В Чет. Минее Житие и Страдание, от его сочинений собранное и от Евсевия, IV. 16, 17, и Никифора III. 32. (Act. SS. apr. II. р. 104. Fabr. VII. 52). Жизнь св. муч. Иустина, в Првбавл. к Творениям О. Ц. 1849. стр. 404. Март. Р. 13 апр. Мес. В. Свв . мучч. Иустина, Харитона, Хариты жены, Евелписта, Иеракса, Неона и Валериана. Скончались от меча в Риме, после истязаний от градоправителя Юния Рустика, в 163 году. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. iun. I. р.16. Муч. Иустина, пострадавшего с Харитоном и др., многие не отличают от Иустина философа ). Мес. В. Есть служба. (В ней воспоминается »мудрый Иустин»). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого. Основатель Глушицкого монастыря; преставился в 1437 г. Празднование установлено Московским собором 1547 г. «Бе же видом святый: мал телом и сух излише плотию, главу имяше немалу, брови окружени, лицо долго, влущени скрании, тихи имея очи, браду имея до персий густу, власы светлорусы в полседины». Пролог. Есть служба. Преп. Агапита Печерского, врача безмездного. Киевлянин, постриженный при преп. Антонии, преставился около 1095 г. Чет. Минея от Патерика печерского. 2 Св. Никифора исповедника, патриарха Цареградского. Преемник св. Тарасия, родился в 758 году, рукоположен в патриарха 12 апр., в день св. Пасхи, 806 г.; управлял церковью 9 лет без одного месяца, заточен от Льва Армянииа 13 марта 815 г. Скончался 2 июня 829 года. Мощи его перенесены в Царьград в 846 г. »Бяше сей всем подобен Кириллу Александрийскому ». Чет. Минея. (Act. SS. mart. р. 294, 704. Fabr. VII. р. 603). Март. Р. 13 марта. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. великомуч. Иоанна Сочавского, мученного в Белграде. ТрапезонтянИн.По делам торговым плывя в корабле одного неправославного Фряга, имел с ним состязание о вере. Когда пристали к берегу у Бела града, Фряг донес градоначальнику, что Иоанн желает переменить свою веру и присоединиться к солнцепоклонникам, к коим принадлежал градоправитель. Следствием сей клеветы были сперва увещания, потом истязания. Мученик скончался от меча иудеянина (1492). Спустя 70 с лишком лет после его кончины, Молдовлахийский воевода Иоалександр, при архиеп. Иосифе, перенес мощи мученика в Сочаву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После сугубой ектении митрополит Амвросий вознес молитву о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери. По заамвонной молитве перед старинной вышитой пеленой с изображением святителя Арсения Тверского, ковчегом с частицей его святых мощей и мощей Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву святым, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто посетил в этот день восстанавливающийся монастырь, основанный святым Тверским епископом Арсением. По окончании богослужения архипастырь благословил всем молящимся трапезу на территории обители в шатре. Для паломников и гостей был организован концерт, для детей — катание на лошадях. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример служения родной земле и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская, а также святитель Арсений, епископ Тверской, молитвами и трудами которого в 1394 году был основан Жёлтиков монастырь и построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Святитель Арсений был погребен в Жёлтиковом монастыре в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. Жёлтиков монастырь был основан в 1394 году святителем Арсением, епископом Тверским, по подобию Киево-Печерского монастыря. Он находился в нескольких километрах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружен сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери. В начале ХХ века обитель постигла судьба многих храмов и монастырей. Монастырь был практически весь разрушен, не осталось ни одного храма. 11 ноября 2020 года на территории Жëлтикова монастыря митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чин закладки храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В основание храма была положена частица мощей преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. За 333 дня храм был возведен, наполнен необходимой церковной утварью, на колокольню были подняты колокола.

http://patriarchia.ru/db/text/5944947.ht...

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Священник и врач: готовность 1 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. 19 декабря, 2011 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк по собственному опыту знает, как трудно вести разговор с женщиной, решившейся на убийство своего еще не рожденного ребенка. И потому он убежден: о грехе аборта надо обязательно говорить с молодежью, воспитывая в ней отвращение к этому преступлению. Об этом и других направлениях служения белгородских священников – беседа с отцом Михаилом. Крещение в кювезе – Отец Михаил, вы настоятель больничного храма блаженной Матроны Московской в Белгороде. И вот уже год возглавляете епархиальный отдел по социальному служению. Насколько тесны связи Церкви с лечебными учреждениями Белгородчины? – В епархии налажено очень хорошее взаимодействие с Департаментом здравоохранения и социальной политики Белгородской области. В Белгороде уже давно все лечебные учреждения окормляются священниками. В нашей епархии есть опыт создания храмов, которые одновременно являются и приходскими, и больничными; раньше они располагались в каком-нибудь корпусе больницы. В сентябре 2007 года был освящен храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской при Центральной районной больнице г. Губкин, в 2010 году был построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» на территории Белгородского областного онкологического диспансера. Храм во имя святой блаженной Матроны Московской, в котором я служу настоятелем, находится при Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа Белгородского (она рассчитана на 1200 пациентов), и действует уже семь лет. У нас в храме три главные святыни – это иконы с частицами мощей безмездного врача преподобного Агапита Киево-Печерского, святителя Иоасафа Белгородского и икона блаженной Матроны Московской, написанная по просьбе нашего владыки в Москве, в Покровском монастыре, и подаренная нашему храму в день его открытия в 2004 году.

http://pravmir.ru/a-gde-zhe-psixbolnye/

Исполнился радости Антоний и благословил Бога, призывая молитвы Матери Божией и святых отец афонских на созидаемую обитель. Он послал одного из иноков к Великому Князю просить у него под монастырь гору, которая возвышалась над пещерой, и с радостью уступил ее Изяслав. Тогда Феодосий основал на горе пространную церковь , которую благолепно украсил и поставил около нее кельи и ограду с башней; новая эта лавра прозвалась Печерской, в память прежних пещер, где обитали иноки. Феодосий утвердил ее не только извне, но и внутри, уставом общежительным, который получил из Царьграда из обители Студийской, и отселе устав сей распространился во все обители Русские. Благодать Божия изливалась чудными дарами на преподобного, исцелениями и пророчествами, не только исцелял он духовно, но и телесно своими молитвами, смиренномудрием покрывая дарованную ему благодать; он подавал болящим зелье, которым питался, вместо благословения, и они получали здравие; подражателем этого чудного образа врачевания оставил по себе Антоний преподобного Агапита Печерского, безмездного врача. Предсказания его вскоре сбылись: однажды три Князя Ярославичи, Изяслав с братьями Святославом и Всеволодом, идучи на брань против половцев, пришли принять благословение от великого Антония; он же, провидя на них гнев Божий, прослезился и сказал: «Грехов ради ваших, будете побеждены от варваров; многие из воинов падут от острия меча, другие потопятся в реке во время бегства, иные же будут уведены в плен.» Исполнилось слово старца и горькое претерпели поражение на реке Альте Князья Русские, едва сами спасшиеся от бегства. Шимону сыну Князя Варяжского, в то же время предсказал Антоний, что не только спасется от смерти в той же брани, хотя уже будет лежать посреди мертвых, но по истечении многих лет первый возляжет в церкви каменной Печерской, которой будет ктитором. Шимон, возвратясь из этой брани, исповедал преподобному Антонию, что действительно лежал он посреди избиенных, но некая сила Божия извлекла его с поля битвы и исцелила от ран, и что лежащему при Альте, как некогда на море, когда бежал от дяди своего из Варяг, виделась на небесах та чудная церковь , которую должно ему основать в лавре Печерской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1. Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского (службу зри 20 декабря) . Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах. Служба мч. Иустина Философа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Кронштадтского (см. в Минее 20 декабря) в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 1-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» Триоди, глас тот же: «Родился еси...». Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси...», со стихами. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее по обычаю. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» Триоди, глас 6-й: «На горах святых зряще...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). Примечание. С этого дня до отдания Вознесения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...», кроме Недели 7-й по Пасхе и отдания Вознесения. По 3-й песни – кондак мученика, глас 2-й; седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» тот же светилен.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-14/

Предстоятель Украинской православной Церкви совершил отпевание духовника Киево-Печерской лавры архимандрита Аврамия (Куявы) 23 сентября 2020 г. 10:48 22 сентября 2020 года в Успенском соборе Киево-Печерской лавры состоялось прощание с новопреставленным архимандритом Аврамием (Куявой), который 26 лет исполнял послушание духовника Киево-Печерской обители. Чин отпевания совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , сообщает сайт Лавры . Гроб с телом почившего был установлен в Успенском соборе Лавры накануне вечером, были отслужены парастас и панихида. Перед отпеванием наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил заупокойную Божественную литургию. Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к собравшимся со словом , в котором рассказал о жизненном пути новопреставленного духовника обители. «Будем молиться, дорогие братья и сестры, чтобы Господь упокоил в селениях праведных отца Аврамия, где пребывают все святые угодники Божии, дабы и нам в установленный день дать добрый ответ перед Престолом Всевышнего!» — сказал Блаженнейший владыка. По окончании богослужений сонм архиереев, духовенства и верующих простились с почившим. Затем был совершен крестный ход к кладбищу на Дальних пещерах, где состоялось погребение. Архимандрит Аврамий (в миру Куява Адам Макарович) родился 24 апреля 1926 года в Волынской области. В 1954 году был зачислен в число братии Киево-Печерской лавры. Нес различные послушания, в том числе келейника епископа Нестора (Тугая). В 1959 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан пресвитера. Перед закрытием обители в 1961 году был тайно пострижен в схиму с именем Агапит в честь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного. Сподвижниками отца Аврамия были известный кавказский пустынножитель Мардарий, в схиме Алексий (Данилов), почаевский старец Ахила, в схиме Феодосий (Орлов), схиархимандрит Исаия (Коровай), схиархимандрит Феофил (Россоха), возродивший Свято-Троицкий Китаевский монастырь г. Киева, схиархимандрит Серафим (Соболев), монах Руф (Резвых) и многие другие. После возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской лавре отец Аврамий вернулся в обитель. С 1994 года до последних дней своей жизни исполнял послушание духовника братии, а также окормлял киевлян и паломников, приезжавших за духовным наставлением из других городов и стран. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5694801.ht...

Был у преподобного другой любимый лошак; того велел привести Амфилохий и, без всякого понуждения, легко довез он тело до пустыни, как бы чувствуя, что воздает последний долг своему господину. На другой день погребено было нетленное тело, в избранной им пустыне, и с тех пор и до ныне истекают от его гроба исцеления всем, которые призывают имя его с верою. Таким образом, хотя и не желал преподобный никакой славы, ни в сей жизни, ни по смерти, но крепкая сила Божия его прославила по слову Господню: «прославляющих меня прославлю». Сораспявшийся со Христом, сподобился от него дара чудес и, наслаждаясь вечно его лицезрением, украсился венцом блаженства, в стране живых, там, где глас непрестанно празднующих и веселящихся жилище. Он подражал в добродетельном житии древним праведникам: стяжал незлобие Иаковлево и страннолюбие Авраамово, и если освященный Савва был благорассудительный строитель общего жития в Палестине, то и сей Дионисий не составил ли общежития в наших родных пределах, и не процвела ли при нем пустыня, как некогда Иорданская! (Из сборника жития Святых Вологодских, рукопись библ. Гр. Уварова, бывшей Царского). Житие Преподобного Агапита безмездного врача Печерского Когда прославлен был великий Антоний Печерский дарованием исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру сей блаженный Агапит, желая душевного исцеления, чрез пострижение в иноческий образ, и постригшись во всём последовал ангельскому его житию. Видел он, как сей великий подвижник сам служил болящим и молитвою их исцелял, но смиренно покрывая сие чудное действие молитвы, под видом некоторого врачества давал им зелья от своего брашна, и поревновал своему старцу в благих делах. Когда заболевал кто-либо из братии, Агапит оставлял свою келью, чтобы служить болеющему, подымал и полагал его на одре, перенося на своих руках, с непрестанною молитвою о его спасении; иногда продолжительна бывала болезнь, ибо Господь испытывал веру и терпение раба своего, доколе не сподобился быть причастником благодати Антониевой, и он также стал исцелять болящих молитвою, давая им зелье от своего брашна, почему и прозван был врачом и многие приходили к нему за исцелением из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Поликарп был постриженником Киево-Печерского Монастыря. Одно время он был поставлен на игуменство в Косьмо-Демьянский киевский монастырь. Затем, как явствует из «Послания» Симона Владимирского, возвратившись в Печерский монастырь, Поликарп стал искать епископства при поддержке вдовы великого князя Ростислава Рюриковича и ее брата, – Юрия Всеволодовича Суздальского. По-видимому, в своем письме духовному отцу он просил в этом его содействия, однако в ответ получил строгое наставление о смирении и поучение об истинном смысле монашеского жития. Это наставление послужило для Поликарпа добрым уроком. Последующее время своей жизни он посвятил аскетическим трудам и собранию сведений о житии и чудесах подвижников Печерской обители. Скончался Поликарп около 1234г. и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры. Авторству монаха Поликарпа принадлежит дошедшее до нас «Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых и блаженных черноризцех печерских», включающее описание подвигов Никиты затворника, Епископа Новгородского, Лаврентия затворника, Агапита-безмездного врача, Моисея Угрина, Прохора лободника, Спиридона просвирника, Алипия иконописца, Иоанна многострадального. Восприняв письмо епископа Симона не как частный документ, но как духовное сочинение общецерковной значимости, Поликарп продолжил труд своего учителя, причем в своем послании к архимандриту Акиндину прямо указывал, что передает ему рассказы «о святой и блаженной братии нашей, чтобы и будущие после нас черноризцы узнали о Благодати Божией, бывшей в святом этом месте...» По своей начитанности, «книжной мудрости» и писательскому мастерству Поликарп значительно превосходит Симона. Он не только передает устные рассказы свидетелей жизни и подвигов печерских отцев, но и стремится согласовать эти сведения с летописными известиями, а подчас и противопоставить официальной точке зрения летописца версию, основанную на монастырском предании. Так Поликарп резко осуждает корыстолюбие великого князя Святополка Изяславича, обличает жестокость Мстислава Святополчича, беззаконные деяния Ростислава Всеволодовича. Причину народных бедствий Поликарп видит в Божьем наказании земли за злодеяния и «нестроения правителей». Монастыри и монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много было на том Соборе у правоверных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные никак не хотели согласиться с православным учением. Тогда святейший Анатолий, посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам: «Напишите на свитке исповедание вашей веры, также и мы напишем своё исповедание, и оба свитка, запечатанные, положим в гроб на честныя мощи святой великомученицы Евфимии; будем поститься и соборне молиться Богу, чтобы Он чрез эту угодницу Свою открыл нам, какое исповедание правильное». После этих слов святейшего Анатолия, все одобрили его совет, и написали два свитка: правоверные свой, а зловерные свой, запечатали своими печатями, открыли гроб святой, положили оба свитка у неё на груди, закрыли опять гроб, приложили царскую печать, приставили стражу и три дня постились и молились. С наступлением четвертого дня пришёл царь и весь Собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у неё в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правоверным исповеданием. Тогда все несказанно обрадовались, прославили Бога, воспели похвальные песни с благодарением святой великомученице и поклонились с теплою любовию её чудотворным мощам. И тотчас объявили православную веру, как утверждённую Богом и чудесно возвещённую святою великомученицей, а еретическое зловерие предали проклятию. Многие из еретиков, увидев такое чудо, обратились к православию, а кто оставался непреклонным, тех лишили сана и сослали в заточение. С этого времени иконописцы начали изображать на иконах святую великомученицу Евфимию со свитком в правой руке, в незабвенную память этого славного чуда во время IV Вселенского Собора. Как тогда, так и после святая мученица не переставала творить чудеса и источать из своих честных мощей благоухающую миром кровь... IV. Из книги «Жития Святых» св. Димитрия Ростовского, за июнь 1. Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010