Все присягнули с усердием вдовствующей царице Ирине, но скоро узнали, что вместе с нею вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нем праздно, что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: Ирина приняла пострижение иноческое в Новодевичьем монастыре с именем Александры. Из всех областных городов созваны люди выборные на Великий Собор и наконец 17 февраля 1598 года, правитель Борис Годунов единогласно избран и возведен па престол царский. Окончим словами нашего незабвенного историографа: «Что по-видимому могло быть торжественнее, единодушнее, законнее сего наречения? И что благоразумнее? Переменилось только имя царя: власть державная оставалась в руках того, кто уже давно имел оную и властвовал счастливо для целости государства, для внутреннего устройства, для внешней чести и безопасности России. Так казалось; но сей, человеческой мудростью наделенный, правитель достиг престола злодейством.... Казнь небесная угрожала царю преступнику и царству несчастному». 118 Глава V Состояние Церкви Киевской митрополии в XVI веке. – Церковная уния. – Состояние Церкви Московской митрополии. – Упадок иноческой жизни. – Угодники Божии: преподобные Никандр Псковский, Адриан и Ферапонт Монзенские; юродивые: Симон Юрьевецкий и Иоанн Московский. Когда на престоле Московского государства прекратился державный род св. равноапостольного Владимира в лице царя Феодора, и нашему отечеству готовились тяжкие, продолжительные испытания, в первопрестольной и Боголюбовой Москве существовала уже крепкая опора для православных сынов ее, поставленная Промыслом Божиим не задолго до пресечения царственной династии: мы говорим о возвышении первосвятительской кафедры, которое придало ей новый блеск, новое освящение в глазах народа. Первые патриархи Московские, вынося на старческих раменах своих бремя власти, не только церковной, но и государственной, явили себя истинными отцами Церкви и отечества. 119 Не такова была судьба православной Церкви в западной Руси, под скипетром королей иноплеменных и иноверных, под высшим управлением патриархов Цареградских, отдаленных по месту жительства и чуждых по языку, при архипастырях слабых и не редко увлекаемых честолюбием. Мы говорили в своем месте о первых стеснениях православной веры при Ягайле, вскоре по соединении Литвы с Польшей. 120 Хотя общих гонений и не было, но самое разделение Русской Церкви на две митрополии не могло не вредить чистой вере, 121 и пролагало путь к унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Если не было чудотворного образа, такой святыней становился основатель или позднейший подвижник, оставивший по себе благоговейное воспоминание в монастыре и окрестных жителях. Любопытны в этом отношении известия в житии юродивого устюжского Прокопия. В 1458 году пришедший с Москвы «нищий человек» Иоанн, собрав рассказы устюжан о Прокопии, заказал написать образ его и построил над могилой блаженного «часовню малу», где поставил образ на поклонение приходящим, то есть самовольно установил чествование святого, еще не признанного Церковью. Соборным иереям и диаконам «вниде в сердца лукавый помысл», не захотели они творить памяти блаженному, прогнали Иоанна, разорили и разметали его часовню и унесли образ Прокопия. Но в 1471 году устюжские ратные люди, воротившись из похода в Нижний, по обету построили над могилой Прокопия церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного, «и от того времени начата праздновати честно и торжественно праздник блаженнаго Прокопия месяца иулия в 8-й день». Во всем этом житие не укалывает участия церковной власти, и только в 1547 году Московский церковный собор утвердил местное празднование Прокопию 8 июля. В 1539 году Даниил Переяславский, хлопоча об открытии мощей кн. Андрея Смоленского, «его же никтоже помняше», представил царю и митрополиту древний образ его и стихиры с каноном из старых книг, свидетельствуя при этом, что он, Даниил, «не пред многими леты своима очима виде память ему сотворяему во храме, в нем же мощи его почиваху, и службу ему совершаему, и стихеры и канон имени его певаемы; ныне же не вем, чесо ради такоз свят муж ни от когоже поминаем». Между тем ни митрополит Иоасаф, как заявили присланные в По реяславль духовные следователи, и никто из высшей иерархии ничего не знал об этом святом. Почитатели памяти Иосифа Заоникиевского из братии и мирян три раза строили часовню над его гробом, и три раза ее ломали и метали «в грязь» по распоряжению властей, в чем участвовали и некоторые из братии, мешая вместе с тем записывать чудеса от гроба пустынника и служить по нем панихиды. Житие монзенских чудотворцев рассказывает, что строитель Адриан напрасно сопротивлялся требованиям окрестного населения петь Ферапонту молебны вместо панихид и после литовского нашествия принужден был уступить, когда совершилось новое исцеление от гроба пустынника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Житие Адриана и Фераионта Монзенских принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древнерусской колонизации, но испорчено противоречиями в хронологическом счете, какой ведет оно описываемым событиям. По недостатку известий едва ли возможно вполне разъяснить эти противоречия. Биограф приводит известие, что Ферапонт преставился в 1585 году, прожив в Монзенском монастыре 2 1 / 2 года 502 . Но но счету самого автора голод 1601 года был 13 лет спустя по смерти Ферапонта; точно так же по его счету Адриан скончался в 1619-м, чрез 30 лет по смерти Ферапонта; притом Монзенский монастырь основался не раньше 1595-го, когда собрат Адриана Пафнутий, сбиравшийся идти с ним на Монзу, сделался Чудовским архимандритом; наконец, по ходу рассказа в житии, Ферапонт был еще жив во время ссоры монзенской братии с игуменом Павлова Обнорского монастыря Иоилем, который занимал это место в 1597–1605 годах 503 . Биограф говорит, что кончил житие чрез 39 лет по смерти Ферапонта. Но оно написано много лет спустя по приходе автора в обитель, когда он стал уже строителем монастыря и иеромонахом; я он сам говорит, что пришел в монастырь в 1626-м. По-видимому, Ферапонт умер в 1598–1599 годах и хронологические заметки биографа не все точны; надежнее его указания на упоминаемые им лица. Написав биографию, он нослал в Прилуцкий Димитриев монастырь попросить у игумена Антония для поверки своего труда записок его о Монзенском монастыре, но узнал, что Антония уже нет на свете; следовательно, житие написано около 1644 года, когда умер Антоний 504 . Эти хронологические неточности отчасти объясняются источниками биографа. Поступив послушником в келью второго игумена Монзенского Григория, он прочитал у него «краткое писание» о начале монастыря. Потом в Прилуцком монастыре иг. Антоний, бывший духовником Адриана, дал ему писание, в котором «многа написана быша» о Монзенском монастыре и о Ферапонте. Биограф читал долго это писание, но не снял с него копии, а впоследствии оно утонуло на Двине вместе с другими вещами Антония. Было и другое писание о жизни и чудесах Ферапонта, составленное первым Монзенским игуменом, также Антонием по имени, перешедшим потом в Воскресенский Солигалтрот монастырь; но когда биограф явился к нему попросить этих записок, их автор с сердечным сокрушением объявил ему, что они сгорели вместе с его книгами в Солихаличе, Таким образом, биограф дополнял сообщенное Григорием краткое писание лишь изустными рассказами современников Ферапонта и тем, что удержалось в его памяти из записок Адрианова духовника Из последних чудес в житии видно, что автор стал потом игуменом монастыря; но по недостатку известий нет возможности угадать имя этого третьего Монзенского игумена. Интерес биографии увеличивается простотою изложения и состава, которая сообщает ей характер перноначальных необработанных записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Слава, глас 2: Приидите днесь, лицы иночестии,/притецем ко гробу Ферапонта преподобнаго,/молящеся Христу Богу нашему,/просяще грехов прощения,/стране нашей на враги победу и одоление,/и плененным свобождение,/и миру устроение,/и церквам соединение,/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Все упование мое: Славословие великое. И отпуст. На Литургии служба вся преподобническая. Преподобный Ферапонт Монзенский начал свои подвиги в Москве, затем перешел в город Кострому в Воздвиженский монастырь и там принял монашеский постриг. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум благочестивым инокам Павло-Обнорского монастыря Адриану и Пафнутию и повелел основать обитель на берегу местной реки Монзы близ Соли Галицкой (Корежская волость). Преподобный жил в отшельничестве после ухода из Воздвиженского монастыря. Когда был построен монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобный Ферапонт прославил его двумя чудесами. Он явился во сне рыбаку из Соли Галицкой и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, и предсказал, что их дети исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно юноши исцелились, положив начало паломничеству в эту обитель. Через некоторое время преподобный сам пришел в Благовещенский монастырь. Все, кому прежде являлся неизвестный старец, признали его. На расспросы о своей жизни он отвечал немногословно: «Сожительствовал блаженному Василию в Москве». Из этого можно заключить, что в Москве он нес подвиг юродства. Преподобный Ферапонт просил игумена, старца Адриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди старец Адриан был потрясен душевной чистотой преподобного Ферапонта, силой его веры, его духовной мудростью. Пав на колени перед преподобным, он умолял его о духовном руководстве. Но преподобный Ферапонт взял со старца Адриана обещание ничего не рассказывать о нем братии и обращаться с ним как с обыкновенным монахом. Два года пребывания преподобного Ферапонта в монзенском Благовещенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действительно Вологда была разорена ими; сам Галактион подвергся истязаниям и чрез три дня мученически скончался. Иринарх ростовский († 1616 г.), урожденец ростовской области, постриженник ростовской Борисоглебской обители; он начал подвиги тем, что ходил босой и в рубище; братии и монастырским властям это не понравилось, и он удалился в Авраамиев монастырь, где уединился в келье отшельника Лазаря, наложил на себя тяжелые вериги на плечи и оковы на ноги; чрез три года он возвратился в Борисоглебский монастырь и здесь безвыходно затворился в келлье, приковав себя к стулу; так подвизался 38 лет и сподобился дара прозрения. Иоанн псковский († 1616 г.), 22 года подвизался в городской стене, как в пустыне, в молчании великом; пищу его составляла только рыба. Адриан монзенский († 1619 г.), урожденец Костромы, рано почувствовавший влечение к иноческой жизни и основавший Благовещенский монастырь на р. Монзе (в Костромской губ.) Вассиан Тиксенский († 1624), подвизавшийся при храме Св. Николая (верстах в 50 от Тотьмы, Вологодской губ.) затворником в келлье. Он наложил на себя вериги и железную шапку, никого не принимал в келлью и питался подаянием чрез оконце; сам выходил из келльи только в храм к церковным службам. Иринарх, соловецкий игумен († 1628), кроткий и снисходительный к другим, но строгий к себе; он много ревновал о доброй иноческой жизни. Преп. Дионисий троицкий († 1633), известный своим патриотизмом, заботою о бедных, нуждавшихся в приюте и помощи, и участим в книжном исправлении. Диодор юрегорский († 1633), постриженник Соловецкаго монастыря, подвизавшийся отшельнически сначала на одном из пустынных соловецких островов, потом в глухом лесу на р. Онеге и наконец на Юрьевой горе (в 25 верст. от гор. Олонца), где и устроил обитель. Никодим кожеезерский († 1639) из ростовской области, бывший кузнец, постригся в Московском Чудовом монастыре, но из любви к уединенному отшельничеству удалился на глухой остров озера Кожи, где недалеко от кожеезерской обители подвизался в уединенной хижине среди болот; слава о нем дошла до Москвы и патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

«Потерпи немного, – сказал он, – пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слы­шал слова ее; а ученик поражен был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукописным святцам, «преподобный отец Михей, келейник и ученик святого Серия чудотворца, преставился в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устро­енной над местом погребения его, в честь явления Богоматери препо­добным Сергию и Михею 723 . Память местночтимой блаженной Феодосии, матери святого благоверного великого князя Александра Невского В Новгородском Юрьевом монастыре, у южной стены собора, вро­вень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благо­верных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благоверного князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Преставление Преподобного Адриана Монзенского Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «Здесь – твое место». Опра- вясь от болезни, Амос тайно ушел из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павло­вой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

52 В месяцеслове 13 в. показано 3 мая преставление преп. Феодосия и 31 мая перенесение мощей (муз. Румянц. стр. 405 и 712). Последнее потому, что так установил собор 1108 г. по случаю нового переложения мощей. В двух стихирах синодальной б. 12 в. 279 и 572) – стихиры пр. Феодосию на 2 мая. В минее синодальной 12 в. 168) служба пр. Феодосию. В лет. под 1230 г. «праздник бо бяше от дне святого отца Феодосия (3 мая)». 55 Обзор дух. литер. § 15. Послания изд. у преосв. Макария в ист. р. ц. 2. 295–299. Вернее, у Буслаева в христом. 515–519. 57 Слово о казнях по ркп., и по летоп. изд. Сухомлиновым: о древней русской летописи, Спб. 1856 г. Стр. 79–82. 58 У Буслаева издано оно с рукописи, где предшествуют ему два послания Феодосия к кн. Изяславу. См. пр. 35. Подтверждением тому, что это слово – принадлежит пр. Феодосию, служить как содержание его, так ревность преп. Феодосия вызывавшая его на споры с евреями. Сл. пр. 35. 59 Нестор, «постави (Владимир) кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древина, а главу его сребряну, а ус злат, и Хорса и Дажьбога и Стрибога и Сима, Регла и Мокош. Летоп. 60 У Сербов и других славян доселе сохранились предания о Вилах, сверх естественных существах, живущих в воде, подобно русалкам. 63 В Галиции доселе сохранился обычай в праздник коляды – пред каждым из пирующих за столом класть луковку чесноку, для отгнания болезней. 64 Род – владетель жизни. В сборнике 15 в. «един бессмертен и негиблющих творец, дуну бо на лице дух жизни и бысть человек в душу живу. То ти не Ροд, седя на вздусе, мечет на землю груды и в том рожаются дети... Всем бо творец Бог, а не Род». В паремейнике 1271 г. Рожаницы соответствуют греческому Τυχη, счастью, случаю. 65 Епифаниево житие препод. Сергия. Никон. л. 4, 236–238. Месяцеслов Сергиевой лавры стр. 4. 49–50. М. 1850 г. 66 Ркп. сказание о монзенском монастыре – у Царского 118. Сведен. о монаст. 162–163. Ист. иер. 6, 10. 25. Ркп. святцы: «преп. священноинок Адриан чудотворец, строитель благовещенского мон. на Монзе р. преставился в л. 7127 мая в 5 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антоний перев. из Усть-Монзенского. Сергий определён 18 мар. 1652. Иосиф Косаткин , 1658, 69–75. Киприан , 1675–1702, сент. Иоасаф , до 1704 (упом. в нояб.), упом. в янв. (sic) 1705. Иона , с 1705. Макарий , 1721–36, нояб. 12 Александрова Спасская пустынь, [VI, 201] на реке Воче, от Соль-Галича в 15 верстах; в 1725 г. приписана к Железноборовскому. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь села Коровнова. Игумены Св. Александр Вочский, основатель, † … Алексий , 1534. Александр , 1568. Варлаам , 1613–29, в сент. (sic) 1632. Иосиф , 1633–36, окт. Антоний , 1649. Корнилий , чёрный поп, в янв. 1653. Иов , чёрный поп, в мар. 1659, 1660. Геннадий , в авг. 1663. Иов , в июле 1668, в июне 1674, 1676, 1677. Иоасаф , 1692, 97, 1702. Иоаким (строит.) в янв. 1705. Макарий (строит.) 1709–11. Авраамий , 1720–32. Товия , 1756 и 57. 13 Авраамиев Городецкий Покровский от города Чухломы в 10 верстах, основан св. Авраамием в XIV веке. Ныне заштатный. [III, 748.] Игумены Св. Авраамий Городецкий † 20 июля 1375 274 ; в лике святых с 1621. Иннокентий , ученик его, преемник. Александр , 1450. Алексий , 1484. Ефрем , 1513. Елиазар , 1518. Герасим , 1523. Феодосий , 1534. Протасий , 1551–64. Питирим , 1576. Тихон , 1582 и 83. Никандр , 14 июня 1584. Мисаил , 1599–1606. Иов Коршун (строит.) 21 дек. 1613. в февр. 1614. Антоний , 1620–22. Адриан , 1623 и 24. Варлаам , 1624–29. Тихон , 1630–32. Евфимий , 1633 и 34, уволен, а 3 авг. определён в Луховский Тихонов. Феоктист определён 26 июня 1634. Рафаил , в мар. 1641, в янв., мар. 1646. Родион , 1649. Маркелл , в авг. 1656. Макарий , в авг. 1657, в июне 1659; паки определён 6 февр. 1661; упом. 1662, 63, 64, 65. ?? Авраамий , в нояб. 1666, 1667. Моисей , 1669–1674. Варлаам , 1677. Павел Озеров , строит., 11 мар. (sic) 1679. Леонтий 26 мар. 1682 хирот. в епископа Тамбовского. Макарий , 1683–89, 22 дек. Авраамий , 1695. Тимофей , 1701, 17 мар. 1703 перев. в Новозаозерский. Сергий Невельский , строит., определён 22 апр. 1703; упом. в янв. 1704.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Невозможно точно определить степень участия в житиях письменных источников сравнительно с изустными; сами биографы выражаются об этом не всегда ясно и достоверными сказателями называют иногда составителей первоначальных записок. Вообще, не ставя воспроизведения факта главной задачей своего труда и ища самой надежной опоры для своего повествовательного авторитета не в свойстве фактических источников, писатель жития большей частью не считал нужным подробно рассказывать читателю, откуда добыл сообщаемые им сведения. Это равнодушие в значительной степени объясняется и обстоятельствами, окружавшими написание жития. Ближайшей публикой, которую прежде всего имел в виду биограф, была братия одного с ним монастыря, которая сама хорошо знала, чем он мог воспользоваться для своего труда Поэтому он ограничивался иногда замечанием, что отважился на такой труд потому, что «известно ведает паче инех» житие святого и может пользу сотворить, и, предупреждая недоверчивые вопросы, прибавлял: да не подумает кто-нибудь, что я не знаю истины о святом и писал неправо, что я не мог столько лет помнить все, что написал; нет, не говорите так, ибо я писал со слов достоверных свидетелей, и не дай мне Бог лгать на святого, да не будет этого. Вообще, очень немногие говорят о своих поисках с целью собрать материал для жития или проверить свой рассказ, по крайней мере не говорят с такой подробностью, как монзенский биограф или Симон Азарьин; по-видимому, немногие даже и производили подобные поиски. Определяя поэтому участие письменных источников в литературе житий приблизительно, глазомером, едва ли ошибемся, сказав, что им должно отвести второстепенное место перед изустными. После самовидцев и достоверных сказателей всего чаще авторы житий ссылаются на старые записки или свитки, о которых не раз была речь выше. Большая часть их погибла, вытесненная из письменного обращения житиями. По уцелевшим запискам Иннокентия о Пафнутие Боровском, Германа о Филиппе Ирапском, неизвестных авторов о Михаиле Клопском, Евфросине и Никандре Псковских и Серапионе Кожеозерском, точно так же по отзывам житий о некоторых из пропавших записок видно, что биографу иногда доставались обширные и исполненные любопытных подробностей рассказы, не лишенные и книжного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

104 П. Иоанн X († 900 г.) в письме к Сербским князьям Михаилу Захлумскому и Томиславу Хорватскому. 105 Летописи в гласнике I, 163. V, 21. У Григоровича стр. 65. Шафарика в памяти. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ливию Срьбину быти родом Еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали Триваллского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единого града, Македонии сопредельного. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в несчастии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близ дней Апостольских». 107 См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в описании событий 842 г. (De admin. imp. § 32). Древность Расы и Расских жупанов можно видеть из сличения другого места Константинова с грамотой Санковичей. В последней читаем: «я жупан Бельячь и воевода Радичь с братьями Санковичами дознали доподлинно из старых бумаг и от старожилов, людей добрых, которые хранят сведения, переходившие от поколения к поколению, также из межевых знаков и памятников, следующее: при море был город старый Дубровник в соседстве с Конавльской жупой, и этому городу принадлежала Конавльская жупа, составляя потомственное владение его, как и другие земли и места. Но тот старый город пал и запустел. Владетели Раисские и Холмские засели тут кривдой и насилием взяли Конавльскую жупу и другие места того города. Граждане перешли в безопасное место и построили город Дубровник, который ныне существует» (У Майкова стр. 69). Поскольку же основание нового Дубровника у Порфирогенета относится к 449 г., то выходит, что Раисские владетели с их стольным городом Расой были сильными ещё прежде 449 г. 108 Мартиролог Иеронима под 31 дек.: Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorcistse. По одному списку Усуарда; Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistæ. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiæ Gaii, Heraclii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermitis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni. Senni, Anastasiæ. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gai. У Баровия в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Макснмине». По картам старого мира Reciaria там, где ныне Радоевац, а Bononia вблизи Прахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010