Вера нашей школы есть христианство в православном понимании. Как и всякая школа, наша академия имеет своей задачей содействовать благополучию людей. Слишком наивно и неосновательно утверждение, что христианство не имеет в виду земного благополучия. Христос начал деятельность свою с того, что явился на брак и претворил воду в вино. Он начал, следовательно, с того, что освятил самые земные из земных радостей. Он никогда не шел против них. Он призывал людей к чистым радостям. Он показывал им, что любоваться лилиями долины гораздо разумнее, чем одеждами Соломона. Христианство не отрицает счастья на земле, но оно утверждает, что счастье на земле невозможно без мысли о небе. «Ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). Что это все? пища, одежда, сокровища. Но прежде нужно искать царства Божьего. Где же его искать? Христос говорит, «царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 21 ). Но царство Божье или, что тоже царство небесное и есть счастье; овладеть им и значит овладеть счастьем. И овладеть им по–видимому нелегко. «Царство небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11, 12 ). Но если этим царством всегда нелегко овладеть, то с другой стороны им всегда можно овладеть. Царство Божье приблизилось к людям по учению Христа, и каждый, если захочет и употребит усилия, станет его членом, а если станет его членом, то значить будет благополучен и счастливь. И на самом деле студенты, вступившие в академию в 1814 году, были ли людьми менее счастливыми и более несчастными, чем вы? У нас нет ни малейших оснований утверждать это. Я думаю, что они с таким же аппетитом обедали – хотя меню их было более скромным. Несомненно, между ними были и франты довольные своими сюртуками, которые вам вероятно показались бы смешными. А затем у них было много своих радостей, как у вас – своих. Студенты первого курса Московской духовной академии основали общество «ученые беседы». Несомненно, эти беседы доставляли им удовольствие, но несомненно они доставляли удовольствие не всем. В состав общества вступило 26 членов, остальные студенты (около 40), надо полагать, тяготели к менее ученым ассоциациям. Многое с тех пор переменилось в академии. Но умножилось ли счастье? Не берусь отвечать на этот вопрос. Замечу только, что студенты даже на моей памяти, обнимающей 29 лет, стали больше болеть. Раньше у нас и в больнице не было брома, а теперь студенты принимают бром не только перед экзаменом, но даже и тогда, когда отправляются куда–нибудь танцевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И это замечательно, потому что хорошие песнопения, хороший хор способствуют молитвенному настроению, облегчают молитву, делают ее сердечнее. Хор воспитывает у верующих людей чувство прекрасного. Однажды, по окончании богословских переговоров с лютеранами, я обратился к католическому епископу: “Каковы Ваши впечатления после наших богословских собеседований?” Он мне очень скромно, но твердо ответил: “Могу сказать только одно, что после этого я еще больше люблю мою, католическую Церковь”. Так и мы, когда соприкасаемся с настоящим хорошим церковным пением, мы, верующие люди, еще больше ценим свою восточную, православную традицию, с таким прекрасным многообразием в церковных песнопениях и в их исполнении. За прекрасное исполнение, за ваши труды приношу вам сердечную благодарность и желаю, чтобы все вы пели Богу “дондеже есте”. Свидетели (Слово в день выпуска Московских духовных академии и семинарии, произнесенное в Академическом храме в 1974 г.) Явившись по Воскресении Своим ученикам и апостолам, когда они еще от радости не могли прийти в себя, Христос открыл их ум к разумению Писания и сказал: “Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему” ( Лк.24:3-48 ). И с тех пор через благодатную преемственность рукоположения, через послушание Христу и Церкви избранные и освященные люди свидетельствуют миру о Христовой истине и о деле спасения. Первыми свидетелями были ученики и апостолы; принимая от них Богом дарованную власть проповедовать слово Божие, вязать и решить, совершать священнодействия в Церкви, священнослужители непрерывно несут миру свидетельство Христовой истины. Сегодня устами святого Евангелия Церковь и ваши духовные школы обращаются к вам, возлюбленные питомцы Московских духовных академии и семинарии, с назиданием и священной заповедью: “Будьте свидетелями истины Христовой, несите в мир бессмертную евангельскую правду, проповедуйте, наставляйте, сами укрепляйтесь и укрепляйте благодатию Святого Духа всех желающих спасения”.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

На стр. 89 сказано: “Молитва — обращение священника либо самого верующего к Богу, к высшим силам с просьбой ниспослания блага и отвращения зла. Ее истоки лежат в глубокой древности, в вере наших далеких предков в магическую силу слова. Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная, бородавка или чирей (терминология автора книги — Федоренко!) и многое другое — на каждую из этих болезней, недомоганий, физических изъянов имелись свои избавляющие средства. Одним из них являются молитвы и лечебные заговоры”. Во второй части книги приводятся языческие магические способы целительства, абсолютно ничего не имеющие с православием. Невооруженным глазом видно, что здесь грубое невежество, самореклама, отсутствие знания медицины сочетаются с неоязычеством, магией, чародейством. Ясно, что к православию это целительство имеет такое же отношение, как и к официальной медицине, а между тем организована так называемая “Московская православная академия народного и духовного врачевания им. Федоренко”, где слушателей за деньги обучают лечению заговорами и методам народного знахарства. Судите сами, дорогие читатели, о каком “православии” здесь можно говорить! Но эта “академия” существует, принимает на обучение желающих прикоснуться к язычеству, но под маской православия, берет за обучение деньги, предоставляет общежитие. Но на какого потребителя рассчитана эта академия? Любой православный христианин скажет, что не на него! Вспомним слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: “…Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые… Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? (предсказатели, ясновидцы. — И. А.) и не Твоим ли именем бесов изгоняли (целители, экстрасенсы. — И. А.), и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Например, колдун Ю. Лонго поднимал умершего, что транслировалось по телевидению. — И.А.). И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (7:18–23).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Я хотел бы также выразить свою благодарность преподавателям и сотрудникам следующих учебных заведений: Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Крествуд, Нью-Йорк) – моей Alma Mater, Pontificio Collegio Russo (Рим, Италия), где я провел весенний семестр 1987 г., посвященный работе в библиотеке Восточного Папского института, и, конечно, Фордхемскому университету (Нью-Йорк) – за интеллектуальную и материальную помощь. К сожалению, невозможно упомянуть здесь всех, кто оказал мне помощь в написании этой работы. Тем не менее я хотел бы особо выделить диакона Кеннета Павла Веши, жертвенно взявшего на себя нелегкий труд редактирования английского оригинала этого текста, Елеану Силк, осуществившую компьютерную верстку, и Сандру Труэкс, внесшую в текст многочисленную правку. Последнее было бы невозможным без помощи Григория Дормана и протоиерея Фомы Хопко , предоставивших автору для этой цели свои компьютеры. Я глубоко признателен москвичу Александру Кантору, который откликнулся на мою просьбу и отыскал в московских библиотеках несколько необходимых мне редких публикаций, а также моей матери, Брониславе Зиновьевне Букчиной, переписавшим эти статьи от руки, чтобы послать их для меня письмом в далекую Америку. Я также хотел бы поблагодарить библиотекаря Св.-Владимирской Академии Стефана Осиповича Бескида, часто делавшего невозможное, чтобы найти нужные книги. И, наконец, помощь Барбары Коста – секретаря кафедры средневековой истории Фордхемского университета – была для меня просто бесценной. Необходимо выразить благодарность и приснопамятному протоиерею Сергию Булгакову , которому я обязан названием своей работы – оно является частичным заимствованием названия его брошюры “Карл Маркс как религиозный тип” ( Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. Париж, 1929). Ну и, конечно, необходимо отметить, что за все возможные ошибки и недостатки этой работы никто из вышеперечисленных лиц ответственности не несет. Александр Дворкин. Крествуд. Нью-Йорк, 1988 г. «И сказал [Самуил]: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.» ( 1Цар. 8:11, 13–20 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

На Михаила Ломоносова в свое время повлияла «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, просветителя XVII века, и через несколько лет Ломоносов сам напишет стихотворные переложения (автор их называл «преложениями») псалмов. Для него это было попыткой перевести тексты, написанные на языке богослужений, на современный язык, постигая их смысл. Ломоносов стремился не искажать подлинную сущность библейских текстов. Свои оды он сам охарактеризовал как духовные, когда издавал свое собрание сочинений в 1751 году. Интересно, что Александр Пушкин особенно ценил именно духовные оды Ломоносова: «Преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения». Все ломоносовские духовные оды написаны в период между 1743 и 1751 годами. Он облёк в поэтическую форму всего восемь псалмов — помешала активная исследовательская работа в Академии наук. Им были созданы «преложения» 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145 псалмов. «Преложение псалма 14», как и остальные духовные оды, предполагает диалог с Творцом (как и источники од — библейские псалмы). Ода склоняет к осмыслению собственного пути, предупреждает об опасности неправедной жизни, греха. В произведении также есть нравственный призыв — стараться жить благочестиво. Главное в «Преложении…» — это размышление о тех, кому уготовано место рядом с Богом, кто достоин этой благостной участи. Для стихотворения характерны общие вечные темы, которыми «населена» библейская Псалтирь: справедливость, пороки и добродетели, правда и упование на ее торжество и прочие. Отсылки к Библии Псалом 14 1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? 2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; 3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; 4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; 5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности В ноябре 2010 года состоялся IV Всецерковноый съезд епархиальных миссионеров. На пленарном заседании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии РПЦ, предпринял попытку частичного освещения этой темы и поиска возможных решений поставленной задачи. Статья « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? » (Рим.10:14) Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно . (Евр.13:18) Актуальность проблемы Настоящее положение Русской Православной Церкви уникально не только тем, что мы стоим перед решением колоссальной задачи повторной христианизации людей, живущих на канонической территории РПЦ, но и тем, что мы не имеем абсолютно никакого опыта в решении подобных задач, за исключением примеров отдельных энтузиастов-подвижников . Да, наша Церковь имеет славные страницы истории, которые касаются внешней миссии среди иноверцев. Но вместе с тем даже понятие «внутренняя миссия» никогда не подразумевало воцерковления людей выросших в православной культуре. Этот термин означал лишь прозелитическую деятельность внутри государственных границ Российской империи .

http://bogoslov.ru/article/1464615

—72— средственно) совершал силой Божией чудеса исцеления, но то же делали и его одежды, когда их возлагали на больных в отсутствии Апостола. «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень св. ап. Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил Апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя тень Петра осенила бы их ( Деян.5:15 ). По Божьему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала св. мощи. Почитание это выражалось в открытиях св. мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (см. VII Всел. С., пр. 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создает в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908 г.), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» (Св. праведный Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1903 год, с. с. 62 и 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю? Взяв монету и указав на изображение на ней, Он спросил: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще раз повторю - нежелательно, это не запрет. А так, конечно, можно ходить тогда, когда требует душа. Есть и такое, что нельзя беременным женщинам или детям до определенного возраста приходить на похороны людей. Эти суеверия не имеют ничего общего с верой во Христа. Когда после похорон надо ходить на кладбище? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы В любой день и в любое время, если этого требует душа. Но чтобы наша молитвенная помощь была действенной, хорошо бы, чтобы этот путь пролегал через храм, в котором мы могли бы причаститься «врачевству бессмертия», как священномученик Игнатий Богоносец называл Святые Дары, совершить панихиду по усопшем, чтобы Бог прославил его в лике Небесной Церкви. Мы ведь так Его об этом и просим: «Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего!» В церковном календаре есть особый день, когда мы сугубо поминаем усопших. Это – суббота. Суббота Покоя, как еще ее называют на языке богословия. Ибо в этот день Тело Спасителя нашло после Крестной смерти пристанище и упокоении в пещере, пожертвованной Иосифом Аримафейским. А Его душа сошла во ад. О том, что происходило там в эти часы между Голгофой и Воскресением, апостол Петр пишет так: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (Первое послание Петра, 3 глава, 18-20 стихи). Поэтому в субботу в православных храмах всегда совершается сугубое поминовение усопших. Некоторые из этих суббот носят наименование «Родительских суббот». Литургическое поминовение сочетается в эти субботы с особым заупокойным богослужением. Когда ходят на кладбище после Пасхи? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Митрополит Минский Филарет направил приветствие участникам XII семинара студентов вузов Беларуси 2 декабря 2013 г. 19:07 30 ноября — 1 декабря 2013 года на базе Минских духовных школ состоялся XII семинар студентов высших учебных заведений Беларуси на тему «Экология: от гармонии к преображению». Мероприятие было предварено молебном в семинарском Трехсвятительском храме, который совершил инспектор МинДАиС архимандрит Павел (Тимофеенков). Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет направил участникам форума приветствие, которое огласил ректор Минских духовных академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий . «В самом простом понимании экология — это наука о взаимоотношениях человека и окружающего мира. Согласно Священному Писанию, эти отношения предполагают активную, деятельную роль человека. В Псалтири читаем: Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих (Пс. 8:5-7). Итак, Господь вознес человека над природой и дал ему особые властные полномочия. Экология как отдельная дисциплина появилась тогда, когда стало очевидно, что человек стал безоглядно употреблять свою власть во зло. Истребление животных и растений, загрязнение земли и воды, техногенные катастрофы… Нам ли, белорусам, после Чернобыля не понимать, каким безответственным может быть человек по отношению к природе и как это может ударить бумерангом по самому человеку? Грех человека калечит Божие творение. Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22) — эти слова апостола Павла нередко цитируются современными богословами. Но точно так же человек, исцеленный ранами Спасителя (см. Ис. 53:5) и живущий во Христе Воскресшем, может подарить творению новую жизнь. Многие подвижники Православной Церкви, толкуя главную Евангельскую заповедь о любви, придают ей экологическое измерение. " Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу " , — говорит Паисий Святогорец, один из величайших старцев ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010