Тяготясь известностью, он удалился из Кострому и поселился на реке Монзе, при впадении ее в р. Кострому, в 25 верстах от Галича; это место, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникнуть только на челноке р. Костромою. Незримый никем, подвизался он здесь в молитве и посте. Только след незнаемого человека видели здесь на траве; но пустынник не показывался никому. За год до кончины блаж. Ферапонта, инок Адриан, урожденец Костромский, поселившись с несколькими подвижниками в запустевшем Благовещенском монастыре, хотел перенести обитель обитель свою, потопляемую весенним разливом воды, на другое, избранное им место; но, по словам пришедшего к нему неизвестного старца, перешел с своею братиею к преп. Ферапонту. Здесь Адриан один год пользовался наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. Пропитание доставали себе земледелием и строитель Адриан был первым на работах. Преп. Ферапонт ум. 12 декабря 1591 года, и блаж. Адриан соединился с ним в вечной жизни 5 мая 1619 года. Мощи обоих почивают под спудом в Благовещенской церкви бывшей обители их, упраздненной в 1764 году. Житие этих святых составлено около 1645 г. (Строев, «Рукоп. Царского», М. 1848, стр. 53) и, по замечанию Ключевского, принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древней Русской колонизации. Интерес жития увеличивается простотою изложения и состава, которые сообщают ему характер первоначальных необработанных записок (стр. 328–330). 373. Преподобный Феодосий трудник того же Монзенскаго монастыря преставися в лето 7100 Ученик преп. Ферапонта и Адриана, труженик XVI в.; погребен в Благовещенской церкви бывшего Монзенского монастыря (Ратшин стр. 163). Не канонизирован. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По просьбе преп. Корнилия, великий князь назначил для содержания пустыни отпускать хлеб. Число пустынников умножилось. Геннадий построил храм Преображения Господня и другой во имя преп. СЕргия Радонежского. Преподобный подвизался неутомимо для братии и для Господа: на теле носил он тяжелые вериги. Однажды случилось ему быть в Москве с двумя учениками своими и посетить дом боярыни Иулиании Федоровны, жены Романа Юрьевича Захарьина. Благочестивая боярыня с любовию приняла его и просила благословить сыновей ее Даниила и Никиту и дочь Анастасию. Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии: «ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицею». И Анастасия была первою супругою царя Грозного. Ум. 23 января 1565 года. Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся в приделе сего храма, под спудом. Житие преп. Геннадия вместе с службой ему написал ученик его и игумен основанного им монастыря Алексий. В наставлении к братии, по поводу жития, автор просит отвезти его труд на просмотр к царю Феодору Иоанновичу и митрополиту Дионисию. По замечанию Ключевского (стр. 303), житие отличается «свежестью биографических черт и простотою изложения»; автор владеет книжным языком, но мало заботится о риторике. Он целиком поместил в жизнеописании и духовное завещание, продиктованное преподобным: «бе бо Геннадий не умеяше грамоте». 371. Преподобный Ферапонт чудный отец Благовещенскаго монастыря Монзенскаго, иже на Костроме реце чудотворец, преставися в лето 7094 месяца Декабря в 12 день 372. Преподобный священноинок Адриан чудотворец, строитель Благовещенскаго монастыря Монзенскаго, преставися в лето 7127 месяца маия в 5 день Блаж. Ферапонт, почти во всю жизнь свою был сокровенным рабом Божиим. Он старался скрывать свои подвиги от глаз людских. По некоторым случаям и словам его видно, что он жил в Москве и проводил жизнь по примеру блаж. Василия. Постригся в Костроме, в Воздвиженском монастыре, около 1575 года. Жители Костромы, начиная с воеводы, питали к нему уважение, приходили слушать наставления его и принимать благословение; он принимал посещавших с любовию, но иных строго обличал за слабую жизнь и пристрастие к мирской суете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Ферапонт Монзенский Преподобный Ферапонт Монзенский начал подвижнический путь в Москве и называл себя сожителем блаженного Василия, подражая ему в подвиге юродства ради Христа, хотя лично никогда его не видел. Около 1580 года он перешел в город Кострому в Крестовоздвиженский монастырь и, приняв иноческий постриг, провел в нем тринадцать с половиной лет, сияя «душевною тихостию и любовию, яже к Богу». Братия монастыря полюбили кроткого и смиренного, послушного инока, жители города и окрестных сел приходили к нему с просьбой молитв и благословения. Но преподобный Ферапонт не всех встречал одинаково. Об одних он молился Богу и благословлял, а других строго обличал за пристрастие к мирской суете, распущенность и пьянство. Еще при жизни святой Ферапонт прославился чудотворениями. Однажды он явился во сне преподобному Пафнутию, иноку ПавлоОбнорского монастыря, и повелел ему послать инока Адриана на берег реки Монзы, чтобы основать новую обитель. «Пошли друга своего, старца Адриана, на изыскание места для новой обители, – сказал преподобный иноку Пафнутию, – того самого места, которое ты видел озаренным на востоке. Место это находится отсюда на расстоянии 50 поприщ. На нем явится человек свят». Преподобный Адриан исполнил повеление старца и основал на реке Монзе, что близ Соли Галичской (Коряжская волость), монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре преподобный Ферапонт прославил новый монастырь двумя чудесными исцелениями. Он явился во сне рыбаку из Соли Галичской и кузнецу из Буя, у которых были больные сыновья, и предсказал, что их дети получат исцеление в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И юноши действительно исцелились, положив начало паломничеству в эту обитель. Через некоторое время преподобный Ферапонт пришел в Благовещенский монастырь и просил игумена Адриана стать его духовным руководителем. Во время исповеди старец Адриан был восхищен красотой и величайшей чистотой души Ферапонта. «Не требуют здравии врача ( Мк. 2:17 ), – сказал он, – как же ты, чистый, пришел за исцелением к недужному?» Но преподобный Ферапонт кротко ответил игумену: «Припомни, кого ты видел раньше на берегу реки Костромы, на месте, где хотел воздвигнуть монастырь – Тогда я сказал тебе: «Отец мне будешь и узнаешь имя мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

честь подвижнику Божию, и хотя Литовское войско рассеяно было по уездам Порховскому и Псковскому, усердствующие безопасно совершили свое благочестивое дело. Вскоре поселился на пустынном месте преп. Никандра инок Исаия. Он первый испытал на себе благодеяния почившего праведника: Исаия сильно страдал ногами, так что едва двигался и по молитве над могилою пустынника получил исцеление. Благодарный к преп. Никандру, Исаия построил (1584 г.) на месте его подвигов обитель с храмом Благовещения Богоматери. В новую обитель скоро собрались пустынники и от гроба великого подвижника стали истекать чудеса. Новгородский дворянин Иаков Муравьев, скорбевший о бесчадии, обратился с молитвою к преп. Никандру и через год родился ему сын; он построил храм в честь преп. Никандра. 135 В конце XVI века, в пределах Костромских, возникла уединенная обитель Монзенская. Первоначальником ее был преп. Адриан, в мире Амос, Костромской уроженец. Еще в мирской жизни, будучи болен, он видел во сне одинокий храм между двух рек и слышал слово: «Здесь твое место». Оправясь от болезни, Амос тайно ушел из дома родительского в Толгский монастырь, потом в Генадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; после того жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Между тем повсюду сопровождала его мысль о храме, виденном между двух рек. В Павловой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее свое видение. В одно время вечером Пафнутий после правила лег отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «Пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 верст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: кто он и как знает то место? Неизвестный отвечал: «То место не тебе назначено». Пафнутий сообщил об этом Адриану. Адриан, по рассказу столетнего иерея Евпла, отыскал в глухом месте запустелый деревянный храм, тот самый, который представлялся ему в видении. С радостью возвратился он к Пафнутию; оба вместе решились идти туда. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (в 1595 г.) назначен архимандритом Чудова монастыря. Адриан основался при храме с несколькими иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. – Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что вода подроется под храм. Один старец сказал притом Адриану, что прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году при копании фундамента под каменный храм на месте прежней разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось и общецерковное прославление преподобного Геннадия. К этому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления. Собор Костромских святых По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154–1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV–XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской († 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский († 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV b.; память 10/23 января), Павел Обнорский († 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского († 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский († 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский († 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский († 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV b., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вскоре по преставлении преп. Ферапонта, однажды после литургии, игумен Адриан лег отдохнуть на рогожке. Является Ферапонт и говорит ему: «Спустя десять лет, будет великий голод в России; береги рожь; многие будут тогда питаться из твоих житниц и они не оскудеют; тогда населятся и пустые земли твои». Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину и он увидел свет исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверями стоял преп. Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа»? спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся и как начал, так и довершай: спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «Мир тебе и благословение! Спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживешь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берег рожь; многим придется питаться от монастыря». Феодосий вскоре скончался. 137 В обители Монзенской братия доставали себе пропитание земледелием, и настоятель Адриан был первым на работах. Веря посмертному предсказанию чудного Ферапонта, он наполнил монастырские житницы хлебом. Когда в 1601 году предсказание сбылось и наступил страшный голод, 138 обитель Адриана и Ферапонта была питательницею для всей окрестности; люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа; и житницы обители не оскудели. Преп. Адриан прожил после кончины старца Ферапонта более 20 лет, и мирно преставился 5 мая 1619 г. 139 Два подвижника того же времени проходили трудный путь юродства. Один из них был блаж. Симон, сын поселян, живших близь Юрьевца Поволгского. Тайно ушел он из дома родительского в густой лес. Поселяне села Ялнатского увидели в лесу человека полунагого, в лохмотьях, но не могли допытаться от него, кто он и откуда. Из сострадания привели они его к священнику. В доме доброго пастыря послушливо занимался он работою, никогда не оставаясь праздным; он усердно посещал и храм Божий; но являясь малоумным перед людьми, подвергался насмешкам и оскорблениям. Одна рубашка зимою и летом была одеждою его, и земля служила ему постелью; обуви не носил он и в самые жестокие морозы. Так прожил Симон в с. Ялнатском 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Раз св. Сергий, совершив правило молитвы, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядёт». Внезапно осветил свет ярче солнечного. По удалении Богоматери, Сергий нашёл Михея без движения: от страха он лежал как бы мёртвый. Сергий поднял его, и он спрашивал: «скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Сергий не мог говорить от радости. «Потерпи немного, сказал он, пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слышал слова Её; а ученик поражён был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукоп. святцам «препод. отец Михей, келейник и ученик св. Сергия чудотворца, преставися в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устроенной над местом погребения его, в честь явления Богоматери преподобным Сергию и Михею 116 . † Преставление преподобного Адриана Монзенского Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос, и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «здесь – твоё место». Оправясь от болезни, Амос тайно ушёл из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павловой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение своё. В одно время вечером Пафнутий после правила лёг отдохнуть. Является ему неизвестный человек и говорит: «пошли друга твоего Адриана к востоку; место не дальше 50 вёрст отсюда; там увидит он преподобного мужа». Пафнутий спросил: кто он и как знает то место? Неизвестный отвечал: «то место не тебе назначено».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Костромские свв. - житие Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Последователи отцов русского монашества Феодосия и Антония Печерских, ученики Сергия Радонежского, принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство. Их знали, любили, почитали, им молились, получали от них исцеления. Ими было построено 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+ 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+ 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravicon.com/info-2725

В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанном Грозным); “Переписн. книги Москвы», 1739–45 г., V, 3 (опись пустого монаст. места по Печатницкой ул., в приходе ц. Успения); “Матер. для ист. г. Пересл. Залесс. и XVIII ст.», 13 (опись 1677 г. живущих на подворье Феодоровского Новодевича м-ря). 1335. Феофилова – Омучская – Успенская – Коневская, мужская пустынь, ныне село Феофилова Пустынъ, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 57 вер. к юго-зап. от Луги по Динабургскому шоссе, при рч. Омучи. Основана преп. Иаковов и Феофилом, жившими здесь в 1396 г.; мощи их почивают под спудом и память церковью чтится 21 октября. При упразднении ее в 1764 г. она была приписана сперва к Посолотину мон., а потом к Розважскому. “Ист. Росс. Иер.», VI, 848; Ратшин, 456; “Словарь ист. о свят.», 286; “Ист. статит. свед. о Спбург. епархии», вып. I, Отд. I, 16, 37, 57; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 44, 132; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 407, 43; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 32; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и м-р. 1577–89 г., 38 (названа: Успения и Богоявл. Феофилова пуст.). 1336. Ферапонтов – Благовещенский – Монзенский или Адрианова пустынь, мужской, ныне погост Благовещенский на Монзе или Ферапонтов, Костромской губернии, Буйского уез., в 40 вер. к сев.-зап. от Буя, при впадении р. Монзы в Кострому, с правой ее стороны. Основан в конце XVI ст. преп. Ферапонтом, скончавшимся в 1595 г. 12 декабря, в каковой день чтится его память. Упразднен в 1764 г. В Благовещенской церкви, кроме мощей основателя, почивающих под спудом, погребены ученик его Адриан и благочестивый инок Феодосий. Преп. Адриан скончался в 1619 году и память его чтится в день преставления 5 мая. В «Ист. Росс. Иерар.» неправильно сказано, что он основал монастырь. “Ист. Росс. Иер.», VI, 849, 1025; Ратшин, 162; “Словарь ист. о свят.», 10, 288; “Костром. губ. в.», 1854 г., 44 (голод 1602 г.); 1855 г., 6 (нападение полковн. Ятцхи в 1618 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 197, 371–373 (Ферапонт, Адриан и Феодосий); Строев, “Спис. иерар. и наст.», 881, 36 (Адрианова Благов. пуст.); Ключевский, “Жит. свят.», 328, 405; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17 (преп. Ферапонт скончался в 1591 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 210 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 39 двор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010