно: эфиоп. цари уважали монахов и охотно благотворили мон-рям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось вмешательство последних в гос. дела, в частности протесты против традиц. царского многоженства, к-рое обусловливалось гос. соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Д.-Л. со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380-1411). Сын Давида, царь Зара Якоб (1434-1468), отправил игум. Андрея в заточение, где тот скончался. Однако после 1445 г. Зара Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших мон-рей Эфиопии и включить их в свое окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Д.-Л. был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впосл. святой Эфиопской Церкви). Именно Зара Якоб официально признал за настоятелем Д.-Л. титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Д.-Л. и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиоп. монархии. Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос В 1532 г., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази , Д.-Л. был разграблен и сожжен дотла. Его настоятель эфиоп. св. Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559), на которую он сопровождал эфиоп. царя Клавдия. В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь переживал тяжелые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве гос. религии. При царе Василиде (1632-1667) волна нашествия язычников-оромо отрезала Д.-Л. и всю историческую обл. Шоа от остальной христ. Эфиопии. Царь решил переместить мон-рь в обл. Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар . Для этого он перенес табот (выполняющий в эфиоп. храмах функцию антиминса ) Д.-Л. в расположенное в 10 км от Гондара мест. Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер П. Паэс (1564-1622) ранее основал католич. мон-рь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего мон-ря в обл. Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение.

http://pravenc.ru/text/180795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЯСУС МОА [эфиоп.      ; букв.- «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.)), распространитель христианства в обл. Амхара. Днем рождения И. М. считается 26 генбота (21 мая), среда; с учетом хронологических данных, приведенных в его Житии, исследователи относят это событие к 1214 г. И. М. род. в сел. Дахна в обл. Бегамедр (Бэгемдыр). Его родители За-Крэстос и Эгзиэ Кэбра долгое время были бездетными. После молитв ко Господу и Пресв. Богородице и исполнения принятых обетов у них родились 3 сына, старшим из к-рых был И. М. В Житии указан не только день его рождения, но и день зачатия (26 нахасе (19 авг.), понедельник), что представляет собой исключительный случай в эфиоп. агиографии. До 30 лет И. М. жил в достатке в родительском доме и получил хорошее образование, изучал Свящ. Писание, совершал добрые дела, предавался благочестивым размышлениям и хранил телесную чистоту. Однажды ночью ему явился арх. Гавриил и трижды повторил приказание отправиться в монастырь Дэбрэ-Дамо к настоятелю аббе Йоханни. И. М. ушел из дома, пока его родные спали. Йоханни сомневался, сможет ли новый ученик быть монахом, но И. М. безропотно исполнял послушания и через 7 лет получил от настоятеля монашеское облачение. И. М. строго соблюдал устав прп. Пахомия и до самой смерти спал только сидя. Иясус Моа. Миниатюра из Евангелия. 1280 г. (мон-рь Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Fol. 5v) Иясус Моа. Миниатюра из Евангелия. 1280 г. (мон-рь Дэбрэ-Хайк-Эстифанос. Fol. 5v) Спустя нек-рое время И. М. вновь явился арх. Гавриил, повелев идти на восток и добраться до острова посреди оз. Хайк, на к-ром последний аксумский царь Дэл-Наод возвел ц. св. Стефана. Достигнув озера, И. М. провел 6 месяцев на его берегу, служа в ц. апостолов Петра и Павла, пока один из жителей острова не перевез его туда. Церковь св. Стефана И. М. сделал центром основанного им мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос ; правивший тогда загвейский царь назначил И. М. первым настоятелем обители. Впосл. судьба мон-ря и И. М. оказалась тесно связанной с претендовавшим на эфиоп. трон Йэкуно Амлаком , к-рый стал родоначальником новой династии Соломонидов . В благодарность за духовную поддержку этот государь заключил с И. М. ряд «заветов» (договоров). Так, на острове было запрещено жить женщинам и мирянам; настоятель Хайкского мон-ря занял высокопоставленное положение при царском дворе, получив особый титул - аккабе-саат (однако И. М. отказался от него в пользу своего преемника За-Иясуса, поскольку никогда не покидал остров).

http://pravenc.ru/text/1237989.html

  001     002    003