Конечно, было бы слишком легкомысленно думать, что неприятие о. Александра, его книг и идей со стороны некоторых православных сводится к банальной зависти, тупости, отсталости. Наверное, встречается и это, но говорить про это неинтересно и бесполезно, ибо зависть и тупость были и, увы, будут всегда, и с этим трудно что-либо сделать. Но главное мне видится в другом — в непонимании сути служения о. Александра. Да, несомненно, о. Александр был крупным библеистом. Может быть, не все знают, а я это слышал лично от о. Александра, т. к. был вместе с ним летом 1988 года в Ленинграде (он попросил меня помочь привезти в Ленинградскую Духовную Академию свой «Библиологический словарь» для защиты докторской диссертации), так вот «Словарь» не был допущен к защите, несмотря на доброжелательное отношение Ленинградского митрополита Алексия, будущего Патриарха, под предлогом, что такой труд не мог написать один человек. О. Александр, несомненно, был богословом, философом, историком, выдающимся пастырем и духовным наставником. И в этой сфере, наверно, с чем-то из его богословских суждений можно спорить, что-то не принимать, кому-то могут оказаться неблизкими его пастырские подходы. Это нормально. Но важно всегда помнить. что главным делом жизни о. Александра было — свидетельство о Христе. Все мы знаем слова апостола: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления…» (1 Кор 12:27, 28) . О. Александр имел силу чудодейственную, об этом есть множество свидетельств его духовных чад, мог и исцелять, духовно уж точно, имел дар учительства и пророчества, но главный его дар — это Апостольство. Какова же главная черта апостольского дара? Лучше ап. Павла никто не скажет: «И когда я приходил к вам, братия, приходил к вам возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор 2:2) . Ап. Павел был мужем ученейшим, но всю свою ученость он положил у ног Христа, потому что без Христа она ни на что не годна. Так и о. Александр все свои поистине энциклопедические знания и многообразные таланты использовал только для одного — для проповеди Христа. Его часто спрашивали: «Что для вас важнее: литературный труд или служение в Церкви?» И он отвечал: «Я не разделяю это. Я пишу, чтобы рассказать людям о Христе».

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Мы с вами ещё вернёмся к Сенеке, у него есть целый ряд очень интересных мыслей, он, конечно, стоик, он философ, он практик, но он относится к богатству как к тому, что может человека обременять и тому, что может препятствовать, вообще говоря, той здоровой и трезвой жизни, которая, с точки зрения философского учения, и надлежит человеку. Ну, а мы возвращаемся к Нагорной проповеди. И Господь Иисус Христос, сказав о посте, далее говорит в 19м стихе следующее. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, уже где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Речь идет не просто о духовных сокровищах — речь идет о сокровищах небесных, сокровищах на небе. Мы с вами в прошлый раз говорили, что это понятие, этот термин ассоциируется с Богом, и поэтому получается, что земные сокровища ненадежны, преходящи. Мы с вами это хорошо знаем. Что-то приобрели, если испытываем какую-то симпатию к вещи — вот нравится мне компьютер, хороший, новый, и вот уже на второй день владения им я раз — и поцарапал крышку — это для того, чтобы я не привязывался. Ущерб невелик, совсем незначительный — маленькая царапина, но поскольку только что купил, он такой красивый, он такой хороший, и эта царапинка становится царапинкой на душе, и мы переживаем: как же быть? А ничего не приходит — я как пользовался, так и пользуюсь им дальше. Мы особенно переживаем, когда у нас на машинах царапинки, потому что мы знаем — это плохо, машина должна быть в порядке, она отражает внешний вид человека. Я однажды у заведующего транспортным отделом Духовной Академии спросил — у меня появилась маленькая царапинка на двери: что вы делаете со своими автомобилями. Он сказал по-простонародному, но очень точно и ясно: я с этим не заморачиваюсь. То есть, есть маленькая царапинка — пусть она у тебя будет. У меня сразу так отлегло от сердца — как хорошо… Вот она, природа нашего богатства, наших материальных вещей — все равно где-то, в чем-то какие-то царапинки, недостатки все больше и больше проникают, и даже делая ремонт в одном помещении, мы видим, что другое помещение при этом приходит в негодность, и своими человеческими усилиями не можем все объять. Господь говорит, что это естественно, этого не надо бояться, поэтому не надо стремиться приобрести много тлеющих — не только тленных, но именно истлевающих сокровищ на земле, а говорит, что приобретайте сокровища на небе, и говорит: как хорошо, там ведь ни моль не кушает, ни ржавчина не истребляет, ни воры не подкапывают и не крадут. Что это значит? Оно будет и неповрежденным, и его никто не может украсть у нас. То есть, если мы сделали доброе дело, в чём-то поработали над своей душой, что она стала лучше, она стала лучше чувствовать связь с Богом, то, конечно, это духовное сокровище никто не сможет от нас отнять, и оно не поцарапается, оно никоим образом не будет ухудшаться, разваливаться.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Надолго ли? Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени! ( Отк. 12:12 .) От одного из Старцев великой Оптиной Пустыни Бог привел мне получить в мое распоряжение рукопись, которая еще во дни блаженной памяти великого старца, отца Амвросия Оптинского , была на его рассмотрении и исправлении. То лицо, от которого мне эта рукопись досталась, утверждало мне, что она предназначена была самим Старцем для печатного назидания современников, но затем почему-то мысль эта была им оставлена. По недоведомым судьбам Божиим только теперь, спустя 15 лет после смерти о. Амвросия, настало ей время увидеть свет. Не прольет ли она некоторого света во тьму совершающихся злодейств и бедствий, от которых застонала Русская земля?! I Вот она — эта рукопись, уже пожелтевшая от времени. Четким почерком на ней изображено следующее: «В кругу простого народа нередко приходится слышать такие рассказы, которые могут показаться странными и даже невероятными. Один из таких рассказов, записанный нами со слов очевидца, мы предлагаем читателю. По необыкновенности рассказа, ему трудно поверить, но и отвергать совершенно истинность его тоже, кажется, нельзя, потому что сотни людей были очевидными свидетелями описываемого нами события. Мы с намерением указываем на место, где случилось событие и выставляем имена тех лиц, которые каким бы то ни было образом участвовали в нем, дабы любопытствующие, кто имеет возможность, сами лично расспросили их о случившемся. Событие, описываемое нами, не единственное. Любопытный часто может слышать в простонародии подобные рассказы; и если он внимательно и без предубеждения слушает их, то много найдет причин и верить им. Подобный рассказ мы встретили в «Православном Собеседнике» (1868 г. Март. С. 76), издаваемом Казанской Духовной академией. Там, в житии преосвященного Илариона, митрополита Суздальского, бывшего первого строителя Флорищевой пустыни, говорится, что в царствование Царя Алексия Михайловича в Москве, в Патриаршей богадельне на Куличках, по действу некоего чародея, вселился демон и живущим там причинял многие пакости. Тогда, по повелению Цареву, для изгнания демона послан был в оную богадельню преподобный Иларион, находившийся в то время в Москве. По принесении Господу молитв, во время которых диавол бесчинствовал, и по окроплении всей богадельни святой водой, когда диавол все еще не выходил из дома, Преподобный спросил его:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

«Нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ) и ( 3Цар. 8:46 ), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). «Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (20:9)? Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так об этом учат и св. Апостолы. Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, учить ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ) и ( 1Ин. 1:10 ). Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:10–17 ), ( Гал. 5:17 ); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом ( Евр. 12:22–23 ). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет. Только человек, впавший в духовную гордость и самообольщение, может говорить, что он без греха. Сектант: 4) Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращеннаго из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). Объяснения православного: 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще .могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша Церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, на днях отлучила бывшего профессора академии архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и других непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»:, но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк. 5:30–32 ) и ( Лк. 7:34–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца». Рим.3:23–25 : «Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру для показания правды Его в прощении грехов». 1Кор.6:20 : «Вы куплены дорогою ценою». Еф.1:7 : «...B Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов». Евр.9:12–14 : «со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Евр.10:10,12 : «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». Откр.1:5 : «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею». Рим.5:8–10 : «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас...будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его...» Иеговисты считают, что для того, чтобы спастись, надо, во-первых, принадлежать к их организации и, во-вторых, работать для нее, проповедуя и распространяя литературу. Если все это «свидетель» исполняет, он будет наслаждаться тысячелетним раем на земле (ведь 144 тысяч «помазанных», которые будут править со Христом на небе, уже избраны). Православное учение о спасении иное. Как указывает профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов , существует несколько наименований одного и того же явления. Словом «искупление» предпочитают пользоваться католики, а православным более близок термин «спасение». Западное богословие мыслило в терминах юридических и утверждало, что первородный грех – это личный грех Адама, перешедший ко всем его потомкам; и что Христос имеет бесконечные заслуги и принес полное удовлетворение правосудию Божию, дал своеобразный выкуп за род человеческий – Свою жизнь. Восточные отцы считали первородным грехом не личный грех Адама, а то расстройство человеческой природы, которое явилось следствием отпадения от Бога прародителей. Профессор Осипов в своих лекциях объясняет, что, по мнению Св. отцов, в результате греха Адама произошло «расщепление естества человеческого, душевно-телесного, на автономно действующие части: ум, сердце – источник желаний и тело; повреждение образа Божия в человеке».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Но история Церкви – это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба – это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все – и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена. Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского : каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служение – Церкви и другим людям. Любовь и твердость

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Но как бороться? Самым лучшим способом издревле считалось – лишать противников слова, а – еще вернее – жизни. Когда в Иерусалимском синедрионе думали о применении этих методов к апостолам, Гамалиил, обратившись к членам синедриона, сказал: «мужи израильские, подумайте сами с собой о людях сих, что нам с ними делать. Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:35–39 ). Во имя уважения к чужой свободе свободные мыслители должны признать право на существование за православной философией. А затем во всей силе остается дилемма: человек может узнать истину от Бога или никогда не узнает ее. Свободные философы не могут быть в истине: и ограниченность их разума и безграничность материала подлежащего исследованию для установления истины безусловно лишают их возможности приблизиться к ней. Говоря словами древнего софиста, приходится утверждать, что познание истины невозможно и «по сложности предмета и по краткости человеческой жизни». Но Духовная Академия не претендует на то, что она нашла истину и овладела ею исключительно при помощи собственных сил. Нет; она утверждает иное. Она говорит, что печать божественности лежит на одном религиозном учении – учении христианском, именующим себя богооткровенным. Не вчерашнее это учение. Скоро уже будет две тысячи лет, как оно исповедуется на земле. В нем черпали бодрость, силы, утешение и счастье многие и многие миллионы людей. Пред этим учением преклоняется Академия и ему хочет служить и служит академическая философия. Тем, которые хотят уничтожения этой философии и уничтожения православных академий, словами Гамалиила мы скажем: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». С. Глаголев 11 Июля 1914 г. 1 Сам Плотин в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 2 Плутарх афинский или большой (ум. после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии : Сб. ст., принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации : В 2 ч./Ч. 1. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915. - 586 с./Глаголев С.С. Философия и свобода. 152-200 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в добре и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. I:6), входят в царство сатаны (Мф. XXV:41). Так же и из людей в царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию, здесь на земле, по словам Самого Господа: «истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. III:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь на земле, она постоянно терпит удары от врагов Церкви и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе, эта же Церковь Христова есть царство славы, торжествующая. Церковь, как говорит и слово Божие: «вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» (Евр. XII:22—24).    Назначение православных святителей и пастырей — всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели не достаточно одной лишь ревности проповедников: необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланника церкви. Кто решается проповедывать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. XI:15). Вот почему не ведут к спасению души – усилия ревностных сектантских проповедников; а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов — В.В. Розанова, Мережковского и др. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они естественно впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра, они усердно работают в сторону зла. Иное зло – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и Университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя – подавляющее большинство было православными)...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но стоило только русскому воину-освободителю выступить на защиту невинных, «взятых на смерть и обречённых на убиение» (Притч. 24,11), как полились реки крокодиловых слёз. Голос свой в этот вой, к сожалению, вмешали и люди, носящие священный сан Русской Православной Церкви. Они выпустили некий текст с запоздалым и лицемерным призывом «прекратить братоубийственную войну в Украине». Под текстом – довольно длинный список подписей священнослужителей. Наверняка некоторые подписались из-за неосведомлённости или прлестного прекраснодушия. Это те, кто живёт за рубежом и находится под мороком антироссийской пропаганды. Среди них – иерей Василий Буш. Это американец, который закончил в 1997 году Московскую Духовную Академию. Очень милый и наивный человек. Искренне желая разделить тяготы и лишения со своими русскими однокашниками, он попытался поначалу жить с ними одной жизнью не в отдельной квартире, а в казарменных условиях тогдашнего семинарского общежития. Его искренняя попытка закончилась нервным срывом и переходом в щадящий режим жизни на съёмной квартире. Представляю, что с ним было бы, если бы он попробовал разделить судьбу детей Донбасса и пожить с ними под обстрелами в подвалах. Но о. Василий живёт в США и, верно, не знает правды. Интересно, протестовал ли он против американских вторжений в Сербию, Афганистан, Ирак, Сирию? Однако, иных подписантов мы знаем, как профессиональных скандалистов и провокаторов, из числа которых, несомненно, и авторы этого воззвания. Слова этого воззвания либерального духовенства полны лукавого лицемерия. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1) – сказал Своим ученикам Иисус Христос. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27-28). Всё это в полной мере относится к словам этого обращения и к тем, кто их писал.

http://radonezh.ru/2022/03/05/protoierey...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010