Лит.: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 284; Сырцов И. Я. Преподобный Александр, основатель и игумен Александровской (упразд.) пустыни на р. Воче в Солигаличском уезде//Костромские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. 4-5; Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 32; Соловьёв А. И. Подробная опись 108 рукописей XVII и XVIII вв., принадлежащих церкви с. Коровного, Солигаличского уезда, Костромской губернии//Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 1-138; Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 8-9; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 308-309; Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский и Чухломской. Пг., 1916. С. 52. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64342.html

«Потерпи немного, – сказал он, – пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слы­шал слова ее; а ученик поражен был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукописным святцам, «преподобный отец Михей, келейник и ученик святого Серия чудотворца, преставился в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устро­енной над местом погребения его, в честь явления Богоматери препо­добным Сергию и Михею 723 . Память местночтимой блаженной Феодосии, матери святого благоверного великого князя Александра Невского В Новгородском Юрьевом монастыре, у южной стены собора, вро­вень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благо­верных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благоверного князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Преставление Преподобного Адриана Монзенского Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «Здесь – твое место». Опра- вясь от болезни, Амос тайно ушел из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павло­вой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

722 См.: Димитрий, архимандрит. Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых: В 4 вып. Тамбов, 1878–1883. Вып. 3-й). 723 Епифаний (Премудрый). Житие преподобного и богоносного отца нашего игу­мена Сергия чудотворца; Никон. л. 4, 236–238; Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры. М., 1850. 724 Ркп. сказание о Монзенском монастыре (у Царского 118); Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Ркп. святцы: «прп. священноинок Адриан чудотворец, строитель Благовещенского монастыря на Монзе р. преставился в л. 7127 мая в 5 день». 725 Слова Симона об Иларионе приведены август 28; об Онисифоре: «И ина такова обрящеши, брате Поликарпе, в житии святого Антония»; об Афанасии: «Аще ли кому не верно мнится написанное се, да почтет житие св. Антония». Поликарп об Агапите: «В житии же святого Антония вся жития их (подвижников современных Антонию) описана суть аще и вкратце речена». 735 Так по Густинской летописи (Собр. л. 2, 261). По Новгородской л. это было в 1012 г. (Собр. л. 3, 208). Преимущество за первою, как Киевскою. По Касьянову списку патерика Антоний был на Афоне при св. Владимире (ИОРЯС. Т. V). О Варяж­ской пещере см.: Афанасий (Кальнофойский). Тератургима. Сприга канон: «постницы разбойников обитания храмы Божия соделаша». 736 Так по патерику Касьянова списка (ИОРЯС. Т. V, 154) и известие его о дву­кратном путешествии на Афон взято, конечно, из древнего жития Антониева. Не­стор в летописи говорит об однократном путешествии на Афон. Но здесь – не жизнь Антония, а часть, да и в той под 1051 г. есть поставление Илариона в митрополита. Если же положим, что Антоний начал жить в Киевской пещере с 1051 г., то это бы­ло бы непримиримо ни с известиями о Моисее Угрине, Леонтии, Иларионе, Никоне и Феодосии, ни с известиями о самом Антонии. Как уместить в «немногие дни» одного и того же 1051 г. путешествие на Афон, обхождение тамошних обитателей, постри­жение игуменом, изучение иноческой жизни, возвращение в Россию, искание здесь удобного места по обителям, поселение в пещере? Как согласить 40 лет пребывания в Киевской пещере, когда Антоний почил в 1073 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изображения иконы Адриан Монзенский, прп. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображения иконы, именуемой Адриан Монзенский, прп. Основная страница об этой иконе Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера с другого сайта . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Описание: [Россия. 2004.] Прп. Адриан Монзенский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 3479.jpg:   Размер: 1061x1169, 1.24 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (234) , (2) . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Основная страница об этой иконе Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1064-photo

Преподобный Адриан Монзенский (+ 1619) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 мая в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Адриан (в миру — Аммос) по исполнении совершеннолетия должен был вступить в брак, но благочестивая душа его не искала мирской жизни. Он тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре прп. Адриан снова ушел от них и поступил в Геннадиеву обитель (память прп. Геннадия Костромского 23 янв.), где и был пострижен. Потом подвизался в разных обителях, пока ему свыше не было указано место на реке Монзе, в 20 верстах от Костромы, где он основал Благовещенскую обитель в храме, ставшем приходской церковью, в которой он почивает под спудом (см. прп. Ферапонт, 12 дек.). • Уроженец Костромы, прп. Адриан до принятия пострига начал подвизаться в Толгском монастыре близ Ярославля. • Иноческий постриг с наречением ему имени Адриан он принял в Спасо-Геннадиевом монастыре, который находился в Костромских лесах близ г. Любима, на берегу оз. Сурского. (Ныне это место в Любимском р-не на севере Ярославской обл.; Ярославская епархия). • После чудного видения храма между двух рек, случившегося ему во время болезни, преподобного не оставляла мысль о месте для основания обители. Тем самым местом стало устье р. Монзы при впадении ее в Кострому (Костромская епархия). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437156/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_6.html

52 В месяцеслове 13 в. показано 3 мая преставление преп. Феодосия и 31 мая перенесение мощей (муз. Румянц. стр. 405 и 712). Последнее потому, что так установил собор 1108 г. по случаю нового переложения мощей. В двух стихирах синодальной б. 12 в. 279 и 572) – стихиры пр. Феодосию на 2 мая. В минее синодальной 12 в. 168) служба пр. Феодосию. В лет. под 1230 г. «праздник бо бяше от дне святого отца Феодосия (3 мая)». 55 Обзор дух. литер. § 15. Послания изд. у преосв. Макария в ист. р. ц. 2. 295–299. Вернее, у Буслаева в христом. 515–519. 57 Слово о казнях по ркп., и по летоп. изд. Сухомлиновым: о древней русской летописи, Спб. 1856 г. Стр. 79–82. 58 У Буслаева издано оно с рукописи, где предшествуют ему два послания Феодосия к кн. Изяславу. См. пр. 35. Подтверждением тому, что это слово – принадлежит пр. Феодосию, служить как содержание его, так ревность преп. Феодосия вызывавшая его на споры с евреями. Сл. пр. 35. 59 Нестор, «постави (Владимир) кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древина, а главу его сребряну, а ус злат, и Хорса и Дажьбога и Стрибога и Сима, Регла и Мокош. Летоп. 60 У Сербов и других славян доселе сохранились предания о Вилах, сверх естественных существах, живущих в воде, подобно русалкам. 63 В Галиции доселе сохранился обычай в праздник коляды – пред каждым из пирующих за столом класть луковку чесноку, для отгнания болезней. 64 Род – владетель жизни. В сборнике 15 в. «един бессмертен и негиблющих творец, дуну бо на лице дух жизни и бысть человек в душу живу. То ти не Ροд, седя на вздусе, мечет на землю груды и в том рожаются дети... Всем бо творец Бог, а не Род». В паремейнике 1271 г. Рожаницы соответствуют греческому Τυχη, счастью, случаю. 65 Епифаниево житие препод. Сергия. Никон. л. 4, 236–238. Месяцеслов Сергиевой лавры стр. 4. 49–50. М. 1850 г. 66 Ркп. сказание о монзенском монастыре – у Царского 118. Сведен. о монаст. 162–163. Ист. иер. 6, 10. 25. Ркп. святцы: «преп. священноинок Адриан чудотворец, строитель благовещенского мон. на Монзе р. преставился в л. 7127 мая в 5 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антоний перев. из Усть-Монзенского. Сергий определён 18 мар. 1652. Иосиф Косаткин , 1658, 69–75. Киприан , 1675–1702, сент. Иоасаф , до 1704 (упом. в нояб.), упом. в янв. (sic) 1705. Иона , с 1705. Макарий , 1721–36, нояб. 12 Александрова Спасская пустынь, [VI, 201] на реке Воче, от Соль-Галича в 15 верстах; в 1725 г. приписана к Железноборовскому. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь села Коровнова. Игумены Св. Александр Вочский, основатель, † … Алексий , 1534. Александр , 1568. Варлаам , 1613–29, в сент. (sic) 1632. Иосиф , 1633–36, окт. Антоний , 1649. Корнилий , чёрный поп, в янв. 1653. Иов , чёрный поп, в мар. 1659, 1660. Геннадий , в авг. 1663. Иов , в июле 1668, в июне 1674, 1676, 1677. Иоасаф , 1692, 97, 1702. Иоаким (строит.) в янв. 1705. Макарий (строит.) 1709–11. Авраамий , 1720–32. Товия , 1756 и 57. 13 Авраамиев Городецкий Покровский от города Чухломы в 10 верстах, основан св. Авраамием в XIV веке. Ныне заштатный. [III, 748.] Игумены Св. Авраамий Городецкий † 20 июля 1375 274 ; в лике святых с 1621. Иннокентий , ученик его, преемник. Александр , 1450. Алексий , 1484. Ефрем , 1513. Елиазар , 1518. Герасим , 1523. Феодосий , 1534. Протасий , 1551–64. Питирим , 1576. Тихон , 1582 и 83. Никандр , 14 июня 1584. Мисаил , 1599–1606. Иов Коршун (строит.) 21 дек. 1613. в февр. 1614. Антоний , 1620–22. Адриан , 1623 и 24. Варлаам , 1624–29. Тихон , 1630–32. Евфимий , 1633 и 34, уволен, а 3 авг. определён в Луховский Тихонов. Феоктист определён 26 июня 1634. Рафаил , в мар. 1641, в янв., мар. 1646. Родион , 1649. Маркелл , в авг. 1656. Макарий , в авг. 1657, в июне 1659; паки определён 6 февр. 1661; упом. 1662, 63, 64, 65. ?? Авраамий , в нояб. 1666, 1667. Моисей , 1669–1674. Варлаам , 1677. Павел Озеров , строит., 11 мар. (sic) 1679. Леонтий 26 мар. 1682 хирот. в епископа Тамбовского. Макарий , 1683–89, 22 дек. Авраамий , 1695. Тимофей , 1701, 17 мар. 1703 перев. в Новозаозерский. Сергий Невельский , строит., определён 22 апр. 1703; упом. в янв. 1704.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Невозможно точно определить степень участия в житиях письменных источников сравнительно с изустными; сами биографы выражаются об этом не всегда ясно и достоверными сказателями называют иногда составителей первоначальных записок. Вообще, не ставя воспроизведения факта главной задачей своего труда и ища самой надежной опоры для своего повествовательного авторитета не в свойстве фактических источников, писатель жития большей частью не считал нужным подробно рассказывать читателю, откуда добыл сообщаемые им сведения. Это равнодушие в значительной степени объясняется и обстоятельствами, окружавшими написание жития. Ближайшей публикой, которую прежде всего имел в виду биограф, была братия одного с ним монастыря, которая сама хорошо знала, чем он мог воспользоваться для своего труда Поэтому он ограничивался иногда замечанием, что отважился на такой труд потому, что «известно ведает паче инех» житие святого и может пользу сотворить, и, предупреждая недоверчивые вопросы, прибавлял: да не подумает кто-нибудь, что я не знаю истины о святом и писал неправо, что я не мог столько лет помнить все, что написал; нет, не говорите так, ибо я писал со слов достоверных свидетелей, и не дай мне Бог лгать на святого, да не будет этого. Вообще, очень немногие говорят о своих поисках с целью собрать материал для жития или проверить свой рассказ, по крайней мере не говорят с такой подробностью, как монзенский биограф или Симон Азарьин; по-видимому, немногие даже и производили подобные поиски. Определяя поэтому участие письменных источников в литературе житий приблизительно, глазомером, едва ли ошибемся, сказав, что им должно отвести второстепенное место перед изустными. После самовидцев и достоверных сказателей всего чаще авторы житий ссылаются на старые записки или свитки, о которых не раз была речь выше. Большая часть их погибла, вытесненная из письменного обращения житиями. По уцелевшим запискам Иннокентия о Пафнутие Боровском, Германа о Филиппе Ирапском, неизвестных авторов о Михаиле Клопском, Евфросине и Никандре Псковских и Серапионе Кожеозерском, точно так же по отзывам житий о некоторых из пропавших записок видно, что биографу иногда доставались обширные и исполненные любопытных подробностей рассказы, не лишенные и книжного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

104 П. Иоанн X († 900 г.) в письме к Сербским князьям Михаилу Захлумскому и Томиславу Хорватскому. 105 Летописи в гласнике I, 163. V, 21. У Григоровича стр. 65. Шафарика в памяти. 2, 55–57. «Глаголют истинны сьписателе, яко Ливию Срьбину быти родом Еллину мудрованием». Ошибка тут одна. Смешали Триваллского Ликиния с Ликинием, зятем Константина, тогда как зять Константина не был и властителем запада. Ещё св. Димитрий замечал об отце св. Ирины: «не той бе Ликиний, иже послежде бяше сцарственник ц. Константина, имевый в супружестве сестру Константинову, но иный, царь единого града, Македонии сопредельного. Той име в супружестве Константию, а сей Ликинию. Той в несчастии погибе, а сей в христианстве честно скончался. Той бяше по трех стех летех, а сей близ дней Апостольских». 107 См. ноября 14 д. Порфирогенет упоминает о Расе в описании событий 842 г. (De admin. imp. § 32). Древность Расы и Расских жупанов можно видеть из сличения другого места Константинова с грамотой Санковичей. В последней читаем: «я жупан Бельячь и воевода Радичь с братьями Санковичами дознали доподлинно из старых бумаг и от старожилов, людей добрых, которые хранят сведения, переходившие от поколения к поколению, также из межевых знаков и памятников, следующее: при море был город старый Дубровник в соседстве с Конавльской жупой, и этому городу принадлежала Конавльская жупа, составляя потомственное владение его, как и другие земли и места. Но тот старый город пал и запустел. Владетели Раисские и Холмские засели тут кривдой и насилием взяли Конавльскую жупу и другие места того города. Граждане перешли в безопасное место и построили город Дубровник, который ныне существует» (У Майкова стр. 69). Поскольку же основание нового Дубровника у Порфирогенета относится к 449 г., то выходит, что Раисские владетели с их стольным городом Расой были сильными ещё прежде 449 г. 108 Мартиролог Иеронима под 31 дек.: Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorcistse. По одному списку Усуарда; Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistæ. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiæ Gaii, Heraclii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermitis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni. Senni, Anastasiæ. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gai. У Баровия в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Макснмине». По картам старого мира Reciaria там, где ныне Радоевац, а Bononia вблизи Прахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010