Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши - ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено - молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений…Потом вот еще что. В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки. Вот Батюшка мне и говорит:- Вы, быть может, заметили, что я теперь стал к Вам строже. Мне, когда я был пострижен в рясофор, о. Анатолий в свое время сказал так: " Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое дает себе направление и настроение монах в первое время по пострижении в рясофор, то останется у него до гроба " .- Вот как,- я говорю,- а я думал, что настоящая монашеская жизнь начинается с пострижения в мантию.- Да, время пострижения в рясофор имеет великую важность в жизни монаха. Поэтому вам надо быть теперь особенно внимательным к себе и избегать смехотворства, это я вам говорю. 1910 г. Май Часть первая. Дневник 1910 год Май1 мая. Фомина суббота Вчера бдение провели у Батюшки. Сегодня ходил к ранней обедне в монастырь, а сейчас только что вернулся с крестного хода на Пафнутиев колодец.Погода чудная. Все ликует. На небе ни облачка. Скит просто радует. Красота.2 мая День прошел тихо. Читал преп. Марка-подвижника.6 мая 3 мая в понедельник вечером Батюшка оставил меня у себя. Батюшка сказал, что когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь… Теперь ему приходится читать иные книги - книги душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне:- Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по-настоящему займетесь чтением. Для вас теперь-то и идет самое учение.13 мая Однажды Батюшка спросил меня:- Когда вас постригали в рясофор?- 16 апреля.- Каких святых?- Св. муч. Ирины, Агапии и Хионии.- Что значат эти имена?Я посмотрел:- Агапия - любовь, Ирина - мир, Хиония - снежная.- Это значит, что вы должны иметь, по слову апостола, мир и святыню со всеми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ, ГАИЙ, ЗОТИК [греч. Δσιος, Γος, Ζωτικς; лат. Dasius, Gaius, Zoticus] († 303), мученики Никомидийские (пам. 21 окт.). Их имена впервые появляются в Сирийском Мартирологе кон. IV-V в. под 21 тишри первым, что соответствует 21 окт. Под этой же датой Д., Г. и З. упоминаются в Мартирологе блж. Иеронима с уточнением, что они пострадали в Никомидии, где к их дружине также причислены 12 воинов. В Бернском списке Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.) после Д. также значится имя Омет (Ometis), появившееся здесь по ошибке переписчика. Эта неточность исправляется на основе Эхтернахского списка Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.), где вместо Омета указан Дасий комит (в искаженной форме Dasci cometis). Существует также краткое греч. Житие этих святых, на основе к-рого были составлены синаксарные сказания. Согласно им, мученики во время языческого празднества низвергли лежащие на алтарях идолов приношения, за что были привлечены к суду. Судья подверг Д., Г. и З. различным мучениям: подвешивал на дыбе, вырывал волосы и затем, привязав им на шею камни, приказал утопить в море. Согласно Житию, мученики принадлежали к числу придворных и попали под гонение на придворных христиан в Никомидии, случившееся после двукратного пожара в никомидийском дворце имп. Диоклетиана , о к-ром сообщают Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6) и Лактанций в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 15//PL. 7. Col. 216 (рус. пер.: Лактанций. О смертях преследователей. 1998. С. 158-161, лат. текст: Там же. С. 65-66). Ист.: BHG, N 492; ActaSS. Oct. T. 9. P. 11-14 [синаксарные сказания]; AnBoll. 1901. Vol. 20. P. 246-248 [греч. Житие]; MartHieron. P. 124; MartRom. P. 467; SynCP. Col. 154; ЖСв. Окт. С. 494; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 22. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Delehaye H. Commentarius perpetuus in Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. Brux., 1931. P. 565; Breviarium Syriacum/Ed. L. Duchesne//MartHieron. P. LXI-LXII (рус. пер.: Древнейший вост. месяцеслов по сирской рукописи 411-412 г.// Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 633). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 972; Dettori G. Dasio, Zotico e Gaio//BiblSS. Vol. 4. Col. 485; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 86. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/171410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛ И АНТОНИЙ [Греч. Μαρκλλος κα Αντνιος], мученики (пам. 1 марта). Краткое Житие мучеников содержится лишь в нек-рых списках визант. Синаксарей. Согласно рукописи Ath. Laur. I 70, XIV в., М. и А. предстали перед наместником Палестины и исповедали Христа истинным Богом. Они были схвачены и брошены в темницу. Затем мучеников подвергли пыткам: прижигали ноги, скребли спины железными когтями и, наконец, обезглавили. Точное время мученической кончины неизвестно. В визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 499-500) тем не менее подчеркивается, что М. и А. «скончались в огне». В большинстве визант. источников память святых указана без Жития (напр., Синаксарь К-польской ц.- SynCP. Col. 500), и в таком виде она перешла в более поздние греч. и славяно-рус. агиографические памятники: в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 15), нестишные Прологи ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 172), стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 8), ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Стб. 17а, 18d), Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 15 об.), «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Март. С. 41). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита А. назван Антонином. Ряд исследователей объединяют в одну группу с М. и А. мучеников Сильвестра и Софрония, память которых также празднуется 1 марта. Однако каждой паре святых посвящено отдельное двустишие. Лит.: ActaSS. Mart. 1668. T. 1. P. 22-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 60; Sauget J.-M. Marcello, Antonino, Silvestro e Sofronio, santi, martiri//BiblSS. Vol. 8. Col. 677; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 299; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 15. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2562322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ мч. Персидский (пам. 1 дек.). Согласно греч. агиографическим текстам, мирянин родом из Арбелы (совр. Эрбиль, Ирак), принявший мученичество за Христа во время одного из гонений. По преданию, перед смертью он воскликнул: «Творите молитвы Богу, ибо вижу лествицу, ведущую с небес на землю, и ангелов, иже глаголют мне: «Иди с нами, и введем тебя во град, исполненный света и радости»». Время мученичества неизвестно. Краткое житие находится в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 186), Петрова Пролога XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372) и ряде др. синаксарей. Память А. указывается преимущественно в календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 120-121) и месяцесловах греч. Евангелий. Краткое житие А. было переведено в 1-й пол. XII в. на Руси и включено в состав рус. нестишного Пролога (древнейший список - Лобковский Пролог. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 73-73 об., 1282 г.), а впосл. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211-212). В др. видах рус. и слав. календарей А. встречается крайне редко: упоминается в болг. Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 413) и рус. Румянцевском Обиходнике (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.). Гимнография В печатной Минее , употребляемой в наст. время в греч. Церквах (Δεκμβριος. Σ. 11), по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Иконография Сцена мученичества святого представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 217, 976-1025 гг.). . Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 33; Clugnet L. Ananie le Perse//DHGE. T. 2. Col. 1436; MenolBas. Т. 2. Tav. 217 М. В. Грацианский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/114738.html

Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467). Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам). В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρερριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИССА Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) [греч. Βασλισσα] († 309), мц. Никомидийская (пам. 3 сент.). пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии . В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от города по ее молитве из камня забил источник. Здесь В. преставилась и была погребена еп. Антонием. Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное и составленное Никифором Григорой (XIV в.). Ист.: BHG, N 2058-2059; ActaSS. Sept. T. 1. P. 609-610; SynCP. Col. 9-10; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 59-60; ЖСв. Сент. С. 73-75. Лит.: Janin R. Basilissa (4)//DHGE. T. 6. Col. 1241-1242; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 733; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 77-78. Л . А . Бугаевская Гимнография Ее память указывается в ряде литургических памятников, напр.: в Типиконе Великой ц. IX - XI вСвв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 12) говорится, что служба ей совершается в мон-ре Марии около стены Влахернов; в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 159) есть ее память, но без службы ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 4). Известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа по греч. ркп. XI в. с акростихом «Β ις πφυκας, Βασλισσα, παρφνων. Ιωσφ» (Основание вырастила, Василисса, девам. Иосиф), ирмос: «Αισμα ναπμψωμεν, λαο» (      ), нач.: «Βσει ρετν περιφανς τς βσεις σου ρεσασα» (На ступени добрых ясно шаги твои основала) (Ταμεον. Σ. 33). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149801.html

Получив отказ, Дулкитий отправился к девушкам ночью, чтобы совершить насилие. Но по пути его внезапно поразила неведомая сила, и правитель потерял рассудок: вместо спальни попал на кухню и, с ног до головы перепачкавшись в саже, в диком испуге выбежал на улицу. Даже стражники не сразу узнали черного от угля начальника и подняли его на смех. Дулкитий решил, что девушки его околдовали, и жаждал мести. На суде он приказал обнажить сестер, — но никому не удалось этого сделать : одежды словно приросли к девушкам. А сам Дулкитий во время судебного заседания вдруг заснул беспробудным сном, и стражники отнесли его домой, как бесчувственное бревно. Очнувшись в собственной постели, Дулкитий решил отступиться от посягательств на сестер и перепоручил дело судье Сисинию. Тот еще раз допросил девушек, заставляя публично отречься от Христа, и после их отказа отдал приказ сжечь христианок на костре. Когда пламя погасло, все увидели, что тела и одежда мучениц не опалены огнем, а лица преисполнены спокойствия — они просто перешли в другую, лучшую жизнь. По преданию, тела сестер погребла святая Анастасия Узорешительница; в то время она находилась в македонском городе Аквилеи, и ей стало известно об участи святых дев из сонного видения. Агапия, Ирина и Хиония почитаются и как солунские (из Фессалоники), и как иллирийские (Иллирия — название приморской области в Македонии) мученицы. Мы не знаем точно, где именно они пострадали. В X веке немецкая монахиня и писательница Хросвита Гандерсгеймская написала на основе жития книгу под названием «Дулкития» — о бесплодных попытках римского правителя нарушить чистоту девушек-христианок. Несомненно одно: случай, когда молодые и красивые девушки-христианки выбирали смерть за Христа и не соглашались обменять свою девственность на свободу, был далеко не единственным. В истории Церкви известны христианские подвиги святых девиц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры — тоже родных сестер, пострадавших примерно в это же время в Вифинии; святых дев Еннафы, Валентины и Павлы родом из Палестины. А еще семь дев приняли смерть за Христа в Галатии: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия — и много других верных невест Христовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Глаза растерянно скользят по строкам православного календаря: «Преподобномученик Никон и 199 его учеников» (251), «Мученик Парамон и с ним 370 мучеников» (250), «Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших» (304) — сколько же неназванных имен... И за каждым из них скрыта история человека, который однажды сделал свой выбор, заплатив за него самой дорогой ценой. Все эти имена сохранены в Книге Жизни. Во времена Диоклетиана Акты мучеников и христианские книги сжигали на площадях наравне с людьми. Диакон Гермес из Фракии, пострадавший во время диоклетиановых гонений, когда судьи потребовали у него отдать все церковные сокровища и книги, сказал: «Зачем вам книги? Если бы даже вы истребили их с лица земли, дети наши сохранят их в памяти и напишут снова». Хочется вспомнить еще о двух женщинах-христианках, пострадавших во время диоклети-ановых гонений. Это жена императора Диоклетиана и его единственная родная дочь, которые известны как мученицы Приска (Александра) и Валерия. Они тоже пострадали в Фессалонике — там же, где, предположительно, сестры Агапия, Ирина и Хиония. Когда Диоклетиан отошел от власти, его жену и дочь казнил восточный правитель Лициний — последний, с кем пришлось воевать Константину Великому, чтобы начать эпоху свободного исповедования Христа. За первые три века существования раннехристианской Церкви историки насчитывают девять (а кто-то десять) гонений на христиан, хотя границы их, конечно, условны. Трудно точно проследить, когда заканчивалась одна волна преследований и начиналась другая и в какой области Римской империи, раскинувшейся к тому времени от границ современной Британии до Персии, она достигала высоты «девятого вала». «Душа признает Бога своим судьей, когда говорит: „Бог видит, — Богу отдаю себя на суд, и Бог мне воздаст " . Это свидетельство души, по природе — христианки! И, произнося эти слова, она взирает не на Капитолий, а на небо — там жилище Бога живого, а она знает, что она от Бога и с неба сошла на землю», — писал Тертуллиан. Он еще во II веке сделал важнейшее, может быть, до сих пор недооцененное открытие: любая человеческая душа по природе своей — христианка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010