Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Верхне-Имбатском. 1803–1834 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Верхне-Имбатском. 1803–1834 гг. Фотография. Нач. ХХ в. 28 окт. 1898 г. еп. Акакий ушел на покой. Еп. Евфимий (Счастнев) прибыл в Красноярск 8 янв. 1899 г. За время его епископства епархия значительно пополнилась новыми церквами, свечным заводом, почти в 2 раза увеличилось число церковноприходских школ. 11 июня 1900 г. владыка освятил место закладки здания ДС, возведенного в нач. ХХ в. При ДС состоялось открытие образцовой 3-классной школы для мальчиков. В 1904 г. была построена и освящена домовая ц. во имя архистратига Михаила, реконструированная в 1914 г. Для преподавания в ДС были приглашены имеющие степень кандидата богословия выпускники Киевской, Московской, Казанской и С.-Петербургской ДА. Еп. Евфимий инициировал сбор средств для раненых и увечных воинов, пострадавших во время кит. похода (1900) и русско-япон. войны (1904-1905). Лазарет для раненых находился в помещении ДС. Для обеспечения осиротевших детей офицеров и нижних чинов были учреждены 3 стипендии в епархиальном уч-ще, 7 - в Красноярском ДУ, 20 - в церковноприходских школах. Были приняты на воспитание в мон-ри дети дошкольного возраста, потерявшие кормильцев. Будучи осторожным в церковных делах, еп. Евфимий в 1906 г. не утвердил предложения обновленческого характера, принятые экстренным епархиальным съездом, указав, что «изменения с церковной обрядностью не только не послужат пользе Православной Церкви, но, скорее всего, послужат поводом для простого народа к совращению в ереси и расколы». Справедливость его слов показал и неудачный опыт временной замены в 1907 г. офиц. епархиального издания политизированным «Енисейским церковным вестником». В дни поражения в русско-японской войне, революционных волнений и трансформаций общественно-политической жизни 1905-1907 гг. большинство представителей духовенства епархии старались сохранить духовно-нравственные устои общества. Однако еще осенью 1903 г. произошли беспорядки в Красноярской ДС, окончившиеся исключением 16 семинаристов, что свидетельствовало о нивелировании прежних ценностных ориентиров и в среде духовенства. В 1912 г. по ходатайству еп. Евфимия началось выделение ассигнований на миссионерскую деятельность (по 6400 р. ежегодно). 12 марта 1912 г. было учреждено епархиальное историко-археологическое об-во, одним из главных деяний которого стало издание в 1916 г. «Краткого описания приходов Енисейской епархии». Скончался еп. Евфимий 9 янв. 1913 г. в Красноярске. Погребенные в Богородице-Рождественском соборе останки были в советское время выставлены в краеведческом музее и сожжены затем в музейной кочегарке вместе с останками строителя собора Щёголева.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Празднование Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Тропарь Севастийским мученикам Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления. «Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». Кондак Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества. Стихира Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость. Акафист святым сорока мученикам Севастийским   Проповеди Св. Василий Великий. Беседа н а день святых четыредесяти мучеников Из  проповеди , произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Ипполип, Ириней, Авундий и Конкордия. 13 авг. Ок. 260.       Зинон, священномуч. Веронский. 12 апр. Марин воин и Астерий синклитик, мучч. Кесарийские в Палестине. 7 авг. Никифор, муч. Антиох, в Сирии. 9 февр. 253–260.       Гаий, Фавст, Евсевий и Херамон, мучч. Александрийские, при Валериане. 4 окт. Анфуса дева, Афанасий, еп. Тарса, Харисим и Неофит, мучч. Киликийские. 22 авг. Феодот и Руфина, мучч. Кесар. в Капп. 2 сент. Агрипина, мученица Римская. 23 июня. Ферапонт, священномуч. Сардийский. 27 мая. 265.            Дионисий, священномуч. Александрийский. 5 окт. Ок. 266.       Григорий чудотворец. еп. Неокесарийский. 17 ноября. 263–270.       Киприан еп., Иустина девица и Феоктист, мучч. Никомидийские при Клавдии. 2 окт. Мучч. Римские: Ипполит еп., Кенсорин, Савин, Хрисия и др. 20 мучч. 30 янв. Марин и Марфа, и чада их Авдифакс и Аввакум, Персиане, со многими другими. 6 июля. Иулиан пресвитер и Кесарий диакон, мучч. Тарракинские. 7 окт. Ок. 272.       Савва стратилат и 70 воинов, мучч. Римские. 24 апр. 273.                   Конон преп., с сыном Кононом, мучч. Иконийские. 6 марта. Павел и Иулиания, Квадрат и Акакий, мучч. Птолемандские. 4 марта. 274.                   Филумен, муч. Анкирский. 29 ноября. 275.                   Мамант, муч. Кесарийский в Капп. 2 сент. 270–275.       Лукиллиан, с четырьмя отроками, и девица Павла, мучч. Византийские, при Аврелиане. 3 июня. Илиодор. муч. Магидский. 19 ноября. Мефодий, священномуч. Патарский. 20 июня. Александр иерей, муч. Сидский. 15 марта. Патрокл, муч. Трикассинский. 17 авг. Коинт, муч. Фригийский. 6 июля. Лупп муч. 23 авг. Ок. 280.       Трофим, муч. Антиохийский, при Прове. 19 сент. Савватий и Доримедонт, мучч. Сивадские. 19 сент. 284.             Вавила еп. и три отрока, мучч. Антиох. 4 сент. 284.             Пелагия св., девица Антиохийская. 8 окт. Мучч. Емисские: Силван еп., Лука диакон и Мокий чтец. 29 янв. Иулиан врач. 6 февр. Фалалей врач, и с ним Александр и Астерий, мучч. Киликийские при Нумериане. 20 мая. Мучч. Римские:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Агафоник, Принкипс и др., мучч. Силимврийские. 22 авг. Мучч. Солунские: Александр. 9 ноября. ДомнИн.10 окт. Зинон и Зина, мучч. Филадельфийские. 22 июня. Мучч. Халкидонские: 305–313.                  Солохон, Памфамир и Памфалон, воины. 17 мая. Севириан. 22 авг. Максим, Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские. 15 сент. Ардалион, муч. из лицедеев. 14 апр. Роман муч. 10 ноября. Ок. 315.       Ермил и Стратоник, мучч. в Мисии. 15 янв. Ок. 316.       Евстафий воин, муч. Анкирский. 28 июля. 319.            Феодор Стратилат, великомуч. в Ираклее Понт. 8 февр. 320.            Гордий, муч. Кесарийский в Каппад. 3 янв. Феоген, священномуч. Парийский. 2 янв. Сорок пять муч. Никопольских. 10 июля. Мучч. Севастийские: Севириан. 9 сент. Сорок воинов. 9 марта. Феодот, священномуч. Керинийский. 2 марта. Фока вертоградарь, муч. Синопский. 22 сент. 322.             Василий, еп. Амасийскиии, муч. Никомид., и св. дева Глафира. 26 апреля. Авив, муч. Едесский. 15 ноября. 308–323.       Иулиан пресв., муч. Анкирский при Ликинии. 13 сент. Селевк. Макровий и Гордиан, муч. Галатские. 13 сент. Аммун диакон и 40 дев постниц, мучч. Ираклийские. 1 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские. 10 мая. Акакий, муч. Милитский. 28 июля. Мучч. Севастийские: Власий еп., два отрока и 7 жен. 11 февр. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан, мучч. в Томах. 13 сент. Дорофей, Агриппа, Виктор и Феодул мучч. 18 февр. 324.            Филогоний, еп. Антиох. 20 дек. 325.            Митрофан, патриарх Цареградский. 4 июня. Григорий, еп. Армении Вел. 30 сент. Никейский собор 1-й. 29 мая. 326.            Царица Елена. 21 мая. Ипатий, священномуч., еп. Гангрский. 31 марта. 327.             Иона, Варахисий и другие, муч. Персидские. 28 марта. 330.             Обновление Царьграда. 11 мая. Ахиллий, еп. Лариссы. 15 мая. Силвестр, папа Римский. 2 янв. 335.             Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 13 сент. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 14      сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, он сбросил с себя одежду и присоединился к 39-ти мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзали, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников бросили в реку. Через 3 дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40-ка мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. Благоверный князь Ростислав 27 марта (14 марта по церк.кал.). Благоверный Ростислав, князь Киевский, (в крещении Михаил) был внуком Владимира Мономаха , сыном Мстислава 1-го и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоленск в управление своему третьему сыну Ростиславу. Ростислав управлял Смоленским княжеством более 40-ка лет. Он основал ряд городов, построил много храмов и Смоленский кремль. При нем образовалась Смоленская епархия. В 50-ые годы 12-го века он был втянут в борьбу за Киев, которую вели княжеские семьи Ольговичи и Мономаховичи. Ростислав стал Киевским князем в 1159-ом году. Он отличался высокими христианскими качествами: любовью к подчиненным, желанием блага всем, забвением обид. Известно еще, что Ростислав стремился принять монашеский постриг, но не смог осуществить это желание. Его духовником был Поликарп, настоятель Киево-Печерской лавры. Народ любил Ростислава. Возвращаясь из похода на Новгород, он заболел и скончался в 1167-ом году. Похоронили его в Киеве в Феодоровском монастыре, основанном его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ И 10 000 ВОИНОВ [Ахатий], мученики Араратские. По сообщению актов, подлинность к-рых вызывает сомнение, эти мученики были рим. воинами эпохи имп. Адриана (117-138) и Антонина Пия (138-161). Во время похода против мятежных сир. племен «годаренов и евфратезиан» после чудесного явления ангела они во главе со своим начальником А. были обращены в христианство. Одержав победу, воины ушли на г. Арарат для созерцательной жизни. Попытки императоров заставить их вернуться к военной службе и языческим жертвоприношениям оказались тщетны, и после долгих пыток и сопровождавших их многочисленных чудотворений воины-христиане были распяты на той же горе. Эти мученики не были известны вплоть до 1371 г., когда их легендарная история была записана венецианским агиографом Петром Натальским . Лишь в конце ср. веков память их была занесена почти во все зап. календари под 22 июня и А. был провозглашен одним из 14 «святых помощников», что принесло ему широкое почитание. Кард. Бароний (1538-1607) включил этих мучеников в мартиролог Римской Церкви. Мощи их находились сразу в неск. местах. Но эти святые неизвестны на христ. Востоке, в т. ч. и в Армении. В 1969 г. католич. Церковь, признав апокрифичность истории этих мучеников, прекратила их почитание. Ист.: BHL, N 20-24; ActaSS. Jun. T. 4. P. 182-187. Лит.: LTK2. Bd. 1. Sp. 235. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63792.html

Две стороны нуждаются здесь в разъяснении. В Notitia dignitatum, памятнике времени имп. Аркадия, город Кир не упомянут вовсе: ни один полк не квартировал там в это время. Ко времени Феодорита произошла большая перемена: Кир – можно сказать – переполнен военным элементом. Fidelissimi milites выкупают африканку Марию из рабства (ер. 70). У «воинов» занимают для уплаты податей по 5, по 10, по 20 номисм жители Кирестики (ер. 33 Σακκ.). Когда Иаков кафра-рехимаский опасно заболел и отовсюду сбежался народ, чтобы похитить тело подвижника, то, «узнав об этом, все жители города, и воины и простолюдины», παντες, κα στραπται κα διται, во всеоружии явились в это селение и «отогнали» своих соперников (Migne, G. 82, р. 1239). «Воины» стоят на первом месте, как будто в Кире их было более, чем «простых горожан». Для «воинов», τος ατρατιταις, Феодорит пишет наставление в православной вере (ер. 144). Рекомендательное письмо, данное «трибуну Навкратиану» Проклом константинопольским , подает Феодориту первый повод к переписке с этим архиепископом (ер. 15 Σακκ.). Diaconus fortissimorum tertio stablisianorum [кавалерийского полка, Not. dign. Or. 7,30, который еще и в 520 г. стоял в Кире, Mansi, IX, 365А] относит письмо Феодорита Андрею самосатскому (Synod, с. 72). – На Феодорите (Migne, G. 81 р. 2) лежат заботы о дйлах не только церковных и политических, но и о воинских. Μυραις στκας τε κα χωριτικας, στρατιωτικας τε κα πολιτικας, κκλησιαστικας τε κα κοινας περιεχμενοσι φροντσι (2,12). Словом, Феодорит обрисовывается в таком положении среди «стратиотов», что его можно назвать военным епископом, епископом восточной армии, управление которой сосредоточено было едва ли не в Кире. Там живал и, по-видимому, не проездом, и сам magister militum per Orientem. Акакий верийский знает, что, как ни важно было бы для церковных дел участие Феодорита на совещании в Верии, он, вероятно, не явится, потому что в Кир прибыл magnificentissimus magister militum (Synod, c, 55). И действительно, (Synod, c.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В то самое время Плакида был в поле, занимаясь обыкновенным трудом своим. Увидев римских воинов, он узнал в них прежних друзей и от радости заплакал. Желая ближе увидеть их, он стал при пути. Между тем римляне, приблизившись к нему, спросили: не знает ли он Плакиды? «На что вам его?» – сказал Евстафий. «Мы друзья его», – отвечали воины. «Нет, я не знаю его, – сказал Евстафий, – и даже никогда не слышал о нем... но, государи мои! Прошу вас зайти в селение и отдохнуть у меня от столь трудного пути; а сверх того, будем иметь время разведать о том, кого ищете». Они согласились на просьбу его, и Евстафий привёл их к одному зажиточному крестьянину, прося угостить их, будто в его доме, и обещая за все издержки заплатить ему трудами рук своих. Евстафий сердечно радовался, что мог узнать от них, что делается в Риме; ибо сердце его, возожжённое любовью к Богу, не охладело для пользы во славу отечества. Евстафий служил им и угощал их; часто вырывались из очей его слёзы; но, не желая изменить тайне, он выходил из храмины и, отерев глаза, опять возвращался к ним. Антиох и Акакий, глядя на лицо его и приметив слёзы, начали мало-помалу узнавать его и говорить между собой тихо: «Этот человек подобен Плакиде, или сам Плакида». Они вспомнили, что у него на шее была рана, полученная им некогда в сражении; начали искать её и увидели... Воспрянули из-за стола, бросились ему на шею и зарыдали от радости. «Ты Плакида, – воскликнули они, – которого мы столь долго ищем! Ты – любимец цезарев! Ты – вождь римский, о котором царь и народ так долго сетуют!» Тогда объявили ему причину своего путешествия, злосчастие Рима и гордость врагов. Ревность к прежним подвигам запылала в сердце Евстафия; сыновняя горячность к родной стране в нём обновилась. «Так! Я тот Плакида, – сквозь слёзы сказал он, – с которым вы столько раз были победителями, я тот, который некогда был в Риме славен; но, ах! Я ныне слаб и презрен... однако, клянусь Богом Искупителем, что всегда готов пролить кровь мою за отечество, если правда, что я для пользы его нужен». С обеих сторон недоставало слов всё выспросить, на всё отвечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иулиания Птолемаидская, мц. Описания иконы Иулиания Птолемаидская, мц. - житие Святые мученики Павел и его сестра Иулиания были казнены при императоре Аврелиане (270 - 275) в Финикийском городе Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Находившийся среди встречавших Павел осенил себя крестным знамением, и это было замечено. Его тут же схватили и бросили в темницу. Когда на следующий день его привели на суд, он открыто и смело исповедал свою веру во Христа, за что был подвергнут жестоким мукам. Иулиания, видя страдания брата, стала при всех обвинять императора в несправедливости и жестокости, за что также была подвергнута истязаниям. Мучеников били, тела их рвали железными крючьями, жгли на раскаленных решетках, но не могли сломить дивного терпения исповедников Господних. Трое воинов, которые истязали святых, пораженные величием духа мучеников, уверовали во Христа. Эти новые избранники Божий Квадрат, Акакий и Стратоник были немедленно казнены. Мучитель попытался прельстить святую Иулианию обещанием взять ее в жены, если она откажется от Христа, но святая[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2096

- Не знаю такого и никогда не слыхал ни о каком Плакиде,- сказал Евстафий.- Но прошу вас, останьтесь в нашей деревне и отдохните у меня в хижине. Вижу, вы и лошади ваши устали — побудьте у меня, а потом поищете тех, кто сможет вам помочь. Воины не узнали его и пошли с ним в деревню. А он глядел на них и едва удерживался от слез. Евстафий привел их к себе — а жил он в чужом доме, у одного доброго человека. Хозяин угощал гостей, а Евстафий прислуживал им за столом, как некогда они ему служили. Во время обеда Антиох и Акакий все поглядывали на Евстафия и мало-помалу стали узнавать его. - Этот человек похож на Плакиду — или это он самый и есть,- тихо переговаривались они.- У Плакиды была глубокая рана, полученная в сражении. Если у этого человека есть шрам на шее — значит, это он. Разглядев шрам, они бросились к ногам Евстафия, и обнимали его, и радовались. Тут собралась вся деревня. Люди удивлялись, что сам Плакида у них жил и работал как простой крестьянин, и слушали рассказы воинов о его храбрости, подвигах и благородстве, и просили, чтобы он не прогневался на них. Рим ликовал, узнав о возвращении Плакиды, а император одарил его гораздо больше прежнего и сделал первым военачальником. Готовя войско к сражению с варварами, Евстафий видел, что оно слишком малочисленно. Он велел по всей стране искать молодых людей, годных для воинской службы, и отправлять в Рим. Так оба брата, Агапий и Феопист, оказались в столице. Они были рослые, крепкие и красивые юноши. Военачальник заметил их и скоро полюбил как сыновей — не зная, что они и есть его дети. Победив врагов, войско возвращалось из дальних стран. Чтобы воины отдохнули, Плакида разбил лагерь в очень красивом месте, в деревне у реки, и простоял там дня три. А в той самой деревне жила жена Евстафия; у нее был огород, от которого она кормилась, работая в поте лица. По Божьему смотрению Агапий и Феопист поставили свою палатку прямо возле ее огорода. Как-то в полдень, отдыхая, они разговорились и стали выяснять, кто из них какого рода.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010