Пророк Аггей Пророк Аггей – десятый в списке малых пророков. Он был из колена Левина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистапсе (последняя четверть VI в. до Р.Х.). Книга этого пророка посвящена проблеме восстановления Иерусалимского Храма, работы по возведению которого были прерваны из-за экономических трудностей. Этот факт придает ее содержанию особую актуальность в сегодняшних условиях экономического спада. Если вспомнить священную историю, то можно с уверенностью сказать, что люди, к которым обращался посланник Божий, пребывали в ситуации куда более сложной, чем наша. Остатки иудейского народа только вернулись в родную Палестину после тяжелого Вавилонского плена . Естественно, все усилия и желания людей были направлены на устройство элементарных условий для жизни. Новое место, большие семьи, тяжелые десятилетия плена – всё это, казалось бы, могло в некоторой степени оправдать отсутствие должного внимания к постройке храма, требующей затрат многих сил и ресурсов. «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9). Однако Господь устами пророка возвещает грозный укор Своему племени: «Народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”… А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» (Агг. 1: 2–5). Далее Создатель объясняет, почему Он призывает людей оставить заботу о личном и обратиться к небесному: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1: 6, 9). Как видим, объяснение вполне конкретное и действенное. Господь указывает Своему народу, что он не может в полной мере воспользоваться плодами своих трудов, пока в его заботах и усилиях не найдется места для Бога. Это нужно не Ему, Творцу всего видимого и невидимого, а им – созданиям Всевышнего. То есть благополучие народа напрямую зависит от внимания к Своему Создателю. Людям же, напротив, свойственно жертвовать временем молитвы и богослужения в стремлении устроить свою ближайшую жизнь. Страх потерять драгоценное время, которое можно потратить с явной пользой, порой перерастает в главный критерий оценки действительности. Это не так и плохо, если у человека правильно выстроена система ценностей и он умеет должным образом расставлять приоритеты. Однако в реальной жизни не так и просто реальность неба поставить выше преходящей действительности.

http://pravoslavie.ru/76135.html

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей. Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия — после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена. Пророк Илия 3 Цар. 16:29–34; 17–19:21; 4 Цар. 12:1–15 Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Рассказ о вознесении Иисуса Христа автор псевдоевангелия влагает в уста самих иудеев, и вдобавок людей, пользовавшихся общей известностью, именно: священника, учителя и левита. Самый предмет рассказа взят у евангелиста Марка ( Мк.16:15–19 ), с тем только дополнением, что первосвященники иудейские подкупили этих трех свидетелей и взяли с них клятву никому более не рассказывать о случившемся. Вот этот рассказ. «Некто Финеес-священник, Адда-учитель и Аггей-левит рассказывали начальникам синагоги, и священникам, и левитам, что, идя из Галилеи в Иерусалим, они видели Иисуса, сидящего с учениками своими на горе, называемой Мамилх и беседующего с ними. Он говорил ученикам своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, тот спасется, а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и, если что смертоносное выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они здоровы будут». И все еще беседуя с учениками своими, Он возносился на небо. Первосвященники, священники и левиты сказали: «Воздайте хвалу Богу израилеву и исповедуйте пред Ним, что вы все слышали и видели так, как рассказали». Рассказчики сказали: «Жив Господь, Бог отцов наших Авраама, Исаака и Иакова, что мы слышали это и видели, как Он вознесся на небо». Тогда первосвященники и священники и левиты спросили их: «Для чего же вы пришли? Для того ли, чтобы возвестить нам все, или принести молитву Богу»? Они сказали: «Принести молитву Богу». Первосвященники, и священники, и левиты сказали: «Если вы пришли принести молитву Богу, то к чему вся эта болтовня ( φλυαρα ατη ν φλυαρσατε πναντι παντς το λαο), которую распустили вы между всем народом»? Тогда сказали Финеес-священник, Адда-учитель и Аггей-левит к архисинагогам, и священникам, и левитам: «Если рассказ наш, который мы рассказали вам, грех , то мы перед вами: делайте с нами, что хотите». Иудеи заставили их поклясться пред законом, что никому более они не будут рассказывать о случившемся. После того, дав им есть и пить и, наделивши их серебром, они вывели их из города в сопровождении трех мужей, которые и проводили их до Галилеи»,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Ротштейн полагает, что рассматриваемая нами речь пр. Аггея должна быть поставлена в связь с событием, отмеченным в 1Ездр. 4:1–3 , с фактом отклонения самарян от участия в построении храма. При этом Ротштейн считает названный факт стоящим в 1 кн. Ездры не на надлежащем месте и относит его не ко второму году Кира (536 г. до Р. Хр.), а ко второму году Дария Гистаспа (520 г.), когда собственно и положено было впервые, по мнению большинства новейших авторов, основание храма, и именно к 24-му дню девятого месяца 47 . Но нет никакой нужды заподозривать достоверность известия 1Ездр. 4:1–3 и связывать речь Агг. 2:10–19 именно с этим известием. Вопрос об отношении иудейской общины к самарянам не был решен сразу, а имел, как видно, длительный характер. Получив отказ от Зоровавеля и Иисуса в момент закладки храма в 536 г., самаряне путем интриг, о которых писатель 1-й кн. Ездры не рассказывает 48 , задержали постройку храма до второго года Дария Гистаспа, т. е. до 520 г. Но окончательно прекратить постройку они не могли. Когда при Дарии постройка опять возобновилась (1Ездр. 5и д., Агг. 1:14–15 ), то, очевидно, самаряне еще раз сделали попытку принять участие в этом деле и начали вести соответствуюшие переговоры. Ответом на это вторичное предложение самарян был со стороны иудеев новый отказ, мотивировку которого и излагает Аггей в речи 2:10–19. В пользу изложенного толкования, по нашему мнению, может говорить и то, что им уясняется речь пр. Аггея к Зоровавелю, сказанная в один день с рассмотренной выше. В 24-й день девятого месяца Аггей от имени Иеговы говорил Зоровавелю: „потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих, на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другого. В тот день – Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, и буду держать тебя, как печать, ибо Я избрал тебя” (2:22–23). Уже бл. Иероним обратил внимание на то обстоятельство, что приведенная речь пророка направлена была к одному Зоровавелю, а не ко всему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

С евр: «посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений; ( Агг. 1:11 ) и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Вот почему, говорит пророк, доселе удерживали и удерживают небеса влагу, не давали вам и не дают ни дождя, ни росы, а потому, земля ваша, оставаясь без влаги, терпя засуху, не могла давать вам «изношений», т. е. произведений, плодов своих. Так, за ваши беззакония, за ваше нерадение к созиданию храма, Я произвел засуху ( «мечь» 12 ) и скудость на вашей земле, на ваших полях, в ваших виноградниках, садах, где растут оливковые (масличные) деревья, приносящие вам деревянное масло, короче: во всем, что производит земля. А вследствие голода, от сего происшедшего, у вас гибли и гибнут люди, скот и все труды ваши не приносят пользы. Агг.1:12, 13 . И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и все прочие люди глас Господа Бога своего и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, глаголет Господь. С евр: «и послушались Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего, и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их; и народ убоялся Господа, ( Агг. 1:13 ). Тогда Аггей вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами, говорит Господь» 13 . Вышеприведенная обличительная речь Св. пророка Аггея, как видно, сильно подействовала на Зоровавеля, первосвященника и весь Иудейский народ. Слушавшие Аггея признали в нем во истину пророка Божия, а речь, им сказанную, речью Самого Господа Бога. " И слыша», гов. пророк, т. е. и послушались Зоровавель, сын Салафиилов, князь Иудейский, и Иисус, сын Иоседека, первосвященник и весь народ гласа Господа Бога своего, и речей Св. пророка Аггея, которого послал к ним Господь, и, услышав угрозы Божии о засухе и бесплодии, убоялись Господа, сознали свою виновность пред Богом, покаялись и сердечно пожелали исполнить волю Божию о созидании храма Иерусалимского. Господь же, видя такую их благопокорность и раскаяние, видя их усердие к созиданию храма, чтобы поддержать и усилить это усердие, чрез Св. пророка Аггея заявил им, что отселе Он Сам пребудет с созидающими, Сам им поможет, укрепить силы, воодушевит мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Святой пророк Аггей происходил из колена Левиина 8434 и родился в плену Вавилонском 8435 . Еще будучи в юношеском возрасте, он возвратился из Вавилона во Иерусалим и пророчествовал здесь со святым пророком Захариею тридцать шесть лет. Оба они жили за 500 с лишком лет до воплощения Христова. Святой Аггей был современником построения второго Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого – Соломонова. Построение сего храма было предпринято по возвращении из плена Вавилонского Зоровавелем, предводителем Иудеев, отпущенных на родину царем персидским Киром, который назначил его правителем Иудеи. Сооружение храма было сопряжено с большими трудностями, ибо сему препятствовали Самаряне, участие коих в построении храма было отклонено Иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого, языческого. Самаряне подкупили начальников некоторых персидских областей, и те клеветали на Иудеев пред двором Персидским. Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее горячее усердие Иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий, представляли они и иные предлоги для оправдания своей беспечности. И вот в сие время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма пред первым. С помощью Божиею и при содействии пророков Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел козни врагов и бездеятельность Иудеев, и храм, начатый в 520 г. до Р. Хр., был окончен в 516 г., в шестое лето правления царя персидского Дария. «Руки Зоровавеля, – сказал Господь, – положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» ( Зах. 4:9 ). Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма, – четыре 8436 . В них пророк возбуждает Иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих; он возбуждал их также безопасностью и благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в сем деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и обещанием им благословения Божия за исполнение воли Господа. Величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждение незыблемого царства на земле, царства Христова: «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир» ( Агг.2:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), — только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды,  — свидетельствует о сем Ездра, — говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их (1 Ездр.5:1–2). И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1 Ездр.6:14). Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов [ 9 ]. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем. После пророка Захарии осталось драгоценное наследие — книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии — обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

»Тогда " , чтобы поддержать в народе проявившееся в нем настроение, укрепить его в нем, «сказал Аггей, посланник Иеговы, в силу посольства Иеговы к народу», сказал не от себя, а в силу того, что он Иеговою послан говорить к народу, «и говорил: Я с вами, говорит Иегова». Иегова будет во всем помогать народу и удалить все препятствия, какие только встретятся на пути к построению храма (ср. Агг.2:4 ). Ближайшим образом Бог осуществил свое обетование содействия к делу строения храма чрез то, что он к радостному и добровольному исполнению этого дела «возбудил дух Зерувавеля, сына Шеалтиилова, князя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоцадакова, великого священника и дух всего остатка народа, и пошли и стали производить работы в доме Иеговы воинств, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария», таким образом спустя двадцать три дня после высказанного Аггеем Божия слова касательно этого дела. 4 II. Пророчества Исайи и Иезекииля говорили народу, что второй храм по своей славе превзойдет славу храма соломонова; а действительность между тем говорила, по-видимому, противное. После того как возбужденное речью пророка религиозное воодушевление к продолжению строения храма мало помалу охладело и взамен того наступило время к более спокойному обсуждению положения дел, в строителях дома Божия начало развиваться сознание, что, судя по обстоятельствам воссоздания храма, этот храм далеко не обещает не только славы высшей – той, какую имел храм соломонов, но даже и равной ей, что в сравнении с тем храмом новоустрояемый храм явится не более, как бедною скинию. В следствии этого сознания в строителях стало проявляться чувство уныния и печали, выражаемое ими также громко, как оно громко выражалось, при закладке храма, стариками, видевшими славу первого храма. Оно до того сильно овладело народом, что снова доводило его до сомнения; действительно ли благоугодно Богу это дело и должно ли быть оно продолжено? Поэтому для деятельного продолжения строения храма скоро снова явилась необходимая потребность в Божественном подкреплении и воодушевлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

142, 10). В книге Паралипоменон читаем, что Духа Святого сподобились Азария в царствование Асы, и Иозиил в царствование Иосафата; и еще другой Азария, камением побиенный. Ездра говорит: и Дух твой благий дал еси, еже научити их (Неем. 9, 20). О Илии, взятом на небо, и Елиссеев, сих Духоносцах и чудотворцах, хотя и не говорим; известно однако же, что они исполнены были Духа Святого. 29. Если кто все книги двенадцати и прочих Пророков прочитает: тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: аще аз не наполню силы Духом Господним (Мих. 3, 8). Иоиль восклицает: и будешь по сих, глаголет Бог, излию от Духа моего на всяку плоть и проч. (Иоил. 2, 28). Аггей говорить: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель, и Дух мой настоит посреде вас (Агг. 2, 56). Равно и 3ахария: обаче словеса моя и законы моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе моем рабом моим Пророком, и проч. (Зах. 1, 6). 30. Исаия велегласно говорит: и почиет на нем .Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит его Дух страха Божия (Ис. 11I, 2, 3). Пророк показывает, что хотя Дух есть един и неразделим, но действия Его различны. И в другом месте: Иаков, отрок Мой (Ис. 41, 1), и потом: наложу .Дух мой на семя твое. (Там же 44, 3). И еще: Господь посла мя и Дух Его (48, 16). Также: сей им, иже от Мене завет, рече Господь: Дух мой, иже есть в тебе, (59, 21). И также: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя и проч. (Ис. 61, 1); потом говоря на иудеев: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его (63, 10), еще: где есть вложивый в них Духа Святаго (11)? Помнишь, (если только ты от слушания не утомился) и приведенное уже из Иезекииля свидетельство: и нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: глаголи, сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). Слова сии, нападе на мя, должно принимать в добрую сторону: они означают сильную любовь; как, например, Иаков увидев Иосифа, нападе на выю его (Быт. 46, 20), и как чадолюбивый упоминаемый во Евангелии отец, узрев сына возвратившегося из страны дальней, подвигнут был милосердием, и тек нападе на выю его, и облобыза его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010