Его святыми молитвами и ныне среди постоянной борьбы да не лишатся русские люди брашна: особенно же вечно пребывающего и земного – творения воли Божией, и небесного – насыщения души, когда явится Его слава. И этим святолепным брашном да насладимся мы с преподобным Прохором; уже не вкушением листьев лебеды и пепла, но зрением цветущего прежде веков естества Божия и взятого с земли естества человеческого, которые соединены во Христе – Боге и человеке. Ему с безначальным Его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Его Духом подобает всякая слава ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Марка пещерника 11 января (29 декабря) Повелений которого слушались мертвые, и с ним преподобного Феофила, которому мертвец Иоанн уступил высшее место, и слезами которого наполнились два сосуда. В древнем и в более близком видениях сперва Иезекиилю Пророку, а потом наперснику Христову, явилось в ликах ангельских между другими одно животное, имеющее подобие льва ( Иез. 1:10 ; Откр. 4:7 ). Это таинственное знамение свойственно святому евангелисту Марку и нашему Печерскому Марку. Ибо как лев будит своим голосом мертвые свои порождения, так и голосу этого преподобного Бог дал такую власть, что и мертвые братья пробуждались и слушались его. Поэтому и достойно упомянуть о нем среди ангельского лика. Ибо, нося в чине ангельском иноческий образ, он пожил равноангельской жизнью, как свидетельствует его святолепное житие. Итак, начнем повествовать о нем. Время подвигов этого блаженного Марка лучше всех указаний определим тем достохвальным событием, что при нем были перенесены честные мощи преподобного отца нашего Феодосия из пещеры в святую великую церковь . Блаженный Марк, приняв иноческий образ, жил в пещере, искапывая в ней своими руками много мест не только для того, чтобы скрываться там на молитву, но и для погребения умершей братии, и выносил землю на своих плечах. И так трудился он постоянно в этом богоугодном деле, ожидая на небе богатой награды, на земле же не желая брать ее. Если кто насильно, по любви, давал ему какую-нибудь вещь за копание могилы, – он отдавал убогим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доблестный же страдалец и праведного Иова истинный подражатель святой Пимен, беспрестанно благодаря Бога, лежал в страданиях своих двадцать лет. Пришло время преставления его. И было знамение в Печерском монастыре: явилось три огненных столпа ночью над трапезой, поднимаясь на верх церкви. Господь ведает, что предсказывало то знамение, но истинно было то, что Тот, Кто творит ангелами Своими духов и служителями своими огонь пылающий ( Пс. 103:4 ), уже прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, как за Лазаревой ( Лк. 16:22 ), ибо в тот день многоболезненный внезапно стал здоров и поведал, что, как предсказали постригавшие его, его исход приблизился. Встав, он обходил все келии, кланяясь всем и прося прощения. Больным же братиям сказал: «Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня». И вдруг, по его слову, болезнь отступила от них, и они, выздоровев, пошли за ним. А он, войдя в церковь , причастился Божественных Тайн и потом, взяв погребальный одр, понес его (причем никто не указывал ему дороги) к пещере, в которой он никогда не был и которой никогда с рождения своего не видал. Войдя же в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, на котором желал быть положенным. Потом он открыл пречудную тайну, указав на гробы братьев, лежащих вблизи. «Здесь, – сказал он, – вы положили в этот год двух братьев – одного без схимы, а другого в схиме. Которого вы положили без схимы, того найдете в схиме; ибо он много раз хотел постричься в нее, но не позаботился о том, однако явил дела, достойные этого образа, и потому по смерти Господь даровал ему схиму. Другого же брата, которого вы положили в схиме, вы найдете без схимы. При жизни он не хотел ее и не показал дел достойных, но говорил так: „Если увидите меня отходящим из этой жизни и уже умирающим, тогда постригите меня в схиму“. Не помнил он сказанного: Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа... ( Пс. 113:25–26 ). И потому отнята от него схимническая благодать и дана показавшему достойные дела, „ ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет“ ( Мф. 25:29 ). Третий брат положен здесь много лет назад, и он весь истлел, но схима его остается нетленною. Она сохраняется на обличение и осуждение ему, ибо он делал дела, недостойные схимнического образа. Потому что в лености и грешных делах провел всю свою жизнь, не поминая Того, Кто сказал: „ Кому же дано будет много, много взыщется от него“ ( Лк. 12:48 ). И если его не избавит молитва преподобного Антония и Феодосия, не избежит он суда страшного Судии. Ибо пострижение схимническое не приносит никакой пользы таким людям, которые не имеют дел, избавляющих от мук».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Разговор с Трифоном иудеянином». В 165–166 годах. Кроме помянутых, древним известны были сочинения св. Иустина: «Замечание о душе», а также: «Обличение против Еллинов», «Речь против Еллинов», содержавшие в себе обличение язычества. Святым Иоанном Дамаскиным сохранена значительная часть не дошедшего до нас сочинения Иустина «О Воскресении». Известный церковный историк Евсевий утверждает, что Иустином была написана книга «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и книга «Против Маркиона». Сам Иустин философ в первой апологии упоминает о своем сочинении против ересей. Самым замечательным произведением Иустина философа являлось сочинение — диалог против иудеев под заглавием «Разговор с Трифоном иудеянином». Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженник св. горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная, подвижничсская жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших, под его руководством, проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г., 7 мая. Память его 10 июля. Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год. Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год. Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную четвертым Вселенским собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ или естеств, пребывает не в двух — ибо человеческая природа в Лице Бога-Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В древней Руси вообще существовал взгляд на армян, как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Говоря сие, блаженный Агапит был в таком изнеможении, что уже не мог двигаться, но к нему в сию минуту принесли болящего из Киева и, дивною силою Божией, встал Агапит с одра своего, как бы никогда не болевший, взял обычное зелье, которое употреблял в пищу и показал Армянину, который почел оное за Александрийское. Улыбнулся его невежеству Агапит и, дав зелье болящему, молитвенно его исцелил; потом сказал Армянину; «вкуси со мною сего зелья, потому что мне иначе нечем тебя угостить». Отрекся Армянин по причине своего поста; тогда блаженный спросил его, какой он веры? и услышав, что Армянской, с гневом изгнал его из своей кельи. Чрез три месяца, по своему предсказанию, преставился к Господу блаженный Агапит и, поскольку был безмездный на земли врач, многую восприял на небеси мзду, где уже нет никакой болезни. Честные мощи его были погребены в пещере преподобного Антония. Вскоре после кончины Святого, пришел в обитель Печерскую Армянин и объявил игумену желание свое принять православие вместе с иночеством; ибо ему явился блаженный и напомнил ему обещание, угрожая смертью, если сего не исполнит; веровал он, что и более трех месяцев прожил бы угодник Божий, если бы ему угодно было оставаться на земле. Игумен с радостью постриг в иночество обращённого в православие, внушив врачу телес чуждых, заботиться более о спасении своей души, по примеру безмездного блаженного врача Агапита. (Из Патерика Печерского). 2-го Июня иже во святых отца нашего Никифора Патриарха Царьграда исповедника. В тот же день святого великомученика Иоанна пострадавшего в Белграде. Страдание Иоанна Нового Мученика Белградского Григорий священноинок, игумен обители Пантократоровой и пресвитер великой Церкви, родом из Молдовлахии, написал сию повесть о страданиях Иоанна Белградского или Сочавского, по месту его погребения в кафедральном соборе бывшей митрополии Молдавской. Трапезонт был местом рождения сего доблестного воина Христова, около половины пятнадцатого столетия, и промыслом его была торговля, но купли житейские не отвлекали его от пути к небесному царствию и милосердие было одною из высоких его добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Некто из богатых киевских граждан был в проказе, и много лечился у врачей, волхвов и иноверных людей, ища помощи, но не получал ее, а впал в еще худшее состояние. Тогда кто-то из друзей понудил его идти в Печерский монастырь, и просить Печерских отцов помолиться о нем; он едва на это согласился. Когда он был приведен, игумен приказал напоить его водой из колодца и помазать ему голову и лицо. И он переполнился весь гноем за свое неверие; с плачем, в сетованиях возвратился он в свой дом, и много дней не выходил на свет, стыдясь своего срама, и говорил друзьям своим: «Покры срамота лице мое, чужд был братии моей и странен сыном матери моея», за то, что не с верой пришел я к преподобным отцам Антонию и Феодосию, – и всякий день он ожидал смерти. Но, придя в себя, задумал он исповедать все свои согрешения, и потому снова прибыл в Печерский монастырь к преподобному Алипию и исповедовался пред ним. Преподобный же сказал ему: «Хорошо сделал ты, чадо, исповедав Богу грехи твои пред моим недостоинством; так и пророк исповедует Богу: „ ... сказал: „Исповедую Господу преступления мои“, и Ты снял с меня вину греха моего“ ( Пс. 31:5 )». Он много поучал его о спасении души, и, взяв иконописных красок, разрисовал его лицо, помазав гнойные струпы. Потом, введя его в церковь , причастил его Божественных Тайн, и приказал умыться водой, которой обыкновенно умываются священники после причастия, и тут спали с него струпы, и вернулось к нему благообразие прежних дней, когда он был здоров. И в чудотворении этом препод. отец наш Алипий подражал Самому Христу. Как Христос, исцелив прокаженного, велел показаться ему иерею ( Мф. 8:4 ), и принести дар за очищение свое, так и этот преподобный приказал прокаженному своему показаться пред ним, когда он будет одет по чину иерейства, и принести дар, о котором говорит пророк: « Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму» ( Пс. 115:3, 4 ). Тут же помянем и о даре: правнук этого прокаженного за его очищение оковал киот над святым престолом в церкви Печерской золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но враг не оставил злого умысла своего. У этого блаженного Григория был маленький садик, в котором он сеял растения и садил плодовые деревья. Однажды, по наущению того же врага, пришли другие воры и, влезши в тот сад, наполнили свои мешки овощами; когда же подняли ношу на себя и хотели идти, не могли сдвинуться с места и стояли неподвижно под тяжестью ноши два дня и две ночи. Наконец, они стали вопить: «Отче святой, Григорий, пусти нас, мы покаемся в нашем грехе и более не будем делать такой вещи». Услышав это, черноризцы пришли и захватили их, но не могли свести с того места. Тогда спросили их: «Когда вы сюда пришли?» Воры же отвечали: «Два дня и две ночи стоим мы здесь». Черноризцы сказали им: «Постоянно проходя здесь, мы не видели вас». Они же отвечали: «И мы, если б видели вас проходящими, просили бы со слезами ходатайства к старцу, и, уже в изнеможении, начали мы вопить: просим вас, умолите святого чудотворца, чтоб отпустил нас». Григорий пришел и сказал им: «Так как вы пробыли праздными всю вашу жизнь и крали чужие труды, сами же не хотели трудиться, отныне стойте здесь праздными прочие годы, до кончины жизни вашей». Они со слезами молили старца отпустить их, обещаясь не делать больше такого греха. Старец умилился над ними и сказал: «Если хотите трудиться своими руками и трудом вашим питать других, тогда пущу вас». Воры с клятвой сказали: «Никогда не преступим твоего слова». И сказал им Григорий: «Благословен Бог, укрепляющий вас. Отныне вы будете работать на святую братию и от своего труда приносить им нужное», – и с тем отпустил их. И воры, за злое дело в том малом саду, много трудились, работая на землях Печерского монастыря до конца жизни. И в третий раз покушался соблазнитель и искуситель через воров приступить к блаженному с таким искушением. Пришли однажды к Григорию трое людей не тайно, как воры, но открыто, как просящие помощи и хотели искусить его. Двое из них стали просить святого, ложно говоря на третьего: «Отче, этот друг наш осужден на смерть. Молим тебя, постарайся избавить его, дай ему что-нибудь, чтоб он выкупом освободился от смерти». Блаженный, провидя духом, что то, что ложь их сбудется на самом деле, жалостливо прослезился и сказал: «Горе этому человеку, потому что пришел день погибели его». Они же сказали: «Если ты, отче, дашь что-нибудь, он не умрет». Так говорили они, желая взять у него что-нибудь и разделить между собой. Чудотворец же, как прозорливый, сказал им: «Если я и дам, он умрет. Но спрошу у вас, на какую смерть он осужден?» Они отвечали: «Он будет повешен на дереве». И сказал им прозорливец: «Правильно судите: завтра это сбудется». С этими словами он сошел в пещеру, где, храня себя от земной суеты, имел обычай творить молитву и, вынося оттуда оставшиеся, последние свои книги, дал им, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послушав его, брат пошел в монастырь и нашел всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему: «Брат, Марк говорит, что место для тебя еще не готово, подожди еще здесь до утра». Когда он это при общем изумлении сказал, вдруг мертвец открыл глаза, и душа его возвратилась в него, и он был тот день и ночь жив, никому ничего не говоря и только смотря открытыми глазами. На утро брат, приходивший прежде, опять пошел в пещеру узнать о месте, приготовлено ли оно. И святой сказал ему: «Иди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено в пещере со святыми отцами. Ибо место готово». Брат, придя, сказал все это ожившему. Тот же, закрыв очи свои, предал дух в руки Божии. И так, с честью был положен в пещере на приготовленном месте. И все удивлялись этому преславному чуду, как по слову блаженного ожил мертвец и опять умер по его слову, и прославляли Бога. И еще. Были в том же Печерском монастыре два брата, соединенные сердечной любовью с самой юности, одинаково обо всем мыслившие и имевшие одинаковую ревность к Богу – Иоанн и Феофил. Они умолили блаженного Марка устроить им одно общее место для погребения тел их обоих, когда повелит Господь. Пожив долго вместе, старший из них, Феофил, уехал куда-то по монастырскому делу, а младший, Иоанн, угодив Богу, разболелся, умер и положен был в пещере на приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился с дороги и, узнав о смерти брата своего, начал сильно скорбеть и, взяв с собой нескольких иноков, пошел в пещеру, желая видеть, на каком месте положен умерший. Видя же, что он положен в той общей могиле на верхнем месте, негодовал и роптал на Марка, говоря: «Зачем ты положил его здесь на моем месте? Я старше его». Пещерник, как смиренный, кланяясь ему, говорил: «Прости, брат, меня, согрешил я!» Потом, обратившись к умершему, он сказал: «Встань, брат, дай то место старейшему тебя брату, сам же ляг на нижнем месте». И вдруг, по слову блаженного, мертвый встал и лег на нижнем месте, и все пришедшие туда видели это, и чудо было для них страшно и полно ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще был христолюбивый муж из того же города Киева, который поставил церковь  и захотел устроить для украшения ее семь больших икон; с этой целью он дал серебра и иконные доски двум знакомым инокам Печерского монастыря, прося их сговориться о написании тех икон с Алипием. Но те монахи не сказали ничего Алипию, а серебро присвоили себе. Через некоторое время заказчик послал к монахам узнать, написаны ли его иконы. Они же отвечали, что Алипий требует больше серебра. И опять получили присланное этим человеком серебро, и присвоили его себе, и, так как они были бесстыдны, опять послали к нему, говоря на святого неправду, что он требует еще столько же, сколько получил. Христолюбивый тот муж дал и в третий раз, говоря: «Я хочу только молитвы и благословения от дел рук его». Алипий не знал ничего о поступке тех монахов. После всего этого прислал тот человек, желая узнать наверное, готовы ли иконы. Монахи же, не найдя, что ответить, сказали ему: «Алипий троекратно взял у тебя серебро, а теперь не хочет писать икон». Поэтому тот христолюбивый муж с многочисленными вооруженными людьми пришел в Печерский монастырь к преподобному Никону и поведал ему, как опечалил его Алипий. Игумен призвал его и сказал: «Зачем, брат, сделал ты такую неправду вот этому сыну нашему? Много раз просил он тебя, и давал, сколько ты требовал; ты же обещался и, взяв столько серебра, не пишешь ему икон, между тем как иногда ты пишешь их даром». Алипий отвечал ему: «Отче честный, твоя святыня знает, что я никогда не ленился в этом деле; а теперь не знаю, о чем ты говоришь». Игумен снова сказал ему: «Трижды брал ты цену за семь икон, и доселе не написал их». И для обличения святого послал принести доски тех икон, которые пред той ночью видели не зарисованными в одной монастырской келий. Также велел он призвать тех монахов, через которых заказчик давал деньги святому, чтоб они показали против него. Посланные за досками пришли и нашли на досках прекрасно изображенные иконы, и принесли их к игумену с его окружающими. Видя это, все изумились, и в ужасе трепетно пали на землю, и поклонились тем нерукотворенным образам Господа, Пречистой Богоматери и святых Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ Святыня храма Св. мощи преп. Агапита Печерского, врача безмездного Святые мощи Агапита Печерского, врача безмездного доступны для поклонения в Киево-Печерской лавре, города Киева . Агапит творил добро в тайне, даже заговоренная его молитвами травинка оказывалась целительной от различных заболеваний. Современная наука до сих пор не может объяснить это явление. Не могут ученые также объяснить тот факт, что все живые объекты после пребывания у его мощей, покоящихся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, приобретают необычные свойства, а люди обретают физическое и, что более важно, духовное исцеление. Самое интересное, что существует информация о неделе с 25 февраля и о необычных свойствах мощей Святого в эти дни, загадок ученым только добавилось... Не только мощи Агапита Печерского, но и иконы, портреты с его ликом несут в себе огромную духовную силу. добавлено 09 окт 2015 13:48 Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/3121/

Благодарственный молебен о врачах совершен в Киево-Печерской лавре 1 июня 2020 г. 13:08 31 мая 2020 года в Крестовоздвиженском храме Успенской Киево-Печерской лавры  был совершен благодарственный молебен о врачах. Богослужение возглавил наместник обители  митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , сообщает сайт монастыря . «Во время молебна были вознесены сугубые молитвы о врачах, которые в период распространения коронавируса трудились и боролись за жизни наших соотечественников», — говорится на сайте. По окончании богослужения митрополит Павел обратился к молящимся, среди которых были медицинские работники, с благодарственным словом. Владыка наместник поблагодарил врачей за самоотверженное служение ближнему и за то, что благодаря их трудам вирусная инфекция не распространилась на Украине так, как во многих других странах. «Вы вовремя оказывали помощь тем, кто в этом нуждался, в том числе и заболевшей братии Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Пусть же Господь по молитвам всех угодников Печерских, преподобных Агапита, врача безмездного, Ипатия целебника, Дамиана целебника и всех святых укрепляет вас в ваших трудах. А молитвы о вас будут непрестанно возноситься братией в нашей святой обители. Да хранит вас Господь», — сказал митрополит Павел.  Всем молящимся архипастырь вручил памятные подарки. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5645518.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010