И сии св. мученицы принадлежат также Солуню. По Римскому мартирологу (3 апреля) место страдания св. сестёр известно в Фессалонике. В Минеях же наших говорится только, что по смерти св. Хрисогона, учителя св. мученицы Анастасии ядорешительницы, он явился во сне Зоилу и сказал, что святая пострадает вместе с тремя сёстрами, находившимися при оном (κενης) озере. Св. девы замучены начальником Сисинием, две сожжены на костре, а третья прострелена. О св. Анастасии, по-видимому, тоже солунянке, особо (22 дек.) говорится, что она мучима была разными преторами, брошена в море и наконец, тоже сожжена на костре. Латинские предания местом кончины её указывают остров Пальмарию на запад от Италии, а мучителя называют префектом Иллирика, Флором. Как сходятся тут запад с Иллириком, объяснить трудно. Св. Хрисогона те же предания заносят для мученической кончины в город Аквилею. Из этой разноголосицы имён, лиц и обстоятельств можно вывести одно заключение, что все святые пострадали хотя в разных местах и не в одно и то же время, но историю своею связаны, друг с другом, а местом привязаны к Фессалонике. Кроме упомянутой выше мученицы Ирины, пострадавшей вместе с двумя сёстрами, Римский Мартиролог содержит в себе (под 5 мая) имя ещё другой мученицы Солунской, тоже Ирины, сожжённой вместе с Иринеем и Перегрином. Так как и в наших святцах под тем же числом стоит Святая и «славная» мученица Ирина, которой страдание тоже относится к Иллирику, то, конечно, это должно быть одно и то же лицо. Но греческие сказания о сей святой так хронологически запутаны, что если повествуемое в них всё верно, то в нём надобно видеть приключения многих лиц и разных времён. Раз вовлекшись в «агиологические» исследования с оттенком местным, предложим, в поучение Солуню, список Святых, принадлежащих ему, и составляющих его христианскую славу, насколько можно было нам, при наших ограниченных средствах для подобного труда, заготовить его ещё дома. Упомянуты уже нами святые мученики: Димитрий и Нестор, две Феодоры и Феописта, Матрона, Анастасия, Хрисогон, Хиония, Ирина и Агапия – сёстры, славная ИринаИринеем и Перегрином).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА († 50-е гг. III в.), мц. Коринфская (пам. 16 апр.; пам. визант. 16, 17 апр.). Сведения о мученичестве И. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). В Синаксаре краткое Житие И. приведено под 17 апр., в Минологии Василия II - под 16 апр. Согласно этим источникам, И. приняла мученическую кончину после мч. Леонида и пострадавших с ним дев (см. в ст. Кодрат , мч., и др. мученики Коринфские). И. была родом из Греции. В один из пасхальных дней она вместе с др. христианами находилась в молельном доме. Об этом донесли правителю области; все собравшиеся были схвачены и доставлены в г. Коринф. И. допросили и заключили в темницу, затем она вновь предстала перед судом и подверглась мучениям (святой урезали язык и вырвали зубы). После пыток И. была усечена мечом. Традиционно датой кончины И. считается 258 г., на основании того что святая пострадала вскоре после мч. Кодрата и его последователей. Однако такая датировка не вполне обоснована. В различных редакциях Мученичества св. Кодрата упоминается имп. Деций , который правил в 249-251 гг. В Мученичестве авторства Никифора Григоры (BHG, N 358) речь идет только о Деции, а ,в 2 других (BHG, N 357 и AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 448-468) говорится также о Валериане (253-260). Однако в действительности Деций и Валериан не были соправителями, и один даже не был преемником другого. Но известно, что и при Деции, и при Валериане были периоды гонения на христиан (указ Деция относится к 250, 1-й указ Валериана - к 257). В таком случае кончину Кодрата и его последователей (в т. ч. И.) можно примерно датировать 50-ми гг. III в. Согласно Минологию имп. Василия II, в период гонений имп. Деция пострадала мать Кодрата, а не он сам (она была вынуждена бежать в горы от преследователей), святой же принял мученическую смерть, уже будучи взрослым, т. е. гораздо позже 258 г. В связи с тем что в текстах Мученичества Кодрата содержатся сведения о мч. Леониде и пострадавших с ним девах (однако И. среди них ни в одной из редакций не упоминается), ученые предположили, что празднование памяти И. 16 апр.- результат смешения почитания Коринфских мучеников и мц. Ирины, пострадавшей в Фессалонике вместе с мученицами Агапией и Хионией (память которых также отмечается 16 апр.; см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина , мученицы Солунские (Иллирийские)).

http://pravenc.ru/text/673941.html

книги, христиане скрывали их, не переставая однако же тайно читать их. Во время сего гонения три фессалоникские женщины: Агапия, Хиония и Ирина удалились в горы. Когда же по возвращении их оттуда у св. Ирины открыты были списки Св. Писания, судивший христиан Дульцетий спрашивал ее: „кто заставлял тебя хранить до сих пор эти пергаменты и Писания?» Ирина отвечала: „Всемогущий Бог, Который повелел нам любить Его даже до смерти. Поэтому мы охотнее согласимся, чтобы сожгли нас самих и претерпеть все, что бы с нами ни сделали, нежели выдать сии Писания». „Знал ли кто-нибудь, спрашивал Дульцетий, что сии книги находились в твоем дому?“ Ирина отвечала: это видел только Бог, Который все знает, а более никто: потому что мы боялись своих слуг более, нежели наших врагов, опасаясь, чтобы они нам не изменили. Поэтому мы не осмелились показывать их кому-нибудь, и крайне сокрушались, что не могли читать их – день и ночь, как обыкновенно делали прежде до прошедшего года, когда мы должны были их скрывать». (Аста Магтуг. Ruinnart. Ed. 1802. Р. II. р. 405).3. Во время болезни для христианина не было лучшего утешения, как Писание. Так, Марцеллин, знакомый с св. Афанасием Александрийским, сделавшись опасно болен, во все время своей болезни занимался Писанием и в особенности псалмами (Amhanas. Epism. ad Marcellinum, Т. I. Р. II, р. 982). Подобным образом одна из знакомых Иерониму христианок, по имени Блезника, находясь при смерти назидала себя чтением Писания. „Едва она могла ходить от изнеможения, пишет Иероним, едва дрожащая голова ее держалась на иссохшей шее: между тем она постоянно имела в руках Пророка или Евангелие (Hieron. Epist.. XXII ad Paulam. Т. IV Р. II. р. 54).4. Многие знали на память большую часть книг Св. Писания. Таков был один из палестинских мучеников, слепец Иоанн. „Этот человек, пишет о нем Евсевий, имел книги Божественных Писаний, написанными не на каменных скрижалях, как говорил апостол, и не на кожах животных, и не на бумаге, которые все портятся от червей и времени, но на истинно плотяных скрижалях сердца, в своей светлой душе и в своем чистом разуме, так что мог когда хотел, читать на память места из Моисея и пророков или исторических книг, из Евангелия или Посланий Апостольских» (Eiseb.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Жития называют днем смерти И. 17 апр., однако в визант. календарях ее память указывается 4, 5 или 23 мая. В совр. календарях Греч. Церквей и РПЦ установилась дата празднования 5 мая. В нек-рых календарях И. чтится как мученица. Архиеп. Сергий (Спасский) считает неслучайным сообщение Мартиролога блж. Иеронима под 5 мая о кончине И. в Фессалонике (MartHieron. P. 54). Возможно, произошла путаница с Фессалоникийской мц. Ириной (см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина , мученицы Солунские (Иллирийские)). И. особо почиталась в К-поле, где во имя ее было построено неск. церквей (за исключением церкви Св. Ирины, посвященной Миру). В церкви в Лечче в Юж. Италии в средние века находились мощи И., в наст. время частицы ее мощей хранятся в Киккском мон-ре (Кипр), в ц. вмч. Георгия «деи Гречи» в Венеции, в монастыре Вронда (Самос), в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе ( Meinardus. 1970. S. 193). В мае 2011 г. состоялось малое освящение ц. во имя вмц. Ирины в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре РПЦ. В тот же день в храм была передана частица мощей И. В Греции И. считается покровительницей полиции. Ист.: BHG, N 952y - 954c; BHO, N 538; BHL, N 4467; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. СПб., 1863. Т. 2. С. 146-163; SynCP. Col. 653-657, 660; Успенский сборник XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 135-160; Житие св. вмц. Ирины (5/18 мая). Житие св. мц. Татьяны (12/25 янв.)/Отв. ред.: игум. Владимир (Зорин). М., 1992; ЖСв. Май. С. 187-206; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 36-40; Св. великомученица Ирина. М., 2009. Лит.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 4-5; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 154; Т. 3. С. 163-166; Halkin F. Ερνη//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 444-446; Janin R. Irene//BiblSS. Vol. 7. Col. 888-889; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54; Aubert R. Irène (2)//DHGE. Т. 25. Col. 1458-1459; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 515, 526.

http://pravenc.ru/text/673929.html

ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИСХИРИОН (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), один из самых почитаемых святых Коптской Церкви ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)) ИЯСУС МОА [букв. - «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.)) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КОЛУФ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)) КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах)

http://pravenc.ru/rubrics/122352_3.html

Чтение Усердие древних христиан в чтении слова Божия 1 . Древние христиане не только занимались чтением Св. Писания дома, но брали с собою книги, когда предпринимали путешествие. Некто Мартиниан, плывя на корабле, имел при себе послания ап. Павла, и апостол, как говорит Павлин, сохранил своего читателя во время кораблекрушения, как некогда сохранил тех, которые плыли с ним самим. 2 . Даже во время гонений, принужденные бежать и укрываться, христиане не позабывали брать с собою Писание, источник своего утешения. Когда воздвигнуто было гонение на самые святые книги, христиане скрывали их, не переставая, однако же, тайно читать их. Во время сего гонения три фессалоникские женщины, Агапия, Хиония и Ирина, удалились в горы. Когда же по возвращении их оттуда у св. Ирины открыты были списки Св. Писания, судивший христиан Дульцетий спрашивал ее: «Кто заставлял тебя хранить до сих пор эти пергаменты и писания?» Ирина отвечала: «Всемогущий Бог, Который повелел нам любить Его даже до смерти. Поэтому мы охотнее согласимся, чтобы сожгли нас самих и претерпеть все, что бы с нами ни сделали, нежели выдать сии писания» (Acta Martyr. Ruiunart. Ed. 1802, P. II, p. 405). 3 . Во время болезни для христианина не было лучшего утешения, как Писание. Так, Марцеллин, знакомый со св. Афанасием Александрийским , сделавшись опасно болен, во все время своей болезни занимался писанием и в особенности псалмами. Подобным образом одна из знакомых Иерониму христианок, по имени Блезника, находясь при смерти, назидала себя чтением Писания. «Едва она могла ходить от изнеможения, – пишет Иероним, – едва дрожащая голова ее держалась на иссохшей шее; между тем она постоянно имела в руках Пророка или Евангелие». 4 . Многие знали на память большую часть книг Св. Писания. Таков был один из палестинских мучеников, слепец Иоанн. «Этот человек, – пишет о нем Евсевий, – имел книги божественных писаний написанными не на каменных скрижалях, как говорил апостол, и не на кожах животных, и не на бумаге, которые все портятся от червей и времени, но на истинно плотяных скрижалях сердца, в своей светлой душе и в своем чистом разуме, так что мог, когда хотел, читать на память места из Моисея и пророков или исторических книг, из Евангелия или посланий апостольских».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чистые душой, чистые и телом, Словно три лилии, светлые и белые, Три сестры-подвижницы, девы младые, Духа Всесвятого сосуды златые, Кровь свою пролили, жизнь легко отдали, Светлыми венцами увенчаны стали, Агапия – любовь прекрасная и чистая, Хиония – как снег белая, искристая, Ирина – имя мира, – В мучениях средь пира Бога возвеличили живого, Господа воскресшего, благого: – Вышний Боже, Господи, послушай: Отдаем Тебе сердца наши и души, И тела ради Тебя вверяем мукам, – Всё прими в Свои благие руки! Спаси тело от огня скоротечного, Спаси душу от наказанья вечного! Благодарим Тебя, что мудро нас устроил Да еще мук за веру удостоил! – [Так вещали] три сестры, три девицы, За Троицу Святую мученицы. 2. Св. мученик Леонид и с ним мученицы: Хариесса, Ника, Галина, Калиса, Нунехия, Василисса, Феодора[, Ирина] и другие . Все эти мученицы были брошены в море, но море не приняло их. Ходили они по морю, как по суху, воспевая Богу: «Едино поприще пробежали мы, Господи, и ратники за нами гнались. Господи, не отреклись мы от Тебя! Господи, спаси дух наш!» Увидев это, язычники сначала удивились, а потом снова привязали им камни на шею, бросили в морскую глубину и утопили. Все они [благо]честно пострадали за Христа, Царя и Господа, в 258 году. Рассуждение Притча старца Варлаама. У одного человека было три друга: двоих он искренно любил, а третьего тоскливо избегал. Случилось, что царь вызвал того человека, чтобы отдал он долг. Обратился он за помощью к первому другу, но тот отказал ему и ушел. Обратился ко второму, но и тот ему не помог. Со стыдом обратился он к третьему – и тот с радостью пошел с ним к царю. Толкование: первый друг – богатство, второй – родственники, а третий – добрые дела человека в сем. Царь – это Бог, устами смерти рассылающий извещения и требующий отдачи долга. Человек, умирая, просит помощи у своего богатства, но оно оборачивается к нему [спиной] и в одночасье переходит в руки другого хозяина. Тогда обращается он к родственникам, но те лишь провожают его одиноко [шествовать в иной], а [сами] остаются [на земле]. Тогда начинает он думать о своих добрых делах, которые нехотя он творил, и они тотчас отправляются вместе с ним в путь, чтобы предстать Царю и Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

бытовали такие формы названия, как Santarene и Sactarena, а также лат. Sancta Herena. П. Давид связывал это название с почитанием вост. мц. Ирины (см. ст. Агапия, Хиония и Ирина ), к-рой, по его мнению, была посвящена городская церковь ( David P. Études historiques sur la Galice et le Portugal du VIe au XIe siècle. Lisboa; P., 1947. P. 207). М. ди Оливейра отрицал историческое основание легенды об И., полагая, что автор рукописи леонского антифонария ошибся. Он прочитал упоминание о мц. Ирине под 1 апр. в Силосском календаре 1052 г. как название города Sanctarene. Эта ошибка привела к возникновению легенды об испан. мц. Ирине, по имени которой был назван город. Болландист Б. де Геффье счел гипотезы Давида и Оливейры необоснованными и предположил, что И., почитавшаяся в Сантарене, была древней местной святой. Перес де Урбель, указав на позднюю датировку предания об И. и на его «жонглерский» характер, тем не менее отстаивал наличие в нем достоверной основы ( P é rez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 19452. T. 1. P. 257). С мнением Переса де Урбеля соглашался и Жезуш да Коста, к-рый считал позицию Оливейры гиперкритической и поддерживал версию об исторической основе легенды об И. Однако совр. исследователь Л. Мата на основании данных араб. источников отрицает происхождение названия Сантарен от имени И. и указывает на то, что почитание святой возникло сравнительно поздно и первоначально носило народный характер. Составление лат. Жития И. Мата связывает со стремлением позднесредневек. португ. агиографов «воссоздать» вымышленную историю христ. Португалии в рим. и вестгот. эпоху ( Mata. 2007). Достоверные сведения о почитании И. в Португалии относятся к периоду после завоевания Сантарена кор. Афонсу I Энрикишем (1147). Святая считалась покровительницей г. Сантарен и мон-ря Христа в Томаре (центра Португальской пров. ордена тамплиеров, с 1319 - ордена Христа). В 1336 г. в Томаре было основано братство св. И. В 1403 г. Лиссабонский архиеп. Жуан Эстевиш ди Азамбужа постановил, что память И.

http://pravenc.ru/text/673957.html

В 9-ом же веке появились пустынники на Афоне. Таковы – св. Петр (11 век), подвизавшийся здесь более 50 лет в одиночестве, и святой Афанасий (10 век), устроивший на Афоне монастырь, в котором вскоре появилось множество подвижников. Огромных размеров и большого духовного успеха достигло русское монашество, начиная с преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и кончая великими Оптинскими старцами. К сожалению, здесь нет возможности описать историю развития и духовный опыт русского монашества. Никакая прежняя жизнь не может препятствовать вступлению в иночество, потому что иночество состоит в покаянии, а монастырь – лечебница. Поступивший в монастырь находится первоначально на испытании с целью определить, насколько искренне и серьезно его намерение посвятить себя монашеской жизни. В случае, если настоятель монастыря убедится в искренних стремлениях вновь поступившего в монастырь собрата, он благословляет ему ношение подрясника с поясом и скуфьи (подрясник – длинная, черная одежда, с узкими рукавами; скуфья – шапочка, конусной формы. Такой, находящийся на испытании будущий инок, носит название послушника, потому что главной его обязанностью является научиться слушаться своего духовного отца. В добросовестном исполнении возложенного на него послушания послушник должен обнаружить все свое терпение и смирение – основные иноческие добродетели. “Послушание выше поста и молитвы”, – гласит иноческая поговорка. Это оттого, что послушание, основанное на терпении и смирении, служит искоренению главного недуга человеческой души – гордости, а также самолюбия, от которого происходят все страсти. Когда послушник, по истечении некоторого времени, докажет своим добрым поведением искренность своего стремления к монашеской жизни, он может быть пострижен в рясофор. Никаких обетов он при этом еще не дает, но обыкновенно получает уже новое имя и может носить, сверх подрясника и скуфьи, еще рясу и камилавку (ряса – длинная черная одежда с широкими рукавами, которая одевается поверх подрясника; камилавка – головной убор, расширяющийся наверху). Для пострижения в эту первую подготовительную ступень иноческой жизни существует особенный богослужебный чин под названием: “Чин на одеяние рясы и камилавки”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Иноки возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, на мельницах, кожевенных мастерских, плотничали, делали сукно, плели корзины. На работу они выходили по порядку и в молчании, вслед за своим настоятелем. Молчание предписывалось во всякое время. Все эти обязанности иноки должны были исполнять с безусловным послушанием. Без позволения начальников никто из братии не только не мог выйти из монастыря, но не мог даже начать новой работы. Все иноки носили одинаковую, самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная- хитон без рукавов, верхняя – кожаная, на голову надевалась волосяная шапочка, а на ноги – сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелей для сна у иноков Пахомия не было, а были сидения между двумя стенками; подстилать дозволялось только рогожу. Вставали иноки задолго до рассвета. Пища употреблялась иноками самая простая, однажды в сутки, обыкновенно в полдень. Питались иноки хлебом, маслинами, сыром, овощами и плодами. В субботу и воскресенье предлагалась вечерняя трапеза. Ели все вместе в молчании. В уставе аввы Пахомия нестяжательность – один из главных иноческих обетов. Вступающему в общину монахов не дозволялось приносить в монастырь никакого имущества, даже мирские одежды вновь прибывшего отдавались неимущим мирянам. Работа, исполненная тем или иным братом, принадлежала не ему, а всей общине. Все необходимое для жизни иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Для того, чтобы эти правила выполнялись, Пахомий установил, что вступающих в общину должны принимать не раньше, чем после годичного испытания. При жизни преподобного Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7-ми тысяч, а через сто лет после него – до 50-ти тысяч. Отшельническое и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и перешло в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на горе Нитрийской с прилегающей к ней пустыней, Макарий Египетский – в Скитской пустыне, где жило много замечательных подвижников. Илларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010