Библейское повествование показывает, что образ действия этих языческих царей находил благоволение в очах Божиих, что заботы Дария об евреях, «чтобы они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его» ( Ездр. 6, 10 ) не были противны духу ветхозаветного Откровения. Можно даже сказать, что имя Царя небесного как будто все чаще и громче начинают произносить вне Палестины. Проходившие служение в эпоху Зоровавеля пророки Аггей и Захария, ободрявшие евреев в их работах по устроению храма, возвещали евреям, что дело построения имеет своею конечною целью не обособление Израиля около Сиона, но приобщение к Израилю всего человечества. «Придет Желаемый всеми народами, читаем в книге прор. Аггея, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (2, 7, 10). У всех народов, оказывается, есть некий общий желаемый, и пришествие Его связывается с судьбою храма в Иерусалиме. Сила царств языческих, по пророку, будет истреблена (2, 22). В речах и видениях пророка Захарии и подробнее и яснее раскрывается то, что возвещалось Аггем. «Так говорит Господь Саваоф, читаем у Захарии, вот муж – имя ему Отрасль, Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень» (6, 2), Он будет владычествовать на престоле своем (6, 13), Он вступит в Сион «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9). Тогда «будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами – Бог» (VIII, 22–23). Произойдет истребление народов, а на дом Давида и жителей Иерусалима будет излит дух благодати и умиления «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (12, особ. 10). «Господь будет царем над всею землею» (14, 9) «и будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения царю, Господу Сафаофу, то не будет дождя у них» (14, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Агг.2:13–14 . И рече Аггей: аще прикоснется оскверненный или нечистый душею всякому сих, еда осквернится? И отвещаша иереи, и реша: осквернится . И отвеща Аггей и рече: сице люди сии, и сице язык сей предо Мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их: и иже аще приближится тамо, осквернится за приятия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающаго. С евр: «Аггей потом сказал: а если осквернившийся от прикосновения к мертвецу прикоснется ко всему этому; сделается ли это нечистым? Священники отвечали, и сказали: будет нечистым. ( Агг.2:14 ). Аггей отвечал, и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их; и что они приносят там, все нечисто». Св. пророк Аггей, желая еще сильнее убедить Иудеев в том, что они сами виноваты в бесплодии и заслужили гнев Божий, берет для сего другое сравнение из закона. Он спрашивает священников: если человек, получивший нечистоту от прикосновения к мертвому телу 19 , прикоснется к этим вещам (хлебу, похлебке и проч. Агг. 2:13 ), то сделаются ли эти вещи нечистыми? По закону Моисееву, прикосновение к мертвому телу (кроме самых близких родственников – отца, матери, дочери – девицы, брата) оскверняло и до такой степени делало нечистым прикоснувшегося ( Лев. 21:1–3 ), что он своим прикосновением делал нечистым все, к чему ни прикасался ( Чис. 19:22 ). Такой человек, преисполненный нечистоты, должен был в продолжение семи дней непременно очиститься особою священною водою, иначе его должно было истребить из среды народа Чис. 19:20 ). Так велика была эта нечистота! Потому иереи верно отвечали Св. пророку, что нечистый от мертвого тела своим прикосновением делает нечистым вышеозначенные вещи (хлеб, похлебку, вино, масло). Теперь Св. Аггей от имени Божия делает вывод из предложенных вопроса и ответа и обличает Иудеев от уст их. Посмотрите теперь на себя, говорит он, не таковы ли вы, на самом деле, не преисполнены ли вы сами нечистоты, не заражаете ли своею нечистотою и все, к чему ни прикасаетесь? ( Агг. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Чтобы не быть голословным, я остановлюсь на вопросе, который возникает при изъяснении ст. с 12–14 второй гл. книги пр. Аггея и решение которого, принятое мной, совершенно отвергается г. Поповичем. В указанном месте названной пророческой книги читаем, что Аггей, получивший повеление от Бога вопросить священников «о законе» (11 ст.), обращается к иудейским пастырям и говорит: «Если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, и полою своей коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи; сделается ли это священным! И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу; сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей, и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто». Несомненно, в приведенных словах мы имеем перед собой притчу или аналогию, в которой иносказательно дается нравственная характеристика «этого народа», «этого племени». Но какого именно народа, какого племени? Очевидно, исходя из того положения, что как до, так и после произнесения притчи пророк обращался со своим словом к иудеям и только их одних, a не кого другого касался в своих речах, древние и новые экзегеты единогласно признают, что и в притче Аггей имеет в виду своих единоплеменников, уподобляя их то поле, в которую, по благоговению к святыне, было принято для потребления жертвенное мясо, то осквернившемуся от прикосновения к мертвецу. Приступая с этой мыслью к истолкованию притчи, экзегеты, конечно, должны были выяснить, что общего между иудеями и теми предметами, с которыми они сравниваются y пророка. Но тут для комментаторов Аггея возникало затруднение следующего рода. Как соединить несоединимое? Как согласить, что иудеи в одно и то же время – чисты, святы, подобно поле, в которой находилось священное мясо, и нечисты, находятся в состоянии величайшего осквернения, как как прикоснувшийся к мертвецу? – Экзегеты находят следующий выход из этого затруднения. Одни из них, напр., св. Кирилл Александрийский , проводили параллель между иудеями и полой, оставляя в стороне сравнение „этого племени“ с ; другие, как блаж. Иероним, Феодор Мопсуетс.‚ останавливались, напротив, только на выяснении сходства между единоплеменниками Аггея и прикоснувшимся к мертвецу; наконец‚ третьи, напр., Kohler Reinke, Keil и André в своем комментарии на пророческую притчу старались представить полное сходство между иудеями и теми символами, под которыми они выступают в притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vinogr...

Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария I-ro (персидского, Гистапса, 522–486 гг. до Р. Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Первосвященствовал тогда некто по имени Иисус. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Но из-за происков самарян и других недоброжелателей постройка была приостановлена на 15 лет, пока царь Дарий не приказал вновь приступить к постройке. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа и окончания строительства второго храма и послан был Богом Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года. Пророк Аггей такими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: " Вы сеете много, а собираете мало, едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, а не согреваетесь, зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердца ваши на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм, и Я буду благоволить к нему. Ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему небо заключилось и не дает вам росы и земля не дает своих произведений« ( Агг. 1:6–10 ). В брошюре «Ветхий завет о Мессии» приведено обещание Аггея о пришествии Мессии в этот новый храм. Своим посещением нового храма Мессия принесет ему славу, большую по сравнению со славой первого храма, богато украшенного ( Агг. 2:5–9 ). Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на построение храма. Книга пророка Захарии Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа ( Зах. 5:1–4 ). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год правления Дария I-ro (520 г. до Р. Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к окончанию постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 г. до Р. Х..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Глава 5 1–2. Выступление пророков Аггея и Захарии и возобновление постройки храма. 3–5. Вмешательство заречного областеначальника Фафная. 16–17. Письма Фафная к Дарию. 1Ездр.5:1 .  Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. «Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили иудеям». Некоторые исследователи (особенно Meyer, Entstechung Iudenthums. S. 80) причиной выступления пророков в начале царствония Дария считают политические смуты в Персии, выразившиеся восстанием многих областей. Эти смуты будто бы давали иудеям надежду на получение полной независимости. Пророк Аггей и Захария и выступают в качестве провозвестников этой надежды, в качестве политических агитаторов. Однако Библия ничего не говорит о политическом брожении, охватившем Иудею. Из книги пророка Аггея ясно видно, что мотивом к выступлению его послужило прекращение постройки храма. Этот мотив нельзя считать маловажным, так как храм имел чрезвычайно важное значение в теократической жизни народа. 1Ездр.5:2 .  Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их. Увещания пророков, как видно и из Агг 1.1 , имели успех, и постройка храма началась вновь. Замечание ст. 2, что вместе с Зоровавелем и Иисусом «начали строить дом Божий и пророки Божии», должно быть понимаемо не столько в смысле указания на физическое участие пророков в постройке, сколько на их нравственное содействие ей. 1Ездр.5:3 .  В то время пришел к ним Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай и товарищи их, и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и доделывать стены сии? Начинается повествование о противодействии постройке со стороны персидского областеначальника. «В то время». Работы по восстановлению храма начались в половине 2 года Дария, а закончились в 6-й год ( 1Езд 6.15 ) и, значит, продолжались не более 4 1/2 лет; в этот срок Фафнай отправил царю известие о происходящем в Иерусалиме, получил ответное распоряжение и успел принять участие в постройке храма. Поэтому замечание писателя в то время должно указывать на ближайший к началу постройки момент. Вместо имени Фафнай во 2 Езд. читается Σισννης и у LXX Θανθαναι. По-видимому, Фафнаю принадлежало начальство над всей страной к западу от Евфрата, и Зоровавель, которому вверено было управление только Иудеей, был ему подчинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И пели хвалу и благодарение Господу за то, что Он благ и что милость Его вечно пребывает над Израилем. И весь народ громогласно воздавал хвалу Господу за то, что положено основание дома Господня. А многие старые священники и левиты и старики, видевшие прежний храм, при основании этого храма на их глазах громко рыдали. Но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ отличить кликов радости от воплей плача, ибо народ кричал громко, и крик далеко слышен был. Совершался великий праздник. И дело шло успешно под влиянием предсказания пророка Аггея 140 и Захарии 141 . Пророк Аггей сообщает также о дне основания этого храма. Он говорит: «Обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, от 24-го дня девятого месяца, от того дня, в который основан храм Господень». День, на который пророк так настойчиво обращает внимание, не мог изгладиться из памяти народа. Праздновали ещё до самого разрушения храма римлянами различные праздничные дни, которые имели значение в отношении к восстановлению иудейской жизни во время Зоровавеля, Ездры и Неемии. Так 16 Адар было праздником «основания стен Иерусалима». 7 Ир – «освящения стен Иерусалима», то же самое 7 Элул. Значение построения храма превосходило всякое другое предприятие. Поэтому невозможно, чтобы 24 девятого месяца было забыто. Об этом три раза напоминает пророк Аггей, связывая с ним самые возвышенные предсказания. На этот день указывает и пророк Захария, когда говорит: «Так говорит Господь Саваоф: вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, в день основания дома Господа Саваофа, для создания храма, укрепите руки ваши» 142 . И связывает с ним такие же предсказания, как и пр. Аггей. Немыслимо, чтобы во время существования 2-го храма вовсе не праздновалось воспоминание об основании и построении храма, в то время как праздновалось столько других событий. 24-е девятого месяца должно было жить в духе народа. Как скоро теперь Маккавеи своё освящение храма перенесли на этот день, соединяя по древнему обычаю в одном дне одну и ту же историческую мысль, как скоро с этого времени в вечер 24-го девятого месяца торжественно совершался праздник, зажигали светильники храма, курили благовония, народ прославлял в гимнах Бога избавителя, – то связь очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Павле и Евстохии Глава 1 2 Пролог Во второй год царствования Дария, царя Персидского, сына Гистаспа, исполнился семидесятый год от разрушения храма, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.25:12 ); свидетелем служит также и пророк Захария, который, предпослав видению своему заглавие, [говорящее] о втором годе того же царя, одиннадцатом месяце Сабат, двадцать четвертом дне, прибавил: Господи воинств, доколе ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами, на которых Ты разгневался вот уже семидесятый год ( Зах.1:7,12 ) С своей стороны и Эздра, отстроив только алтарь и положив основания для храма, относит запрещение работ к письменному повелению царя Артаксеркса: Тогда прерваны были работы по устроению дома Божия и остановились до второго года царствования Дария царя Персов ( 1Езд.4:24 ). И непосредственно затем прибавляет: А пророчествовали тогда пророк Аггей и Захария, сын Аддо, пророчествовавшие во имя Господа Израилева иудеям, бывшим в Иудее и Иерусалиме. Тогда встали Зоровавель сын Салафииля и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить храм Божий в Иерусалиме и с ними пророки Божии, поддерживавшие их ( 1Езд.5:1,2 ). В это время у Римлян уже двадцать седьмой год царствовал седьмой после Ромула царь Тарквиний Гордый, который спустя восемь лет был изгнан из Рима Брутом; а потом в течение четырёхсот шестидесяти четырёх лет до времени Юлия Цезаря республикою управляли консулы. Павла и Евстохия! мы сказали это для того, чтобы вы уже из самого вступления узнали, когда пророчествовал Аггей пророк. Между прочим, должно обратить внимание на то, что, – согласно буквальному смыслу, – пророки Аггей и Захария были мужи столь великого духа, что вопреки указу царя Артаксеркса, вопреки Самаритянам и окрестным племенам, препятствовавшим постройке, приказали строить храм; а Зоровавель и Иисус, сын Иоседека, и народ, бывший с ними, имели не меньшую веру, так что предпочитали повиноваться повелениям пророков больше, чем запрещению царской власти. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 14. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1898.– 360 с./Одна книга толкований на пророка Аггея. 316-360 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах (Екбатанах). Книга пророка Даниила состоит из 14 глав. Первые шесть глав книги составляют ее историческую часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви. Подлинность книги пророка Даниила оспаривают некоторые современные библейские критики. Однако для нас, верующих, достаточным свидетельством подлинности Книги Даниила является то, что Сам Господь Иисус Христос дважды ссылался на пророчества, находящиеся в ней. Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о седьминах» неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию». Книга пророка Аггея Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария I Гистапса (522–486 гг. до Р.Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Первосвященствовал тогда некто по имени Иисус. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Но из-за происков самарян и других недоброжелателей постройка была приостановлена на 15 лет, пока царь Дарий не приказал вновь приступить к постройке. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа окончить постройку второго храма Богом был послан Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года. Пророк Аггей следующими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений (Агг. 1, 6–10). В главе «Ветхий Завет о Мессии» приведено обещание Аггея о пришествии Мессии в этот новый храм. Своим посещением нового храма Мессия принесет ему славу, большую по сравнению со славой первого храма, богато украшенного (см. Агг. 2, 5–9). Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на понуждение к построению храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таков общий обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода. Следующая глава исследования посвящена обзору пророчеств о в книгах пророков Персидского периода. Глава III. Обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков Персидского периода 3.1. Пророчества о Мессии в книге пророка Аггея К Персидскому периоду относят деятельность следующих малых пророков: Аггея, Иоиля, Захарии и Малахии. Следует заметить, что при участии, в том числе, пророков Аггея, Захарии и Малахии было осуществлено окончательное собирание ветхозаветного канона 47 . При них строился второй ветхозаветный храм в Иерусалиме, на месте разрушенного Соломонова храма. Предположительно, это обстоятельство наложило отпечаток на тематику пророческих книг рассматриваемого периода. Архиепископ Иоанн (Смирнов) в сочинении «Пророк Аггей» называет его первым пророком, выступившим с пророческим словом среди возвратившегося из Вавилонского плена Израильского народа 48 . Книга пророка Аггея – небольшая по объему: она состоит всего из двух глав и, согласно мнению священника Александра Меня, посвящена темам мессианского Царства и Храма, который должен быть воздвигнут перед приходом Избавителя 49 . Время произнесения первого обращения Господа к пророку с точностью до дня указывается в первом стихе первой главы книги: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею…» (Аггей 1, 1). По мнению архиепископа Иоанна (Смирнова) , под царем Дарием в данном стихе однозначно надлежит понимать Дария I Гистаспа – персидского царя из династии Ахеменидов, правившего в 522 – 486 гг. до Р.Х. 50 В рамках настоящего исследования особое внимание можно обратить на следующие стихи книги пророка Аггея: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

385). Но ни в Ездр. 3:12 , ни в Агг. 2:3 не говорится ни о чрезвычайной малости второго храма, ни о величественных размерах Соломонова храма. В Ездр. 3:12 говорится: «старики, которые видели прежний храм, при основании этого (второго) храма пред глазами их плакали громко». О чём они плакали? Откуда видно, что они плакали именно при виде малых размеров нового храма? Ниоткуда не видно. Мало ли о чём они могли плакать? Может (и всего вероятнее) они, зная скудость средств, достаточных только на возведение стен и на самую скромную обстановку, плакали о невозможности украсить храм дорогими произведениями искусства и золотом так, как украсил его Соломон. Пр. Аггей говорил: «кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» Ужели под прежней славой храма пр. Аггей непременно разумел обширные размеры храма Соломонова? Нет ничего невероятнее. Не говоря уже об идеальном характере разумеемой пророком славы (сравнить ст. 9), видеть славу Соломонова храма в его якобы обширных размерах просто непозволительно. Соломон был настолько богат, что мог бы построить храм в размерах несравненно больших; но если он этого не сделал, то очевидно, что полагал славу своего храма не в этом, а в богатстве внешней и особенно внутренней отделки, которая и являлась теперь для пр. Аггея символом идеальной славы, а никак не обширные размеры каменной постройки. Наконец, сам автор опровергает своё толкование вышеуказанных библейских мест и вообще своё положение о малых размерах второго храма. На стр. 508 он говорит: «храм Зоровавеля был точным воспроизведением храма Соломонова, и стоял на его основаниях»... Исследование о реставрации Ирода автор начинает опять вопросом о высоте храма. Ирод, по свидетельству И. Флавия, пожелал выстроить храм в 120 локтей высоты. «Откуда, спрашивает автор, такая мысль у Ирода или у Иосифа, говорящего устами Ирода? Приведённое свидетельство есть средоточный (!) пункт всего исследования о ветхозаветном храме» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010