Иконописный подлинник. 1874. С. 174); «сед, аки Илья, брада и власы велики, коса одна, верх риз праз, испод киноварь, в свитке подпись (без текста.- Авт.)» ( Большаков. Подлинник иконописный. 1998р. С. 11). Лит.: Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 59; Gravgaard A.-M. Inscriptions of OT Prophecies in Byzant. Churches: Cat. Copenhagen, 1979. P. 66; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 15); Popovich L. D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cycles in Churches Selected from The Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 283-318; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1, 2; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 338. Рис. 51; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A Study of Byzant. Manuscripts of the Major and Minor Prophets. Univ. Park (Pa.), 1988; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 39, 63; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Byzance: L " art byzantin dans les collections publiques françaises. P., 1992. P. 182-183; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 2. С. 271. И. А. Журавлёва, И. А. Орецкая Рубрики: Ключевые слова: ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/578234.html

Над постаментом возвышаются пилястры, увенчанные капителями коринфского ордена; между ними в 1-м ряду – продолговатые иконы большие, а во втором малые. Эти пилястры поддерживают широкий карниз, идущий во всю ширину иконостаса. Между капителями, над образами второго яруса – резные золоченые херувимские головки, над царскими вратами такая же полудуга, по концам которой два ангела, а между ними, под полудугою, чаша. Выше карниза идет 3-й ярус, в котором, между иконами, в пилястрах, сделаны спускающиеся сверху гирлянды цветов с херувимскими головками. Верх иконостаса, по всему протяжению ровный, сплошь доходит до потолка. Царские врата деревянные, сквозной резьбы. Все иконы в иконостасе живописной работы, писанные на досках; современны построению собора. На царских вратах образа четырех евангелистов, а над ними, под дугою, овальной формы образ Благовещения. В нижнем ряду, на правой стороне: Спаситель, арх. Гавриил (на южных вратах), Живоначальная Троица, и ап. Петр: на левой – Божия Матерь, арханг. Михаил (на северных дверях), посещение Елизаветы Богоматерью и Ап. Павел. В среднем ряду: осьмиугольный образ тайной вечери, направо от него Рождество Христово, Воскресение Христово, Сошествие св. Духа и Вознесение Господне; на лево: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне и Богоявление. Все иконы одинаковой неправильно-осьмиугольной формы. В верхнем ряду: в средине – Деисус; направо: царь Давид, пророки Моисей, Илия, Исаия, Иезекииль, Иоиль и Даниил; налево: Соломон, прор. Михей, Иона и Аввакум, Софония и Аггей. Солея и клиросы отделены железной решеткой. Хоругви, небольшого размера, в серебряных позолоченных рамках, окруженных таким же звездообразным сиянием. Серебра в обоих 80 ф. 7 зол., цена их 1.660 р. с., пожертвованы в 1853 г. старостою собора, М. Низовцевым. В различных местах храма, на аналогиях, в киотах и рамах размещены иконы, большею частию в серебряных ризах. На западной стене, справа от входа, в деревянной позлащенной раме, утверждено старинное, недавно реставрированное знамя, очень больших размеров, из зеленой шелковой материи, с изображением Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Приемля царство непоколебимое, – гов. Св. Апостол, – будем хранить благодать, которой и будем служить благоугодно Богу» ( Евр. 12:28 ). В какое же царство вошли Св. Апостолы и ученики Христовы, как не в Церковь Христову на земле воинствующую, на небе торжествующую? Так. обр. под потрясением и у Св. прор. Аггея разумеются все необычайные события, предшествовавшие Рождению Христа Спасителя и бывшие при основании Церкви, события на небе – сошествие Сына Божия, Св. Ангелов, воспевших хвалу Богу при Рождестве Христовом и т. п.; – на земле все чудеса, явления и чудные события, описанные в Евангелии и учении учеников Христовых. Тогда поколебались и все языки; все народы, услышав Евангельскую проповедь , поколебались, пришли в необычайное движение, повсюду начался удивительный переворот. Тогда явилась и утеха, чаяние ( «избранная» 17 ) всех языков, т. е. явился Спаситель мира, который есть чаяние, источник утешений для всех народов, есть предмет желаний всех верующих. «Исполню храм сей славы», говорит Господь. Второй храм Иерусалимский хотя и был великолепно украшен Иродом, но никогда не был так славен, как Соломонов, уже потому одному, что не имел кивота завета – этой важнейшей святыни Еврейского народа, а далее прямо говорится, что слава второго храма будет «велия» – величайшая, гораздо более, чем слава первого храма ( Агг. 2:9 ). Какая же это слава, когда она открылась во втором храме? Никакой особенной славы в нем не видим, доколе не явился Спаситель мира. Тогда второй храм получил величайшую славу; потому что в нем явился с всемирною проповедью Сам Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос ( Мал. 3:1 ), и Он осиял второй храм славою Своего Божества. Но при этом нужно заметить, что храм Иерусалимский прообразовал Церковь Христову со всеми ее благами. Об этой Церкви и говорит Св. Аггей. В этой Церкви, действительно, сосредоточены все сокровища премудрости и разума Божия, все богатство благости Божией. Нет ничего выше, славнее Церкви Христовой на земле, воинствующей с врагами спасения людей, и на небе – торжествующей в неизреченной славе и величии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Все эти речи, как видно из беглого даже их обозрения, отличаются, во-первых, особенною краткостью в силу которой многие исследователи видели в них не более как сокращение более длинных речей, произнесенных к народу (ср. Агг 1.13 ), – а затем – прямым (как 1-я и 2-я речи) или косвенным (речи 3-я и 4-я) отношением к постройке храма. Последняя черта подала некоторым протестантским ученым принимать значение богословия пророка Аггея, – считая, напр., недостатком его книги «непророческое усердие о восстановлении древнего культа» (Де Ветте) и допуская даже, что прор. Аггей с своей ревностью о построении храма подпадал вине обличаемых пророком Иеремиею людей, говоривших: «здесь храм Господень» ( Иер 7.4 ) (Дум). Но подобные воззрения принципиально ложны и падают сами собою ввиду известного центрального значения храма в религии и теократии Ветхого Завета. Высокое библейское богословское значение содержания книги пророка Аггея подтверждается и другими, содержащимися в ней идеями богооткровенного учения. Такова, стоящая в связи и согласии с общебиблейским учением о промысле Божием, мысль пророка о том, что Бог небрегущих о славе имени Его наказывает бесплодием ( Агг 1.6, 9–11, 2.16–17, 19 , см. Втор 28.22, 23, 38 ; Иер 12.13 ; Мих 6.15 ; Зах 8.10 ). Глубоко важна и оправдана Новым Заветом мессианская мысль о превосходстве славы второго храма пред славою первого, и о грядущем даровании мира во втором храме ( Агг 2.9 ): в этом храме явился и проповедовал Свое Евангелие мира Господь Иисус Христос . Даже два законнических вопроса в Агг 2.11–14 ставятся и решаются не только в точном согласия с буквою закона ( Лев.6:26 ; Чис 19.22 ), но и сопровождаются у пророка определенными и возвышенными нравственными требованиями. Наконец, высокий теологический и мессианский смысл имеет идея, что среди потрясений народов и царств, земли и неба Господь спасает избранных и всех их воспринимает в свое непоколебимое Царство ( Агг 2.6–7, 21–22 . См. Евр 12.26–28 ). Подлинность и единство книги пророка Аггея, за единичными исключениями, в науке общепризнанны (только Андре отрицает подлинность отдела Агг 2.10–19 , а Бёме считает неподлинными отдел Агг 2.20–23 , но на основаниях слишком недостаточных и несостоятельных). В языке книги, как происшедшей после уже плена, справедливо указывают немало стилистических особенностей библейско-еврейского языка в его позднейшей стадии развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аггей прор. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Аггей прор. - житие Эта страничка относится к разделу   Аггей прор. АГГЕЙ, ПРОРОК Аггей (VI в. до н.э.), десятый из 12 малых пророков, первый послепленный пророк. Вероятно, прибыл в Иерусалим из Вавилонии. Кроме упоминаний в 1 Ездр 5. 1 и 6. 14, иных достоверных сведений о нем не сохранилось. Именами пророков Аггея и Захарии надписаны ряд псалмов (Пс 145–148 у LXX; Пс 111, 145, 146 в Вульгате; Пс 125, 126, 145–148 в сир. Пешитте). Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе. По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит " Слову Безначальному в последних временах явитися " . Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Аггей прор. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1649

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. 1497.] Прор. Аггей. Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г. 66 х 175. ГРМ. Спб. Файл 3446.jpg:   Размер: 1056x1191, 1.26 MPix, 147 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (293) , (8) . Описание: [Константинополь. X.] Прор. Аггей. Миниатюра из Толкований на Книги пророков В 12. Константинополь. Конец X - начало XI века. Национальная библиотека. Турин. Италия. Файл 3447.jpg:   Размер: 1200x1216, 1.46 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (179) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Прор. Аггей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3449.jpg:   Размер: 759x825, 0.63 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3450.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (207) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 16 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3451.jpg:   Размер: 493x1200, 0.59 MPix, 104 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (177) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1054-photo

землю», исполнилось. Исполнилось в лице Иисуса Христа. См. ст.: Второго Храма период; Захарии прор. книга; Ренан; Поснов; Пророки; Трубецкой. С в я т о о т е ч. к о м м е н т а р и и: е р о н и м, Творения, ч.14, К., 1898; и р и л л А л е к с а н д р и й с к и й, Толкование на Кн. прор. Аггея, Серг. Пос., 1897; е о д о р и т К и р р с к и й, Творения, ч.5, М., 1857. Свящ. В и н о г р а д о в Н.И., Книга прор. Аггея, Серг. Пос., 1914; е г о ж е, О каком «народе» и «племени» говорит прор. Аггей во 2–й гл. 12–14 ст. своей книги?, БВ, 1915, 1; свящ. л а г о л е в А., Кн. прор. Аггея, ТБ, т.7; свящ. б р а з ц о в П.Е., Св. прор. Аггей в его церк. — историч. и библ. значении, Смоленск, 1867; П о п о в и ч Г.Г., Кн. прор. Аггея, К., 1913; Хаггай, ЕЭ, т.15; JBC, v.1, p.387–89 (здесь же см. библиогр.). АГИОГРАФЫ (от греч. ¤gioj — святой и graf» — писание), греч. наименование последнего раздела ветхозав. называющегося в евр. традиции «Писания» (ктувúм или кетувúм). В рус. правосл. традиции А. называются книгами. АГРАФЫ (точнее АГРАФА, т. е. незаписанные изречения Господни), изречения, приписываемые Иисусу Христу, к–рые не содержатся ни в канонич. Евангелиях, ни в (сохранившихся целиком). Сам термин «А.» был впервые предложен Кёрнером, к–рый положил начало их изучению. А. встречаются: 1) в новозав. канонич. книгах (Деяниях, Посланиях); 2) в творениях отцов и учителей Церкви и др. древних писателей; 3) в древнехрист. богослужебных текстах; 4) в древних рукописях, обнаруженных в новое время. Происхождение А: они либо 1) сохранены традицией, либо 2) являются фрагментами евангельских апокрифов, либо 3) принадлежат ранней доканонич. фазе евангельской письменности, к–рая предваряла создание Четвероевангелия (см. ст. Источники, письменные и устные, свящ. книг). Подлинность А. устанавливается гипотетически, по их родству с канонич. Евангелиями или, наоборот, по близости к апокрифам. Однако, как показали исследования, даже те А., к–рые могли действительно принадлежать раннему преданию, не вносят в вероучит. и нравств. смысл Евангелий ничего существенного. Это одно из свидетельств того, что Церковь промыслительно сохранила в самое необходимое для познания Благой Вести. См. также Апокрифы; Логии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

13 - на Мал 1. 2-3, в Рим 9. 25 - на Ос 2. 23, в Рим 9. 26 - на Ос 1. 10. В 1-м Послании к Коринфянам (15. 54-55) в качестве обоснования учения о воскресении из мертвых он цитирует текст Ос 13. 14, соединяя его с др. цитатой - из Ис 25. 8. В Еф 4. 25 цитирует нравственное наставление из Зах 8. 16. Прор. Аввакум. Роспись нефа мон-ря Грачаница. XIV в. Прор. Аввакум. Роспись нефа мон-ря Грачаница. XIV в. У евангелиста Луки тексты М. п. (пророков Осии, Иоиля, Амоса, Михея, Аввакума, Малахии) цитируются 7 раз: 3 раза в Евангелии и 4 раза в Деяниях св. апостолов. Исследователи полагают, что цитаты из Мал 3. 1 в Лк 7. 27 (речь Иисуса, ср.: Мф 11. 10 и Мк 1. 2) и Мих 7. 6 в Лк 12. 53 (проповедь Иисуса, ср.: Мф 10. 35-36) взяты из источника логий (Q) (см. в ст. Евангелие ). Согласно Лк 23. 30, текст Ос 10. 8 цитируется в пророчестве Иисуса о бедствиях, к-рые должны постигнуть Иудею. Отрывок Иоиль 2. 28-32 рассматривается в Деян 2. 17-21 как пророчество о сошествии Св. Духа на апостолов (речь ап. Петра). Согласно Деян 7. 42-43, слова Ам 5. 25-27 цитирует в своей обличительной речи первомученик Стефан. Согласно же Деян 13. 41, цитатой из Авв 1. 5 заканчивает свою проповедь в антиохийской синагоге ап. Павел. Согласно Деян 15. 16-17, ап. Иаков в речи на Иерусалимском Соборе апостолов рассматривал слова прор. Амоса (Ам 9. 11-12) как предсказание обращения язычников. Прор. Аггей. Мозаика купола пресбитерия в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Прор. Аггей. Мозаика купола пресбитерия в соборе Сан-Марко в Венеции. XII в. Евангелие от Марка содержит 2 цитаты из текстов М. п. В Мк 1. 2 приводятся слова Мал 3. 1 (вместе с Исх 23. 20; ср.: Мф 11. 10; Лк 7. 27, возможно, источник Q). В Мк 14. 27 цитируется Зах 13. 7 (ср.: Мф 26. 31). Кроме того, встречается неск. реминисценций текстов М. п.: Книги пророков Захарии (Зах 9. 9-10 в Мк 11. 2; Зах 2. 6 в Мк 13. 27; Зах 9. 11 в Мк 14. 24), Малахии (Мал 4. 4 в Мк 9. 11-13), Иоиля (Иоиль 2. 2 в Мк 13. 19; Иоиль 3. 13 в Мк 4. 29). Евангелие от Иоанна содержит 2 цитаты из М.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

За ним прор. Софония, сед аки Иоанн Богослов, верхняя риза Бакан испод лазорь [в п] аз разумех яко от девы Ему родитися 141 . За ним прор. Аггей, сед аки Илия по плечю коса верх риза дич испод бакан [в п] аз разумел, яко воскреснути имать Господь 142 . За ним пророк Михей брада аки Андреева по плечю коса, верхняя риза дичь испод лазорь [в п] И ты вифлиеме земле ничим же меньше во владыках Июдовых из тебе бо изыдет вождь 143 . За ним прор. Малахий, сед аки андрей апостол, верхняя риза празелень испод бакан [в п] се аз посылаю ангела моего пред лицем твоим иже уготовати путь твой пред тобою 144 . За ним прор. Елисей, аки Моисей, верх риза бакан испод лазорь [в п] сице глаголет Господь исцелих воды сия уже не будет ктому от неё смерти и неплодства 145 . За ним пророк Амос, сед аки Иоанн Богослов риза празелень испод лазорь [в п] Господь от сиона возглагола Израилю даст глас свой поят от сынов ваших от пророк и от юночь ваших просвещение. За ним пророк Самуил, сед брада Захарии пророка, держит рог, верхняя риза бакан на пляче вохра, средняя празелень, испод дич 146 . За ним прор. Аввакум, млад аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь [в п] Бог от юга приидет и святыя горы присенные чащи покры небеса добродетель Его, и хвалы Его исполнь земля 147 . За ним пророк Варух [в п] Се Бог наш и не приложится ин к нему». Указания этого подлинника, сравненные с вещественными памятниками старины – хотя и весьма немногочисленными – дают нам возможность сделать несколько выводов. 1) По свидетельству, как письменных памятников старины, так и вещественных – в свитках одних и тех же пророков в пророческом ярусе иконостаса не всегда писались одни и те же изречения. 2) Иногда изречение, принадлежащее одному пророку, писалось в свитке другого. 3) Пророческие изречения относятся к различным событиям новозаветной истории, но большей частью к воплощению Сына Божия от Пресвятой Девы Марии. Иногда же в свитках пророков писались такие изречения, в которых или характеризовалась их личность, или же шла речь о современных им событиях в истории избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010