Кириака, 29 сентября). Помня это, возлюбленный собрат, твердо стой в православной вере, завещанной тебе отцами и предками. Блюди себя и не входи в общение с людьми суемудрыми, неправо мыслящими о вере, которые, хотяще быть законоучители, не разумеют ни яже глаголют, ни о них же утверждают ( 1Тим.1:7 ). Одна сокровищница веры святая православная церковь ; одни истинные учители веры законные пастыри церковные. (См. «Воскр. лист.» 73). 5. Рассказы из церковной истории о силе веры I. На требование поклониться богам, св. священномученик Власий отвечал своему мучителю: «мучь тело мое, как хочешь, в твоей власти это; над душею же моею властен Бог». «А если я брошу тебя в озеро, спасет ли тебя твой Христос?» спросил мучитель. «Я верю и надеюсь, отвечал исповедник, что Иисус Христос, Бог мой, окажет мне свою дивную помощь и на водах». Правитель велел бросить св. Власия в озеро, но он пошел по воде, как по суше. Дойдя до средины озера, он сказал стоявшим на берегу воинам: «покажите теперь и вы силу богов своих и идите сюда». 68 воинов призвали своих богов и бросились в озеро, но все потонули. Считая виновником их смерти Власия, правитель приказал усекнуть его мечем (Чет.-Мин., февр. 11). II. За святую и богоугодную жизнь св. Акакий, бывший мелитинский епископ, еще при жизни удостоился от Господа дара чудотворений. Однажды, во время бездождия, святитель вышел за город и на открытом воздухе совершил безкровную жертву о ниспослании дождя. При этом он показал столь сильную веру, что не приказал вливать воды в св. чашу, надеясь, что Господь ниспошлет дождь и растворит св. чашу водой; твердая вера не посрамила святителя. По молитвам его дождь в изобилии полился на землю. В другой раз св. Акакий совершал в храме литургию. Во время службы, вследствие непрочного сооружения, свод храма готов был обрушиться. Народ с ужасом побежал было из церкви, но святитель воскликнул: «Господь защитник жизни моей, кого убоюся!» И свод держался на своем месте до того времени, пока святитель совершил службу, и все вышли из церкви. Тогда свод с громом рухнул на землю. Многими и другими чудесами прославился святитель. Блаженная кончина его последовала около 435 г. (Ч.-М. – 17 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Севастийские мчч. (40) - житие Сорок мучеников Севастийских (память 9 марта по старому стилю) В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Севастийские мчч. (40) " .

http://pravicon.com/info-3328

Мученик Акакий был сотником, т. е. начальником над сотней воинов. Жил в III столетии, при императоре Максимиане. Когда все приносили жертву идолам, а он отказался и исповедал Христа, тогда его мучили жестоким образом: били по спине и груди воловьими жилами, по лицу оловянными досками и затем усекли мечом в Царьграде. Св. Акакий помогает в борьбе с плотью. Св. Епифаний, ученик Андрея юродивого, как он сам пишет, испытал это на себе. Мученик Пахомий пострадал в 1730 г. В молодых летах он был взят в плен турками. Получив свободу за усердие и верность, он 18 лет провел в иноческих подвигах на Афонской горе. Когда однажды прибыл оттуда в турецкий город Усаки, где прежде жил, турки узнали его и начали принуждать к принятию магометанства. Он отказался, и его умертвили мечом. Мощи его хранятся на острове Патмосе, в обители св. Иоанна Богослова. О преподобном Иоанне Зедазнийском и 12-ти учениках его читать 29 ноября; об Антонии Печерском – под 10 июля. Любечская икона Богородицы известна своими чудесами с давних времен. Находится в Киево-Софийском соборе. В 1690 г. она принесена сюда митрополитом Гедеоном из бывшего города, в настоящее время местечка Любечь Черниговской епархии, отчего и называется Любечской. Жировицкая икона Богородицы находится в Жировицах, Виленской епархии (отчего так и называется). Там в лесу, на дереве, она и явилась в 1191 г. Первые увидели ее пастухи. От иконы исходил свет лучами. На месте явления поставлена была церковь , и от иконы совершалось много чудес. Однажды случился пожар, и церковь вся обратилась в пепел, но икону нашли на близлежавщей горе, на камне, и нисколько не пострадавшей от пожара. 8-е число Св. Апостол и евангелист Иоанн Богослов был братом апостола Иакова Зеведеева, сыном Зеведея рыбаря и Саломии, людей благочестивых. Происходил из Вифсаиды Галилейской. И. Христос призвал его из учеников Своего Предтечи. Иоанн был особенно любимым учеником Христовым. Ему, вместе с ап. Петром, Господь открыл предателя на Тайной вечери; он, один на апостолов, был у креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

 Враги Иоанна – Акакий, Антиох и Севериан. Согласились с его намерением и три сирийских епископа: Акакий Верийский, Севериан и Антиох – названий городов которых не знают даже прибывшие оттуда, а находящиеся там часто спрашивают, где эти города могут находиться 883 . У одного из них была такая причина вражды против святого, я говорю об Акакии: однажды, когда он прибыл [в Константинополь], ему не была приготовлена роскошная и большая гостиница, и хотя другая, подобная ей, и была приготовлена, но он как раз не захотел жить именно в ней, однако эта [гостиница] была бы [для него] готова, по обычаю епископов, если бы еще раньше не прибыл к нему 884 кто-то из пресвитеров, который в ней уже жил и не хотел, а лучше сказать, не мог так быстро оттуда переселиться 885 . И это старец посчитал обвинением против отца в пренебрежении страннолюбием, чтобы оно могло принести ему и низложение. Иные же, поскольку раньше, во время голода 886 , думали с помощью проповеди показать всю власть над той церковью 887 , а он, пользуясь словами не для того, чтобы обвораживать слух, подобно им, но чтобы питать души, совершенно разрушил основания их обмана, тο теперь, конечно, если бы был изгнан отец, они надеялись полностью достичь того нечестивого и безумного желания. Гот Гайна. Обвинения Златоуста в сговоре с ним. Итак, собравшись, они создали лучшую колесницу для строительства козней и упряжь беззакония, управляемую руками диавола и,        прежде всего, захотев лишить его благоволения императора, но не зная, с какой стороны за это приняться, были вынуждены использовать смехотворное обвинение, создав против него клевету из обстоятельства, которого на самом деле сделало для всех явным его высоту. Что же это за обстоятельство? Я не замедлю рассказать. Был у римлян некий перебежчик от варваров 888 , в то время жалкий видом, но коварный нравом, облеченный в те первые одежды греха. Сей, по причине великодушия, поскольку царствующий ο то время 889 думал, что для императора нет ничего великого в том, чтобы быть просто убийцей перебежчика, а величие заключается в том, чтобы сделать для перебежчиков и на родине, и на чужбине жизнь счастливой, чтобы и для остальных это дело не было соблазном, он с помощью могущественных людей приходит к величайшей чести 890 . И действительно, как начальник караула он с множеством воинов отсылается из города. Но, благоденствуя вопреки заслуге – ибо таковое обыкновенно случается с теми, кто по неразумию не имеет ума своим защитником, – и ради спасения положив масличную ветвь и получив начальство над таким большим войском, он предался страсти к тирании 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Там, павши к их ногам, со слезами на глазах, умоляли их пощадить Церковь Христову и возвратить ей ее пастыря ради праздника пасхи и ради готовившихся воспринять таинство крещения. Но их мольбам не внимали. Видя это, один из них стал угрожать императрице. «Побойся Бога, говорил он ей, устрашись Его праведнаго гнева; сжалься над своими детьми и не оскверняй праздника Господня пролитием крови». После сего с скорбию в сердце они возвратились в церковь , где находился и св. Златоуст; за ними вошли в храм вооруженные воины, изгнали из храма св. патриарха в дом его; за ним последовали и другие епископы, и весь народ, устрашенный дерзостью воинов, в ужасе разбежался. Церкви опустели. Когда наступила ночь, пресвитеры константинопольские, и некоторые епископы, остававшиеся верными своему епископу, собрались в общественных крещальнях, чтоб там провести, по обычаю, пасхальную ночь в молитвах, чтении священного Писания и крещении новопросвещаемых. К ним собралось множество народа, как для празднования пасхи, так и для крещения; здесь можно было видеть лица всякого звания, возраста, пола и состояния. Антиох, Акакий и Севириан, узнав об этом, просили военачальника, чтоб он рассеял это собрание. Но военачальник отказывался, говоря, что теперь ночь, народ сильно раздражен, и может произойти смятение. Акакий же ему говорил: «церкви опустели, и мы боимся, чтобы император, пришедши в храм и не видя там никого, не подумал, что народ не пришел по любви к Иоанну, и по ненависти к ним. Военачальник, уступая их усильным просьбам, дал им одного из подчиненных себе начальников, язычника, по имени Люция, с находившимся под его распоряжением отрядом воинов; но отпуская его, он приказывал ему, чтобы он не употреблял насилия, а кротко убеждал народ идти в церковь. Люций отправился туда с намерением в точности исполнить приказание начальника, и кротко убеждал народ идти в церкви; но народ его не слушал. Не желая употребить насилие, он возвратился к Акакию, сказывая ему, что народ сильно раздражен и сильно упорствует в своем намерении, так что без строгих мер ничего с ним нельзя сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) [греч. Ερναρχος κα α σν ατ πτ γιαι γυνακες] († 303), мученики Севастийские (пам. 28 нояб.). Сохранились пространное дометафрастовское и краткое синаксарное Жития И. Пространное Житие, написанное не позднее VIII в., И. Делеэ отнес к разряду «эпических» Мученичеств. Ж. Гаритт считал, что оно было составлено из 2 самостоятельных произведений - Мученичества 7 жен и рассказа об И. По мнению исследователя, Житие И. было использовано при составлении Мученичества сщмч. Власия, еп. Севастийского. Юноша И. был палачом в г. Севастия Армянская (ныне Сивас, Турция). В гонения имп. Диоклетиана 7 жен, жительниц Севастии, были приведены к судье и обвинены в том, что обратили в христианство своих супругов. Видя их стойкость на допросе, И. уверовал и объявил себя христианином. О мучении 7 жен также повествуется в Мученичестве еп. Власия (см. в ст. Власий , сщмч., еп. Севастийский). В нем правителем Севастии назван Агриколай, в пространном Житии И.- Максимиан, а в Синаксаре К-польской ц.- Максим. Жены были приведены на берег Севастийского оз., где ранее приняли мученическую кончину 40 Севастийских мучеников . Они отказались принести жертву языческим богам и утопили идолов в озере. Тогда правитель приказал предать их мучениям и затем обезглавить. С одной из жен было двое детей, которых она поручила заботам И. (или сщмч. Власия, согласно Мученичеству этого святого). После казни жен И. велели принести жертву идолам и за отказ бросили в озеро. Вода внезапно затвердела, но когда 68 воинов бросились, чтобы схватить его, они утонули (в Мученичестве сщмч. Власия это чудо произошло не с И., а с епископом). По призыву ангела И. вышел на берег, где его крестил пресв. Акакий. Вскоре И. снова схватили за изгнание демонов, живших в языческом храме, и приговорили к сожжению. И. и пресв. Акакий сами взошли на костер и молились в огне. К ним присоединились 2 отрока, которые также решили пострадать за Христа. Тела мучеников были обезглавлены. Некая благочестивая женщина собрала их останки и погребла рядом с озером. Позже на этом месте был воздвигнут храм во имя этих святых.

http://pravenc.ru/text/673981.html

Этот добрый и великомудрый (пастырь) старался исправить не только подчиненную себе Церковь, но и Церкви повсюду. Тотчас по вступлении свое на епископство, когда иереи в Египте и на западе находились еще в разладе с восточными из-за Павлина, и по этому случаю было какое-то общее отчуждение между Церквами всей империи, — он просил Феофила содействать ему в примирении римского епископа с Флавианом. А как скоро это было положено, тотчас избраны для сей цели берийские епископ Акакий и Исидор, из-за которого Феофил противился рукоположению Иоанна. Прибыв в Рим и совершив посольство согласно с своим желанием, они отплыли оттуда в Египет, а из Египта Акакий отправился в Сирию и от египетских и западных иереев разносил примирительные грамоты державшим сторону Флавиана. Таким образом Церкви, хоть и нескоро, освободились наконец от этого раздора и пришли в общение между собою. Впрочем, антиохийское общество так называемых Евстафиан несколько времени еще существовало и делало особые собрания без епископа; ибо преемствовавший Павлину Евагрий, как известно, жил не долго и скоро умер. Потому-то, думаю, и легко было примириться епископам, что не оставалось более противника. Что же касается до народа, то он как у черни обыкновенно бывает, все по немногу присоединялся к пастве Флавиана и с течением времени почти совершенно слился с нею. Глава 4 О Варваре Готфе Гайне и о причиненном от него зле.    В это время Варвар Гайна, перебежавший к Римлянам и из простого воина сверх чаяния достигший степени военачальника, вознамерился захватить верховную власть над римскою империею. Стремясь к этому, он перезывал единоплеменников своих Готфов из их стран в земли римские и близких к себе между ними ставил сотниками и тысяченачальниками. Тогда как Тирвингал (Требигальд), по родству человек к нему близкий, затевал новости, — он предводительствовал в Фригии многочисленным отрядом воинов, и люди благонамеренные ясно видели что им же самим подготовлено было это. Однакож он притворился, будто негодует на Тирвингала за разрушение тамошних городов, и получил повеление помочь им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 22 марта, Церковь празднует память 40 мучеников Севастийских 1 мин., 22.03.2024 22 марта Православная Церковь празднует память 40 мучеников Севастийских . Событие, связанное с подвигом этих воинов, произошло в IV веке, когда самые жестокие гонения на христиан уже были позади. Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастия (Малая Армения). Военачальник Агрикола по приказу императора Ликиния потребовал от них принести жертвы языческим богам. Воины-христиане несколько раз отказывались это сделать, за что в итоге их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили теплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. Один из воинов, в конце концов, не выдержал мучений и побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. В свою очередь, один из стражников воинов Аглай, увидев стойкость мучеников, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По Преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому блаженному Петру, повелев ему похоронить их останки, что и было исполнено. Имена всех мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. На Руси день памяти Севастийских мучеников еще называли  Сороки , а иногда  кулики . Как считали крестьяне, в этот день на Русь из теплых стран возвращались 40 птиц, а главная из них – жаворонок. Именно поэтому накануне женщины пекли «жаворонков» – сладкие печенья в виде птиц, обмазанные медом или патокой, которые потом раздавали детям. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-pamyat-...

Во время сего мучения Аврелиан говорил мученикам: — Теперь я победил вашу волшебную силу и вы узнаете, кто такой Аврелиан, — пусть придет ваш Христос и поможет вам. — Христос наш, — отвечала мучителю святая Иулиания, — уже с нами здесь и помогает нам и не допускает огню вредить нам, — ты же не видишь Его, ибо не достоин. Советую тебе оставить свое безумие и обратиться ко Христу. Если ты пожелаешь уверовать в Него, то Он примет тебя покаявшегося, ибо Он человеколюбиво и милостивно прощает грехи людские; а если ты не обратишься к Нему, то будешь предан вечному огню. В это время два воина, видя, что святые, опаляемые на одрах, остаются неповрежденными огнём, громким голосом вскричали: — Нет иного Бога, кроме небесного Бога, который помогает Павлу и Иулиании. Царь, разгневанный за это на воинов, повелел немедленно усечь их обоих мечем. Он думал, что они подкуплены и взяли от христиан много золота, дабы не мучить жестоко святых. Когда повели сих воинов на казнь, святой Павел дал им такое наставление: — Не бойтесь, — говорил он, — вы никогда не умрёте, но будете вместе со святыми наследниками Небесного Царствия. Услыхав его слова, воины остановились и стали молиться: — Владыка Господи Иисусе Христе! истинный Боже, Которого проповедают Павел и Иулиания, будь и с нами, ибо мы умираем, не совершив никакого злодейства. После сих слов они были усечены мечем. Имена их — Квадрат и Акакий. По кончине сих воинов, были приставлены другие, чтобы опалять святых, лежащих на раскалённых одрах. Они сыпали соль, чтобы огонь сильнее разгорался; — но святые не чувствовали мучений и продолжали укорять мучителя. Посрамлённый бессилием против мучеников, Аврелиан повелел посадить их в темницу, наложить на их шеи тяжелые деревянные колодки, на ноги оковы, а на руки надеть железные обручи. В темнице мучитель повелел набросать на пол острых гвоздей, как колючий терновник и волчец на поле, и положить на них мучеников, чтобы они не только не имели никакого облегчения в страданиях, но еще сильнее бы мучились от гвоздей, раздирающих их тело.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Акакий, епископ мелитинский, сказал: излишне подозрение против (уже) обличенных, хотя бы оно и было справедливо; излишне и требование святейших и боголюбезнейших епископов Кирилла александрийского и Мемнона ефесского. Ибо не может быть, чтобы отделившиеся от святого собора и приставшие к нечестивому учению Нестория, уже обличенные в таком преступлении, осмелились сделать что-нибудь против председателей сего вселенского собора, не имея притом никакой власти. Но если вашей святости угодно, чтобы они по этому делу предстали на суд, то пусть Иоанн епископантиохийский, виновник этого отпадения, будет спрошен чрез честнейших епископов Архелая, Павла и Петра, и отвечает на то, в чем он обвиняется, – почему он дерзнул на это? Когда Архелай, епископ миндский в Карии, Павел, епископ лампский на Крите, и Петр епископ паремвольский в Палестине, ушли и возвратились, – Фирм, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: пусть благочестивейшие епископы, которым поручено было сообщить вызов честнейшему епископу Иоанну, объявят, какой был его ответ? Павел, епископ лампский, сказал: когда мы, посланные святым собором вашим к честнейшему Иоанну, епископу антиохийскому, приблизились к его дому, то увидели множество воинов, вооруженных копьями и мечами, и других людей, которые не позволяли нам подойти близко к воротам. Наконец, хотя и с трудом, мы подошли ближе, не переставая говорить: «мы не враги и нас не много; нас послано только трое; пустите нас; нас послал святой собор с мирными предложениями по каноническому делу к честнейшему епископу Иоанну». Но, когда нас окружила толпа, Иоанн, вероятно понимая, зачем мы посланы, не принял нас. Многое говорил тут народ, и в этом говоре слышались ругательства на святой собор и на православную веру, но – какие именно, мы, за поднявшимся тут шумом, сообщить не можем. Архелай, епископ миндский, сказал: мы вытерпели большую тесноту и даже опасность, приближаясь к дому честнейшего епископа Иоанна, в виду воинов, которые стояли с обнаженными мечами и поднятыми дрекольями и грозили нам. Кругом толпилось множество и другого народа. И хотя мы многих просили известить его (о нашем прибытии), однако ж, не знаю по какой причине, не были допущены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010