Воронежской епархии будут переданы мощи священномученика Петра (Зверева) 16 июня 2009 г. 13:38 14 июня митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий встретился с православной молодежью областного центра. Общение прошло в стенах здания молодежного отдела епархии, расположенного при возрождающемся Богоявленском храме. В дар приходу владыка преподнес ковчег с 21-й частицей святых мощей, среди них: частицы преподобных Киево-Печерских Нестора Летописца, Илии Муромца, Агапита, врача безмездного, Дамиана целебника; преподобного Петра Афонского; части гроба священномученика Владимира Киевского, рясы святого праведного Иоанна Кронштадтского. Перед началом беседы митрополит Сергий совершил в храме молебен перед ковчежцем со святыми мощами. На встрече владыка сообщил, что на днях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал рапорт, согласного которому Воронежской и Борисоглебской епархии будут переданы мощи (за исключением главы) священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Глава же по-прежнему будет пребывать в Преображенском мужском монастыре на Соловках, где иерарх принял мученическую кончину. Предполагается, что мощи будут перенесены в первой декаде августа. А на октябрь планируется освящение кафедрального Благовещенского собора, куда будут перенесены мощи первосвятителя земли Воронежской Митрофана. Совершить чин освящения приглашен Святейший Патриарх. Воронежская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/674859.htm...

Муч. Мелетия. Серапиона и друг. 25+ 3-е Обрет. честн. главы св. Иоанна Предтечи. Сл. см. 24 Февр. С. мч. Ферапонта, ен. Кипрск. 26. Ап. Карпа, ед. от 70-ти. Ап. Алфея. – В. мч. Георгия нового. Сл. Муч. 27. С. мч. Ферапонта, еп. Сардинск. и Преп. Ферапонта, Белоезерского чудотворца. Муч. Феодоры дев. и Дидима воина. – Обрет. мощей преп. Нила, Столбенск. чудотв. Сл. Преп. 28. Пр. Никиты, еп. Халкидонского. Мчц. Еликониды. – Св. Игнатия, еп. Ростовского, чудотв. Сл. см. 23 Мая. 29. Пр. мчц. Феодосии девицы, и другие Пр. мчц. Феодосии. – Преставл. св. блаж. Иоанна, Христа ради юрод., Устюжск. чудотворца. Сл. Преп. 30. Пр. Исаакия испов. Царегр., игум. Обители Далматские. 31. Ап. Ерма. Муч. Ермия и Философа. М. иуний, или июнь. 1. Мч. Иустина философа и другого Мч. Иустина, и с ним Харитона, Хариты, Валериана, и проч. – Пр. Дионисия Глушицкого: Сл. Препод. Преп. Агапита, Печерск., врача безмездного. 2. Св. Никифора, патр. Конст. исповедника. – B. мч. Иоаина нового, мученного в Белеграде. Сл. Мучеников. 3. Мч. Лукиллиана и с ним отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, и Павлы дев. C. мч. Лукиана, еп., Тарсянина. Перен. мощей св. Димитрия царев. 4 Св. Митрофана, патр. Констан. Муч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. – Св. Зосимы, еписк. Вавилона Египетского. 5. С. мч. Дорофея, еп. Тирского. Муч. Маркиана, Никандра, Аполлона, Леонида и др. Преставл. благов. кн. Феодора Ярославича. Преп. Феодора пустынника. Убиение кн. Игоря. Пр. Анувия испов. Блаж. Копстантина, митр. Киев. 6. Пр. Виссариона чудотв., и Пр. Илариона нового. Пр. мучц. дев Архелаи, Феклы, Сусанны. 7. С. мч. Феодота Анкирского. Мчц. Кириакии, Калерии и Марии. С. мч. Маркелла папы Римск. и иже с ним. 8. B. мч. Феодора стратилата. См. 8 Февраля. Пр. Ефрема, патр. Антиохийск. Пр. Зосимы Финнкийского. 9. Св. Кирилла, архиеп. Александ. Апостол. Евангелие. – Пр. Кирилла, игум. Белоезерского. Сл. Преподобных. Мчц. Феклы, Марфы и Марии. 10. C. мч. Тимофея, еп. Прузского. Муч. Александра и Антонины девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

231 Интересно, что донесение архим. Макария произвело в душе еп. Агапита «некое особенное чувство»: «С одной стороны подействовала на меня давняя известность мне вашего лица и отчасти положения после академических трудов, с другой – настоящий подвиг всепрямо апостольский, примерный, вожделенный для всякого пастыря, для всей Христовой церкви» («Том. епарх. вед.», 1895, 20. «Церк. вед.», 1896, 2). 232 «Мысли» эти впервые изданы редакцией «Православного благовестника» в 1893–4 гг. (и в 1894 г. – отдельно) по списку В. А. Арсеньева, сделанному им в Волхове с рукописи, полученной от самого о. Макария. Еще раньше в журнале «Миссионер» за 1874–8 гг. они были напечатаны в извлечениях и по другому списку. 233 О повсеместном и всеобщем обучении архим. Макарий думал и раньше, как видно из письма к нему м. Филарета от 28 авг. 1837 г. «О заведении училищ по деревням, не думайте, чтобы здесь не думали. Но легче подать мысль, нежели исполнить. У меня многие священники, по приглашению моему, вызвались безмездно обучать крестьянских детей; но детей сих нельзя гнать к ним насильно» (125). 234 Историческая оценка идей архим. Макария – в статье И. И. Ястребова: «Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников (миссионеров». (Прав. благовестник, 1894, III и 1895, I и II). 235 «Письма», 50, 51. Нечто подобное рассказывается в воспоминаниях C. В. Ландышева об архим. Макарие, очевидно со слов последнего (Миссионер, 1877, 28 – 29). Но заключение Π. В. Птохова, что «с этого и начался переводческий труд о. Макария» (о. с., 134), не имеет предпосылок ни в этом рассказе, ни в письме самого о. Макария. 236 Этими выписками из писем архим. Макария опровергаются и другие догадки о начале переводческой его деятельности – относившие его то к 1824 г. (Орлов. Еп. Вед. 1892,1549), то к глинскому периоду (Прот. Путинцев, «Алтай», 1891, 53). 237 Там он и хранится. Рукопись же перевода кн. Иова находится в архиве комиссии за 5356. П. Птохов, 136–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Ответ Священника. Само собою грешно. Тем чаще бывай у тех больных, от которых за лечение надеешься ничего не получить. За сие ты получишь от Господа Бога сторицею. Из многих безмездных врачей укажу тебе хотя на одного, которого Господь, за его безмездное врачевание, наградил вечным своим царством. Слушай! Россия имела великих и святых врачей, которых имена достойны вечной памяти. Агапит, из Киева пришедший в пещеру преподобного Антония и там остригшийся, врачевал иноков и всех бедных людей. Его сострадание простиралось так далеко, что, услышав о болезни кого-нибудь из братии, немедленно оставлял свою келью и у недужного оставался дотоле, пока искусством и молитвами не возвратил ему здравие. Сверх того, Печерский монастырь всегда видел множество болящих пришельцев, которые возвращались домой при помощи Агапита, здравы. Вскоре успехи врачевания так прославили Агапита, что Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах, находясь в тяжкой болезни и уже не надеясь получить помощи от придворных врачей, отправил нарочитого, просить св. Антония, чтобы прислал к нему Агапита. Но преподобный отшельник отрекся идти в Чернигов. «Я не могу оставить святой обители, сказал он, для сникания славы человеческой, которой убегать до последнего издыхания дал клятву самому Богу». И с посланным от Мономаха боярином отправил лекарства, предписав вместо диеты – воздержание, молитву и добрые дела. Князь скоро и совершенно выздоровев, сам приехал в Печерский монастырь, чтобы щедро наградить своего избавителя. Но св. Агапит скрылся, и Владимир принужден был привезенные для него дары оставить игумену. В изъявление своей благодарности, он вторично послал из своих придворных также с дарами, но истинный и бескорыстный врач бедных и богатых, и тогда не приняв оных, сказал посланным: «Я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих: пусть Государь твой раздаст нищим, именем Христа милостыни просящим». Сей преподобный врач и молитвенник, за три месяца предузнав свою кончину, не преставал лечить болящих братий и пришельцев до последнего часа жизни. Умер в глубокой старости н погребен в пещере преподобного Антония, где и теперь нетленно почивает 6 . 1171. Кто были Российские первомученики и как они пострадали?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Первый день. Поучение 1-е. Преподобный Агапит Печерский, безмездный врач. (Уроки из его жизни: а) врачевание болезней есть дар Божий и б) в болезни должно прибегать с молитвою к Богу). I. Ныне ублажаемый преподобный Агапит подвизался в киевских пещерах, под руководством пр. Антония; к многотрудным иноческим подвигам своим преподобный присоединил подвиг безмездного служения страждущим от болезни. Заболевал ли кто из братии, преподобный тотчас спешил оказать помощь и оставался у одра болящего до тех пор, пока больной не выздоравливал. Преподобный со всем усердием служил заболевавшему брату, сам поднимал его с постели, укладывал, переносил с одного места на другое, и все это сопровождалось молитвою об исцелении болящего. Средства, употребляемые преподобным к уврачеванию, были самые простые, и даже обыкновенные растения, употребляемые в пищу, давались больному и по силе веры и молитвы преподобного оказывали действительную помощь в самых тяжких болезнях. Слава врачевания преп. Агапита далеко распространилась, и многие недужные приходили к нему и получали пользу. Тем же, которые упрашивали его прийти для врачевания больных в город, или окрестные места, он всегда отказывал, строго держась своего монашеского обета не выходить из монастыря и боясь, чтобы снисканием славы человеческой не повредить своему спасению; ибо он глубоко веровал, что сила исцелений заключается не столько во врачебном искусстве, сколько в благодатной помощи, низводимой смиренною молитвою. Так, когда черниговский князь Владимир Всеволодович, находясь в тяжкой болезни и слыша об успехах врачевания пр. Агапита, послал просить его к себе, преподобный решительно отказался, но с посланным от князя болярином отправил растение от брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровел. Князь сам приехал в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшим ему от князя дары, не приняв их, сказал: «я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих». Этот безмездный врач и молитвенник скончался в глубокой старости около 1095 г. по Р. X. и погребен в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк. 12:42, 43 ), он должен исполнить поручение господина, не ожидая никакой награды. 1Кор.9:18 .  За чтó же мне награда? За тó, что, про­поведуя Евангелие, бла­го­ве­с­т­ву­ю о Христе безмездно, не по­льзуясь моею властью в бла­го­ве­с­т­вовании. Апостол однако не хочет исполнять порученное ему дело как раб. Он хочет делать его как человек свободный, как друг Того, Кто поручил ему это дело. Для этого он решил проповедовать безмездно. – «За что же мне награда»? т. е.: «каким же способом я решил добиться награды от Господа? (без награды Ап. не хочет работать). Так, что благовествуя безмездно, я этим делаю то, что мне не было вменено в обязанность. Этим я равняюсь с 12-ю Апостолами, которые добровольно примкнули к Господу». 1Кор.9:19 .  Ибо, будучи свободен от всех, я всем по­работил себя, дабы больше при­обрести: Самоотречение Ап. Павла не ограничивается его отказом от содержания: оно простирается на всю его деятельность. Всегда он отказывался от своих прав там, где этот отказ мог принести пользу ближнему. Он подчинялся чужим привычкам, чтобы большее число верующих приобрести для Христа. 1Кор.9:20 .  для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­обрести Иудеев; для подзакон­ных был как подзакон­ный, чтобы при­обрести подзакон­ных; 1Кор.9:21 .  для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы при­обрести чуждых закона; 1Кор.9:22 .  для немощных был как немощный, чтобы при­обрести немощных. Для всех я сделал­ся всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Здесь Ап. раскрывает мысль о своем подчинении другим ( «я всем поработил себя»). – «Для иудеев... для подзаконных». Первое выражение обозначает народность иудейскую, а второе обнимает всех, исполнявших закон, как иудеев, так и иудейских прозелитов из язычников. – «Как иудей... как подзаконный». Ап. разумеет здесь те уступки, какие он делал, вступая в общение с людьми, привыкшими смотреть на закон Моисеев как на обязательный для каждого иудея и смущавшимися всяким нарушением этого закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закон христианской нравственности есть совершенный закон свободы ( Иак.1:25 ), – он не полагает границ нашим силам и средствам для добра ни в их развитии, ни в их проявлении, ни в их приложении. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ), – вот идеал духовного совершенства, стремиться к достижению которого призван христианин. Можно ли самодовольно успокоиться, стремясь к этому идеалу, на какой-либо ступени нравственного совершенства ( Лк.17:7–10 )? Закон христианской нравственности есть закон духа сыноположения, а не духа рабской боязни ( Рим.8:15 ), и как таковой – он есть закон внутренний, написанный на сердцах наших, а не заключенный в письмени, в форме известного числа предписаний ( 2Кор.3:6 ); поэтому он требует от нас каждый раз стремиться стать выше, выйти за пределы тех обязанностей, которые прямо предписываются, и неисполнение которых влечет за собою кару правосудия; он требует от нас внутреннего, сердечного отношения к делам своих обязанностей, а не внешне-формальной исправности только; он требует от нас каждый раз добровольных трудов и подвигов, которые составляют необходимую принадлежность христианского духа сыноположения Богу и братства человечеству. Святой апостол Павел, апостольские подвиги которого представляют едва досягаемый образец христиански-нравственного геройства, не удовлетворялся однако этими подвигами, а стремился еще к большему: имея право от проповеди жить, он однако проповедовал безмездно, чтобы совершать сверх обязательное и тем снискать себе похвалу от Бога. «Если я благовествую, говорит он, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую. Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду, а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властию в благовествовании» ( 1Кор.9:16–18 ). Это слово и дело апостольское нам следует тверже помнить и чаще вспоминать, чтобы действительно направлять жизнь свою по нравственному христианскому закону (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, я невежда в слове, но не в познании. Чрез это намечает им, что чем более они хвалятся красноречием, тем более лишаются познания Бога и остаются в этом деле невеждами. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. Не так, как лжеапостолы — на деле то, а кажутся другое; но во всем, что мы делаем и говорим, известны вам: нет в нас какой-либо двойственности или лицемерия, как у тех, которые покрываются только личиной благочестия, а поступают во всем несравненно хуже. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Грешил ли я, говорит, тем, и можете ли вы обвинять меня и гордиться предо мной, чтобы я унизил себя самого, живя милостынею и терпя голод, чтобы возвысить вас, то есть утвердитесь в вере? Ибо они не соблазнялись (что и составляет величайшее их обвинение) тем, что не были бы утверждены иначе, если бы он не терпел голод. Поскольку же они клеветали на него, что он в присутствии представляется униженным, а в отсутствии хвалится, то теперь, как бы защищаясь от этого, он поражает их самих, говоря: хотя я был унижен, но для того, чтобы вы возвысились чрез это. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам. Хотя он мог бы сказать: я ел от труда рук своих; но, делая речь более выразительной, говорит: я получал от других, служа вам. Выражение же причинял издержки он употребил вместо: я лишил, и сделал их бедными. А разумеет он македонян: будучи весьма бедны, они содержали еще и меня, тогда как я был им в тягость, хотя в излишнем не нуждался, но нуждался в необходимом. Я получал содержание, но не от вас; это составляет действительно величайшее обвинение, тем более, что все это для служения вам; ибо, проповедуя вам и делая ваши дела, я питался от других.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

12:10. Посему, если в немощах обнаруживается сила Бога, святой Павел охотно терпит пакостника плоти, то есть обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа, ибо когда я немощен, говорит, тогда и силен. «Где скорбь, там и благодать, а где благодать, там и утешение, и сила к перенесению скорби (ср. 2Кор. 1:5 ). Ибо тогда душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Тогда она получает большую помощь, потому что имеет нужду в большем содействии от Бога, и достойнее большей благодати. Скорбь покоряет высокомерие, приучает к терпению, обнаруживает ничтожество человеческих дел. Ей уступают все страсти – зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев и весь рой душевных недугов. Скорбь вводит в Царство, посему к Царству тесный путь» (Златоуст). Посему и Спаситель сказал: в мире скорбни будете ( Ин. 16:33 ). V . О чудесах Апостола Павла в Коринфе с напоминанием еще раз о безмездной проповеди ( 12 :11–18) 2:11. Я, говорит, дошел в похвале себя до неразумия, вы меня к этому принудили. Я был у вас и действовал как Апостол, и вы знаете это. Вам бы поэтому следовало хвалить меня пред лжеапостолами, а вы меня принудили восхвалять себя, ибо я среди вас действовал также, как кто-нибудь из первых Апостолов, хотя я сам по себе и ничтожен. 12:12. Все, чем должен показать себя Апостол, вы могли видеть во мне в то время, когда я жил среди вас, и на ваших глазах. Вот признаки Апостольства – все переносить великодушно, и силою Божьей творить знамения и чудеса, для убеждения и утверждения в вере (ср. Мк. 16:20 ). И святой Павел во всех бедствиях своих проявил великое терпение, потом силу знамений над природою, чудеса исцелений и власть над бесами. 12:13. И однако при всем том могли подумать – не отрицаем, что все это было среди нас, но в других Церквах, где действовали верховные Апостолы, было это в большем количестве и в большей степени, лучше бы нам тех дождаться. Святой Павел и говорит им: подите, осмотрите все Церкви, и ни в одной не найдете ничего такого, чего бы не было и у вас. Одно только есть, чем вы обделены, то, что я не был вам в тягость и не докучал вам содержанием. Все другие Церкви, и мною основанные, и другими Апостолами, не свободны от этого. Но если это вы считаете несправедливостью с моей стороны в отношении к вам, то простите мне такую вину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

18 Ибо не тот испытан, кто о самом себе заверяет, но тот, о ком заверяет Господь. Глава 11 1 О если бы вы, хотя бы немного, терпели мое неразумие! Но и терпите меня! 2 Ведь я ревную о вас Божией ревностью. Ибо я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистой девой. 3 Но как змей обманул Еву хитростью своею, боюсь, как бы мысли ваши не развратились, отвращаясь от простоты и чистоты во Христе. 4 Ибо если кто-то приходит и проповедует другого Иисуса, Которого мы не проповедали, или если вы получаете духа иного, какого не получали, или Евангелие иное, какого не принимали, – то вы это прекрасно терпите. 5 Ибо думаю, что я ни в чём не уступаю тем «сверхапостолам». 6 А хотя я и неискусен в слове, – но не в познании. Но мы это всячески показали вам во всём. 7 Или грех я совершил тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно благовествовал вам Евангелие Божие? 8 От других церквей я отнимал, получая плату для служения вам, 9 и будучи у вас и оказавшись в нужде, я никому не стал в тягость: ибо недостаток мой восполнили братья, пришедшие из Македонии; и я сам постарался не обременить вас ни в чём, и буду стараться. 10 По истине Христовой во мне скажу: похвала эта не будет отнята у меня в странах Ахаии. 11 Почему? Потому ли что я не люблю вас? Бог знает. 12 Но что делаю, то и буду делать, чтобы не дать повода ищущим повод оказаться такими же, как и мы, в том, чем они хвалятся, 13 Ибо они – лжеапостолы, коварные работники, принимающие вид апостолов Христовых. 14 И не диво: ибо сам сатана принимает вид ангела света. 15 Потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей праведности: конец их будет по делам их. 16 Снова говорю: да не подумает кто, что я неразумен. А если не так, примите меня хотя бы как неразумного, чтобы и мне немного похвалиться. 17 То, что говорю, не по Господу говорю, но как бы в неразумии с такой уверенностью в похвале. 18 Так как многие хвалятся по плоти, и я буду хвалиться. 19 Ибо вы охотно терпите неразумных, сами будучи разумны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010