Святая, строго подвижническая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей всякого звания и возраста (см. 12 окт.), и даже опытные в духовной жизни приходили к нему и оставались разделять с ними иноческие труды и поучаться его душеспасительными беседами. Народ смотрел на него, как на пастыря и учителя, посланного Богом для просвещения края, и обращался к нему, как к отцу, в телесных и духовных нуждах. Преподобный был истинным отцом каждого из искавших у него помощи, всех «просвещая верою» и «утверждая стадо» «палицею божественною, словесы медоточными». Будучи питателем бедных, он щедро удовлетворял всех неимущих. Преподобный был искусный живописец (см. мон. Волог. и Новгор. еп.), ковач меди и строитель одежд. Занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Сам делая все своими руками, преподобный ни одной минуты не проводил без труда и тогда только принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. За 7 лет до своей кончины пр. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце, ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти, и нередко простаивал над нею на морозе всю ночь, помышляя о том, как бы избежать хлада тьмы кромешной. Скончался он в 1437 г., на 75 году своей жизни. На Московском соборе он был причислен к лику святых и ему было установлено общее русское празднование; служба ему написана в 1548 г. Мощи его почивают под спудом в Сосновецкой обители. Тропарь и Кондак см. 10 янв. (33 стр.) Совершается собор его во обители его. Парем. и Утр. Ев. см. 10 янв. ( Ап. Гал.5:22–26; 6:1–2; 213 зач. Ев. Лк.6:17–23 ; 24 зач.). Пр. Агапита Печерского, врача безмездного. Родом из Киева, инок Печерской обители, он всех, одержимых болезнями, лечил без всякой платы, давая им вкушать те травы, которые он сам употреблял в пищу. Скончался он не позднее 1095 г. мирно, за 3 месяца предузнав свою кончину. Ему есть особая с славословием служба. См. 28 сент. См. 12 окт. 2 . А. Иже во святых отца нашего патриарха Константина града, исповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

За это потребовали Феодора и стали мучить, когда он отговаривался, – говорил, что забыл, где снова зарыл клад. Потом послали за Василием, не выходившим уже 15 лет из пещеры: Василий, разумеется не зная, что происходило под его именем, привел в недоумение и досаду князя Мстислава своими неясными ответами, и тот, думая, что он запирается, тогда как сам же прежде ему доносил, застрелил его стрелою. Василий, умирая, предрек Мстиславу лютую смерть, и она сбылась в битве с Давыдом Игоревичем. При умственной покорности – знание не считалось достоинством. В повестях Печерского монастыря, знание и земная мудрость являются даром бесов. Так о преподобном Никите рассказывают, что к нему явился бес и научил его понимать одни только книги Ветхого Завета, так что он мог пророчествовать. По составившемуся некогда юному понятию о знании, вместе с ним соединялось верование в пророчество; знать, быть мудрым, значило вместе – делать чудеса, говорить то, чего другой не скажет, одним словом, делать то, чего другой никто не может сделать и для чего нельзя придумать обыкновенных способов. Но когда святые отцы, сошедшись около Никиты, прогнали бесов, Никита стал прежним невеждою и сподобился впоследствии низводить дождь с неба на произрастения земные. О Лаврентии-затворнике рассказывается, что когда он пошел в затвор и получил благодать целить беснующихся и к нему приводили больных, бесы научили его по-гречески, изощрили его способности; но когда другой святой молитвами исцелил его от бесовского искушения, Лаврентий забыл все свои знания. Печерский монастырь неблаговолил к иноверцам. Так в житии св. Агапита, безмездного врача, рассказывается, что когда к нему пришел врач Армянин, то несмотря на свое смирение, как скоро он узнал, что это Армянин, то воскликнул: почто смел еси внити и осквернити келию мою и держати за грешную мою руку? Изыди от мене, неверне и нечестиве! В ответе св. Феодосия Изяславу Ярославичу на вопросы о варяжской вере, святой муж порицал варяжскую веру: там не только обвиняют последователей западного христианства в ядении кошек и псов, и удавленины, но говорят и о крайних непристойностях при брачном обряде. В поучении и ответе советуется – не давать католикам есть и пить из сосуда своего, и если придется дать по крайней нужде, то непременно вымыть сосуд; приказывается не только не принимать чужеверного к себе, но проклинать всякое чужеверье. Так как раздаяние богатств нищим не имело в себе цели, а само по себе составляло цель, так точно и труд предпринимался и считался полезным не по плодам его, а сам по себе, в своем процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

«Возьмите их, но если они не будут вам нужны, верните мне». Они взяли книги и вышли, и стали смеяться, говоря: «Продадим их и разделим то, что выручим». Видя еще у святого плодовые деревья, они сказали: «Придем в эту ночь и соберем эти плоды». Ночь настала, и эти три вора пришли. Григорий молился тогда в пещере. Они загородили извне дверь пещеры, в которой старец молился. И один из них, который называл себя повешенным, взлезши на дерево, стал рвать яблоки; и ветвь, за которую он держался, отломилась, он упал, а стерегшие в страхе убежали. Упавший, в то время как летел книзу, был защемлен другой ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Григорий же, будучи заперт, не мог быть с братией на утрене в церкви. Братия, вышедши из церкви, пошла посмотреть, отчего его нет, ибо это было для него необычно. Они увидели на дереве висящего мертвого человека и устрашились; потом, поискав, нашли Григория запертым в пещере. Он вышел и велел снять висящего. Увидев его товарищей, пришедших вместе с другими посмотреть на мертвеца, сказал им: «Смотрите, как окаянная ваша ложь сделалась правдою. Бог не бывает поругаем ( Гал. 6:7 ). Если б вы не затворили меня, то я бы пришел помочь несчастному, чтобы он не умер. Но, так как враг приучил вас к обману и лжи, вы лишены теперь милосердия». И ругатели, видя, что сбылись слова блаженного, пали к ногам его, прося прощения. Григорий же осудил их работать Печерскому монастырю, чтоб с тех пор, в поту лица трудясь, они ели хлеб, и даже питали прочих своими трудами. Так и окончили они с детьми своими жизнь, работая в Печерском монастыре рабам Пресвятой Богородицы и ученикам преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но надо рассказать о смертном страдании, которое потерпел святой. Случилось однажды, монастырский сосуд был осквернен тем, что в него попало нечистое животное. Чтоб очистить его, блаженный спустился к Днепру почерпнуть воды. Князь Ростислав Всеволодович оказался там в то же время. Он направлялся в Печерский монастырь для молитвы и благословения, так как шел со своим братом Владимиром Мономахом в поход против половцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Многострадальный исполнил это, он был избавлен от нечистой брани. Также и другого страстного брата тот же святой Иоанн избавил от той же пакости, когда дал страдавшему страстью одну кость от мощей преподобного Моисея, чтоб приложить к своему телу, – как это описано в житии преподобного Иоанна Многострадального. Будем и мы, избавившись от всякой нечистоты, иметь вождем, наставляющим молитвами своими на путь спасения, преподобного Моисея, чтобы с ним поклониться Лицу в Троице покланяемого Бога, Которому слава ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 31 (18) июля Он ради девства много пострадал и живым закопался в землю до груди. Со словами «учителя языков» – « многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14:22 ) – согласно слову возлюбленного ученика Иисусова Иоанна Девственника, который сказал: « Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» ( Откр. 1:9 ), – с этими же словами согласна и жизнь возлюбленного ученика Пресвятой Богородицы Печерской, Русского нашего девственника Иоанна, называемого Многострадальным. Много скорбей вынес он ради девства, посвященного небесному Жениху. Все свое житие сам Многострадальный, уже находясь при смерти, поведал по следующей причине. Часто к этому преподобному, затворившему себя в одном темном месте в пещере преподобного Антония и тут проведшему всю свою жизнь, приходил один из братии, боримый диавольским внушением к плотскому вожделению. И молил он святого помолиться Господу об ослаблении страстей его. Преподобный же Иоанн сказал ему: «Мужайся, брат, и да крепится сердце твое, потерпи Господа и соблюди пути Его, и не оставит тебя в руках врагов наших, и не предаст в добычу зубам их». Отвечал ему брат, искушаемый страстью: «Верь мне, отче, если ты не подашь мне облегчения, то никогда не успокоюсь я и буду переходить с места на место». Преподобный Иоанн сказал ему: «Зачем хочешь ты предать себя на съедение врагу, уподобиться человеку, который стоит близ пропасти, к которому пришел враг и внезапно столкнул его вниз, и бывает падение такого человека тяжело, так что он не может более встать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды этот блаженный, делая обычную свою работу, развел огонь, чтоб печь просфоры, и от вырвавшегося пламени загорелась крыша келий. Тогда блаженный, взяв мантию свою, закрыл ею устье печи и, завязав рукава власяницы своей, побежал с ней к колодцу, наполнил ее водой, и, поспешно возвращаясь с водой, звал братию, чтоб помогли ему тушить. Братия, сбежавшись, увидала дивную вещь – мантия, которой блаженный закрыл устье печи, не сгорела и вода, которой погасили пожар келий, не вытекла из власяницы. И прославили громко Бога. Был у блаженного Спиридона помощник – один брат, именем Никодим, который во всем был с ним единомыслен и единонравен, в молитве и в ручном труде. Оба они ревностно и богоугодно послужили в деле печения просфор тридцать лет, чисто и непорочно совершая свое дело и, преставившись в добром исповедании, насыщаются славы Божией, которую видят уже больше не под видом предлагаемого хлеба, но лицом к лицу. Их святыми молитвами да насытимся достойно и мы хлеба жизни, благодати и славы Христа Иисуса. Ему с Богом Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и поклонение, ныне и присно и во веки веков, аминь. Послание преподобного отца нашего Поликарпа ко блаженному Акиндину, архимандриту Печерскому О святых блаженных черноризцах Печерских, жития которых помещены в этой второй части. Господу поспешествующу и слову утверждающу – дерзнул я написать к твоему благоумию, пречестный архимандрит всея Руси, отец и господин мой Акиндин. Склони ко мне благоприятно твой слух, которому я буду рассказывать о жизни, делах и знамениях дивных и блаженных людей, бывших в святом Печерском монастыре, которые слышал я от господина моего, Симона, епископа Владимирского и Суздальского, брата твоего, бывшего черноризца Печерского, который рассказал мне грешному о подвигах святых и преподобных отцов, скончавшихся в обители Пречистой Божией Матери. Да услышит твое благоразумие слова моего младоумия и несовершенного смысла. Однажды ты спрашивал меня, приказывая поведать тебе деяния тех черноризцев. А я, зная грубость мою и неизящество приемов моих (ведь я всегда о всяком предмете со страхом беседую с тобою), как могу рассказать понятно о сотворенных ими знамениях и чудесах преславных? И не много я рассказал тебе о тех преславных чудесах, а большую часть забыл от страха и, смущенный пред благочестием твоим, рассказал неточно. И вот, постарался я письменно поведать тебе о святой блаженной братии нашей, чтоб и те черноризцы, которые будут после нас, узнали о благодати Божией, бывшей в этом святом месте, и прославили Отца небесного, явившего таких светильников в Русской земле, Печерском святом монастыре, в котором одновременно было до тридцати мужей, могущих словом изгонять бесов, как то признал сам враг, о чем рассказано в житии преподобного Лаврентия затворника: «К пещере же, – сказал он, – бесы и не смеют приближаться, ради положенных в ней святых черноризцев, которых имена вписаны в книге жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. Поселянин Часть вторая Содержит жития святых преподобных и богоносных отцов наших Печерских, которые преподобный отец наш Поликарп, бывший впоследствии архимандритом Печерским, лично слышал от святого Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и описал в послании своем к блаженному Акиндину, тогдашнему архимандриту Печерскому. Житие преподобного отца нашего Никиты затворника 13 февраля (31 января) Он прельщен был диаволом, явившимся ему в образе ангельском, и стал тогда премудрым и пророком; когда же покаялся, забыл все; потом же был епископом и чудотворцем Новгородским. Больше других бывают почитаемы такие храбрые воины, которые привыкли сражаться не в полку, но в одиночку устремляются на врага; и, если Господь часто и попускает их пасть на время, чтоб не превозносились, но, видя их прежнее рвение и мужество, не оставляет их до конца, восставляет их и делает непобедимыми. Из таких храбрых воинов Христовых в Печерском святом монастыре были преподобный Исаакий затворник и этот блаженный Никита, о котором достохвальный Поликарп, по рассказу святого Симона, свидетельствует так: Во время игуменства преподобного Никона был в Печерском святом монастыре брат, именем Никита. Он начал просить игумена благословить ему подвизаться наедине, войдя в затвор. Игумен препятствовал этому, говоря: «Чадо, нет тебе пользы, будучи юным, сидеть в праздности. Лучше тебе будет остаться с братией и работать на неё, и ты не лишишься награды своей. Ты сам видел нашего брата Исаакия Печерского, как в затворе он был прельщен бесами, если бы не спасла его великая благодать Божия, по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия!» Никита же отвечал: «Никак, отче, не прельщусь я такой вещью; но желаю стать крепко против козней бесовских, и буду молить человеколюбца Бога, чтоб и мне подал дар чудотворения, как Исаакию затворнику, который и доныне творит много чудес». Игумен снова сказал ему: «Свыше сил желание твое. Берегись, чадо, чтоб, превозносясь, не ниспасть, я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание твое ты будешь увенчан от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я, грешный, подражаю писанию древних святых. Ибо они повествовали и с великим трудом разыскивали святых, подвизающихся в пустынях и горах, и пропастях земных. И писали о них, иных святых видев сами, других же слышав житие и богоугодные дела, и мы, читая их, наслаждаемся теми духовными повествованиями. Я же, недостойный, не достиг истинного разума и не видел ничего из описанного; но, руководясь тем, что слышал, написал для тебя, отец, то, что рассказал мне преподобный епископ Симон. Я не обходил никогда святых мест, не видел ни Иерусалима, ни Синайской горы, так что не могу прибавить ничего к повести, чем, по обычаю, украшают речь свою умелые рассказчики. Но я не буду ничем хвалиться, как только святым этим монастырем Печерским и бывшими в нем святыми черноризцами, их жизнью и чудесами, которые поминаю я с радостью, ибо и я грешный желаю молитв тех святых отцов. Много же старания нужно для того, чтоб вспомнить, похвалить и ублажить всех, скончавшихся в Господе здесь, в этом блаженном Печерском монастыре; потому что они посвятили себя Богу молитвой и богоугодными делами не с одиннадцатого часа, но от юности своей, и, пожив много лет, в доброй старости отошли ко Господу. Ни на один день и час не изменяли они своего молитвенного правила. Они были насаждены в доме Божией Матери, и потому процвели как пальмы, и возвысились как кедры на Ливане ( Пс. 91:13 ), в поощрение нам и к теплейшему усердию к соревнованию им и подражанию добродетельной жизни их, во славу же и честь Всесильному и Всеблагому Подателю обильных щедрот и в немощах наших крепкому и скорому Помощнику, Христу Богу нашему, Которым мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Ему от всей твари подобает боголепное поклонение ныне и присно, и во веки веков, аминь. Читать далее Источник: Киево-Печерский патерик: полное собрание житий святых, в Киево-Печерской лавре подвизавшихся/сост. тремя Печерскими святыми : Нестором, летописцем Печерским, Симоном, еп. Владимирским и Суздальским и Поликарпом, архим. Печерским ; в новом полном переводе Е. Поселянина. - 2-е изд., с рисунками. - Москва : Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1900 (Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнерев и К°). - 394 с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие иконы в храмах обители снабжены мощевиками с частицами мощей изображаемых святых. Радостно поражало то, что, посещая обитель батюшки Зосимы, часто можно было приложиться к мощам празднуемого святого. «Чудные мощи нетленные лежат, любимые всеми, преподобного Агапита, чудотворца Печерского... Сколько благодати от них идет, сколько утешений идет от этого безмездного врача. И смотришь на эти сухенькие ручечки, лежащие во гробе, и думаешь: «Сколько блага вы, доброго сделали!» Травы собирал, лечил всех, молился за всех, мази тер, все делал, лекарем, целебником был для народа». 341 «Господь хранит для нас всех великое утешение – святую лавру Киево-Печерскую. И Господь сподобляет многих бывать там. Хоть и в трудные времена лавра живет. И духовно трудно очень бывает, но братия есть, службы совершаются. Мощи святые все облаченные, лампадочки неугасаемые горят над ними. И люди не в музей идут, а идут помолиться дедам-прадедам нашим, поклониться нашим покойничкам великим, телесам, святым мощам угодников Божиих, попросить их благодатной помощи и поддержки. И сколько люди получают эту благодатную поддержку во святой Киево-Печерской лавре!» 342 С какой-то необыкновенной нежностью батюшка Зосима всегда говорил о Матери Божией, о связанных с Ней святынях: «Чтоб чистенький храм был, иконочки, все во дворе подбелить, церковку. Надо будет все привести в порядок – весна уже пришла. Чтоб Благую Вратарницу нам встретить, чистенький храм Божий и чистенькие души чтоб наши были. Чтоб с радостью мы поклонились Благой Вратарнице. И чтоб нам Матерь Божия отверзла Сама двери райские Царствия Небесного». 343 Иорданская вода 344 «Зарядку духовную получили освящением, Иорданской водой побеждать всякую силу, нечисть диавола. И чтобы Иорданская великая агиасма хранилась в каждом доме, в каждом святом углу, и была нам всем эта вода на утешение, во исцеление и в духовную радость. С великой агиасмой ничего не страшно. Только не храните ее где-то среди горшков... Святая водичка в святом углу всегда стоит, как святыня великая наравне с иконами святыми, подписана, что это святая вода Иорданская. Благоговейно, как мы благоговеем святыни, такую и благодать получаем». 345 Пост

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого решил прп. Феодосий оградить монастырь оградой мысленной, то есть уставом, определяющим жизнь иночествующих не только в затворе, но и монастыре. Он начал искать подходящий для указанной цели монастырский устав. И в данном случае ему поспешествовали молитва и благословение преподобного отца нашего Антония; нашелся один честный инок Студийского монастыря, по имени Михаил, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. К нему-то и обратился преподобный игумен об уставе отцов Студийских: как поются у них песнопения, что и когда читают, как держать поклоны, спрашивал о стоянии в церкви и седании на трапезе, о роде пищи и днях поста. Подробно узнав обо всем от Михаила, прп. Феодосий установил все это и в своем монастыре. А от Печерского монастыря Студийский устав переняли и все другие русские монастыри. Преподобный Антоний, проводя уединенную жизнь в другой пещере, славя Бога в молитвах и подвигах, преуспевая во всех добродетелях, телесных и душевных, восходил от силы в силу. И изливалась благодать Божия чудными дарами на преподобного исцелениями и пророчествами. Не только исцелял он духовно, но и телесно своими молитвами, смиренномудрием покрывая данную ему благодать. Преподобный Антоний подавал болящим вместо благословения зелие, которым питался, и они получали здравие. Подражателем сего чудного образа врачевания он оставил по себе преподобного Агапита Печерского, безмездного врача (память 1/14 июня). О даре же предвидения святого Антония, кроме других примеров, свидетельствуют еще следующие. Три князя Ярославича: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский, отправляясь на войну с половцами, пришли к преподобному Антонию, прося благословения. Он же, провидев гнев Божий, имеющий их постигнуть, сказал им: «За ваши грехи вы будете побеждены варварами и обращены в бегство. Многие из ваших воинов утонут в реке, другие будут взяты в плен, а остальные падут от меча». Что и сбылось после битвы на реке Альте, когда князья, едва сохранив жизнь, бежали: Изяслав и Всеволод — в Киев, Святослав — в Чернигов. Половцы же рассеялись по юго-восточным окраинам Русской земли, пленяя и губя ее жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1780 годом датировался не сохранившийся иконостас работы киевского резчика Андрея Здорилковского. Серебряные царские врата к нему выполнил в 1802 г. известный киевский ювелир Самсон Стрельбицкий. Оклад престола был изготовлен в 1878 г. Во второй половине XIX в. здание было искажено надстройкой второго этажа над палатой. Во время Второй мировой войны Никольская церковь очень пострадала от пожара. В 1956-1958 г.г. она отреставрирована архитектором Евгенией Пламеницкой в формах XVIII в., поздние надстройки разобраны. Сейчас храм является составной частью Киево-Печерского заповедника. http://churchs.kiev.ua Церковь каменная, одноэтажная, является частью больничного корпуса. Главный купол образован сомкнутым восьмичастным сводом, завершается барочной грушеобразной главой. Живопись новая, мозаики нет. Иконостас деревянный, резной, крашеный и золоченый, в три яруса. Царские врата из серебра, на них шесть серебряных окон. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г. Больничный монастырь В бытность свою князем Святослав Давидович, помимо церкви, основал Больничный монастырь в составе Киево-Печерской лавры, хотя и с собственным игуменом. Ранее нищие, больные и калеки находили приют в странноприимном доме с большой гостиницей, предназначенной для здоровых богомольцев. Устроенный Феодосием, он поглощал десятую часть монастырских доходов, хотя благотворительность братии этим не ограничивалась: каждую субботу из ворот Больничного монастыря выезжала повозка с хлебом для заключенных городских тюрем. Больница лавры была одним из первых лечебных учреждений Древней Руси. Монахи ухаживали за пациентами, лечили которых лучшие врачи своего времени, владевшие методами греческой и восточной медицины. К сожалению, летописцы не сообщили имен даже самых знаменитых «лечцов». Первым наименованным русским врачом стал печерский инок Агапит (?–1095), «безмездно» исцелявший молитвой и зельем всех, кто смог добраться до ворот обители. Сам преподобный был родом из Киева, но никогда не покидал монастыря, исполняя обет, данный умирающему Антонию. Одновременно с ним в Киеве практиковал некий армянин, беглым взглядом определявший степень болезни и день кончины человека. Однажды он предсказал скорую смерть знатному боярину, но тот получил исцеление от Агапита. В житии печерского врача сказано, что «он претерпел много скорбей от завистливого армянина, который хотел его отравить, но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему».

http://sobory.ru/article/?object=09797

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010