Тихона с подтвержд. в пользу их прежних грам., из коих в той грам. упоминаются таковые же, последовавшие в 1506, 1625 год.; 3) Выпись 1670 г. из писцовых книг письма и межевания Жадовского, учиненного владениям в Галиц. оз. Новозаозерского мон. и Галиц. посадских; 4) Грам. 1681 г. в Галич воев. Кондыреву, последовав. по жалобе Новозаозерского Аврамиева мон. архим. Иосифа на Галиц. рыболовов; 5) грам. 1689 г. в Галич стольн. и воев. Кобякову, последовав. по жалобе Новозаозер. Аврамиева мон. архим. Тарасия о мене землею с Кирил. Скудиным); “Костром. губ. в.», 1854 г., 2 (жнзнеопис. Авраамия); Ключевский, “Жит. свят.», 196, 276; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 196, Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 201, 375 (преп. Авраамий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 868, 14; “Архив ист. и практич. свед. относящ. до России», 1860 – 61 г., кн. III, Отд. 3, 35 (Корнилов, “От Костр. до Соль-Галича»); “Акты Археогр. Эксп.», IV, 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошад. в Моск.); “Дополн. в Акт. истор.», X, 64 (Дело 1683 г. о назначении воеводы; стр. 221, на челобитн. подписался архим. Иосиф); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 19); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 653 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел 224 крест. дворов). 600. Адрианов – Успенский, или Андрианова – Бельская пустынь, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Ярославской губ., Пошехонского у., в 5 вер. к юго-вост. от Пошехонья по дороге в Данилов, при рч. Ветхе. Основан в 1543 г. преп. Адрианом и старцем Леонидом; из них Леонид скончался в 1550 г., а Адриан был вскоре убит разбойниками и положен в Рябининой пустыни, и только в 1627 г. св. мощи его перенесены в нынешний монастырь, где они почивают открыто в Успенском соборе, построенном после пожара в 1717 г. В этом же храме находится чудотв. икона Успения Богородицы. В актах он писался Успения Пречистой Богородицы Андреянова пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

Во 2-м ряду левой группы святые расположены на иконе «Явление Божией Матери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ). Образ Г. помещен также на 2 почти идентичных по композиции и составу персоналий иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (находятся на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа): святые представлены в молении Пресв. Троице, Г. с русыми волосами и окладистой бородой - в правой группе в 3-м ярусе, вполоборота от центра. Очевидно, Г. и К. присутствуют в ряду подвижников XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). А также в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках в группе вологодских чудотворцев во 2-м ряду - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (Г. обращен к К.), нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее совр. повторениях (напр., 1997 письма Н. Е. Алдошиной, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 94, 96-97, 106. 37, 39, 41-42, 56. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/166842.html

представлен вместе с прмч. Адрианом в молении перед образом Успения Пресв. Богородицы, расположенным между ветвями дерева (ГТГ, XVII в.). В «Перечне святых Вологды» XVIII в. упомянуты уже оба основателя мон-ря: «Преподобныи отцы Андреян и Леонид строители Успенскаго монастыря Пошехонскаго...» (РНБ. Мих. Q 532. Л. 212). Имя святого отмечено в некоторых списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»: под 27 авг.- в «Перечне всех российских чудотворцов» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 112, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и др. Память прмч. Адриана «и спостника его преподобнаго Леонида» под 17 марта включена в Иконописные подлинники XVIII-XIX вв.: РНБ. Тит. 4765. Л. 156, XVIII в.; РНБ. Тихан. 402. Л. 105-105 об., XVIII в.; 413. Л. 94 об., XIX в. и др. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова память святого указана также под 17 марта. Запись об основателях Пошехонского монастыря под 5 марта содержится в Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) : «Адриан, ученик преп. Корнилия Комельского, и старец Леонид в 1540 г. с благословения игумена Лаврентия удалились в пустыню...» (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3. Л. 109-109 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Месяцесловная запись под названием «Житие преподобнаго Леонида Пошехонского» (нач.: «Достоблаженный сей муж родися 155-го года Новгородской области Пошехонского уезда») под 20 мая включена в «Патерик новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского) (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 93-93 об., 1831 г.- ЭК ИРЛИ. ПД). В 1699 г. мон-рь полностью сгорел. В 1718 г. освящен новый каменный Успенский собор. В 1918 г. обитель закрыли, на ее территории разместился совхоз. В 20-30-х гг. XX в. был разрушен Успенский собор и почти полностью - Богоявленский храм. 7 марта 2000 г. мон-рь возобновлен как женский, осенью 2006 г. решением Синода преобразован в мужской. Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленный в 1964 г. Ист.: Житие и страдание св. прмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Во время первосвятительства Митрополита Макария к нему неоднократно обращались настоятели, строители монастырей с просьбой о предоставлении льгот и т. д. Одним из таких просителей был преподобный Адриан Пошехонский (†5.III.1550). В его житии читаем, как он вместе со своими учениками обратился к Святителю за благословением на создание монастыря. “Преосвя­щенный же Макарий, Митрополит Московский и всея России, благословляет старцев и по прошению преподобных повелевает им храм воздвигнути во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славного Ея Успения, и вручи им благословенную грамоту великий святитель Макарий Митрополит благословляет, поставляет диакона Адриана на духовную степень на игуменство и священноиноческая действовать и вся монастырская строити, и вдаде ему настольную грамоту и повелевает священноиноком и диаконом и иноким и простым людем слушати его и во всем повиноватися, яко пастырю и учителю, наказах его духовным словесем, и отпустих игумена с миром во своя ему пустыню” 26 . В службе Преподобному кратко говорится о его священстве 27 и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси преподобне отче, пришед от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа” 28 . Митрополит Макарий принимал деятельное участие в нуждах и других монастырей. Царь Иоанн Грозный писал, например, в грамоте, данной преподобному Феодосию Тотемскому (†28.I.1568): “И отец наш Макарий Митрополит всея Руси того старца Феодосия Суморина благословил церковь воздвигнути Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа монастырь строити на Тотьме…” 29 . С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека 30 . В одном из своих посланий он писал к нему: “Узы твоя целуем, яко единого от святых” 31 . На Соборе при Митрополите Макарии свидетельствовался, то есть рассматривался, перевод Псалтири, сделанный Максимом Греком 32 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали мон-рь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери - главной святыни Адриановского мон-ря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152). В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на мон-рь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из мон-ря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину. В нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от к-рой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св.

http://pravenc.ru/text/63616.html

Параскевы. В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игум. Лаврентия, начал строить мон-рь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин мон-рь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому мон-рю. 1 апр. 1626 г. старец Рябинина мон-ря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения А. П. (по мнению В. О. Ключевского , именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова мон-ря. По прошению игумена Адрианова мон-ря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626). Мощи были обретены 19 нояб., а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пуст. состоялось 17 дек. 1626 г. Мощи А. П. почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизвестно). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования А. П., к-рому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149-163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы. Иконография В иконописном подлиннике об облике святого сказано: «Сед, брада доле Козминой, риза преподобническая, власы по плечам, в патрахиле» (30-е гг. XIX в.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 136). В XVII-XIX вв. получили распространение пядничные иконы А. П. (см. Пядница ), по-видимому изготовлявшиеся в Адриановом мон-ре: святой обычно изображался на фоне построек мон-ря, вверху - чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. На одной из икон он представлен вместе с прп. Леонидом в молении перед образом Успения Богоматери, стоящим в ветвях дерева (XVII в., ГТГ); на др.

http://pravenc.ru/text/63616.html

Это было еще «до начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на Ленивой площади «малый торжок». Не­давно умер в Вологде купец Пятышев, последний потомок Пятышева, не хотевшего дать блаженному Герасиму земли под монастырь, а после согласившегося с благочестивым желанием преподобного. Подвижник благочестия примером самой жизни и светлыми наставлениями озарил дикую страну – и мирно почил 4 марта 1178 года. Мощи его почивают под спудом в Троицком храме обители его, упраздненной в 1764 году 413 . Убиение преподобных Иоасафа и Василия игуменов В четырех верстах от Пскова, на берегу реки Великой, на Снет- ной горе преподобный Иоасаф основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и был в нем игуменом. В то же время в Ми- рожской обители подвизался игумен Василий 414 . Господу благоугодно было, дабы подвижническая жизнь их увенчалась страдальческой смер­тью, – а смерть других была очищением от грехов. В летописи читаем: «марта 4-го 1299 года немцы неожиданно напали на посад у Пскова, умертвили игумена Василия, Иоасафа игумена Снетной горы, множе­ство черноризцев (17 иноков и инокинь), нищих, жен и детей; мужчин Бог сохранил, но монастыри сожжены». Немцам это не прошло даром. «Князь Довмонт и Иван Дорогомилов вышли против них и разбили их на берегу у Петра и Павла; битва была жаркая: иных (из немцев) убили, другие бросились с берега и потонули; феллинцев, взяв в плен, отослали к князю Андрею Александровичу в Россию; прочие побросали оружие и ударились бежать, устрашась храбрости Довмонта и Ивана Дорогомилова» 415 . Нетленные мощи преподобного Иоасафа почивают в его обители под спудом, а открыто, в особом ковчеге, хранятся две кости и глава его. Мощи преподобного Василия почивают в Мирожской обители, под спудом 416 . День пятый. Память преподобного Адриана Пошехонского Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преподобного Корнилия Комельского 417 . По смерти великого наставника (1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глу­хом месте новый рассадник иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На другой день святой старец, простившись с братией, велел читать акафист Спасителю и Божией Матери и тихо предал свой дух Богу 1537 года 19 мая, восьмидесяти четырех лет от роду, после сорока одного года своей подвижнической жизни в Комельской пустыни. Великий подвижник примером своей жизни и духовным руководством воспитал много мужей высокой духовной жизни, из которых многие сами сделались впоследствии основателями монастырей и прославились святостью жизни. Таковы блаженные: Кирилл Новоезерский, Геннадий Любимский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Даниил Шушгорский. Все были его учениками и постриженниками его обители. Обитель преподобного Корнилия одна из цветущих. В ней находится пять благолепных храмов: 1) соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы; 2) храм в честь преподобного Корнилия, Комельского чудотворца, основателя обители. В этом храме почивают мощи подвижника; над ними устроена рака. В этом же храме находится икона преподобного древнего письма; 3) воскресенская церковь : здесь находится особенно чтимый местными жителями образ Владимирской Богоматери, точный снимок с подлинной чудотворной иконы. В этом же храме хранится часть власяницы преподобного Корнилия и его фелонь, сшитая из шелковой материи, с камчатным красным оплечьем; она ветха и покрыта заплатами; 4) храм в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца и 5) храм во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В тот же день. Преподобный Игнатий (князь Иоанн) Внук великого князя Василия Темного и сын Андрея Васильевича старшего, князя Угличского, Иоанн родился в 1477 году. С самого младенчества своего он выказывал необыкновенную сдержанность, не свойственную детям его возраста. «Бяше бо обычаем кроток и смирен сердцем, и молчалив в разуме, а не гневлив отнюдь; ни игры, ни царского потешения не внимаше, – говорит о нем списатель его жития старец Лонгин, – и егда прииде в разум, повелеша его учити божественному Писанию, и вскоре того извыче». Мать его, княгиня Елена Романовна, скончалась в 1483 году, а чрез два года после нее и бабка его, мать великого князя инокиня Марфа, особенно покровительствовавшая его родителю и удерживавшая великого князя от строгих мер против братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изображение иконы Адриан Пошехонский, прмч. #29728 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Адриан Пошехонский, прмч. #29728 Эта страничка относится к разделу   Адриан Пошехонский, прмч. Скачать или распечатать изображение 29728.jpg 993x1217, 1.21 MPix, 473 Kb. 8.4x10.3cm @ 300DPI (12.6x15.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (105) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2017-09-12) Происхождение изображения: Загружено 2017-09-12, анонимно. Описание: Святой Адриан Пошехонский. XIX в. Дерево, темпера, серебро. 8,7х11,1 см. Частное собрание. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Адриан Пошехонский, прмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-29728

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010