Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV-XV вв. складывались сложно: эфиоп. цари уважали монахов и охотно благотворили мон-рям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось вмешательство последних в гос. дела, в частности протесты против традиц. царского многоженства, к-рое обусловливалось гос. соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Д.-Л. со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380-1411). Сын Давида, царь Зара Якоб (1434-1468), отправил игум. Андрея в заточение, где тот скончался. Однако после 1445 г. Зара Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших мон-рей Эфиопии и включить их в свое окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Д.-Л. был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впосл. святой Эфиопской Церкви). Именно Зара Якоб официально признал за настоятелем Д.-Л. титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Д.-Л. и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиоп. монархии. Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос Интерьер церкви мон-ря Дэбре-Либанос В 1532 г., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази , Д.-Л. был разграблен и сожжен дотла. Его настоятель эфиоп. св. Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559), на которую он сопровождал эфиоп. царя Клавдия. В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь переживал тяжелые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве гос. религии. При царе Василиде (1632-1667) волна нашествия язычников-оромо отрезала Д.-Л. и всю историческую обл. Шоа от остальной христ. Эфиопии. Царь решил переместить мон-рь в обл. Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар . Для этого он перенес табот (выполняющий в эфиоп. храмах функцию антиминса ) Д.-Л. в расположенное в 10 км от Гондара мест. Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер П. Паэс (1564-1622) ранее основал католич. мон-рь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего мон-ря в обл. Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение.

http://pravenc.ru/text/180795.html

Относительно продолжительности правления З. существуют 2 варианта хронологии: «долгая», охватывающая по разным версиям 372, 354 или 333 года (т. е. с нач. или с сер. X в.), и «краткая» - 133 года или менее (с сер. XII в.). Сторонник последней К. Конти Россини попытался связать приход к власти З. с конфликтом между копт. патриархом Иоанном V (1147-1167) и эфиоп. царским домом, тщетно добивавшимся ок. 1150 г. смещения престарелого митр. Михаила, к-рый отказался признать царя-узурпатора. Однако нет никаких указаний на то, что эта узурпация означала смену династии. На данный момент не имеется также достоверного списка царей З. В изданной Р. Бассе «Краткой хронике» имена стоят в следующем порядке: 1) Мара Такла Хайманот (          ) - 3 года; 2) Татадэм (  ) - 40 лет; 3) Жан Сэйум (      ) - 40 лет; 4) Гэрма Сэйум (      ) - 40 лет; 5) Йэмрэханна Крэстос (      ) - 40 лет; 6) Кэдус Харбе (      ) - 40 лет; 7) Лалибала (  ) - 40 лет; 8) Наакуто ла-Аб (        ) - 48 лет; 9) Йэтбарак (  ) - 40 лет; 10) Майрари (  ) - 15 лет; 11) Харбай (  ) - 8 лет. Эфиоп. историк Такла Цадэк Макурия предложил реконструкцию списка в ином варианте: 1) Мара Такла Хайманот (920-933); 2) Сэбухай Дэл Наад II (              ) (933-943); 3) Майрари (943-958); 4) Харбай Харайана Маскаль (          ) (958-966); 5) Мангэсана Йэбарэк (          ) (966-973); 6) Йээкабэка Эгзиэ (      ) (973-983); 7) Зена Петрос (      ) (983-989); 8) Бахр Саф (      ) (989-1003); 9) Тата Вадэм Цар Асгэд (              ) (1003-1013); 10) Акутет Джан Сэйум (          ) (1013-1033); 11) Ба-эмнат Гэрма Сэйум (          ) (1033-1053); 12) Йэмрэханна Крэстос (1053-1093); 13) Габра Марьям (      ) (1093-1133); 14) Лалибала (1133-1173); 15) Наакуто ла-Аб (1173-1213); 16) Йэтбарак (1213-1253). Оба списка соответствуют «долгой» хронологии. Расхождения между ними значительны, но совпадают 2 последовательности: из имен 4 правителей (Татадэм/Тата Вадэм - Жан/Джан Сэйум - Гэрма Сэйум - Йэмрэханна Крэстос) и из имен 3 правителей (Лалибала - Наакуто ла-Аб - Йэтбарак). Привязка царствований к абсолютной хронологии, которую предложил Такла Цадэк Макурия, является условной. 40-летний срок правления большинства царей 1-го списка и части 2-го (5 последних царей) выглядит совершенно недостоверным.

http://pravenc.ru/text/182455.html

Таким образом спор о „помазании» ставил монофизитов per fas et nefas в прискорбную необходимость держаться такой тактики: а) постараться не понять, что такое „помазание», о чем говорят богословы, когда называют Богочеловека Христом; б) акт „помазания» отнести к такому мгновению времени, которое было не „после соединения»; и в) вопрос о действующих в „помазании» вывести из его триадологического контекста, в особенности устранить соучастие Св. Духа в „помазании». Первоначально (в 1681 г.) спорившит стороны поставили вопрос о „прославлении плоти» Христовой, т. е., как кажется, об „обожении». Но термин „прославление» имеет смысл очень широкий, и оно, начавшись „обожением», продолжалось во всей земной жизни Господа как Его царское мессианское служение и завершилось по воскресении Его. Спорившие, повидимому, и сами признали неудобство такой постановки вопроса и логично решили, что им, для избежания недоразумений, следует выяснить свои воззрения на один момент земной жизни Господа, на самое воплощение. Затем на соборе 1687 г. установлена норма христологических построений: признали правильным то воззрение, которое верно выражает ту истину, что Богочеловек „определился Сыном Божиим в силе помазания Духа Святаго». Эта норма видимо составляет только перифраз слов апостола: Бог – обещал – о Сыне Своем, который – открылся Сыном Божиим ( το ρισθντος Yο Θεο) в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых 119 . Повидимому эта нормальная формула благоприятствовала именно евстафианам: их излюбленное слово “помазание” было внесено в нее, и это было единственное слово, которое собор прибавил к библейскому тексту. Однако защитники „ помазания “ вести заключительные прения на основе этой формулы не пожелали, признавая тем самым ее неудобною для себя. Спустя десять лет Валда-Тансые взгляд евстафиан выразил сжато и ясно в двух словах: „Ba-qyb’y tawâhada”, „Помазанием Он соединился”. Успех в выяснении спорного вопроса эта формула представляет несомненный. В 1681 г. абба Николавос сказал, что „обожение” есть следствие „соединения“ двух естеств во Христе, между тем как абба Акала-Крыстос настаивал, что „обожение” есть следствие „помазания”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Стих 4: ни сущу жертвеннику, в Евр. мицева. Это слово означает статуи, а также камни, и на камнях прежде приносили жертвы; потому LXX могли перевесть: жертвеннику. Θισιαστηριου. Ефод (в славян: жречеству) был принадлежностью первосвященнической одежды, выражал Священство; потому LXX перевели ιερατειας священства. См. Исх.28:4 ; 1Цар.28:19 . Слово: терафимы значит simulacra: изображения (у Акала тоже; μορφοματα simulacra) ; это, по бл. Иерониму, «фигуры, знаки или изделия, относящиеся к Священническим украшениям». (См. 28 письмо к Марцелле), т.е. к таким вещам, при которых бывали какие-нибудь явления и знамения свыше, напр. при Уриме и Тумине; а потому LXX, вместо терафимы перевели: δηλων явлений (от δηλοω – являю, открываю). 51 Пререкаемый жрец αντιλεγομενος ιρευς, т.е. священник, о котором спорят, которого не одобряют. 52 В Евр. кимривей (от рув – litigare, contendere) спорить, ссориться, противодействовать и т.п. 54 Возмут у LXX ληψονται (от λαμβανω), что значит, между прочим, брать на свое попечение; потому другие понимают и так, что неправды жрецов, причиной того, что народ поддерживает приношениями жизнь их. Под. обр. переводит Калмет с Еврейского vitam tuentur hostiis propitiatoriis поддерживают жизнь жертвами очистительными. См. у Калмета, Поля и др. 58 Ραβδομαντια жезлогадание. Волшебные жезлы для открытия руд и воды долго были в употреблении в Европе. 62 Галгал город в кол. Вениамин., близ Иерехона. Здесь были обрезаны Евреи, находился несколько времени Ковчег Завета, избран Саул на царство, вблизи вознесся Илия яко на небо 4Цар:2,1. 63 Она. Из слов Еврейских бет (дом) и Он или авен составилось одно слово: Беф-Авен – дом Она или Авена. Был город Бефавен в кол. Вениамин., но толковники под Беф-Авеном разумеют Вефиль, где находилось капище золотого тельца. Акила и Симмах перевели это слово: οικον ανωφελη безполезный или вредный дом, Феодотион: οικον αδικιας дом неправды или нечестия; Вульгата: Bethaven. Самое Еврейск. слово: Он или Авен или суета, или нечестия; отселе Бет-Авен – дом нечестия, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Утром занимался и принимал доклады до 12 1/2. Завтракал с Тотле-беном (деж.). Аликс поехала в Царское в свой лазарет. В час дня поехал с Бирилевым в Ропшу на тройке. Облава происходила в полях за церковью; в ней участвовали: д. Владимир, Николаша, Ники, Николай Михайлович], Сергей и бар. Фредерикс. Сначала погода была удачная, потом пошел дождь. Я убил: 2 фазанов, 21 сер. куропатку, 5 русаков и 5 беляков. Всего убито: 233 штуки. Вернулся с Бирилевым же в 6 1/4, когда совсем стемнело. Читал до 8 час. Обедали вдвоем. Писал целый вечер. 24-го сентября. Суббота. День стоял чудный. Обычные доклады до завтрака и один после. Завтр[акала] княжна Барятинская. Гуляли и гребли вдвоем на двойке, вспоминая Транзунд. Море было тихое. Занимался до 8 час. Обедали: Нилов, А. А. Танеева, Соллогуб с женою, Философов и Волков — оба с “Полярной Звезды”. Опять вечером происходила игра с дутьем вплоть до чая. Разъехались в 11 3/4. 25-го сентября. Воскресенье. После вчерашнего чудного дня сегодня погода резко изменилась, сделалось холодно, задуло и полил дождь. Были у обедни с детьми и завтракали маленьким обществом на ферме в приемной комнате. Принял флиг.-адъют. гр. Ламздорфа и кап. Нильсен [а] датского флота. Гулял. Принял доклад Трепова. Обедали вдвоем. Весь вечер занимался. 26-го сентября. Понедельник. Погода продолжала быть скверною. Завтракали: Бирилев и Соловой (деж.). Принял пять отставных донских казаков — старшему было 90 лет, а самому младшему 75 лет! Гулял. Занимался до 8 час. Обедали: А. А. Танеева, Гейдел, Чагин, лейтенанты: Фабрицкий, Левшин и Лялин с “Полярной Звезды”. Перед чаем опять была усиленная игра в дутье. 27-го сентября. Вторник. Утро было сильно занят[о] до часа с 1/4. Завтракали: Борис (деж.), Чакрабон и новый сын короля Сиамского. В Большом дворце приняли вместе испанского посла Айерба, вновь назначенного. После этого на ферме представлялось 40 чел. раненых, потерявших ноги или руки. Гулял недолго. Т. Вера Константиновна приехала к нам к чаю. Обедал Борис. Погуляли вдвоем холодным лунным вечером. Затем долго занимался. 28-го сентября. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Собор 1654 г. имеет значение лишь первой хронологической даты в истории этого спора: мы не знаем даже, какое там  было принято решение. Занимался ли этим вопросом собор 1667 г., тоже неизвестно. Но начавшееся брожение не утихает и в следующее царствование, при ныгусе Иоанне I (Johanys, 8 окт. 1667 † 9 июля 1582). В 1671 г., читаем в летописи, – „было смятение монахов в Йыбаба» [город у южной окраины озера Цана на границе Гожама и Амхары]. В 1672 г. „сменен абуна Крыстодолу [митроиолит Христодул] и поставлен на его место абуна Синода [Шенути]“. Эти факты, быть может, стоят не без отношения к тогдашней „злобе дня” богословов. А в последний год Иоанна спорный вопрос всплывает на страницах летописи в своих первых богословских очертаниях. 7 октября 1681 г. ныгус созвал собор, на котором вели прения друг с другом сами перводоложники спора, родные братья абба Никодавос и абба Акала-Крыстос. „И привел авва Николай свидетельства от писаний, что прославилась плоть соединением Слова, и победил авву Акала-Крыстос”. Но побежденный Акала-Крыстос не убедился и был предан собором анафеме. „И сказан был такой приказ 62 : „прославилась плоть соединением”. Таким образом решение собора получило обязательность государственного закона. Ныгус Иоанн внес и еще новое осложнение в этот спор, изгнав упорствующих диссидентов из монастырей их. Так возникло церковно-политическое дело о „гожамских изгнанниках”, с которым пришлось ведаться сыну и преемнику Иоанна, Иясу I (9 июля 1682 † 2 окт. 1706), при котором политическое значение этого богословского вопроса выступает все сильнее и сильнее. Политический характер этому богословскому спору придало то обстоятельство, что некоторые влиятельные государственные люди были на стороне гожамского воззрения, и даже в числе прямых его защитников-богословов встречаются аристократические имена Абиссинии. Но были и такие политические дельцы, которые шли далее нравственной поддержки евстафианам и готовы были эксплуатировать их одушевление для политических смут 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Когда они сошлись, составили собор, позвали этого еретика и представили ему свидетельства словами писания, что Христос не во двою естеству: „он един с плотью, воспринятой от Владычицы нашей Девы Марии“, и сказали ему: „обратись от своего заблуждения и твоей неправой мысли“. Когда он не послушался и не обратился от своей ереси, они побили его камнями в земле Аринго. Едва ли здесь имеется в виду диспут Николая с Акала-Крестосом, как полагает Duensing. Диспут этот происходит в Гондаре, а не в Аринго, не имел по-видимому рокового исхода для Акала-Крестоса, к тому же последний был на нем не только не диофиситом, а напротив – представителем крайнего монофиситского направления. Другой аналогичный случай произошел, по словам жития, еще в стране Муй. На этот раз осужденным и побитым камнями был „Иосиф-Франк, еретик, приписывавший Христу два естества. Он не открывал никому своей ереси, но называл себя митрополитом и говорил: „я послан патриархом иерусалимским“. Когда он прибыл в стан праведного царя, Бог не попустил ему губить христиан своей ересью. Он побудил священников стана и царя испытать его веру. Когда они спросили его о вере, обнаружилась его ересь, и они побили его и его брата камнями в городе Муи, в провинции Дибер, принадлежащей к Богамедру... Камень еще и теперь там, ибо была большая куча. Это странное известие, как и предыдущее, не подтверждается летописями. Кем мог быть „Франк Иосиф“? Прежде всего, конечно, можно в нем видеть носителя нового покушения латинян на эфиопскую церковь , не сохраненного в памятниках, но отмеченного в летописях, а также в нашем житии в виде простого намека об „изгнании франков“. В таком случае и недоумение Бассе о том, что это за франки, находит разрешение: новый „патриарх“, присланный или поставленный на место Альфонса, является на аудиенцию к царю по вступлении его на престол. Но тогда непонятна ссылка на иерусалимского патриарха. В то время латинских патриархов в Иерусалиме еще не было. Нельзя ли предполагать, что Иосиф вызан „франком“ не для обозначения национальности, а как „приписывавший Христу два естества“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Исповедников, сосредоточенных, неслышимых, было много - Великий пост, все готовятся причаститься на завтрашней литургии. Коля смиренно стоял в длинной очереди и вновь плакал, беззвучно, безостановочно. Давно он уже не плакал - большой мальчик, а сейчас как прорвало. И откуда только слезы берутся? Он впервые пришел на исповедь, хотя в храм заходил уже не раз. Ждал долго и не заметил, что человек, стоявший перед ним, исповедался, отошел от аналоя и что батюшка внимательно глядит на него, раба Божия Николая. Сзади слегка подтолкнули. Он очнулся и сделал несколько шагов к аналою. - Я царя-мученика хулил, - прошептал Коля, с трудом двигая языком. И, набравшись духа, рассказал про экзамен. Остальная исповедь во множестве грехов, совершенных за всю почти четырнадцатилетнюю жизнь, потекла сама собой... Домой шел с легким, успокоенным, тихим сердцем. Мягкий снег как-то уютно осыпал землю... Какое сегодня марта? Несколько дней уже прошло. Тогда было пятнадцатое. А бабушка непременно сказала бы: " второе " , она не признавала новый стиль. Когда оставалось лишь повернуть за угол и вот он - его дом, вдруг сзади шею крепко-накрепко обхватили чьи-то руки, а перед глазами, словно призрак, возник Витька. Еще один из парней насел сбоку. - Ну привет! - Коля понял, что Витька, как и его приятели, пьян. - А мы с " огонька " ! К тебе заходили, маман сказала, что ты в церковь поперся! Отмолил грехи, попенок? Коля рванулся - тщетно, держали крепко. - А Алка пла-а-акала! А я ей, дуре, по шее - нашла из-за кого! Сейчас и ты получишь... Витька вдруг запнулся. Он и сам не мог бы объяснить толком, что с ним произошло. Внезапно его лихо подхватило и понесло, словно на сегодняшней вечеринке, да только еще шибче, аж дух захватывало... Появилась забавная идея. Он ухмыльнулся. - Сл... слушай, а как ты меня тогда за фотку! А? Думал, врежешь... Это ты-то, тихоня! А хошь, отпустим? Ну, скажи только, что Николай - " Кровавый " . - Нет. - Отпустим, говорю же... Верно! Не дрейфь, " историк " . Ну не крест же сорвать велю! В церковь теперь многие таскаются.

http://zavet.ru/krohi/lit/001/005.htm

- Лично я без денег жить не смогу, без них я действительно никто, — признался Хромов. - Дело не столько в деньгах, сколько в бесконечной гонке за ними. - Да уж, я, как только в себя пришел, начал дела педалить… Ладно, Вер, узнать бы — кто на меня охоту объявил. Вот разберусь с этим, и мы еще на твоей свадьбе погуляем, — безнадежно подмигнул он ей, — я на твоей стороне, Вера. Всегда. Есть в тебе какое-то обаяние, ты, наверное, тигра заставишь себе ноги лизать. - Спасибо, Юра, — Вера взяла его руку в свои ладони. — Я знала, что мы не будем врагами. - Столько бабла вместе сделали, — хохотнул Юрий Максимович, — а ты говоришь, бессмысленно это. Ты хоть мне расскажешь, где ты его нашла? - Расскажу, но ты вряд ли поверишь. Глава седьмая 1 По вечерам Вера, возвращаясь на Сивцев Вражек, загодя отключала мобильный телефон, чтобы никто не мог помешать им с Павлом. Обычно они договаривались заранее, где встретиться и куда сходить. Проблем с билетами, благодаря Вериным связям, не было. Собственно, для тех, у кого есть деньги, подобных проблем вообще не бывает. В основном, по настоянию Словцова, это была культурная программа. Правда, один вечер пришлось подарить удивительной чете Зарайский-Калашникова. Купили цветы, торт, коньяк и прогулялись пешком до Малой Молчановки, где жил генерал. Первое, что бросилось Павлу в глаза — почти все стены в квартире Михаила Ивановича были книжными стеллажами. Он с любопытством и легкой завистью скользил по корешкам редких и раритетных изданий, а Зарайский, курсируя из кухни в гостиную с приборами и яствами, успевал давать пояснения о той или иной книге. Потом Словцова до глубины души поразила исключительная предупредительность Михаила Ивановича и Варвары Семеновны (Вериной мамы) по отношению друг к другу. Это постоянное проявление заботы: «Варенька, я подолью тебе горячего…», «Мишенька, сырокопченую не ешь, лучше вот докторской…», «Варенька, не вставай, я схожу на кухню сам…». При этом оба они успевали поминутно потчевать гостей, сыпать вопросами и отвечать на встречные. И ни капли фальши! Они жили этой заботой друг о друге. И Павел позавидовал им белой завистью. Казалось, начнись за окном Конец Света, Михаил Иванович набросит на плечи Варвары Семеновны шаль и они, обнявшись, сядут ждать так, как стали бы ждать очередной серии любимого фильма. Варвара Семеновна в разговоре, как и многие москвичи, немного потягивала «а», отчего речь ее была плавной, а интонации особенно выразительными. Вере, видимо, передалась эта плавность, хотя она не «акала».

http://azbyka.ru/fiction/vid-iz-okna/?fu...

В других синаксарях его нет вследствие поздней даты ее жизни и прославления, сравнительно с временем написания их. В конце рукописи жития Валатта-Петрос у Аббади имеются „стихи в честь Эхта-Крестос“ на 5 листах 245 . Царь Иоанн I Последним по времени из известных нам святых эфиопской церкви можно считать царя Uoahha I (1667–1682). Его житие по геттингенскому и тюбингенскому спискам синаксаря, где оно помещено под 15 хамлэ (9-го июля) сообщил в переводе Duensiug 246 . Оно является интересным добавлением к сухому погодному списку войн и церковных событий в хронике. Но вопрос, насколько достоверны его показания? Мы не будем говорить о свидетельствах в пользу благочестия и добродетелей царя, в пользу его справедливости и ревности к созиданию храмов: без этих черт он бы не нашел себе места в синаксаре. Но последний намекает и на политические события. Что значит: „он простил подати и уничтожил долговые обязательства людям своего царства, которые долго были в утеснении и нужде вследствие пожара, произведенного Асфадином. Затем он уничтожил хацэ (князя) Коло, сидевшего в церквах и монастырях“? Едва ли здесь имеется в виду Асфадин, уговоривший азмача Такло помочь царю Сарца-Денгелю против Хамальмаля 247 . Очевидно перед нами какие-то два события из нескончаемой серии смут, не занесенные в летописи 248 , но непонятные для нас вследствие краткости упоминания. Гораздо подробнее агибиограф говорит о событиях церковного характера. Вместе с летописцем он отмечает факт окончательного изгнания из Абиссинии „еретических франков“, но вместо рассказа о соборе 1681 г. и происшедшем на нем диспуте Акала-Крестоса и Николая, он передает о соборе в Аринго, на котором был осужден и побит камнями какой-то эфиопский уроженец 249 по имени Багö-Крестос, „который отвергал Господа нашего Иисуса Христа и приписывал Ему два естества. Он был воспитан в учении этих еретических франков и следовал их стопам. Когда православный царь Иоанн узнал об его ереси, собрал иереев и епископов, пустынников и монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001   002     003