Ферапонт. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь, Свято-Благовещенский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенский Ферапонтово-Монзенский мужской монастырь (именовавшийся также Адриановой пустынью) был основан в конце XVI века преподобным Ферапонтом, выходцем из Москвы, " где он жил у мощей Василия Блаженного " - то есть служил в Покровском соборе на Красной площади в Москве. Преподобный Ферапонт преставился ко Господу в 1595 году 12 декабря (по старому стилю). В Благовещенской церкви монастыря, кроме его основателя, были погребены ученик святого Ферапонта преподобный Адриан и преподобный Феодосий (даты кончины преподобных Ферапонта и Адриана в разных источниках приводятся по-разному). Монастырь располагался в Корежской волости, в 40 км северо-западнее города Буя, по буйско-солигаличскому тракту. Корежская волость объединяла в своем составе обширную местность при слиянии рек Костромы и Вексы, вниз по реке Костроме и вверх по ее притоку Кореге. В те времена пространство Корежской волости, как и соседних костромских волостей, было покрыто дремучими лесами, преимущественно хвойными. В рукописной " Книге, глаголемой Козмография " , составленной неизвестным автором в XVII веке и хранившейся затем в Паисиево-Галичском монастыре, говорится: " А леса великие, страшные, дикие, непроходимые, во всем свете таких лесов мало, леса те подобны морю " . Такой эта сторона оставалась вплоть до начала XVII века. В голодное время 1602 года игумен Ферапонтова монастыря преподобный Адриан безвозмездно раздавал хлеб всем нуждающимся; к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей. Благодаря этому около монастыря возникли многочисленные деревни. Впрочем, отметим: деревня XV-XVI веков выглядела совсем по-другому, нежели в XIX-XX веках. Типичной для того времени была деревня в 1-4 двора, а само слово " деревня " означало не селение или постройки, а участок пашенной земли и покосов, составлявший в целом деревенское хозяйство. Документальных указаний точного времени возникновения монастыря не обнаружено - сохранились относящиеся к нему грамоты только с начала XVII века, к примеру: " 122 года (1614) Благовещенского монастыря, что на реке Монзе, строителю Андриану дана жалованная грамота на монастырские вотчины " .

http://sobory.ru/article/?object=24057

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в., Кострома - 5.05.1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв.- в Соборе святых Костромской митрополии). В молодости оставил родительский дом и последовательно подвизался в ярославском Толгском монастыре , в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре , где принял постриг, в Спасо-Каменном на Кубенском оз. и в Павловом Обнорском во имя Святой Троицы мужском монастыре и, наконец, по указанию прп. Ферапонта Монзенского поселился близ устья р. Монзы - правого притока р. Костромы (ныне с. Ферапонт Буйского р-на Костромской обл.). Здесь ок. 80-90-х гг. XVI в., как можно судить по житию преподобных А. М. и Ферапонта, А. М. возобновил запустевший к тому времени Благовещенский мон-рь. Во время голода в нач. XVII в. А. М. помогал окрестному населению монастырскими запасами. 2,5 года в обители жил прп. Ферапонт Монзенский, к-рый предсказал многие события в жизни мон-ря и время преставления своего сомолитвенника. А. М. был погребен в монастырской ц. Воскресения Христова. Местная канонизация преподобных А. М. и Ферапонта, вероятно, произошла в 30-40-х гг. XVII в., поскольку именно этим временем датируется самый ранний фрагмент службы святым (РНБ. Погод. 650). Житие преподобных («Житие, и жизнь, и сказание отчасти чудес преподобнаго отца нашего Ферапонта, Устьмонзенскаго новаго чудотворца, иже бысть во области града Галича, и о зачале Благовещенскаго мон-ря, что на реке Костроме, на устии Монзы реки, понеже зачатся обитель сия житием и началством раба Божия священноинока старца Адриана, некоего боголюбиваго мниха») начали писать вскоре после смерти А. М. Оно создавалось с перерывами в течение почти 20 лет - с 1624 по 1645 г. (самые ранние из известных списков жития со службой: ГИМ. Увар. 1199 (415), XVII в.; РНБ. Вяз. Q/281, 60-е гг. XVII в.). Автор жития пришел в мон-рь в 1626 г. при игум. Григории, здесь был излечен от «лютой болезни» у гроба прп. Ферапонта, принял постриг, был строителем мон-ря, после смерти игумена стал иеромонахом. В. О. Ключевский предполагал, что он был 3-м игуменом мон-ря (между 1640 и 1658), однако его имя осталось неизвестным. Автор жития использовал более раннее, несохранившееся житие прп. Ферапонта, документы из монастырского архива.

http://pravenc.ru/text/63610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_2.html

Преподобный Ферапонт Монзенский (+ 1597) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 дек. в день преставления, 27 мая в день тезоименитства со свщм. Ферапонтам, епископом Сардийским (III в.), и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Около 1580 г. в костромской Крестовоздвиженский монастырь вступил некий таинственный пришлец, муж преклонных лет, и принял постриг с именем Ферапонт. Вопрошавшим его он сказал уклончиво, что в Москве он был «соседом святого Василия Блаженного». А так как блаженный Василий не имел жилища, а жил на улицах, то предположили, что незнакомец прежде юродствовал, подобно ему, на улицах Москвы. Но утверждать этого никто не мог. В монастыре он пробыл 13 лет. Подвизался он наипаче в смиренном послушании и скоро стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда он решил уйти оттуда. Были в то время в Павло-Обнорском монастыре два инока, духовных друга, Адриан и Пафнутий. Им явился, каждому отдельно, во сне неизвестный инок и повелел основать обитель, в которой настоятелем должен стать старец Адриан, на берегу лесистой реки Монзы, при впадении ее в Кострому; причем явившийся прибавил, что место это будет указано чудом и на нем явится святой. Так и случилось: когда там воздвигли часовню, то в ней получили исцеление два отрока. А отцы их рассказали, что каждому из них явился во сне неизвестный инок и сказал, что сын его будет исцелен в обители старца Адриана. В это время старец Пафнутий был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве. Когда монастырь на Моте был устроен, пришел туда прп. Ферапонт. Игумен Адриан сразу узнал, что явился ему во сне именно он. Его предположение подтвердилось, когда на исповеди преподобный повторил ему все слова, которые он говорил ему во сне. Сильно смутился игумен тем, что он исповедует святого, но преподобный напомнил ему слова свои: «Ты узнаешь мое имя, когда станешь отцом моим, — воля Божия сбудется на мне через два с половиной года». Все дни преподобный проводил в молитве и подвигах; по ночам он читал Священное Писание и жития святых, из коих он особенно почитал святителя Николая. Каждый день он уходил с благословения игумена в лес для уединенной молитвы. Один малодушный инок роптал на него за то, что он мало работает, и ему стали являться бесы. В страхе он воззвал к прп. Ферапонту, который, явившись согрешившему иноку, прогнал бесов. Один монастырский рабочий был наказан головной болью и искривлением лица за насмешки над преподобным. Когда он пошел к нему с покаянием, преподобный исцелил его, причем сказал: «Не надо никогда никого осуждать!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437963/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Костромские свв. - житие Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Последователи отцов русского монашества Феодосия и Антония Печерских, ученики Сергия Радонежского, принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство. Их знали, любили, почитали, им молились, получали от них исцеления. Ими было построено 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+ 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+ 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravicon.com/info-2725

Адриан Монзенский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Адриан Монзенский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Адриан Монзенский, прп. Преподобный Адриан Монзенский жил в XVI и начале XVII века, был уроженцем города Костромы. В миру носил имя Амос. По исполнении совершеннолетия должен был по желанию родителей вступить в брак, но тяжело заболел. Во время болезни ему виделся одинокий храм между двух рек и послышался голос: " Здесь твое место " . Приняв пострижение в Геннадиевом монастыре, подвижник отправился на север искать храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павловом Обнорском монастыре. Наконец, нашел в глухом месте запустелый храм, расположенный так, как представилось ему в видении. Однако полая вода затопляла весной это место, поэтому преподобный Адриан и пришедшие с ним несколько иноков решили переселиться. В 1590 году в обитель пришел неизвестный старец и посоветовал инокам перейти к преподобному Ферапонту МонзенскомуЖитие.. Преподобный Ферапонт Монзенский.Молитвы, что они и исполнили. Здесь, в пустынном месте, при впадении реки Монзы в Кострому, святой Адриан прожил год под руководством преподобного Ферапонта (+ 1591, память 12 декабря), затем основал на реке Монзе, близ Костромы, Благовещенскую обитель. Братия кормилась земледелием, преподобный Адриан был первым в работах. Скончался он в основанной им обители в 1610 году. Мощи его были положены вместе с мощами преподобного Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви. Житие святых написано около 1645 года. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Адриан Монзенский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1659

Собор Костромских Святых Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 23 янв. в день памяти прп. Геннадия Костромского Соборный праздник святых древней Костромской земли установлен в 1981 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (+ 1989). По свидетельству русских летописей, г. Кострома был основан в 1152 г.; после смерти вел. князя Всеволода Большое Гнездо во Владимирском княжестве образовалось три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики прп. Сергия Радонежского основали несколько монастырей в Костромской земле. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви Белозерская (от прп. Кирилла Белозерского; память его 9 июня), Комельская (от прп. Корнилия Комельского; память его 19 мая), Железноборовская (от прп. Иакова Железноборовского; память его 11 апр.), Нижегородская (от свт. Дионисия Суздальского; память его 26 июня) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. На обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один по реке Шексне на Белоозеро, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении Костромского междуречья трудились преподобные подвижники: Авраамий Чухломский (память его 20 июля), Макарий Писемский (память его 10 янв.), Павел Обнорский (память его 10 янв.), Геннадий Костромской (память его 23 янв.), Кирилл Новоезерский (память его 4 февр.), Адриан Монзенский (память его 5 мая), Ферапонт Монзенский (память его 12 дек.) и многие другие. Святые преподобные Костромской земли почитаются соборно и в других землях Российских, история которых — через княжеские междоусобицы и административно-территориальные реформы — неразрывно связана с распространением веры Христовой и созиданием Церкви земной, прообраза Церкви Небесной. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436841/

Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу престарелого священника Евпла, нашёл в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нём по исцелении двух больных». По этим указаниям, Адриан перенёс храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в р. Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. – Пропитание доставали себе земледелием, и строитель Адриан был первым на работах. – В страшный голод 1601 г. обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голода. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «не веянный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 г. хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские житницы хлебом и во время бедствия общего с полной любовью помогал страдавшим беднякам. Потом Литовцы напали на пустынную обитель и оставили посредине её огонь, с злостным намерением истребить её; но удалившиеся иноки нашли обитель целой. Блаж. Адриан скончался 5 мая 1619 г. По ркп. святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упразднённой с 1764 г. 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тяготясь известностью, он удалился из Кострому и поселился на реке Монзе, при впадении ее в р. Кострому, в 25 верстах от Галича; это место, было лесное и окружено болотами, так что сюда можно было проникнуть только на челноке р. Костромою. Незримый никем, подвизался он здесь в молитве и посте. Только след незнаемого человека видели здесь на траве; но пустынник не показывался никому. За год до кончины блаж. Ферапонта, инок Адриан, урожденец Костромский, поселившись с несколькими подвижниками в запустевшем Благовещенском монастыре, хотел перенести обитель обитель свою, потопляемую весенним разливом воды, на другое, избранное им место; но, по словам пришедшего к нему неизвестного старца, перешел с своею братиею к преп. Ферапонту. Здесь Адриан один год пользовался наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. Пропитание доставали себе земледелием и строитель Адриан был первым на работах. Преп. Ферапонт ум. 12 декабря 1591 года, и блаж. Адриан соединился с ним в вечной жизни 5 мая 1619 года. Мощи обоих почивают под спудом в Благовещенской церкви бывшей обители их, упраздненной в 1764 году. Житие этих святых составлено около 1645 г. (Строев, «Рукоп. Царского», М. 1848, стр. 53) и, по замечанию Ключевского, принадлежит к числу любопытнейших источников для истории древней Русской колонизации. Интерес жития увеличивается простотою изложения и состава, которые сообщают ему характер первоначальных необработанных записок (стр. 328–330). 373. Преподобный Феодосий трудник того же Монзенскаго монастыря преставися в лето 7100 Ученик преп. Ферапонта и Адриана, труженик XVI в.; погребен в Благовещенской церкви бывшего Монзенского монастыря (Ратшин стр. 163). Не канонизирован. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Создание мон-рей продолжалось и в XVI в. В 80-90-х гг. на северо-западе Костромского края, на р. Монзе (правый приток р. Костромы), прп. Адриан Монзенский основал Благовещенский Ферапонтов мон-рь. Два с лишним года в мон-ре прожил прп. Ферапонт Монзенский . Костромской край является родиной свт. Ионы , митр. Московского. В 1433-1453 гг. территория К. и Г. е. неоднократно подвергалась разорению во время междоусобной войны за московский престол между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и его дядей Георгием (Юрием) Димитриевичем , князем галичским и звенигородским, а впосл.- его сыновьями Василием Георгиевичем Косым и Дмитрием Георгиевичем Шемякой. После поражения Дмитрия Шемяки в битве под Галичем в 1450 г. Галичское княжество было присоединено к Московскому и преобразовано в Галичский у. В XV - 1-й пол. XVI в. в вост. части Галичского у., примыкающей к р. Унже, стали почитать прп. Макария Унженского и Желтоводского, которого местные жители считали защитником от вражеских набегов. После взятия в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казани и покорения Казанского ханства рус. население постепенно освоило Ветлужско-Унженское междуречье, вошедшее в состав Галичского у. Жившие здесь черемисы (марийцы) приняли Православие и постепенно ассимилировались. Во 2-й пол. XVI в. Дмитрий Иванович Годунов и его племянник Борис Феодорович Годунов способствовали расцвету Ипатиевского мон-ря, где находилось родовое кладбище Годуновых. С 1584 г., когда Б. Ф. Годунов стал фактическим правителем гос-ва при царе Феодоре Иоанновиче , в мон-ре развернулись широкомасштабные строительные работы, продолжавшиеся ок. 20 лет. За это время на месте деревянной обители был выстроен каменный мон-рь. С сер. XVI в. в крае началось строительство каменных храмов. Во 2-й пол. XVI в. были возведены 6 храмов: Успенский и Троицкий в Костромском кремле, Богоявленский в Богоявленском мон-ре в Костроме, Троицкий и Богородице-Рождественский в Ипатиевском мон-ре, Богоявленский в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге Красносельского р-на Костромской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010