Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. В книге протоиерея Валентина Мордасова «Святые отцы об исповеди» собраны многочисленные поучения святых отцов о том, что такое исповедь, как правильно подготовиться к этому важнейшему для всякого христианина Таинству, как следует правильно исповедоваться и относиться к епитимии, чтобы она послужила во благо для кающегося; говорится также и об опасности утаивания грехов на исповеди, о вреде лицемерного покаяния. Особый раздел книги рассказывает о духовнике и отношении к нему верующих людей; о том, какими качествами он должен обладать. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796) Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский). Надо всякий грех сделанный очищать покаянием. Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский). Покаяние есть второе крещение. Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский C лава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский ). Н адо всякий грех сделанный очищать покаянием. Д ва орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский ). П окаяние есть второе крещение. П окаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние ( святитель Игнатий (Брянчанинов)) . П окаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда. Г рех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех , в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский). С тарец Феолог заклял демона сказать о покаянии. Бес отвечал: «Несть ино ничтоже таково в церкви, якоже грехов совершенное и чистое исповедание. То нам более всего зло творит и силу нашу низлагает. Егда есть человек в грехах, то уди его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех и волю имать на всякое дело благое». П окаяние – это возвращение от диавола к Богу. Н ачало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о Таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преподобный Симеон Новый Богослов) . В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Г. Рассуждения о болезнях, писанное по благословению старца, его учеником, в утешение больному монастыряку В общее назидание наше и твоё утешение, любезный брат, хочу написать тебе двух спасающихся монастыряков рассуждение и разговор о болезнях. Больной монастыряк пишет к своему собрату, тоже монастыряку: «помолись за меня, – чтобы я был здоров». Извещённый об этом его брать, немедля ему отвечает, в утешение и облегчение его болезни, представив ему следующее духовное размышление: «весть о том, что ты болезнь, меня немощного премного утешила; а братская, умилительная твоя просьба, – молиться за тебя, чтобы ты был здоров, – меня гордеца премного удивила. И потому, не знаю: с чего утешить тебя согласием на твои, по-видимому, необходимые и уважительные пожелания, или самому мне пожелать тебе здоровья? Прости меня, святое общество словесных овец, мирно пасущееся на пажитях Христовых, чрез скорби, болезни и труды, достигающее небесных радостей, утех горнего Иерусалима, и соединения с добрым и неусыпным Пастырем, положившим за тебя Свою душу! Прости меня: я, было, решился пожелать моему собрату здоровья телесного, а за тем, покоя и радостей земных! Но как припомнил, что чрез таковое пожелание оскорблю твоего сердобольного Пастыря, во всю Свою жизнь земную терпевшего скорби, труды и озлобления, наконец, и поносную смерть и тем показавшего тебе достоподражаемый пример, и обижаю тебя, святое общество, давшего обет, во всю свою жизнь находить утеху и радость только в скорбях, трудах и болезнях: мне же да не будет хвалитися, точно о Кресте Господа Иисуса! Так: пробуждаемый гласом совести и гласом любвеобильного Пастыря: приидите ко Мне еси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы, пристыженный примером скорбящих и озлобленных, и уличённый своим обетом, я решился написать к тебе, для разрешения нашего вопроса, размышление о болезнях и здоровье для Христа, кстати, и о способах лечения болезней. Мне часто приходит на ум, любезный брат: от чего болезни в роде человеческом, при великой благости Божией и при всём чудном покровительстве и попечении Его о нас? А как обращусь к истории о первых наших Прародителях в Раю, так вопрос о сём решается сам собой: от грехов! Доколе человек слушался Бога и не грешил, – не знал болезней ни душевных, ни телесных, не ознакомился бы и со смертью , – если бы пребыл верным Творцу своему: был весел, спокоен, цветущ и телом и душой; ему была одна утеха: Бог и труды, – еже делати и хранити рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/63624.html

Из поучений иеромонаха Адриана Югского Не говори: “я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье”; не думай, что только монахам нужно спасать душу, – нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час – надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время – вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите мзду, – что тогда ответим? Праведный Судья не будет спрашивать: кто где жил – в миру или в монастыре? – нет, в каком кто звании жил, и что сделал здесь – по делам и будет судим. Мы все называемся христианами, мы все Христовы, а враг отводит нас от Господа: ты в миру-де живешь, когда тебе думать о спасении? Так отводит нас враг от Господа, а мы не понимаем его коварства! Как жаль, что мы далеки от Господа! А ведь Он все видит, все слышит, что говорим, делаем и думаем... Кого придет судить Господь? – разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его. Многие говорят: не мы одни, а все так живут. Так-то говорили и те, кои погибли во время потопа; так друг от друга перенимали соблазны и грехи содомляне: в том-то и беда наша, что мы совсем забыли, что мы приняли крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, отреклись сатаны и всех дел его, что это отречение наше записано на небесах и хранится до Страшного Суда Божия! Если не сохраним своего обещания, – что нам будет? Какой ответ дадим? Не медля надо примириться с Господом, – нам нужен будет Господь, а мы все думаем: “поживем, как живется; а там – что будет, то и будет!”. Вот придет болезнь, сделается грустно, от людей не будет помощи, все стоят кругом и скорбят, а помочь не могут, вот и здесь еще, до страшного Суда, нужен Господь, – надо просить у него помощи. А пока были здоровы, все говорили: что нам много молиться, мы не монахи! О, как враг обольщает нас! А что будет тогда, когда Господь придет судить миру всему, со славою многою? Как нам встретить Господа? Кто теперь слушается Его, угождает Ему исполнением воли Его святой, таковые праведники просветятся тогда яко солнце, и восхитят их Ангелы и поставят одесную Господа, и скажет им Господь: «приидите благословенные от Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Намёки на мою жизнь ему представляются неосновательными: будто на свободе, потому и без страха? Наука Филарета (Филипушка) Богу в честь: но есть, между тем, некоторая смесь. Страннику нельзя быть с деньгами и вещами, они очень тяготят его, – и я многое терплю за недоверчивость? Малютку странника много тяготят принадлежности: посему оные (доколе не приобучиться к неимению) имея, учись не иметь. Батюшка, можно ли дорогой читать в шапке? Читать в шапке, по нужде, дорогой можно. Благословите лишние вещи к Москве оставить и отсюда идти далее без денег? Идти без денег и без лишней одежды, – ахти, – как любо! При встрече с кем – либо, можно ли говорить, в пользу души, смеленько? Имея в виду Вседержителя, при встрече с кем – либо, смело можно Боголюбствовать. 257 Слава Богу, батюшка! В Лавре, за ваши св. молитвы, я гостил благополучно; вторично был утешен беседой со старцем Ф.; он строже вникнув в моё положение, говорил со мной много весьма мудро и назидательно. На дорогу благословил просфору и три креста: о, если бы хоть один Господь привёл нести со смирением, терпением и благодарностью! Ф. строго, духовно говорит: драгоценно слышать; а что просфорами и крестами дарить, – это не иноческое дело. Был в строгих пещерах, и многотрудном скиту: подвижники сих мест говорили мне о тягости и трудности своей жизни. Что пещерникам и скитникам тягостно и трудно, – этому не верь; – настрого помни: что не поживший здесь в аду, в рай не попадает. Видел я и пустынников; местоположение пустынь весьма назидательно и утешительно. Видел ты пустынников, – радуюсь сему! 258 1852 года 15 Июня. Слава Богу, Батюшка! вот, за ваши св. молитвы, Господь привёл погулять и по Москве, ознаменованной дивными делами любви и благочестия Христианского великих Святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Нетленные их остатки напоминают нам, что жив Господь и щедроты Его на всех делах Его, и: что Он несть Бог мёртвых, а Бог живых. Да: подслепенькой малюточка странничек, мой милый, видел ты покойников живых: о, дивно ты счастлив! Вот уже ты и уверен: что Бог для живущих по Его уму, а не по мирскому своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Православной Церкви. Множество, разнообразие и красота цветов духовного просвещения меня недостойного премного утешают; а касаться и сорвать их боюсь: ибо по неопытности и младоумию не могу правильно судить о их пользе, – вместо полезного, чтобы не набрать ядовитого, – плохой я ботаник? Касаться и сорвать цветочков бойся, а искать оных и внимательно рассматривать, – Бога ради, будь не робок; да и наших то телятишек тамошними, то наборами подкармливай. Видел я молодых учёных людей – Академиков, с ними разговаривал о различных предметах духовного образования; их весьма удивило: что я такой простенькой да глупенький и так смеленько с ними разговариваю; и некоторые из них говорили мне: что так жить (в странничестве), не определяясь к какой – либо должности, – значит расстраивать порядок Государства? А чтобы ум не расстраивал порядок Государства, – для этого крепче придерживайся Добротолюбия . Хоть умны и просвещены здесь старцы, однако при разговорах с ними, боюсь забыть и променять на них Мологскую лачужку со старушками? О нашей лачужке воспоминание твоё для меня занимательно. В Угличе отец Архимандрит Р. Принял отечески, его советы полезны и назидательны, здесь я почивал и премного был утешен. Вот и Рафаил о правде с тобой поговорить не любил. Отселе Господь тебя научает пчёлке подражать. Был у отца Петра; этот дивный старец хоть в малом, да много насказал, – его слова: «поди туда, куда идёшь». Я, будучи недоволен этими словами, пождал, – не скажет ли он ещё чего мне, к назиданию; он опять повторил: «я этого дела не знаю, это не моё!» И когда я пошёл, он, в назидание мне, сделал примерец: во многих местах надломил палочку, потом и совсем пополам её переломил: на всё это прошу вашего мнения и св. молитв? Аллегории Петра напоминают тебе о скропкости (опрометчивости) твоего ума. Господа ради, во всякой (мнимой) малости будь осторожен. Был у О. Ф. вот его назидание: «нужны – смирение да терпение, они спасут и без поста и молитвы; внимай Слову Божию, а Наставник наш Иисус Христос ; поди во монастырь или во священника, или притворись не разумным, да только во всём этом сумей прожить».

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

И в каком были восторге и радости, считая себя вполне счастливыми, те, кого заставит старец песочку поносить, дорожки поделать и прочее, приличное Монастырю! Кого заставлял писать молитвы Адриану Чудотворцу, кого – полное житие этого угодника Божия и краткое описание жизни того же угодника, иных – цветы Райские, – чтобы, написавши в своих домах или квартирах, приносили ему. Которые занимались писаньем, после сказывали: что они испытывали в себе особенное чувство к Богу и спокойствие внутреннее, избавлялись от болезней v . скуки и во всем особенное облегчение имели. Таким образом написанныя Преподобномученику Адриану Чудотворцу молитвы, полный его жития, краткия описания его жизни старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду в св. Обитель, усердным Богомольцам, для благословения от оной. 1 Около этого времени, по случаю болезни, Батюшка, не имея возможности беседовать лично с теми, которые имели веру и усердие пользовать свою душу беседами старца, разговаривал чрез записочки из кельи в гостиную, которыя и передавались всем чрез руки Матрены Ивановны и прочих, служащих больному старцу. XI Ответ на письмо одной госпоже: Снабдить свободою крестьян? Душеполезный вам изъян!... А скажешь: где тебе покой? В Богадельнях есть такой! А будет ли мне там терпенье? В условье взять себе смиренье! Маленька книжка Алфавит, – На это может вразумить. XII Ответ крестьянам, освобожденным на волю: Счастье выкупа гласит: Из Дворянския б неволи: Покориться б Божьей воле! XIII 1849 года 9 сентября. Старец не всегда имел обыкновение отворять дверь старичку, чрез коего передавались ему нужды на словах и в записочках; и на вопрос – как при этом случае поступать, ответил: При старичковых молитвословиях у дверей моих, я всегда окошечко отворяю, в него бы он записочки опускал и уходил бы. В другой раз прислал записочку для нашего вразумления такого содержания: Если старичок не успеет чего от меня когда-либо получить в желаемое время, то, побывши у дверей минут около 10, не более, уходил бы: а потом опять чрез полчаса приходил бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Пока живу, если достанет у вас терпения, прошу помучиться, а пора-то уже пришла, А.Н. твое чистописание похвально, да если бы и без ошибочек? Буде умеешь, потрудись себя оправдать. Аннушка, сударыня, прикажи своей неприступной барыне написать (и списать) этот листочек поистовее. А у меня руки и ноги дрожат сильно, не знаю, от чего: помолитесь о мне окаянном. А.Н. запиши все посылочки и гостинчики (подарочки) на гостиной полученные, – сегоднишные и преждние. Или своим законом загради мне путь. VIII 1849 г. 29 дек. Батюшка, приехала та барыня, о которой вы часто вспоминали, что беседовали с нею в саду в ея келейке? От лица ея я, недостойный, видел отблеск светозарный. Анно, Анно! И того лень о полученном порядочно написать! Не о том прошу, чтобы только хоть на грош, нехотя, записывали; а все записывай как только принесут. Теперь грехов очистить, Анно, коль не хочешь, так, видно, в вечности о счастье не хлопочешь? IX 1849 г. 30 дек. Каков должен быть человек или истинный Христианин, – о сем сказано в предисловии книги Добротолюбия . Батюшка, нельзя ли попонятнее? Прочитайте Предисловие, тогда и узнаете; а чего не поймете, спросить можете; – эта грамотка просфорнице со служаночкой. На потерянную записочку ответец: Сделайте милость, не бейте вы Бога и ближних чрез бросание моих записочек. Если ты прикажешь мне молчать: так будешь душегубца. Так вот вы две девицы и видите: из своеумства-то выходит душегубство. Славу Богу! Нашли в шкатулочке. А.Н. покорно прошу вас всякия от меня письма списывать по сему образцу, т.е. вопросы по себе на верхних строчках; а ответы под вопросами пониже. С сего-то времени началось писание писем рукою Анны Николаевны Леонтьевой далее и далее ко всем знакомым: в города, села и св. Обители. X 1849 года 1 сентября. Благоговейный вид старца, благие его советы и отеческое приветствие, а сверх того было Божие произволение на то. – с этого времени привлекали к нему множество народа так, что многие желали быть под его руководством и жить при нем неразлучно: и старички и мальчики, также благородные мужеска пола и женска желали ему послужить и просили у него послушания, – в чем его Господь и умудрял: для всех находил послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010