Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом, придя в пустыню еще через год в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки преподобной Марии там же в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Скончалась она в 521-ом году. Так из великой грешницы преподобная Мария стала с Божией помощью величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. Память её отмечается 1-го апреля и в 5-ое воскресение Великого поста. Тропарь : Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши свое сердце, ты славная Марие пришла еси ко Христу. Сего всенепорочную и святую Матерь молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися. Преподобномученик Вадим 22 апр. (9 апр. по церковному календарю) Святой Вадим родился в персидском городе Вифлапете и происходил из знатной семьи. Раздав свое богатство, он построил за городом монастырь, который потом и возглавил в звании архимандрита. Для богомыслия и более сосредоточенной молитвы он иногда удалялся на соседнюю пустынную гору и здесь однажды удостоился видения Божия. При царе Сапоре II-oм (376 г.) святой Вадим был заключен в темницу вместе со своими учениками. В течение четырех месяцев их томили в темнице и мучили, добиваясь отречения их от Христа. Но святые исповедники мужественно терпели. К ним в темницу попал некто Нирсан, христианин, начальник города Арии. Боясь пыток, Нирсан отрекся от Христа и обещал царю исполнить любое его приказание. Тогда Сапор приказал Нирсану убить архимандрита Вадима. Нирсан дрожащими руками стал бить мечом святого Вадима и только после многих ударов смог отсечь ему голову. Потом были казнены и прочие мученики. Не вынеся мучений совести, вскоре после этого Нирсан покончил с собой. Тропарь: В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Вадиме, дух твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

5 мая (22 апр. церк.кал.) Святой Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609–620 гг.). В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу. Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став на колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия был книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах. Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: “Ты позоришь монашеский чин и имя христианское!” Святой же Виталий смйренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия необходимые меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа. Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияли на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: “Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия”. Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Тогда многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

У П. плащ закрывает правое плечо, на левом застежка-фибула, левая рука опущена, правая поднята перед грудью (предполагается изображение креста). У Дионисия закрыто левое плечо, левая рука поднята в жесте принятия благодати, правая чуть приподнята. Оба святых изображены как средовеки, каждый с короткими волосами, с небольшой бородкой в неск. прядей. Эта же прорись вошла в состав иконописного подлинника, изданного С. Т. Большаковым, однако упоминание о святых отсутствует в тексте ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 153). Подробная опись внешности всех мучеников, поминаемых под 18 мая, не только Лампсакийских, но и Афинских - Ираклия, Павлина и Венедима, находится в сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 347-348): П.- юноша, т. е. безбородый, крепкий и красивый, в одном хитоне (тунике) с поясом-ширинкой; Дионисий - молодой, с русыми волосами, с короткой бородой, также в одной тунике; Андрей - в воинском облачении, с короткими волосами, закрывающими уши, с небольшой бородой; Павел - юный воин в доспехах, с короткими прямыми волосами; Христина - дева 16 лет, внешним обликом подобная вмц. Параскеве Пятнице Иконийской, т. е. в красном платье и с белым платом на голове. Это описание было распространено в рекомендациях В. Д. Фартусова, где все святые были названы греками, Андрей и П.- в греч. воинских доспехах, Дионисий облачен в тунику и плащ, Христина, также гречанка, в 2 туниках, длинной и короткой, с поясом, ее волосы подвязаны, а локоны лежат на плечах ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 285). Именно по этим предписаниям были созданы образцы для литографированных миней, напр., изданной Московской синодальной типографией в 1897 г. Согласно им пишутся совр. иконы. Редким примером в стенописях является фигура П. в составе минейного цикла на сев. стене в Никольской ц. в Пелинове близ Котора в Черногории, работа изографа Димитрия Дидаскала (1717-1718): мученик, в рост (под днем памяти) в виде стоящей фигуры. Лит.: BiblSS. Vol. 10. Col. 824-826; Chavannes-Mazel C. A. The Miroir historial of Jean II le Bon: The Leiden Manuscript and its Related Copies: diss. Leiden, 1988. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2580258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНА [лат. Germana] († 406), мц. (пам. зап. 1 окт. и 19 янв.), пострадала близ г. Сегессера (Баррум-ад-Альбам, совр. Бар-сюр-Об). Сведения о Г. содержатся в средневек. (не ранее X в.) Житии, к-рое, видимо, опирается на местную устную традицию. Автор называет г. Сегессера Барром и сообщает, что он находился у подножия горы. Согласно Житию, Г. прислуживала при ц. св. первомч. Стефана , исполняя обязанности, близкие к служению диаконисы, и проводя жизнь в аскетических подвигах. Однажды к городу подступил отряд вандалов. В это время Г. спустилась к источнику рядом с городом, где отдыхала группа вандалов, к-рые, увидев девушку, безуспешно пытались ее соблазнить. Решив, что перед ними посвященная Богу дева, они повели святую к вождю. Тот, прельстившись красотой Г., начал домогаться ее, обещая богатые подарки, но Г. оставалась непреклонной. Тогда вождь приказал убить ее, и один из воинов отсек ей голову. Но случилось чудо: когда вандалы ушли, святая встала, взяла в руки отрубленную голову и направилась к ц. во имя св. Стефана, возле к-рой она села, положив голову на колени. В этой позе ее и обнаружили христиане, они позвали пресвитера, и тот повелел похоронить мученицу в ц. св. Стефана (позднее была названа во имя Г.), а гора, где церковь была выстроена, стала называться горой св. Германы. В V в. г. Сегессера был разрушен в период варварских вторжений. Впосл. он возродился под именем Барр у подножия горы, на к-рой от старого поселения осталась только ц. во имя Г. Церковь снесена в 1793 г., во время Французской революции. Впосл. на ее месте возвели небольшую часовню, привлекавшую паломников. Чудеса и исцеления совершались также от источника, возле к-рого вандалы схватили Г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 33-36. Лит.: Prevost A. Bar-sur-Aube//DHGE. T. 6. Col. 549-552; Didier J. -Ch. Germana e Onorata//BiblSS. Vol. 6. Col. 228-229. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/164795.html

Сохранилось Житие Г., написанное пресв. Евстратием К-польским (BHG, N 700-701) со слов свт. Дометиана, к-рое было переведено на слав. язык и вошло в ВМЧ. Совр. Г. историк Феофилакт Симокатта рассказывает, что она после смерти мужа, предсказанной ей в видении, отправилась в Нисибин и там приняла христианство. Обладая даром прозорливости, Г. предсказала все, что произойдет с Хосровом II. Краткий рассказ о Г. есть в Церковной истории Евагрия Схоластика, также ее современника. По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), отца Г. звали Асмодох, мать - Мизух и они были магами, святая имела 2 сыновей. Все эти источники, вероятно, использовали сир. Житие Г., написанное еп. Иерапольским Стефаном. На нем скорее всего основано и сохранившееся груз. Житие Г. В нек-рых греч. рукописях память Г. установлена 13 июля, в этот же день она отмечена в зап. календарях. Ист.: BHG, N 700-702b; PG. T. 117. Col. 537 [Минологий Василия II]; ЖСв. Июль. С. 328-334; Феофилакт. Ист. Кн. 5. Гл. 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 20; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 25//PG. T. 147. Col. 377. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 267-268; Garitte G. La passion géorgienne de St. Golindouch//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 405-440; ΘΗΕ. Τ. 4. S. 607; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 98; Fiey J. M. Golindouch//DHGE. T. 21. Col. 510-511. О. Н. Афиногенова Гимнография В совр. греч. Минее (Μηναον. Τ. 11. Σ. 111-114) под 13 июля помещен канон Г., 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом: Χαροις Γολινδοχ, Μρτυς ρασμνη. Ιωσφ (Радуйся, Голиндуха, мученица украшенная. Иосиф), с ирмосом: Ως ν περ (      ), нач.: Χαρμονικς τ Δεσπτη ν οραν (Радостно Владыке на небесах). В греч. рукописях под 12 июля встречается др. канон Г., 2-го гласа, с ирмосом: Δενε, λαο, σωμεν (      ), нач.: Ο νοητς λιος περιαστρψας ν τ σκοτ (Умное солнце блистает во тьме) (Ταμεον. Σ. 243). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/165257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 121) [греч. Ιοστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня. А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338). Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)). Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 63-65. Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιοστος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3)//DHGE. T. 28. P. 631. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιοστον μν μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιερονκους στεφνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεον. Σ. 245). Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237893.html

16-е Святых мучениц трёх сестёр: Агапии, Хионии и Ирины Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы Римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, он приготовлял их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22-го декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединённую, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав – чьё тело лежит непогребённым, взял его и сохранил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии 217 , чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодые девушки были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Молодой возраст их, казалось, подавал надежду, что не трудно будет склонить их к отречению от веры, и потому не пренебрежено было никакими увещаниями, ни блистательными обещаниями, ни угрозами, наконец, чтобы подействовать на них в желанном смысле... Но умудрённые свыше христианки сумели неопровержимо возразить на все богопротивные увещания; проникнутые верой в будущую вечно-блаженную жизнь, они не могли прельститься обещанием земных радостей; носящие в душе Бога не переставали за призраками угроз, видеть Его же образ, обещающий вечное блаженство не отступающим от Него...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Речь идет, видимо, о победоносной кампании против персов 296-298 гг. ( Lact. De mort. persecut. IX). Мученическую кончину святые приняли уже после того, как император вернулся с войны и начались массовые гонения на христиан (т. е. после 303). Почитание Д. зафиксировано уже Сирийским мартирологом 411 г. Под 12 адара (марта) здесь значится имя Домна в искаженной форме «Ромна» (Романа) (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. T. 10. P. 14). В Мартирологе блж. Иеронима имя Домна появляется под тем же числом также в искаженном виде - «Доната». При этом И. в древних мартирологах не упоминается. В Римском мартирологе И., Д., Агапа (настоятельница общины, где скрывалась Д.) и Феофила упоминаются под 28 дек. В славянской традиции память И. и Д. также праздновалась 28 дек. Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил память И. и Д. также под 3 сент. вместе с памятью сщмч. Анфима. На основании Четьих-Миней Димитрия Ростовского память мучеников под 3 сент. впервые появилась в христ. календаре, составленном архим. Аполлосом (Байбаковым) и изданном в 1784 г. в Москве. В визант. синаксарях Сказание об И. и о Д. помещается под 28 и 30 дек. Кроме того, под 30 сент. приводится память той же дружины Никомидийских мучеников без сказания; им была положена служба по уставу Великой церкви. По этому же уставу, а также по Евергетидскому, память И. и Д. и их дружины отмечена еще и 3 дек. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 121, 169). В стишном Прологе, равно как и в стишных греч. синаксарях, для И. и для Д. помещены разные стихи. Ист.: BHG, N 822z - 823a; BHO, N 457; SynCP. Col. 94, 349-352, 357-358; MartHieron. P. 24, 30-31, 117; MartHieron. Comment. P. 497-498; MartRom. Comment. P. 604; Martyrium SS. Martyrum Indae et Domnae//PG. 116. Col. 1037-1082; Martyrium S. Martyris Anthimi//PG. 115. Col. 173-174; Κοικυλδης Κ. Βοι τν παλαιστινν γων. Ιερουσαλμ, 1907. Σ. 60-82; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428-431; ЖСв. Дек. С. 785-803. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 619-620; Т. 2. C. 304, 375, 395, 398; Т. 3. C. 525; Gaiffier B., de. Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 36-40; Παπαδπουλος Σ. Γ. Ινδης//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 877-878; Sauget J. M. Indes, Domna//BiblSS. Vol. 7. Col. 792-794; Van Doren R. Domna//DHGE. T. 14. Col. 636; Aubert R. Indès//Ibid. T. 25. Col. 1052-1053; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118, 216. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/389573.html

Второй рассказ относится к периоду, когда И. С. подвизался в местности Малохас (к северу от Рас-Сафсафа, близ горы Синай) вместе с главным царским врачом Димитрием, близ их жилища появился огромный змей. Димитрий хотел покинуть это место, но И. С. призвал его молиться. Во время молитвы с неба упал метеорит и убил змея (Idem. S. 68). Третий рассказ принадлежит ученику И. С., Иоанну Римлянину. Однажды, когда преподобный жил в пустыне Арселайской, ежиха принесла ему своего слепого детеныша. И. С., смешав слюну с пылью, протер ежонку глаза, и тот прозрел. На следующий день в благодарность ежиха принесла И. С. кочан капусты. Но старец сказал ей, что нехорошо разорять монастырский огород, и велел отнести кочан обратно ( Idem. S. 68-69). Четвертый рассказ записан со слов самого И. С. После того как И. С. осудил одного монаха, имевшего дурную славу, ему было видение, что он находится в храме Гроба Господня и желает поклониться Христу, распятому на Голгофе, но Спаситель велит прогнать его, как осмелившегося судить ближнего прежде Господа Бога. Перед тем как за И. С. захлопнулись двери храма, с него упало монашеское одеяние (паллий) и осталось внутри церкви. 7 лет И. С. провел без сна и без жилища, подвизаясь в пустыне в полном одиночестве, до тех пор пока не увидел Христа, разрешившего возвратить ему одеяние ( Idem. S. 69-70). Ист.: BHG, N 1322u, 1442 ta, 1442 tb, 1442 tc, 1448 p-pb; PG. 88. Col. 720-724 [Лествица. Слово 4-е 11:] Об Иоанне Савваите, или Антиохе]; Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinai//Oriens Chr. 1902. Bd. 2. S. 58-89. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 532; Τ Γεροντικν το Σιν/Επ. . Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 150-163; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 112-116. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/471489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († XVII в., Вильно), мч., Виленский (пам. 3 мая). Происхождение, время и место рождения П. неизвестны. Краткие биографические сведения о П. сохранились в иконописном подлиннике XVIII в.: «...святый новый мученик Павел, пострадавший за Христа от польскаго короля в Вильне» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Основываясь на этом тексте, еп. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ) предположил, что П. «был не простого, а княжеского или боярского рода» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 66). Не исключено, что кончина П. была связана с событиями русско-польск. войны 1654-1667 гг. Е. Е. Голубинский включил П. в число «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 364). По данным кон. XIX - нач. XX в., П. не был канонизирован (РБС. Т. 18. С. 1). В оглавлении к изданию служебной Минеи РПЦ П. упоминается как мученик под 3 мая (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 486). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. С. 67; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 204; Макар. Симон. Синаксарь. М., 2011. Т. 4. С. 54. А. В. Кузьмин Иконография Изображения П. в наст. время неизвестны, однако он неоднократно упоминается под 3 мая в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. Его облик уподобляется внешности св. князя-страстотерпца Бориса, представленного на иконах средовеком: «…подобием рус, брадою, аки князь Борис, и ризами такожде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53); «Рус, брадою аки князь Борис и ризами» (БАН. Строг. 66. Л. 108, кон. XVIII в.; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об., 20-е гг. XIX в.); «Рус, аки Борис князь» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 154 об., 30-е гг. XIX в.). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 189. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2581897.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010