Стоит же среди вас Тот, Кого вы не знаете. Он есть Тот, Кто грядет после меня, Кто соделался прежде меня, Кому я не достоин развязать ремни сандалий». Сие было в Вифании, за Иорданом, где крестил Иоанн. На другой день увидел Иоанн Иисуса, идущего к нему, и рек: «Се агнец Божий, се берущий грех мира. Сей есть Тот, о Ком сказал я: после меня грядет Муж, кто соделался прежде меня, ибо раньше меня был. И я не знал Его, но для того пришел, крестя в воде, чтобы Он явлен был Израилю». И принес Иоанн свидетельство, говоря: «Ибо видел я Духа, сходящего подобно голубю с неба и почивающего на Нем. И я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде, Он сказал мне: «На Ком увидишь Духа, сходящего и почивающего на Нем, Тот и есть крестящий в Духе Святом». И я увидел и принес свидетельство, что Сей есть Сын Божий». На другой день вновь стоял Иоанн, и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, говорит он: «Се агнец Божий». И услышали его слова двое учеников, и последовали за Иисусом. Иисус же обернулся и, увидев их следующими за Ним, говорит им: «Чего ищете?». Они сказали Ему: «Рабби (что в переводе значит «Учитель»), где живешь Ты?» Он говорит им: «Придите и посмотрите». Они пришли и посмотрели, где жил Он, и остались у Него в день тот, ибо был уже час десятый. Одним же из двух, кто услышал слова Иоанна и последовал за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он сперва находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию (что переводится «Христос»)». И привел его Андрей к Иисусу. Иисус же, посмотрев на него, сказал: «Ты Симон, сын Ионы. Ты наречешься Кифа (что переводится «Петр»)». На следующий день захотел Он выйти в Галилею и встретил Филиппа. И говорит ему Иисус: «Следуй за Мной». Был же то Филипп из Вифсаиды, города Андрея и Петра. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». И сказал ему Нафанаил: «Из Назарета может ли что доброе быть?» Говорит ему Филипп: «Приди и посмотри». Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: «Воистину, се израильтянин, в коем нет лукавства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Явление Христа народу Проповедь Иоанна Предтечи и множество народа, приходившего к нему креститься, привлекли внимание Иудейского синедриона, который отправил к нему священников и левитов спросить: «не Мессия-ли ты?» Иоанн, со всею решительностью, раз навсегда, ответил: «я не Христос». По глубокому своему смиренно, свойственному людям истинно великим, он отказался и от наименований Илия и Пророк, хотя и имел право усвоить себе эти наименования, как второй Илия, предуказанный пророком Малахией, и как высший из всех пророков. Он сказал о себе: «Я глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господу... Я крещу в воде, но стоит среди вас некто, которого вы не знаете... Я недостоин развязать ремень у обуви его ( Ин. 1:23 ..27). На другой день после сего свидетельства пред посланными от синедриона, стоял Иоанн у Иордана, окруженный народом. Вдруг видит, что Иисус идет к нему. Исполнившись духовного восторга, Иоанн воскликнул: «Се Агнец Божий, берущий на себя грехи мíра (человечества). Вот Тот, о Котором я сказал: «за мною грядет Муж, который стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». В числе окружавших Иоанна были и преданные ему ученики, и фарисеи, гордые своею мнимою праведностью, и саддукеи, отрицавшие все духовное, и простые люди, внимавшие каждому слову великого пророка. Все они слышали его вдохновенное слово о Господе Спасителе. Насколько сильно было впечатление от слов Иоанна видно из того, что на другой день двое из учеников его, по одному только слову его: «се Агнец Божий», никем не вынуждаемые, сами добровольно и решительно устремились вслед за Господом Иисусом. Один из них поименован в Евангелии: это был Андрей, который посему и называется первозванным. Другой не поименован, но поэтому именно и думают, что это был сам Евангелист, поведавший о сем событии, – Иоанн Богослов. Этими двумя последователями Спасителя начался светлый ряд Его апостолов. Это было зерно, из которого возникла святая, соборная и апостольская церковь . Явление Христа народу. С картины худ. Александра Андреевича Иванова (1806 – 1858). Картина находилась в Москве, в Румянцевском музее, с 1924 года хранится в Третьяковской галерее. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

24:17). Эти волхвы из рода пророка Валаама, наследники его книг и пророчеств; подумав, что когда звезда воссияет, тогда восстанет и человек, именно, Царь иудейский, Который не только сокрушит начальников Моава, но, по Даниилу, и все царства диавола ослабит и рассеет, — они наблюдали это время; увидев, сравнительно с остальными, странно воссиявшую звезду, они узнали, что она есть древне предсказанная, последовали (за ней) и, найдя родившегося, возрадовались исполнению пророчества. Но ты, слушатель, понимай, что волхвы — это образ язычников, обратившихся от своего нечестия под руководством не совершенного света, но как бы отраженного через Иоанна, (так как) они руководились звездой (по пути) к родившемуся во плоти Христу. Смотри: и у меня звезда, пришедшая до младенца и остановившаяся в своем течении. Иоанн, подобно звезде, засиял проповедью, и показал Христа словами: « вот Агнец Божий, Который берет [ на Себя ] грех мира » ( се агнец Божий, вземляй грех мира ) (Ин. 1:29); он прекратил свое течение, так как сказал: « Ему должно расти, а мне умаляться » ( оному подобает расти, мне же малитися ) (Ин. 3:30). « И, войдя в дом, волхвы нашли отрока и матерь и, пав, поклонились Ему » (Мф. 2:11). Нужно, чтобы приходящие ко Христу из языческой жизни прежде упали с высоты своего нечестия, и так, как бы с земли поднимаясь, исповедали бы рождение Христа по плоти, потом отчасти намекали бы на Его божество. « И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну » ( И отверзше сокровища своя, принесоша ему дары, злато, и ливан, и смирну ): золото — как царю, ладан — как Богу, смирну — как страдальцу за нас. И Христос принял эти дары, не потому, что нуждался, но для пользы приносящих. Принимая золото, Он отвращал их от сребролюбия; принимая ладан, избавлял (их) от идолослужения; принимая смирну, очищал их души от мертвенности. Если нужно и иную тайну рассмотреть, то изучим тщательно. Золото и смирну они приносят родившемуся. Так как было написано о Нем: «Ему поклонится всякое колено небесных и земных и преисподних » (Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2) как крещеному человеку диавол строит козни, особенно во время поста и молитвы; 3) как Господь – кротко, точно агнец, но решительно как властелин – отвергает диавольские искушения. Проповедь о покорности воле Божией Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . Мф. 6:10 Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело – и телом, и душой – предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог , ибо совершенно вдал он себя в волю Божию. Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну ( Лк. 3:2 ). Словно невинный младенец – с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:33–34 ). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах. Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне мира сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 8 января 1. Свв. мученики Иулиан и Василисса . Происходили из благородных и богатых семей. После венчания взяли на себя обет жить девственно, как брат и сестра. Раздали всё свое имущество нищим и приняли иноческий постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 . Итак, да не стыдимся Креста Спасителя, но, напротив, похвалимся им. Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть ( 1Кор.1:18 ), язычникам безумие, а нам спасение: а для нас, спасаемых, – сила Божия (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (см. Исх.12:23 ), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (см. Ин.1:29 ). Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил ( 1Пет.2: 22–23 ). Не Петр это говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (см. Ис.53:9 ). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: не нашел человека сего виновным ни в чем ( Лк.23:14 ). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: невиновен я в крови Праведника Сего ( Мф.27:24 ). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой – вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: «Мы... достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал ( Лк.23:41 ), а я и ты подлежали осуждению». 4 . Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся этого, распят – и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь эта Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, не исповедал Его, может быть, умолчал бы об этом вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

82:19). Что народ послушен, а архиереи непокорны, слушай евангелиста: « Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса » ( совещаша архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса ) (Ин. 12:10). Видишь архиерейское безумие? Чтобы уничтожить веру народа, они старались и Лазаря убить, говоря сами себе: «Если Иисуса только мы убьем, а Лазаря оставим в живых, то никакой нам нет пользы: видя этого, они веруют в Него. Чтобы и после смерти нам не было препятствия в чьей–либо вере в Иисуса, убьем Лазаря, чтобы нам совершенно изгладить память его». Это и подобное говорили архиереи, как люди суетного ума, не понимавшие, что Господь, имевший подвергнуться добровольной смерти для бессмертия мира, не думал оставлять миру на память только Лазаря и его воскрешение, но и необоримый Свой крест, который они не в силах будут ни разрушить, ни скрыть, ни упразднить, обнаруживающей силу своего действия по всей вселенной. Какой дом без знака креста, без трофея против демонов, без защиты душ? Какой корабль без кормила–креста? Какой город не имеет креста стражей? Какой царь не украшает крестом своей головы? Какая дева не имеет креста вместо посоха? Какая церковь не укреплена крестом, как стенами? Крест ночью светит, и днем служит светочем; зиму несчастий, весну и лето устанавливает, супружество скрепляет, дружбу умножает, во всяком благе господствует. Что же евангелист? Хорошо исследовать этот отрывок от начала. Сейчас ты слышал слова евангелиста: « За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых » ( прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь, егоже воскреси от мертвых ) (Ин. 12:1). И какой это день — «прежде шести дней»? Какой? Теперешний день, обозначающий Иоанна Предтечу. Как Иоанн предшествовал Господу, так и этот предшествовал воскресению; и как Иоанн, перстом указывая на Господа, говорил: « вот Агнец Божий, Который берет [ на Себя ] грех мира » ( се агнец Божий, вземляй грех мира ) (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    а) Церковь Христова представляется на Сионе. Ст.1. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». В то время как зверь царствовал и царство свое старался распространять в мире, Святый Дух к утешению благочестивых открывает, что и Бог имеет в мире Церковь, которая стоит на твердом основании истинной веры, царствует с Иисусом Христом на горе Сион и наконец восторжествует над зверем и его империей. Характер этой Церкви изображается в следующих чертах: а) Церковь представляется под эмб­лемой 144 тысяч. Это число есть таинственное (см. Апок. 7:4—5). Число 144 есть квадрат, которого корень есть 12. Это число (12) изображает Церковь, 1) основанную на учении двенадцати апостолов Христовых (Еф.2:20; Апок.12:14) и на этом непоколебимом основании твердо стоящую против всех искушений плоти, мира и диавола; 2) изображает Церковь как прообраз ветхозаветной Церкви Иудейской, разделявшейся на 12 колен; потому она составляет истинный Израиль, народ Божий в новозаветной экономии. Избранные представлялись св.Иоанну на горе Сион, как бы выведенные на свободу сынов Божиих, сделавшиеся участниками царства и священ­ства истинного, духовного (Евр.12и след.). Представлялись пребыва­ющими с Агнцем, то есть Иисусом Христом, Который, как Агнец Пасхаль­ный, принес Себя в искупительную жертву на кресте (гл.5, 6). Это значит, что избранные ищут Одного Иисуса Христа, славятся Им, как своим Царем и Первосвященником, к Нему Одному прилепляются чистой любо­вью, стараются Ему Одному угождать и служить, в Его жертвоприноше­нии и в общении с Ним Одним находят себе успокоение и счастливую жизнь. Взаимно и Иисус Христос соединяется с верными, благочестивы­ми почитателями Его и изъявляет им все богатство Своей любви. «Имя Отца Его (Иисуса Христа) было написано на челах их». Это имя не есть буквальное название, и начертание его не есть вещественное, но означает отличи­тельные качества духовные или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божий все­цело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   (Деян. 20:28). «Не тленным серебром   «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни   или золотом искуплены вы от суетной жизни    , – говорит апостол Петр, – но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»   но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира»    (1 Пет. 1:18-20). «Кровь Иисуса Христа   «Кровь Иисуса Христа    , по словам апостола Иоанна Богослова, очищает нас от всякого греха»   очищает нас от всякого греха»    (1 Ин. 1:7).    Важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира, то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества.    : «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»    (Ис. 53:5); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»   «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»    (Ин. 1:29); «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»   «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»    (1 Кор. 15:3).    В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Божественное милосердие. О Божественном правосудии так говорит Святейший Патриарх Сергий (Страгородский): «Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для Своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, – а так, что Бог как именно Святый Носитель жизни и истины от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1:31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле (иначе не было бы правды, а произвол) зло, тем самым обрекает себя на определенную злу участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, – и была принесена Голгофская жертва, почему Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной платой за грехи людей… но именно Разрушителем власти диавола над человеком и Обновителем человеческого естества… Правда Божия не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ввиду этого Голгофа священная гора и Лобное место – место спасения нашего и святости. Здесь великий жертвенник, на котором Агнец Божий искупил и примирил наши грехи. Здесь, на этом благословенном месте, протекают реки воды живой, здесь растет древо жизни, и с самим воздухом этого места мы вдыхаем в себя вечную жизнь. Сюда мы должны идти, если нас тяготят наши грехи; потому что здесь мы найдем себе утешение в том, что наше спасение и прощение наших грехов Спаситель совершил через пролитие своей крови. Сюда мы должны обратиться, если мы нуждаемся в силах, нас освящающих; только здесь мы услышим дорогие нам слова: «Кровь Иисуса Христа, Сына Божиего, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ). Сюда мы должны спешить, если наша душа жаждет утешения в страданиях, потому что здесь мы научаемся, что нам сперва нужно пострадать с Ним, чтобы потом быть участниками в Его величии. Спаситель наставлял своих учеников, чтобы они бежали в горы ( Мф. 24, 16 ). Этому наставлению мы должны неизменно и послушно следовать. Будем часто переноситься духом на гору Синай, чтобы слышать и принять к сердцу заповеди Бога нашего, которые Он там изрек. Будем переноситься на гору Сион, чтобы слышать дорогие слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11, 28 ). Обратимся и к горе Преображения, чтобы и здесь внизу, в долине скорбей, засиял свет величия Спасителя. Подойдем и к Масличной горе, чтобы с верою созерцать Сына Божиего, Который принес Себя в жертву правде Божией и Которому теперь дана всякая власть на небе и земле. Но чаще всего пусть витает наша мысль при Голгофе и при Лобном месте, где Агнец Божий взял на Себя грехи наши и искупил их драгоценною своею кровью. Но о двух вещах мы не должны при этом забывать. Евангелист передает нам: «И Он вышел на место, называемое Лобное». И апостол Павел прибавляет в послании к евреям: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13, 13 ). Он ради нас перенес величайший позор, чтобы нас привести к славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010