В связи с этим учением апостол обращается к верующим римлянам со словами ободрения, призывая их к твердому упованию на спасающего их Бога: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу… Мы спасены в надежде… и Дух подкрепляет нас в немощах наших… Он ходатайствует за святых по воле Божией… (Мы) знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8, 1, 24, 26–28 ). И затем, желая решительно обнадежить римских христиан в том, что Сам Бог заботится об их спасении, он говорит: «Ибо кого Он предузнал , тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал , а кого призвал, тех и оправдал ; а кого оправдал, тех и прославил . Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим. 8, 29–31 ).   Когда апостол Павел в своих посланиях говорит о предопределении участи людей, он имеет в виду только спасаемых ( Рим. 8, 29–30 ; Еф. 1, 5, 11 ), но отнюдь не погибающих. Никогда и нигде он не говорит о предопределении к погибели. Виднейший русский православный экзегет профессор Н.Н. Глубоковский делает по этому поводу следующее замечание: «Благовестник судьбу погибающих вовсе не приписывает предопределению божественному и скорее оттеняет их личную виновность» 64 . То же утверждает и профессор Нового Завета ректор Свято-Сергиевской Академии в Париже епископ Кассиан: «В 8-й главе послания к римлянам апостол Павел говорит только о спасении… Он ничего не говорит о предопределении осуждения» 65 . Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ), и предопределение ко спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей, кто со страхом и трепетом совершает свое спасение ( Флп. 2, 12 ), кто «ищет благодати и свободно покоряется ей» (Послание восточных патриархов, член III) и остается верным до смерти ( Откр. 2, 10 ).   Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни сами обрекают себя на погибель и духовную смерть , то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Во 2-ю книгу VI тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошло толкование на Книгу пророка Даниила, обозрение книг Ветхого Завета, О творении мира и др. творения. Группа Вконтакте Facebook группа Том 6, книга 2 собрания творений Настоящее Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста является воспроизведением издания С.-Петербургской духовной академии, осуществленного в 1898 г. Следует, однако, подчеркнуть, что предлагаемые книги до сих пор являются единственным относительно полным изданием основных творений великого отца и вселенского учителя Церкви на русском языке, выполненным полиграфическим способом. Вторая книга шестого тома включает в себя: Толкование на пророка Даниила. Беседа, сказанная в великой церкви, после того, как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин. 5:19). Беседа о Мелхиседеке. Беседа против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища. Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (2 Тим. 3:1). Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении. Беседа о воздержании. Об утешении при смерти. Обозрение книг Ветхого Завета. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии. Беседа на слова: «какой властью Ты это делаешь» (Мф. 21:23)? О творении мира. Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице. ТВОРЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ В ИЗДАНИИ МИНЯ К ПОДЛОЖНЫМ (Spuria). Беседа на слова: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31), и о том, что божественные слова дороже всякой сладости. Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием, и что впоследствии этот образ восстановлен чрез нового Адама. Слово на начало Св. Четыредесятницы, об изгнании (из рая) Адама и о дурных женах. Об Аврааме и Исааке. О том, что нужно удаляться от зрелищ, что посетители их вовлекаются в грех прелюбодеяния и что они бывают причиной несогласий и вражды, и об Аврааме.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 11:13 ). «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» ( Евр. 11:17 ). Какой великий подвиг ветхозаветной веры в грядущее царство Божие: решиться принести в жертву, заклать единственного сына – единственный залог самых дорогих для ветхозаветного человека надежд и чаяний! Новозаветная вера в это грядущее царство знает подвиг не меньший. Он состоит в том, чтобы решиться принести в жертву все силы «единородной» души, потратить свой талант, ум, всю свою жизненную энергию, отдать все свои думы и дорогие мечты на дело Божие, из которого еще не знаешь, что должно получиться, торжествующего успеха которого не увидишь и от плода которого не пожнешь ( 1Кор. 9:7 ). Подобный именно подвиг и несли в себе почившие труженики академической науки. Они вложили свои таланты в жизнь, драгоценнее чего нет для человека, на дело православно-богословской науки, на разработку часто сухих, самих по себе не имеющих ближайшего жизненного значения вопросов, на утомительное, по истине мученическое безразгибное перелистывание и перечитывание десятков тысяч, миллионов страниц всевозможных литературных трудов, на убивающие здоровье трудовые и бессонные ночи за письменным столом, за упорным трудов. И они были «искушаемы», и им иногда думалось: не напрасно ли они изнуряют себя, не напрасно ли так безжалостно растрачивать жизнь свою в бесконечных и часто, по-видимому, бесполезных поисках истины: не разумнее ли беречь жизнь свою для деятельности более легкой, выгодной и спокойной, не разумнее ли воспользоваться покоем, довольством и честью иных, более завидных общественных служений? Но вера в грядущее торжество Христовой истины властно удерживала их при подвиге служения ей. Они «жертвовали обыкновенно надеждою внешних преимуществ любви к науке» 4 . «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» ( Евр. 11:21 ). «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе Сынов Израилевых и завещал о костях своих» ( Евр. 11:22 ). Отцы нашей обители науки, подобно тем древним патриархам, хранили свою веру до последних минут своей жизни. Но и умирая в разгар своих научных работ, обрывая их на половине, они и на смертном одре не покидали своей веры в грядущее торжество Христовой истины. Не имея возможности самим видеть, они крепко надеялись и утешались мыслью, что его увидят рано или поздно их преемники, которых они с любовью благословляли стать на место свое. Своим преемникам завещали они свою веру в грядущее царство Божие и свое право на участие в его созидании и в постоянное видимое свидетельство этого своего завета оставили им свои духовные кости – те богатые собрания ученых литературных трудов, которые составляют гордость, украшение и драгоценное сокровище нашего святилища духовной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Все эти события происходят вскоре за тем, как после Вознесения Иисуса Христа на апостолов сходит Дух Святой (см.: Деян 2:1–33). Значит, во всех этих (и многих других) фрагментах речь идет как раз о том Духе истины, том Утешителе, Которого Христос во время прощальной беседы обещал прислать ученикам. В этой беседе Спаситель говорит о Своем единстве преимущественно с Отцом, Духа же называет исходящим от Отца (ср.: Ин 15:26). Но весьма характерно наименование Святого Духа — Утешитель, по-гречески «Параклит» (παρκλητος). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин 14:16), — обещает Христос ученикам, и в этих словах многие толкователи прочитывают указание на то, что у апостолов уже имелся Утешитель — Сам Спаситель! Именно этим словом — παρκλητος — сам же автор четвертого Евангелия, Иоанн Богослов, называет Христа в своем Первом соборном послании: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая (иной вариант перевода того же самого греческого παρακλητος. — Прим. ред. ) пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин 2:1). Конечно, нельзя сказать, что Дух Святой совершает в мире ровно то же самое дело, которое совершил Христос. Главным делом Сына Божия на земле было искупление человеческих грехов, а Дух Святой человека освящает, подает ему силу для исцеления от греховных страстей, то есть от самой предрасположенности к греху (так учит догматическое богословие). Но в каком-то смысле Дух Святой еще и продолжает дело Христа: Он научает апостолов, напоминает им все, что говорил Христос (и в этом, между прочим, залог точности Евангелия, написанного апостолами через годы после Вознесения Христова!), свидетельствует о Христе, наставляет христиан на всякую истину… Илья Репин. Иисус в терновом венце. Эскиз Если же вернуться к тем многочисленным местам Нового Завета, где Дух Святой именуется Богом, и вспомнить, что Бог един (о чем непрестанно свидетельствует все Священное Писание), то неизбежно следует вывод: действия Лиц Святой Троицы кажутся разными, отличными друг от друга, только когда воспринимаешь их в контексте земной, человеческой жизни. Объективно же все, что делает Бог, совершается всей Троицей в Ее полноте. Как говорит об этом Сам Христос: … Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19). И Дух Святой, наставляя апостолов на всякую истину , … не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит , — говорит Христос. — Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13, 14–15). «То обстоятельство, что Дух будет возвещать полную истину, дает право заключать, что Он един по существу с Отцом и Сыном», — так комментировал эти слова профессор Петербургской духовной академии, крупный богослов и библеист Александр Павлович Лопухин (1852–1904).

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Год царствования Сапора II, Царя Персидского 37, гонения 7, от Р. Хр. 346 ). В седьмой год гонения на христиан, по приказанию Нарсеса Там-Сапора, взят был под стражу Иаков, пресвитер села фелсциалилы, вместе с сестрою своею Мариею, девицею, посвятившею себя на служение Богу. Нарсес принуждал их есть кровь, но когда они не хотели сего сделать 8 : то велел жестоко высечь их розгами. Они поднявши руки свои к небу, и обративши ум свой к Богу, молились Ему, чтобы Он не оставил их, и дал им силу и крепость к перенесению мучений. Мучитель видя, что они не хотят оставить христианской веры, призвал некоторого человека, по имени Магдада, который только назывался христианином, но на самом деле не был таковым, и приказал ему исполнить смертный приговор, произнесенный над мучениками. Магдад немедленно своею рукою отсек им головы в селе фел-дара, находящемся при реке Евфрате. Мученики увенчаны мученическим венцем в 17 день лунного месяца Марта. Печатается по изданию: Мученичество св. Иакова пресвитера, и сестры его Марии, девицы, посвятившей себя на служение Богу.//Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». СПб. — 1827 г. — Часть XXVII. — с. 86–87. Мученичество св. Феклы, Марии, Марфы, Марии и Амы, девиц, посвятивших себя на служение Богу ( Год царствования Сапора II, Царя Персидского 37, гонения на христиан 7, от Р. Хр. 346 ). В одно почти время с пресвитером Иаковом взят был, по повелению Нарсеса Там-Сапора, некто Павел, пресвитер города Касциада. Поводом к обвинению его было великое его богатство. К Павлу посланы были воины. Они окружили дом его, заключили его в оковы, и взяли с собою деньги его. Вместе с ним в сем же городе взяты были: Фёкла, Мария, Марфа, Мария и Ама, девицы, посвятившие себя на служение Богу. Их всех заключили в одну темницу. Павел первый представлен был на суд. Там-Сапор сказал ему: «если ты исполнишь повеление Царя и будешь покланяться солнцу; я освобожу тебя и возвращу тебе твои деньги. Нечестивый человек, сын геенны, Павел согласился исполнить волю царя, обещал сделать и исполнил все то, что ему было приказано.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Горькое сознание того, что «дни мои прошли: думы мои – достояние сердца моего – разбиты», порождает последнее желание: «О если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! О если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны они были в книге...» ( Иов. 17:11; 6:2; 19:23 ). На архивных кладбищах воскресают писатели, и из-под цензурных протоколов несутся к нам живые голоса невысказанных убеждений. И посвящая эту книгу – книгу взвешенных воплей и обсужденных страданий – как первый дар любви заживо похороненным и их разбитым думам, мы начинаем творить для них и их могильщиков суд беспристрастной истории... Предисловие Истории русского цензурного надзора, удовлетворяющей требованиям науки, пока не существует. Не говоря уже о деталях, даже целые отделы его до сих пор остаются почти не разработанными. По крайней мере из тех «двенадцати цензур», которые насчитал в свое время А. В. Никитенко 1 , не изучена систематически ни одна. Так, еще не вышла из стадии погодного – даже фельетонного – изложения событий история внутренней гражданской цензуры; почти не затронута громадная область деятельности цензуры иностранной. Лишь отдельными событиями воспроизводится и сложная картина духовно-цензурного надзора, над книгою. Правда, говоря о последнем, следует признать, что некоторым эпизодам здесь посчастливилось. Относящиеся к ним официальные документы, сравнительно давно извлеченные из архивов и не раз опубликованные на страницах журналов и монографий, успели вызвать комментарии современников и вообще получить всестороннюю оценку. Трудно, например, отметить какие-либо новые фактические детали в многократно воспроизведенном печатью инциденте из эпохи мистицизма с книгою «Беседа на гробе младенца». Обстоятельно изложено, затем, в специальных исследованиях ( И. Чистовича , Н. Барсова ) движение «весьма секретного» некогда дела о противозаконном переводе ветхозаветных книг протоиерея Павского. Достаточно очерчена также судьба катехизисов митрополита Филарета, академических чтений арх. Иннокентия (Борисова) , Православного Собеседника в Казани и некоторых других изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Господствующая страсть в человеке оказывается, таким образом, по словам Спасителя, ножом, который перерезывает нить нашей жизни. – Аминь» 353]. Мф.26:54 . «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» «Гл. 26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире, до скончания века будут вспоминать о поступке ее. Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что подобает исполнить всяку правду, как сбудутся Писания, яко тако подобает быти (ст. 54) и прочее. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания и прочее. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира» 132]. Мф.26:63 . «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» «Смирение, между прочим, состоит в том, чтобы терпеть незлобиво несправедливые обиды и не отверзать пред обидящими уст своих (Ср.: Ис. 53:7 ; Деян. 8:32 ). Иисус же молчаше ( Мф. 26:63 ). – Смирение – не искать поставить на своем. Смирение – быть доброхотным и скоропослушным во всем начальнику и даже низшим себя» 442]. Мф.26:69 . «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.» Мф.26:70 . «Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.» Мф.26:71 . «Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.» Мф.26:72 . «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.» Мф.26:73 . «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.» Мф.26:74 . «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.» Мф.26:75 . «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.» «Когда говоришь: и не введи нас во искушение ( Мф. 6:13 ), – то ты просишь Отца Небесного, чтоб Он удалил от тебя такие случаи, в которых может поколебаться твоя вера, твоя верность и преданность Господу Иисусу Христу, особенно если ты не тверд в вере; например, чтоб тебе в каком-либо случае не отречься от Него, как отрекся апостол Петр (См.: Мф. 26:70–75 ), чтоб не постыдиться исповедать Его имя, чтоб не постыдиться Креста Его, Пречистой Матери Его или святых Его; вообще этими словами ты просишь Отца Небесного удалить от тебя как от слабого человека вражеские или плотские и мирские искушения, которых так много в окружающем нас мире» 44]. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да не будут тебе бози инии! ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 95-Й ГОДОВЩИНЫ ОТ ОСНОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская, дымяшеся вся (Исх. 19, 16, 18). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20, 2—3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды - Меня — оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. 6, 24). Не знаете ли, — пишет св. апостол Иаков, брат Господень, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас (Иак. 4,4-5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола (Деян.17,16)?

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/d...

Даже общий взгляд на то, как Господь раскрывал Свое учение в притчах и как это соответствовало самому развитию евангельского сюжета, который ведет к истории Страстей Христовых, очень интересен и помогает понять, почему Господь говорил притчами. Следующий большой тематический сегмент — это оригинальный материал Евангелия от Иоанна, то есть тот материал, который не пересекается с текстами трех других евангелистов. Он заслуживает самостоятельного рассмотрения, потому что только евангелист Иоанн рассказывает о событиях, происходивших в Иерусалиме до начала истории Страстей Христовых. В трех других Евангелиях Господь не появляется в Иерусалиме до того, как входит туда, дабы там пострадать и умереть. А евангелист Иоанн упоминает несколько посещений Иерусалима и то, что происходило в ходе этих посещений. Только евангелист Иоанн описывает те споры между Иисусом и иудеями, которые носили остро конфликтный характер. Мы, прочитывая Евангелие от Иоанна в свете нашего христианского опыта, очень часто не воспринимаем всю остроту этой полемики. Например, когда Господь беседует с иудеями и начинает им говорить: " Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес " (Ин. 6:32), " Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира " (Ин. 6:51) и " если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин. 6:53). Сейчас, когда мы воспринимаем этот текст в свете нашего евхаристического опыта, он нас не шокирует. А что могли подумать люди, которые тогда слышали Спасителя? Представим себе на минуту человека, который воспринимается как учитель нравственности, как пророк. И вот в какой-то момент он говорит: " Для того, чтобы вам было хорошо, вы должны меня съесть и выпить мою кровь " . Как могли люди воспринять такое учение? И евангелист не скрывает, что эти слова Спасителя были не поняты. Он говорит, что по окончании беседы даже " многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним " (Ин. 6:66). И тогда Спаситель спросил двенадцать (это первый раз, когда двенадцать учеников упоминаются в Евангелии от Иоанна): " Не хотите ли и вы отойти? " и Симон Петр отвечал Ему: " Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни " (Ин. 6:67-68).

http://patriarchia.ru/db/text/5040818.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010